Научная статья на тему 'Социальная эффективность и социальный эффект от реализации проектов шоу-бизнеса'

Социальная эффективность и социальный эффект от реализации проектов шоу-бизнеса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
292
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михеева Д. Г.

В статье приведена классификация эффекта и эффективности проектов шоу-бизнеса, рассмотрены социальная эффективность и социальный эффект от реализации проектов шоу-бизнеса, взаимосвязь социального эффекта с другими видами эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная эффективность и социальный эффект от реализации проектов шоу-бизнеса»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ШОУ-БИЗНЕСА

© Михеева Д.Г.*

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург

В статье приведена классификация эффекта и эффективности проектов шоу-бизнеса, рассмотрены социальная эффективность и социальный эффект от реализации проектов шоу-бизнеса, взаимосвязь социального эффекта с другими видами эффекта.

Понятия «эффект» и «эффективность» связаны между собой, однако эффект является величиной абсолютной, а эффективность относительной.

Проект шоу-бизнеса обладает следующими видами эффекта и эффективности:

- социальный эффект и эффективность;

- экономический эффект и эффективность;

- политический эффект и эффективность;

- экологический эффект и эффективность.

Социальный эффект представляет собой некий социально-культурный результат от реализации проект. Понятия «социум» и «культура» могут быть рассмотрены как относительно автономные, однако культуру как «результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности» [2].

Таким образом, «социальное» и «культурное» взаимодействующие понятия, так как «в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей» [2].

Социальный эффект отражается в следующих аспектах:

- во-первых, социальный эффект проекта шоу-бизнеса, представляет собой соответствующий социальный результат, выраженный во взаимодействии проекта и социума;

- во-вторых, результат проета шоу-бизнеса отражен в создании и развитии различных наравлений искусства;

- в-третьих, проекты шоу-бизнеса в своей совокупности, а также в самостоятельной деятельности, заполняя пространства СМИ, влияют на общественое сознание.

* Ассистент кафедры Экономики организации и предпринимательства.

Первый аспект представляет собой по сути реакцию на производимый продукт, которая может быть как отрицательной, так и положительной.

Однако, понравиться может и продукт оказывающий отнюдь не положительное влияние на общественное сознание. В этой связи проекты шоу-бизнеса приобретают ответственность за создаваемый продукт и за социальный эффект. То есть третий аспект также может иметь как положительный, так и отрицательный результат, но в отличие от реакций масс (явление, упомянутое выше как первый аспект), проявляющейся сразу, отрицательное или полоожиелное влияние на сознание проявляется с течением времен, то есть имеет долговвременны характер.

Социальный эффект влияет на такое явлением как рекреации (от лат. гесгеайо - возвращение к здоровью, восстановление). Данное понятие означает биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. То есть рекреация есть целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каждом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность рекреационной активности. Данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты [1].

Социальная эффективность определяет соответствие затрат и социальных результатов проекта. Всвязи с вышесказанным можно выделить следующий социальный результат:

- непосредственное потребление создаваемого продукта;

- создание и развитие различных видов искусства;

- влияние на общественное сознание.

Социальные издержки можно охарактеризовать следующими способами:

- издержки, затраты, которые несет вобщем социум на организацию и прведение пректа;

- расходы конкретного индивидуума, которые он несет для использования продукта шоу-бизнеса.

Таким образом, социальная эффективность это условный показатель, характеризующий отношение морального удовлетворение общества или отдельного индивидуума к затратам на использование результатов проекта или его создание.

Социальный эффект является определяющим, так как именно он представляет собой основной результат. Посредством влияния на общественное

Журналистика

79

сознание создается политический эффект (рис. 1), который представляет собой влияние определённых проектов шоу-бизнеса, содержащих информацию о политики и политических деятелях или использующих аллегории, связанные с политическими деятелями и политическими направлениями. Так же, как и социальный эффект, политический - может быть, как положительным, так и отрицательным. Соответственно, политической эффективностью будет также условный показатель, характеризующий отношение результата к затратам.

Некоторые авторы отмечают, что «сосредоточенность усилий менеджмента культуры на дорогостоящих досуговых продуктах или ставка на спрос, связанный исключительно с поп-искусством, опасны как для развития конкретной фирмы, так и для развития общества. В осмыслении подобных тенденций следует признать важность сохранения национальных традиций, поддержки развивающих направлений досуга, а также учитывать спрос социально незащищенных слоев населения, прежде всего детей, молодежи, как стратегический ресурс развития своего бизнеса» [1].

От социального эффекта, то есть от спроса на результаты проекта шоу-бизнеса зависит экономический эффект. Экономический эффект - это результат от проекта шоу-бизнеса, выраженный в стоимостной оценке, прибыль от проекта, то есть разность между полученными в ходе реализации проекта денежными средствами и затратами по данному проекту. Соответственно эффект может быть как положительным, так и отрицательным.

Экономическая эффективность - это соотношение между результатами от реализации проекта шоу-бизнеса и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Осиновым показателем экономической эффективности является рентабельность, которая отражает степень использования всех видов ресурсов, необходимых для реализации проекта шоу-бизнеса.

Однако, по мнению автора, можно рассмотреть проект шоу-бизнеса как инвестиционный проект, так как, уже было отмечено выше, чаще всего проекты являются ограниченными во времени и затраты имеют единовременный характер, то есть являются капитальными вложениями, инвестициями. В этой связи мы можем оценивать эффективность проекта-шоу бизнеса как инвестиционного и тогда определяющими показателями будут: срок окупаемости капитальных вложений, чистый доход от реализации проекта шоу-бизнеса; индекс доходности.

Следовательно, экономический эффект и эффективность применимы к организаторам, инвесторам поектов шоу-бизнеса, тогда как социальный эффект и социальная эффективность - к потребителям. Следует отметить, что помимо непосредственных потребителей проекта, также могут быть и косвенные потребители, так как, особенность проеков шоу-бизнеса, как уже отметил авор, является то, что одним из результатов может быть влияние на общественное сознание.

Как от любой деятельности человека реализация проектов шоу-бизнеса обладает экологическим эффектом, посредством социального, политического и экономического эффектов. Взаимодействие различных видов эффекта схематично показано на рис. 1.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Потребление Направления искусства Общественное сознание

Спрос на результаты проекта, популярностью

ПОЛИТИЧЕСКИМ ЭФФЕКТ

ЭКОНОМИЧСКИИ ЭФФЕКТ

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ЭФФЕКТ

Рис. 1. Виды эффекта от реализации проектов шоу-бизнеса

Список литературы:

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учебн. пособие / Под. ред. Н.И. Аксютика, Е.А. Макаровой. - Мн., 2008. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.