Научная статья на тему 'Социальная дезадаптация сотрудников полиции в контексте проблемы дезорганизации современного российского общества'

Социальная дезадаптация сотрудников полиции в контексте проблемы дезорганизации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ДЕВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стригуненко Юлия Владимировна, Стригуненко Иван Константинович

В статье отмечается, что современное российское общество переживает сложный период своего развития. Данное состояние детерминировано диалектикой высоких скоростей и глубины модернизации, с одной стороны, и атрибутов инерции, дисфункциональности, дезорганизации как негативных последствий происходящих изменений, с другой стороны. В этих сложных условиях актуализируется проблема социальной дезадаптации, имеющей широкий спектр негативных социальных последствий, затрагивающей основные уровни и сферы общества, в том числе и институты правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная дезадаптация сотрудников полиции в контексте проблемы дезорганизации современного российского общества»

УДК 316.758

Стригуненко Юлия Владимировна

кандидат социологических наук, преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России rosy27@mail.ru

Стригуненко Иван Константинович

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России rosy27@mail.ru

Julia V. Strigunenko

candidate of sociological Sciences, lecturer of the Department of philosophy and sociology Krasnodar University of the MIA of Russia rosy27@mail.ru

Ivan K. Strigunenko

candidate of sociological Sciences, associate professor of philosophy and sociology Krasnodar University of the MlA of Russia rosy27@mail.ru

Социальная дезадаптация сотрудников полиции в контексте проблемы дезорганизации современного российского общества

Social disadaptation of

police officers in the context of the disorganization of modern russian society

Аннотация. В статье отмечается, что современное российское общество переживает сложный период своего развития. Данное состояние детерминировано диалектикой высоких скоростей и глубины модернизации, с одной стороны, и атрибутов инерции, дисфункциональности, дезорганизации как негативных последствий происходящих изменений, с другой стороны. В этих сложных условиях актуализируется проблема социальной дезадаптации, имеющей широкий спектр негативных социальных последствий, затрагивающей основные уровни и сферы общества, в том числе и институты правоохранительных органов.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальная дезадаптация, социальный порядок, трансформирующееся общество, социальные институты, дезорганизация, социальная дезадаптация сотрудников полиции, девиация.

Annotation. Ihe modern Russian society is going through a difficult period in its development. This condition is determined by the dialectic of high speed and depth of modernization, on the one hand, and attributes of inertia, the dysfunctional, disruption as negative consequences of the ongoing changes, on the other hand. The problem of social disadaptation actualizates in these difficult conditions with a wide range of negative social impacts affecting the main levels and sectors of society, including the institutions of law enforcement.

Keywords: social adaptation, social disadaptation, social order, transforming society, social institutions, maladjustment, social disadaptation of police, deviance.

Высокие скорости социальных изменений начала XXI в. детерминирует новые угрозы и вызовы социальному порядку, возникающие вследствие реактуализации феномена аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Духовно-нравственный кризис возникает вследствие стремительной модернизации общества, научно-технического прогресса и информационной революции, протекающих на фоне снижения культурного, интеллектуального, образовательного уровня общества. Применительно к российскому обществу начала XXI в. исследователи употребляют термины «риск и «неопределенность».

По мнению исследователей, «современная Россия - это не только общество, описывающее себя в терминах запаздывания, но и общество, описывающее себя в терминах дезорганизован-

ности. Российскому амбивалентному транзитивному общественному сознанию удается сочетать как представления и идеи о собственном социокультурном превосходстве и исключительности, так и представления о собственной неполноценности, дезорганизованности. Рассматривая российский менталитет, этос, особенности социальной структуры и, шире, социальной системы, изменяющиеся в историческом времени, можно прийти к выводу о перманентном воспроизводстве дезорганизации практически во всех формах объективного и интерсубъективного проявления социального» [1].

Следует учитывать, что социальная система подвержена воздействию деструктивных факторов, угрожающих ее стабильности, целостности. Проблемы возникают на стыке противоречий

субъективных и объективных факторов, связанных как с внутренней, так и внешней средой общественной жизни на современном этапе.

Одной из существенных проблем, принимающих системный характер, выступает дихотомия адаптации и дезадаптации в социальной системе. Адаптация представляет собой универсальный и весьма эффективный механизм решения многих проблем и противоречий социальной системы Однако в целом ряде случаев актуализируются механизмы социальной дезадаптации, угрожающие стабильности социальной системы, как самостоятельно продуцирующие риски и напряжения системы, так и являющиеся следствием генерированных ранее рисков и напряжений.

А.Л. Шпак рассматривает социальную дезадаптацию как инструмент воздействия на кризисные условия сосуществования людей. Исследователь анализирует несколько основных трактовок дезадаптации. Во-первых, дезадаптация рассматривается как противоположность адаптации, соответственно, она предстает как результирующая часть единого процесса свертывания адаптации. Во-вторых, есть трактовки дезадаптации как сопутствующего процесса, требующего определенной синхронизации с адаптивными процессами в тех моментах, которые представляют своего рода «точку напряжения» из-за несовместимости новых условий и старых привычек, индивидуальных или групповых поведенческих образцов. В-третьих, дезадаптация в конкретной социальной среде является тревожным сигналом слабой интегративной силы социума или непригодности среды, сферы жизни для инклюзии субъектов. Освоенный ранее механизм во взаимодействии со средой, исполнения деятельности на основе усвоенных культурных универсалий не срабатывает в иной обстановке, в иных системах социальных отношений [2].

Социальная дезадаптация связана с дисфункци-ональностью данного процесса, дезорганизацией отношений индивида и социума, когда ситуация рассогласования их взаимных ожиданий приводит индивида к большому количеству внутренних и внешних конфликтов без нахождения механизмов, условий, необходимых для их разрешения. В этом случае разрешение подобных конфликтов, зачастую, реализуется с использованием патологических поведенческих реакций [3].

Т.А. Юмашева видит корни социальной дезадаптации в происходящих в обществе резких изменений ценностных ориентаций, социальной дезадаптации значительной части населения, снижении нравственных норм. Все перечисленное негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Нарушенное взаимодействие индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретном микросоциуме своей позитивной роли, соответствующей его возможностями, определяемое как «социальная дезадаптация» [4].

Среди различных проявлений дезадаптации в современном российском обществе целесооб-

разно обратить внимание на такое негативное социальное явление как отклонения в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Сущность феномена дезадаптации у представителей этого направления государственной службы в современной России детерминируется комплексом объективных и субъективных факторов, в своем единстве образующих дисфункционально-дезорганизацион-ные эффекты, связанные как с отклонениями в функционировании самой системы, так и деятельностью отдельных сотрудников, сегментов и их групп. Следует учитывать тот факт, что деятельность правоохранительных органов как систему, соответствующую основным признакам институциональной структуры, отвечающей в обществе за обеспечение правопорядка и законности. Развитие дезаптационных тенденций в данной системе ставит под угрозу стабильное, прогрессивное развитие общества и, следовательно, способно негативно влиять на состояние национальной безопасности нашей страны.

Социальная дезадаптация в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов характеризуются весьма опасными социальными последствиями, в том числе - угрозой национальной безопасности России, так как дезорганизация и дисфункциональность системы правоохранительных органов способна привести к разрушению государства и общества.

Таким образом, восприятие социальной дезадаптации как «болезни», дисфункции, ярко выраженном отклонении социума характерно для многих классических социологических концепций, например, функционализма (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс). В данном векторе научного дискурса основное внимание уделяется факторам, способствующим развитию дезадаптации и инструментам преодоления сложившейся потенциально и/или реально опасной социальной ситуации.

Стоит также обратить внимание на то, что социальная дезадаптация представляет собой разновидность различных социальных отклонений и во многих случаях связана с кризисом как социокультурной системы общества (внешние факторы), итак и с глубоким духовно-нравственным, аксиологическим, идеологическим кризисом, проявляющимся на индивидуальном и малом групповом уровне (внутренние факторы). В связи с вышеизложенным было бы методологически неверно анализировать социальную дезадаптацию в отрыве от ряда схожих социальных феноменов. Такой ракурс анализа характерен, по преимуществу, для социологического подхода.

Принимая во внимание вышеизложенное, становится очевидным, что профессиональная дезадаптация сотрудников российской полиции во многом связана с теми социальными и социкультурными процессами в современном российском обществе, в которые они оказываются включены - не только как представители властных структур, но и как российские граждане. Масштабные трансформации разрушают «социальную ткань», детерминируют дезорганизационные тенденции, которые оказывают, в свою очередь, значительное влияние на

сотрудников полиции. Ситуация осложняется спецификой несения службы полицейскими, ее стрессовым, экстремальным, сложным характером. Высокие эмоциональные и физические нагрузки обостряют проблему дезадаптации, в результате чего наиболее зримо проявляются ее негативные

Литература:

1. Лушников Д.А. Социальная дезорганизация на микроуровне социальной реальности. Ставрополь, 2005.

2. Шпак А.Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // Социс. 2011. № 3.

3. Черкасов А.В. Социальная адаптация наркозависимых в современной России: дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2009.

4. Юмашева Т.А. Формирование мотивационной готовности студентов к работе с социально-дезадаптированными детьми : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2002.

эффекты. Именно поэтому объективный, всесторонний анализ проблемы социальной дезадаптации сотрудников российской полиции невозможен без интеграции фундаментальной и теоретико-прикладной науки, обеспечивающий оптимальный механизм верификации получаемой информации.

Literature:

1. Lushnikov D.A. Social disorganization at the micro level of social reality. Stavropol, 2005.

2. Shpak A.L. Social exclusion: characteristics, mechanisms, levels // Sotsis. 2011. № 3.

3. Cherkasov A.V. Social adaptation of drug-addicts in modern Russia: dis. kand. SOC. Sciences. Rostov n/D., 2009.

4. Yumashev T.A. Formation of motivational readiness of students to work with socially maladjusted children : dis. ... kand. PED. Sciences. Saratov, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.