Научная статья на тему '«Социальная и культурная динамика» П. А. Сорокина и угроза тоталитарного общества'

«Социальная и культурная динамика» П. А. Сорокина и угроза тоталитарного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1525
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Социальная и культурная динамика» П. А. Сорокина и угроза тоталитарного общества»

«СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА» П.А.СОРОКИНА И УГРОЗА ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА Е.В. Касьянова

Социолог П. А. Сорокин является одним из приверженцев «волновых теорий» развития истории. С работами социолога перекликаются концепции «вызова-ответа» А.Тойнби, «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «третьей волны» А. Тоффлера и др. Согласно представлениям П. А. Сорокина, история развивается в ритме колебаний, флуктуаций, и одна политическая, культурная система циклично сменяет другую. Довольно интересным представляется вопрос, какое место культура тоталитарных обществ ХХ в. занимает в философской и культурологической системе П. А. Сорокина, и неизбежно ли история от либерализма переходит к тоталитаризму и террору.

Спорным также является вопрос, к какому типу следует отнести культуру, существовавшую при режиме фашизма. С одной стороны, в культуре подобного типа многое определялось идеологией. Но эта идеология не была направлена на духовные стороны жизни, а защищала интересы малограмотных представителей среднего класса или даже уголовных кругов1.

П.А.Сорокин: классификация культур

Напомним основные положения культурологической теории П.А. Сорокина. Социолог рассматривает культуру как сложную, самоорганизующуюся систему. Изменения, колебания, происходящие внутри культуры, он назвал флуктуациями. История напоминает маятник, совершающий колебания от демократии к тоталитаризму, движущийся от состояния подъема к кризису, упадку, потом к новому подъему. Ценности, на которых строится жизнь, также меняются. В них разочаровываются, отказываются от них, возникают новые ценности. Колебания (флуктуации) совершаются от одной крайности к другой.

П.А.Сорокин обнаруживает в мировой истории два типа культуры - идеацио-нальный и сенситивный (чувственный).

П.А. Сорокин писал на английском, и термин «идеациональный» является труднопереводимым. По смыслу «идеациональный» почти тождествен «идеологическому». К идеациональным культурам могут быть отнесены, например, культуры с доминирующей религиозной системой ценностей. Эта культура сосредоточена не на настоящем, а на будущем. Поэтому привлекательным считается путь спасения души, религиозного фанатизма, жертвования настоящим ради будущего. Он видит подобные тенденции в брахманизме, буддизме, христианстве и даже в марксизме.

Идеациональное оказывает влияние на все стороны жизни: мораль, экономику, политику, архитектуру. В искусстве преобладает академический стиль.

Постепенно власть идеациональных ценностей ослабевает, общество и культура склоняются к ценностям чувственным. Народные чаяния начинают выражаться в высказываниях: «Рай - немедленно», «Жизнь - здесь и сейчас». Идеалами становятся гедонизм и телесность. Мысли о будущей жизни, будущем потомков становятся непопулярными. Постепенно эти тенденции приводят культуру к пределу вседозволенности. Общество начинает накладывать ограничения на «жизнь ради удовольствия».

Между упомянутыми двумя культурными типами находится смешанный, который социолог назвал идеалистическим. В культуре идеалистического типа ограниченность

1 В составе штурмовых отрядов «Национал-социалистической рабочей партии Германии» было большое количество уголовных преступников.

наслаждений вызвана внешними обстоятельствами, бедность сочетается с интеллектуальным богатством, развития духовность - с материальной ограниченностью.

Место фашизма и национал-социализма в культурологической системе

П.А. Сорокина

ХХ век был веком мировых войн, веком тоталитарных режимов - нацистского в Германии, фашистского в Италии и др. Можно ли отнести культуру этих стран периода господства тоталитарных режимов к идеациональному типу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для этого необходимо разобраться в идеологии партий, этот режим установивших.

Термин «фашизм» употребляется сегодня в трех главных значениях: 1) для обозначения одного из видов праворадикального движения и присущей ему идеологии; 2) для обозначения конкретной формы такого движения и идеологии в Италии; 3) как название одного из основных типов тоталитарного политического режима. В разное время давались разные определения фашизма. Например, основываясь на марксистской методологии, Г. Димитров на VII конгрессе Коминтерна определил фашизм как «открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансовой олигархии». Итальянские фашисты активно использовали политическую символику Римской империи, в том числе и «ликторский знак», т.е. изображение связки прутьев с выглядывающим из нее топором. С точки зрения фашистской идеологии, человек по своей природе - существо иррациональное, ничем не отличающееся от животных. Поэтому общественное развитие объяснялось фашистами с позиций социал-дарвинизма, обосновывался культ силы, войны, презрения к слабым. Невозможность равенства объяснялась врожденным неравенством между отдельными индивидами, нациями и расами.

Фашизм во всех своих разновидностях отрицал демократию и стремился к утверждению тоталитарной модели политического устройства. Важнейшим принципом фашистской идеологии и политической практики был культ вождя, который должен был обладать абсолютной властью и непосредственно руководить нацией, минуя парламентские механизмы, через массовые митинги и демонстрации. Фашистской идеологии был присущ сильный антикапиталистический заряд. По мнению фашистов, капиталистическая конкуренция раскалывает нацию, а свобода международной торговли способствует ее подчинению внешним плутократическим силам. Социальной базой фашистского движения 20-30-х гг. был низший слой среднего класса, обладавший невысоким уровнем образования, обремененный различными суевериями и предрассудками, одинаково ненавидевший крупный капитал и марксистское рабочее движение.

Национал-социализм, или нацизм, считается германской разновидностью фашизма. В отличие от Италии, в Германии фашизм имел более глубокие идеологические и политические корни. Марксистскому социализму пытались противопоставить какой-то немецкий, националистический эквивалент. Только покорив соседние, находящиеся на более низкой ступени развития народы и перепоручив им всю грязную и тяжелую работу, немецкий рабочий перестанет быть пролетарием и тем самым осуществит конечные цели социализма. Важнейшей задачей «консервативной революции» А. Меллер ван ден Брук, теоретик нацистской партии, считал уничтожение либерализма. Либерализм рассматривался как идеология национального упадка и предательства, убивающая религию и разрушающая родину. Должен быть уничтожен важнейший институт либерализма - парламентаризм, все политические партии должны быть распущены, а вместо них следует создать одну, принципиально новую партию, которая преодолеет различия между левыми и правыми, будет одновременно и национальной, и социальной.

«Левое» крыло нацистов во главе с Г. Штрассером увлеклось социальной демагогией, антикапиталистической риторикой. Особый акцент делался на термине «социа-

лизм», обозначенном и в названии партии. При этом «социализм», исходя из национал-консервативной традиции, понимался как такая форма организации общества, при которой государству принадлежат важнейшие функции во всех сферах - от политики, экономики и культуры до частной жизни граждан.

П.А. Сорокин пишет, что идеациональная культура основана на добровольной минимизации большинства физических потребностей, причем в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них [5, с.48]. Причем социолог различает два типа идеацио-нализма - аскетический и активный. Носители последнего «не бегут от мира иллюзий» и не растворяют целиком его и собственные свои души в последней реальности, но и стремятся приблизиться к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей.

Само понятие идеациональной культуры логически предполагает, что если не мешают какие-то внешние обстоятельства, то властью, а также интеллектуально-нравственным и общественным авторитетом в такого рода культурах обладают те личности и группы (а их можно назвать «аристократией»), которые воплощают в себе идеациональные ценности или, по крайней мере, предполагаются таковыми. Самый высокий престиж и авторитет, а значит, и политический вес в такого рода обществах должны принадлежать теократии -будь то сословие жрецов или вообще священнослужителей, каста брахманов, ламы, шаманы, «старейшины» или какая-либо другая группа людей, которые, согласно верованиям, находятся в самом тесном контакте с потусторонней силой и потусторонними ценностями, являясь в чувственно воспринимаемом мире его доверенными представителями.

Вышесказанное трудно отнести к вождям национал-социализма. Поэтому национал-социализм трудно втиснуть в рамки идеационального типа культуры. Конечно, национал-социализм пытался подвести идеологические основание под свои устремления. Но это была идеология, которую можно назвать бюргерской и чуждой высокой духовности.

Ассоциация идеационального типа культуры с нацизмом и фашизмом представляется ошибочной. Идеациональный тип культуры является аскетичным, проповедует отказ от материальных ценностей, а национал-социализм был идеологией обывателей, малообразованных представителей «среднего класса». «Фашизм, подчеркивают коммунисты, был и остается политической надстройкой, которую монополистическая буржуазия использует в периоды острейших социальных потрясений, ставящих под вопрос само существование капиталистического строя», - пишет В.Г. Иванов [1, с.258]. Изначально террор по отношению к жителям других государств осуществлялся германскими нацистами с целью поручить жителям порабощенных стран самую тяжелую работу, тем самым прекратив существование пролетариата в Германии [3].

В чувственной культуре, с ее неверием в идеациональную реальность и идеацио-нальные ценности, лидерами и правителями могут быть представители только тех групп, которые являются носителями, создателями и блюстителями наиболее значимых чувственных ценностей. Они - всесильные гаранты безопасности и стабильности, обеспечивающие материальное благосостояние данного общества. Аристократией в таком обществе должно быть, следовательно, либо военное сословие, либо сословие богачей, либо же различные диктаторы со своими приспешниками, ловкие политиканы и махинаторы, организаторы новых экономических и прочих империй, ученые и изобретатели, имеющие дело с «материальными силами природы» и открывающие новые источники материального благополучия людей, наконец - разного рода жулики и «боссы», вплоть до всесильных руководителей преступных банд [5, с. 50].

Думается, культуру нацистской Германии и фашистской Италии, используя терминологию П.А. Сорокина, можно отнести к чувственным культурам, в которых политическая власть часто принадлежит диктаторам.

Системе П.А. Сорокина созвучны и мысли Аристотеля, который в своем учении о трех видах идеального государственного устройства считал таковыми монархию, аристократию и политию, а среди противоположных им трех видов ошибочного и откло-

няющегося государственного устройства и правления называл тиранию, олигархию и власть толпы. Причем для трех первых видов правления характерны идеалистические мотивы, тогда как в трех последних идеалистические ценности отсутствуют.

«В настоящее время большинство правительств и подавляющая часть влиятельных слоев общества не ссылаются на Бога или на какой-нибудь сверхчувственный авторитет для того, чтобы «освятить» свою власть. Идеационального источника нет и в помине. Вместо него роль источника власти выполняют «воля народа», «нации», «класса пролетариев» или какой-нибудь другой группы», - делает вывод П. А. Сорокин. Во главе социального руководства и аристократии стоит так называемое общество, т.е. группа финансовых воротил или «пролетариев», или «фашистские», «нацистские», «социалистические», «либеральные» фракции с вкраплением чувственной аристократии предшествующих режимов и разного рода интеллектуалов, носителей чувственных ценностей. Они основывают свой авторитет на самом обладанию власти и не собираются искать никакую идеациональную причину или ценность для ее «освящения».

Французские структуралисты и фашизм

Любопытно, что во Франции накануне второй мировой войны некоторые интеллектуалы «заигрывают» с идеями фашизма и национал-социализма, равно как и с коммунистическими идеями. Это было связано с тем, что часть французской интеллигенции была недовольна существовавшим во Франции социальным и государственным устройством. Добавим, что Ж. Батай, как и многие другие, писавшие о фашизме, непосредственно столкнувшись с ним, изменил мнение о нем в худшую сторону.

Во второй половине 30-х годов во Франции действовал довольно интересный культурологический проект - Коллеж социологии, объединивший нескольких интеллектуалов, в том числе и Ж. Батая. Лекторы коллежа много говорили о возвращении порядка, большое число авангардистских групп того времени вращалось вокруг этой темы. И в самом деле, порядок перестает быть консервативной ценностью и начинает ассоциироваться с ценностями творчества и возрождения. Новый порядок (совсем не обязательно фашистский) противопоставляется возрастной энтропии.

Пьер Прево в своих воспоминаниях много раз возвращается к выступлению Ж. Батая «Гитлер и Тевтонский орден» [2]. Настойчивое влечение Батая и Кайуа к тевтонским рыцарям во многом обязано слухам, согласно которым гитлеровцы сформировали «более или менее консервативную часть своих кадров, руководствуясь их методами. Для этого они воспользовались старыми резиденциями командоров и замками, которые принадлежат ордену». Поездка в Германию убедила Поля де Кура, автора статьи «В поисках потерянного ордена: Храм и традиции» в том, что потрясающее преображение Германии при Гитлере имело своей причиной восстановление того очага духовной энергии, каким был орден тевтонских рыцарей. Французы, утверждает он, являются наследниками ордена Храма, который был современным Тевтонскому ордену. Следовательно, Франции надо опереться на орден Храма как на духовную силу, которой ей недостает.

Писатель-интеллектуал П.Д. ла Рошель пытается объединить фашизм и социализм: «Я глубоко убежден в том, что сталинизм - это полуфашизм, а фашизм - это полусоциализм ... Таким образом, мой социализм был не пролетарским социализмом коммунистов, но, очевидно, фашистским, реформистским социализмом» [4, с. 230]. Он считал фашизм здоровой реакцией на растворение мужского начала в европейской культуре. В итоге он приходит к следующему: «Со всей строгостью подвергая анализу идею диктатуры и националистическую идею, я, тем не менее, вовсе не запрещаю себе расценивать фашизм как неминуемую стадию общественной эволюции» [4, с. 233]. Последнее представляется спорным. Переход от идеациональных ценностей к чувственным совершался по-разному в разные исторические эпохи, носил отпечаток конкретной

культурной и политической ситуации. Поэтому вряд ли стоит опасаться возвращения фашизма образца 1939-1945 годов. «Фашизм 80-х не представляет для человечества такую же угрозу, как полвека назад: слишком многое изменилось в нашем мире после мая 45-го, чтобы коричневая опасность в любом из своих видов или в их совокупности могла бы выступать в масштабах былой угрозы», - пишет В.Г. Иванов [1, с. 253].

Сам П. Д. ла Рошель признается в несерьезности своих симпатий к фашизму, равно как и к социализму: «Мои попытки вступления в партию часто совпадали с моментами депрессии. Удивительно, что моими друзьями всегда были левые. Забавно, что эволюция моей идеологической жизни, кажется, следует за извивами материальных успехов. Когда я склонялся к правым, у меня были деньги, когда я склонялся к левым, у меня их как не бывало»[4, с. 239].

Фашизм и контркультура

Выражают симпатии к фашизму и представители современной контркультуры. Глава группировки байкеров «Ангелы ада» заявляет, что увлечение байкеров фашистской символикой - в большей степени маскарадный момент, но добавляет, что фашизм как политическая система его устраивает по двум причинам: при фашизме был порядок и отсутствовала либеральная болтовня. Неофашизм выступает не только как нарочитая оппозиция общепринятой культуре, но и как террористическое движение. Некоторые из неофашистских группировок имеют международный характер. К таким относится, например, так называемая «Европейская рабочая партия», активист которой убил лидера шведских социал-демократов, премьер-министра Швеции Улафа Пальме.

Таким образом, несмотря на господство тоталитарной идеологии в культурах, например, нацистской Германии или фашистской Италии, эти культуры нельзя отнести к идеациональному типу. Путь спасения души, декларируемый идеациональными культурами, по меньшей мере, нехарактерен для идеологии национал-социализма. Вместе с тем, в ней есть много черт, позволяющих отнести культуру, в которой она доминировала, к чувственному типу. Например, стремление построить «рай немедленно» для немецкого пролетариата, прибегая к террору по отношению к другим нациям.

Проанализировав публикации французских интеллектуалов о фашизме, сделанные накануне второй мировой войны, мы обнаружили, что последних привлекает культ мужественности, якобы привносимый фашизмом в европейскую культуру. При более близком знакомстве с фашизмом они поняли, что никакая нация не может признать себя исключительной, ущемляя другие нации. В настоящее время фашизм трансформировался в неофашизм. Возрождение фашизма в его прежних формах вряд ли возможно в силу исторических факторов. Представителей современной контркультуры привлекает балаганная, эпатажная сторона фашизма, члены же неофашистских организаций настроены более радикально, иногда прибегая к террористическим актам, ощущая себя увереннее в разорванном конфликтами мире и заявляя о «планах установления мирового порядка, совместимого с ценностями Запада» [1, с. 293].

Литература

1. Иванов В.Г. Зондеркоманда на завтра. Из секретного досье неофашизма. М., 1986.

2. Коллеж социологии. СПб, 2004.

3. Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. СПб, 2004.

4. Рошель ла П.Д. Фашистский социализм. СПб, 2001.

5. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб, 2000.

6. Томпсон Хантер С. Ангелы ада. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.