Научная статья на тему 'Социальная эксклюзия в системе обязательного медицинского страхования'

Социальная эксклюзия в системе обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / SOCIAL EXCLUSION / НЕРАВЕНСТВО / INEQUALITY / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / MEDICAL HELP ACCESSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Наталья Леонидовна

В статье рассматривается проблема социальной эксклюзии в системе обязательного медицинского страхования. Выделены группы, имеющие ограничения в доступе к медицинскому обслуживанию: низкодоходные группы, бездомные и жители сел, городов, проживающие на отдаленных от крупных населенных пунктов территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social exclusion in the system of compulsory medical insurance

The article describes the problem of social exclusion in the system of compulsory medical insurance. The groups that have restrictions on the access to health care are singled out. Those are poor, homeless and rural residents, who live far from major cities.

Текст научной работы на тему «Социальная эксклюзия в системе обязательного медицинского страхования»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

УДК 316.4

Проблема социальной эксклюзии, пожалуй, одна из актуальных в современном российском обществе. Аномия социальных процессов, кризисное состояние социальных институтов и их неспособность выполнять функции в 90-е годы XX века в России стали причиной увеличения разрыва между различными слоями населения, откинув некоторые из них на периферию социального пространства. Усиление неравенства выступает фактором угрозы социальной стабильности общества и ведет к социальной напряженности.

Российские исследования социальной эксклюзии (М.С. Астоянц, Ф. Бородкин, Н.Е. Тихонова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) опираются на западные социологические традиции, которые, по мнению Н.Е. Тихоновой [8], выражены в двух основных подходах. «Первый из них рассматривает эксклюзию на макроуровне, с позиций общества. Этот подход сосредоточивается на отсутствии доступа к механизмам интеграции и делает акцент на том, кто имеет власть исключать и кого при этом исключают. Основным при таком подходе выступает понятие «дискриминация». Второй подход рассматривает социальную эксклюзию на микроуровне, т.е. анализирует положение носителей социальной эксклюзии и сосредоточивается на том, в чем проявляется специфика жизненной ситуации членов этой группы по отношению к другим членам общества». В данном случае речь идет о депривации как поддающихся измерению реальных проявлений неравенства в доступе к материальным и социальным благам.

Традиционно социально исключенными, попавшими в поле исследовательского внимания социологов, становятся такие группы, как бедные, инвалиды, бездомные, сироты, беженцы, безработные. Вместе с тем, принимая во внимание особенности различных сфер общественной жизни, можно утверждать, что даже экономически благополучные слои населения могут иметь ограничения в доступе к социальным институтам и практикам.

Н.Л. АНТОНОВА

Данный процесс характерен для системы обязательного медицинского страхования (ОМС), функционирующей в российском обществе с 1991 года с выходом Закона РФ «О медицинском обслуживании граждан в РФ». Основополагающим принципом ОМС выступает обеспечение граждан Российской Федерации равными правами при получении медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Социальную эксклюзию в этом случае следует рассматривать как ограничение доступа и исключение некоторых групп населения из системы медицинского обслуживания населения, осуществляемого в рамках обязательного медицинского страхования.

Создание ОМС было обусловлено рядом факторов. Во-первых, в условиях перехода к рынку актуализировались проблемы социальной защиты населения, в том числе в сфере медицинского обслуживания. Независимо от статусных позиций, финансового положения, социально-демографических характеристик застрахованные в ОМС могут получить необходимую медицинскую помощь в случае болезни, изменения состояния здоровья. Во-вторых, усиливающееся расслоение общества, его поляризация приводят к появлению социального неравенства в области медицинского обслуживания. Получение медицинской помощи - это гарантия государства абсолютно для всех, что позволяет отчасти преодолевать неравенство социальных позиций застрахованных и обеспечить доступность к получению медицинских услуг. В-третьих, введение ОМС имеет экономическую значимость, касающуюся «притока» финансовых ресурсов в здравоохранение. Невысокая доля финансовых отчислений на здравоохранение затрудняла решение стратегических задач медицины. Система ОМС «взяла на себя» часть финансовых проблем и позволила не только обеспечить бесплатную доступную качественную медицинскую помощь застрахованным, но

и системе здравоохранения «выжить» и ориентироваться на дальнейшее развитие.

Исследования российских ученых [3; 10], а также результаты наших исследований подтверждают тезис о наличии неравенства в доступности к медицинским услугам, включенным в систему ОМС, различных групп населения.

Уровень доходов пациентов выступает фактором, влияющим на доступность медицинской помощи. «Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% совокупных затрат на медицинскую помощь. Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за а мбулаторно-пол и клиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги» [4, с. 7]. А по данным Федеральной службы государственной статистики [5] среднедушевые денежные доходы россиян в 2008 году составили 14939 рублей в месяц, в Свердловской области - 18726 рублей в месяц. Доля малообеспеченного населения в 2009 году составила 37% [9, с. 32].

Результаты наших исследований (2004-2008) показывают, что значительная часть пациентов оплачивает медицинскую помощь из собственных средств (69%-72%), при этом характеризуя стоимость медицинских услуг как высокую.

В ходе анализа мы выявили прямую зависимость обращений за платной медицинской помощью и уровнем дохода респондентов: чем ниже доход, тем реже население пользуется платным медицинским обслуживанием. Как справедливо отмечают Д.Ибрагимова, М.Красильникова и Л.Овчарова: «Сложившиеся цены на рынке медицинских и образовательных услуг достаточно высоки относительно среднедушевых денежных доходов населения, поэтому большинство платных медицинских... услуг доступно только обеспеченным слоям населения» [1, с. 44]. Дополнительная нагрузка на бюджет респондентов выступает фактором, снижающим доступность медицинского обслуживания, и низкодоходные группы населения становятся наиболее уязвимыми в получении медицинской помощи.

В представлениях населения качество платных услуг значительно выше в сравнении с бесплатными (75%). Этот факт свидетельствует о доступности качественной (платной) медицинской помощи только для высокодоходных групп, способных оплачивать медицинскую помощь. Такое

обыденное представление не совсем соответствует нормативным документам, регулирующим оказание медицинского обслуживания в обязательном медицинском страховании. Так, согласно Постановлению правительства Российской Федерации № 27 от 13 января 1996 г. «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. В данном Постановлении прописан порядок предоставления платных медицинских услуг, но не представлен четкий их перечень. Несовершенство законодательной базы формирует непонимание со стороны населения не только сути платной медицины, но и ее качественных характеристик, что способствует созданию мифов подобного рода: качественная медицинская помощь может быть только платной.

В целом уровень доходов населения оказывает влияние на доступность медицинской помощи. Низкодоходные группы вынуждены отказываться от платных медицинских услуг и реже выполняют полностью рекомендованное врачом лечение и диагностику. Кроме того, экономически слабые слои населения отказываются от подарков медперсоналу как формы благодарности и тратят свои средства в основном на приобретение медикаментов, тогда как высокодоходные группы приобретают платные медицинские услуги, полагая, что их качество значительно превышает бесплатное медицинское обслуживание. Рост доходов приводит к увеличению затрат населения в сфере медицинского обслуживания. Таким образом, исключенными из системы обязательного медицинского страхования оказываются как низкодоходные, так и высокодоходные группы. Первые исключены в силу отсутствия у них информации о составе и объемах медицинской помощи, включенной в ОМС, а также «процветания» практики «неформальных» платежей за медицинское обслуживание. Вторые - сами отказываются от получения медицинских услуг в ОМС и обращаются к платной медицине.

Еще одним фактором доступности медицинского обслуживания выступает территория - место проживания пациента. Практически во всей системе здравоохра-

нения наименьший доступ к медицинскому обслуживанию имеют жители, проживающие на удаленных от больших населенных пунктов территориях. В Советском Союзе вопросы доступности решались через создание сети врачебных и фельдшерских участков, куда отправлялись на работу выпускники медицинских вузов (система распределения выпускников вузов). В эпоху модернизации системы здравоохранения маломощные лечебные учреждения закрывались, врачи покидали бесперспективные с их точки зрения рабочие места, в которых, помимо решения профессиональных вопросов, надо было решать и вопросы административно-хозяйственного порядка (вода, отопление, канализация и пр.). С середины прошлого столетия для повышения доступности сельских жителей к медицинским услугам вводятся инновационные структуры - общеврачебные практики (ОВП).

Исследование, проведенное в 2006 году, объектом которого выступили пациенты пяти общеврачебных практик Свердловской области (N=200), показало, что проблема доступности медицинского обслуживания при функционировании ОВП частично снимается. Так, 69% опрошенных признали, что никаких трудностей при получении медицинского обслуживания у них не возникло. Для 29% пациентов основной проблемой стали очереди на прием к врачу. Что касается таких вопросов, как график работы ОВП, отношение, а точнее невнимательность со стороны персонала, трудности с получением направления на исследование или в другое медицинское учреждение, то они практически отсутствуют в данной подсистеме, лишь 2% опрошенных выбрали их как значимые.

Создание и функционирование новой социальной подсистемы в обществе всегда связано со сравнением с предшествующей системой, оценкой позитивных и негативных моментов новации. Больше половины опрошенных (63%) признали, что такая инновационная модель медицинского обслуживания населения, как общая врачебная практика, позволила повысить доступность медицинской помощи. Сходные результаты получены и в последующих исследованиях, проведенных как на территории Свердловской области (С.В. Глухов-ская, В.И. Зуев, Ж.В. Максимова, Г.М. На-

сыбуллина, Н.Г. Чевтаева, Е.С. Шигаева, О.А. Шипиловская), так и в других регионах (А.И. Бабенко, А.В. Блинов, Б.В. Голов-ской, Л.В. Канунникова, А.Г.Мураховский, Е.А.Татаурова, Я.Б. Ховаева).

Отметим, что становление и развитие любой новой социальной подсистемы в обществе всегда связано с рядом проблем. Так, анкетный опрос позволил осмыслить ряд организационных вопросов работы ОВП. Это касается, прежде всего, совершенствования системы приема пациентов. В целом, исследование показало, что общая врачебная практика как молодая подсистема здравоохранения требует к себе особого внимания для дальнейшего успешного и эффективного функционирования. Повышая доступность к медицинской помощи населения отдаленных районов области, она способствует и более узкой специализации врачей в районных медицинских учреждениях, поскольку первичный прием пациентов с проблематикой различного профиля осуществляет врач ОВП.

В Свердловской области по состоянию на 1 января 2011 года действует 236 общеврачебных практик [7]. Трудности их создания и функционирования связаны в основном не с проблемами финансирования, а с решением организационных и кадровых вопросов: отсутствие лицензии на ведение деятельности, дефицит медицинского персонала, отсутствие заключения областного управления Роспотребнадзора и пр.

Опрос пациентов в 2008 году* в селе Калья Свердловской области также выявил проблему кадрового обеспечения, прежде всего доступность узких специалистов (29%). Именно эту причину называют опрошенные в случаях получения отказа в оказании медицинского обслуживания. Однако большую озабоченность вызывает неудовлетворенность селян качеством диагностики (36%). Даже жители районного центра (г. Красноуфимск) испытывают дефицит узких специалистов и не очень высоко оценивают диагностические возможности поликлинических учреждений. В целом, широкий спектр медицинских услуг, включая и диагностику, пациенты могут получить только в крупном городе, тип поселения становится барьером доступа к медицинской помощи и фактором, влияющим на оказание медицинской помощи. Исключенными из системы ОМС оказываются

* Объектом исследования выступили пациенты г. Красноуфимска (N=150) и села Калья (N=100). Доля опрошенных воспроизводит половозрастную структуру населения.

жители поселений, удаленных от крупных населенных пунктов. Причиной исключения становится отсутствие специалистов, диагностического оборудования, качественного медицинского обслуживания.

Обратимся к последнему фактору, который, на наш взгляд, в современных условиях становится существенным барьером доступности медицинской помощи в системе ОМС. Речь идет об отсутствии места жительства у части населения России. Численность «бездомного» населения России по разным оценкам варьируется от 3 до 5 млн человек. По данным межрегионального исследования «Социальные и правовые аспекты бездомности», включавшего опрос бездомных, 2/3 опрошенных не чувствуют себя здоровыми, им требуется медицинская помощь [6]. Несоблюдение санитарных и гигиенических норм, условия жизни, не соответствующие сохранению и сбережению здоровья, возникновение и распространение социальных заболеваний (туберкулез, кожные заболевания, заболевания, передающиеся половым путем, и др.) становятся реальной угрозой потенциалу здоровья общества.

По результатам исследования, каждое десятое обращение за медицинской помощью бездомного заканчивалось отказом. Такая ситуация связана с документальным вопросом, а именно наличием полиса обязательного медицинского страхования: только 14,9% бездомных сохранили полис обязательного медицинского страхования.

Получение полиса в соответствии с российским законодательством осуществляется по месту регистрации или месту работы индивида, отсюда медицинская помощь для бездомных становится практически недоступной. «Наиболее доступна экстренная помощь, когда больной находится в критическом состоянии и его жизни угрожает опасность, - пишет Е.А. Коваленко. - В этом случае помощь должна быть оказана независимо от наличия полиса ОМС и любых других документов» [2, с. 54]. Далее автор на материалах исследования показывает, что стационарам «неудобно» принимать бездомных, поскольку следует нести за них ответственность. Речь идет о том, что, оказав экстренную медицинскую помощь, бездомных выписывают «на улицу». Обращения населения в систему социальной защиты не приносят результатов: центры социальной реабилитации и дома ночного пребывания таких больных не берут.

Попыткой решения данного вопроса следует считать принятие новых Правил обязательного медицинского страхования (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 158н от 28 февраля 2011 г.). В соответствии с Правилами лица без документов и без определенного места жительства могут рассчитывать на получение медицинского обслуживания. Для этого учреждения социальной помощи либо лечебное учреждение, оказывающее индивиду медицинскую помощь, должны обратиться с ходатайством о выдаче полиса в территориальные фонды ОМС. Подчеркнем, что Правила устанавливают сроки рассмотрения ходатайства - пять рабочих дней. Такой срок позволит оперативно решать вопросы оказания медицинской помощи. Как «работают» правила в реальной ситуации, - покажет время, пока они лишь декларируют возможности включения в практику ОМС одной из социально-уязвленных групп населения.

Решение проблемы социальной экс-клюзии - вопрос непростой и связан со сложившейся в России стратификационной системой, особое значение в которой принадлежит нисходящей социальной мобильности. Речь идет о тех факторах, которые могут стать механизмами включения индивида в социально-уязвимые слои населения с ограничением доступа к медицинской помощи. К таким факторам мы бы отнесли, прежде всего, миграцию, большое число иждивенцев в семье, тяжелое заболевание, которое может стать отправной точкой получения статуса инвалида, рисковые формы предпринимательской деятельности.

В целом, считаем, что наши результаты исследовательского поиска подтвердили идею неравенства в доступности медицинской помощи, которая нашла свое воплощение в формулировке обратного закона здравоохранения [Hart, 1971]: доступность качественной медицинской помощи изменяется в обратной зависимости от потребности в ней обслуживаемого населения [11], т.е. чем больше потребность в медицинской помощи, тем менее она доступна.

Для воспроизводства, а точнее дальнейшего развития системы обязательного медицинского страхования в России, основывающейся на базовых принципах социальной справедливости и общественной солидарности, декларирующих равенство в доступе к медицинской помощи всех слоев

населения, необходимы условия, которые в современном государстве пока остаются на уровне декларации в законодательной базе.

На сегодняшний день Государственной Думой принят новый закон «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу с 1 января 2011 года. Он закрепляет за пациентом право выбора медицинского учреждения и страховой медицинской организации (СМО). Закон, таким образом, повышает ответственность пациента за собственное здоровье и ориентирует на самостоятельный выбор. Однако даже в этом случае можно прогнозировать трудности с доступностью медицинских услуг. Так, нормативно-правовой базой не прописывается решение вопроса о регулировании очереди на прием к врачу, пользующемуся повышенным спросом со стороны пациентов.

Еще одной проблемой может стать дискредитация контроля за исполнением государственных гарантий на оказание бесплатной медицинской помощи, поскольку страховые медицинские организации одновременно работают как с обязательным, так и с добровольным медицинским стра-

хованием. Экспертизу жалобы пациента на взимание платы со стороны медицинского учреждения может рассматривать специалист СМО, интерес которого будет состоять в получении страховой премии по добровольному медицинскому страхованию. В результате происходит столкновение интересов: получение прибыли vs (versus - «против») - социальная защита. Опасность данного шага видится в трансляции на современных российских рынках принципа business as usual (бизнес не смотря ни на что), который может охватить и практику ОМС.

Говорить об эффективности обновленной модели ОМС пока рано, вопрос решения проблемы социальной эксклюзии также остается открытым. Однако отказ от системы ОМС и перевод медицинского обслуживания на государственное обеспечение, думается, все же несостоятелен, необходима работающая на основе рыночных механизмов модель обязательного медицинского страхования, способная защитить граждан в случае наступления страхового случая и стимулирующая повышение ответственности индивида за свое здоровье.

1. Ибрагимова, Д. Участие населения в оплате медицинских и образовательных услуг [Текст] / Д. Ибрагимова, М. Красильникова, Л. Овчарова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2000. - № 2 (46).

2. Коваленко, Е. Бездомность: есть ли выход? [Текст] / Е. Коваленко, Е. Строкова. - Москва: Фонд «Институт экономики города», 2010.

3. Панова, Л.В. Неравенства в доступе к первичной медицинской помощи [Текст] / Л.В. Панова, Н.Л. Ру-синова // Социологические исследования. - 2005. - №6.

4. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса: доклад VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», 4-6 апр. 2006 г. [Текст] / А.Г. Вишневский, Я.И. Кузьминов,

B.И. Шевский и др.; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

5. Социальное положение и уровень жизни населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1138698314188 (дата обращения: 28.06.2011 г.).

6. Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности в России. По материалам межрегионального исследования [Текст]. - СПб, 2007.

7. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tfoms.e-burg.ru/index.php?Itemid=1&id=472&option=com_content&task=view (дата обращения: 28.06.2011 г.).

8. Тихонова, Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России [Электронный ресурс] / Н.Е. Тихонова. - Режим доступа: http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol03_1/tihonova.pdf (дата обращения: 28.06.2011 г.).

9. Тихонова, Н.Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни [Текст] / Н.Е. Тихонова // Социологические исследования. - 2009. - № 10.

10. Шишкин, С.В. Различия в доступности медицинской помощи для населения России [Текст] /

C.В. Шишкин, Е.В. Селезнева, А.Я. Бурдяк // SPERO (Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры). - 2008. - № 8.

11. Margaret Whitehead, Goran Dahlgrenhttp Концепции и принципы преодоления социального неравенства в отношении здоровья: Восходящее выравнивание. Часть 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www. euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/74738/E89383R.pdf (дата обращения: 28.06.2011 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.