УДК 301.085-053.7+152.3+177
СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ И ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА
Дмитроченко А.А., Самородова А.В., Гайворонская А.А. ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
214019, Россия, Смоленская обл, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме: В представленной статье рассматривается пилотажное исследование влияния уровня социальной фрустрированности на субъективное переживание одиночества. Полученные данные свидетельствуют о том, что для субъективного переживания одиночества свойственны разные уровни фрустрированности, а именно: для низкого уровня переживания одиночества свойственен низкий уровень фрустрированности, для умеренного уровня переживания одиночества характерен умеренный уровень социальной фрустрированности уровня, и для низкого уровня переживания одиночества свойственен низкий уровень фрустрированности.
Ключевые слова: социальная фрустрированность, переживание, субъективное ощущение одиночество, дезадаптация.
SOCIAL FRUSTRATION AND THE FEELING OF LONELINESS
DmitrochenkoA.A., SamorodovaA.V., Gaivoronskaya A.A FSEI of HE "Smolensk State Medical University" Russian Ministry of Health 214019, Russia, Smolensk region, Smolensk, Krupskaya st., 28
Abstract: The article discusses a pilot study of the influence of the level of social frustration on the subjective experience of loneliness. These data suggest that the subjective experience of loneliness correlate with different levels of frustration. Low-level experiences of loneliness are characterized by low levels of frustration, moderate levels of feelings of loneliness- by a moderate level of social frustration and low-level experiences of loneliness are characterized by low levels of frustration.
Keywords: social frustration, experience, subjective feeling of loneliness, maladjustment.
В последнее время среди молодёжи наблюдается рост различных негативных социально-психологических явлений, способствующих нарушению межличностных отношений, ощущению и переживанию одиночества, неуверенности в завтрашнем дне.
Современная молодежь часто остается без должного внимания общества, при этом нарушаются связи между членами семьи и взрослые не всегда могут понять их переживания. Эти переживания могут оказывать влияние на формирование личности, а также могут стать одной из причин их социальной дезадаптации. Переживания, возникающие из ощущения одиночества, способствуют нигилистическому отношению к обществу, проявляющегося в криминальных, экстремистских действиях, наркомании, алкоголизме, суицидах и др. [11].
Проблема научного осмысления феномена одиночества в рамках психологии до конца не изучена, в силу недостаточно проведенных эмпирических исследований. В трудах К. Роджерса, Г. Салливана, А.Маслоу, Э. Фромма поднимались вопросы возникновения одиночества. Среди отечественных учёных эта проблема отражена в трудах А.А. Бодалёва, Б.С. Гершунского, Е.И. Головаха, Н.В. Панина и др. Сложное содержание, состоящее из множества видов, причин, характерно для феномена одиночества. Одиночество, по мнению С.Г. Корчагиной, имеет следующие виды: отчуждающее, самоотчуждающее, уединенность, и связано это с различным соотношением механизмов идентификации и обособления [4]. Н.М. Таланчук полагает что причиной одиночества
является неспособность наследовать и выполнять систему социальных ролей в основополагающих социумах: семье, трудовом коллективе, мире, «Я - сфере» [10]. З.Н. Сафина считает, что одиночество обусловлено трудностями самореализации [7]. Ю.М. Орлов к основным причинам одиночества относит рассогласование Я - концепции [5]. Например, Е.В. Неумоева - Колчеданцева в своих исследованиях описывает негативное влияние одиночества на личность. Это проявляется в дисбалансированных отношениями к окружающим, к себе, к событиям в жизни (жизнь оценивается как эмоционально пустая и бессмысленная). Одиночество актуализирует внутренние конфликты личности, проявления фрустрированности [3].
В социально - психологических исследованиях существуют сложности в понимании феномена «фрустрация, фрустрированность». В психологическом словаре фрустрация(от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) понимается как психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, чувства вины [8].
Социальная фрустрированность представляет собой следствие реальной социальной ситуации, где выражена невозможность реализации актуальных социальных потребностей. Социальная фрустрированность определяет стрессогенность социальных фрустраторов, например, таких как неудовлетворенность отношениями в семье, на работе, образование, социально- экономический статус, положение в обществе, физическим и психическим здоровьем, работоспособностью и др. [1]. Уровень социальной фрустрированности определяется уровнем «удовлетворенности - неудовлетворенности» в сферах отношений личности, как наиболее значимые для личности. Проводились исследования особенностей социальной фрустрированности учащихся школы и колледжа (Р.Р. Валиева, Г.М. Льдокова), влияния тревожности на уровень социальной фрустрации (К.З. Сансызбаева) и др. [2;6]. В исследовании А.И. Шевелева изучалось влияние одиночества на возникновение и проявление фрустрации на выборке мужского пола, 18 -20 лет. В результате было установлено, что высокий уровень социальной фрустрированности одиноких юношей связан с низкой степенью удовлетворённости основных потребностей и вызывает постоянные разочарования (фрустрацию) [9].
В данном исследования изучалось, как уровень социальной фрустрированности проявляется в субъективном переживании одиночества, существует ли влияние на эти переживания. Исследование проводилось на базах Смоленского государственного медицинского университета и юридического колледжа. В нем приняли участие студенты 2 курса лечебного и психолого-социального факультетов и студенты 1 курса юридического колледжа мужского и женского пола. Общее количество испытуемых составило 60 человек, средний возраст М=18.8, стандартное отклонение SD=0.4.
Респондентам были предложены методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана - В.В. Бойко и методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Результаты диагностики представлены в диаграмме, видно, что для большинства испытуемых характерен низкий уровень фрустрированности и низкий уровень ощущения субъективного одиночества (34%).
Умеренный уровень фрустрированности и средний уровень ощущения одиночества был представлен у 0,8% испытуемых, повышенный уровень фрустрированности и средний уровень ощущения субъективного одиночества - у 0,2%. Повышенный уровень фрустрированности и низкий уровень ощущения субъективного одиночества - 0,4% испытуемых. Для респондентов, имеющих низкий уровень социальной фрустрированности, характерны низкие параметры психической ригидности, проявляющиеся в когнитивной и эмоциональной сферах [1]. Мы полагаем, что полученные показатели выражают отношение респондентов к статусным позициям, которые они сумели занять в обществе на данный момент своей жизни (получение образования), а также это может говорить о том, что студенты справляются с
возникающими проблемами с минимальными для себя психологическими потерями. Оценка результативности полученных достижений связана со степенью удовлетворенности - неудовлетворенности.
Далее относительно полученных данных мы использовали регрессионный анализ для выявления влияния уровня социальной фрустрированности на субъективное переживание одиночества. Результаты проведенного анализа подтверждают влияние уровня социальной фрустрированности на субъективное переживание одиночества, (уровень значимости p = 0,00025).Полученные данные свидетельствуют о том, что для субъективного переживания одиночества свойственны разные уровни фрустрированности, а именно: для низкого уровня переживания одиночества свойственен низкий уровень фрустрированности, для умеренного уровня переживания одиночества характерен умеренный уровень социальной фрустрированности уровня, и для низкого уровня переживания одиночества свойственен низкий уровень фрустрированности.
В заключение следует отметить, что, учитывая малочисленность выборки и пилотажность исследования, можно говорить не о строгих закономерностях, а всего лишь о тенденциях, показывающих влияние уровня социальной фрустрированности на субъективное переживание одиночества.
Литература
1. Вассерман Л.И., Иолев Б.В. Беребин М.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение: метод. рекомендации. СПб., 2004. С. 14
2. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Особенности социальной фрустрированности личности учащихся школы и колледжа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №8-2.
3. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте // Вестник Пермского университета 2012 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (10) С.112-121
4. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: МПСИ, 2005. - 196 с.
5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. - М., 1991. — 294 с.
6. Сансызбаева К. З. Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 63-71.
7. Сафина З.Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества учащейся молодежи: дис. ... канд. пед. наук: ИСПО РАО. — Казань, 1998. — 158с.
8. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест2003. С.734.
9. Шевелев А.И. Особенности проявления одиночества в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 1.
10. Таланчук Н.М. Сто новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус / Н.М. Таланчук. — Казань: Институт среднего специального образования РАО. 1993. — 106с.
11. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография: Елабуга: ОАО «Алмедиа», 2007. - 157 с.