Научная статья на тему 'Социальная инклюзия старшего поколения и параметры ее оценки в современном российском обществе'

Социальная инклюзия старшего поколения и параметры ее оценки в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
515
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / SOCIAL INCLUSION / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / SOCIAL MOOD / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. / MODE OF LIFE / SELFREALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Лариса Андреевна

В статье рассматривается понятие «социальная инклюзия », предложено авторское определение термина, полученное на основе анализа зарубежных и российских исследований. На примере старшего поколения автор определяет основные параметры и разрабатывает систему показателей, которые позволят производить оценку степени социальной инклюзии с учетом особенностей исследуемой социально-демографической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the concept «social inclusion», offers the authors definition of the term, based on the analysis of foreign and Russian researches. Using the example of the senior generation, the author defines key parameters and develops the system of indicators which allows to estimate degree of social inclusion considering peculiarities of researched socially-demographic group.

Текст научной работы на тему «Социальная инклюзия старшего поколения и параметры ее оценки в современном российском обществе»

Л.А. Солдатова

кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры социологии и педагогики ФГОУВПО

*

«Россиискии государственный университет туризма и сервиса»

Социальная инклюзия старшего поколения и параметры ее оценки в современном российском обществе

Современному обществу свойственны динамические системообразующие процессы, в которых участвуют отдельные индивиды, социальные группы, слои населения, сообщества, общественные институты. Опираясь на социологические теории интеграции элементов в структуре общества, выделяя социоинженерную составляющую теорий развития общества как достижение четко сформулированных целей, рассмотрим понятие «социальной инклюзии» как процесса и результата развития общества.

В социально-гуманитарных науках термин «инклюзия» (от англ. inclusion — включение) находит применение в 1980-х гг. Публикации, где этот термин занимает ключевые позиции, лежат в области педагогики, социологии, антропологии, культурологии. В современных источниках делается акцент на различные аспекты термина «инклюзия» и специфику процессов социальной инклюзии различных социальных групп.

Впервые в социальном аспекте термины «инклюзия» и «эксклюзия» были применены английским ученым Ч. Гором в дихотомическом единстве при описании социально незащищенных категорий населения,

в том числе одиноких, пожилых, инвалидов, деликвентов, асоциальных

1

личностей и т.д.1

В среде современных европейских ученых существуют два основных подхода к интерпретации взаимосвязанных терминов

* Солдатова Лариса Андреевна, e-mail: idmi@mail.ru

1 См.: Gore Ch. Introduction: Markets, citizenship and social exclusion // Social Exclusion: Rhetoric Reality Responses / International Institute for labour studies. United Nations development program; Ed. by G. Rodgers, Ch. Gore, J. Figueiredo. Geneva, 1994.

«инклюзия - эксклюзия» и именно в таком смысле используются эти термины европейскими правозащитными движениями:

- французский подход ориентирован на социальную солидарность, инклюзию как интеграцию граждан в общественную жизнь. Такой подход предполагает, с одной стороны, признание преимущественных прав общностей на защиту их целостности, а с другой стороны, требует уважения прав любых социальных групп, не разрушающих целостность сообщества. Инклюзированными в рассматриваемом контексте являются индивиды и группы, придерживающиеся принятого социального порядка в данном сообществе;

- англосаксонский подход акцентирует индивидуальные свободы, равные права для всех граждан. В основе инклюзии и эксклюзии лежат специализация, социальная дифференциация и разделение труда. Социальная инклюзия при таком подходе в первую очередь связана с проблемами бедности и обеспечения минимального жизненного стандарта'.

Термины социальной инклюзии и эксклюзии прочно вошли в зарубежные официальные документы, связанные с реализацией социальной политики. Так, понятие социальной инклюзии используется Европейской комиссией в документах по вопросам социальной поддержки населения и обеспечения равных возможностей. Согласно ежегодно публикуемому Общему отчету о социальной защите и социальной инклюзии в Европейском Союзе к числу групп населения, для которых наиболее важен процесс социальной инклюзии, относятся пожилые граждане, безработные, бездомные, мигранты, молодые работники и др. 2

1 См.: Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал, 2000, № %, с. 5-6.

2 Joint Report on Social Protection and Social Inclusion 2010. European Commission. Luxembourg; 2010, p. 12-13.

Современный английский ученый Э.Б. Аткинсон раскрывает сущность социальной инклюзии в сравнении с социальной интеграцией. По его мнению, социальная инклюзия и социальная интеграция - это сходные общественные процессы, которые, однако, не всегда происходят одновременно в рамках одного и того же общества. Различие между данными процессами он видит в их влиянии на гармоничное социальное развитие. Так, социальная интеграция способствует лишь базовому равновесию в обществе, согласованности в основных вопросах экономической, социальной, политической и культурно-духовной жизни. При этом основные цели общества могут быть различны и не обязательно ориентированы на повышение качества жизни, устранение бедности и социальной маргинализации. Например, феодальные общества находились длительное время в равновесном состоянии, но в них существовали группы населения, для которых права и возможности активного участия в жизни общества были ограничены. Социальная инклюзия, по его мнению, направлена на формирование «общества для всех», благополучие всех групп и слоев населения, их гармоничное сосуществование'.

Таким образом, социальная инклюзия рассматривается западными учеными как процесс, ведущий к социальной интеграции в обществе, а сама интеграция - как результат этого процесса.

Разнообразные аспекты взаимосвязанных процессов социальной эксклюзии и инклюзии различных групп и слоев населения в современном российском обществе рассмотрены в работах М.С. Астоянц, Ф.М. Бородкина, Р.П. Дименштейна, В.М. Капицына, И.В. Ларикова, И.Г. Россихиной, В.Н. Ярской. Их исследования позволяют приблизить нас к пониманию социальной инклюзии, однако

1 Atkinson A.B., Marlier E. Analysing and Measuring Social Inclusion in a Global Context. United Nations publication. N. Y., 2010 // http://www.un.org/esa/socdev/publications/measuring-social-inclusion.pdf (дата доступа 26.06.2010)

единого представления о данном термине к настоящему времени не сложилось.

Неоднозначность трактовки данного термина обусловлена несколькими причинами. Во-первых, понятие инклюзии применяют и ученые, и специалисты-практики (преимущественно в сфере социальной политики), которые зачастую «говорят на разных языках». Во-вторых, социальную инклюзию нередко сводят к понятию образовательной инклюзии детей-инвалидов. Большинство общественных дискуссий по теме социальной инклюзии сосредоточено на проблемах людей с ограниченными возможностями, что создает представление о применимости инклюзии преимущественно в качестве подхода к обучению детей с ограниченными возможностями в рамках учреждений системы общего образования1.

Среди ряда российских исследователей существует мнение о том, что инклюзия - это активный процесс включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу, способствующему социальной интеграции в обществе2.

Обобщив имеющиеся теоретические представления о сущности социальной инклюзии, автор приходит к выводу, что данный процесс является взаимосвязанным с социальной интеграцией, но не тождественным ей. Социальная инклюзия составляет неотъемлемую часть процесса социальной интеграции в обществе, диалектически взаимосвязана с процессами социализации и адаптации личности, а также с воздействием нормативных структур социальной среды, и выступает как регулируемый, целенаправленный процесс в отношении рассматриваемой социальной группы по реализации включения её в активную жизнедеятельность общества. Результат социальной

1 См.: АстоянцМ.С., РоссихинаИ.Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2009, № 12, с. 187-200.

2 См.: Ярская В.Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов, 2008, с. 11-16.

инклюзии отражается в позитивном изменении образа жизни, социального настроения и самореализации.

Исследуемый социальный процесс приводит к определенным изменениям в жизни как отдельных социальных групп и общностей, так и общества в целом, что требует измерения и анализа происходящих изменений. Для этого важно выявить основные параметры и выработать систему показателей, которые позволят на научной основе производить оценку степени социальной инклюзии различных социальных групп в активную жизнедеятельность общества.

По мнению автора, представляет значительный интерес рассмотрение социальной инклюзии такой социально-демографической группы как старшее поколение. Специфика социальной инклюзии данной возрастной когорты в современных российских условиях состоит в следующем. Вследствие социально-экономических и политических преобразований произошло сокращение защитных функций государства по отношению к гражданам старшего поколения, ухудшилось качество жизни и социальное настроение. Пожилые люди имеют ослабленные механизмы адаптации к трансформирующейся социальной среде. Произошло снижение оценки роли старшего поколения и его исторических заслуг в современном обществе. В сознании значительной части населения пожилой человек имеет низкий социальный статус, не имеет перспектив и предстает объектом материальной помощи, опеки, что приводит к его дискриминации в самых различных сферах деятельности. В то же время старшее поколение обладает богатым практическим опытом, обширными профессиональными знаниями, стойкими моральными убеждениями. Одновременно с этим обострилась проблема создания благоприятной среды для повышения жизненного потенциала старшего поколения и его успешной реализации.

Опираясь на представленное определение социальной инклюзии и учитывая специфику социальных процессов в жизнедеятельности

пожилых граждан, оценку уровня социальной инклюзии старшего поколения предлагается проводить на основе трех комплексных показателей, характеризующих образ жизни, социальное настроение и самореализацию рассматриваемой социальной группы населения. Для достижения достоверности измерения параметров социальной инклюзии необходимо комплексное использование таких методов, как анализ показателей официальной социально-экономической статистики, результатов социологических исследований среди населения, экспертных опросов специалистов в данной сфере и др.

В качестве первого комплексного показателя социальной инклюзии предлагается рассмотреть образ жизни, который представляется определяющим индикатором функционирования различных сфер жизни общества и жизнедеятельности социальных субъектов.

Обращаясь к исследованиям авторитетных российских ученых (П.Д. Павленок, Ж.Т. Тощенко), сущность образа жизни можно раскрыть на основе составляющих его компонентов: уровня, качества и стиля жизни'.

Уровень жизни - это совокупность условий жизнедеятельности человека в сфере потребления; он проявляется в масштабах развития потребностей людей и характере их удовлетворения. Качество жизни трактуется как отражение взаимодействия между человеком и социальной средой, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному измерению (содержательность труда, досуга, качество функционирования социальных институтов и др.). Стиль жизни представляет собой сложившуюся устойчивую форму поведения, жизнедеятельности и взаимоотношения индивидов.

Изменение образа жизни социальной когорты старшего поколения как важнейшего комплексного показателя социальной инклюзии

1 См.: Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации / Под ред. П.Д.Павленка. М., 2009, с. 8-38; Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т.Тощенко. М., 2009, с. 295.

обусловлено социально-экономическим состоянием развития общества, социальнополитическим общественным строем и зависит от конкретных ценностных ориентаций, установок и мотивации жизнедеятельности рассматриваемой социальной группы.

В качестве второго комплексного показателя социальной инклюзии выступает, на наш взгляд, социальное настроение, охватывающее различные общественные оценки и самооценку представителями исследуемой социальной группы таких аспектов жизнедеятельности, как социальное самочувствие, социальные ожидания и притязания, социальная позиция и др. Социальное настроение складывается из непосредственного восприятия окружающего мира, собственных чувств и эмоций, умонастроения, убеждений, а также зависит от удовлетворенности своих духовных запросов и устремлений.

Сущность социального настроения выражается в том, что оно всегда имеет общественно значимое содержание, определенные стадии проявления в зависимости от условий среды и конкретных субъектов. В социальном настроении опосредованно выражается социальный опыт людей, проживающих в различных условиях и обладающих разнообразными знаниями, привычками, стремлениями. Роль социального настроения связана с его способностью выступать в одних случаях в качестве катализатора, а в других - наоборот - в качестве сдерживающего фактора социальной деятельности индивидов и социальных групп.

Третьим параметром социальной инклюзии является самореализация, которая позволяет гражданам старшего поколения быть востребованными в обществе. Самореализация характеризует вовлеченность людей старшего возраста в трудовую и образовательную деятельность, раскрытие интеллектуального потенциала, выполнение общественно значимых функций и т.д. В качестве одного из комплексных показателей социальной инклюзии самореализация может

быть отражена через субъективную оценку пожилыми гражданами удовлетворенности результатами таких видов деятельности, как профессиональная активность, участие в общественных организациях и мероприятиях, выполнение семейных функций, реализация культурных и духовных потребностей.

Среди количественных и качественных показателей, которые могут являться основой для определения уровня социальной инклюзии граждан старшего поколения, предлагаются следующие:

- материальное благосостояние, определяемое уровнем обеспеченности денежными доходами, жильем, коммунально-бытовыми условиями;

- физический потенциал, оцениваемый показателями состояния здоровья, спектром доступных медицинских услуг;

- социальная активность, основанная на участии в трудовой деятельности, общественно-политических объединениях, общественных организациях, органах местного самоуправления;

- социальное настроение, оцениваемое как отношение к различным процессам в обществе, электоральное настроение, степень ожидания и тревожности;

- семейная самореализация, оцениваемая участием в воспитательной деятельности собственной семьи или иных представителей молодого поколения;

- личная самореализация, связанная с реализацией коммуникативных возможностей, получением новых знаний и эмоциональной удовлетворенности;

- социально-культурная деятельность, оцениваемая регулярным участием в различных формах культурно-духовной и досуговой деятельности.

Предложенные показатели могут быть систематизированы (см.табл.).

Таблица

Параметры социальной инклюзии старшего поколения

п/п Наименование комплексного параметра Состав комплексного параметра Методы оценки

1 Образ жизни - уровень жизни; - качество жизни; - стиль жизни - состояние здоровья; - обеспечение социальной среды обитания и качества жилья Экспертный опрос, анализ социально-экономической статистики

2 Социальное настроение - социальное самочувствие - условия для удовлетворения жизненных целей, ценностных ориентаций и интересов; - реализация социальных ожиданий; - отношение к деятельности органов власти Опрос носителей проблемы

3 Самореализации - профессиональная, общественная и образовательная деятельность; - выполнение семейных обязанностей; - участие в культурных и духовных мероприятиях; Опрос носителей проблемы, экспертный опрос

Считаем возможным объединить предложенные комплексные параметры - образ жизни, социальное настроение и самореализацию - в трехфакторный интегральный индекс уровня социальной инклюзии. Агрегирование трех параметров в общий индекс может быть проведено путем их суммирования с учетом различных весовых коэффициентов, характеризующих степень значимости того или иного параметра для оценки уровня социальной инклюзии. Показателям, имеющим большее значение для целей исследования, соответствует более высокий весовой коэффициент к, и наоборот. Сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице.

В наиболее общем виде индекс уровня социальной инклюзии можно представить следующим образом:

СИ = ко ■ О + кн ■ Н + кс ■ С, где: (1)

СИ — индекс уровня социальной инклюзии;

О — комплексный показатель образа жизни;

Н — комплексный показатель социального настроения;

С — комплексный показатель самореализации;

ко, кн, кс _ весовые коэффициенты соответствующих комплексных показателей.

Определение значений коэффициентов, по мнению автора, возможно при проведении апробации предложенного индекса социальной инклюзии в практике специализированных научно-исследовательских организаций.

Таким образом, оценку степени социальной инклюзии старшего поколения предлагается проводить на основе совокупности трех комплексных параметров: образа жизни (уровня жизни, качества жизни, стиля жизни, состояния здоровья, качества социальной среды); социального настроения (социального самочувствия, осуществление социальных ожиданий, отношения к власти); самореализации (в профессиональной и общественной деятельности, в выполнении семейных обязанностей, участия в культурных и духовных мероприятиях). Для успешного регулирования процесса социальной инклюзии, на наш взгляд, целесообразно изучать не только общую динамику индекса уровня социальной инклюзии, но и проводить анализ каждого из представленных комплексных показателей в отдельности.

Использованный в настоящей работе подход к оценке социальной инклюзии не только может быть использован в целях исследования социальных проблем старшего поколения, но и будет полезен при разработке параметров оценки социальной инклюзии других социальных групп с учетом их специфических особенностей.

Солдатова Л.А. Социальная инклюзия старшего поколения и параметры ее оценки в современном российском обществе. В статье рассматривается понятие «социальная инклюзия», предложено авторское определение термина, полученное на основе анализа зарубежных и российских исследований. На примере старшего поколения автор определяет основные параметры и разрабатывает систему показателей, которые позволят производить оценку степени социальной инклюзии с учетом особенностей исследуемой социально-демографической группы.

Ключевые слова: социальная инклюзия, образ жизни, социальное настроение, самореализация.

Soldatova L.A. Social Inclusion of the Senior Generation and Parameters of Its Estimation in Modern Russian Society. The article considers the concept «social inclusion», offers the author's definition of the term, based on the analysis of foreign and Russian researches. Using the example of the senior generation, the author defines key parameters and develops the system of indicators which allows to estimate degree of social inclusion considering peculiarities of researched socially-demographic group.

Key words: social inclusion, mode of life, social mood, self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.