Научная статья на тему 'Социальная экология и развитие экологического сознания в России и Китае'

Социальная экология и развитие экологического сознания в России и Китае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петров Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная экология и развитие экологического сознания в России и Китае»

него фестиваля говорят на языке русской классики, но живут в современном мире, границы которого размываются и подвижны.

В ХХ-ХХ1 вв. к понятию школы трудно апеллировать, подчеркнула редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Каждый режиссёр существует вне рамок специальной школы, будь то учение К.С. Станиславского, Михаила Чехова, Ежи Гротовского. Директор Национальных исследований Беатрис Пикон-Валлен (Франция) указала, что сегодня проблема глобализации в театре - достаточно сложный вопрос. Как противостоять кризису? Артистам могут помочь в этом только «витамины» театра Льва Додина и психологичность его ансамблевой игры. Критик Мария Шевцова (Великобритания) поделилась своими наблюдениями о том, что в постановке «Трех сестер» Чехова в Англии проявились исторические намеки в английском контексте. Так, мир дома Прозоровых - это воплощение консервативной ан-

глийской культуры, а Наташа олицетворяет мир дикости, «неанглийскости». Это нашло выражение в том, что она произносила свои реплики с австралийским акцентом. Режиссёры - как Иосиф Райхельгауз, так и Кама Гинкас, полагают, что когда ставят русскую классику, стремятся увлечь иностранных актёров своим замыслом и поэтому театральный язык всегда понятен. Нет сложности в русском или нерусском менталитете, а живой это или не живой театр - вот мера всех вещей. Своим опытом и размышлениями о русском театре поделились Валерий Фокин, Марат Гацалов, Татьяна Шах-Азизова, Алексей Бартошевич, Геннадий Тростянецкий, Андрей Могучий, Ким, Николай Песочинс-кий, Александр Платунов, Ольга Галахова. Они пришли к выводу, что постановки российского театра продолжают привлекать внимание зарубежного зрителя, а понятие «русскость» становится знаком художественного совершенства.

А.В. Петров

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ

XI российско-китайская конференция 11-12 октября 2013 г., Санкт-Петербург

В начале октября 2013 г. в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась российско-китайская социологическая конференция на тему: «Социальная экология и развитие экологического сознания в России и Китае». Конференция была организована усилиями Российско-Китайского Центра сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии СПбГУ, кафедры геоэкологии и природопользования факультета географии и геоэкологии СПбГУ и Центра российских исследований Бюро переводов при ЦК КПК.

2013 г. объявлен в России Годом охраны окружающей среды, поэтому знаменательно, что очередная, уже XI по счету российско-китайская социологическая конференция была посвящена именно поискам решений задач развития социальной экологии, повышения эффективности мер экологической политики и трансформации экологического образования в России и Китае.

От имени организаторов конференции на открытии пленарного заседания с приветственным словом выступили: декан факультета социологии, профессор Н.Г. Скворцов, глава китайской делегации, профессор Хэ Цзэнке, профессор факультета социологии А.О. Бороноев, профессор факультета географии и геоэкологии В.Н. Мовчан.

В выступлениях они обратили внимание на то, что экономический рост в России и Китае неизбежно обостряет проблемы сохранения природы, среди которых одной из основных является проблема развития экологического сознания в российском и китайском обществах. Расширение международного сотрудничества в сфере социально-экологических исследований может способствовать росту популярности идей защиты окружающей среды, а также повышению эффективности экологической политики в наших странах.

В российско-китайской конференции приняли участие социологи, культурологи,

политологи, геоэкологи СПбГУ, различных вузов Санкт-Петербурга, Пекина, Шанхая, а также США и ЕС. В состав китайской делегации вошли известные ученые - Ванг Цзе, И Цуньго, Сюй Баою, Лю Жэньшен, представлявшие на конференции ведущие вузы Китая. С российской стороны в конференции приняли участие такие исследователи, как: В.Д. Виноградов, В.К. Донченко, А.В. Петров, Ю.Н. Сергеев, К.М. Петров, С.Д. Савин, И.Е. Сидорина, К.С. Карасева и другие. Впервые в десятилетней истории российско-китайских социологических форумов в рамках XI российско-китайской конференции была организована отдельная секция молодых ученых, в ходе которой студенты, магистранты, аспиранты СПбГУ ознакомили участников форума с результатами своих научных изысканий в сфере социальной экологии, геоэкологии и природопользования. Руководство секцией было возложено на аспиранта факультета социологии СПбГУ Ван Сюя и студентку факультета социологии СПбГУ М.С. Касабуцкую.

Проблематика выступлений участников конференции включила теоретико-методологические и прикладные аспекты современных исследований по социальной экологии, геоэкологии и природопользованию. Авторы докладов уделили много внимания проблемам получения и анализа актуальных экологических данных и социологической информации, отражающих усилия России и Китая по реализации эффективной экологической политики, а также вопросам становления экологического сознания в российском и китайском обществах.

В ходе двухдневной конференции были рассмотрены такие темы, как: современные экологические исследования и природоохранные инициативы в России и Китае; современные теоретико-методологические исследования по социальной экологии; социальные и экономические проблемы сохранения окружающей среды; влияние процессов экономической глобализации и транснационализации на экологическое сознание; особенности и социальные аспекты государственной природоохранной политики в России и Китае; социологический анализ глобального распространения идей инвайронментализма и природоохранных инициатив; проблемы развития экологического образования и воспитания.

В частности докладчики отметили, что изучение социальных аспектов реализации экологической политики в России и Китае невозможно без интеграции знаний различных наук о природе и социальных отношениях. Нынешняя конференция - яркий пример

возможности подобной интеграции. Экологическая политика, как особое направление политики современного государства, соединяет в себе научные принципы, разработанные в рамках различных экологических дисциплин. И именно социальная экология, являясь интегративной наукой, может объединить в своей предметной области изучение экологических проблемы и проблем социальных. Это означает, что современные государства не могут осуществлять эффективную социальную и экономическую политику без учета природоохранных инициатив и необходимости решения экологических проблем, ведь социальное благополучие в условиях эскалации индустриального вмешательства человека в природу во многом определяется возможностью сохранения окружающей среды. Участники конференции в ряде докладов особо подчеркнули, что при всех успехах развития и глобального распространения высокотехнологичных производственных систем не следует забывать, что общество - часть природы. Исследование особенностей функционирования социально-экологических систем различного уровня, механизмов взаимодействия природы и общества является актуальной практической проблемой изучения для множества наук. Социология и, в частности, социальная экология, как отрасль социологического знания, занимают в этом ряду особое положение, так как именно последняя имеет своим предметом изучение различных аспектов взаимодействия общества с социоприродным окружением, где одно из важных мест занимают вопросы разработки, оптимизации и практической реализации мер эффективной экологической политики.

Осуществление эффективной природоохранной политики в России и Китае невозможно без усилий, направленных на формирование экологического сознания. В целом экологическое сознание можно рассматривать как неотъемлемую часть социального сознания, совокупность коллективных представлений, в которых отражаются мнения различных социальных групп о природе, допустимых формах и границах ее социальной эксплуатации, месте в ней человека и общества. Экологическое сознание постоянно воспроизводится в рамках современной системы массовых коммуникаций и формирует специфическую духовную среду - нормы, ценности, правила поведения и социальные санкции за их несоблюдение, - определяющую отношение общества к различным проблемам охраны окружающей природной среды и возможностям их решения при существующих экономических, политических, социокультурных ограничениях. Час-

то экологическое сознание трактуется как универсальная категория и даже как некая универсальная ценность, а его формирование превращается в самоцель. Однако, отношение общества к природе, возможности и, главное, необходимости ее сохранения в первозданном виде вовсе не универсально. Это отношение зависит от конкретных социально-экономических и политических условий, формирующих особенности социального развития и определяющих подход к природе, как к важнейшему, и по-прежнему недооцениваемому ресурсу этого развития.

В ходе обсуждения проблематики докладов состоялось множество дискуссий, в рамках которых российские и китайские ученые смогли высказать собственную точку зрения на сложные процессы глобальных социальных и политических трансформаций, познакомить коллег с результатами своих эмпирических социологических и геоэкологических исследований, проанализировать особенности осуществления экологической политики в России и Китае. В частности, в качестве перспективных направлений социологических и геоэкологических исследований были названы: изучение социально-экономических аспектов развития экологического сознания, международный обмен опытом организации социально-экологических исследований и формирование современных моделей эко-

логического мониторинга, создание многоуровневых систем обучения в сфере социальной экологии.

В заключение конференции были подведены ее итоги, сформулированы некоторые рекомендации по организации совместных социально-экологических исследований, совершенствованию экологического образования в наших странах, а также обсуждены перспективы дальнейших сравнительных российско-китайских социологических исследований. По итогам конференции запланирован ряд публикаций в российских и китайских научных изданиях.

Оргкомитет российско-китайской конференции выражает благодарность всем предприятиям и организациям, которые приняли участие в подготовке и проведении конференции. Отдельная благодарность переводчику конференции К. Яхонтову, а также координатору оргкомитета конференции с китайской стороны, доценту Сяо Дэцяну. Оргкомитет конференции благодарит российских и китайских студентов и аспирантов факультета социологии и факультета географии и геоэкологии СПбГУ за активную работу по организации конференции, прежде всего, студентку факультета социологии СПбГУ, секретаря оргкомитета М.С. Касабуцкую, аспиранта факультета социологии СПбГУ Ван Сюя и аспирантку факультета социологии К.С. Карасеву.

Л.В. Никифорова

ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА. ДИСКУССИЯ В ВЕНЕЦИИ

Международная конференции «Digital humanities: диалог между визуальными искусствами и точными науками»

14-16 октября 2013 г., Венеция

Digital Humanities («Цифровая гумани-таристика» или «Цифровые гуманитарные науки») - это динамично развивающееся направление теоретических и прикладных исследований. Под Digital Humanities (DH) понимается использование в современных гуманитарных науках цифровых ресурсов, хранилищ, архивов, вовлечение в исторические, филологические искусствоведческие, культурологические исследования цифровых методов анализа источников.

Понятие DH не очень распространено в российском академическом лексиконе, хотя возможности применения информационных

технологий в гуманитарных науках обсуждаются все чаще, и существует наш собственный немалый опыт: компьютерные методы анализа языка и текста, создание цифровых архивов, информатизация библиотек и музеев. И все же терминологические различия, определяющие эту область в России и на Западе, симптоматичны. У нас больше распространены именования «информационные технологии для гуманитарных наук», «информационные технологии в образовании»: предлоги «в» и «для» маркируют раздельное существование этих сфер. Наши европейские и американские коллеги под DH пони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.