Научная статья на тему 'Социальная философия ненасилия: к истории вопроса'

Социальная философия ненасилия: к истории вопроса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХИМСА / AHIMSA / НЕНАСИЛИЕ / NONVIOLENCE / У-ВЭЙ / НЕДЕЯНИЕ / НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ / NON-RESISTANCE TO EVIL / WU-WEI / NON-ACTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пряхин Н.Г.

В статье рассмотрена актуализация проблемы ненасилия в современном мире, этимология термина «ненасилие» и его современное значение, проблема истоков толкования данного термина в древней индийской и древней китайской традициях, преемственность понимания ненасилия в европейской, христианской духовной культуре; излагается процесс интерпретации ненасилия в Средневековье, Возрождении, Просвещении и Новом времени. Далее, рассматривается особенность понимания ненасилия в социально-философских и социально-политических взглядах Л.Н. Толстого, М.Ганди и М.Л. Кинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PHILOSOPHY OF NON-VIOLENCE: THE HISTORY OF THE ISSUE

The article deals with the actualization of the problem of non-violence in the world today, the etymology of the term "non-violence" and its current value, the problem of the sources of the interpretation of the term in ancient Indian and ancient Chinese tradition, the continuity of the understanding of non-violence in the European, Christian spiritual culture; It describes the process of interpretation of non-violence in the Middle Ages, the Renaissance, the Enlightenment and the New Era. Next, a feature seen in the understanding of non-violence and social-philosophical and socio-political views LN Tolstoy, Mahatma Gandhi and ML King

Текст научной работы на тему «Социальная философия ненасилия: к истории вопроса»

12. Sharkov F.I. Kommunikologija: osnovy teorii kommunikacii [Communicology: basics of communication theory]/ F.I. Sharkov//M.: Izdatel'sko+torgovaja korporacija «Dashkov i K°», 2010. - 592 p. [in Russian]

13. Jakovenko I.G. Riski social'noj transformacii rossijskogo obshhestva: kul'turologicheskij aspect [Risks of social transformation of the Russian society: the cultural aspect]/ I.G. Jakovenko. - M.: «Progress-Tradicija», 2006. - 176 p. [in Russian]

14. Virilio P. Speed and politics: a test of dromology/P. Virilio - Galileo, 1977. - 151 p.

15. Samovar L.A., Porter R.E. Communication between cultures/L.A. Samovar, R.E. Porter. - Belmont: Wadsworth Pub. Co., 1991. - 503 p.

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.045 Пряхин Н.Г.

Кандидат философских наук, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Аннотация

В статье рассмотрена актуализация проблемы ненасилия в современном мире, этимология термина «ненасилие» и его современное значение, проблема истоков толкования данного термина в древней индийской и древней китайской традициях, преемственность понимания ненасилия в европейской, христианской духовной культуре; излагается процесс интерпретации ненасилия в Средневековье, Возрождении, Просвещении и Новом времени. Далее, рассматривается особенность понимания ненасилия в социально-философских и социально-политических взглядах Л.Н. Толстого, М.Ганди и М.Л. Кинга

Ключевые слова: ахимса, ненасилие, у-вэй, не-деяние, непротивление злу.

Pryakhin NG

PhD in Philosophy, St. Petersburg University of Economics and Management Technologies SOCIAL PHILOSOPHY OF NON-VIOLENCE: THE HISTORY OF THE ISSUE

Abstract

The article deals with the actualization of the problem of non-violence in the world today, the etymology of the term "nonviolence" and its current value, the problem of the sources of the interpretation of the term in ancient Indian and ancient Chinese tradition, the continuity of the understanding of non-violence in the European, Christian spiritual culture; It describes the process of interpretation of non-violence in the Middle Ages, the Renaissance, the Enlightenment and the New Era. Next, a feature seen in the understanding of non-violence and social-philosophical and socio-political views LN Tolstoy, Mahatma Gandhi and ML King

Keywords: ahimsa, non-violence, wu-wei, non-action, non-resistance to evil.

В современном мире, принцип «ненасилие» не рассматривается в лекционных курсах по истории социальной философии и, как правило, не имеет достаточно полного и точного изложения в соответствующих монографиях и статей, возможно, поэтому социальная философия ненасилия не всегда находит своих сторонников. Однако события последних десятилетий в современной идеологии, обществе, экономике и политике, со всей очевидностью показали опасность невнимания к понятию «ненасилие». Современный мир оказался рассогласованным на уровне нравственных - правовых и этических [1], коммуникационных [2] и понятийных - субстанциальных оснований и потерял форму единого целого. Поэтому возникновение и реализация противоречивых идеологических программ и программ практических действий (глобальные противоречия, терроризм, этноконфликты, контркультура и др.) потребовали переоценки ранее сложившихся социально-исторических и социально-антропологических ценностей, в том ценностей и идеалов ненасилия. Что же такое ненасилие как понятие?

«Ненасилие» - этический, культурологический и социально-философский «принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия» [3]. Термин «ненасилие» аналогичен в немецком языке понятию «Gewaltlosigkeit», в английском и французском «nonviolence» - является не точным переводом с санскрита термина «ahimsa», обозначающий - неубиение - «непричинение вреда всему живому в физическом, ментальном, эмоциональном и моральном планах» [4]. Возникновение ненасилия, как ценности, возможно, связана с формированием антропологического мировоззрения в эпоху Осевого времени (нем. Achsenzeit), которую обозначил К. Ясперс [5]. Идея ненасилия - нормативная конкретизация понятия «золотое правило нравственности» [6]. Принцип ненасилия, в данную эпоху, находит свое актуальное присутствие во многих религиях и проявлениях духовной культуры (Например, именно понятию «ахимса» (санскр, ahimsa) или схожему с ним, по основным свойствам, понятию «у-вэй» (кит. трад. упр. пиньинь: wuwei), обозначающему «не-деяние» или «созерцательная

пассивность», отводится главное значение в религиозно-философских и нравственно-этических учениях даосизма, джайнизма, буддизма, йоги [7, 23]). В европейскую культуру, идея ненасилия, была привнесена, в первую очередь, христианской этикой, выраженной в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 5: 9 («Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»), 10 («Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»), 21 -22 («Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной»), 38-39 («Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»), 43-44 («Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте

проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»). В дальнее время, в период Средневековья, Возрождения, Просвещения и Нового времени христианская ценность «ненасилие» и «непротивления злу» не были интерпретированы как обязательные этические ценности человека: даже христианские теологи и гуманисты оправдывали насилие, в разных формах, как возможное орудие справедливости: например «справедливые войны» у Августина [8], «смертную казнь» у И. Канта: «Итак, сколько есть преступников, совершивших убийство, или приказавших его совершить, или содействовавших ему, столько же должно умереть; этого требует справедливость как идея судебной власти согласно всеобщим, a priori обоснованным законам» [9, 716] и др. Важнейшая трансформация взглядов на понятие ненасилие изменение во взгляде на ненасилие связана в первую очередь, с философами, общественными деятелями Л.Н.Толстым, М.Ганди, М.Л.Кингом. Они понимали идею ненасилия как первопринцип нравственности, который либо абсолютно не допускает насилия в практическом использовании, либо его допускает в крайне ограниченных случаях.

Толстой полагал, что главным основанием большинства религиозных и гуманистических философских учений является правило любви, в самом широком смысле слова. Данное правило, в практическом смысле реализуется в принципе «непротивление злу» Правило любви и непротивление злу, по его словам, наиболее глубоко и содержательно выражено в Евангелие. По словам А.А. Гуссейнова [10], в размышлениях Толстого, на эту тему можно констатировать следующие положения. Во-первых: существование абсолютного начала Вселенной и Жизни, которое принято называть Богом, о котором можно утверждать только то, что Он существует в реальности. Во -вторых: Бог определяет правильный порядок ценностного отношения человека к себе и окружающему миру: необходимо делать только так, как хочет не человек, а Бог («Не как я хочу, но как Ты» - Мф. 26:39) и закон отношения индивида к Богу это закон любви. В третьих: любовь к Богу выражена в отрицании эгоистичной деятельности человека («Не так, как я хочу»): составляет содержание непротивление злу и насилию. Таким образом, понятие «насилие» это значит - «делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие» (Толстой). Другими словами, насилие, может быть выражено формулой «не как Ты хочешь, а как я хочу», является противоположной закону любви.

М.Ганди, будучи идейным последователем Л.Н.Толстого, полагал все мировые религии соответствующими гуманистическим, нравственным ориентирам и закону любви. Ганди, будучи политиком пытался интерпретировать феномен «ненасилие» в социальной практике. Для этого он сформулировал новое понятие «сатьяграха» (санскр. atyägraha, «стремление к истине», «упорство в истине»). Данное слово, как он полагал, транслирует активную, действенную грань идеи ненасилия (Ганди сформулировал тактику ненасильственной борьбы): позитивную силу, выраженную в истине высшего порядка, как метод достижения нравственной и социально-политической победы, показавший свою эффективность в «Индийском национально-освободительном движении» (англ. Indian independence movement). Кроме того, М. Ганди понимал ценность «ненасилие» как основу обыденной общественной жизни. Теоретический и практический опыт ненасильственной борьбы в Индии использовал американский священник М.Л. Кинг в «Движении за гражданские права чернокожих в США» (англ. Civil Rights Movement), развернувшейся в 50-60-е гг. XX в. Основные принципы этой борьбы Кинг обозначил в труде «Паломничество к насилию» [11]: во -первых -практика ненасилия - это борьба и путь только для сильных людей; во-вторых - использование принципа «ненасилие» неизбежно обращено к совести и разуму оппонента; в-третьих - идея ненасилия направлена против зла, заключающегося в человеке, но не против самого человека, делающего зло; в-четверых - сторонник идеи ненасилия обязан принимать полученные, по отношению к себе, страдания без ответной мести; пятое - сторонник практики ненасилия должен стремиться избегать применения не только физического насилия, но и насилия в желаниях и помыслах, по отношению к другому, и побеждать оппонента духовной любовью; в-шестых - идейная основа практики ненасилия заключается в вере в онтологическую справедливость бытия и души человека.

Таким образом, феномен «ненасилие» с неизбежностью актуализирован в современном культурном и социально -философском пространствах: он возник в Древней философии Индии и Китая, трансформировался в духовной культуре христианства; присутствовал как ценность в Средневековье, Возрождении, Просвещении и Новом времени, использовался в учении «непротивление злу» Л.Н. Толстым, понятии «сатьяграха» М. Ганди, а затем в практике обращения к совести врага в «Движении за гражданские права чернокожих в США» М.Л. Кинга.

Список литературы / References

1. Андронов И.С. Соотношение понятий законности и справедливости: социальный аспект / И.С. Андронов // Правоохранительная система России: состояние и перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 358 с.

2. Пряхин Н.Г. Проблема ненасилия как основа коммуникации и коммуникативной компетентности в современном мире / Н.Г. Пряхин // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культурыСборник научных трудов. Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. 2014. С. 426429.

3. Гуссейнов А.А. Ненасилие [Электронный ресурс] / А.А. Гуссейнов // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. - URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (дата обращения: 5.09.2016).

4. Мезенцева О.В. Ахимса [Электронный ресурс] / О.В.Мезенцева // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. - URL: http://iphras.ru/elib/0329.html (дата обращения: 9.12.2016).

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1991. С. 32-50.

6. Гуссейнов А.А. Ненасилие [Электронный ресурс] / А.А. Гуссейнов // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. - URL: http://iphras.ru/elib/2038.html (дата обращения 11.09. 2016)

7. Пряхин Н.Г. Проблема ненасилия и недеяния в восточной философии и культуре (Древняя Индия - Древний Китай) // Мир человека. 2007. № 4. С. 23.

8. Августин Блаженный. О Граде Божием [Электронный ресурс]/ Блаженный Августин // Гражданское общество: научная электронная библиотека. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Avgustin_18-22.pdf (дата обращения: 15.09.2016).

9. Кант И. Метафизика нравственности. Основы метафизики нравственности / И. Кант. - М.: Мысль, 1999. -1472 c.

10. Гуссейнов А.А. Ненасилие [Электронный ресурс] / А.А. Гуссейнов // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. - URL: http://iphras.ru/elib/2038.html (дата обращения: 03.09.2016).

11. Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию / М.Л. Кинг // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1991. - М.: Республика, 1992. - С- 168-181.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Andronov I.S. Sootnosheniye ponyatiy zakonnosti i spravedlivosti: sotsial'nyy aspekt [Value concepts of law and justice: the social aspect]/ I.S. Andronov // Pravookhranitel'naya sistema Rossii: sostoyaniye i perspektivy razvitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The law enforcement system in Russia: state and development prospects: proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. — SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki, 2014. — 358 P. [in Russian]

2. Pryakhin N.G. Problema nenasiliya kak osnova kommunikatsii i kommunikativnoy kompetentnosti v sovremennom mire [The problem of non-violence as the basis of communication and communicative competence in the modern world] / N.G. Pryakhin // Rol' obrazovaniya v formirovanii ekonomicheskoy, sotsial'noy i pravovoy kul'tury Sbornik nauchnykh trudov. Komitet po nauke i vysshey shkole Pravitel'stva Sankt-Peterburga [The role of education in shaping the economic, social and legal culture collection of scientific works. The Committee on Science and Higher Education of St. Petersburg Government.]. 2014. P. 426-429 [in Russian]

3. Gusseynov A.A. Nenasiliye [Non-violence] [Electronic resource] / A.A. Gusseynov // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. - URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (accessed: 5.09.2016) [in Russian]

4. Mezentseva O.V. Akhimsa [Ahimsa] [Electronic resource] / O.V.Mezentseva // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. - URL: http://iphras.ru/elib/0329.html (accessed: 9.12.2016). [in Russian]

5. Yaspers K. Smysl i naznacheniye istorii [The meaning and purpose of history] / K. Yaspers. - M.: Respublika, 1991. P. 32-50. [in Russian]

6. Gusseynov A.A. Nenasiliye [Non-violence] [Electronic resource] / A.A. Gusseynov // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. - URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (accessed: 11.09.2016) [in Russian]

7. Pryakhin N.G. Problema nenasiliya i nedeyaniya v vostochnoy filosofii i kul'ture (Drevnyaya Indiya - Drevniy Kitay) [The problem of non-violence and non-action in the eastern philosophy and culture (Ancient India - Ancient China)] // Mir cheloveka. 2007. № 4. P. 23. [in Russian]

8. Avgustin Blazhennyy. O Grade Bozhiyem [City of God] [Electronic resource] / Blazhennyy Avgustin // Grazhdanskoye obshchestvo: nauchnaya elektronnaya biblioteka [Civil Society: Scientific Electronic Library]. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Avgustin_18-22.pdf (accessed: 15.09.2016). [in Russian]

9. Kant I. Metafizika nravstvennosti. Osnovy metafiziki nravstvennosti [Metaphysics of morals. Fundamentals of the metaphysics of morals] / I. Kant. - M.: Mysl', 1999. - 1472 P. [in Russian]

10. Gusseynov A.A. Nenasiliye [Non-violence] [Electronic resource] / A.A. Gusseynov // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. - URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (accessed: 03.09.2016) [in Russian]

11. King M.L. Palomnichestvo k nenasiliyu [Pilgrimage to nonviolence] / M.L. King // Eticheskaya mysl': nauchno-publitsisticheskiye chteniya [Ethical Thought: scientific and journalistic reading]. 1991. - M.: Respublika, 1992. - P. 168-181. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.