ВестнщФТУМт:/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202
DOI: http://doi.org/1Q.20914/231Q-12Q2-2Q21-1-435-442_Оригинальная статья/Research article
УДК 360_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru
Социальная безопасность региона и направления ее обеспечения
Екатерина В. Горковенко 1 gorek@mail.ru 0000-0001-9699-4238
_Ирина В. Платонова 1 aniri 78@mail.ru 0000-0002-3213-9854_
1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия Аннотация. Региональная социальная политика зачастую выступает как деятельность субъекта в лице федеральных органов власти и общественных организаций. Основной целью такой политики является достижение равных условий жизнедеятельности, развитые инфраструктуры и социальные структуры региона. А общее согласование государственных, региональных и местных интересов на самом деле реализуется с большим трудом и очень часть подменяется централизованным управлением. Так как регионы и субъекты становятся целенаправленными объектами федеральных органов власти, то регионы не всегда способны реализовывать свои собственные интересы. Во избежание данного случая регионам необходимо утвердиться в самостоятельности решения социальных проблем. В настоящее время социальное и экономическое развитие государства напрямую зависит от уровня развития регионов. Понятие «экономической безопасности» и «социальной безопасности» тесно связаны друг с другом, поскольку экономическая безопасность как страны, так и регионов в основном состоит из социально-экономических показателей. Иными словами, экономическая безопасность государства и его субъектов зависит от уровня их социальной безопасности. В результате проведенного исследования были выявлены угрозы экономической (в том числе социальной) безопасности региона. Выполнена оценка уровня социальной безопасности областей, входящих в состав Центрально-Черноземного экономического района, с использованием методики Гайфуллина А.Ю. и Гайфуллиной М.М. (Институт социально-экономических исследований), которая показала достаточно высокий уровень социальной безопасности исследуемого объекта - Воронежской области. Определена эффективность проводимой в регионе социальной политики и сформулированы направления и меры по улучшению социальной политики региона, в частности, рекомендовано обратить внимание на демографическую составляющую социальной безопасности, уровень жизни населения, образование и культуру, а также усилить правопорядок.
Ключевые слова: экономическая безопасность, социальная безопасность, Воронежская область, угрозы безопасности, регион
_Social security of the region and directions of its provision_
Ekaterina V. Gorkovenko 1 gorek@mail.ru 0000-0001-9699-4238
_Irina V. Platonova 1 aniri 78@mail.ru 0000-0002-3213-9854_
1 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia
Abstract. Regional social policy often acts as the activity of the subject in the person of federal authorities and public organizations. The main goal of such a policy is to achieve equal living conditions, developed infrastructure and social structures of the region. And the general coordination of state, regional and local interests is actually implemented with great difficulty and is very often replaced by centralized management. Since regions and subjects become targeted objects of federal authorities, regions are not always able to realize their own interests. To avoid this situation, the regions need to establish their independence in solving social problems. Currently, the social and economic development of the state directly depends on the level of development of the regions. The concept of "economic security" and "social security" are closely related to each other, since the economic security of both the country and the regions mainly consists of socio-economic indicators. In other words, the economic security of the state and its subjects depends on the level of their social security. As a result of the conducted research, threats to the economic (including social) security of the region were identified. The assessment of the level of social security of the regions that are part of the Central Black Earth Economic Region was carried out using the methodology of Gaifullin A. Yu.and Gaifullina M.M. (Institute of Socio-Economic Research), which showed a fairly high level of social security of the object under study - the Voronezh Region. Determined the effectiveness of regional social policy and the ways and measures to improve the social policy of the region, in particular, it is recommended to pay attention to demographic component of the social security, living standards of the population, education and culture, and strengthen the rule of law.
Keywords: economic security, social security, Voronezh region, security threats, region
Введение
Социальная безопасность должна рассматриваться как необходимость государства и его субъектов обеспечить нормальное функционирование общества, его социальной структуры, а также защиту и сохранение правовых норм государства и личности. Социальная безопасность региона представляет собой одну из актуальных проблем развития современного общества, так как ее состояние влияет на целостность и устойчивость функционирования и развития социума в целом, обеспечение защиты жизненно
важных интересов его членов. Социальная безопасность - это показатель качества социальных отношений, которые характеризуются возможностью любому члену общества реализовать свой внутренний потенциал, находясь вне угрозы экономической, социальной и физической деградации, даже при снижении уровня и качества жизни [1, 2]. К социальной безопасности предъявляются определенные требования: активность, комплексность, непрерывность, универсальность, целенаправленность, конкретность и надежность.
Для цитирования For citation
Горковенко Е.В., Платонова И.В. Социальная безопасность Gorkovenko E.V., Platonova I.V. Social security of the region and региона и направления ее обеспечения // Вестник ВГУИТ. 2021. directions of its provision. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. Т. 83. № 1. С. 435-442. doi:10.20914/2310-1202-2021-1-435-442 2021. vol. 83. no. 1. pp. 435-442. (in Russian). doi:10.20914/2310-
_1202-2021-1-435-442_
This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License
© 2021, Горковенко Е.В. и др. / Gorkovenko E.V. et al.
Gorkovenko E.V. et aC Proceedings of VSUET, 2021, voC 83, Результаты и обсуждение
У современной науки есть соответствующий методологический аппарат и информационные технологии для возможности регулярно отслеживать состояние социальной безопасности как в отдельных регионах, так и в обществе в целом. Каждое социальное явление с целью его изучения и измерения предполагает наличие определенных критериев, над выделением и сочетанием которых работают лучшие умы нашей страны [3, 4].
Объектом нашего исследования выступает Воронежская область, для оценки уровня ее социальной безопасности мы использовали авторскую методику Гайфуллина А.Ю. и Гайфул-линой М.М. (Институт социально-экономических исследований) [5, 6]. Авторская специфика подхода к оценке социальной безопасности региона заключается в том, что социальная безопасность рассматривается не только как собирательная характеристика. Авторы методики предлагают при определении данного понятия исходить из общественной направленности его реализации в интересах общества и отдельных индивидов. Таким образом, включается управленческий аспект, в наиболее формализованном виде выражающийся в социально-экономическом развитии региона через развитие необходимых
по. 1, рр. 435-442 post@vestnik-vsuet.ru
индикаторов социальной безопасности. Методика расчета уровня социальной безопасности региона включает 23 индикатора, разбитых на 6 блоков: демография, рынок труда, благосостояние и социальная защита, правопорядок, здравоохранение, образование и духовно-культурное развитие.
Для получения объективных данных мы сопоставляли расчетные значения уровня социальной безопасности Воронежской области с другими регионами, входящими в состав Центрально-Черноземного экономического района (таблица 1).
Гайфуллиным А.Ю.и Гайфуллиной М.М. предложена следующая шкала интегральной оценки уровня социальной безопасности региона: I > 1,10 - безопасный уровень (Н), 1,0> I > 1,09 -предкризисный уровень (ПК), 0,9> I > 0,99 -кризисный уровень (К), 0,9> I - критический уровень (КР).
Социальная безопасность всех представленных регионов находится на безопасном уровне, так как показатель I больше 1,10. Лидером по уровню благосостояния и социальной защиты, правопорядка, образования и культурно-духовной сферы является Белгородская область. Комплексная оценка социальной безопасности Воронежской области представлена в таблице 2.
Таблица 1.
Интегральный уровень социальной безопасности областей Центрально-Черноземного района
(2016-2018 гг.)
Table 1.
Integral level of social security of the regions of the Central Black Earth region (2016-2018)
Уровень социальной безопасности Level of social security Белгородская область Belgorod region Воронежская область Voronezh region Липецкая область Lipetsk region Курская область Kursk region Тамбовская область Tambov region
Ij Ij Ij Ij Ij
2016 1,613 1,561 1,572 1,749 2,526
2017 1,676 1,564 1,566 1,648 1,634
2018 1,662 1,604 1,583 1,641 1,683
Таблица 2.
Оценка социальной безопасности Воронежской области
Table 2.
Assessment of the social security of the Voronezh Region
Индексы социальной безопасности Indices of social security 2016 2017 2018 Изменение Change
оценка estimation место place оценка estimation место place оценка estimation место place
Демография | Demographics 4,328 3 4,455 3 4,604 3 -
Рынок труда и занятость | Labor employment 0,783 4 0,793 4 0,873 1 3
Благосостояние и социальная защита Welfare and social protection 1,303 2 1,183 3 1,228 2 1
Правопорядок | Law and order 1,227 5 1,213 5 1,17 5 -
Здравоохранение | Health care 1,088 3 1,048 1 1,054 1 -
Образование и духовно-культурное развитие Education and spiritual and cultural development 0,639 4 0,689 3 0,692 3 -
Торкрвенко Е.В. и др. <Вестник,ФГУИШ, 2021, Т. 83, №. 1,
Демографическая ситуация в регионе находится на неизменном уровне, наблюдается увеличение данного показателя на 0,149 единиц. Рынок труда и занятости заметно вырос по сравнению с 2017 годом на 0,08 единиц (1 место среди областей Центрально-Черноземного региона). Уровень благосостояния и социальная защита также увеличился и в 2018 году составил 1,228, что позволило занять 2 строку в рейтинге. Слабой стороной Воронежского региона является правопорядок (в рейтинге область заняла 5 место). Лидером в рейтинге Воронежская область является в сфере здравоохранения.
При анализе результатов, достигнутых в регионе по тому или иному направлению его жизнедеятельности, нельзя забывать об угрозах, которым подвергается любая деятельность, и, прежде всего, угрозах экономической безопасности. Социальная безопасность - это часть экономической безопасности региона. Несмотря на все сильные и слабые стороны Воронежская область подвержена как внутренним, так внутренним угрозам экономической безопасности, предупреждение и предотвращение которых значительным образом скажется на экономическом и социальном благополучии региона.
К наиболее значимым угрозам экономической безопасности Воронежской области относятся [7, 8]:
1) Финансовая интервенция. В данном случае задействованы две группы субъектов. Первая - банковские структуры российского и межрегионального уровней. Механизм интервенции предполагает аккумулирование сбережений населения, средств предприятий и их размещение на финансовых рынках других регионов. Вторая группа субъектов - собственники предприятий пищевой, химической и нефтехимической промышленности, использующие различные финансовые схемы для вывода ресурсов из Воронежской области.
2) Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы объектами которой выступают: наиболее мобильная и квалифицированная часть трудовых ресурсов региона и традиционная продукция воронежских предприятий. Эта угроза является значимой для социально-экономического развития области. Большой отток молодежи и трудоспособного населения в регионы с наибольшим заработком негативно отражается на функционировании всех сфер региона.
3) Влияние внешних экономических санкций оказывает негативное воздействие на ряд предприятий различных отраслей экономики
. 435-442 post@vestnik-vsuet.ru
Воронежского края. Наиболее импортозависи-мыми являются молочная, сахарная, мясная и кондитерская отрасли. Наблюдается импорто-зависимость и в сельском хозяйстве, семенной материал на 50-90% импортный. С введением экономических санкций заметно снизился внешнеторговый оборот.
4) Дефицит рабочих кадров. Причинами данного явления можно назвать слабую мотивацию работников, занятых в производстве. Недостаточное внимание начальному и среднему профессиональному образованию, ситуация также усугубляется постепенным старением кадров.
5) Рост конкуренции на российском рынке образовательных услуг - прежде всего, связан с темпами, заданными отдельными регионами страны. К данным регионам относятся: Москва, Ростовская, Нижегородская, Самарская и другие области. Названные регионы отводят высшей школе ключевые роли в стратегиях социально-экономического развития.
6) Доходы теневого оборота, которые не участвуют в формировании регионального бюджета, а часть их и вовсе выводится за пределы субъекта РФ.
7) Ухудшение экологической обстановки в регионе - связано с хозяйственной деятельностью промышленных предприятий и транспорта. Согласно опросу жителей области, они оценивают состояние экологической обстановки как «удовлетворительное». Это означает, что данный фактор является прямой угрозой не только социально-экономическому развитию региона, но и здоровью и жизни его жителей.
По нашему мнению, социальная политика - важнейший аспект развития Воронежской области. Основные направления социальной политики региона обозначены в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. Главная миссия данной стратегии заключается в том, чтобы сделать Воронежскую область регионом с высоким качеством жизни, благоприятной средой для предпринимательства и опорным агропромышленным центром России. Формирование благоприятной среды для человека и развития предпринимательства - эта цель определена в действующей Стратегии развития Воронежской области до 2020 года и сохраняет свое преимущество в Стратегии на период до 2035 года.
Выделены следующие приоритетные цели развития Воронежской области:
• достигнуть лидерских позиций области по уровню жизни населения, сократить социально-экономическое неравенство;
Gorkovenko E.V. et aC Proceedings of VSUET, 2021, vol. 83,
• укрепление позиций Воронежской области в национальном и мировом экономическом пространстве, стабильность в экономическом росте;
• обеспечение полицентрического развития Воронежской области.
Исходя из поставленных целей, предложен перечень проектов социально-экономического развития. Демографическая ситуация в области неблагополучная: низкий уровень рождаемости, незначительный естественный прирост - все это отдаляет регион от позиции лидера. Для достижения роста продолжительности жизни и продления активного долголетия населения принят межведомственный проект «Живи долго», а также проект «Формирование здорового образа жизни». Суть проектов заключается в формировании положительного отношения у населения к здоровому образу жизни и спорту, повышении профилактических мер по предупреждению заболеваний, наркомании, алкоголизма, употребления табачных изделий. Популяризируется культура здорового питания и спортивных программ, привлечение к данному направлению большой части населения области. В рамках данного проекта ожидается увеличение населения, приверженного к здоровому образу жизни, на 60% к 2025 году.
Уровень безработицы населения Воронежской области в среднем составляет 4,5%, что является не лучшим показателем по сравнению с другими субъектами РФ. Для снижения безработицы в Воронежской области разработана программа «Содействие занятости населения Воронежской области». Основными задачами данной программы является внедрение механизмов и инструментов для развития нестандартной занятости населения. Программа направлена на получение доходов и трудоустройство жителей трудноизбыточных районов области, лиц с ограниченными возможностями, а также создание условий для самозанятости. Программа позволит снизить диапазон наихудших показателей безработицы в муниципальных районах до 2035 года в 6 раз.
Расширить зону рабочих мест за счет привлечения различных категорий граждан, увеличить число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 10%, повысить уровень дистанционной занятости работников до 17,5% к 2035 году.
Воронежская область предпринимает множество попыток для развития и улучшения системы образования. В 2018 году губернатором Воронежской области была утверждена программа «Индустриальная школа на 2018-
по. 1, рр. 435-442 post@vestnik-vsuet.ru
2024 года». Объем финансирования данной программы составил 280 млн р. Программа позволит создать необходимые условия для реализации во всех муниципальных образованиях зональных ресурсных центров, соответствующих требованиям социально-экономического развития региона, при помощи материально-технической и методической базы.
Главным приоритетом социальной политики Воронежской области является социальная защита населения и создание комфортных условий проживания. В рамках данных целей принято множество социальных программ. Для обеспечения населения доступным и качественным жильем, а также для улучшения качества услуг в сфере ЖКХ разработаны следующие социальные программы:
«Формирование комфортной городской среды Воронежской области» - действует до 2023 года. Объем финансирования составил 2742,2 млн р. Цель данной программы - благоустройство дворовых и общественных территорий, создание и реконструкция систем холодного водоснабжения муниципальных образований Воронежской области;
«Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Воронежской области до 2035 года». Данную программу профинансировали на 31000 млн р. Суть проекта заключается в развитии водоснабжения и водоот-ведения путем строительства и модернизации объектов инфраструктуры области.
Приоритетным для Воронежской области остается снижение уровня бедности населения и дифференциации между городом и селом. Для этого необходимо обеспечить население качественными социальными услугами защиты, а также проводить своевременный мониторинг масштабов бедности. При успешной реализации программ социального развития ожидается снижение доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума до 4,0% к 2035 году, увеличение числа населения, получившего государственную социальную помощь вдвое. Особая роль отводится улучшению инфраструктуры города для лиц с ограниченными возможностями, улучшению условий проживания пенсионеров и пожилых людей, инвалидов. Реализация данных целей возможна с помощью привлечений средств, субсидий из федерального бюджета, а также частных капиталов, внедрения новых технологий реабилитации и форм социального обслуживания. Ключевым проектом является создание Центра волонтерского движения в сфере социальной защиты населения.
Горковенко %.<Ъ. и др. <Вестник,ФГУИШ, 2021, Т. 83, №. 1,
Особое внимание в Воронежской области уделяется культуре. Это связано с тем, что Воронежская область является одним из культурных и туристических центров. На развитие данной сферы выделено 3251,8 млн р. В 2019 году постановлением губернатора утверждена программа «Культурный регион», задачами которой являются развитие индустрии отдыха и досуга, обеспечение реализации туристско-рекреаци-онного потенциала, развитие инфраструктуры и регионального туризма. Для достижения поставленных задач необходимо:
• создать условия для успешной самореализации молодежи и вовлечения её в общественную деятельность;
• создать условия для развития в Воронежской области креативных индустрий в сфере культуры;
• сформировать системы многоканального финансирования посредством привлечения частных инвестиций, благотворительности, меценатства;
• популяризовать нравственные ценности, способствующие культурному воспитанию личности;
• активно внедрять цифровые технологии в сферу услуг, предоставляемые учреждениями культуры;
• расширить практику выездных мероприятий, реализуемых учреждениями культуры Воронежской области.
Благодаря внедрению данных мер к 2035 году удельный вес внебюджетных источников финансирования культуры увеличится до 25% от общего объема. Укрепятся толерантные социальные установки у населения Воронежской области, а также расшириться доступ к культурной деятельности.
Развитие системы защиты граждан Воронежской области от чрезвычайных ситуаций позволит минимизировать социально-экономические последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций. Развитие данной сферы на сегодняшний момент актуально как никогда. Ключевыми задачами в развитии являются:
• обновление материально-технической базы и формирование аварийно-спасательных служб;
• активная система оповещения в случае при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
• обучение населения правилам безопасного поведения современным способом;
• развитие спутниковой и радиотелефонной сетей;
'. 435-442 post@vestnik-vsuet.ru
• вовлечение населения в ряды добровольных спасательных дружин.
Для развития указанной сферы губернатором Воронежской области приняты следующие программы:
• программа «Обеспечение высокого уровня пожарной безопасности до 2035 года». Суть программы заключается в оснащении подразделений противопожарной службы новыми пожарными автомобилями, увеличение состава противопожарной службы до 1211 человек, обновление доли пожарно-технического вооружения до 58%;
• программа «Снижение рисков возникновения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение защиты населения до 2035 года». Программа направлена на увеличение состава спасателей до 115 человек, модернизацию систем оповещения граждан, повышение степени удовлетворения граждан проводимыми мероприятиями по защите населения до 70%. Также увеличение средств индивидуальной защиты до 5831 единиц.
Принятые программы помогут снизить число граждан, погибших и получивших травмы при чрезвычайных ситуациях, достигнуть повышения эффективности действий подразделений экстренных оперативных служб [9].
Согласно Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года существуют три сценария развития области: консервативный (пессимистический), базовый и целевой. Для консервативного сценария характерен умеренный рост экономики области с сохранением отставания в гражданских высокотехнологичных секторах. Модернизация экономики в этом случае будет идти сложившимися темпами в условиях накопленных инвестиций.
Базовый сценарий заключается в повышательном тренде развития экономики Воронежской области. Основная опора в этом сценарии идет на модернизацию структурной и технологической экономики, внедрение новых технологий, создание конкурентоспособного сектора производства.
Целевой сценарий социально-экономического развития Воронежской области отличается траекторией развития с учетом стратегических рубежей, на которые в долгосрочной перспективе могут выйти и другие российские регионы-лидеры.
Рассмотрим некоторые значения показателей социально-экономического развития Воронежской области по консервативному, базовому и целевому сценариям развития (таблицы 3, 4).
Gorkovenko E..V. et aH Proceedings of VSUET, 2021, voU 83, no. 1, pp. 435-442 post@vestnik-vsuetru
Таблица 3.
Показатели социально-экономического развития Воронежской области по консервативному (1)
и базовому (2) сценариям до 2035 года
Table 3.
Indicators of socio-economic development of the Voronezh Region according to the conservative (1) and
basic (2) scenarios until 2035
Показатели Indicators Годы | Years
2019 2020 2024 2030 2035
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Ожидаемая продолжительность жизни, лет Life expectancy, years 72,0 72,3 72,0 72,8 72,0 73,7 72,0 74,5 72,0 74,7
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % The share of the population with monetary incomes below the subsistence level, % 9,4 9,3 9,3 9,2 6,1 6,0 4,9 4,5 4,4 4,3
Среднедушевые денежные доходы, тыс. р. Average per capita cash income, thousand rub. 31,6 31,8 35,3 35,9 45,4 47,0 64,8 67,9 85,1 89,5
Уровень безработицы на полном рынке труда, % The unemployment rate in the full labor market, % 4,5 4,4 4,4 4,3 4,3 4,2 4,2 4,1 4,1 4,0
Уровень занятости населения, % Employment rate of the population, % 63,1 63,4 64,2 65,5 68,0
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, кв. м The total area of residential premises, on average per 1, sq. m 29,7 63,2 30,1 63,5 31,5 64,8 33,8 66,5 35,6 69,0
ВРП на душу населения, в текущих ценах, тыс. р. GRP per capita, at current prices, thousand rub. 415,9 439,9 437,1 475,8 561,0 671,4 782,1 972,4 1016,3 1271,6
Объем инвестиций в основной капитал, млрд р. The volume of investments in fixed assets, billion rub. 271,1 274,9 290,9 305,5 358,9 416,5 461,6 658,7 569,1 908,2
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном производстве, млрд р. The volume of shipped goods of own production, works services performed by own forces in industrial production, bln rub. 478,2 497,0 507,3 547,9 571,0 666,0 681,8 892,5 790,4 1139,1
Доля населения, охваченного мероприятиями в сфере культуры, в общей численности населения, % % of the population covered by cultural activities in total 65,0 74,7 75,0 77,6 78,0 80,0 84,0 85,6 88,0 90,0
Таблица 4.
Показатели социально-экономического развития Воронежской области по целевому сценарию до 2035 года
Table 4.
Indicators of socio-economic development of the Voronezh Region according to the target scenario until 2035
Показатели Indicators Годы | Years
2019 2020 2024 2030 2035
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | Life expectancy, years 73,5 74,0 74,4 75,0 75,4
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % | The share of the population with monetary incomes below the subsistence level, % 9,2 9,1 5,9 4,3 4,0
Среднедушевые денежные доходы, тыс. р. | Average per capita cash income, thousand rub. 33,9 36,2 48,6 73,4 100,8
Уровень безработицы на полном рынке труда, % | The unemployment rate in the labor market, % 4,4 4,3 4,2 4,1 4,0
Уровень занятости населения, % | Employment rate of the population, % 64,4 64,8 66,3 68,5 70,0
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, кв. м The total area of residential premises, on average per 1 resident, sq. 30,2 30,7 32,7 36,0 39,0
ВРП на душу населения, в текущих ценах, тыс. р. | GRP per capita, at current prices, ths rub. 447,5 487,0 686,0 986,2 1310,6
Объем инвестиций в основной капитал, млрд. р. | The volume of investments in assets, bln rub. 299,4 344,5 502,2 815,6 1114,8
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном производстве, млрд р. The volume of shipped goods of own production, works and services performed by own forces i n industrial production, billion rub. 552,2 590,9 774,5 1162,4 1630,3
Доля населения, охваченного мероприятиями в сфере культуры, в общей численности населения, % Percentage of the population covered by cultural activities in the total population, % 77,0 78,0 82,0 87,0 92,0
Горковенко %.<Ъ. и др. <Вестник,ФГУИШ, 2021, Т. 83, №. 1, С. 435-442
Воплощение целевого сценария обеспечивает достижение миссии и установленных стратегических целей социально-экономического развития области, позволяет занять лидирующие позиции и обеспечивает полицентрическое развитие Воронежской области, что ведет к достижению поставленных приоритетных целей.
Воронежскую область, бесспорно, можно назвать одним из социально-ориентированных субъектов Российской Федерации. В области принято огромное количество законов и программ, направленных на улучшение социальной сферы общества. К сожалению, на данном этапе не все утвержденные положения находят отражение в реальной жизни, но администрация области предпринимает множество мер и попыток для успешной реализации программ, а также для обеспечения достойного уровня жизни каждого жителя области [10-20].
post@vestnik:Vsuet. п.
Заключение
Анализ социальной безопасности Воронежской области показал, что в регионе ее уровень достаточно высок. Но, к сожалению, область в рейтинге Центрально-Черноземного региона занимает лишь 4 место, что свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем и угроз. Правительство Воронежской области предпринимает ряд усилий по совершенствованию социально-экономической политики в регионе. Важно отметить, что в настоящее время множество проводимых социально-экономических программ достаточно эффективны и дают положительные результаты. С успешной реализацией принятой губернатором Воронежской области Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года, область выйдет совершенно на новый уровень и станет примером для многих регионов Российской Федерации.
Литература
1 Burchi Fr. Social protection and revenue collection: how they can jointly contribute to strengthening social cohesion // International social security review. 2020. № 4. P. 14-29.
2 Palier Br. Work, social protection and the middle classes: What future in the digital age? // International social security review. 2019. №3. P. 113-133.
3 Горковенко Е.В., Платонова И.В., Чекудаев К.В. Формирование инструментария системы мотивации труда менеджеров промышленных организаций // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41). С. 329-333.
4 Grigoryeva V.V., Gorkovenko E.V., Platonova I.V., Borshevskaya E.P. et al. Formation of concept of provision of economic security of organization: personnel aspect // European Research Studies Journal. 2016. V. 19. № 2. P. 46-54.
5 Гайфуллин А.Ю. Доступность медицинской помощи как фактор социальной безопасности арктических регионов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: материалы VI Всероссийской научно-практической internet-конференции. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2017. С. 153-157.
6 Гайфуллин А.Ю. Социальные технологии управления обществом: проблемы и перспективы // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: сборник статей II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2018. С. 52-56.
Горковенко Е.В., Платонова И.В., Чекудаев К.В. Анализ экономической безопасности ЦентральноЧерноземного региона // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 253-258.
S Горковенко Е.В., Платонова И.В. Оценка угроз экономической безопасности Центрально-Черноземного региона // Материалы LVI отчетной научной конференции преподавателей и научных сотрудников ВГУИТ за 2017 год. 2018. С. 164.
9 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 //Российская газета. 2016. № 274. С. 24-26.
10 Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (с изменениями на 23 декабря 2019 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/550300779 (дата обращения: 20.12.2020 г.).
11 Карасев О.И., Пуляевская В.Л. Разработка сценарных условий как ключевой этап подготовки стратегии региона //Вестник НГУЭУ. 2016. № 3. С. 60-69.
12 Кулаев А.П., Казак А. А. Стратегическое планирование в российской федерации: плюсы, вопросы и проблемы //ВестникНГУЭУ. 2016. № 3. С. 70-83.
13 Пиньковецкая Ю.С. Малое предпринимательство в контрактной системе: закупки для регионов россии // Вестник НГУЭУ. 2016. №3. С. 215-228.
14Fast facts and figures about social security 2013. Government Printing Office, 2013.
George V. Social security and society. Routledge, 2018. V. 3.
16 Gruber J., Wise D. A. Social security and retirement around the world. University of Chicago Press, 2019.
l7Soneji S., King G. Statistical security for social security // Demography. 2012. V. 49. №. 3. P. 1037-1060. doi: 10.1007/sl3524-012-0106-z
18 Gruber J., Wise D. A. Social security programs and retirement around the world: Micro-estimation. University of Chicago Press, 2019.
i9Kahf M., Al Yafai S. Social security and zakah in theory and practice // International Journal of Economics, Management and Accounting. 2015. V. 23. №. 2. P. 189-215.
20Pennings F. Social security //Routledge Handbook of the Welfare State. Routledge, 2018. P. 355-365.
Çorkovenko E..V. et aC Proceedings of VSUET, 2021, voC 83, no. 1, pp. 435-442
post@vestnik-vsuet. ru
References
1 Burchi Fr. Social protection and revenue collection: how they can jointly contribute to strengthening social cohesion. International social security review. 2020. no. 4. pp. 14-29.
2 Palier Br. Work, social protection and the middle classes: What future in the digital age? International social security review. 2019. no. 3. pp. 113-133.
3 Gorkovenko E.V., Platonova I.V., Chekudaev K.V. Formation of tools for the system of labor motivation of managers of industrial organizations. Economics and Entrepreneurship. 2013. no. 12-4 (41). pp. 329-333. (in Russian).
4 Grigoryeva V.V., Gorkovenko E.V., Platonova I.V., Borshevskaya E.P. et al. Formation of concept of provision of economic security of organization: personnel aspect. European Research Studies Journal. 2016. vol. 19. no. 2. pp. 46-54.
5 Gaifullin A. Yu. Accessibility of medical care as a factor of social security in the Arctic regions. Problems of functioning and development of territorial socio-economic systems: materials of the VI All-Russian scientific and practical Internet-conference. Ufa, ICEI UNC RAN, 2017. pp. 153-157. (in Russian).
6 Gaifullin A.Yu. Social technologies of society management: problems and prospects. Problems of functioning and development of territorial socio-economic systems: collection of articles of the II All-Russian Scientific and Practical Internet Conference. Ufa, ICEI UNC RAN, 2018. pp. 52-56. (in Russian).
7 Gorkovenko E.V., Platonova I.V., Chekudaev K.V. Analysis of the economic security of the Central Black Earth region. Economics and Entrepreneurship. 2017. no. 8-3 (85). pp. 253-258. (in Russian).
8 Gorkovenko E.V., Platonova I.V. Assessment of threats to the economic security of the Central Black Earth region. Materials of the LVI reporting scientific conference of VSUET teachers and researchers for 2014. 2018. pp. 164. (in Russian).
9 Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated 01.12.2016. Russian newspaper. 2016. no. 274. pp. 24-26. (in Russian).
10 Strategy of socio-economic development of the Voronezh Region for the period up to 2035 (as amended on December 23, 2019). Available at: http://docs.cntd.ru/document/550300779 (accessed: 20.12.2020) (in Russian).
11 Karasev O.I., Pulyaevskaya V.L. Development of scenario conditions as a key stage in the preparation of a regional strategy. Vestnik NSUEM. 2016. no. 3. pp. 60-69. (in Russian).
12 Kulaev A.P., Kazak A.A. Strategic planning in the Russian Federation: pros, questions and problems. Vestnik NSUEM. 2016. no. 3. pp. 70-83. (in Russian).
13 Pinkovetskaya Yu.S. Small Business in the Contract System: Procurement for Russian Regions. Vestnik NSUEM. 2016. no. 3. pp. 215-228. (in Russian).
14 Fast facts and figures about social security 2013. Government Printing Office, 2013.
15 George V. Social security and society. Routledge, 2018. vol. 3.
16 Gruber J., Wise D. A. Social security and retirement around the world. University of Chicago Press, 2019.
17 Soneji S., King G. Statistical security for social security. Demography. 2012. vol. 49. no. 3. pp. 1037-1060. doi: 10.1007/s13524-012-0106-z
18 Gruber J., Wise D. A. Social security programs and retirement around the world: Micro-estimation. University of Chicago Press, 2019.
19 Kahf M., Al Yafai S. Social security and zakah in theory and practice. International Journal of Economics, Management and Accounting. 2015. vol. 23. no. 2. pp. 189-215.
20 Pennings F. Social security. Routledge Handbook of the Welfare State. Routledge, 2018. pp. 355-365
Сведения об авторах Екатерина В. Горковенко к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, gorek(a!mail.ru
https://orcid.org/0000-0001-9699-4238 Ирина В. Платонова к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, aniri_78(a!mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3213-9854
Вклад авторов
Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about authors
Ekaterina V. Gorkovenko Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, gorek(a!mail.ru https://orcid.org/0000-0001-9699-4238
Irina V. Platonova Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036. Russia, aniri_78(a!mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3213-9854
Contribution
All authors are equally involved in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Поступила 29/01/2021_После редакции 18/02/2022_Принята в печать 02/03/2021
Received 29/01/2021_Accepted in revised 18/02/2022_Accepted 02/03/2021