Научная статья на тему 'Социальная и культурная интеграция на постсоветской части евразийского пространства: гендерный аспект'

Социальная и культурная интеграция на постсоветской части евразийского пространства: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
195
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная политика / культурная интеграция / мигранты / евразийство / права человека / гендер / положение женщины в обществе / социальная интеграция / cultural policy / cultural integration / migrants / Eurasianism / human rights / gender

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Букина Анна Андреевна

Данная статья посвящена анализу тенденций культурной интеграции на постсоветской части евразийского пространства. На фоне отсутствия официального чётко артикулированного вектора культурной интеграции в рамках будущего Евразийского союза, в обществе усиливается тренд традиционализма, объектом регулирования становится женщина, её демографический потенциал. В связи с увеличением количества мигрантов, среднеазиатские культурные паттерны исподволь вплетаются в ткань российского социума. С одной стороны, это вызывает подъём националистических настроений, а, с другой – перенимание категорий мышления – в правой риторике отсутствие симпатии к соседним народам и их культуре в целом, парадоксально сочетается с тезисами о необходимости перенимать их демографическую культуру. При проведении исследования применялись нормативно-ценностный подход, антропологический подход, а также социологические методы (в частности – сбор и анализ статистических данных). Попытка вернуться к традициям в современном мире, к сожалению, зачастую, означает нарушение базовых прав человека, группами риска являются женщины и дети. В данных условиях законодательные инициативы и общественные движения, направленные на достижение и сохранение равноправия женщин, вновь становятся актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL INTEGRATION ON THE POST-SOVIET PART OF THE EURASIAN SPACE: GENDER ASPECT

The article is devoted to the analysis of cultural integration trends in the post-Soviet part of the Eurasian space. Against the backdrop of the absence of an officially clearly articulated vector of cultural integration within the framework of the future Eurasian Union, the trend of traditionalism is growing in society. The subject of regulation is the woman, her demographic potential. In connection with the increase in the number of migrants, the Central Asian cultural patterns are gradually intertwined in the fabric of the Russian society. On the one hand, this causes an upsurge of nationalistic sentiments, and on the other, the adoption of categories of thinking in the right rhetoric, the lack of sympathy for neighboring peoples and their culture as a whole, paradoxically combines with the theses about the need to adopt their demographic culture. The research used a normative value approach, an anthropological approach, and sociological methods (in particular, the collection and analysis of statistical data). The attempt to return to traditions in the modern world, unfortunately, often means violation of basic human rights, at risk groups are women and children. Under these conditions, legislative initiatives and social movements aimed at achieving and maintaining the equality of women, are again becoming relevant.

Текст научной работы на тему «Социальная и культурная интеграция на постсоветской части евразийского пространства: гендерный аспект»



ГОС

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОЛИТИКИ

СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОЙ ЧАСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2017.2.6

Букина Анна Андреевна, аспирант кафедры социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, e-mail: anna.book@mail.ru.

Аннотация. Данная статья посвящена анализу тенденций культурной инте-

грации на постсоветской части евразийского пространства. На фоне отсутствия официального чётко артикулированного вектора культурной интеграции в рамках будущего Евразийского союза, в обществе усиливается тренд традиционализма, объектом регулирования становится женщина, её демографический потенциал. В связи с увеличением количества мигрантов, среднеазиатские культурные паттерны исподволь вплетаются в ткань российского социума. С одной стороны, это вызывает подъём националистических настроений, а, с другой - перенимание категорий мышления - в правой риторике отсутствие симпатии к соседним народам и их культуре в целом, парадоксально сочетается с тезисами о необходимости перенимать их демографическую культуру. При проведении исследования применялись нормативно-ценностный подход, антропологический подход, а также социологические методы (в частности - сбор и анализ статистических данных). Попытка вернуться к традициям в современном мире, к сожалению, зачастую, означает нарушение базовых прав человека, группами риска являются женщины и дети. В данных условиях законодательные инициативы и общественные движения, направленные на достижение и сохранение равноправия женщин, вновь становятся актуальными.

Ключевые слова: культурная политика, культурная интеграция, мигранты, евразийство, права человека, гендер, положение женщины в обществе, социальная интеграция.

Введение

Положение женщины в обществе - важный культурный и политический маркер происходящих процессов. По степени свободы женщины в том или ином обществе можно говорить о степени свободы общества в целом. Сегодня в Российской Федерации наблюдается ряд противоречивых процессов, обусловленных, в том числе, культурной и социальной интеграцией стран постсоветского пространства. Их изучение представляется крайне важным.

На постсоветском пространстве в течение последней четверти века идут процессы интеграции: Содружество Независимых Государств, Таможенный союз, ЕврАзЭс, Евразийский экономический союз. В рамках этих объединений успешно развиваются финансово-экономическая и военно-политическая сферы1. Основной упор в дискурсе интеграции и исследователи-теоретики, и политики традиционно делают на военно-политических и экономических преимуществах сотрудничества, а культурно-гуманитарные взаимодействия остаются несколько в стороне2.

Евразийская интеграция глазами Н.А. Назарбаева

Идеологом Евразийского союза является Н.А. Назарбаев, сформулировавший теоретические и организационно-практические принципы развития. В его работах, посвящённых вопросам интеграции и развития, основной акцент делается на экономическое взаимодействие3. Н.А. Назарбаев касается культурной интеграции только в контексте необходимости диалога разных религий. Он отмечает, что необходимо «преодоление разногласий между религиями, осознание ответственности за будущее мирное сосуществование народов планеты. Для этих целей в Астане построен Дворец мира и согласия»4. Н.А. Назарбаев подчёркивает, что только отказ от насилия на уровне религиозной доктрины, на уровне медийных средств и уровне политического действия есть реальная база для выживания в современном мире5.

Также Н.А Назарбаев высказывает мысль, что пробуждение этнич-ности в конце XX в. произошло в глобальном масштабе6. По его мнению,

1 Королев А.А. Евразийство: от идей к практике // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 41.

2 Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Россия в межцивилизационных союзах: культурно-гуманитарные аспекты евразийского сотрудничества // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3. С. 33.

3 См.: Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997; Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы: Атамура, 2003; Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнёрство цивилизаций. М.: Экономика, 2008.

4 Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнёрство цивилизаций. М.: Экономика, 2008. С. 177.

5 Там же. С. 188.

6 Там же. С. 29.

национальные движения могут иметь различную природу. В книге «На пороге XXI века» в качестве яркого примера эффективного национального движения он приводит деятельность Кемаля Ататюрка, подход которого заключался в модернизации ментальности турецкого народа в рамках единого национального движения. Антимодернистские национальные движения, для которых характерна консервация некоторых традиционных форм культурной и социальной жизни, Н.А. Назарбаев оценивает негативно1. Таким образом, риторика главы Казахстана взвешена и разумна - традиции хороши и важны, но при условии, что не пропагандируют насилие и не мешают развитию экономики.

Тем не менее, в 2014 г в Парламенте Республики Казахстан обсуждалось ужесточение наказания за похищение невест. В ходе обсуждения депутат парламента С. Романовская подчеркнула, что в Казахстане похищения девушек, в том числе несовершеннолетних, - очень серьёзная проблема. Согласно докладу ООН за 2011 г, в Казахстане в 7% браков невесте не было 18 лет (то есть 31433 девушки вышли замуж до совершеннолетия). В основном, такие браки и похищение невесты популярны на юге страны. В целом в Казахстане, по данным Минздрава, 23,5% рожениц - несовершеннолетние2. При этом, по мнению экспертов, обряд похищения невесты это яркий пример «изобретения традиции». Данная традиция воспринимается как общепринятая, несмотря на то, что она получила широкое распространение совсем недавно. Хотя похитители и «традиционалисты» ссылаются на вековые обычаи, это неверно - практика похищения невесты действительно существовала, но не была массовой - так поступали только те, у кого не было средств для выплаты калыма. Традиционным, достойным путем создания семьи веками было сватовство и последующая пышная свадьба3. Кража невесты прямо противоречит Корану, в котором порицается воровство. Тем не менее, кражи невест происходят в Узбекистане, Киргизии, а также в северокавказских республиках, входящих в состав России и далеко не всегда это лишь ритуал, проводимый по взаимному согласию. Вектор на возрождение национальных традиций в современном мире, к сожалению, зачастую, приводит к нарушению базовых прав человека: права на жизнь, свободу, безопасность. И группой риска в этих условиях являются женщины и дети.

Евразийство высших эшелонов власти не даёт чётких ответов на вопросы взаимодействия культур. Возвращаясь к работам Н.А. Назарбаева, следует отметить, что подробно культура и культурная интеграция в них не

1 Там же. С. 33.

2 Ужесточить наказание за похищение невесты предлагают в Казахстане // Сетевое издание «Интернет ресурс Tengrinews». URL: https://tengnnews.kz/kazakhstan_news/ujestochit-nakazanie-pohischenie-nevestyi-predlagayut-249298/.

3 Надели платок - обязана выйти замуж - как в XXI в. в Казахстане «возрождают традиции» // Сетевое издание «Zakon.kz». URL: https://www.zakon.kz/4719388-nadeli-platok-objazana-vyjjti-zamuzh.html.

рассматриваются, в фокусе внимания находится экономика. В целом, на объединяющемся пространстве наблюдается поворот к неотрадиционализму, религии, но нет единого четкого понимания того, как интегрировать метафизику в современные реалии.

Особенности нового евразийства в контексте деклараций ООН о гендерном равноправии

В обширном поле общественно-политических течений существует феномен нового евразийства. В целом, для него характерны пропаганда духовности, критика «вестернизации», утверждения, что в европейской культурной традиции ценности технического прогресса превалируют над духовными ценностями1. В рамках евразийского дискурса звучат такие высказывания, как: «с ростом цивилизационного прогресса, техницизма разум становится основой познания и поведения людей, рационализм проникает в сферу межличностных отношений, чувственное восприятие заменяют прагматические подсчеты»2. Презрительно отвергается утилитаризм, потребительское отношение к окружающему миру, хотя в самой природе человека - собирать, забирать, потреблять: собирать грибы, ловить рыбу - запасать еду впрок; подмечать, какие камни можно приспособить для различных хозяйственных целей. Именно расчетливость, бережливость к материальным ресурсам помогала выживать нашим предкам.

«Домострой» - памятник русской литературы XVI в., книга, которую сложно заподозрить в недостатке духовности. Однако там нет никакого презрения к материальному, напротив, среди нравственных наставлений есть призывы вникать в быт: «Всякому человеку, богатому и бедному, великому и малому, разобраться в своем хозяйстве, распределив по добытку и промыслу и по своему достатку»3. «Домострой» также поощряет женщин заниматься предпринимательством: «А хорошая жена домовитая... вместе со слугами холстов и полотен и тканей наготовит на всё, что нужно: то окрашено на летники и на кафтаны, на сарафаны (...), а иное у неё для носки домашней перекроено и перешито. Если же сделают больше потребного -полотен, холстов и тканей, скатертей, полотенец простыней ли иного чего, - то и продаст, а взамен что нужно, то купит, а потому и у мужа денег не просит»4.

Таким образом, в идеологии евразийства имеет место не только идеализация, но и искажение прошлого. Современные россияне не сидят в закопчённых избах при свете лучин, а имеют в своих домах электричество,

1 Киньябузова А. С. Духовный потенциал идей евразийства в развитии современного российского общества // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Философия. Социология. Культурология. 2010. № 17. С. 105.

2 Там же.

3 Домострой / пер. с древнерусского В.В. Колесова. М.: АСТ, 2015. С. 113.

4 Там же. С. 122.

паровое отопление, холодильники отнюдь не ввиду духовности или бездуховности тех, кто придумывал, создавал, усовершенствовал эти вещи, а благодаря разуму, интеллекту этих людей. Противопоставление разума и духовности, критика человеческого разума вместо критики человеческих пороков - крайне опасная тенденция.

Одним из виднейших идеологов российского евразийства является А.Г. Дугин, воззрения которого носят мистический характер. А.Г Дугин постулирует необходимость чёткой субординации в обществе, а также сегрегации по гендерному признаку: «Женщинам необходимо внушать необходимость поклонения Трансцендентному Мужскому принципу, сакрализиро-вать для них Иное, нежели они, т.е. Мужа. В этом случае их онтологическое развитие будет гармоничным, жизнь насыщенной и удачной, самоощущение - замечательным. «Non nobis, Domine, non nobis» должны повторять женщины тамплиерский клич, чтобы не превратиться в неприятных, неумных, жадных, быстро стареющих и вечно всем недовольных истеричек. (...) Единственно, на чем следует заострить внимание, так это запретить женщинам употребление слова «я». Индивидуализм всегда и во всех случаях отвратителен. В случае женщин он невыносим и тошнотворен по ту сторону терпимости. Он им несвойственен по природе и представляет последнюю степень дегенерации. Но это свидетельство такой глубины вырождения, что не подлежит «формированию» или «перевоспитанию». От самовлюблённых идиоток лучше быстрее бежать, не произнося ни слова. Это мусор ниже всех оценок»1.

А между тем в марте 2015 г. на 59-й ежегодной сессии Комиссии ООН по положению женщин странами-участницами, в том числе Российской Федерацией, была принята декларация, в которой все эти страны подтвердили предыдущие соглашения и возложили на себя обязательства принимать и впредь меры для обеспечения равноправия женщин. Предполагается, что равенство женщин и мужчин будет повсеместно достигнуто к 2030 г.2 В выступлении представителя РФ на ежегодной сессии 2015 г. Исполнительного совета Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин было особо отмечено, что Российская Федерация как член Исполнительного совета нацелена продолжать эффективное взаимодействие со структурой «ООН-женщины» для скорейшей реализации поставленных задач по противодействию дискриминации по признаку пола, искоренению насилия в отношении женщин3.

1 Дугин А.Г. О человеческой задаче женщины в Традиции и женском эзотеризме // Философский портал Арктогея. URL: http://arcto.ru/article/1042.

2 Шведова Н.А. Развитие человеческого капитала и гендерное равенство: умная гендерная политика // Женщина в российском обществе. 2015. № 3/4. С. 19.

3 Выступление представителя Российской Федерации на ежегодной сессии 2015 г. Исполнительного совета Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин по пункту 2 повестки дня «Стратегический план» // United Nations PaperSmart. URL: https://papersmart.unmeetings.org/media2/7650554/-russian.pdf.

Таким образом, официальная позиция авторитетной международной организации предельно ясна - женщина тоже человек и повсеместно должна стать равноправным человеком через 15 лет. Вполне определённа и официальная позиция Российской Федерации по данному вопросу. В свете вышесказанного современное евразийство, как течение общественной мысли, пропагандирующее дискриминацию более половины населения страны, а также противоречащее официальным декларациям Российской Федерации, не может выступать идееобразующим актором культурной интеграции евразийского пространства. Тем не менее, дискурс евразийства расширяется.

Различными исследователями неоднократно выдвигалась критика современной евразийской идеологии. В 2005 г. С.А. Панарин провёл небольшое исследование, чтобы оценить масштабы феномена. Основываясь на той методологической предпосылке, что если феномен значим, то чтобы оценить его силу и распространённость подходит случайная выборка информационных источников, он, в частности, показывает, каковы были количественные результаты по запросам, связанным с евразийством, в поисковой системе Google. На запрос «евразийство» в 2005 г. выдача составила 17500 страниц (т.е. 175000 результатов), на запрос - «евразийство в российской культуре» - 533 страницы (т.е. 5300 результатов). При уточнении «евразийство в современной российской культуре» - 395 страниц (т.е. 3950 результатов)1. В 2016 г. результаты увеличились: на запрос «евразийство» Google выдает 189000 результатов, «евразийство в российской культуре» -1030 000, «евразийство в современной российской культуре» - 1060 0002. Таким образом, за 11 лет объём информации, релевантной запросу «евразийство» увеличился лишь на 14 тыс. результатов (т.е. составил 108% от первоначального объема), тогда как запросы «евразийство в российской культуре» и «евразийство в современной российской культуре», не набиравшие и тысячи результатов, сейчас демонстрируют миллионные выдачи.

Проблемы культурной интеграции сообществ трудовых мигрантов и российского общества

Интерес к евразийству действительно растёт. Культурная интеграция на евразийском пространстве идёт полным ходом, на уровне быта эффективнее, чем на уровне высоких материй. Одно из проявлений - в российских городах среди предприятий общепита всё больше кафе с национальной кухней народов южных республик бывшего СССР Ещё 10 лет назад в Санкт-Петербурге купить юбку макси было довольно сложно - их просто не было в магазинах. Сейчас юбки или платья в пол есть практически в каж-

1 Панарин С.А. Локус евразийства в современной российской культуре // Вестник Евразии. 2006. № 1. С. 25.

2 Данные на 24.11.2016 г.

дом большом магазине одежды. Среднеазиатские культурные паттерны исподволь вплетаются в ткань российского социума.

В то же время мигранты, попадая в сферу влияния российской культуры, меняются. Выходцы из сопредельных государств сталкиваются с иной культурной средой и иным гендерным порядком, а также с такими сложностями интеграции, как: языковой барьер, негативное отношение со стороны принимающего общества, политико-правовые сложности и социально-экономические факторы1. Кроме того, есть немало случаев эксплуатации трудовых мигрантов, проживания мигрантов в условиях антисанитарии, использования нелегального, в том числе детского, труда. На уровне обывателей такие вещи, зачастую, вызывают не возмущение, а оправдание - «Да ничего, они привыкли жить по двадцать человек в маленькой комнате, у них так принято», «Ну и что, что девочка убирает наш офис? Она маме своей помогает». При этом для российских уборщиц считается нормой, чтобы их дети после школы находились дома и делали уроки, а не приходили помогать с уборкой. Тот или иной вид дискриминации или отклоняющегося поведения воспринимается значительной частью общества как проявление культурного своеобразия другого народа, а не как нарушение базовых прав человека.

Тем не менее, интеграция всё же происходит. Это касается, в частности, отношения к женщинам. Например, согласно исследованиям, восприятие того, насколько для женщины приемлемо мигрировать одной, без родственника-мужчины, напрямую зависит от длительности пребывания в России. Среди приехавших 1-2 года назад самостоятельную мобильность женщин считают недопустимой 20%, а среди респондентов, приехавших более 10 лет назад только 6%2. Однако примечательно, что в последние годы наблюдается тенденция феминизации потока трудовой силы из стран Средней Азии3. Это часть общемировой тенденции изменения модели миграции - всё больше замужних и незамужних женщин мигрируют самостоятельно в поисках работы4.

Мигранты и элементы их культуры становятся всё более заметными в крупных городах - громкая непонятная речь в общественных местах, склонность ходить по улицам небольшими группами. Многим россиянам начинает казаться, что проявлений иной культуры слишком много, что россияне, русские, вымирают. Это довольно устойчивая формулировка, которую и в шутку, и всерьёз воспроизводят и простые граждане, и интеллектуалы.

1 Клименко Е.В. Изобретение «чужого» и конструирование границ: «интеграция мигрантов» в российской прессе (по материалам «Российской газеты») // Полития. 2016. № 2. С. 81.

2 Рочева А.Л. Миграция как эмансипация? Гендерное измерение миграции в Россию // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 106-107.

3 Там же. С. 105.

4 Илимбетова А.А. Глобальный процесс феминизации миграции // Век глобализации. 2013. № 1.С. 81.

Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 г, в Российской Федерации проживает около 142 млн. человек, из них 111 млн. считают себя русскими. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет, что такое малочисленный народ. К ним относятся «народы... насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями»1. Представляется, что дискурс «русские вымирают» это проявление субъективного чувства отчуждения от собственной национальной культуры, тоска по одинаково понимаемой общей идее.

Казалось бы, сегодня общечеловеческие, а именно - экологические проблемы должны иметь первостепенное значение. Ресурсы нашей планеты ограничены, а её население продолжает расти за счёт стран с низким уровнем жизни. В этих условиях все дискурсы, посвящённые «вымиранию» той или иной европейской нации, выглядят пронзительно эгоистичными. Проблема демографически стареющих наций не только в малочисленности молодого поколения, но и в неспособности сообщества эффективно ассимилировать мигрантов, донести до них свою совокупность культурных кодов.

Так или иначе, на фоне растущего числа мигрантов, в Российской Федерации всё чаще раздаются голоса, призывающие российских женщин рожать как можно активнее. Этот призыв звучит в программных документах таких политических партий, как: ЛДПР, «Родина», «Великое отечество», «Защитники отечества», «Возрождение аграрной России»2. Отсутствие симпатии к соседним народам и их культуре в целом, парадоксально сочетается с риторикой о необходимости перенимать их демографическую культуру.

Однако, как показывает практика, страна не совсем готова к увеличению числа детей - в крупных городах ощущается острая нехватка мест в детских садах, люди ждут своей очереди по несколько лет. Многие молодые семьи заводят детей, чтобы решить проблемы с недостатком жилплощади за счёт материнского капитала. Однако, не все готовы к важной роли воспитателей, и детей, которые отвлекают пап и мам от важных дел, воспитывают игры на смартфоне и интернет. В целом, логичнее говорить о необходимости продвижения в массовом сознании важности педагогики, идей осознанного родительства, а не идей о необходимости рожать как можно больше.

Стоит отметить, что само по себе повышение рождаемости не решит демографические проблемы Российской Федерации полностью. Нынешний кризис нехватки рабочих рук связан не только с низкой рождаемостью предыдущих лет, но и с эмиграцией. В период 1970-2009 гг. территорию бывшего СССР покинули более 1,9 млн. евреев вместе со своими родственни-

1 Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ.

2 Букина А. А. Гендерный аспект программ консервативных и центристских политических партий современной России // Женщина в российском обществе. 2016. № 3. С. 111-115.

ками-неевреями1. С 1990-х годов в России имеет место процесс так называемой «утечки мозгов». В целом, на протяжении многих лет наблюдается тенденция - 60-70% уезжающих это люди трудоспособного возраста. Многие российские женщины уезжают за границу замуж2.

Относительно демографии есть ещё один важный момент - дело не только в количестве, но и в качестве. Многие русские люди плохо знают русский язык - совершают множество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок, русская классическая литература вызывает у них отторжение со времен, когда её насильно заставляли читать в школе; они практически не бывают на балете; российские дети не играют с матрёшками, взрослые не играют на гуслях и балалайках. Большая часть русских людей, считающих себя православными, редко посещает церковь и, зачастую, имеет свои собственные вполне еретические, с точки зрения канонов, религиозные представления. Как справедливо заметил сатирик, русские люди, в основной своей массе, из поста соблюдают только Масленицу и Пасху. В таких условиях отчуждения от собственной культуры, несомненно, сложно ассимилировать мигрантов из сопредельных государств, а также экспортировать культурные конструкты.

Неопределённым является и положение женщины в российском обществе. Помимо сохранившихся со времен СССР представлений о нормальности двойной нагрузки (и работа по дому, и профессиональная деятельность), сегодня в России имеет место структурная самодискриминация женщин, распространена мизогиния. Именно женщины стали рядовыми менеджерами реформ, ведущих к коммерциализации социальной сферы, сокращению социальных обязательств государства, поскольку именно они составляют большинство работников здравоохранения, образования, учреждений социальной защиты3. Многие женщины, имеющие доступ к принятию решений, имеют правые политические взгляды и являются субъектами неотрадиционалистской гендерной политики4. Всё чаще в публичной, политической риторике женщина фигурирует в контексте репродуктивных функций, как биологический объект, а не как человек, личность, имеющая право распоряжаться своим телом. В начале 2014 г в СМИ широко обсуждался возможный запрет на ввоз в страну синтетического кружевного белья, которое вредит репродуктивному здоровью нации5. Летом 2014 г в нижней палате

1 Тольц М. С. Постсоветская еврейская диаспора: новейшие оценки // Демоскоп-Weekly. 2012. № 497-498. URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0497/tema01.php.

2 Рязанцев С.В., Каримов М.М. Влияние трудовой миграции на рождаемость и репродуктивное здоровье (на примере таджикских трудовых мигрантов в России) // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2013. № 2. С. 48.

3 Середа М.В. Женщины как субъект неотрадиционалистской гендерной политики // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 95.

4

Там же. С. 96. Запрет на трус

com/mssian/business/2014/02/140217_russia_synthetic_underwear_belarus_kazakhstan.shtml.

5 Запрет на трусы из синтетики: кружевной занавес? // Русская служба BBC. URL: http://www.bbc.

парламента РФ появилась инициатива - запретить обувь на высоком каблуке, как вызывающую плоскостопие1. Патриарх Кирилл в последние годы неоднократно высказывался о желательности запрета абортов в Российской Федерации. В мае 2015 г. несколько депутатов внесли в Государственную Думу законопроект о запрете финансирования абортов из средств ОМС2. В январе 2016 г. сенатором Е. Мизулиной и ещё шестью женщинами-сенаторами была выдвинута законодательная инициатива о запрете свободной розничной продажи препаратов для прерывания беременности. Экспертная рабочая группа правительства РФ отклонила инициативу о запрете абортов. Министерство здравоохранения также высказалось против, отметив, что такой запрет повлечёт за собой обращение женщин в нелегальные учреждения, где их здоровью может быть нанесен существенный вред. По данным ВЦИОМ, на сегодняшний день большинство россиян считают, что женщина должна иметь право на прерывание беременности, и аборт не заслуживает общественного порицания.

Попытки последних лет интегрировать религию в российскую массовую культуру имеют некоторые успехи. Однако после крушения мечты о светлом коммунистическом будущем предлагать людям идею светлой загробной жизни в сочетании с идеализацией прошлого отнюдь не самый лучший выход. Кроме того, ряд общественных организаций, называющих себя православными активистами, вместо кротости и любви к ближним демонстрируют ненависть к различным категориям граждан, проявляют физическую агрессию. Между тем ни ценность человеческой личности, ни нерушимость человеческого достоинства, ни нравственная автономия индивида, ни признание неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека не вступают в противоречие с христианством, а, напротив, непосредственно вытекают из него3. Это справедливо и для других мировых религий, если речь идёт об отвлечённых рассуждениях религиозной философии. Однако на практике всё зависит от того, как именно трактуются и применяются богословские постулаты. Зачастую религиозные институты являются мощными акторами общественных отношений, транслирующими гендерное неравенство.

В 1917 г. участницы Первого Съезда мусульманок настаивали на том, что шариат не содержит прямого указания носить хиджаб, а на Всероссийском съезде мусульманок, состоявшемся в Казани в 2007 г. делегатки высказались за его обязательность. Они выступили с призывом бороться за право носить хиджаб в общественных местах без ограничений4. В совре-

1 В Таможенном союзе предлагают запретить кеды и высокий каблук // Известия. URL: http:// izvestia.ru/news/572609.

2 Депутаты предложили не оплачивать аборты в системе ОМС // РБК. URL: http://www.rbc.ru/soc iety/19/05/2015/555ae8469a794714a7a2f92d.

3 Работяжев Н.В. Консерватизм и модернизация: единство или борьба противоположностей? // Полития. 2015. № 1. С. 169.

4 Середа М.В. Женщины как субъект неотрадиционалистской гендерной политики // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 97.

менном Татарстане в обыденной жизни хиджаб носят только молодые женщины и женщины среднего возраста - пожилые мусульманки по традиции носят обычные платки1. На Северном Кавказе в последние годы неотрадиционализм проявляется в возрождении практики многожёнства2.

Заключение

Таким образом, несмотря на то, что Российская Федерация на международном уровне заявляет о необходимости равенства женщин и входит в исполнительный совет Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, в самой России имеют место прямо противоположные тенденции. В XXI в. в светском государстве значительное влияние религии без её синтеза с идеями гуманизма, в частности, с декларациями ООН о правах человека, деструктивно. Неотрадиционализм предлагает возвращение к прошлому, но прошлое не есть некая константа. На протяжении веков традиции постепенно видоизменялись под влиянием социально-экономических условий и технического прогресса.

От чёткой артикуляции светских гуманистических основ государственности зависит то, какой будет Российская Федерация - будет она страной падающих космических кораблей, наполненной социальными и религиозными противоречиями, или страной, где все космические корабли летают как надо и люди уважают друг друга. От этого зависит то, что Россия даст другим странам в процессе интеграции на евразийском пространстве, а что примет.

В свете вышесказанного исключительно важным и актуальным представляется чёткое артикулирование курса на равноправие полов во всех сферах жизни российского общества. Ещё в 2003 г. депутатами Государственной Думы В. В. Володиным, Е. Ф. Лаховой, О. В. Морозовым и Г. И. Райковым в Государственную Думу РФ был внесён проект Федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 16.04.2003 и подготовлен к рассмотрению во втором чтении с внесением поправок, в том числе уточнённого названия («О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин»), рекомендованных 18.10.2011 к принятию. В октябре 2016 г. было принято решение назначить ответственный комитет3. Принятие данного

1 Сайфутдинова Г.Б., Вахиуллина Л. Р. Хиджаб как этноконфессиональный индикатор в полиэт-ничном пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-2. С.107.

2 Ламажаа Ч.К., Абдулаева М.Ш. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 75.

3 Законопроект 284965-3 О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.duma.gov.ru/systems/law/?number=284965-3&sort=date.

Федерального закона повлекло бы за собой ряд важных мер: чёткую артикуляцию государственной позиции по вопросу равноправия полов, выделение финансирования на программы гендерного просвещения, увеличение числа кризисных центров для помощи жертвам домашнего насилия.

В сегодняшних условиях законодательные инициативы и общественные движения, направленные на популяризацию прав человека, достижение и сохранение равноправия женщин в различных сферах жизни общества, становятся актуальными.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ.

2. Аванесова Г.А, Астафьева О. Н. Россия в межцивилизационных союзах: культурно-гуманитарные аспекты евразийского сотрудничества // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3.

3. Букина А.А. Гендерный аспект программ консервативных и центристских политических партий современной России // Женщина в российском обществе. 2016. № 3. С. 111-115.

4. В Таможенном союзе предлагают запретить кеды и высокий каблук // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/572609.

5. Выступление представителя Российской Федерации на ежегодной сессии 2015 г. Исполнительного совета Структуры ООН по вопросам ген-дерного равенства и расширения прав и возможностей женщин по пункту 2 повестки дня «Стратегический план» // United Nations PaperSmart. URL: https://papersmart.unmeetings.org/media2/7650554/-russian.pdf.

6. Депутаты предложили не оплачивать аборты в системе ОМС // РБК. URL: http://www.rbc.ru/society/19/05/2015/555ae8469a794714a7a2f92d.

7. Дугин А. Г. О человеческой задаче женщины в Традиции и женском эзо-теризме // Философский портал Арктогея. URL: http://arcto.ru/article/1042.

8. Домострой / пер. с древнерусского В.В. Колесова. М.: АСТ, 2015.

9. Законопроект 284965-3 О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.duma. gov.ru/systems/law/?number=284965-3&sort=date.

10. Запрет на трусы из синтетики: кружевной занавес? // Русская служба BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/business/2014/02/140217_russia_ synthetic_underwear_belarus_kazakhstan.shtml.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Илимбетова А.А. Глобальный процесс феминизации миграции // Век глобализации. 2013. № 1.

12. Киньябузова А. С. Духовный потенциал идей евразийства в развитии современного российского общества // Вестник Челябинского государ-

ственного университета. Серия Философия. Социология. Культурология. 2010. № 16 (197).

13. Клименко Е. В. Изобретение «чужого» и конструирование границ: «интеграция мигрантов» в российской прессе (по материалам «Российской газеты») // Полития. 2016. № 2.

14. Королев А. А. Евразийство: от идей к практике // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1.

15. Ламажаа Ч. К., Абдулаева М. Ш. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3.

16. Надели платок - обязана выйти замуж - как в XXI в. в Казахстане «возрождают традиции» // Сетевое издание «Zakon.kz». URL: https://www. zakon.kz/4719388-nadeli-platok-objazana-vyjjti-zamuzh.html.

17. Назарбаев Н. А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 19941997. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.

18. Назарбаев Н. А. На пороге XXI века. Алматы: Атамура, 2003.

19. Назарбаев Н. А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнёрство цивилизаций. М.: Экономика, 2008.

20. Панарин С. А. Локус евразийства в современной российской культуре // Вестник Евразии. 2006. № 1.

21. Работяжев Н. В. Консерватизм и модернизация: единство или борьба противоположностей? // Полития. 2015. № 1.

22. Рочева А. Л. Миграция как эмансипация? Гендерное измерения миграции в Россию // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8.

23. Рязанцев С. В., Каримов М. М. Влияние трудовой миграции на рождаемость и репродуктивное здоровье (на примере таджикских трудовых мигрантов в России) // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2013. № 2.

24. Сайфутдинова Г. Б., Вахиуллина Л. Р. Хиджаб как этноконфессиональ-ный индикатор в полиэтничном пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-2.

25. Середа М. В. Женщины как субъект неотрадиционалистской гендерной политики // Женщина в российском обществе. 2011. № 3.

26. Тольц М. С. Постсоветская еврейская диаспора: новейшие оценки // Демоскоп-Weekly. 2012. № 497-498.

27. Ужесточить наказание за похищение невесты предлагают в Казахстане. // Сетевое издание «Интернет ресурс Tengrinews». URL: https:// tengrinews.kz/kazakhstan_news/ujestochit-nakazanie-pohischenie-nevestyi-predlagayut-249298/.

28. Шведова Н. А. Развитие человеческого капитала и гендерное равенство: умная гендерная политика // Женщина в российском обществе. 2015. № 3/4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.