Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФУНКЦИИ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Торабаева М.Х.

Проблема идентичности занимает центральное место в психологии развития личности, особенно остро данная тема освещена в рамках социальной психологии. Современная научная периодика представляет многообразие трудов, посвященных изучению проблематики идентичности личности в ключе социализации, однако, ее экзистенциальная составляющая и по сей день вызывает множество вопросов у исследователей. В связи с этим полагается важным и актуальным проследить тенденцию современного состояния проблемы изучения социальной и экзистенциальной идентичности в структуре идентичности человека. Цель исследования - рассмотреть основные функции социальной и экзистенциальной идентичности, а также установить критерии и показатели их оценки в структуре личностной идентичности. Достижению поставленной цели будет способствовать круг сформулированных задач, выраженный в определении понятий: идентичность человека, социальная идентичность и экзистенциальная идентичность, выявлении взаимосвязи между данными определениями посредством модусов, а также в установлении их функциональных особенностей и обозначении основных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND EXISTENTIAL IDENTITY IN THE STRUCTURE OF HUMAN IDENTITY

The issue of identity occupies a central place in the psychology of personality development. This theme is particularly acute in the context of social psychology. Modern scientific periodicals present a variety of works devoted to the study of issues regarding personal identity in the context of socialization, however, its existential component still raises many questions among researchers. Therefore, it is considered important and relevant to trace the trend of the current state of the issue of studying social and existential identity in the structure of human identity. The purpose of this study is to consider the main functions of social and existential identity, as well as to establish criteria and indicators for their evaluation in the structure of personal identity. The achievement of this goal will be facilitated by the range of formulated tasks expressed in the definition of concepts - human identity, social identity and existential identity, identifying the relationship between these definitions through modes, as well as in establishing their functional features and designating the main characteristics.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 159.99

doi:10.52210/2224669X_2022_2_87

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

М.Х. Торабаева

Аннотация. Проблема идентичности занимает центральное место в психологии развития личности, особенно остро данная тема освещена в рамках социальной психологии. Современная научная периодика представляет многообразие трудов, посвященных изучению проблематики идентичности личности в ключе социализации, однако, ее экзистенциальная составляющая и по сей день вызывает множество вопросов у исследователей. В связи с этим полагается важным и актуальным проследить тенденцию современного состояния проблемы изучения социальной и экзистенциальной идентичности в структуре идентичности человека. Цель исследования - рассмотреть основные функции социальной и экзистенциальной идентичности, а также установить критерии и показатели их оценки в структуре личностной идентичности. Достижению поставленной цели будет способствовать круг сформулированных задач, выраженный в определении понятий: идентичность человека, социальная идентичность и экзистенциальная идентичность, выявлении взаимосвязи между данными определениями посредством модусов, а также в установлении их функциональных особенностей и обозначении основных характеристик.

Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, экзистенциальная идентичность, функции, критерии.

SOCIAL AND EXISTENTIAL IDENTITY IN THE STRUCTURE OF HUMAN IDENTITY

M.Kh. Torabaeva

Abstract. The issue of identity occupies a central place in the psychology of personality development. This theme is particularly acute in the context of social psychology. Modern scientific periodicals present a variety of works devoted to the study of issues regarding personal identity in the context of socialization, however, its existential component still raises many questions among researchers. Therefore, it is considered important and relevant to trace the trend of the current state of the issue of studying social and existential identity in the structure of human identity. The purpose of this study is to consider the main functions of social and existential identity, as well as to establish criteria and indicators for their evaluation in the structure of personal identity. The achievement of this goal will be facilitated by the range of formulated tasks expressed in the definition of concepts - human identity, social identity and existential identity, identifying the relationship between these definitions through modes, as well as in establishing their functional features and designating the main characteristics.

Keywords: identity, social identity, existential identity, functions, criteria.

В общем значении идентичность представляет собой набор ценностей, убеждений и символов, которые помогают личности идентифицировать себя в окружающем мире, то есть в общественном пространстве [17]. Таким образом, она способствует выделению индивидуума из общей окружающей массы и определению его внутреннего «Я» в соединении двух временных рамок прошлого и будущего.

Основополагающие исследования феномена «идентичность» относятся к работам Дж. Мида и Ч. Кули. Идентичность рассматривалась авторами в контексте социальной интеракции, а точнее как ее некое условие и в то же время как ее итог.

Современное становление термина «идентичность» связано с работами Э. Эриксона, так как именно он заложил фундамент в вопросах, касательных идентификации личности с собственным я, своим внутренним духовным миром и окружающим ее бытием. В соответствии с его идеей, человек может быть включен в общество или отвергнут им в зависимости от того, насколько он оправдывает его ожидания в период определенных стадий своего развития на протяжении всего жизненного пути.

Ученый отмечал, что идентичность развивается, проходя через определенные возрастные периоды, и на каждом из них она сталкивается с новой проблемой, которая требует реструктуризации эго. Таким образом, происходит внедрение новых элементов в уже существующую и устоявшуюся систему, в то время как устаревшие и ненужные - видоизменяются, либо вовсе отбрасываются. Идентичность может меняться из-за некоторых возрастных особенностей личности, а также по причине преобразования содержательной наполненности ее существования [16]. То есть структура идентичности подвергается трансформации в том случае, когда человек с каждым последующим этапом взросления оказывается в новых социальных ситуациях и пытается сохранить ее целостность. «Эриксон использовал термин «идентичность» как синоним того, что другие называли самооценкой» [21].

Один из сторонников взглядов Э. Эриксона, его последователь Дж. Марсия придерживался аналогичной идеи о том, что человек развивает в себе идентичность в течение всей своей жизни. Ученый предполагал, что она может формироваться в индивиде достаточно длительное время. В частности, в период, когда человек через сопоставление себя с окружающей социальной группой, начинает осознавать, что наделен некоторыми особенностями, которые отличают его от других, а также во время принятия самостоятельного решения, кем и каким стать в будущем [18].

Приверженец взглядов Дж. Марсия, а также последователь экзистенциальной направленности в психологии А. Ватерман был убежден, что кризис идентичности можно преодолеть только через жизненный выбор. Он утверждал, что человек приобретает опыт в процессе своей жизни, и главным в ней является не то, что он имеет, а то, что с этим делает [24].

Стоит отметить, что впоследствии само понятие «идентичность» стали рассматривать в социальном ключе, то есть через призму идентификации личности посредством социальных групп, о чем наглядно свидетельствует теория социальной идентичности Анри Тэш-фела. «Социальная идентичность, по Тэшфелу, включает знание того, что человек является членом группы, его чувства по поводу членства в группе и знание ранга или статуса группы по сравнению с другими группами» [21].

В свое время Г. Брейкуэлл выдвигал предположение, что, взаимодействуя с социумом, каждый индивид способен усвоить те понятия, которые помогут ему в дальнейшем лучше познать себя. Вследствие чего происходит формирование самоописаний как содержательных элементов идентичности, используемых человеком для собственных представлений, а также нормативных компонентов, представленных социальными и моральными нормами референтной группы [15].

Дж. Тернеру удалось описать формирование социальной идентичности человека посредством трех когнитивных процессов. В первую очередь индивид начинает позиционировать себя как участник социальной группы, в которой находится. Далее он «примеряет» ее общие устоявшиеся характеристики, а затем усваивает нормы поведения и присваивает их себе. Только пройдя через эти три стадии, человек способен адаптироваться к новой группе и принять ее идентичность [23].

Российский психолог Н.В. Гришина предполагает, что возросший интерес к изучению социальной идентичности связан прежде всего с тем, что именно в этой ипостаси скрыт главный «вызов» современного мира к идентичности личности. Она считает, что некая опреде-

ленная позиция человека, задаваемая извне, сменяется его потребностью к самоопределению в рамках социального взаимодействия и устанавливаемых отношений с иными людьми [1].

Однако в современном подходе личность стала рассматриваться учеными не только с точки зрения ее личностной и социальной идентичности, но также и со стороны экзистенциальной тождественности.

Личностная идентичность и социальная идентичность человека взаимосвязаны с аналогичными пространствами его существования, экзистенциальная идентичность в этом случае сопоставляется с бытийностью, характеризуя взаимоотношения человека с миром на разных этапах его жизнедеятельности [6]. Жизненный опыт человека организовывает социальную и личностную идентичности, а переживание, осознание экзистенциального опыта формируют последнюю. «Экзистенциальная идентичность - это осознание себя и своего существования в контексте Бытия, ощущение собственной причастности к Бытию» [6, с. 226].

Личностную идентичность чаще всего изучают в рамках социума, с ее возможностью формироваться, развиваться и приспосабливаться в обществе. Экзистенциальную идентичность можно определить только через «внутренние вызовы» индивида, так как ее невозможно распознать никакими другими факторами внешнего воздействия. «Человек рождается индивидом, но ему лишь предстоит стать экзистенциальной индивидуальностью» [3, с. 6].

Существование личности в современных реалиях жизни сегодня все чаще рассматривается учеными-психологами через призму экзистенциального подхода, в котором ценностные параметры жизненных смыслов занимают одно из центральных мест [8]. В соответствии с идеей австрийского психолога В. Франкла, которая легла в основу созданной им логоте-рапии [14], всяческое отсутствие смысловых перспектив в жизни индивидуума может в конечном итоге спровоцировать ситуацию некого подобия экзистенциального вакуума, то есть психологические трудности возникают у человека тогда, когда под воздействием ценностных переживаний нарушается его ментально-эмоциональная связь с людьми, социальной группой, окружающей средой и культурными объектами. Однако именно через ценностные страдания, которые он не в силах избежать, индивид может преодолеть препятствия и обрести смысл жизни. В связи с чем важным показателем зрелости личности Франкл считал умение определять свои цели и место в жизни.

В. Франкл представляет позитивный путь обретения жизненных смыслов с помощью следующих ценностей:

- креативность, способность к творчеству обретает ценностный смысл в деятельности и ее продуктах;

- переживания, являются мощным источником раскрытия потенциала;

- установки или страдания, путь самореализации, приобретающийся через обретение достоинства, некого смысла в ситуации принятия условий, не поддающихся изменениям.

Идея В. Франкла была поддержана его последователем А. Лэнгле, в работах которого экзистенциальная психология личности получила активное развитие. Он разработал четырехуровневую концепцию фундаментальных экзистенциальных мотиваций и описал три системы предпосылок, помогающие человеку справиться с ситуацией возникновения бессмысленности жизни через постановку экзистенциальных вопросов, направленных на поддержание ценностей и удовлетворение жизнью [7].

Экзистенциальная направленность помогает человеку проводить самоанализ и оценивать себя, а также соотносить свою индивидуальность с другими индивидуальностями, самостоятельно выбирать свой жизненный путь и проявлять независимость и свободу во всех аспектах своей жизнедеятельности [10].

Экзистенциальная идентичность является своего рода ответной реакцией личности на «вызовы изнутри», в то время как социальная идентичность сосредоточена на «вызовах

извне» для поиска своего места с целью адаптации в постоянно трансформирующемся социальном пространстве [3].

Согласно идее Э. Тирьякяна «бытие-в-обществе есть внутренняя экзистенциальная структура человека» [22]. Он считает, что если сущность человеческой природы имеет социальный аспект, то взаимопроникновение социального в индивидууме делает его человечным.

Опираясь на данные научных исследований в области социальной и экзистенциальной психологии, полагается возможным сделать вывод о том, что показатель сформированности личностной идентичности неразрывно связан с социальной идентичностью, а также напрямую зависит от экзистенциальных параметров личности.

Сегодня экзистенциальная идентичность получила широкое распространение и активно развивается в рамках социальной-психологической направленности. Научные труды экзистенциальных психологов по большей части обращены к основным проблемам жизненных реалий человека, его ценностям и смыслам, которые помогают ему сформировать свою идентичность. Однако и по сей день одной из основных задач ученых остается поиск и создание новых методик, затрагивающих главные социально-психологические аспекты жизни индивида в ключе его экзистенциальной наполненности.

Феномен идентичности играет ключевую роль в развитии человека в рамках общества. Он находит свое выражение в социальных функциях, среди которых отмечают адаптационную (помогает приспособиться к новым социальным условиям); ориентировочную (содействует поиску своего места в социуме); структурную (придает определенность, упорядоченность собственному «Я»); целевую (направляет на целеполагание и построение модели поведения); экзистенциальную (позволяет осмыслить свою сущность и прогнозировать) [4].

В то же время экзистенциальной идентичности присуще динамическая функция, так как через поиск смыслов жизни происходит побуждение личности к самоидентификации и саморазвитию [13].

Социальные и экзистенциальные функции неразрывно связаны между собой. По мнению ученого Д. МакАдема, когда стратегические акторы работают над продвижением своих интересов, они одновременно осуществляют отличительную человеческую способность создавать смыслы и конструировать коллективные идентичности с целью достижения инструментального преимущества и создания экзистенциально значимых миров для себя и представителей своей социальной группы [20].

Д. МакАдем отмечает, что экзистенциальная функция социального встраивает человека в систему социально сконструированных значений, которые способствуют укреплению и повышению ценностей жизни через замену субъективного «внутреннего взгляда» на отчужденные «внешние перспективы».

Таким образом, можно сделать вывод, что представленные выше основные функции социальной и экзистенциальной идентичности способствуют целостному формированию структуры личности и ее интеграции в общество через определение неких установленных границ самоидентификации и осуществляемые выборы в поисках смысложизненных ориентиров.

Анализ работ показывает, что к настоящему времени утвердилось несколько подходов к исследованию критериев идентичности.

Критерий социальной идентичности раскрывается в контексте процесса идентификации [9]. Механизм идентификации, действуя на когнитивном и эмоциональном уровнях приводит к конечному результату - самоотождествлению.

Проведенный анализ (Дж. Марсия, Дж. Тернер и др.) позволяет дополнить, что сформированная идентичность, в таком случае, сопряжена с набором сконструированных ценностей

личности и обосновывает выбор позиций личности, приводящих к обоснованию поведения в процессе жизнедеятельности.

Согласно концепции Дж. Марсиа, достигнутой идентичность может стать только в том случае, когда человек путем самоисследования устанавливает для себя важные цели и формирует ценности, которые наполняют его жизнь новым смыслом [19]. В качестве поведенческих факторов, позволяющих выявить либо опровергнуть наличие идентичности, Дж. Марсия выделяет: принятие/непринятие обязательств, прохождение/непрохождение кризиса, исследование альтернатив. На основе выбора критериев описаны следующие показатели идентичности:

- диффузная идентичность - в данном случае индивид выбор решения и его поиск не осуществляет;

- предрешенная идентичность - выбор решения осуществляется под воздействием внешних условий;

- «мораторий» - решение в данном случае еще нет, но ведется его активный поиск;

- достигнутая идентичность - активный поиск решения дополняется собственным выбором в пользу самореализации [12].

Один из критериев социальной идентичности - характер непрерывных взаимоотношений субъекта с группой, также субъектов в группе, приводящих к трансформации собственных качеств.

Одно из таких качеств - групповая интеграция, механизм последовательного изменения функционирования в группе, описанный А.В. Петровским. Последовательный процесс интеграции состоит из нескольких слоев, где каждый сопряжен с принципом развития отношений:

- адаптационный - поверхностный слой, обладает непосредственными эмоциональными контактами, что является недостаточным для согласованного взаимодействия;

- второй слой - индивидуализированный, характеризуется отношениями, основанными на совместной деятельности;

- третий - интеграционный слой, в котором предполагаются согласованные действия всех участников группы, их общих целей групповой деятельности.

Однако, на наш взгляд, описанный А.В. Петровским механизм не приводит к пониманию категории идентичности, а подразумевает некий результат идентификации в группе, который требует последующее выдвижение гипотез их отдельное авторское толкование.

Характеристики экзистенциальной идентичности прослеживаются в подробном рассмотрении экзистенциального пространства, в котором для каждой индивидуальности есть общий ряд характеристик:

- обретенная привычная жизненная форма существования;

- закрепленные способы взаимодействия субъекта;

- внесение самости в собственную реальность;

- самостановление, которое осуществляется вне зависимости от внешних обстоятельств;

- соединение сущего и бытийного субъекта [11].

Наполняемость индивидуального пространства в нашем понимании есть динамично выстраивающаяся картина мира или мировоззрение, которое будет определять собственное поведение человека, своего жизнетворчество.

Культурное пространство, в котором происходит развитие субъекта (мифы, ритуалы и паттерны поведения, ментальность, «настройки сознания») создает фреймовые обстоятельства для него, то есть определяет мировоззрение субъекта. Однако для каждого есть и более тонкие настройки реальности - уникально складывающие обстоятельства, которые отличаются следующими признаками:

- потенциальность - множество возможностей, где каждая содержит причину дальнейшего развития;

- интенциональность - мотивационный момент, который задает смысл дальнейшей индивидуальной жизни;

- онтологичность - возможность индивидуального выбора («застывшее мгновение» [11, с. 117] в определенный момент жизни влекущий за собой целый комплекс факторов;

- неструктурированность - характерная неопределенность обстоятельств, имеющих возможное значение в дальнейшей жизни.

В психотерапевтической практике индивидуальное пространство характеризуется К. Роджерсом потенциальным спектром для существующих возможностей роста и актуализации, но необходимыми условиями для самоактуализации личности является совокупность специфических критериев:

- открытость опыту - позитивное принятие и объективное отношение личности к самой себе;

- вера в свой организм - импульсы собственного организма являются источником объективного опыта человека;

- внутренний локус - выделение в своей жизни собственных источников влияния;

- открытость - непрерывное стремление к личностному росту, изменчивости, вопреки стериотипизации и закрепленности личностных качеств [5].

По итогам проведенного исследования идентичность, как продукт идентификации, в социальных исследованиях сопоставляют с последовательным включением в онтогенезе человека в общественные группы, что приводит к закрепленным алгоритмам в решении задач, к трансформации общественного опыта, взаимоотношений с сопутствующим наращиванием качеств, способствующих адаптации, ориентировке и наконец, выделению собственного «Я».

Складываясь уникальным образом, экзистенциальная идентичность - особый «набор» характеристик, среди которых способность к осознанному выбору, стремление к самостановлению, независимое от внешних возможностей (условий).

Так или иначе, ученые исследователи данного феномена сходятся к идее целостности человека и нахождения способов поддержания гармонии с самим собой среди других.

Библиографический список

1. ГришинаН.В. Введение в экзистенциальную психологию: учебное пособие. СПб., 2015.

2. Гришина Н.В. Идентичность как экзистенциальное понятие // Личностная идентичность: вызовы современности. Краснодар, 2014.

3. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 42.

4. ИвановаН.Л. Психологическая структура социальной идентичности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.

5. Капустин С.А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании. М., 2014.

6. Колантаевская А.С. Динамика идентичности в связи с жизненным выбором // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 3.

7. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М., 2008.

8. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии. 2016. № 3.

9. Мухина В.С. Развитие личности. Самосознание. Идентичность личности. Я. Я и другие. Я и тело. Внутреннее Я. Я как личность. Я и общество. М., 2004.

10. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005.

11. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М., 2013.

12. Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика. 2009. № 1.

13. Тельнова Н.А. Социальная идентичность: функции и специфика модальности // Известия ВГПУ. 2011. № 3 (57).

14. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб., 2000.

15. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. London; New York: Mithuen, 1986.

16. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. New York, 1968.

17. Khot U. What is the difference between existential crisis and identity crisis? URL: https://www.quora. com (дата обращения: 15.04.2022).

18. Marsia J.E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. New York, 1980.

19. Marcia J.E., Friedmann M.L. Ego identity status in college women // Journal of Personality. 1970. Vol. 38. № 2.

20. McAdam D., Fligstein N. On The Existential Function of the Social and the Limits of Rationalist Accounts of Human Behavior // A Theory of fields. 2012 URL: https://digitalcommons.law.seattleu.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=2304&context=sulr (дата обращения: 17.04.2022)

21. Oyserman D., Elmore K., Smith G. Self, Self-Concept, and Identity // Handbook of Self and Identity. New York, London, 2012.

22. Tiryakian E. Sociologism and Existentialism // Englewood Cliffs. New York, 1962.

23. Turner J. C. A self-categorization theory. Rediscovering the Social Group: A Self-Categorization Theory. Oxford, 1987.

24. Watermann A.S. Identity development from adolesence to adulthood: An extension of theory and a review // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.Х. Торабаева

аспирант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва Высшая школа государственного управления Е-mail: m.torabaeva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.