Научная статья на тему 'Социальная детерминация приоритетов экономической деятельности'

Социальная детерминация приоритетов экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL OBJECTS / MOTIVATION / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдышев Игорь Викторович, Изгачев Игорь Семенович

Статья содержит анализ тех сторон экономической деятельности, которые связаны с историей и эволюцией становления и развития социологических теорий в сфере труда, производства и потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DETERMINATION OF ECONOMIC ACTIVITY PRIORITIES

The article contains the analysis of the aspects of economic activity, which are connected with the history and evolution of the formation and development of sociological theories in the field of labour, production and consumption.

Текст научной работы на тему «Социальная детерминация приоритетов экономической деятельности»

УДК 316.334.2

Болдышев Игорь Викторович

доктор философских наук, доцент, доцент конституционного и административного права Ессентукского института управления, бизнеса и права editor@hist-edy.ru

Изгачев Игорь Семенович

аспирант Северо-Кавказского социального института editor@hist-edy.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья содержит анализ тех сторон экономической деятельности, которые связаны с историей и эволюцией становления и развития социологических теорий в сфере труда, производства и потребления.

Ключевые слова: социальные объекты, мотивация, социальная политика.

Boldyshev Igor Viktorovich

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Essentuki Institute of Management, Business and Law editor@hist-edy.ru

Izgachev Igor Semenovich

Postgraduate Student of the North Caucasus Social Institute editor@hist-edy.ru

SOCIAL DETERMINATION OF ECONOMIC ACTIVITY PRIORITIES

The article contains the analysis of the aspects of economic activity, which are connected with the history and evolution of the formation and development of sociological theories in the field of labour, production and consumption.

Key words: social objects, motivation, social policy.

В интересах научного анализа понятия «приоритеты экономической деятельности» важно учитывать психологические и исторические аспекты, которые доказывают социальную задан-ность и отражают комплексный характер конечных целей исследуемой деятельности. Используя комплексный подход, представляется необходимым и возможным уточнить содержание одних понятий или по-новому их определить, в отношении других - ограничиться имеющимся пониманием их в социологической и экономической литературе. Исходя из общенаучной традиции анализа сложных социальных объектов, приоритеты экономической деятельности предложено определять:

1) как сложное, специфическое социальное явление, направленное на передачу культурного и производственного опыта от поколения к поколению, на подготовку человека к жизни, к выполнению общественных и профессиональных обязанностей;

2) как один из факторов формирования личности, развития ее способностей и возможностей, интеллектуальных, духовных, физических и других качеств и свойств;

3) как комплекс общих и частных целей и задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными потребностями;

4) как сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, горизонтальных и вертикальных связей, отношений субъективного и объективного характера, а также подсистем содержательного, организационного и методического плана;

5) как особый вид человеческой деятельности, направленной на реализацию функций формирования определенных качеств, развития личности, перевоспитания, внутренней мобилизации, подготовки к жизни, профессиональной деятельности, побуждения к самосовершенствованию;

6) как процесс целенаправленного, систематического влияния на личность и коллектив, в целях формирования необходимых общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств и стремления к саморазвитию и др. [1].

Самостоятельной задачей социологического подхода к исследованию экономических приоритетов является выбор и разработка методов научного исследования. Под ними понимаются способы получения информации в целях установления связей, отношений, зависимостей и построения научно обоснованных теорий. Универсальным научным методом, как известно, является диалектический метод. Применительно к теории экономической деятельности, его использо-

вание позволяет определить сущность приоритетных отношений, дает возможность понять их механизм, закономерности, формы проявления во всей их неоднозначности и противоречивости.

Методология, определяющая степень научного знания о формировании приоритетов экономической деятельности, важна при обозначении совокупности исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая функция предметной области исследования в целом. В исследовании должны быть предусмотрены процедуры, позволяющие рассмотреть общую структуру экономической деятельности в многообразии её приоритетов [2]. В качестве исходных, наиболее общих принципов, необходимо использовать системноисторический подход и принцип выявления устойчивости, инвариантности в многообразных связях и изменениях, сопровождающих формирование и развитие социально ориентированных экономических отношений.

Положительные тенденции в формировании приоритетной мотивации экономической деятельности и соответствующих интересов работника и работодателя, разворачиваются по следующим направлениям: во-первых, адаптированность значительной части действующих предприятий к условиям рынка, их стремление к самостоятельному росту и поиску новых рынков сбыта продукции, в том числе и за счет экспорта; во-вторых, рост капиталовложений в реальное производство, связанный с общим завершением первоначального накопления капиталов и собственности; создание возможностей для естественного отбора наиболее эффективных потребностей, интересов, мотивов и ценностей в сфере бизнес отношений и социальной стратификации; в-третьих, значительная часть населения в основном освоила правила рыночных отношений, на основе этой социальной «привычки» способна воспринимать мероприятия по повышению производительности труда как социально значимую ценность; в-четвертых, позитивные сдвиги в направлении к укреплению экономической стабилизации и заинтересованности человека в процессе и результатах своего труда, становятся возможным при соблюдении прогрессивных тенденций, в целом преобладающих в современном законодательстве; в-пятых, экономический кризис ликвидировал значительную часть устаревших и бесперспективных производств, однако в массовом сознании сохраняют свою ценность идеи и традиции честного труда, моральной ответственности за его выполнение, разного рода профессиональные кодексы чести, духовнонравственные наставления, запреты и оценки [3, с. 108-110].

Сегодня назрела необходимость проведения государством активной социальной политики. Важная составная часть такой политики заключается в формировании экономической заинтересованности и активного положительного отношения к труду у граждан и социальных групп. Оценивать эффективность такой политики предлагается по двум критериям: 1) меры обеспечения и решения собственно социальных проблем (главное здесь - динамика уровня и качества жизни населения); 2) степени включенности индивидуального трудового участия и социальной позиции в механизм социально-экономического развития общества.

В совокупности усилий по преодолению экономического спада необходимо продуманная протекционистская политика государства, укрепление законодательства, синхронизации интересов основных социальных групп и хозяйственных субъектов. Так, с одной стороны, в сравнительно сжатые сроки следует повышать доходы основной массы населения и, прежде всего - заработную плату. А с другой стороны, увеличение доходов необходимо осуществлять в такой мере и в таких формах, чтобы оно стало положительным, рационально ориентированным фактором социально-экономического развития.

Основными факторами, отражающимися на состоянии социальных отношений, являются, таким образом, социально-экономические интересы и мотивация поведения субъектов финансово-экономической сферы.

Отношения по поводу адаптации в новых условиях развиваются в направлении создания системы социального партнерства на уровне организации и фирмы. Экономическая заинтересованность субъектов деловой активности укрепляется за счет привлечения их к подготовке и принятию планов развития предприятий и фирм. Это делает особенно актуальным проведение независимых гуманитарных экспертиз по внедрению новых систем и приоритетов экономической деятельности на принципах социального партнерства, а также в интересах перестройки экономического сознания руководителей и работников, их приспособления к новым социальноэкономическим условиям.

Для устойчивой системы экономических отношений характерно, что взаимодействия в сфере бизнеса обычно оформляются договорами. В нашей стране это до сих пор имеет второстепенное значение. В частности, содержание отношений между бизнес-партнерами, во многом

предопределяется государственными заказами, лимитами материальных ресурсов, прикреплением потребителей к поставщикам, централизовано устанавливаемыми ценами. Это не означает, что команды всегда выполняются. Но и за пределами формальных хозяйственных отношений, вследствие устоявшейся привычки к выполнению команд, оказываются ослабленными обязательность партнеров, правовая дисциплина и этические нормы конкурентной состязательности [4, с. 61-62]. Такими критериями являются: интеллектуализация, гуманизация, информатизация, доминирование экономически чистых высоких технологий. Разделяя мнение современных авторов, авторы считают, что достигнуть этих критериев любое общество может лишь на основе использования механизмов социального сотрудничества. Приоритеты экономической деятельности на основе социального сотрудничества, авторы рассматривают как диалектическое основание социально-экономической эволюции общества. Сотрудничество отрицает конфронтационный тип развития, ведущий в социально-производственной сфере к экологическим и социальным потрясениям и катастрофам, неразрешимой конфликтности, враждебности, насилию, эксплуатации, отчуждению и т.п. Поскольку процесс производства является, по определению, процессом овеществления труда, соединения труда с условиями его осуществления, то социологический анализ приоритетов экономической деятельности важен не сам по себе, а, в первую очередь, как способ реализации внутренних возможностей человека, его способности и желания трудиться с полной отдачей. Справедливость распределения, как и постоянное недопотребление, влияют на эффективность деятельности и общее представление человека о ценности тех или иных способов предпринимательства. Так, рассматривая управление социальными и экономическими объектами в качестве специфического труда, необходимо учитывать, что участие в управлении должно быть добровольным и реальным. Это достигается реальностью воздействия на экономические приоритеты, в интересах повышения результатов деятельности и справедливого распределения доходов.

Таким образом, важность рассматриваемых вопросов обусловлена реальностью истории социально-экономических отношений в нашем государстве. Нарушения в естественноэволюционном развитии экономической деятельности ведут к технологическому и производственному отставанию, возникновению угроз по линии технологической безопасности, деформации структуры научно-технической сферы, «утечке умов» значительного числа ученых и специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.