Научная статья на тему 'Социальная функция искусства в философской парадигме'

Социальная функция искусства в философской парадигме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / функции искусства / философия / философская парадигма / социальная функция / art / functions of art / philosophy / philosophical paradigm / social function

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Го Синьян

Целью данной статьи является рассмотрение разных аспектов социальной функции искусства с точки зрения философской парадигмы. В этой статье подчеркивается, что, в отличие от всех других форм деятельности, искусство является отражением и выражением внутреннего мира и сущности человека, взятых в их целостности. В искусстве творец создает особый мир, но не так, как создает природа. Это не что иное, как высшая форма и проявление эстетического сознания, необходимый компонент общественного сознания, который обеспечивает ему целостность, мобильность и в то же время стабильность в текущей реальности и направляет его в будущее, за тридевять земель. Искусство многогранное и многообразное явление культуры, разделяемое на различные виды, каждый из которых обладает своими средствами выражения, особым языком, своими знаковыми и символическими системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social function of art in the philosophical paradigm

The purpose of this article is to consider various aspects of the social function of art from the point of view of the philosophical paradigm. This article emphasizes that, unlike all other forms of activity, art is a reflection and expression of the inner world and essence of a person, taken in their entirety. In art, the creator creates a special world, but not in the way nature creates it. This is nothing more than the highest form and manifestation of aesthetic consciousness, a necessary component of social consciousness that provides it with integrity, mobility and at the same time stability in the current reality and directs it to the future, far away. Art is a multifaceted and diverse cultural phenomenon, divided into different types, each of which has its own means of expression, a special language, its own sign and symbolic systems.

Текст научной работы на тему «Социальная функция искусства в философской парадигме»

Го Синьян

Специалитет Факультета искусств, Санкт-Петербургский государственный университет.

Социальная функция искусства в философской парадигме*

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение разных аспектов социальной функции искусства с точки зрения философской парадигмы. В этой статье подчеркивается, что, в отличие от всех других форм деятельности, искусство является отражением и выражением внутреннего мира и сущности человека, взятых в их целостности. В искусстве творец создает особый мир, но не так, как создает природа. Это не что иное, как высшая форма и проявление эстетического сознания, необходимый компонент общественного сознания, который обеспечивает ему целостность, мобильность и в то же время стабильность в текущей реальности и направляет его в будущее, за тридевять земель. искусство - многогранное и многообразное явление культуры, разделяемое на различные виды, каждый из которых обладает своими средствами выражения, особым языком, своими знаковыми и символическими системами.

Ключевые слова: искусство, функции искусства, философия, философская парадигма, социальная функция.

Guo Xinyang

Graduate student of the Faculty of Arts, St. Petersburg State University.

The social function of art in the philosophical paradigm

Abstract. The purpose of this article is to consider various aspects of the social function of art from the point of view of the philosophical paradigm. This article emphasizes that, unlike all other forms of activity, art is a reflection and expression of the inner world and essence of a person, taken in their entirety. In art, the creator creates a special world, but not in the way nature creates it. This is nothing more than the highest form and manifestation of aesthetic consciousness, a necessary component of social consciousness that provides it with integrity, mobility and at the same time stability in the current reality and directs it to the future, far away. Art is a multifaceted and diverse cultural phenomenon, divided into different types, each of which has its own means of expression, a special language, its own sign and symbolic systems.

Key words: art, functions of art, philosophy, philosophical paradigm, social function.

считается, что искусство выполня- оно затрагивает определенный коллек-ет социальную функцию, если и когда тивный интерес, а не личный. Как пи-

* © Го Синьян, 2024.

Социальная функция искусства в философской парадигме

шет Б.Е. Коротов, по своей сути многие функции искусства, известные нам на сегодняшний день, по своей природе являются производными.

Во всех работах об искусстве, которые в большей или меньшей степени касались проблем социальной роли искусства и истории в искусстве, использовался социологический подход. Иногда социологический подход отождествляют со сравнительным анализом искусства в различных компаниях и исторических периодах. Опасения по поводу понимания взаимосвязи искусства с компанией присутствуют у всех крупных личностей, которые задумывались о социальном значении и приобщались к искусству, что искусство рассматривалось как «выражение» социальных тенденций, следует ли обращать внимание на социализирующую валентность искусства, или, сформулировав вопрос относительно места и роли художника в обществе.

В определенном смысле социологическое искусство коренится в коллективных достижениях психологии, прикладного мирового искусства и художника. Художник, уникальная личность, создает произведение искусства, отражающее человеческую индивидуальность и их собственную правду, его представление о красоте, а также обзор степени, в которой он выступал, также выражал свою интеграцию в социальную среду. коллектив, приобщение к видению мира, дизайн ограничен и обусловлен историей. В этом обширном и сложном контексте история искусства является диалектическим процессом. Произведение искусства обладает качеством, которое я отличаю от всех других продуктов человеческой деятельности, а именно социальной прозрачностью. Произведение искусства, всегда успешно ориентированное за

пределы своего присутствия в пространстве, оно открывает диалог, дискуссию.

Как утверждали О. Конт (1851/1875), Г. Спенсер (1898) и Э. Дюркгейм (1912/1965), общества формируются с определенными структурами или организациями, а части общества и социальные системы связаны друг с другом, внося свой вклад в поддержание всего общества. Согласно Т. Парсонсу (1961), который выступал за структурный функционализм, культурные и социальные структуры связаны посредством институционализации, поэтому культурное поведение в конечном итоге имеет нормативную структуру, и оно играет роль формирования правил и корректировки структуры и процесс в реальной жизни. В этом контексте культурные и социальные системы являются интернализованными ориентирами социального поведения, выделяемыми как ценности и нормы и фундаментальные элементы социального порядка, и, таким образом, могут быть проанализированы как независимые системы с различными структурами и логикой.

Искусство - это реальность общества, и, как следствие, должно быть исследовано по отношению к обществу в целом. Когда мы ставим под сомнение социальную оболочку искусства, мы имеем дело с социальными отношениями, в которых должны определяться отношения между частью и целым, а также между целым и частицей. однако следует отметить, что искусство в состоянии не выходить за рамки этой системы отношений, порождая момент человечности, узнаваемый по его способности быть активным и соответствующему историческому этапу, привлекательному и оказывающему постоянное влияние на человеческий дух. Это один из аспектов автономии

искусства, за пределы которого следует отметить, что исторический генезис искусства должен завершаться актом влияния искусства на общество. В этой взаимосвязи возникают и развиваются функций искусства. Это произведение искусства, сфокусированное и сгущенное в определенный объект, уникальный и исключительный, ответ, определенный жизненный опыт в определенной форме.

В книге «Искусство и истина после Платона» Том Рокмор утверждает, что Платоновская интерпретация отношения между искусством и истиной лежит в основе нашей западной традиции эстетики. Великие моменты западной эстетической традиции можно рассматривать как ответ на утверждения Платона об искусстве и истине. Хорошо известно, что Платон хотел изгнать поэтов и художников из своего идеального города. Действительно, для Платона только философы, обладающие знанием форм, могли быть настоящими художниками. Показывая связи между эстетикой и эпистемологией, Рокмор предлагает убедительное историческое прочтение социальной роли искусства со времен Платона. Трансформация социальной роли искусства вытекает из эпистемологического статуса эстетики.

Рокмор проводит нас через историю взаимоотношений эстетики и эпистемологии от Платона до двадцатого века, когда социальная роль «искусства ради искусства» становится все более проблематичной, все более трудной для понимания нехудожниками. Для Аристотеля искусство имитирует человеческую жизнь, человеческие действия, а не формы. Если искусство является имитацией человеческой жизни, оно играет важную социальную роль, поскольку может представлять примеры

хорошей жизни, эвдемонии и вдохновлять граждан на действия.

Социальная роль искусства связана с его когнитивной ролью, а именно с созданием красивых объектов, в которых мы познаем самих себя. Человечество может познать себя в конкретной форме посредством художественных выражений. искусство помогает нам осознать самих себя. Философия искусства отличается от научных подходов к искусству, например, от социологических или психологических, которые приходят к своим выводам на основе эмпирического исследования. Хотя эстетика должна прочно укореняться в реальности искусства, ее притязания не являются индуктивными обобщениями. Не следует путать его утверждения с конкретными эстетическими суждениями. Эстетические суждения всегда относятся к какому-то конкретному произведению или художественному событию. Утверждения в философии искусства, с другой стороны, призваны быть универсальными утверждениями. они представляют собой попытки проникнуть в суть искусства. они должны подкрепляться аргументами и быть бдительными к опасностям односторонности. Это не означает, что между философом, художником и критиком не может быть «взаимного обогащения».

В социологии искусства, например, можно изучать эстетические суждения эмпирически. однако в этом случае эстетические суждения или оценки вкуса рассматриваются как факты. Эмпирическое исследование, проведенное Пьером Бурдье, проиллюстрирует это. он знакомил представителей разных профессий и социальных классов с произведениями искусства и записывал их эстетические суждения, чтобы ответить на вопрос, коррелирует ли су-

ждение о вкусе с социальным позиция. Один из его выводов состоял в том, что представители рабочего класса гораздо меньше ценят художественные эксперименты, чем выпускники университетов или представители высших классов. Собственные суждения П. Бурдье как исследователя не имеют ценности суждения, но эмпирические суждения о вкусах других людей. Однако, как только П. Бурдье навязывает свои собственные взгляды на искусство, чему он иногда не в состоянии противостоять, он уходит из сферы эмпирических исследований. В такие моменты он тоже оказывается в центре философии искусства, где единственным аргументы, которые имеют значение, носят скорее философский, чем эмпирический характер.

Понимая искусство как основное человеческое измерение, сегодня мы стремимся сотрудничать в содействии созданию пространств для творчества в четырех областях - социальной, культурной, образовательной и медицинской - которые будут создавать одну основную связь с жизнью и ее процессами и, таким образом, способствовать использованию искусства как инструмента личностного и социального развития и интеграции. Искусство (и особенно современное искусство) можно рассматривать с образовательной точки зрения, направленной на полное личностное и социальное развитие и интеграцию. Это искусство может быть инструментом, кладезем ресурсов, фундаментальным ориентиром. Как указывает М. Лопес Фернан-дес-Као в книге «Образование, созидание и равенство» (Education, Creation, and Equality) (2009), цитируя Эллен Диссанаяке, искусство подразумевает целый ряд видов деятельности, отношений, опыта и сложных способно-

стей, таких как:

- Искусство влияет на способность к восприятию и когнитивной деятельности;

- Искусство позволяет интегрировать противоречия и противоречивые чувства;

- Искусство тренирует восприятие реальности, подготавливая к незнакомым видениям и переживаниям;

- Искусство учит терпимости к двусмысленности, одному из основных компонентов адаптивного и творческого отношения;

- Посредством повторения, ритуалов и других аспектов искусство помогает навести порядок в мире или в нашем восприятии реальности.

Если искусство требует традиций, а традиции по своей сути социальны, то искусство по своей сути социально. И что интересно, наиболее влиятельная в настоящее время психологическая теория креативности, социокультурный или системный подход, также утверждает, что креативность по сути своей социальна: является ли продукт креативным, конститутивно зависит от суждений экспертов в данной области, использующих соответствующие стандарты исторически обусловленной области деятельности. социокультурная теория искусства аналогична институциональной теории искусства, которая подчеркивает существенную роль мира искусства в определении понятия «искусство». Но социокультурная теория в важном отношении более сложна, поскольку, придавая существенную роль предметной области, она учитывает ряд внутренних причин, влияющих на определение креативности.

Искусство выполняет социальную функцию, когда оно обращается к аспектам (коллективной) жизни, в от-

личие от точки зрения или опыта одного человека. Например, публичное искусство в Германии 1930-х годов имело преобладающую символическую тематику. Искусство выполняет социальную функцию, когда оно затрагивает аспекты (коллективной) жизни в противовес точке зрения или опыту одного человека. Зрители часто могут каким-то образом относиться к социальному искусству, а иногда даже находятся под его влиянием. Политическое искусство, часто предназначенное для передачи определенного послания, всегда несет социальную функцию.

Таким образом, социальные функции искусства - это те, которые выходят за рамки личной внутренней ценности и приносят социальные выгоды искусству. Индивиды и их общество динамично взаимосвязаны. Искусство общается. Чаще всего оно создается с намерением поделиться с другими откликами на жизнь и мнениями о ней. Подобно философии, искусство также выполняет глубоко коммуникативную функцию. С его помощью люди передают друг другу свои чувства, свои самые сокровенные и бесконечно разнообразные и пронзительные мысли. Общей чертой искусства и философии является богатство, которое они оба содержат в познавательном, моральном и социальном содержании.

References

[1] Aksenova A.A. History of art. Just about the im-

portant / A.A. Aksenova. - M.: Bomborra, 2019. 424 p.

[2] Ilyukhina E.A. The role of art in human life // Current problems of regional sociology: a collection of scientific articles by teachers, graduate students, undergraduates, students, Kursk, April 30, 2019. Volume Issue 3. - Kursk: Southwestern State University, 2019. P. 77-80.

[3] Kolomiets G.G. The problem of spiritual and

practical multifunctionality of art in the human world / G.G. Kolomiets, Ya.V. Parusimova // The problem of the relationship between the natural and the social in society and man. 2021. № 12. P. 136-150.

[4] Konev V.A. Art and philosophy: poles that pull together culture // In the range of humanitarian knowledge: collection for the 80th anniversary of Professor M.S. Kagan. - St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2001. Vol. 4. P. 51.

[5] Korotov B.E. Social functions of art in the history of its development // News of universities. Sociology. Economy. Policy. 2010. № 4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsial-nye-funktsii-iskusstva-v-istorii-ego-razvitiya (01.10.2024).

[6] Krasnov R.A. philosophy and art / R.A. Krasnov,

E.A. Saltykov, I.M. Skripachev // Alley of Science. 2022. Vol. 2. № 5 (68). P. 654-656.

[7] Lapshina V.S. Philosophical understanding of the

social effectiveness of art // Machines. People. Values: cognitive and sociocultural systems in the flow of time: materials of the II international scientific conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of Doctor of Philosophy, Professor S.M. Shalyutina, Kurgan, April 22-23,

2021. - Kurgan: Kurgan State University, 2021. P. 142-144.

[8] Lenshina A.P. Art as a social institution // Humanities in a modern university: yesterday, today, tomorrow: Materials of the V international scientific conference, St. Petersburg, December 09, 2022. Volume 3. - St. Petersburg: St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 2022. P. 38-43.

[9] Mikhailova A.V. The significance of art for society in periods of social instability // Information wars and art: history and modernity: collection of proceedings of the international scientific conference, Novosibirsk, June 02-03,

2022. - Novosibirsk: Siberian State University of Telecommunications and Informatics, 2022. P. 192-197.

[10] Rockmore T. Art and Truth after Plato. - Chicago, IL: Chicago University Press 2013. 344 p.

Список литературы

[1] Аксенова А.А. История искусств. Просто о важном / А.А. Аксенова. - М.: Бомборра, 2019. 424 с.

[2] Илюхина Е.А. Роль искусства в жизни чело-

века // Актуальные проблемы региональной социологии: сборник научный статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Курск, 30 апреля 2019 года. Выпуск 3. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 77-80.

[3] Коломиец Г.Г. Проблема духовно-практической полифункциональности искусства в

мире человека / Г.Г. Коломиец, Я.В. Паруси-мова // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке.

2021. № 12. С. 136-150.

[4] Конев В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // В диапазоне гуманитарного знания: сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. Вып. 4. C. 51.

[5] Коротов Б.Е. Социальные функции искусства в истории его развития // известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnye-funktsii-iskusstva-v-istorii-ego-razvitiya (Дата обращения: 10.01.2024).

[6] Краснов Р.А. философия и искусство / Р.А. Краснов, Е.А. Салтыков, и.М. Скрипачев // Аллея науки. 2022. Т. 2. № 5 (68). С. 654-656.

[7] Лапшина В.С. Философское осмысление социальной действенности искусства // Машины. Люди. Ценности: когнитивные и социокультурные системы в потоке времени: материалы II международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С.М. Шалютина, Курган, 22-23 апреля 2021 года. - Курган: Курганский государственный университет, 2021. С.142-144.

[8] Леньшина А.П. искусство как социальный институт // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: Материалы V международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09 декабря 2022 года. Том 3. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. С. 38-43.

[9] Михайлова А.В. Значимость искусства для об-

щества в периоды социальной нестабильности // информационные войны и искусство: история и современность: сборник трудов международной научной конференции, Новосибирск, 02-03 июня 2022 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики,

2022. С. 192-197.

[10] Rockmore Т. Art and Truth after Plato. - Chicago, IL: Chicago University Press 2013. 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.