Научная статья на тему 'Социальная экология и экология человека: Объекты и направления исследований'

Социальная экология и экология человека: Объекты и направления исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6066
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / ЭТНОГЕНЕЗ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / АРАБСКИЙ МИР / GENERAL ECOLOGY / SOCIAL ECOLOGY / HUMAN ECOLOGY / ETHNOGENESIS / KHAZAR KHANATE / GOLDEN HORDE / ARAB WORLD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуйков Юрий Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы соотношения различных направлений экологии, на конкретных примерах рассматривается содержание социальной экологии и экологии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чуйков Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ECOLOGY AND HUMAN ECOLOGY: OBJECTS AND AREAS OF RESEARCH

This article discusses the problem of the relationship between the directions of ecology, with specific examples explores the meaning of social ecology and human ecology.

Текст научной работы на тему «Социальная экология и экология человека: Объекты и направления исследований»

А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (39) 2017. с. 91-109. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОБЪЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Юрий Сергеевич Чуйков Астраханский государственный университет us.chuikov@mail.ru

общая экология, социальная экология, экология человека, этногенез, окружающая среда, Хазарский каганат, Золотая орда, арабский мир,

в статье рассматриваются проблемы соотношения различных направлений экологии, на конкретных примерах рассматривается содержание социальной экологии и экологии человека

SOCIAL ECOLOGY AND HUMAN ECOLOGY: OBJECTS AND AREAS OF RESEARCH

Yuri Chuikov Astrakhan State University

General ecology, social ecology, human ecology, ethnogenesis, the Khazar Khanate, Golden Horde, the Arab world,

This article discusses the problem of the relationship between the directions of ecology, with specific examples explores the meaning of social ecology and human ecology

Часть 1. Обзор некоторых публикаций по обсуждаемой теме

В последние годы появилось множество публикаций, посвященных обсуждению вопроса о месте социальной экологии в системе экологической науки [см., 13]. Как нам представляется, эта тема нуждается в дискуссионном обсуждении, что мы и попытаемся сейчас сделать. Но при этом нужно помнить высказывание классика экологии Н.Ф. Реймерса о том, что в современной ситуации у каждого эколога - «своя экология», тем более рознятся точки зрения профессиональных экологов, философов, психологов, чье внимание не обходит экологические проблемы.

Вот точка зрения упомянутого выше общепризнанного сейчас классика современной экологии: «Экологию человека рассматривают как аналог аутоэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы со средой жизни. Очень многоаспектно понимание социальной экологии. Разделение этих экологических дисциплин, видимо, проще всего произвести по дуалистическим качествам самого человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе и т.д. - это экология человека; когда же рассматривается социальный ряд -личность, семья и т.д. - это социальная экология. Возможно и различение по особенностям среды жизни: экологию человека можно ограничить доминантой природных факторов, социальную - социально-экономической» [34].

Автор многочисленных переизданий учебников по экологии человека, социальной экологии, общей экологии - Б.Б. Прохоров в разделе «Место социальной экологии в исследованиях по экологии человека» [32, с.12.] пишет: «В заключении можно поставить знак равенства между социальными аспектами экологии человека и социальной экологией. Таким образом, в настоящее время существует достаточно четко обозначенная научная дисциплина - экология человека (антропоэкология) со своей понятийной базой, системой методов, объектом исследования, опытом конкретных исследований, обеспеченная учебниками, учебными пособиями, учебными программами. Внутреннюю структуру

антропоэкологии составляют несколько разделов, среди которых важное место занимает социальная экология».

Этот автор социальную экологию считает частью экологии человека.

Н.М. Мамедов дает следующую характеристику экологии человека [27]: «Экология человека появилась и развивается как отрасль медицинской науки. Предметом ее исследования являются вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом связей человека с окружающей его природной и социальной средой. Базовым методологическим принципом экологии человека является общность природы человека со всеми живыми существами Земли и необходимость сохранения биосферы для продолжения жизни человечества».

Этот же автор отмечает: «Социальная экология — это междисциплинарная наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природы в пределах социоприродных систем (социоэкосистем) различного уровня организации (локальные, региональные, глобальные) и разрабатывающая методологию гармонизации этого взаимодействия. Другими словами, социальная экология — это наука о социоэкосистемах, закономерностях их функционирования и путях оптимизации».

Здесь экология человека и социальная экология «разведены» и представляют собой самостоятельные направления экологии.

Гирусов Э.В.: «Центральным понятием в социальной экологии является система «общество — природа», или «социоэкосистема». Это понятие предполагает перенесение на общество законов соотношения части и целого. Разумеется, что целым по отношению к обществу будет биосфера, и, следовательно, общество должно обрести функциональную значимость в отношении к той системе, частью которой оно является, т.е. к биосфере. Подчиниться законам биосферы означает для людей в то же время так организовать свою деятельность, чтобы общество стало необходимой для биосферы частью» [6].

Он же: «Теперь помимо общетеоретического раздела знания, которым занимается социальная экология, существуют ее прикладные области: экология человека, изучающая в основном медицинские аспекты, инженерная экология, изучающая технические аспекты отношения людей к окружающей среде. Возникли такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, экология промышленной деятельности, экология сельского хозяйства, проблемы экологического образования и экологического воспитания, рекреационная экология и т.д.» [6].

Этот автор на первый план выводит социальную экологию, включая в нее и экологию человека, и прикладную экологию.

Киприянова М.А. [17]: «Так, определяя место социальной экологии в системе экологических наук, мы утверждаем, что она располагается между Экологией Человека (как части Общей экологии) и Глобальной Экологией, занимающейся современными планетарными экологическими проблемами, которые в трансформированном виде приходится решать рассматриваемой нами науке. Из социально-общественных наук социальная экология тяготеет, прежде всего, к социологии. Ее непосредственная связь с социологией состоит в том, что объектом ее изучения выступают социальные субъекты, но не сами по себе, как, например, в общей социологии, а лишь участвующие во взаимодействии с их внешними средами обитания или в целом - с окружающей средой. Этим она принципиально отличается от Экологии Человека, изучающей его как биологический вид, участвующий в метаболических процессах окружающей среды. При этом к субъектам относятся лишь социальные образования общества, которые ведут специфическую социальную жизнь».

Авторы одного из первых учебных пособий для вузов А.В. Лосев и Г.Г. Провадкин определяют социальную экологию следующим образом: «Социальная экология - научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды человека как природного и общественного существа. Социальная экология как научная

дисциплина возникла в результате непрерывного развития науки нашего века. <..>. Ее главными задачами являются: исследование отношений между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа -общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле» [25].

Другой российский исследователь Ю.Г. Марков писал: «Такое отождествление (экологии человека и социальной экологии - Ю.Ч.) не совсем правильное. В экологии человека мы изучаем прежде всего природные условия существования человека как биовида, хотя и имеющего особую социальную природу. В социальной экологии речь идет о природных условиях существования человеческих общностей (социальных систем), способных в свою очередь воздействовать на природную среду, организуя производственную деятельность и создавая как бы вторую природу»» [28].

Оболкина С.В. [30]: «Процесс формирования науки экологии сегодня еще в активной стадии, но уже сейчас можно выделить два основных рукава экологических исследований: общая и социальная экология.

Общая экология исследует жизнедеятельность организмов в конкретной окружающей среде. Эта дисциплина кровно связана с биологией, их категорическое разделение будет искусственным».

«Социальная экология мыслит своим предметом скорее практическую задачу перевоспитания современного человека на основе тех представлений об экологической действительности, которые и формирует как форма знания».

Смольников Н.С. [38]: «Выражаясь лаконично и предварительно, социальная экология - это наука, которая заключается в познании экологии социологией. При этом важно иметь в виду, что экология, выступающая в качестве познаваемой области действительности, характеризуется, как традиционно принято считать, взаимодействиями живых организмов с окружающей средой с тем, чтобы обеспечить свое существование, а социология, выступающая познающей наукой, характеризуется, на наш взгляд, тем, что всеобъемлюще изучает лишь социальную жизнь людей и только эмпирически исследует связанные с ней другие формы человеческого бытия».

Этот автор смешивает понятия экономического и экологического взаимодействия общества с окружающей средой. Под экологическим взаимодействием людей с окружающей средой он понимает также и использование природных ресурсов - обмен «с окружающим миром веществом, энергией, информацией». Тогда как это является экономической формой взаимодействия общества и природы - т.е. природопользованием.

Дальше этот автор пишет: «Социология как составляющая социальной экологии исследует влияние социальных особенностей людей на их экологические взаимодействия с окружающей средой. Но она является не только инструментом исследования экологии и, следовательно, определяет то, как надо его осуществлять, она задает рамки такого ее познания» [38].

Здесь он путает понятия экологии, как науки и экологии - как синонима окружающей среды.

Дальше читаем: «Специфика социальной экологии заключается в том, что она исследует определяемый экологией круг социально-экологических взаимодействий и проблем, однако выясняет не экологическое их содержание (которое, кстати, требует и применения экологических методов познания), а участие людей в них (зрелость экологического сознания,

уровень экологической активности, культуры), отношение людей к ним. Особое место занимает выяснение социальных последствий воздействия окружающей среды на людей, то есть негативных, реже позитивных результатов такого влияния» [38].

Нам представляется, что цитированная выше работа не только не проясняет соотношения и соподчиненности различных направлений современной экологии, но и запутывает проблему окончательно.

Интересный обзор работ, посвященных социальной экологии, есть в публикации А.Ю. Гусевой и А.Н. Ирецкого [10]. Однако, ожидаемые в конце этой работы выводы или заключения, которые подвели бы итог обзора, к сожалению, отсутствуют.

Многие приведенные выше определения экологии человека и социальной экологии размывают границы этих направлений. А в настоящее время нужна их дифференциация.

Более пятнадцати лет назад мы давали подробную характеристику основных направлений современной экологии [43]. Позже эта трактовка вошла в переиздававшееся несколько раз учебное пособие по общей экологии [45]. Л.Ю. Чуйковой была разработана программа сквозного курса экологии для 5-11 класса средней школы, подготовлены и изданы соответствующие учебные пособия [46-52].

Нам такая трактовка структуры экологических знаний представляется наиболее удобной, так как она снимает разночтения и путаницу в понятиях, о чем будет сказано далее.

Часть 2. Так что же такое экология человека, социальная экология и экология вообще?

Современную экологию можно определить как комплексную науку, предметом изучения которой является биосфера земли во всех функциях и формах ее проявления, включая социальные, экономические, политические и правовые функции в ней человека.

Современная экология подразделяется на следующие направления:

1. классическая экология (биоэкология): экология растений, экология животных, биоценология, продукционная экология и т.д.;

2. глобальная экология (географическая экология), объектом которой является биосфера в целом, ее географическое деление, распределение экосистем по континентам и климатическим зонам и связанные с этим особенности их структуры и функций, глобальные экологические процессы и проблемы, как природного характера, так и антропогенные;

3. региональная экология (она также может рассматриваться как особенная часть глобальной экологии), изучающая специфические особенности того или иного конкретного региона;

4. прикладная экология (экологические аспекты природопользования): инженерная (проектирование и конструирование установок и производств, направленных на защиту окружающей среды от вредных антропогенных воздействий, разработка соответствующих технологий), природоохранная (управление окружающей средой, государственный и ведомственный контроль, экономика природопользования, нормирование, лицензирование, экологическое страхование), заповедное дело, строительная (или охрана окружающей при строительстве, включая экологию жилища и экологическую архитектуру), сельскохозяйственная, радиационная экология и т.д.;

5. экология человека: физиологическая экология, экотоксикология, экопаразитология (экологически обусловленные паразитарные заболевания), производственная экология (санитарная экология), адаптационная экология (приспособительные особенности популяций человека к специфическим экологическим условиям) и так далее;

6. социальная экология (экологические особенности взаимодействия социума с природой).

Но и этими направлениями нельзя исчерпать интересы современной экологии. На границах соприкосновения ее с другими областями знаний появляются системы знаний, которые уже нельзя отнести к собственно экологии: на границе права и экологии -экологическое право, на границе экологии и этики - экологическая этика, на границе

культуры и экологии - экологическая культура, на границе экологии и психологии -экологическая психология [45].

И так, вернемся к экологии человека и социальной экологии.

Среди задач экологии человека можно выделить две основные (естественно, только ими ограничиваться нельзя):

1.изучение последствий действия экологических (включая, и, в первую очередь, антропогенных) факторов на организм человека;

2.адаптации и аккомодации организма человека к факторам окружающей среды, в том числе и в исторически-эволюционном аспекте.

И здесь явно прослеживаются связи между экологией человека, социальной экологией, с одной стороны, и этноэкологией - с другой. Возможно, даже эти понятия синонимичны. Но в данной работе этот вопрос мы только обозначим, но обсуждать - пока - не будем.

Первая задача вытекает из фундаментального экологического закона прямой и обратной связи («закона бумеранга»), так как любые изменения окружающей человека среды, среди которых в настоящее время ведущую роль играют антропогенные факторы, отражаются на организме человека. По данному направлению опубликовано очень большое количество работ [см., например, 7], сошлемся также на несколько наших публикаций [1820, 37]. Более подробно на этой задаче останавливаться не будем.

Исследования по второму направлению экологами проводятся не часто, что открывает широкое поле для исследований в этом направлении. Много полезной информации по этому направлению можно найти в публикациях археологов, антропологов и других научных направлений [см. например, 40 и др.].

В настоящее время существует несколько версий происхождения человека. По одной из них все Человечество на земле произошло от ограниченного количества предков, обитавших в Африке и имевших соответствующие приспособления конкретным условиям того места и времени - черную кожу, высокий уровень потоотделения и тому подобное. Такие особенности хороши в жарком климате, где не нужна одежда, но очень интенсивная инсоляция и необходима защита от мощного ультрафиолетового излучения. Позже, расселяясь по планете, люди получали в результате мутаций новые признаки, и там, где они благоприятствовали выживанию, они закреплялись в популяциях. Поскольку первоначально люди жили относительно изолированными друг от друга популяциями, такие различия, связанные с успешным выживанием в жарком или в холодном, во влажном или сухом климате, в лесах или на открытой местности, при наличие или отсутствии тех или иных пищевых объектов, привели к широкой дифференциации морфологических и физиологических признаков в различных этнических группах. Так, этносы, происходящие из регионов с жарким климатом, где высок риск заражения паразитическими организмами, физиологически (и психологически) приспособились к употреблению острой пищи, которая в значительной мере снижает возможность паразитарного заражения. В тех регионах, где вероятность паразитарного заражения очень низка (на крайнем севере, например), там физиология человека позволяет употреблять строганину - мороженную рыбу и мясо.

В формировании адаптационных особенностей людей, проживающих в тех или иных условиях, важную роль играет питание и, соответственно, геохимическая ситуация в регионе обитания. Разработана система реконструкции типа питания людей на основе изучения микроэлементного состава костной ткани, полученной из древних захоронений [21]. Эти авторы указывают, что: «Методы элементного анализа позволяют выявить индивидов, каждодневный рацион которых включает большое (малое) количество животных белков, большое (малое) количество растительной пищи. При исследовании лиц, получающих большое количество белковой пищи могут быть выделены потребители рыбы, беспозвоночных и мяса наземных млекопитающих» [21]. Такой подход позволяет определить условия обитания и физиологические приспособления к ним различных этнических групп, которые могут быть закреплены генетически и передаваться по наследству. Показано, что люди, употребляющие в пищу большое количество животной

пищи получают незначительные количества Sr и большие количества Са. А люди, употребляющие в пищу большое количество растительной пищи получают большое количество Sr и меньшее количество Са. Эти авторы указывают, что основными индикаторами характера питания являются, прежде всего, Zn, Sr и Си. Концентрации цинка высоки у индивидов, получающих большое количество животных белков, особенно рыбы и животных морского происхождения. Концентрация меди повышена у индивидов, в каждодневный рацион которых входит большое количество белков беспозвоночных (моллюски, личинки насекомых и пр.). Концентрации стронция повышены у индивидов, в каждодневный рацион которых входит большое количество растительной пищи (злаков, прежде всего). В качестве примера они приводят следующую информацию: «Высокие концентрации цинка отмечены у индивидов из Салехарда. Это — традиционные охотники-рыболовы, живущие в условиях гумидного леса. Самые высокие концентрации цинка обнаружены у кочевников-скотоводов, живших, на территории современного Ставропольского края. Максимальные концентрации стронция определены для групп скотоводческого кочевого населения Краснодарского края [21].

Этнические пищевые предпочтения закрепляются не только в кулинарных традициях народов, но часто и генетически у потомков. В связи с этим при изучении экологии современного человека на это также необходимо обращать внимание. Глобализация в современном мире затронула не только экономику и культуру, но и пищевые предпочтения. Повсеместное распространение продуктов питания и блюд, появившихся в каких-то локальных культурах в специфических климатических и геохимических условиях, может неблагоприятно сказаться на здоровье людей. Так, широко рекламируемые блюда японской (суши и прочее) и корейской («Хе» из сырой рыбы) кухонь, могут быть не только не полезны для людей в других регионах, но и опасны. В частности, приготовление блюда под названием «Хе» заключается в обработке мелко нарезанных кусочков сырой рыбы уксусной эссенцией. Это сейчас широко используется в южных регионах нашей страны, в частности, в дельте Волги. При этом чаще всего используют филе сома, судака, иногда (из-за дороговизны) - осетровых. При этом ни кто не задумывается о том, что все это хищные виды рыб, которые массово заражены различными паразитическими организмами, а использование уксусной эссенции не гарантирует полного уничтожения паразитических организмов. По этой же причине нельзя использовать сырую рыбу из южных регионов нашей страны для приготовления японских блюд. Рыба из водоемов территорий с теплым климатом должна быть хорошо обработана термически (варка, жарка, горячее копчение) или солением. Проблемы, связанные с массовым распространением «фаст-фуда» среди населения с физиологическими особенностями, не приспособленными к такой пище, общеизвестны.

В странах с жарким климатом (на открытой местности) физиологически выгодно иметь худое высокое тело - соотношение массы тела и площади его поверхности (а также интенсивное потоотделение) благоприятствуют теплоотдаче, особенно при высокой физической нагрузке. На крайнем севере человеку выгоднее иметь более плотное тело с хорошей «жировой прослойкой» и низкий рост, что способствует поддержанию необходимой температуры тела при низких температурах окружающей среды [см. например, 40]. Так, в указанной работе отмечается, что весово-ростовой показатель человека убывает в направлении с севера на юг, «описывая вектор уменьшения плотности тела и теплопродукции». В этом же направлении происходит изменение пропорций тела от брахитомии на севере в долихотомии на юге. При этом увеличивается поверхность испаряемости. Здесь следует обратить внимание на навязчивую рекламу различных антиперспирантов. Подавление потоотделения в жарком климате может неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья людей, злоупотребляющих их использованием, вплоть до теплового удара. Кроме того, применение в них (антиперспирантах) тяжелых металлов (серебра, цинка) для подавления развития микроорганизмов, может провоцировать не только кожные заболевания, но и онкологию.

В настоящее время предпринимаются неоднократные попытки изучения влияния климатических факторов на морфологию тела человека [2]. Указанным авторам удалось выявить некоторую зависимость между температурой и влажностью и некоторыми изменениями костного скелета. Однако со ссылкой на Пурунджана и Дерябина [2], они отмечают, что «длина тела, пропорции и топография подкожной жировой ткани достаточно устойчивы и не изменяются под влиянием климатических факторов. Отмеченные ими различия мышечных и жировых компонентов касаются, в основном, половой и этнической принадлежности». Это, на наш взгляд, свидетельствует, о генетически закрепленных приспособлениях предков различных этносов к окружающей среде в местах их формирования. Иными словами, климатические факторы в месте обитания и формирования конкретного человека оказывают влияние на некоторые морфологические показатели его тела. Но ряд показателей, в частности - длина тела, пропорции и топография подкожной жировой ткани и, возможно, некоторые другие, зависят от его этнической принадлежности, т.е. получены по наследству от предков, которые могли обитать в другой точке планеты. Тоже, очевидно, должно проявляться и на физиологическом уровне.

Теперь обратимся к объектам изучения социальной экологии. Как уже указывалось выше, этот раздел экологии изучает экологические особенности взаимодействия социума с природой. И здесь также можно выделить несколько направлений. Первое (которое «лежит на поверхности») - изучение последствий антропогенной деятельности на естественные экосистемы. Второе (на которое обращается гораздо меньшее внимание, чем на первое) -изучение влияния природной среды на формирование различных социальных систем.

Начнем с первого. Здесь можно выделить два аспекта - исторический и современный. В историческом аспекте интересно проследить, как менялась антропогенная нагрузка на естественные экосистемы и биосферу, в целом, в процессе развития человечества и отдельных социумов.

Большую часть своей эволюционной истории человек прожил в аграрном периоде. И способы использования природных ресурсов совершенствовались от охоты и собирательства, к земледелию, скотоводству. Параллельно развивались ремесла и технологии, обсуживающие эти отрасли природопользования - от примитивных к более сложным - обеспечивающим более лучшие условия выживания и удовлетворения потребностей человека. Но по мере развития социума увеличивалось количество опасностей, угрожавших человеку. На первых этапах это были те же опасности природного характера, которые угрожали и всем другим живым организмам. Но к ним стали прибавляться опасности антропогенного характера, для защиты от которых социумы должны были разрабатывать новые орудия (и оружие) и технологии. Все это также усиливало нагрузку на естественные экосистемы, превращая их в антропогенные (урбанизированные) и квазиприродные.

Прекрасной иллюстрацией этих процессов еще в античное время является работа В.П. Чичагова [42]. В ней показано, в частности на примере двух древних городов - Трои и Эфеса - радикальное изменение условий среды от благоприятных до невозможных к использованию. Процитируем этого автора: «Античная урбосфера, функционировавшая главным образом на аккумулятивных аллювиальных равнинах межгорных впадин и морского побережья Западной Анатолии, умело выбирала и рационально использовала удобный рельеф. Со временем она его видоизменяла настолько, что он переставал быть ее преимуществом и являлся одним из условий ее деградации. В бассейнах рек были сведены леса, резко усилилась эрозия и поток влекомых наносов в реках. Их дельты быстро выдвинулись в сторону моря... В результате все города-порты региона потеряли свое значение. Большинство из них, кроме Измира (Смирны), оказались вдали от моря и перестали быть портами и исчезли, а с ними кардинально изменилась организация и всей урбосферы» [42].

В индустриальный и постиндустриальный периоды преобразование человеком окружающей среды повысилось на несколько порядков. Достаточно упомянуть превращение

пустынных ландшафтов в Объединенных Арабских Эмиратах в рукотворные оазисы с искусственными островами и значительно за счет этого увеличенной в коммерческих целях береговой линией, или острова из промышленных отходов в Японии, которые используются под строительство аэропортов, жилых, промышленных и общественных объектов.

Второй аспект взаимовлияния социума и окружающей среды - влияние последней на специфику сформировавшегося здесь социума.

Здесь следует подчеркнуть тесную связь природной среды и социумов. Л.Н. Гумилев [8] тесно связывал этногенез с вмещающим ландшафтом. Идеи этого ученого в значительной степени повлияли на современные представления об этногенезе.

На связь этногенеза и социогенеза с природно-климатическими условиями обращали внимание и многие другие исследователи. М.В. Добровольская [12] писала: «В связи с этим хотелось бы отметить значимость теоретических разработок академика В.П. Алексеева в области разработки понятия антропогеоценоза [Алексеев, 1993]. Они представлены в монографии «Очерки экологии человека». В ней автор создает концепцию антропогеоценоза, дает его определение: «Такой симбиоз между хозяйственным коллективом и освоенной им территорией... на ранних этапах человеческой истории можно назвать антропогеоценозом. Представляется вероятным, что именно антропогеоценозы и являются теми элементарными ячейками, из которых слагаются культурно-хозяйственные типы» [Алексеев, 2008, с 467, цит. по 12].

Б.Б. Прохоров [31], рассматривая формирование теории антропоэкосистем, писал: «Антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и пр.».

В качестве примера влияния ландшафта на формирование социума рассмотрим работу П.Н. Мавопулоса [26] о влиянии географической среды на формирование греческой цивилизации. Этот автор обращает внимание на следующие геологические особенности среды, в которых формировалась эта цивилизация:

- наличие карстовых образований создавало необходимый микроклимат для обитания человека (изначально в пещерах) и произрастания оливковых деревьев, обеспечивающих население высококачественными продуктами питания;

- обособленность территории от остальной Европы привела к изоляции населения этой территории от других этнических общностей и самостоятельному развитию социальных и этнических процессов;

- расчлененный рельеф территории, создал, с одной стороны, предпосылки для политической самостоятельности небольших анклавов греческого мира (города-государства), с другой создавал идеальные условия для защиты от внешнего врага;

- длина и изрезанность береговой линии обусловили высокую открытость анклавов во внешний мир через море, следовательно, способствовали развитию флота, навыков мореплавания и торговли;

- наличие качественного строительного материала (природного камня) позволили создать уникальные архитектурные произведения и скульптуры, прославившиеся на века и заложившие основы европейской архитектуры и искусства.

В подтверждение последнего тезиса можно привести следующую цитату [5]:

«Возникновение и развитие школ ваяния и зодчества в различных странах определяется, прежде всего, наличием в тех или иных районах доступного эстетически привлекательного и пригодного для обработки камня, т.е. геологическими условиями. Это условие обычно игнорируется историками искусства, что, в свою очередь, влечёт за собой недооценку роли свойств традиционного для каждого города камня в восприятии образа

города, а также грубейшие ошибки в реставрационных работах, искажающие облик городов».

Империи, созданные сначала Филиппом, а затем и Александром Македонскими, распространили достижения (как позитивные, так и негативные) греческого мира на огромные территории. Зародившиеся в Древней Греции театр, искусство, медицина, гигиена, широко распространились по завоеванным территориям. Причем, все эти территории лежали в тех широтах, где практически не наблюдались очень низкие зимние температуры. Наоборот - они характеризовались достаточно жарким и часто засушливым климатом. Это вызывало необходимость развития различных видов гидростроительства для снабжения водой населенных пунктов, а также тщательного изучения гидрологических режимов водотоков с целью наиболее рационального и безопасного их использования.

Здесь следует отметить, что все более ранние цивилизации (в Месопотамии, в долине Нила) возникали в этих же широтах. На наш взгляд, развитию цивилизаций способствовали с одной стороны благоприятные природно-климатические условия, с другой - необходимость преодолевать какие-либо препятствия. Для подтверждения этого тезиса сошлемся на работу М.А. Лебедева: «Мир древних египтян состоял из двух важнейших частей: "Черной земли" (Кт^, под которой мыслился собственно Египет с его плодородными пашнями и благодатным климатом, и "пустыни" (xAs.t) - огромных чужеродных пространств, окружавших Нильскую долину. Соотношение и борьба этих двух стихий определяли всю жизнь древнеегипетского общества. Пустыня являлась древней прародиной жителей Нильской долины, она хранила в себе несметные природные богатства, но она же была и постоянным источником опасности» [24].

Там, где не было необходимости преодолевать подобные препятствия, развитие социума останавливалось на уровне достижения удовлетворения минимума потребностей человека, что можно и сейчас видеть на примере некоторых племен тропических стран.

Древняя Греция, заложившая демократические традиции, не распространяла их на рабов. Рабовладельческий строй с помощью подневольной рабочей силы создал экономическую основу греческих городов-государств. Греческие колонии появились и в Южной Италии. В VIII в. до н. э. в этрусских городах и греческих колониях Южной Италии и Сицилии рабовладельческий строй достиг наивысшей зрелости и стал основой экономической и военной экспансии Римской империи.

Вслед за Грецией эстафету зодчества и ваяния принял Древний Рим. В южной и центральной частях Апеннинского полуострова были широко развиты серовато-жёлтые известняки - травертины, из которых построены великолепные здания и сооружения древнего Рима. Уникальный каррарский мрамор по своим свойствам - белизне, равномерной зернистости, отсутствию трещин и способности к просвечиванию приповерхностного слоя является лучшим скульптурным и декоративным камнем [5].

Ход развития и распространения социальных структур нам представляется таким: в относительно благоприятных условиях, но имеющих определенные ограничения, складывается социум, который, используя местные ресурсы, накапливает определенные знания, традиции, развивает технологии, которые позволяют ему осваивать все новые и новые естественные экосистемы, где до этого условия для проживания человека отсутствовали или жестко ограничивали возможности развития социума. Так в лесах северной и центральной Европы во времена античной Греции жесткие природные условия ограничивали развитие этносов, которые долго оставались только на уровне охотников и собирателей. Культурные их достижения оставались на низком уровне. Но, воспользовавшись достижениями греческого мира, Древний Рим еще дальше развил достижения предшественников в области техники, технологии, науки и искусства, смог освоить лесные зоны центральной и восточной Европы, построил там свои города по самым последним достижениями науки и техники того времени. А дальше и местные этносы, усвоив достижения римлян, сделали резкий скачек в своем развитии, который, возможно, способствовал падению Римской империи и дальнейшему доминированию европейской

культуры (в широком смысле этого термина). Им пришлось преодолевать уже новые сложности в выживании - холодные зимы требовали теплых жилищ, отсутствие вегетации в зимнее время требовало научиться делать запасы продовольствия для людей и фуража для скота. Решение этих проблем вызвало бурный рост численности населения, что, в свою очередь, привело в жесткой конкуренции за территории и ресурсы и, соответственно, к бесконечным внутриевропейским войнам. Это, в свою очередь, привело к развитию градостроительства и фортификации (а с накоплением богатств в руках землевладельцев и военноначальников - к развитию литературы, живописи, ваяния - для демонстрации статуса). Перенаселенность и дефицит ресурсов способствовали «выплеску» европейского населения на Ближний Восток (предлог - религиозные войны за Гроб Господен), а за тем и в Новый Свет.

Подтверждение к такому подходу можно найти в работе Э.С. Кульпина: «Все древнейшие цивилизации не случайно возникли в субтропиках. Севернее субтропиков природные условия не позволяли обеспечивать то качество жизни, которое жители древнейших империй считали для себя достойным.

.Характерно, что северная граница Римской республики, а затем и империи долго совпадала с нулевой изотермой января, а потом незначительно "перешагнула" за эту невидимую грань.

За нулевой изотермой января жили варвары, которые (с точки зрения цивилизованных народов) были тем больше варварами, чем в более суровых природных условиях выживали. На землях между нулевой изотермой января и -5°С оседло жили германцы, за ними -славяне, дальше - угры, финны и, наконец, на тех же широтах, но в степях - кочевые народы. Поддерживать достойную жизнь в зоне степей европейской цивилизации удалось только с конца XVIII века. Именно в это время стала создаваться городская инфраструктура в прериях Северной Америки (не случайно именовавшихся Диким Западом), в аргентинской пампе и южнорусских степях» [22].

Здесь же можно рассмотреть влияние природной среды на формирование и историю социума на примере зарождения и развития арабского мира. Воспользуемся материалами О.П. Бибиковой [3] и некоторыми другими источниками. «Арабы называют своей родиной Аравию — Джазират ал-араб, то есть «Остров арабов». Действительно, с запада Аравийский полуостров омывают воды Красного моря, с юга — Аденского залива, с востока — Оманского и Персидского заливов... На севере простирается труднопроходимая Сирийская пустыня. Естественно, что при таком географическом положении древние арабы чувствовали себя изолированными, то есть «живущими на острове» [3].

И так, предки арабов жили на юге Аравийского полуострова, в оазисах на территории Нынешних Йемена и Омана. Условия их обитания были очень жесткими - земледелием можно было заниматься только в оазисах. Лимитирующим фактором были водные ресурсы. Но их дефицит способствовал развитию технологий орошаемого земледелия. По мнению О.Г. Большакова интенсивность земледелия на этой территории можно было сравнить с Древним Египтом и Месопотамией [4]. Использовались также морские биоресурсы, зарождалось мореплавание. Отдельные племена жили на достаточно больших расстояниях друг от друга. Жесткие условия обитания - засухи, землетрясения, эпидемии, частые междоусобные войны за ресурсы определяли особую роль мужчин в племенных объединениях. Женщины численно преобладали, так как мужчины достаточно часто гибли от самых разных причин. Высокая детская смертность и ключевая роль мужчин в возможности выживания племени способствовали традициям, закрепленным позже в исламе - многоженстве, калыме и относительной свободе брачных уз: брак мог быть легко расторгнут по причине бездетности женщины, либо по каким-то другим причинам.

Во втором тысячелетии до н.э. в Сирийской пустыне были одомашнены одногорбые верблюды. Это позволило населению перейти к кочевому образу жизни и освоить значительные территории. Наличие верблюдов, способных пересекать большие безводные

расстояния достаточно быстро, наряду с развивающимся мореплаванием, позволило появиться городам - торговым центрам. Пустыни перестали быть преградами для арабов.

Еще раз процитируем О.П. Бибикову: «На территории современного Йемена возникло несколько государств, которые в IV веке н.э. были объединены одним из них — Химьяритским царством. Для южноаравийского общества древности характерны те же самые черты, которые присущи и другим обществам Древнего Востока: здесь зародился рабовладельческий строй, на котором зиждилось богатство господствующего класса. Государство осуществляло строительство, ремонт крупных оросительных систем, без которых невозможно было развивать земледелие. Население городов в основном было представлено ремесленниками, которые искусно изготовляли высококачественные изделия, в том числе сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин. В Йемене добывали золото, а также собирали ароматные смолы, в том числе ладан, мирру. Позднее интерес христиан к этому товару постоянно стимулировал транзитную торговлю, благодаря чему расширялся взаимообмен товарами между аравийскими арабами и населением христианских областей Ближнего Востока» [3].

Позже это государство было завоевано Ираном и пришло в упадок. Однако из Ирана вместе с завоевателями здесь появились лошади, которые значительно улучшили мобильность арабских воинов. (Кстати, отсутствие лошадей на Американском континенте и невозможность одомашнивания имевшихся там животных для использования в упряжи, привели к тому, что на этом континенте не было необходимости изобретать колесо. Колесо вместе с лошадьми привезли туда переселенцы из Европы).

Как уже указывалось выше, по мере развития подвижности населения усиливалась роль торговли в экономике региона. И здесь, на Аравийском полуострове, после упадка «сельскохозяйственного юга» на первые роли стали выходить крупные торговые центры -такие как Мекка - город, основанный у источника Земзем, ставшего позже священным для мусульман. (В словаре Брокгауза и Эфрона можно прочитать: «Земзем - священный у мусульман колодезь, находящийся во дворе Каабы в Мекке. Отверстие его закрывается камнем. По цвету вода имеет сходство с молоком. Мусульманские пилигримы пьют эту воду в конце своего хаджа и берут с собою в пузырьках, чтобы поделиться ею с родными и знакомыми и сберечь ее на случай болезни. По преданию, колодезь обязан своим происхождением Измаилу; брошенный здесь Агарью, он ударил ногой в землю, и из нее потекла вода»).

Мекка стала значительным и богатым торговым центром, где кроме торговли процветало и ростовщичество. Вместе с этим усилилось имущественное расслоение общества. В тот период в арабский мир уже проникли иудаизм (вместе с еврейскими купцами) и христианство. Но многие арабы были еще язычниками. Религиозная и родо-племенная рознь не способствовали объединению племен. Но эту проблему разрешила новая религия, возникшая здесь - ислам. Особую привлекательность для бедного населения региона сыграл запрет на ростовщичество, закрепленный исламом, что давало надежду на возможное равенство и объединение. Мы не будем обсуждать историю и причины возникновения исламам именно здесь, отметим только, что многие его догмы соответствовали местным природно-климатическим условиям и позволяли населению, сплотившись, не только выжить, но и распространить свою религию и традиции на обширные территории, вошедшие позже а Арабский халифат.

Еще раз процитируем О.П. Бибикову: «Таким образом, арабы, арабский язык, арабская культура и арабская государственность сыграли существенную роль в формировании того общего ареала, который мы сегодня условно называем «арабским миром». Этот мир возник и сформировался в ходе завоевательных походов арабов и под влиянием ислама еще в Средние века. На протяжении последующего времени на пространстве от Ирана до Атлантического океана складывались и развивались основные принципы и нормы бытия, формы отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и иерархии культурных ценностей, которые возникли под воздействием мусульманской религии и тесно связанных с ней арабских культурных традиций» [3].

Добавим только, что и в арабских культурных традициях нашлось место какой-то части наследия античного мира средиземноморья.

Парадоксальная ситуация в связи с религиозными конфессиями сложилась на другой территории, где исторические события развивались изначально сходным образом, однако имели свою специфику - в Хазарском каганате. Не вдаваясь в подробности, сошлемся на некоторые работы по этой теме [16, 41].

После распада Тюркского каганата на территории Северного Кавказа, Нижнего Дона и Нижней Волги образовался Хазарский каганат.

Хазары, ставшие известными на этой территории с VI века изначально были кочевниками и язычниками. Сирийский автор Захария Ритор в 555 году н.э. перечисляя 13 варварских племен, обитавших за Каспийскими воротами (Дербентом), писал: «Эти 13 народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием». Среди этих тринадцати народов упоминались и хазары. Армянский автор Мовсес Каланкатваци в VII веке отмечал, что хазарские воины были прирожденными всадниками с длинными волосами, широкими скулами, питались мясом, кобыльим и верблюжьим молоком [цит. по 41]. Затем хазары образовали государство смешанного типа. Они покорили или установили даннические отношения с населением большого региона между Каспием и Азовским морем. Данниками хазар время от времени становились народы Закавказья, причерноморские города, отвоеванные у Византии, и даже княжество Готия в Крыму. Но захваты этих территорий часто были недолгими. В Повести Временных лет указывается, что и славянские племена - поляне, северяне, вятичи и другие - тоже бывали данниками Каганата.

В этот период хазары стали строить и свои города.

В соответствии с природными условиями хазары на территории нынешнего Дагестана и низовьев Дона занимались орошаемым земледелием, в степях - кочевым скотоводством. После покорения Закавказья арабами, принесшими сюда ислам, хазары находились в постоянном военном противостоянии с ними. Частые конфликты происходили в районе Дербента и на территории нынешнего Дагестана, в результате чего столицу каганата перенесли на Волгу, которая тогда носила название Итиль. По этому названию значилась и новая столица каганата. Здесь также хазары занялись орошаемым земледелием и кочевым скотоводством, о чем имеются письменные источники.

Из писем хазарского царя Иосифа известно, что у хазар существовали сады с фруктовыми деревьями, виноградники и пашни. Весной жители Итиля уезжали в поля на сельскохозяйственные работы, а осенью, сняв урожай, возвращались в город. У кочевавших народов Хазарии были многочисленные стада овец и крупного рогатого скота. Кроме этого, положение хазарских городов на пересечении множества торговых маршрутов, создавало благоприятные условия для торговли. Собственная и транзитная торговля давали немалый доход верхушке каганата. Транзитной торговлей занимались здесь купцы самых разных национальностей, в том числе - евреи и руссы. Все они платили транзитные сборы -своеобразную десятину. Считается, что собственно хазарским предметом вывоза был «рыбий клей» [41], который, очевидно, изготовлялся из осетровых, вылавливаемых здесь в изобилии. Но кроме этого хазары занимались перепродажей товаров, привозимых сюда из других регионов - мед, воск, меха бобров, лис, белок, соболей, горностаев. Активно шла торговля рабами, которые поступали сюда из других регионов, или захватывались самими хазарами в ходе военных набегов. Торговые пути купцов различных национальностей с обширных территорий Европы и, Азии подробно описаны в работах [41].

Значительная часть населения покоренных хазарами территорий исповедовала христианство, распространившееся здесь под влиянием Византии. Многие были язычниками, появились и мусульмане. Преследование евреев в Византийской империи в VII веке и позже способствовало переселению в Хазарию большого их количества. Это, очевидно,

способствовало принятием правителями каганата иудаизма. Наемная гвардия Хазарского каганата состояла в основном из выходцев из Хорезма, исповедовавших ислам.

Как считают многие авторы [41] для первого этапа существования Хазарии были характерны набеги и завоевания, затем - постепенное снижение военной агрессии, уменьшения конфликтов с арабским халифатом и Византией, переход к данническим отношениям. А причиной ослабления, а затем и падения каганата многие считают именно принятие правящей верхушкой иудаизма.

В публикациях на эту тему можно найти и такие безапелляционные высказывания:

«После победы иудаизма власть в стране окончательно оказалась в руках евреев-иммигрантов. Экономика разоренной Хазарии опиралась только на установившиеся у нее международные торговые связи с ближними и дальними народами и странами. Главную роль играла транзитная торговля с ярко выраженной спекулятивной перепродажей. Она приносила баснословные барыши, потому что торговали еврейские и хазарские купцы предметами роскоши, а не товарами широкого потребления для населения.

Хазария превратилась в типичное паразитирующее государство, жившее за счет спекуляции и таможенных пошлин. Каганат держал в своих руках все выходы из Восточной Европы на Восток в страну гузов, Хорезм (государство в Центральной Азии) и владения арабского Халифата. Каган брал огромные пошлины с проезжающих купцов. Они также часто предпочитали не рисковать и продавали свои товары в Хазарии. Хазары же перепродавали их дальше, вздувая цены. Это был основной доход каганата. Хазарская торговля составляла прямую конкуренцию торговому пути «из варяг в греки», который проходил по территории Руси» [9].

Так или иначе, межрелигиозная рознь не способствовала укреплению государства, и оно исчезло.

Позже на этой территории появилось государство Золотая орда, которое во многом повторило экономическую модель Хазарского каганата - кочевое скотоводство, орошаемое земледелие, транзитная торговля. Возможно, только кочевое скотоводство играло в этом государстве несколько большую роль, чем в хазарском. Это ставило в большую зависимость золотоордынское государство от циклического чередования более влажных или более сухих климатических периодов [39] и последствий перевыпаса скота [35].

Но некоторые авторы указывают на специфику хозяйственной деятельности Золотой Орды, отличавшую, на их взгляд ее от предшествующих формаций [29]: «Передовое для средних веков животноводство тюрков под вопрос никем не ставилось. Путешественники и хронисты в один голос утверждают, что основой домашнего хозяйства татар являлось скотоводство. Его своеобразие для европейцев выражалось в необычайной численности (особенно - лошадей). Конница - основа боевой мощи государства, а численность стада -основа хозяйственного и военного потенциала.

Однако при оценке животноводства XIV в. нельзя не обратить внимание на некоторые взаимовлияющие тенденции: рост количества населенных пунктов, полей и садов, с одной стороны, и численный прирост животного стада, с другой.

Но самой удивительной особенностью татарского хозяйствования был расцвет растениеводства в степях в условиях господства номадов».

Но рано или поздно, все кончается. Наступил жесткий кризис в Золотой Орде. Как и в других регионах причиной его стали не только социально-политические проблемы, но и изменения в природных условиях - очередное циклическое потепление климата в степи (приведшее к выгоранию растительности) перевыпас скота, связанный с увеличением его численности и зависящей от него численности кочевого населения. В результате - крах империи. Подробнее об этом в работе Э.С. Кульпина [22], из которой процитируем только небольшой фрагмент: «Все беды сошлись разом: торговля остановилась, развитие городов замерло, государство не контролирует ситуацию - идет непрерывная борьба группировок за власть, на дорогах бандитизм, в степи - сушь, скот - гибнет, от десятилетия к десятилетию его поголовье падает., жизненный уровень массы населения резко снизился. Люди думают,

что делать, как жить. Хотя бы немногим ясно, что дальше так жить, как жили до сих пор, невозможно».

А дальше - Куликово поле, крушение империи и выход на ведущие позиции нового государственного образования - Московского государства, с течением времени, с большими трудностями, с успехами и поражениями, поглотившего территории бывшей Золотой Орды, и превратившегося в Российскую империю. Здесь мы не будем рассматривать социально-экологические причины подъема Московского государства, это тема для другого исследования. Некоторые подходы к разработке этой проблемы можно найти в цитированной выше работе Э.С. Кульпина [22].

Следует заметить, что наступать на эти «грабли» народы и государства продолжали и дальше. Об этом свидетельствует и ситуация с Букеевской ордой. Это вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовало в 1801—1845 гг. в междуречье Урала и Волги. Российским правительством ему была предоставлена ограниченная территория для проживания и перекочевок с благоприятными природно-климатическими условиями. Такие условия создали основу увеличения поголовья скота, а следовательно, и численности населения, что в результате привело к перевыпасу, уничтожения основы кочевого природопользования и резкому сокращению (вдвое, втрое против начальной численности [15, с.182]) численности населения.

Приведем несколько фактов, собранных в монографии Л.Г. Динесман по этому региону.

«Хозяйственная деятельность человека, в частности вырубка деревьев и кустарников, не могла не сказаться на состоянии лесной растительности. Рубки велись и на Узенях, и в Рын-Песках, и в других местах... На Узенях деревья рубили на постройки и топливо. Еже в конце XIX в. существовали здания, построенные из росших здесь вязов. В Рын-Песках деревья начали вырубать по крайней пере со времени прихода сюда казахов. В годы джута (джут - голодовка скота вызываемая особыми метеорологическими явлениями при необеспеченности хозяйства кормовыми запасами. Наиболее частый зимний джут происходит от образования на поверхности пастбищ ледяной коры, которую сельскохозяйственные животные, особенно овцы, не в состоянии разбивать ногами и потому гибнут от бескормицы. Реже джут бывает вследствие обильного снегопада и слишком толстого снежного покрова - Ю.Ч.) порубка лесов увеличилась,. так как ветвями кормили голодный скот. и использовали на топливо (вместо кизяка). Особенно большой ущерб древесной растительности, в значительной мере способствовавшей ее уничтожению, причинял выпас скота в лесных колках...» [11]. Но не только лесная растительность была уничтожена в этом регионе. В результате перевыпаса началось опустынивание, и появились подвижные пески, на борьбу с которыми пришлось позже затрачивать значительные средства [14].

В заключение раздела приведем таблицу из нашей работы [44], характеризующей экологические проблемы региона, связанные с изменениями типа природопользования.

Табл. 1.

Природопользование на Нижней Волге_

Вид деятельности Объекты Сырье

Палеолит

Собирательство, загонная охота крупные млекопитающие (мамонты, сайгаки, носороги дикие лошади и ослы), растения камень, кость

Мезолит

охота, рыболовство млекопитающие, птицы, рыбы кости и шкуры животных, дерево, камень

Неолит

охота и рыболовство, изготовление керамики, ткачество млекопитающие, птицы, рыбы, растения камень, древесина, волокна растений, кости и шкуры животных, глина

Энеолит и эпоха бронзы

земледелие, скотоводство, охота, рыболовство почвы, растительность (выпас скота), млекопитающие, птицы, рыбы, домашние животные, культурные растения камень, древесина, продукты земледелия и скотоводства, металл(медь, железо)

Вид деятельности Объекты Сырье

Эпоха железа (скифы и другие кочевники)

Скотоводство (кочевое), земледелие, охота, рыболовство, торговля, ремесла почвы, растительность, домашние животные и культурные растения, рабы (торговля), рыба, дикие птицы продукты земледелия, скотоводства и рыболовства, металл, глина, соль

Хазария

Скотоводство (кочевое), земледелие, охота, рыболовство, торговля, ремесла почвы, растительность, домашние животные и культурные растения рабы (торговля), рыба, дикие птицы продукты земледелия, скотоводства и рыболовства, металл, глина

Золотая Орда

Скотоводство (кочевое), земледелие, охота, рыболовство, торговля, ремесла почвы, растительность, домашние животные и культурные растения рабы (торговля), рыба, дикие птицы продукты земледелия, скотоводства и рыболовства, металл, глина, соль

Россия (после 1556 г)

Скотоводство (кочевое), земледелие, охота, рыболовство, торговля, ремесла, промышленность почвы, растительность, домашние животные и культурные растения рыбы, дикие птицы, недра продукты земледелия, скотоводства и рыболовства, металл, глина, соль, селитра

Россия (17-19 века)

Скотоводство (кочевое, полукочевое), земледелие, рыболовство, торговля, ремесла, промышленность, транспорт почвы, растительность, домашние животные и культурные растения рыбы, вода (промышленное использование), недра продукты земледелия, скотоводства и рыболовства, металл, глина, соль, хлопок (привозной), шелк

Россия (20 век)

Промышленность (переработка рыбы и продукции сельского хозяйства, углеводородного сырья, судостроение, судоремонт), рыболовство, скотоводство (оседлое), земледелие, рыбоводство, торговля, транспорт, туризм вода и атмосферный воздух (промышленное использование), недра, почва, домашние животные и культурные растения, ландшафты углеводороды, глина, песок, соль, продукты земледелия, скотоводства и рыболовства

Как видно из вышеизложенного, природопользование в данном регионе развивалось традиционно - от присваивающего к производящему, с постепенным вовлечением в него все новых и новых ресурсов. Характерной чертой его, однако, является первичное использование естественных природных ресурсов без глубокой переработки, что наблюдается и в настоящее время. Это с одной стороны создает большую нагрузку на сырьевые ресурсы, с другой - позволяет избежать значительного загрязнения природной среды, которое неизбежно при глубокой переработке сырья на месте. В то же время, достаточно однобокое развитие долгое время небольшого количества направлений в природопользовании (скотоводство, орошаемое земледелие, рыбодобыча) приводит к истощению интенсивно используемых ресурсов. В данном случае - почв и рыбных ресурсов.

Как можно видеть из представленного в таблице материала, практически до конца 19 века в данном регионе длился аграрный период. И только с началом 20 века начался индустриальный, который во второй половине того века привел к коренной перестройке структуры природопользования и среды обитания человека. Все это не могло не отразиться на здоровье, популяционной и социальной структурах населения. Одно осталось почти без изменения - распределение населения по территории региона. Большая часть его как жила, так и живет в одном большом городе - Астрахани (почти 50% современного населения). Вторая половина населения рассредоточена, в основном, в непосредственной близости от водоемов. Только незначительная часть обитает на некотором отдалении от них. Это обусловлено природно-климатическими условиями, которые пока нет возможности здесь радикально изменить. Эти же природно-климатические условия, которые диктуют распределение населения по территории, привели к тому, что в регионе уже более полувека расположены военные полигоны, где проводятся регулярные испытания военной техники и вооружения, воздействие которых на окружающую среду и здоровье населения пока реально не оценивается. Но и здесь основной контингент служащих и рабочих полигонов сконцентрирован в населенных пунктах в непосредственной близости от водоемов (Знаменск, Ахтубинск, Ашулук). А испытания производятся на незаселенных территориях на границе с Республикой Казахстан и на сопредельных незаселенных территориях этой республики.

В настоящее время основу экономики региона составляют добыча и переработка углеводородного сырья. Традиционные виды природопользования - скотоводство, орошаемое земледелие, вылов и переработка рыбы переместились на последние места. Особенно это характерно для рыбной отрасли, некогда градообразующей, ее доля (рыболовство и рыбоводство) в экономике области в настоящее время не превышает одного процента. Градообразующим предприятием в настоящее время практически стал Аксарайский газоперерабатывающий завод, который кроме необходимой для экономического развития продукции выбрасывает в атмосферу региона до 60% загрязняющих веществ (от общего объема выбросов).

Заключение

Как нам представляется и как следует, на наш взгляд, из вышеизложенного, экология человека и социальная являются самостоятельными направлениями современной общей экологии. Их исторические (ретроспективные) аспекты позволяют проследить взаимовлияние среды обитания (вмещающего ландшафта) на формирование физиологических и морфологических адаптаций различных этносов (экология человека), на формирование и взаимовлияние окружающей среды и социума (социальная экология).

Современные исследования по экологии человека позволяют детально рассматривать процессы воздействия на человеческий организм и популяционные характеристики факторов измененной самим человеком природной среды. Однако слишком короткий в глобальных масштабах период существования человека в индустриальном и постиндустриальном периодах, по сравнению с аграрным, не позволяют пока делать обоснованные выводы о путях адаптации организма и популяций человека к кардинально изменившимся условиям

среды его обитания. Мало изученными в плане полученной информации остаются аспекты, связанные с использованием в пищу генномодифицированной продукции, с влиянием различных электромагнитных полей, которые образуются вследствие широкого использования мобильной связи, интернета, телевидения и прочих «нововведений». Недостаточно пока данных о влиянии на психофизическое состояние человека мощного информационного воздействия, которое усиливается буквально с каждым годом. В перспективе необходимо детальное изучение последствий внекорпорального оплодотворения и других действий, связанных с наследственность человека.

Эти и многие другие направления современной экологии человека делают только первые шаги, но очень актуальны. Актуальным становится и вопрос дальнейшего популяционно-генетического состояния человечества, связанного с тем, что оно перестало существовать в виде разрозненных, часто изолированных популяций, а превратилось, практически, в единую, очень подвижную систему, в которой возникают самые невероятные комбинации наследственности, невозможные в прежние века.

Социальная экология в современном мире также очень актуальна. На слуху у всех сейчас социальные проблемы, связанные с неуправляемой (как и с управляемой) миграцией. Это только на первый взгляд может показаться проблемой, никак не связанной с социальной экологией. Одна из причин легальной миграции населения из стран с избыточной рождаемостью и, поэтому, не вмещающегося во «вмещающий ландшафт» - это изменение возрастной структуры населения в развитых странах. Увеличение продолжительности жизни, низкая младенческая смертность в странах Европы и низкая рождаемость привели к дисбалансу между трудоспособным населением и людьми пенсионного возраста. Увеличение возраста выхода на пенсию, что происходит сейчас во многих странах, не решает этой проблемы. Необходимость в «молодой рабочей силе», на наш взгляд, лежит в основе так называемых «европейских ценностей», способствующих приливу в эти страны большого количества мигрантов. Социальные и психологические особенности стран, откуда прибывают «беженцы» диктуются природно-климатическими особенностями и историческими процессами, связанными напрямую с тем самым вмещающим ландшафтом стран их происхождения. Во многих случаях менталитет этих людей таков, что из-за отсутствия средств к удовлетворению своих первичных потребностей на родине, решение этой проблемы становится для них первоочередной. Поэтому, попадая в условия, в которых им в европейских странах удается удовлетворить эти потребности за счет экономической базы, созданной коренным населением этих стран, они не видят необходимости адаптироваться в новых условия (изучать язык и традиции принявших их стран и т.п.). Воспринимают созданные для них принимающей страной условия (им же обещали социальную поддержку) как должное. Следующим шагом они считают необходимость так же за счет принимающей страны удовлетворять свои этнические и религиозные потребности, не считаясь с местными традициями. Так, например, вызванный специфическими природными и социальными условиями стиль одежды женщин, прибывших из мусульманских стран, которую они стремятся сохранить в принявших их государствах, не только часто вызывает негативное отношение к ним местного населения, но и приводит к конфликтам разного рода. А мужчины, выходцы из мусульманских стран, привыкшие к «правильной» одежде своих женщин, часто относятся к женщинам, одетым по-европейски, как к легкодоступным.

Этот частный пример показывает, что изучение социальной экологии в историческом аспекте дает возможность понимания многих социально-экологических проблем и процессов, протекающих в современном мире.

Литература

1.Алексеев В.П. Очерки экологии человека. // Избранное. Т. 3. М.:, 2008, - с. 465-604.

2.Белкин В.Ш., Коростышевский М.А, Бацевич В.А., Павловский О.М., Кобылянский Е.Д. Корреляция морфологических характеристик популяций человека с климатогеографическими факторами // Вестник Московского университета. Серия XXIII, Антропология № 1/2012: 63-75.

3.Бибикова О.П. Арабы историко-этнографические очерки / Ольга Бибикова. Сер. Историческая библиотека. Москва, АСТ, 2008. 444 с.

4.Большаков О.Г. История халифата. Том 1. Ислам в Аравии. М., 1989. - 312 с.

5.Гавриленко В.В. Природный камень в формировании облика городов и сохранении культурного наследия цивилизации. /Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 29-31 октября 2014 года / Отв. ред. В.П. Соломин, В.З. Кантор, Н.О. б.Верещагина, А.Н. Паранина - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. с. 404-407.

6.Гирусов Э.В. Социальная экология в системе современного научного знания /Философские науки, №6, 2011, - с. 65-76.

7.Гичев Ю.П. Экологическая обусловленность основных заболеваний и сокращения продолжительности жизни/Ю.П. Гичев. - Новосибирск: Сибирское отделение РАМН, 2000. - 90 с.

8.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли: Дисс. на соиск. уч. степени доктора геогр. наук. — Л., 1965—1973. — 288 л.

9.Гумелёв В.Ю. Геополитика Руси. Русь и Хазарский каганат: противостояние // Политика, государство и право. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/05/739 (дата обращения: 26.01.2017).

10.Гусева А.Ю., Ирецкий А.Н. О некоторых методологических ограничениях в изучении больших систем // Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ, под редакцией М.М. Глазова. Санкт-Петербург, 2014.

11.Динесман Л.Г. Изменения природы северо-запада Прикаспийской низменности. Изд-во РАН СССР, М.: 1960. - 169 с.

12.Добровольская М.В. Эволюция питания Homo (основные направления исследований). // Вестник Московского университета. Антропология, №4, 2009, с. 57-63.

13.Доронина М.В. Социальная экология в системе современной науки. /Астраханский вестник экологического образования, № 3 (37) 2016. с. 73-76.

14.Заболотная М. В. История пескоукрепительных работ на Хошеутовком участке и современное состояние урочища Тугай-Худук // Астраханский вестник экологического образования, № 1-2, 2010, с. 27-55.

15.Иванов И.В., Васильев И.Б. Человек, природа и почвы Рын-песков Волго-Уральского междуречья в голоцене. М., 1995, 264 с.

16.Калинина Т.М. Проблемы истории Хазарии (по данным восточных источников). М.: Русский фонд содействия образованию и науке. 2015. - 288 с.

17.Киприянова М.А. О месте социальной экологии в социологии /Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). - с. 152-157.

18.Коломин В.В., Рыбкин В.С., Чуйков Ю.С. Оценка риска возникновения у детей заболеваний, обусловленных загрязнением воздушной среды в Астрахани //Астраханский медицинский журнал. 2015. Т. 10. № 2. С. 57-63.

19.Коломин В.В., Рыбкин В.С., Чуйков Ю.С., Ярославцев А.С. Гигиенические аспекты использования автомобильного топлива с высоким содержанием серы (на примере г. Астрахани) //Проблемы региональной экологии. 2015. № 3. С. 28-33.

20.Коломин В.В., Рыбкин В.С., Чуйков Ю.С., Ярославцев А.С. Экологическая обусловленность заболеваемости детского населения // Medicus. 2015. № 5 (5). С. 22-26.

21.Крымова Т.Г., Колкутин В.В., Добровольская М.В. Основные проблемы исследования характера питания человека на основе результатов анализа элементного состава костной ткани. /Проблемы экспертизы в медицине. 2007. Т. 7. № 2 (26). С. 40-44.

22.Кульпин Э.С. Золотая Орда (Проблемы генезиса Российского государства). Москва, УРСС, 2005.

23.Кульпин Э.С. Экологические и экономические критерии цивилизованности Золотой Орды //Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. - Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2009, с. 9-18.

24.Лебедев М.А. Эксплуатация богатств пустыни в контексте мироощущения египтян эпохи древнего и среднего царств / Восток. Афро-азиатские общества: История и современность. М.: "Наука" № 1, 2013. с. 33-46

25.Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. 312

с.

26.Мавопулос П.Н. Географическая среда и формирование древнегреческой цивилизации / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 12 (2007), 33, 154-157.

27.Мамедов Н.М. Новые грани экологического познания. /Философские науки, №6, 2011, - с. 89-102.

28.Марков Ю.Г. Социальная экология [Текст] / Ю. Г. Марков. - Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1986. - 172 с.

29.Набиев Р.Ф. Кочевое животноводство империи Джучидов («Золотой орды»): утраченные технологии // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана, 216 (2013), 231-235

ЗО.Оболкина С.В. Общая и социальная экология как версии научной стратегии. /Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН, вып. 8. 2008. - с. 155-164.

31.Прохоров Б.Б. Социальная экология: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 416 с.

32.Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студ. высш учебн. заведений. 2-е изд., стер. Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

33.Прохоров Б.Б. Формирование теории антропоэкосистем. // Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. Т. 19, СПб, Гидрометеоиздат, 2003. С. - 237-255.

34.Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Журнал "Россия Молодая", 1994, - 367 с.

35.Рысков Я.Г., Демкин В.А., Николаев В.И., Олейник С.А., Якумин П. Реконструкция антропогенной аридизации ландшафтов в древности и средневековье по изотопным данным. // География и природные ресурсы, 2009, №2, - с. 127-134.

36.Прохоров Б.Б., Черковец М.В. Общая экология человека: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2016, - 424 с.

37.Рыбкин В.С., Богданов Н.А., Чуйков Ю.С., Теплая Г.А. Тяжелые металлы как фактор возможных экологически обусловленных заболеваний в Астраханском регионе /Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 2. С. 27-31.

38.Смольников Н.С. О социальной экологии. // Вестник МНИПУ. Социально-экономические науки, 2012, № 13 (37). - С. 36-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39.Сорогин Е.И. Геополитический фактор как элемент экономического развития Золотой орды в период «Великой замятни» (1359-1380). // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 16 (154). История. Вып. 32. С. 5-11.

40.Федотова Т.К. Антропоэкологические исследования НИИ и Музея антропологии МГУ. /Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, № 1, 2011, с. 16-24.

41.Хазары: миф и история. // Институт востоковедения РАН, Хазарский проект. Москва-Иерусалим. 2010. - 407 с.

42.Чичагов В.П. Взаимодействие античной урбосферы с природной средой. // Очерки по геоморфологии урбосферы / Отв. Ред. Э.А. Лихачева, Д.А. Трофимов. М.: Медиа-ПРЕСС, 2009. С. 108-143.

43.Чуйков Ю.С. Современная экология: структура экологической области знаний. //Астраханский вестник экологического образования. № 1-2, 2001. - с. 4-6.

44.Чуйков Ю.С. Состояние окружающей среды и проблемы охраны природы на территории Астраханской области. // Состояние, изучение и сохранение природных комплексов Астраханского биосферного заповедника в условиях повышения уровня Каспийского моря и усиливающейся антропогенной нагрузки. Изд-во. "ЦНТЭП", Астрахань. 1999, с. 110-114.

45.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Основы общей экологии (учебное пособие). - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра. Издание 3-е, доработанное. - 2010. 364 с. ISBN 978-5-9901347-4-4.

46.Чуйкова Л.Ю. Природа наш дом. Учебное пособие для 5 класса средней школы / Астрахань, (Издание третье, дополненное и переработанное), 2013. - 373 с.

47.Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Взаимосвязи человека и природы. / Учебное пособие для 6 класса средней школы / Астрахань, 2013. - 232 с.

48.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В Основы экологических знаний Учебное пособие для 7 класса средней школы / Астрахань, (Издание третье), 2013. - 212 с.

49.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области Учебное пособие для 8 класса средней школы / Астрахань, (Издание третье), 2010. - 264 с.

50.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Теплый Д.Л., Шамгунова Л.К. Экология человека Учебное пособие для 9 класса средней школы / Астрахань, (Издание второе). 2013. - 240 с.

51.Чуйкова, Л.Ю. Общая экология: Учебное пособие по экологии для 10 класса средней школы. Астрахань: Издательство ИТА "Интерпресс", 1996. - 225 с.

52.Чуйкова, Л.Ю. Социальная экология. (Учебное пособие для 11 класса средней школы). (2-е издание)Астрахань: 2013. - 247 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.