СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНДИКАТОР СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА ОБЩЕСТВА
О.Ю. УЛЬЯНОВА,
кандидат экономических наук, доцент
С.О. ЯЩЕНКО
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Интегральная инфраструктура есть результат общественного развития, в котором научно-технический прогресс обеспечивает новый качественный уровень существования социума и доминирование определенных отраслей экономики. Ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих в нее отраслей и определенным функциональным назначением. Возникновение инфраструктуры обусловлено развитием производства, которое стимулирует появление новых видов производств, обслуживающих и интегрирующих с ним отраслей, форм деятельности, а формирование постиндустриальной парадигмы способствует высвобождению значительной части экономических ресурсов для предоставления и потребления услуг обществом, процессу интеграции материального и нематериального производства. Интегральная инфраструктура в целом оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие страны, но она специфична для каждого технологического уклада, ее отрасли развиваются под влиянием экономических законов на определенном этапе развития экономической системы.
В зависимости от доминирования фактора производства имеет место развитие соответствующего вида интегральной инфраструктуры. Индустриальная парадигма обусловливает важную роль технико-технологического фактора, что свидетельствует о создании и модернизации производственной инфраструктуры. В условиях постиндустриального общества, тертиаризации хозяйства доминирующее место занимает социальная инфраструктура, т. е. в новых условиях человеческий фактор становится приоритетным, следовательно, осуществляются социальные инвестиции, усиливается эколого-гуманистическая направленность развития экономики.
Сущность социальной инфраструктуры состоит в формировании условий для воспроизводства человеческого капитала, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и формирования новых, необходимых для наращивания человеческого потенциала. В постиндустриальном обществе радикально меняется характер общественного накопления, формой последнего выступают знания, информация, нематериальные богатства (инвестиции в культурное развитие, образование, рекреацию, здравоохранение, улучшение жилищных условий). Холистический характер социальной инфраструктуры выражается в консолидации ее социального и инвестиционно-инновационного развития. Как отмечает Н. В. Бекетов, развитие личности, общей и нравственной культуры, профессионального и творческого потенциала, повышение благосостояния и укрепления здоровья населения являются важнейшими признаками и одновременно мощной движущей силой научно-технического и социально-экономического развития, надежной основой конкурентоспособности и процветания хозяйства [1].
Если на индустриальной стадии общества социальная инфраструктура формируется вокруг объектов материального производства, то на постиндустриальной — происходят процессы ее развития как самостоятельного элемента интегральной инфраструктуры в форме коэволюционного движения составляющих последней — производственной и социальной инфраструктуры. Это подтверждают слова Д. Белла о соотношении компаний на постиндустриальном, индустриальном и доиндустри-альном этапах развития общества. Новые (креативные) компании не устраняют ни адаптивные, ни даже традиционные компании в той же мере, в какой постиндустриальное общество не может за-
местить индустриальное и даже аграрное: они лишь определяют тенденции, углубляющие системность общества и развивающие саму природу социальной структуры [2].
Исследование генезиса идей о сущности социальной инфраструктуры позволяет утверждать, что ей было уделено внимание задолго до обозначения самого явления. Предпосылки функционирования национального хозяйства были исследованы в трудах А. Смита, который выделял материальные условия для рациональной организации производства; утопистов А. Сен-Симона и Ш. Фурье о создании условий для жизнедеятельности общества; Р. Оуэна, который пытался воплотить в действительность идею об обеспечении культурно-бытовых потребностей людей. Ученые предпринимали попытки по осмыслению сущности, места и роли социальной инфраструктуры в национальной экономической системе. В решении этой задачи участвовали специалисты разных научных направлений — демографы, социологи, экономисты, архитекторы, стремившиеся ответить на актуальные вопросы общественного развития.
Проблема условий эффективной производственной деятельности обусловлена логикой исторического развития. По мере усложнения хозяйственных связей предприниматели вынуждены были заняться вопросами организации инфраструктуры в рамках национального хозяйства. Тесное переплетение закономерностей и экономических интересов проявилось в формировании элементов инфраструктуры, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала, т. е. выполняющих некоторые социальные функции.
Новый этап развития инфраструктуры был связан с растущей потребностью в создании необходимых условий для жизнедеятельности социума. По мере общественного развития, усложнения взаимоотношений человека с природой, гуманизации производства, повышения интеллектуальных и профессиональных требований к человеку среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, без которых не может протекать производственный процесс. Кроме того, сложилась ситуация, когда при эффективном использовании рабочего времени возникла необходимость организации свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей.
На протяжении общественного развития усиливается социальная направленность традиционных элементов производственной инфраструктуры
(транспорта, средств связи и др.), происходит их приспособление для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Объектом исследования стали такие элементы инфраструктуры, которые непосредственного отношения к сфере производства не имеют, а создают благоприятные условия для социального развития. Жилищные условия, здравоохранение, образование, туризм в большей мере рассматриваются как неотъемлемая часть предпосылок для обеспечения качества жизни, воспроизводства человеческого капитала. Социальная инфраструктура направлена на удовлетворение определенных потребностей общества, ее развитие невозможно рассматривать в отрыве от уровня культуры и культурных образцов общества, представляющих собой важный регулирующий механизм ее совершенствования.
Таким образом, социальная инфраструктура характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общества), которое направлено на эффек-тивизацию общественного развития, на реализацию всего того, что способствует формированию человеческого капитала и его воспроизводству, улучшению качества жизни общества. Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для эффективной организации деятельности человека — трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах общества, снижения остроты социальных конфликтов. Такое понимание социальной инфраструктуры позволяет определить ее как самостоятельный элемент интегральной инфраструктуры, оказывающий значительное влияние на социокультурное и экономическое развитие страны и ее регионов.
Потребность в относительно самостоятельном развитии социальной инфраструктуры обусловлена необходимостью перехода на новый культурный уклад, который не должен отставать от технологического уклада. Постиндустриальному обществу, в котором доминирует шестой технологический уклад, имманентны следующие черты:
1) гуманизация технологического прогресса, его структуры, направленность интеллектуальных и технологических новаций на потребление обществом экологически чистых благ, улучшение качества рекреационных и образовательных услуг, сохранение и обогащение культурного наследия;
2) экологизация технологического прогресса, освоение и распространение принципиально новых
безотходных технологий, возобновляемых источников энергии, средств мониторинга окружающей природной среды;
3) требования гуманизации и экологизации научно-технического прогресса возможно выполнить за счет баланса интересов человека, общества и природы;
4) глобализация научно-технологического прогресса, ассимиляция его достижений по регионам и странам для сокращения значительного технологического и экономического разрыва между ними.
Внимание к воспроизводству человеческого капитала особенно оправдано, когда происходит смена технологических парадигм и технологических укладов. Социальная инфраструктура — это условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека не только в производстве, но и во всех основных сферах общества. При этом нельзя одни инфраструктурные элементы заменить другими — они действуют в системе, взаимодействуя и дополняя друг друга.
Роль социальной инфраструктуры заключается в ее воздействии на эффективность современной экономической системы. Это выражается в том, что элементы социальной инфраструктуры становятся ключевыми индикаторами современного технологического уклада, имманентного тенденциям постиндустриального общества.
Социальная инфраструктура представляет собой категорию региональной экономики, т. к. на этом уровне происходит системное обслуживание социума ее отраслями. Эта сфера функционирует на различных уровнях, здесь сталкиваются отраслевые и территориальные интересы субъектов собственности и субъектов хозяйствования. Элементы социальной инфраструктуры обладают региональным характером, цель развития которых, наряду с удовлетворением потребностей общества, заключается в создании архитектурно-культурного образа городов и регионов.
В настоящее время усилилось внимание науки и практики к общим и специфическим проблемам региональной социальной инфраструктуры, что обусловлено тенденциями ее развития как приоритетного элемента интегральной инфраструктуры:
• изменяется ее место в воспроизводственном процессе, повышается роль, она привлекает значительную часть инвестиционно-инновационных и трудовых ресурсов;
• возрастает инвестиционно-инновационный потенциал;
• развитие социальной инфраструктуры все в
большей степени определяет конкурентоспособность региона.
Появление новых свойств и функций социальной инфраструктуры обусловлено эволюци-онно-инновационнной траекторией общества, ее развитие сопровождается возникновением и использованием новых форм и методов управления обществом (межрайонные планировки, карты распределения культурных и бытовых учреждений, комплексные программы развития территорий и др.). Она призвана обеспечивать общество разнообразными социальными услугами, поэтому недостатки в планировании развития элементов социальной инфраструктуры серьезно влияют на эффективное решение этой важной региональной задачи.
Социальная инфраструктура территориального деления является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием эффективности функционирования элементов инфраструктуры выступает степень удовлетворения потребностей общества посредством предоставления качественных услуг. Социальная инфраструктура, взаимодействуя с другими инфраструктурами региона, обеспечивает функционирование и развитие региональной экономической системы. Элементы социальной инфраструктуры с позиций удовлетворения первично необходимых потребностей индивидов не имеют субститутов, поскольку они составляют основу жизнедеятельности социума.
Социальную инфраструктуру целесообразно подразделять не только по отраслевому, но и по территориально-отраслевому признаку. Особенностью такого деления элементов является привязанность их к определенной территории. Важен уровень крупной экономической территории, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой социально-экономической системы. Появляется возможность проведения компаративного анализа показателей данной инфраструктуры с показателями других экономических единиц, что является необходимым для мониторинга и коррекции концепции развития социальной инфраструктуры. На этом уровне вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от институциональных особенностей региона.
Территориальная асимметрия инфраструктуры отчетливо проявляется на внутрирайонном уровне, но незначительно — на межрайонном.
Современная концепция инфраструктуры должна предусматривать нивелировку межрегиональных различий. Если по уровню развития производственной инфраструктуры между экономическими районами особенных различий нет, то в развитии социальной инфраструктуры есть существенные межрегиональные различия, преодоление которых становится одной из важнейших задач государственной политики. Если учитывать современную тенденцию трансформации социальной инфраструктуры в сферу жизнеобеспечения общества, то становятся очевидными важность и глубина исследуемой проблемы.
Региональный интерес заключается в обеспечении высокого качества средового обустройства жизни общества путем формирования региональной социальной инфраструктуры. Актуальность регионального интереса сопряжена с необходимостью учета территориального фактора, предоставлением регионам хозяйственной самостоятельности и развития отношений собственности.
Таким образом, социальная инфраструктура создает необходимые условия для полноценной жизни общества и наращивания человеческого потенциала. Социальная инфраструктура рассматривается как самостоятельная система более высокого порядка, объединяющая отрасли и элементы, имеющие единую общую цель — обеспечение жизнедеятельности общества и формирование условий для социально-экономического развития региона, а также связанные между собой соответствующими отношениями различной сложности и степени взаимовлияния. В свою очередь, каждый из элементов социальной инфраструктуры представляет собой сложную социально-экономическую систему с имманентными признаками, свойствами, закономерностями и особенностями ее функционирования и развития.
Региональная социальная инфраструктура представляет собой многоотраслевую систему со сложными связями и отношениями, обеспечивающую социокультурное и экономическое развитие региона. В зависимости от сложившегося расселения устанавливается система территориального распределения социальной инфраструктуры, состав, организация и технико-технологический уровень. Это обеспечивает соответствующее качество обслуживания общества, степень удовлетворения его потребностей в благах, формирование определенного образа жизни.
Социальная инфраструктура формируется в зависимости от особенностей региона— как географи-
ческого расположения, так и функционирования экономического субъекта. Причинами появления диспропорций региональных социальных инфраструктур являются:
1) географическая (пространственная) целостность;
2) уровень развития внутрирегиональных, межрегиональных, производственно-экономических, социально-культурных и других связей;
3) экономическая целостность, проявляющаяся в структуре хозяйствования, его специализации и системности развития, относительно самостоятельном воспроизводственном процессе;
4) инновационно-инвестиционный потенциал региона;
5) емкость регионального рынка, в том числе уровень развития человеческого капитала.
Асимметрия социально-экономического пространства страны оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Для уменьшения такой асимметрии целесообразны синхронность и согласованность экономической политики как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов, наличие стратегической программы регионального развития, наращивание экономических ресурсов, повышение эффективности их использования.
Асимметрия развития региональной социальной инфраструктуры объясняется полнотой выполнения ею функций (рис. 1), которые представлены автором как общие, так и специфические. К общим функциям относятся системообразующая, интеграционная, воспроизводственная, регулятивная.
1. Системообразующая функция — от того, как сформулирована цель, насколько четко определены методы и возможности ее достижения, в значительной степени зависит решение задач оптимизации общественного развития, диффузия достижений научно-технической прогресса, эффективное использование ресурсов и возможностей современного общества.
В работах о социальной инфраструктуре варьируются такие целевые установки, как обеспечение жилищных, социально-культурных и материальных условий для обеспечения качества жизни общества. В целом это важные функции, но они не исчерпывают всех функций социальной инфраструктуры.
Целевыми функциями региональной социальной инфраструктуры являются:
• функция обеспечения жилищными условиями (жильем). Жилищная система является приоритетом в ряду элементов региональной социальной инфраструктуры. Согласно иерархии потребностей А. Маслоу, жилищные условия относятся к базисным потребностям индивида и общества в целом. Обеспечение жилищными условиями является важнейшей социальной целью, достижение которой определяет стабильность социума. Так, в 2005 г. средняя обеспеченность жилой площадью на одного человека в Норвегии — 74 м2, США — 70 м2, Швеции — 43 м2, Франции — 36 м2, Японии — 31м2, Германии — 25 м2, России — 19,5 м2;
• функция обеспечения медицинскими услугами. Согласно закономерностям Э. Энгеля, повышение доходов индивида приводит к большему расходу средств на медицинские, образовательные и рекреационные услуги. Система здравоохранения включает в себя такие характеристики, как высокая эластичность спроса по доходу, быстрый научно-технологический прогресс и растущая изоляция потребителей от цен. Ее роль как социальной системы, предотвращающей процесс деградации нации, и фактора экономического развития страны, чрезвычайно велика. Обеспечение качественными медицинскими услугами возможно в результате организации партнерского союза между рынком и государством;
• функция формирования культурного уклада общества. Роль культурной сферы как элемента социальной инфраструктуры по мере развития общества возрастает, что объясняется увеличением культурных потребностей, ее воздействием на качество человеческого капитала и расширением культурного пространства. Каждый этап общественного развития формирует определенный культурный уклад, сохраняя культурные ценности и наследие предыдущего;
• функция обеспечения инвестиций в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал — это инвестиции, которые направляются на повышение квалификации и способностей или производительности труда. Экономическую отдачу от инвестиций в образование можно рассматривать как дополнительный доход в течение жизнедеятельности индивида. На каждом этапе экономического развития должен формироваться баланс между инвестициями в человека и инвестициями в оборудование.
По мнению Ф. Фукуямы, в развитых странах социальный статус человека в очень большой степени определяется уровнем его образования. Например, существующие в наше время в Соединенных Штатах классовые различия объясняются, главным образом, разницей полученного образования. Для человека, имеющего диплом хорошего учебного заведения, практически нет препятствий в продвижении по службе. Социальное неравенство возникает в результате неравного доступа к образованию, необразованность — вечный спутник граждан второго сорта [3]; • функция обеспечения рекреационными услугами. По мере повышения качества жизни возрастает спрос на рекреационные услуги. В состав рекреационной системы входят услуги на туризм, обеспечение отдыха и гостиничное обслуживание и др. Так, в 2004 г. в США доход от туристических услуг составил 67 млрд долл., в России этот показатель достиг лишь 7 млрд долл. (бюджет России составлял около 100 млрд долл.).
2. Интеграционная функция — включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности экономических субъектов, происходящие под воздействием ценностей и институтов. Данная функция обеспечивает объединение отраслей инфраструктуры в единый комплекс на конкретной территории. Интеграция сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением и частотой контактов, а также способствует укреплению экономических отношений между хозяйственными единицами и отраслями, повышению эффективности их деятельности и инвестиционно-инновационной активности. Все это приводит к устойчивости и целостности элементов социальной инфраструктуры.
3. Воспроизводственная функция — обеспечивает перманентность воспроизводственного процесса факторов производства и его необратимость во времени. В условиях постиндустриального общества изменяется роль материальных факторов производства, что прослеживается на примере принципиально нового качества экономического роста. Основой развития становятся технологические новации, значительный рост производительности, повышение эффективности производства. Элементы социальной инфраструктуры становятся стратегическими «точками» инновационного прорыва. «Знаниеемкие» отрасли инфраструктуры (здравоохранение, образование, исследовательские разработки, жилищная отрасль и др.) обнаружи-
вают высокие темпы роста занятости и валового продукта. Реализация воспроизводственной функции предполагает сохранение, восстановление и приращение факторов производства.
4. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование элементов инфраструктуры обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества, снижение остроты социальных конфликтов, что приводит к формированию нового уклада. Предмет конфликта — это и есть его внутренняя причина, основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого экономические субъекты вступают в противоборство. Если определенный вид деятельности не упорядочен или не урегулирован, индивиды немедленно начинают его институционализировать. Динамичность общества означает, что в нем постоянно происходят изменения и одновременно с изменениями — конфликты и разногласия. Регулятивная функция опирается на культурную составляющую, ценности и институты.
Наряду с общими функциями, которые социальная инфраструктура выполняет как элемент интегральной инфраструктуры, авторы выделяют ее следующие специфические функции:
1) конкуренция целей элементов инфраструктуры — инфраструктурные элементы конкурируют между собой, что характеризует развитие одних и замедление других. В социальной инфраструктуре существуют приоритетные инфраструктурные элементы, которые обладают мультипликативным эффектом и способны обеспечить инвестиционно-инновационное развитие социальной инфраструктуры и региона в целом;
2) снижение остроты социальных конфликтов — социальная инфраструктура необходима для снижения напряженности социальных конфликтов, которые возникают в результате разнонаправ-ленности интересов технического и социального развития общества. Конфликт рассматривается в качестве решающего или одного из решающих факторов социального развития, акцентируя вни-
мание на его позитивных функциях. Основная идея социальной инфраструктуры состоит не в устранении конфликта, а в уменьшении или устранении их разрушительного влияния и использовании их позитивных возможностей. Возникновение конфликта сохраняет социальную систему от окостенения, требуя технических новшеств и созидательности. Высокий уровень развития социальной инфраструктуры обеспечивает социальную безопасность региона, предоставляя индивиду возможность социального выбора и перспективы;
3) транслирующая функция (трансляции социального опыта): общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Социальная инфраструктура нуждается в непрерывной технической модернизации и внедрении технических новаций на каждом этапе общественного развития. Достижения материальной культуры переходят из поколения в поколение, формируя и наращивая культурное наследие общества;
4) коммуникативная функция — информация, произведенная в социальной инфраструктуре, должна распространяться как внутри социальной инфраструктуры с целью управления и контроля за ее функционированием и развитием, так и во взаимодействии с другими видами интегральной инфраструктуры. Носителями информации являются индивид и общество региона в целом.
Реализация функций региональной социальной инфраструктуры осуществляется ее экономическими субъектами. В условиях постиндустриального общества при оказании услуг социальной инфраструктуры усиливается роль государства, которая выражается в формировании государственно-частного партнерства.
Эффективность функционирования инфраструктурных отраслей четко проявляется в снижении издержек, максимизации прибыли и росте валового регионального дохода. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура, основанная на непрерывной диффузии инноваций, позволяет эффективно функционировать основному и неосновному производству и, следовательно, создавать блага с минимальными производственными и трансакционными издержками.
Развивая социальную инфраструктуру, регионы используют ее в качестве антициклического фактора и средства снижения остроты социальных конфликтов, порожденных современной экономикой, но главное — социальная инфраструктура
превратилась в значительную сферу бизнеса, поле эффективной диффузии новаций, важнейший показатель цивилизованности страны.
Таким образом, в условиях современного технологического уклада, имманентного постиндустриальному обществу, социальная инфраструктура создает огромное инвестиционно-инновационное пространство, способствующее генерированию знаний, инноваций и инвестиций, направленных на повышение качества жизни общества. Чем выше уровень развития социальной инфраструктуры, тем выше инвестиционно-инновационная активность экономических субъектов и конкурентоспособность региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекетов Н. В. Региональные проблемы формирования национальной инновационной системы / Н. В. Бекетов // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 12. С. 5 — 11.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл.; Пер. с англ. — М.: Асаdemia, 1999. — 956 с.
3. Бушмарин И. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил / И. Бушмарин // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10. С. 71.
4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А. Г. Гранберг; Государственный университет — Высшая школа экономики. 5-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 495 с.
5. Дорошенко С. В. Об эволюционной региономи-ке / С. В. Дорошенко, Е. В. Попов // Экономическая наука современной России. 2002. № 1. С. 28-37.
6. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. С. 89.
7. Пчелинцев О. С. Региональная инфраструктура в стратегии реформ / О. С. Пчелинцев // Экономическая наука современной России. 2005. № 3 (30) . С. 67 — 79.
8. Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития / Ж. Т. Тощенко. — М. : Наука, 1980. — 206 с.
9. Fukuyama F. The End of History and the last Man. L. — N. Y. , 1992. — P. 116.