Научная статья на тему 'Социальная философия Б. Н. Чичерина: анализ системы теоретической методологии'

Социальная философия Б. Н. Чичерина: анализ системы теоретической методологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
402
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФИЛОСОФСКИЙ ИДЕАЛИЗМ / СИСТЕМНОСТЬ / ИСТОРИЗМ / ДЕТЕРМИНИЗМ / ВСЕСТОРОННОСТЬ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КАТЕГОРИИ / METHODOLOGY / METHODOLOGICAL SYSTEM / PHILOSOPHICAL IDEALISM / SYSTEMATIC APPROACH / HISTORICISM / DETERMINISM / COMPREHENSIVENESS / EMPIRICAL AND THEORETICAL METHODS / CATEGORIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лобеева Вера Михайловна

В статье анализируется система теоретической методологии, лежащая в основе социальной философии Б. Н. Чичерина. Выделены основные элементы методологической системы: подходы, принципы, методы и категории. Исследуются их содержание, взаимосвязь, особенности проявления, роль и значение в социальной философии ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная философия Б. Н. Чичерина: анализ системы теоретической методологии»

УДК 1(091)9:16

В. М. Лобеева

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Б. Н. ЧИЧЕРИНА: АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Аннотация. В статье анализируется система теоретической методологии, лежащая в основе социальной философии Б. Н. Чичерина. Выделены основные элементы методологической системы: подходы, принципы, методы и категории. Исследуются их содержание, взаимосвязь, особенности проявления, роль и значение в социальной философии ученого.

Ключевые слова: методология, методологическая система, философский идеализм, системность, историзм, детерминизм, всесторонность, эмпирические методы, теоретические методы, категории.

Abstract. The article analyzes the system of theoretical methodology that is the foundation of the social philosophy by B. N.Chicherin. It emphasizes the basic elements of the methodological system: approaches, principles, methods and categories of cognition. The author investigates its’ essence, interrelation, features of manifestation, role and importance in the social philosophy of the scientist.

Key words: methodology, methodological system, philosophical idealism, systematic approach, historicism, determinism, comprehensiveness, empirical and theoretical methods, categories.

Понятие «методология» многозначно и употребляется в науке в различных смыслах. Наиболее распространенными являются две трактовки его содержания. Одни авторы под методологией понимают учение о методах познания и преобразования действительности, т.е. теорию метода (Д. Бахлер, В. А. Штофф). Другие авторы считают, что методология - это вся совокупность методов, применяемых в процессе познания и преобразования действительности, или, иными словами, совокупность научных положений, которые имеют характер предписания в процессе научного исследования (В. С. Доб-риянов, А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин). Проведенный автором статьи анализ социально-философских сочинений Б. Н. Чичерина дает основание отнести его понимание содержания методологии ко второй из обозначенных позиций.

Представляется, что основными элементами методологической системы Чичерина можно считать используемые ученым подходы, принципы, методы и категории. Целью данной работы является проведение краткого, что обусловлено форматом журнальной статьи, анализа представленной методологической системы.

Исходным и определяющим подходом в философском учении Чичерина, в том числе в его социальной философии, является философский идеализм, посредством которого были сформулированы и тщательно обоснованы социально-философские идеи ученого.

В философском идеализме Чичерина присутствуют элементы гегелевского идеализма. Однако теория русского мыслителя имеет существенное своеобразие и собственные отличительные характеристики, на которые он сам указывает в ряде работ. Признавая неоспоримые заслуги идеалистической системы Гегеля, раскрывшего диалектику развития бытия, выделившего противоположности из первоначального единства, Чичерин все же считает

данную систему не совсем точной, поскольку она основывается на признании того, что мир есть саморазвитие Абсолютного, возвращающегося к себе, и явно недооценивает значение природы и деятельно-мыслительную активность человека. В собственной идеалистической системе русский философ ставит вопрос об отношении противоположностей («материального мира» и «мира мыслящих субъектов») к связывающему их высшему единству (Духу). Отвечая на этот вопрос, Чичерин утверждает «высшее сочетание противоположных элементов, сохраняющих свою самостоятельность» [1, с. 236], над которыми область Духа возвышается как высшее согласующее и взаимодействующее с противоположностями начало.

Таким образом, принципиальная позиция Чичерина состоит в признании самостоятельными элементами мирового бытия материального мира и мира мыслящих субъектов, действующих в общем процессе наряду с абсолютным Духом. Применение этой идеалистической конструкции к области социальной философии нашло выражение в анализе исторического процесса как результата диалектического взаимодействия Духа, «материального мира» (природы) и «мыслящих субъектов» (людей).

Кроме того, Чичерин делает важное для понимания его теории замечание о том, что истинное постижение Духа, раскрытие смысла и значения социальных процессов, исследование их связи и взаимодействий возможно только через метафизику (логику), под которой он понимал учение об абсолютном Духе и наиболее общий подход к изучению первооснов бытия -философию.

Философско-идеалистический подход обусловил сущность и содержание других элементов методологической системы, применяя которые ученый осуществляет анализ общества.

Важная роль в теоретической методологии принадлежит также системному подходу. Системный подход, широко применяемый Чичериным в философских исследованиях, отмечался и его коллегами-учеными, и исследователями его творчества. Так, С. Н. Трубецкой назвал философию Чичерина «философией абсолютного систематизма» и подчеркивал, что «система «западника» Б. Н. Чичерина есть до сих пор единственная цельная и законченная философская система, созданная в России, система, отличающаяся внутренним и формальным единством, обнимающая энциклопедически все области человеческого ведения» [2, с. 172]. Достоинства системного подхода очевидны и состоят в том, что он избавляет научные исследования от неясности и сбивчивости, обеспечивает их стройность и верифицируемость.

Систематизация действительно является отличительной и важной характерной особенностью всей философии Чичерина, однако это не лишает ее жизненной правды, научной оригинальности и здравого смысла, а лишь подчеркивает все это. Кроме того, многие сочинения написаны философом не только в качестве научных трудов, но и как потенциальная учебная литература, которая предполагает систематичность изложения в качестве обязательного атрибута.

В социально-философской теории ученого данный подход проявляется в исследовании им общества именно как системы, т.е. взаимосвязанной совокупности элементов, обладающих собственными качественными и количественными характеристиками, но в своем взаимодействии дающими каче-

ственные и количественные характеристики, свойственные только системе -обществу.

Представляется важным обратить внимание на специфику использования системного подхода. Она заключается в том, что Чичерин одним из первых отечественных мыслителей начинает анализировать общество именно как структурно-функциональное единство, в котором все элементы находятся во взаимосвязи и выполняют определенные функции. Таким образом, в социальной философии Чичерина нередко используется структурно-функциональный анализ как разновидность системного подхода. Эту особенность данной теоретической системы в известной степени можно рассматривать как предшествующую структурно-функциональным теориям, появившимся в философии и социологии XX в. (теории Т. Парсонса, Р. Мертона, Б. Малиновского, А. Р. Рэдклиффа-Брауна и других исследователей).

В социальной философии Чичерина структурно-функциональный анализ выражается в формулировании нескольких основных идей. Во-первых, Чичерин считает, что фундаментальным условием существования общества как стабильной системы является согласованность функционирования всех его частей. Во-вторых, ученый неоднократно отмечает функциональную природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений, предметов и т.д.). В-третьих, Чичерин последовательно проводит идею о том, что непременным признаком социальности элементов является их способность к функционированию в составе общественной системы.

Философ выделяет основополагающие структурные элементы общества: экономический быт; общественные союзы - семью, церковь, гражданское общество, государство; духовные образования - религию, искусство, нравы, воспитание, науку. Он всесторонне исследует их в динамике и статике, проводит анализ структуры, социальных функций и процессов взаимодействия.

Следующей группой элементов анализируемой методологической системы являются принципы. В социальной философии Чичерина особо значимую роль приобретают принципы историзма, детерминизма, всесторонности, активно используемые ученым. Необходимо заметить, что содержательное применение принципов обусловлено названными выше подходами.

Принцип историзма выражается в изучении социальных объектов в процессе их возникновения и развития. Данный принцип широко используется Чичериным в анализе сущности исторического процесса, источников его развития, периодизации, направленности, а также в исследовании развития отдельных социальных феноменов.

В методологии Чичерина принцип историзма имеет существенные особенности. Во-первых, в нем используются элементы циклической и линейной трактовки исторического процесса. Во-вторых, сам Чичерин делает замечание о том, что процесс исторического развития «можно рассматривать с религиозной точки зрения как волю Провидения, управляющего судьбами народов, а с философской как явление Духа, связывающее человечество в одно целое и направляющее к конечной цели его существования. Во всяком случае тут есть высшее начало, которое действует не путем внешнего принуждения, а внутреннею силою, направляющею деятельность как отдельных лиц, так и государство» [3, с. 54]. Под этим началом ученый имеет в виду свободу, которая многое объясняет в теории Чичерина.

Чичерин полагает, что феномен свободы играет главную роль в развертывании исторического процесса. Свобода - одна из центральных категорий философии Чичерина. Свобода трактуется как метафизическая сущность человека, как один из существенных элементов общества (внешнюю свободу ученый понимает как право) и как внутренняя движущая сила исторического развития.

Обнаруживает себя и осуществляется начало свободы, а следовательно, и закон развития в деятельности людей, ибо «истинным выражением духа являются не формальные и мертвые учреждения, а живое лицо, обладающее сознанием и волею. <...> В том именно состоит существо духа, что орудиями его являются разумные и свободные лица» [4, с. 179-180]. Конкретизируя это общее философское суждение, Чичерин приходит к более частным выводам. Отдельные общественные учреждения развиваются и совершенствуются потому, что их наличное состояние перестает удовлетворять людей. Особенно активно в подобных ситуациях действуют великие исторические личности. Причем их деятельность только тогда может реально способствовать развитию общества, когда она совпадает с объективными законами исторического развития, детерминированными «мировым разумом». Когда личность в своем нравственном развитии начинает опережать общество и предъявляет к общественным установлениям и институтам требования, проистекающие из вечных законов правды и добра, тогда эти требования становятся движущей пружиной всего человеческого развития.

Чичерин отмечает, что в историческом процессе деятельность людей носит разнонаправленный характер. Поэтому в нем никогда не прекращается противоборство совокупных сил определенного статичного порядка, который чем-либо не устраивает общество, и сил свободы, стремящихся изменить старый порядок. Продолжается «борьба между старым и новым, между свободою и порядком до тех пор, пока движение жизни не приведет к новому сочетанию, способному согласить изменившиеся элементы» [5, с. 284-285]. С опорой на это суждение делается вывод о том, что исторический процесс -это процесс смены двух порядков (эпох), в которых преобладают либо начала свободы, либо начала единовластия. Таким образом, в данном построении обнаруживает себя интерпретация исторического процесса как цикличного феномена.

В структуре каждого общественного порядка (эпохи), взятого как бы в состоянии статики, содержатся основные элементы человеческого общежития: общая цель, свобода, закон, власть. Каждое из названных начал преобладает в определенном общественном союзе: общая цель - в семье, свобода - в гражданском обществе, закон (в форме нравственного закона) - в церкви, власть - в государстве. Степень развитости и состояние этих начал в каждый отдельный момент времени характеризует состояние общества в данный момент истории.

Линейная интерпретация исторического процесса обнаруживает себя в его периодизации: Древний мир, Средние века и Новое время. Кроме того, выделяются переходные этапы - античность и эпоха Возрождения. Основные этапы рассматриваются как время стабильности, переходные - как время активных исторических перемен, которые и приводят к установлению нового основного этапа. В обществах Древнего мира преобладает начало общей цели, в средневековых обществах доминируют начала свободы (в повседневной

жизни людей) и закона (в церковно-религиозной жизни), в обществах Нового времени основным становится начало власти.

Эпоха Средних веков высоко оценивается Чичериным потому, что в это время на основе начала свободы у европейских народов развиваются высоко оцениваемые ученым представительные учреждения. Историческая важность эпохи Нового времени усматривается в утверждении значимости государства среди других общественных союзов. Новое время, в свою очередь, делится на два периода. Первый период - это время преобладания государственной монархической власти (эпоха абсолютизма). Своего могущества монархическая власть достигает в Европе в XVII в. Второй период - это время либерализации государства, его превращения из самодержавного в конституционное и представительное (в форме монархии или республики). У европейских народов эти процессы приходятся на конец XVIII в.

Чичерин также ставит и по-своему решает проблему направленности исторического процесса. Он видит ее в движении к идеальному государству, в котором власть соединяется с законом и свободой во имя общей цели. Это государство представляется мыслителю как либеральное, правовое, с сильной и легитимной властью, ибо «право вводить новый порядок вещей принадлежит единственно законной власти» [5, с. 307]. Великая же цель общественного развития усматривается в движении человечества к конечному совершенству, выражающемуся в сознании Абсолютного и в связи с Духом Божьим.

Принцип детерминизма (причинности) состоит в выявлении необходимой обусловленности социальных явлений, отношений, процессов. Чичерин понимает причинность и необходимость как моменты всеобщей связи явлений социальной действительности. Кроме того, этот принцип в трактовке ученого имеет выраженную диалектическую окраску. Исследователь, считает Чичерин, усматривает разумом единую субстанцию, лежащую в основании различий вещей и их признаков. «Прилагая к этому отношению форму времени, он определяет единое как причину, а признаки как действие или следствие. Но во времени единое не только предшествует различиям, но может и следовать за ними. Последующее единое, определяющее предшествующие различия, представляет отношение цели и средств. Наконец, получившие самостоятельность различия, приходя в соотношения, находятся во взаимодействии, управляемом общим законом. Таковы четыре основные категории ума, определяющие реальное отношение вещей: субстанциональность, причинность, целесообразность и взаимодействие» [3, с. 285].

Как уже было отмечено выше, глубинными детерминантами социального развития ученым признаются абсолютный Дух, начало свободы и деятельность людей. При этом ни один конкретный социальный факт, событие, процесс, о которых пишет Чичерин в своих сочинениях, не приводится без тщательного выяснения их причинно-следственных связей. Исследуя причины и следствия образования государства, права, семьи, церкви, гражданского общества, радикальных движений и других социальных феноменов, Чичерин всегда дает им исчерпывающее и логичное обоснование.

Важное место в анализируемой методологии принадлежит принципу всесторонности. В процессе познания принцип всесторонности обусловлен тем, что необходимыми условиями реального существования предмета являются его многообразные связи с другими предметами, определенная система отношений с ними. Из этого следует, что познаваемый предмет и исследо-

ваться должен не изолированно от необходимых условий его существования, а с учетом всех этих связей и отношений.

Социально-философские сочинения Чичерина показывают, что ученый постоянно следует принципу всесторонности. Примером тому отчасти могут служить приведенные в данной статье краткие тезисы, связанные с анализом исторического процесса.

Еще одним красноречивым подтверждением следования принципу всесторонности является философский анализ сущности и особенностей существования человеческой личности. Личность трактуется Чичериным не как малая единица большого цельного общественного организма, а как центр, с которого все в обществе начинается и к которому все возвращается. Кроме того, он неоднократно подчеркивает идею о том, что личность «есть корень и определяющее начало всех общественных отношений» [4, с. 58]. Ученый анализирует личность не только на категориальном, но и на онтологическом уровнях. Формулируется содержание категории «личность», исследуются взаимосвязь Бога и человека, отношения «личность - нравственность», «личность - право», анализируются положение и роль личности в системе общественных союзов, системы «общество и конструктивно действующая личность» и «общество и деструктивно действующая личность», роль личности в историческом процессе и многие другие аспекты бытия личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что принцип всесторонности обнаруживается в аспектах метафизического анализа, в решении теоретических и практических проблем соотношения отдельной личности и общества, при рассмотрении проблем философии истории.

Большое внимание Чичерин уделяет методам исследования, которые также входят в качестве элементов в его систему теоретической методологии.

В самом общем виде принципиальная позиция по вопросу методов научного познания сводится к утверждению необходимости не противопоставлять, а сочетать эмпирические и теоретические методы познания, данные опыта с философскими («метафизическими», «логическими») обобщениями, а также верно определять совокупность категорий и законов, посредством которых будут изучаться эмпирические явления. Поэтому в процессе познания, в том числе социального познания, считает ученый, необходимо: «1) ясное и точное определение умозрительных понятий и связывающих их законов: это -задача метафизики; 2) точное и достаточно полное знание фактов: это - дело опытной науки. <...> 3) Надобно построить явления так, чтобы общий закон мог быть приложим» [6, с. 652].

Ясно и определенно высказывается ученый о цели научного познания. Она состоит в стремлении к истине, к которой ведет сочетание реализма («опыта», «эмпирики») и рационализма («умозрения», «логики»). «Факты, -подчеркивает философ, - удостоверяют нас в правильности сделанных нами умозрительных выводов и приводят нас к тому желанному сочетанию умозрения с опытом, к которому стремится человеческая наука. Опыт дает ответы на поставленные философиею вопросы. Каждый из этих двух путей науки сам по себе недостаточен: философия без опыта пуста, опыт без философии слеп. Соединение же обоих путей озаряет ярким светом всю бесконечность мысли и бытия» [7, с. 451].

Эта мысль сама по себе не была новой, но на фоне распространившихся антипозитивистских настроений в общественных науках в конце XIX в. ее ак-

туализацию ученым следует признать своевременной и целесообразной. Несмотря на то, что особенности наук, которыми занимался Чичерин, обусловили преимущественное использование им теоретических методов, это вовсе не исключало частого обращения ученого к эмпирическим данным.

Философ также подчеркивает, что социальное познание обязательно предполагает изучение социального явления от момента его возникновения, включает исследование всех этапов его развития, а также взаимосвязей с другими социальными и природными системами. В этом требовании находят выражение основные составляющие анализируемой методологической системы: системный подход, принципы историзма, детерминизма и всесторонности, использование совокупности эмпирических и теоретических методов познания. Уже в ранних своих работах Чичерин отмечает необходимость видеть единичный социальный факт или процесс как органичную часть исторического процесса в целом. Это является залогом познания не только конкретного явления, но и дает возможность составить общую картину, определить место и назначение части в целом, обеспечивает понимание общей логики исторического развития и, значит, может стать основой грамотных государственных решений. Последняя часть данного суждения очень важна для понимания гражданской позиции ученого, который был убежден, что наука призвана служить человеку, обществу, государству, а не оставаться только теоретическим занятием ученых.

Таким образом, сочетание умозрительно-рационального и наглядночувственного при изучении социальных явлений, согласно социальной гносеологии Чичерина, включает в себя метафизическое познание мира, эмпирическое познание социальных фактов или явлений, приложение опытных данных к общему закону развития.

Следует также отметить, что Чичерин активно использует компаративистский метод, сочетающий в себе элементы эмпиризма и рационализма. Ученый часто сопоставляет и сравнивает историческое развитие России и других стран и регионов, проводя аналогии, выстраивая социально-исторические параллели, вычленяя специфику социального процесса. Как верно заметил А. В. Пролубников, «Чичерин охотно пользуется компаративистским методом в своих историко-политических исследованиях, являясь, по сути, одним из пионеров этого перспективного метода в отечественной мысли» [8, с. 91].

Составной частью теоретической методологии являются категории. Их разработке ученый уделяет большое внимание, понимая, что категории являются основаниями научной культуры, залогом успеха научного исследования. Для Чичерина категории выступают в качестве мировоззренческих и предметно-исследовательских универсалий, в которых воплощены не только рациональность, но и аксиологические императивы ученого.

Дальнейшие рассуждения по данному вопросу стоит предварить некоторыми замечаниями. Во-первых, несмотря на то что Чичерин являлся сторонником строгой систематизации в научном исследовании, представляется, что в его социальной философии нет единой системы категорий. Во-вторых, мировоззрением ученого и объективно-идеалистическим подходом, примененным в социальной философии, обусловлено то, что анализ практически всех проблем начинается с использования в качестве исходных категорий «абсолютный Дух», «свобода», «личность». В-третьих, категориальная схема-тетрада «отношение - единство - множество - сочетание», выросшая из пре-

образованной гегелевской схемы-триады «тезис - антитезис - синтез», детерминирует категориальные построения Чичерина. Напомним, он утверждает, что в основе бытия общества лежат власть, закон, свобода, общая цель. Основными общественными союзами признаются семья, гражданское общество, церковь, государство. В общественных союзах преобладают: в семье - общая цель, в гражданском обществе - свобода частного лица, в церкви - нравственный закон, в государстве - власть. Основными формами государства названы монархия (основана на единстве власти), аристократия (основана на господстве разума и закона), демократия (основана на свободе и равенстве лиц), смешанное правление (это политический идеал, основанный на сочетании всех элементов). В анализе социально-философских проблем ученый в основном следует этим схемам.

Однако, кроме названных категорий, философ разрабатывает и использует много других категорий, не вошедших в его схемы-тетрады. На взгляд автора статьи, в исследовательских целях их можно систематизировать и объединить в проблемные категориальные группы, т.е. совокупности категорий, используемых Чичериным для анализа общества как определенной целостности или для анализа отдельных его сфер. Естественно, следует учитывать известную долю условности в отнесении категорий к выделенным группам, поскольку жестких границ между ними быть не может. В этом случае мы получим следующую классификацию. Общую социально-философскую группу образуют категории «общество», «природа», «народонаселение», «естественные союзы», «общественные союзы», «сословия», «сферы общественной жизни», «историческое развитие», «социальный идеал». В философско-антропологическую группу входят категории «человек», «духовность», «разум», «воля», «вера», «самосознание». К социально-экономической группе относятся категории «экономический быт», «собственность», «производство», «оборот», «распределение», «потребление», «конкуренция». Социальнополитическую группу образуют категории «власть», «политика», «государство», «управление», «политические партии», «политические идеологии», «реформа», «революция», «политический идеал». В философско-правовую группу входят категории «естественное право», «субъективное право», «объективное право», «положительное право», «права граждан», «обязанности граждан». К группе категорий, примененных к исследованию духовной сферы социума, относятся категории «духовные интересы», «религия», «искусство», «нравы», «нравственность», «воспитание», «образование», «наука».

Анализ содержания социально-философских категорий оставлен автором за пределами данной статьи, поскольку он уже был проведен ранее [9].

Таково системное содержание и функциональное назначение основных элементов системы теоретической методологии, использованной Б. Н. Чичериным в его масштабном социально-философском построении. С помощью данной методологии исследуется общество как динамичная и рациональная система, анализируются отдельные социальные сферы и элементы. Система теоретической методологии стала научным инструментом ученого и позволила ему успешно достичь исследовательскую цель - осуществить глубокий и всесторонний философский анализ общества.

Список литературы

1. Чичерин, Б. Н. Существо и методы идеализма / Б. Н. Чичерин // Вопросы философии и психологии. - 1897. - Кн. 2 (37). - С. 185-238.

2. Трубецкой, С. Н. Новая книга Б. Н. Чичерина / С. Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. - 1894. - Кн. 1 (21). - С. 171-182.

3. Чичерин, Б. Н. Социология / Б. Н. Чичерин. - Тамбов : ТОГУП «Тамбовполи-графиздат», 2004.

4. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. - СПб. : Наука, 1998.

5. Чичерин, Б. Н. О народном представительстве / Б. Н. Чичерин. - М. : Товарищество И. Д. Сытина, 1899.

6. Чичерин, Б. Н. Метафизика есть ли наука? / Б. Н. Чичерин // Вопросы философии и психологии. - 1900. - Кн. IV (55). - С. 640-657.

7. Чичерин, Б. Н. Наука и религия / Б. Н. Чичерин. - М. : Республика, 1999.

8. Пролубников, А. В. Идеи монархической государственности / А. В. Пролуб-ников. - М. : Социально-политическая мысль, 2002.

9. Лобеева, В. М. Социальная философия Б. Н. Чичерина: анализ содержания основных категорий / В. М. Лобеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 3. - С. 44-53.

Лобеева Вера Михайловна кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, истории и социологии, Брянский государственный технический университет

E-mail: doktor70@bk.ru

Lobeeva Vera Mikhaylovna Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy, history and sociology, Bryansk State Technical University

УДК 1(091)9:16 Лобеева, В. М.

Социальная философия Б. Н. Чичерина: анализ системы теоретической методологии / В. М. Лобеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 21-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.