Научная статья на тему 'Социальная идентификация в предмет-ном поле философского исследова-ния: обзор концепций и подходов'

Социальная идентификация в предмет-ном поле философского исследова-ния: обзор концепций и подходов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ТРАДИЦИОЛОГИЯ / IDENTIFICATION / THE CRISIS OF IDENTITY / TRADITION STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лошкарева-имгрунт Светлана Ивановна

В статье дается общий обзор имеющихся в отечественной и зарубежной исследовательской литературе подходов к изучению процесса социальной идентификации. Рассматриваются социально-политические факторы актуализации исследования проблематики идентификации. Кратко излагаются основные идеи, очерчиваются направления научного поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лошкарева-имгрунт Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL IDENTIFICATION IN THE SUBJECT FIELD OF PHYLOSOPHICAL STUDIES: A REVIEW OF CONCEPTS AND APPROACHES

The paper provides the general review of approaches to study the process of social identification in Russian and international research publications. Social and political factors of actualizing nowadays the study of the range of problems on identification have been considered. Basic ideas have been briefly developed, specifying some trends for research.

Текст научной работы на тему «Социальная идентификация в предмет-ном поле философского исследова-ния: обзор концепций и подходов»

УДК 316,75

Лошкарева-Имгрунт Светлана Ивановна, Loshkaryova-Imgrunt Svetlana Ivanovna,

кандидат социологических наук, соискатель кафедры Candidate for Doctorate in Sociology, Candidate for a

социологии, политологии и права ИППК ЮФУ Degree at the Chair of Sociology, Political Studies and

[email protected] Law, Institute of Advanced Vocational Training,

Southern Federal University [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В SOCIAL IDENTIFICATION IN THE SUBJECT

ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ФИЛОСОФСКОГО FIELD OF PHYLOSOPHICAL STUDIES:

ИССЛЕДОВАНИЯ: ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ И A REVIEW OF CONCEPTS AND

ПОДХОДОВ APPROACHES

В статье дается общий обзор имеющихся в отечествен- The paper provides the general review of approaches to ной и зарубежной исследовательской литературе под- study the process of social identification in Russian and ходов к изучению процесса социальной идентифика- international research publications. Social and political ции. Рассматриваются социально-политические факто- factors of actualizing nowadays the study of the range of ры актуализации исследования проблематики иденти- problems on identification have been considered. Basic фикации. Кратко излагаются основные идеи, очерчи- ideas have been briefly developed, specifying some ваются направления научного поиска. trends for research.

Ключевые слова: идентификация, идентификационный Key words: identification, the crisis of identity, tradition кризис, традициология. studies.

Одной из ключевых проблем трансформирующегося российского общества является возникший в 90-е годы в результате стремительной ломки прежней социетальной подсистемы идентификационный кризис. Его непосредственной предпосылкой стал отказ государства от дальнейшего поддержания и сохранения марксистской моноидеологии, бывшей ранее государствообразующей и являвшейся базой направленной социализации и социальной идентификации россиян. Кроме того, важными предпосылками кризиса идентификации стали имущественное и статусное расслоение общества, конфликт старых и новых социокультурных ценностей, резкое расширение культурного обмена с западным обществом и вторжение ценностей и моделей поведения, сформировавшихся в западном культурном пространстве. Наконец, возрождение этнокультурных и конфессиональных традиций, в прошлом планомерно вытеснявшихся на периферию советского общества, привело к актуализации культурного плюрализма, долгое время остававшегося в латентном состоянии, что оказалось травмирующим элементом для большинства населения, привыкшего к единой и неизменной системе ценностей.

Все перечисленные выше факторы в совокупности привели к возникновению у современных россиян существенных затруднений в попытках идентифицировать себя с теми процессами, структурами и ценностями, которые предлагает им сегодняшнее российское общество. Во-первых, стабильной социальной идентификации препятствует нестабильность и неопределенность российской социальной реальности, постоянные и быстрые изменения, не позволяющие идентификационным процессам на данном этапе вылиться в некий фиксированный результат. Во-вторых, наличие в обществе сильно разнящихся по ценностным ориентациям и мировоззрению групп и выражающих их интересы публичных персон создает атмосферу поляризованного и напряженного социокультурного пространства, в котором личности крайне трудно обрести четкую социальную идентификацию. В-третьих, остаются весьма сильными ностальги-чески-советские настроения, что, например, выразилось в идентификации многих респондентов проведенных исследований себя как «советских граждан», и это, естественно, мешает осуществлению идентификации в рамках настоящего.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие и результативность идентификационных процессов, является существование в пространстве современного российского общества многоаспектных социальных неравенств. Поиск единой общенациональной социальной идентичности становится крайне затрудненным ввиду высокой степени дифференци-рованности общества, многообразия групповых ценностей и ориентиров, наличия двух одновременно существующих систем социально-статусной стратификации, в каждой из которых действуют собственные и не согласующиеся с другими правила. Наряду с этим имеет место и этноконфессиональная неоднородность, акцентирующаяся все в большей степени как складывающимся партнерством РПЦ с государством и сегодняшней политической элитой, так и рас-

тущей фактической социокультурной автономией исповедующих ислам кавказских этносов и этнических групп, замыкающихся в рамках своих этноконфессиональных традиций и интересов. Растущее социокультурное неравенство условий жизни и возможностей личностного развития между столичными мегаполисами и провинцией вносит еще один яркий штрих в картину влияния имеющихся неравенств как фактора, фрагментирующего социальное пространство и влияющего на направленность, характер и качество идентификационных процессов.

Поскольку социальная идентификация очень важна с точки зрения интеграции общества, упрочения как вертикальных, так и горизонтальных социальных связей, она является одним из основных компонентов самосохранения и развития социокультурного пространства с его специфической организацией. В особенности это имеет значение в условиях наступающей на национальные сообщества глобализации, стирающей или деформирующей локальные идентичности. Влияние глобализации на идентификационные процессы выражается, в частности, в «достраивании» сложных гибридных форм идентичности, сопровождающемся утратой каких-то существенных составляющих национальной культуры.

Здесь необходимо отметить, что в последние десятилетия проблематика идентичности и идентификации стремительно переместилась в центр исследовательских интересов социологов, философов, психологов, политологов, хотя еще сравнительно недавно сами эти термины в отечественной социогуманитарной мысли использовались лишь изредка. Популярность этих понятий возросла прежде всего в силу отказа от эксклюзивного положения формационного подхода и появления самой возможности строить исследование на основе иных методологий и парадигм. С другой стороны, интерес к проблематике идентификации подогревается ситуацией идентификационного кризиса и ценностного вакуума в трансформирующемся российском обществе, острой социально-практической значимости всякого обращения к этой теме. Наконец, вхождение в терминологический оборот российской науки этих понятий обусловлено обширным вторжением в ее пространство терминологии и концептов, сформировавшихся в контексте зарубежных исследований.

В этом смысле, конечно, необходимо признать, что сам этот терминологический ряд разрабатывался не исключительно в европейском мыслительном пространстве, однако именно западные мыслители были инициаторами обращения к проблемам идентичности. Начиная с философов классического и постклассического периодов, поставивших вопрос о тождестве личности, то есть буквально «идентичности», и далее в лице основоположников психоанализа -З. Фрейда, использовавшего этот термин как синоним сознательного эго [1], и К. Юнга, рассматривавшего идентичность как продукт процесса индивидуации в русле религиозной традиции [2], европейские мыслители поставили и решали проблему становления самотождествен-ной человеческой индивидуальности в ее соотношении с глубинным содержанием личности (бессознательным) и образом Другого (социальной реальностью). Начало ХХ века в европейской философской мысли ознаменовалось так называемым «антропологическим поворотом» от гносеологически ориентированного теоретического видения к изучению целостной человеческой личности с ее глубинами и тайнами. Если предпосылки антропологического поворота можно рассмотреть уже у Фихте, Шеллинга и Гегеля, то тексты А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Кл. Брентано, А. Бергсона и других философов того периода закладывают прочные основания философского исследования идентичности человека.

Этот анализ продолжали мыслители-экзистенциалисты, сделавшие идентичность фактическим центром своего внимания. М. Хайдеггер, рассматривающий ее как результат темпо-рализации сознания, сознающее присутствие при мире, Ж.-П. Сартр, давший тонкий феноменологический анализ взаимоотношения между «Я» и Другим как основы социального мира [3], в котором живет и действует человек, Г. Марсель, описавший две модели личностной идентичности - эгоцентрическую и теоцентрическую, внесли неоценимый вклад в философское изучение идентификационных процессов [4]. С точки зрения феноменологии Э. Гуссерля и феноменологической социологии идентификация человека происходит в контексте жизненного мира и ограничена рамками его горизонтов.

В социологии, психологии, традициологии проблематика личной и социальной идентификации рассматривается несколько под другим углом. Как отмечает отечественный исследователь В. Малахов, само «употребление термина «идентичность» в социально-гуманитарных науках - культурной антропологии, социологии, социальной психологии - долгое время идет по параллельному с философией руслу, с последней практически не пересекаясь» [5]. В предметном поле этих дисциплин идентичность и идентификация предстают как не столько личностно и онтологически, сколько социально обусловленные явления - от социологического субстанциа-

лизма К. Маркса, определявшего сущность человека как «совокупность всех общественных отношений», и до символического интеракционизма И. Гоффмана, где идентификация ситуационна по характеру и происходит в контексте изменчивых ролевых взаимодействий. В интерак-ционизме Дж. Мида [6] и Ч. Кули [7] вместо термина «идентичность» фигурирует семантически тождественное ему понятие «самость»; под самостью понимается устойчивое ядро личности, сформированное в процессе социального взаимодействия и полностью обязанное своим существованием взгляду и оценке Другого - партнера по социальной игре (см., например, развиваемое Ч. Кули понятие «зеркальной самости»). На стыке социологии и психологии возникли концепции идентификации личности Э. Эриксона, Г. Тэджфела и других исследователей, выделявших не сводимые друг к другу индивидуальный и социальный ее уровни [8]. Эти концепции акцентируют процессуальный, сложный и многоуровневый характер идентификации и определяющее значение в этом процессе социального окружения.

Многочисленные современные традициологические концепции представляют идентификацию как процесс усвоения личностью комплекса культурных символических значений, которые, будучи интериоризированными, позволяют человеку ориентироваться в мире и обществе, распознавать «своих» и «чужих», поддерживать связь с культурным наследием предков и транслировать его потомкам через устный или письменный корпус традиции. Так, Э. Шилз обосновывает наличие «ценностно-символического ядра» культурной традиции с неизменяемыми во времени ключевыми константами значений, которое выступает основой идентификации. Ш. Эйзенштадт, следуя во многом Шилзу, отмечает, что идентификация осуществляется в контексте «двух кругов символических проблем» - космогонического и социальносимволического; иначе говоря, в традиционных культурах личность идентифицирует себя не только с определенным социальным порядком и соответствующим сообществом, но и с определенной концепцией происхождения мира и онтологическим порядком Вселенной. Если вернуться к психоаналитической антропологии К.-Г. Юнга, то можно отметить некоторое созвучие его трактовки идентификации с концепцией Шилза-Эйзенштадта, поскольку в понимании Юнга позитивная идентификация человека определяется его включенностью в традиционную культуру и использованием психологических идентификационных механизмов, разработанных традицией.

Современные макросоциологические теории также затрагивают проблемы идентичности/идентификации, главным образом в аспектах, связанных с ростом социокультурной неопределенности и повышением сложности идентификационных процессов в этих условиях, а также с влиянием глобализации на специфику идентификации и самоидентификации личности в локальных сообществах. Так, по мнению З. Баумана [9], идентификационный поиск в настоящее время является ключевой социальной проблемой, так как утрачены стабильные идентификационные ориентиры, которые предлагала традиция, и в то же время утрачивает форму и структуру само социальное, обретая аморфность и текучесть. Исследователи глобализации говорят о ее деформирующем и усложняющем влиянии на структуру идентичности, возникновении гибридных форм последней и т.д.

Отечественный социогуманитарный и социально-философский дискурс часто связывает понятия «идентификация», «идентичность» и «ментальность», при этом идентичность рассматривается как осознаваемый компонент ментальности, а идентификация - как процессуальный аспект проявления ментальной специфики той или иной культуры. Отличие российских исследований идентификационных процессов состоит в преимущественно социально-практической направленности и тесной увязанности с исследованием влияния происходящих в российском обществе трансформационных преобразований [10], сдвигов и изменений в статусностратификационной системе [11] на характер и направленность социальной идентификации. К настоящему времени уже имеются результаты фундаментальных эмпирических социологических исследований динамики социальной идентификации россиян; это исследования научного коллектива под руководством М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой, работы Л.М. Дробижевой, Б.М. Фирсова и др.

Попытки философского осмысленния природы идентификации как социальноиндивидуального процесса предпринимались и в советский период. Большой вклад в изучение идентификации в философском аспекте сделал С. Рубинштейн [2], который предположил, что идентификация не сводима лишь к результатам деятельности индивида, а выступает как меж-субъектный процесс]. По его мнению, первостепенным при изучении идентификации является принцип несводимости индивида к наделенному набором социальных ролей объекту, носителю «масок», каждая из которых предполагает определенный набор функций. Активность жизнен-

ной позиции, явное проявление личности, ее устойчивость и постоянство оценены Рубинштейном как главные критерии самоопределения. Вышеперечисленные качества рассматриваются как результат продуктивного общения индивида с окружающими его людьми и формирования субъективного внутреннего самоопределения. Индивид в глазах окружающих, «других», и собственное «я» индивида - взаимообусловленные детерминанты.

Б. Поршнев придерживается альтернативной точки зрения по данному вопросу [13]. В своих работах он чаще обращается к процессам сознательного уподобления (приспособления, «мимикрии»), направленного на получение соответствующего результата с помощью тех или иных методов и способов, поведенческих моделей. Когда индивид принимает механизмы подражания и формируется процесс взаимного уподобления, появляется совокупность - «мы». Другая же совокупность - «Они» - рождается, когда происходит отказ от подражания. Через обособление приходит персонализация и более углубленная, четко прослеживаемая и осознаваемая самоидентификация. Поршнев утверждает, что конформизм, проявляемый при построении парадигмы «мы», - более архаичный и естественный механизм, который проще реализовать. Сопротивление внушению и подражанию - главная причина, по Поршневу, изменений в обществе, которые в дальнейшем приводят к изменению курса исторического развития в целом. Сопротивление принимает разные формы: это и стремление уйти и отдалиться, и мизантропия, и отчужденность или неприятие ныне существующей системы ценностей. Как мы видим, подход Поршнева к явлению идентификации носит скорее историко-социальный, а не социопсихологический характер.

Развивая вышеописанную концепцию Б. Поршнева, В. Мухина [14] рассматривает идентификацию в связке с отчуждением. Данная совокупность в ее представлении - это универсальный механизм исторического процесса и исторического развития, она дает возможность в полной мере овладеть социальными нормативами, осознать и принять (или, напротив, отвергнуть) те или иные общественные ценности. Она является толчком в становлении персонализации и формировании личных ценностных ориентаций и регуляторов поведения и взаимодействия с окружающим миром. Самостоятельность сознания базируется на отчуждении, рафинировании системы ценностей и выявлении лично значимых качеств и ценностных объектов и явлений для отдельно взятого индивида. Мухина приходит к выводу о том, что сама идентификация - это следствие потребности взаимодействия индивида с окружающими его людьми на всех уровнях - в том числе и «отрицательное» взаимодействие, желание обособиться и «отстоять» собственную точку зрения, свое мнение, сформированное в процессе накопления знаний и жизненного опыта.

Исследователи также выделяют несколько компонентов идентификации, три из которых являются основополагающими: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, а остальные -добавочными: ролевые, ценностные, нормативные и т.д. Функции идентификации также разнообразны и многочисленны. Так, по мнению Т. Комиссаренко, идентификация служит структурообразующим принципом общения, помогает при формировании личности и ориентирует при процессе осознания себя внутри какой-либо группы.

Философский анализ идентификационных процессов неполон без учета данных со-циогуманитарных наук. Так, некоторые экспериментальные исследования на стыке социологии и психологии показали, что отождествление себя с другим служит одним из простейших механизмов образования связей, так как понимание другого проходит быстрее при уподоблении себя ему, временном принятии модели поведения другого и попытке подчинить образ мысли и действий тем же механизмам, которые использует другой человек. В таких исследованиях дается глубокий анализ общения как процесса, который состоит из многих стадий и ступеней, каждая из которых имеет собственные функции, качества и особенности. Основной задачей становится вычленение поведенческой модели и ее объяснение: выявление формы, причин формирования именно данной формы, а не иной, а также планирование и прогнозирование поведения индивида в сходных условиях в дальнейшем.

Как мы уже отмечали выше, с начала 90-х годов исследования идентификации возобновляются с гораздо большей интенсивностью. Интерес к природе и факторам идентификации обусловлен сложившимися в государстве историко-социальными условиями, при которых стало необходимым еще раз обозначить рамки данного явления. Исследователи стали по-разному трактовать «я» и сосредоточились на выявлении новых способов взаимодействия «я» и «они». Так, Д. Дубровский усматривает в «я» центр, который дает индивиду возможность активизировать субъективную деятельность. Е. Спиркина [15] понимает под «я» одновременно носитель и составляющую самосознания в целом, его неотъемлемую часть. Ф. Михайлов видит в «я»

центр, который побуждает творческие задатки и способности и подталкивает к деятельности. По мере того, как менялись подходы к пониманию «я» и «самости», менялось и видение самого процесса идентификации отдельного индивида и общества в целом.

Важно также отметить, что тема идентификации в последние годы стала тесно соприкасаться с темами, исследуемыми информатикой и кибернетикой. Нам представляется, что это -результат воздействия всеобщей тенденции обращения к проблеме информации и ее влияния на жизнь общества и процессы, происходящие внутри него. Так, И. Кон, один из крупнейших отечественных специалистов по проблемам идентификации и идентичности, утверждает, что мозг и психика индивида находятся в постоянном напряжении, так как им приходится воспринимать, усваивать и перерабатывать огромное количество информации, поступающей извне [16]. Причем чем разнообразнее данные, получаемые индивидом, тем более обостряется индивидуальное самоощущение личности. Происходит усложнение внутреннего образа, представления о «я». Информационный обмен увеличивает психическую нагрузку, тем самым оставляя меньше возможностей для рефлексии.

В целом, анализируя в этом далеко не полном обзоре направления и результаты изучения феномена социальной идентификации отечественными философами, мы можем сделать вывод, что идентификация в целом рассматривалась как процесс, формирующий социальнозначимые качества, с помощью которых индивид получает возможность реализовать себя внутри социальной группы и даже менять характер самой социальной группы по достижении некоторого уровня влияния. Идентификация помогает сформировать социальные черты индивида при условии, что он занимает позицию социально-активного нравственного субъекта со своей устоявшейся системой ценностей и моралью.

Таким образом, мы можем проследить две основные тенденции в изучении идентификации в рамках отечественного социально-философского дискурса:

1) идентификация как взаимообусловленность «я» - «мы» вне этических оценок; идентификация как процесс уподобления «я» тем или иным образцам и моделям;

2) идентификация как общественная детерминация, процесс приобщения личности к нормам общества, а также выбора жизненных ценностей, согласие или несогласие с ценностями коллективного «я». Главной целью здесь является обретение некоего тождества при социальном взаимодействии, в результате чего появляется идентичность как результат отождествления и деятельности сознания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". - М., 1926.

2. Юнг К. АЮ^ Исследование феноменологии самости. - М., 1997.

3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М., 2000.

4. Марсель Г. Быть и иметь. - Новочеркасск, 1994.

5. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. - С. 43-54.

6. Мид Д. Сознание, самость и общество. - М., 2007.

7. Кули Ч. Социальная самость. - М., 2007.

8. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

9. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008.

10. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. - М.: «Дело». 2004.

11. Социология в России: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Ядова. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. - С. 69.

12. Рубинштейн С. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

13. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. Изд. 2-е. - М., 1979.

14. Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития.// 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006.

15. Спиркина Е.Д., Соколова Е.Т. Обучение практического психолога: основные принципы // Журн. практич. психолога. 1996. № 2. - С. 4-11.

16. Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М., 1984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.