может обостриться ситуация с преступностью, другими асоциальными явлениями. Усиление политической протестной активности вряд ли произойдет, по той причине, что протестовать будет некому. В результате подобной ситуации государство получит гигантские провалы в отношении плотности населения на всей территории, а по пограничным регионам это чревато прямой утратой российских земель.
Несмотря на столь нерадужные перспективы, подобная хронология событий в моногородах представляется вполне вероятной. Тем не менее многое будет зависеть от проводимой экономической политики, от ориентированности ключевых политических фигур на внутренние проблемы государства, от мудрости российского руководства в среднесрочной и долговременной перспективе. Каким образом и по какому сценарию, оптимистическому или пессимистическому, будет развиваться ситуация в российских монопрофильных поселениях - покажут ближайшие годы.
Примечания
1 См.: Перезапуск города моторов. Детройт признан банкротом - крупнейшее банкротство в США. URL: http://
удк 316.37
www.gazeta.ru/business/2013/12/04/5782673.shtml (дата обращения: 04.02.2014).
См.: Гусев В. В. Социальное самочувствие молодежи в российском моногороде (на примере г. Вольска Саратовской области) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология 2013. № 2. С. 3. См.: Таежные россыпи. URL: http://liberea.gerodot.ru/ neoglot/rosgold.htm (дата обращения: 04.02.2014). См.: Гусев В. В. Российские моногорода : проекты будущего или архаичное наследие прошлого // Власть. 2012. № 10. С. 24.
См.: У «Русского вольфрама» нашелся собственник. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1159424 (дата обращения: 10.02.2014).
Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 10.02.2014).
См.: Фурсов А. И. Вперед, к победе! Русский успех в ретроспективе и перспективе. («Коллекция Изборского клуба»). М. : Изборский клуб ; Книжный мир, 2014. С. 88, 246.
АтталиЖ. Краткая история будущего : пер. с фр. СПб. : Питер, 2014. С. 8-9.
См.: Упадок Детройта // Википедия : [сайт]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 11.02.2014).
социальная интеграция личности: социологический подход к анализу понятия
Ю. В. селиванова, д. В. Зайцев
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]
в статье с позиций социологического подхода проводится анализ понятия «социальная интеграция личности». осуществляется исторический обзор развития данного термина, раскрывается его трактовка с точки зрения разных авторов. Социальная интеграция рассматривается как процесс системного включения индивида в социокультурные отношения посредством организации совместной интерперсональной деятельности с целью удовлетворения комплекса потребностей.
Ключевые слова: социальная интеграция личности, социализация, принадлежность индивида к социальной группе, совместная деятельность, социально-интеграционные процессы, инклюзия.
social Integration of the Personality: sociological Approach to Analysis of the Concept
Yu. V. selivanova, D. V. Zaytsev
The article examines the sociological approach to the analysis of the concept of the personality's social integration. The development of this term from the historical perspective and its treatment by different authors are investigated. Social integration is regarded as the process
of systematic inclusion of the individual into social and cultural relations by means of interpersonal collaboration activities with the aim of satisfying the complex of needs.
Key words: social integration of personality, socialization, identity indie kind of a social group, joint activities, social integration processes, inclusion.
Каждая наука оперирует совокупностью категорий, понятий, которые отражают ее сущностные характеристики, содержательную направленность, а также являются междисциплинарными с учетом многоаспектности, вариативности и контекстуальности социального знания. Именно точность определения категорий, понятий способствует развитию методологии научных исследований, повышению степени достоверности их результатов.
Одним из понятий, социологическая трактовка которого отличается разнообразием мнений, наличием множества подходов, является «социальная интеграция личности». Данное понятие выступает одним из важных в контексте социального развития, социологического познания социальной реальности. Интеграция имма-
2
3
4
5
6
7
8
9
© Селиванова Ю. В., Зайцев Д. В., 2014
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2
нентно присутствует в целевых установках как отдельных личностей, так и целых социальных групп, сообществ. Это определяется ее значимостью для успешной жизнедеятельности индивидов в терминальной и инструментальной перспективе.
Известно, что в социологии категория «интеграция» заимствована из таких наук, как математика, биология, физика. Интеграцию можно рассматривать и как состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, и как процесс, ведущий к такому состоянию. Надо отметить, что интеграции сама по себе носит комплексный, междисциплинарный характер и поэтому является общим предметным полем различных наук: философии, социологии, педагогики, психологии, медицины, культурологии.
Процесс социальной интеграции личности исследовался классиками социологии и современными учеными. Проблема социальной интеграции традиционно рассматривалась на со-циетальном и интерперсональном уровнях. Это обусловлено значимостью объединения, консолидации людей для оптимального достижения их личных и общих целей. Методологические подходы и теоретические предпосылки к пониманию интеграционных аспектов социального пространства, анализу социального порядка, социальной интеграции заложены, прежде всего, в фундаментальных классических работах Ф. Армстронга, П. Бурдье, Э. Гидденса, Б. Малиновского, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тенниса. Развернутый анализ проблем социальной интеграции представлен в аспекте глобализации как макроинтеграционного процесса в трудах У. Бека, И. Валлерстайна, В. Мура, Н. Лумана, Г. Терборна, М. Уотерса. Среди отечественных ученых здесь следует назвать Д. Иванова, М. Лебедеву, Н. Покровского, С. Татунц, М. Халикова.
Несмотря на явный интерес ученых к проблеме социальной интеграции, ее социологическая интерпретация требует продолжения изучения в плане теоретико-методологического оформления понятия, что, в свою очередь, и обусловливает актуальность представленного исследования.
Понятие «социальная интеграция» (от лат. integratio - соединение) характеризует процесс объединения частей в целое1. Взгляды ученых на механизмы интеграции социальных систем претерпели определенную трансформацию. Наличие интеграции социальной системы на базе общих для всех ее членов ценностей и норм было установлено М. Вебером, Э. Дюркгеймом, В. Парето, Р. Парком2. Представители функци-оналистской антропологии - Б. Малиновский, К. Клакхон, А. Радклифф-Браун - довели идею социальной интеграции до представления о полной интеграции общества3. Однако в данном случае нам представляется затруднительным дать ответ на вопрос о том, что выступает объ-
единяющим социальные системы - само общество, или что-то иное.
Э. Гидденс в своей социологической теории трактует интеграцию как упорядоченное взаимодействие между индивидами, социальными группами, построенное на отношениях автономии и зависимости между его участниками4. У П. Сорокина сходство индивидов становится фундаментом социально-интеграционных процессов. При этом крайне важна степень данного сходства и его специфика, характерные черты5. Общепринятым, в том числе и на повседневном уровне, является мнение, высказанное П. Бур-дье, - «нет ничего более универсального и объединяющего, чем трудности, которые необходимо преодолевать индивидам»6.
С точки зрения Д. Торнера, с учетом наличия полиморфизма дифференцированных социальных единиц, можно говорить об имманентности проблем интеграции процессу диф-ференциации7. Ее усиление «сопровождается усовершенствованием процесса интеграции»8, что позитивно сказывается на целостности всей социокультурной системы. В этом проявляется цикличность социальных процессов, соотносимых с цикличностью процессов мироздания.
В данном контексте заслуживает внимания социологический подход Т. Парсонса, отмечавшего наличие нормативной и ценностной интеграции и актуализировавшего важную роль социализации в процессе «включения» индивида в общество - в более широкие формы социального интеракционирования9. При этом важными становятся способность людей к координации своих усилий, символической унификации и трансформации деструктивных конфликтов в конструктивные (в риторике Л. Козера). Конфликты выступают фундаментом социального развития, в ряде случаев - его целью и итогом. Однако любое рассогласование интересов сменяется консенсусом, который знаменует часто начало нового этапа развития индивида, группы или сообщества.
Соответственно, с учетом социальности всей жизнедеятельности человека, его имманентного стремления к инклюзии в социум, интеграция является целью, насущной потребностью для каждого индивида. Основу интеграции составляют межличностные интеракции непосредственного и дистанционного формата. В любом случае объединяющим условием выступает совместная деятельность, в рамках которой происходят установление доверия, взаимная симпатия, принятие. Следовательно, чем выше степень данных процессов, степень выраженности данных состояний, тем выше оказывается степень социальной интеграции, и в таком случае, можно говорить об ее успешности.
По мнению Т. Парсонса, в основе всего этого лежит процесс интернализации культуры того общества, где родился индивид, который «вби-
42
Научный отдел
рает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общения со «значимыми другими», или, по П. Бергеру и Т. Лукману, перенимает их от «другого»10. В результате происходит изменение содержательных характеристик ментальности и как итог - формирование социально-интеграционного сознания, социально-интеграционной направленности личности.
Интеракция лицом-к-лицу, как указывает Р. Бернс, способствует конструированию совокупности представлений человека о самом себе11, осознанию своих собственных физических, интеллектуальных и иных качеств, формированию самооценки, а также субъективного восприятия внешних факторов. Соответственно, социальная среда, группа, общество в целом с позиций интеракционизма (Г. Блумер, Э. Гоффман, Г. Келли, Дж. Г. Мид) являются определяющими факторами специфики процесса социализации индивида. Поэтому можно говорить, что в ходе реализации определенного рода социальных отношений, воздействий, как целенаправленного, так и стихийного характера, из индивида как биотипа формируется социотип12.
В связи с вышесказанным социальная политика государства должна быть направлена на создание социально-интеграционных условий, сред, развитие культуры эффективного социального включения в различные группы общества, интериоризации (принятия) иных культур, развитие способности к установлению продуктивных практик межличностного взаимодействия на основе «освоенных ранее социальных ролей... и социального статуса, связанного с определенными правами и обязанностями»13.
Результаты проведенного теоретического анализа позволяют в качестве приоритетных условий и факторов социально-интеграционных процессов рассматривать ценности большинства, интерперсональные связи, зависимости, практики, консенсус взаимодействия14. При этом «высота» уровня социальной интеграции, с позиций дюркгеймовой теории солидарности, определяется наличием и степенью выраженности чувства принадлежности индивида к социальной группе на основании совместно разделяемых норм, взглядов, ценностей, убеждений, представлений15.
Можно сказать, что социальное объединение осуществляется всегда для достижения определенной цели. В случае социально-интеграционной инициативы личности для удовлетворения конкретной (одной) потребности совместная деятельность будет необходимой, так как только она сможет обеспечить устойчивость результата. Если личность одномоментно достигла своей цели (удовлетворила потребность) и «вышла» из межличностного взаимодействия, то это нельзя назвать интеграцией. Именно совместную деятельность и следует считать основой социальной интеграции и ее детерминирующей харак-
теристикой. Однако фундирование социальной интеграции только элементами культурного порядка не является достаточным, что обусловлено полиморфизмом как конкретных людей, так и социальных групп, общностей.
В связи с этим нами предлагается определение понятия социальной интеграции как процесса системного включения индивида в социокультурные отношения посредством организации совместной интерперсональной деятельности с целью удовлетворения комплекса потребно-стей16.
В рамках данного включения, деятельности возможно формирование объединяющих интересов, важных ценностей, которые в будущем могут составить фундамент социально-интеграционных процессов. В процессуальном контексте последовательность и успешность интеграции индивида определяются множеством факторов, на них влияют, в частности: онтогенетический потенциал личности; собственная активность индивида; семья; среда неформального общения; место жительства, географическое расположение региона; социокультурное воздействие; экономические факторы.
Социально-интеграционный процесс по своей содержательно-структурной сущности изначально бинарен. Это проявляется во взаимных усилиях части и целого, общества и личности к объединению, что может быть взаимовыгодным. Общество в идеале должно создавать условия для успешной интеграции человека, который, в свою очередь, обязан предпринять шаги к максимально эффективному «встраиванию», интрузии в социокультурные отношения. Данный процесс может осуществляться с учетом принципов социальной сплоченности, подробно рассмотренных в трудах М. Алешиной и В. Антоновой17. Реализация этих принципов и предопределяет успех интеграционных механизмов, эффективность процесса включения человека в общество, а также процесс и результат предоставления индивиду прав, реальных возможностей участия в различных (в том числе доступных) видах и формах социокультурной жизни.
Таким образом, социальная интеграция представляет собой процесс включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (вначале - игровой, затем - образовательной, трудовой, досуговой и т. д.). С позиции индивида данное стремление изначально имманентно (внутренне присуще каждому индивиду). Отношения системности наблюдаются в процессе социальной интеграции вследствие взаимовлияния составляющих ее компонентов и структур, а также их изменений. Понятие «социальная интеграция личности» отражает совокупность различных взаимодействий человека и социокультурной среды. Поэтапное линейно-концентрическое развертывание процесса со-
Социология
43
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2
циальной интеграции, стабильное участие в его реализации различных социальных институтов позволяет рассматривать включение индивида в общество как систему.
Примечания
1 Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. М. : Изд-во ИСПИ РАН, 1995. С. 233.
2 См., например: Park R. Assimilation // Introduction to the Science of Sociology / ed. by R. Park and E. Burgess. Chicago ; L. : Chicago Univ. Press, 1969. P. 734-739.
3 См.: Седов Л. А. Концепции социальной интеграции // Энциклопедический социологический словарь. С. 318.
4 См.: Гидденс Э. Устроение общества : Очерк теории структурации. М. : Академический проект, 2005. С. 74.
5 См.: Сорокин П. А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология : Антология : в 2 ч. : пер. с англ., фр., нем., ит. / сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М. : Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. С. 144.
6 Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии // Там же. С. 374.
7 См.: Тернер Д. Аналитическое теоретизирование. Процессы интеграции // Там же. С. 237.
8 Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997. С. 120.
9 См.: Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с
удк 316.4
англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. М. : Аспект Пресс, 1998. С. 15-17.
10 См.: Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МУБиУ, 1996. С. 474-476 ; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. : Медиум, 1995.
11 См.: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. М. : Прогресс, 1986. С. 45.
12 См.: ЗиммельГ. Социальная дифференциация // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв. М. : Наука, 1994. С. 339.
13 См.: Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 109.
14 См.: Аберкромби Н., Хил С., Тернер Б. С. Социологический словарь / пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1997. С. 108 ; Giddens A. Central problems in social theory : Action, structure and contradiction in social analysis. L. : Macmillan Press, 1979. Р. 77.
15 См.: Дюркгейм Э. Самоубийство. М. : Мысль, 1994.
16 См.: Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей с инвалидностью. Саратов : Научная книга, 2003. С. 31.
17 См.: АлешинаМ. В. Социальная сплоченность : концептуализация понятия и социальные реалии. М. : Изд-во ООО «Вариант», 2013 ; Антонова В. К. Мультикульту-рализм как фактор усиления социальной природы государственной службы в США и Канаде // Управление общественными институтами и процессами в России : вопросы теории и практики. Саратов : Изд-во ПАГС, 2002. С. 185-190.
специфика электорального поведения молодежи в структуре политической культуры общества
Е. В. сайганова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассматриваются основные причины и факторы избирательной активности и пассивности молодежи в избирательном процессе. Проводится анализ электоральной активности молодежи на базе опроса организаций и социологического исследования. Ключевые слова: процесс выборов, избирательная активность, электоральная пассивность, электоральное поведение молодежи.
specificity of electoral behavior of youth in the structure of political culture of society.
E. V. saiganova
The article discusses the main reasons and factors of electoral activeness and passiveness of the youth in the election process. The research is carried out the analysis of electoral activity of youth, conducted the survey of organizations and sociological research.
Key words: election process, electoral activity, electoral inactivity, electoral behavior of the youth.
Современный этап экономического и социального развития влечет за собой многоплановые изменения ценностных ориентиров всех социальных групп общества, и в частности молодежи. Молодежь как особая социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет1, проходящая стадию социализации, составляет примерно пятую часть населения страны. Это поколение, которое обеспечивает сохранение целостности нашего общества, принимая активное участие в его преобразовании на основе своего инновационного потенциала.
Реализация в общественной жизни молодежи непосредственно зависит от целенаправленной политики государства по обеспечению эффективной деятельности всех ее институтов на данном
© Сайганова Е. В., 2014