Научная статья на тему 'Социальная эффективность дистанционного обучения с использованием информационнокоммуникационных технологий Интернета'

Социальная эффективность дистанционного обучения с использованием информационнокоммуникационных технологий Интернета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / EDUCATION / INFORMATION-AND-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / INTERNET / TUITION BY CORRESPONDENCE / PERSONALITY / SOCIAL ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистяков Анатолий Васильевич

Представлены социальные аспекты дистанционного обучения с применением новых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающего повышение эффективности современного образования. Рассматриваются возможности развития личностного потенциала субъекта учебного процесса в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social efficiency of tution by correspondence with information-andcommunicational technologies of Internet

The article shows different aspects of tuition by correspondence with informationcommunication technologies providing contemporary education efficiency increasing. Personal potential evolution opportunities of tuition by correspondence learning process subject are considered.

Текст научной работы на тему «Социальная эффективность дистанционного обучения с использованием информационнокоммуникационных технологий Интернета»

УДК 37.01 Ч-689

Чистяков Анатолий Васильевич

доктор социологических наук, доцент кафедры экономики и права, заместитель декана факультета очно-заочного и дистанционного обучения

Шахтинского института (филиала) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института)

dalida28@mosk.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНЕТА

Аннотация:

Представлены социальные аспекты дистанционного обучения с применением новых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающего повышение эффективности современного образования. Рассматриваются возможности развития личностного потенциала субъекта учебного процесса в дистанционном обучении.

Ключевые слова: образование, информационно-коммуникационные технологии, Интернет, дистанционное обучение, личность, социальная адаптация.

Возможности применения новых информационных технологий в образовании чрезвычайно широки, так как с их помощью резко возрастает наглядность изучаемого предмета, расширяется информационная база, развивается игровой момент, благодаря которому можно рассматривать различные варианты поведения изучаемого предмета и т.д. [1, 2]. Возможности применения новых информационных технологий в образовании чрезвычайно широки, так как с их помощью резко возрастает наглядность изучаемого предмета, расширяется информационная база, развивается игровой момент, благодаря которому можно рассматривать различные варианты поведения изучаемого предмета и т.д. Большинство вузов уже сейчас имеют собственные странички, где помещаются данные о преподаваемых курсах и программах, организационной структуре, профессорско-преподавательском составе и т.д. Интернет-пользователи получают возможность свободного доступа ко многим вузовским архивам и электронным библиотекам. Развивается дистанционное обучение: во многих странах мира оно уже стало неотъемлемой частью процесса преподавания. Дистанционное обучение является одним из самых перспективных направлений использования информационно-коммуникационных технологий.

Возможности виртуального образовательного пространства в деле обучения не безграничны. Во-первых, потому, что компьютерные программы безличны и личность педагога они не могут подменить. Индивидуальность, яркость, неповторимость личности Педагога, Учителя - не повсеместно существующий дар, от которого мы, тем не менее, отказываемся, элиминируя личность Педагога из образовательного процесса. Во-вторых, потому, что существует возможность появления психологической зависимости человека от компьютера, возникновения Интернет-зависимости. Интернет-зависимость (Internet addiction) поведенчески проявляется в том, что люди до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя большую часть суток в виртуальной реальности. Термин «зависимость» заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета. Проблема, таким образом, ассоциируется с характерными социальными и психологическими проблемами. Всего может проявляться до десятка симптомов, в которые входят: чрезмерное время, проводимое в сети; увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире; ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве; вялое функционирование в реальном мире и др. Злоупотребление Интернетом ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы.

Опасность излишне широкого применения компьютеров в образовании связана с тем, что пользователь может привыкнуть к отсутствию необратимых процессов в объекте, да и вообще утратить способность ориентации в реальности, если ее компьютерная модель симулирует реальную действительность со значительным искажением. Это мы наблюдаем в компьютерных играх, когда пользователь приобретает с помощью своего компьютерного «двойника»

способности, которыми в реальной жизни он никогда обладать не будет: неимоверную силу, ловкость, умение летать, да еще и бессмертие, или хотя бы парочку-другую «жизней». Поэтому очерчивание границ применения компьютера в образовательном процессе нам представляется не менее важным, чем выявление его положительных результатов.

В-третьих, формализация содержания предмета не всегда идет на пользу его изучению. В настоящей работе нам хотелось бы обратить внимание на то, что обучение с помощью компьютера предполагает некоторую последовательность операций, продумываемую создателем программы обучения. Однако степень эффективности от выполнения этих операций (даже без учета материальных вложений в обеспечение компьютеризации) - все еще величина неизвестная. Сравним обучение языку в естественной среде и с помощью компьютера. Ребенок усваивает родной язык естественным путем, без специально организованного обучения, непосредственно из среды, окружающей ребенка и в высшей степени эффективно. Однако изучение языка с помощью компьютера требует значительных усилий.

Развитие программного обеспечения осуществляется по пути усиления активности взаимодействия между компьютером и обучаемым. На первых стадиях компьютер лишь повторяет (в меру своих возможностей) логику человеческих действий, но не выстраивает собственной: он выступает средством воспроизведения реального содержания знаний, которые необходимо передать ученику.

В связи с этим следует указать на возникшие опасности лавинообразного вторжения в образование компьютерных технологий. Первая опасность вытекает из того, что образование не сводится лишь к передаче знаний о том или ином фрагменте реальности: оно призвано также образовывать личность, прививая ей определенную систему ценностей, что компьютер пока сделать не в состоянии.

Вторая опасность связана с тем, что компьютер облегчает доступ к информации, но всегда ли это хорошо? Сегодня мы констатируем упадок словесности, который подготовлен компьютерами: они рождались как орудие письменности, сегодня же они все чаще замещают слова визуальными образами. В результате школьники читают все меньше и меньше, предпочитая просматривать картинки.

Третья опасность детерминирована тем, что понятие виртуального существования предполагает разрыв с означаемым. Любой визуальный знак (или другой знак любой знаковой системы, в том числе и слово) должен, согласно определению знака, что-то обозначать.

Современные технологические достижения позволяют заменять мысленную интерпретацию реальных событий манипулированием с ними в созданной компьютерными средствами среде. В этом случае читатель, зритель и обучающийся из наблюдателя превращаются в со-творца, влияющего на виртуальный процесс, но воспринимает его при этом как процесс действительный. В результате происходит трансформация сознания: реальность оказывается проницаемой для многих воздействий, невозможных в действительности. Компьютерные двойники любых процессов и знаний о них приобретают удивительную способность не обозначать что-либо из действительной жизни: мы теряем означаемое.

Можно представить ситуацию, где компьютер станет выстраивать собственную логику диалога с обучаемым, сообщая ему псевдознания. Уже сегодня Интернет оценивают не только в восторженных (Интернет - это «уникальный механизм распространения информации, объединения людей, их диалога посредством компьютеров вне зависимости от географического положения, временных, государственных и многих других границ»), но и в тревожных тонах: Интернет - это до сих пор плохо контролируемая область, где циркулирует разнообразная информация, это информационная свалка. Ученики же отсылаются к программам разного типа. В связи с этим возникает необходимость дифференцированного подхода к программному обеспечению учебного процесса.

Возможности, открываемые новыми информационными технологиями в образовании, действительно впечатляют. Глобальные сети в значительной степени интенсифицируют и ускоряют учебный процесс благодаря тому, что они используются в качестве наиболее быстрого способа коммуникации и получения необходимой информации. Так, большинство вузов уже сейчас имеют собственные странички, где помещаются данные о преподаваемых курсах и программах, организационной структуре, профессорско-преподавательском составе и т.д. Интернет-пользователи получают возможность свободного доступа ко многим вузовским архивам и электронным библиотекам. Развивается дистанционное обучение: во многих странах мира оно уже стало неотъемлемой частью процесса преподавания. Система дистанционного обучения позволяет изменить качество подготовки специалистов за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих программ, специализированных электронных учебно-методических пособий; быстрого обновления методического обеспечения учебного процесса, так как содержание материалов на электронных носителях легче поддерживается в актуальном состоянии.

Интернет позволяет открыть доступ к альтернативным источникам получения информации. Возникают возможности интерактивного общения студента и преподавателя с использованием

голосовой связи, звука и видео, электронной почты. Пользователь самостоятельно в удобное для себя время обучается в режиме удаленного доступа и имеет возможность не посещать регулярные занятия в виде лекции и семинаров. Взаимодействие преподавателя и студента в дистанционном обучении носит асинхронный характер. Асинхронизация учебного процесса достигается за счет использования в качестве элементов взаимодействия ученика и учителя факса, электронной почты или компьютерной сети.

Опыт функционирования западных моделей дистанционного обучения показывает, что они расширяют круг обучаемых, «снимая» возрастные и социально-временные ограничения, налагаемые на лиц пожилого возраста, и позволяют в значительной степени расширить диапазон социальных возможностей не только пенсионеров, но и людей, в той или иной степени ограниченных в получении необходимого образования.

Все это - положительные возможности использования новых информационных технологий. Однако переход за границы применения компьютерных технологий в образовании, определяемых эффективностью полученных результатов, ведет к виртуализации самого образования, то есть превращению его в процесс, лишь симулирующий реальное образование.

Главными принципами обучения при переходе от традиционных типов обучения к парадигме развивающего обучения становятся требования интеграции человека в современное ему общество, практико-ориентированная мотивация процесса обучения, требование использования широкого спектра источников информации.

Широкое внедрение в образовательную деятельность различных технологий развивающего обучения приводит к технологизации образовательного процесса, то есть к комплексному применению компьютерных технологий в образовательном процессе, внедрению в образование высокоэффективных информационных технологий.

Такое содержательное обновление образования предполагает увеличение доли открытого образования в учебных программах всех уровней, обеспечение подключения к глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет всех учебных заведений системы профессионального образования и общеобразовательных учебных заведений.

Развитие способностей и потребностей личности, предоставление каждому человеку возможности реализовать собственную программу получения образования связано с расширением доступности, повышением качества и эффективности образования. На это нацелена Концепция модернизации российского образования.

Решение всего комплекса перечисленных задач может быть достигнуто на базе использование возможностей новых информационных технологий в образовании. Применение этих технологий привело к формированию виртуального образовательного пространства, под которым понимают созданную с помощью компьютерных средств среду, в которой происходит коммуникация между обучающимся и обучающим, передача знания от учителя к ученику и осуществление обратной связи: от ученика к учителю.

Система дистанционного обучения позволяет изменить качество подготовки специалистов за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих программ, специализированных электронных учебно-методических пособий; быстрого обновления методического обеспечения учебного процесса, так как содержание материалов на электронных носителях легче поддерживается в актуальном состоянии. Интернет открывает доступ к альтернативным источникам получения информации. Возникают возможности интерактивного общения студента и преподавателя с использованием голосовой связи, звука и видео, электронной почты. Пользователь самостоятельно в удобное для себя время обучается в режиме удаленного доступа и имеет возможность не посещать регулярные занятия в виде лекции и семинаров. Взаимодействие преподавателя и студента в дистанционном обучении носит асинхронный характер. Асинхронизация учебного процесса достигается за счет использования в качестве элементов взаимодействия ученика и учителя факса, электронной почты или компьютерной сети.

Опыт функционирования западных моделей дистанционного обучения показывает, что они расширяют круг обучаемых, «снимая» возрастные и социально-временные ограничения, налагаемые на лиц пожилого возраста, и позволяют в значительной степени расширить диапазон социальных возможностей не только пенсионеров, но и людей, в той или иной степени ограниченных в получении необходимого образования.

Все это - положительные возможности использования новых информационнокоммуникационных технологий. Однако переход за границы применения компьютерных технологий в образовании, определяемых эффективностью полученных результатов, ведет к виртуализации самого образования, то есть превращению его в процесс, лишь симулирующий реальное образование.

Одним из важнейших законов развития современной цивилизации становится суверенизация личности, воспринимающей себя не в качестве объекта воздействия со стороны общества,

а в качестве действительно активного субъекта, испытывающего непрерывную потребность в самовоспитании, повышении уровня и качества своего общего и профессионального образования. В условиях, когда содержание профессии, узко профессиональные знания специалиста устаревают в течение каждых 5-7 лет, потребность в самообучении, переквалификации становится одной из важнейших условий выживания человека в современном мире. Личность конца ХХ - начала XXI в. проявляется в способности ставить перед собой цели, а также находить способы и средства для их достижения при помощи самообразования, самоактуализации и самовоспитания. Тем более это касается ситуации, когда радикально меняются социально-экономические условия, непрерывным образом инновизируются все стороны народного хозяйства.

Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования образования. Базовая система образования перестанет играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сократятся, а необходимость в таком обновлении значительно возрастет, что будет сопряжено с переносом акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную активность.

Дистанционное образование в определённой степени являет ся одной из тех революционных идей в обучении, которые на протяжении столетий развития педагогической мысли в значительной степени инновизировали систему образования. Дело здесь заключается не только в экономической эффективности данного средства обучения, не только в предоставлении более широкого спектра образовательных услуг и высокой степени доступности источников учебной информации, но и в возможностях более широкого воспроизводства и производства самостоятельной творческой личности, воспитание которой является необходимым условием для развития инновационной экономики, индустрии информационного общества. Капиталовложения в человеческий фактор являются наиболее эффективными в постиндустриальной цивилизации, где главной ценностью в сфере производства становится знание.

Основная установка дистанционного обучения, дающая возможность полным и адекватным образом реализовать личностные потенции обучающегося, заключаются в том, что последний становится главным и основным субъектом учебного процесса. Как известно, режим дистанционного обучения, в отличие от других педагогических технологий, предполагает осуществление образовательного процесса в режиме удаленного доступа, что пред полагает в качестве изначальной посылки высокий уровень раз вития самосознания личности, которая в достаточной степени полным и адекватным образом определила цели своего профессионального и культурного развития. Становясь суверенной личностью, неповторимой индивидуальностью, человек начинает строить себя сам, само совершенствоваться, развивает заложенные в нем способности.

Дистанционное обучение обеспечивает личностную ориентацию на самодостраивание, саморазвитие личности как в профессиональном, так и в общекультурном плане, и условия на удовлетворение потребностей. Отметим в первую очередь широкие возможности в плане предоставления гибких и вариативных схем, способов и содержаний образовательного процесса. Кроме того, программы дистанционного обучения ориентированы на индивидов, обладающих высоким уровнем подготовки к самообразовательной деятельности, поскольку необходимо самостоятельно планировать в удобное для себя время учебную работу, уметь использовать соответствующий справочный материал, работать с информационными базами данных, постоянно использовать режим самоконтроля [3].

Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но, прежде всего, сам учащийся, ведёт к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам пользователь может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Таким образом, дистанционное обучение предстает в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса - парадигмы развивающего образования, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе.

Ссылки:

1. Чистяков А.В. Ориентация системы дистанционного обучения на реализацию творческого потенциала личности // Инновационные образовательные технологии в технических университетах: сб. науч. статей по проблемам высшей школы / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск, 2006. С. 237-243.

2. Чистяков А.В. Социокультурный статус личности в дистанционном обучении // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов на/Д, 2006. № 3. С. 177-180.

3. Чистяков А.В. Развитие личностного потенциала обучающихся в системе дистанционного обучения // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Труды 7-й Междунар. науч.- практич. конф. 27-29 марта 2007 г. СПб., 2007. С. 224-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.