Научная статья на тему 'Социальная безопасность личности и общества и ее место в структуре подготовки педагога'

Социальная безопасность личности и общества и ее место в структуре подготовки педагога Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1555
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SOCIAL SAFETY / DANGER OF A SOCIAL NATURE / TRAINING OF TEACHERS TO ENSURE SOCIAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кисляков П. А.

В статье представлен анализ подходов к определению категории «социальная безопасность» и ее показателей. Дается описание социальной безопасности личности в контексте сохранения и укрепления здоровья и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях. Представлены направления подготовки специалистов образования к обеспечению социальной безопасности в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SAFETY OF PERSON AND THE COMPANY AND ITS PLACE IN THE STRUCTURE OF TEACHER TRAINING

The article presents an analysis of approaches to the definition of the category of «social safety» and its performance. A description of the social safety of the individual in the context of preserving and strengthening the health and safety in extreme situations. Presents the directions of training education to ensure social safety in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Социальная безопасность личности и общества и ее место в структуре подготовки педагога»

В заключение хотелось бы отметить, что образование тогда только станет безопасным, когда его финансирование перекроет финансирование отрасли «безопасность», а социальные функции государства будут иметь приоритет над охранительными. Между тем, отрасль «безопасность» разбухает именно тогда, когда подрыва-

ется реальная безопасность основных процессов, в частности, в сфере образования и науки. Об этом, в частности, писали А. Урсул и А. Романович [Урсул А., Романович А. Перспективы образования и проблема безопасности // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2002. - N° 8. -С. 13].

Zhiltsov D. E.

EDUCATION OF RUSSIA UNDER CONDITIONS OF SOCIAL-ECONOMIC CRISIS: ASPECT OF SECURITY

In the article there are analysed modern trends of economy and management of education of Russia with position of security. There are emphasized specificity of nature of education economics and necessity its regard in practice of management of education with a point of view its security.

Keywords: security of education, social-economic crisis, economics of education, reproduction of education.

УДК 378

Кисляков П. А.

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА *

В статье представлен анализ подходов к определению категории «социальная безопасность» и ее показателей. Дается описание социальной безопасности личности в контексте сохранения и укрепления здоровья и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях. Представлены направления подготовки специалистов образования к обеспечению социальной безопасности в образовательном учреждении.

Ключевые слова: социальная безопасность, опасности социального характера, подготовка педагога к обеспечению социальной безопасности.

Одной из актуальных жизненных и профессиональных проблем на сегодняшний день стала проблема здоровья и безопасности человека и общества в целом. Данная проблема признается на всех уровнях, включая федеральный. Президентом РФ, Председателем Правительства РФ неоднократно отмечается необходимость борьбы с угрозами социальной безопасности (распространение наркотиков, алкоголизм, религиозный и политический экстремизм, криминальные опасности, терроризм, безнадзорность и др.) и формирования здорового образа жизни населения в целом, детей и молодежи, в частности. Социальная безопасность населения в условиях мирной жизни является приоритетным направлением государственной политики.

Новые вызовы и угрозы потребовали развития научного направления - социальная безопасность. Обеспечение социальной безопасности требует разработки парадигмы и целостной концепции, исследования и определения уровней социальной напряженности во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, за пределами которых начинаются необратимые процессы социальной дестабилизации, разработки практических рекомендаций безопасного поведения в чрезвычайных и кризисных ситуациях, безопасного развития социума.

Категория «социальная безопасность» - еще недостаточно полно разработанная в науке дефиниция и является предметом изучения целого ряда исследователей. В научной литературе со-

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта (№ П 1028 от 20.08.2009) по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

82

© Кисляков П. А., 2011

держание данного понятия, рассматривается неоднозначно.

Ряд исследователей социальной политики государства используют понятие социальной безопасности для концептуализации проблем в социальной сфере и обоснования доктрины социальной государственности в России. Так, научные труды М. Масановой, Г. Пирогова, Е. В. Бричевс-кого посвящены разработке методологии социальной безопасности, концептуализации подходов к этому понятию, описанию ее внутренних и внешних угроз.

Социальная безопасность все чаще анализируется в контексте глобализации тех вызовов и угроз национальным, экономическим и социально-политическим системам, которые сопровождают процесс распространения западного капитала и влияния транснациональных корпораций. Данные аспекты социальной безопасности исследовали В. К. Левашов и Р Г. Яновский. Угрозы и вызовы социальной безопасности в современном глобализирующемся мире с точки зрения постиндустриального развития стали также объектом изучения зарубежных и отечественных ученых-экономистов и политологов: М. Г Делягина, В. Л. Иноземцева, А. Каллиникоса, Н. Хомского, И. Валлерстайна,

A. С. Панарина, М. Хардта, А. Негри.

В последнее время в социологии особое внимание уделяется необходимости исследования социальной безопасности, включающей в себя систему мер по предупреждению и отражению вызовов и угроз, способных дестабилизировать социальную сферу, подорвать главную движущую силу общества - человеческий потенциал. Отечественные социологи в своих работах обращают внимание на исследование проблем социальной безопасности, в частности, через ее восприятие различными категориями населения, и полагают, что социология безопасности должна базироваться на теории безопасного развития социума. Этим и другим вопросам, связанным с социальной безопасностью и социологией безопасности, посвящены работы И. Я. Богданова, А. В. Возженикова, Н. П. Ващекина,

B. Т. Грачева, В. И. Добренькова, М. И. Дзлиева, В. Н. Иванова, В. Н. Кузнецова, В. И. Ковалева, Н. Лапина, В. К. Левашова, Г. В. Осипова, Г. Г. Сил-ласте, Ж. Т. Тощенко, А. Д.Урсула, Г И. Чуфрина, Р. Г. Яновского и др.

В некоторых работах социальная безопасность характеризуется как один из видов безопасности наряду с политической, экономической и военной. В данном случае под социальной безопас-

ностью понимается состояние исторического здоровья этноса, нации. Соответственно, угрозы социальной безопасности понимаются как угрозы разрушения здоровья и исчезновения этноса. К угрозам здоровью этноса автор относит углубление дифференциации доходов и потребления, рост безработицы, распределение бедности и нищеты, сокращение доступности необходимых медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры, отдыха, деградация личности и семьи. Как видим, причины ухудшения здоровья нации являются социальными по своей природе. Данный подход к проблеме можно охарактеризовать как социально-медицинский. При этом автор данного подхода указывает, что содержание понятия «социальная безопасность» носит внутренний характер в отличие от «внешних»: экономической, политической, военной безопасности (Потрубач Н. Н., Максутов Р. К.). В этом отношении нами предполагается исследование проблемы здоровьесбережения личности в системе обеспечения социальной безопасности.

Согласно другому подходу социальная безопасность понимается как защищенность коренных социальных интересов личности, различных социальных групп, общества и государства, а также самой социальной системы, основ образа жизни народных масс. Авторы данного подхода выделяют три рода опасностей, угрожающих социальной сфере общества. Во-первых, это - внешние опасности. К ним относятся углубление пропасти между бедными и богатыми странами; распространение нищеты и голода; стремление капиталистов высокоразвитых государств подчинить себе социальную сферу других стран; внешние экономические угрозы (ориентация на импорт, вытеснение российских производителей с международных рынков и т. д.). Во-вторых, опасности, присущие одной сфере общества и создающие угрозу для другой. В-третьих, это опасности, вытекающие из самой социальной сферы, несовершенства социальной структуры и социальных отношений, то есть отношений между личностями, группами, классами, обществом и государством. Эти опасности вытекают из-за несправедливого распределения общественного богатства, доходов, прав, свобод, власти, духовно-нравственных и информационных ценностей (Зарецкий Ю.).

А. А. Дрегало, В. И. Ульяновский считают, что социальная безопасность определяется состоянием экономики, характером демографических процессов, экологических факторов антропогенного

характера, состоянием социально-бытовой сферы, степенью доверия населения к федеральным и местным органам власти, а также степенью социальной напряженности, характером социальных действий и поведения населения. Социальная безопасность, согласно данному подходу, включена не только в социальную среду, но практически во все сферы общественной жизнедеятельности.

Некоторые исследователи рассматривают угрозы социальной безопасности как явления и процессы, вследствие возникновения которых происходят резкие, возможно даже катастрофические изменения в образе жизни, ущемляются жизненно важные права и интересы личности (Силласте Г. Г.).

Р Г Яновский включает в понятие «социальная безопасность» такие составляющие, как экономическая безопасность, политическая безопасность, экологическая безопасность, Под экономической безопасностью как компонентом социальной безопасности здесь понимается стабильность и устойчивость национальной экономики, социальных отношений, способность к саморазвитию и прогрессу. Политическая безопасность рассматривается как защита общества, его экономики, науки, образования, культуры семейных отношений, духовной жизни граждан, то есть всех основных элементов, обеспечивающих выживание человеческого рода, от неэффективной, коррумпированной власти и соответствующей политики государства. Под экологической безопасностью в составе социальной безопасности понимается состояние защищенности среды как совокупности процессов и явлений личностного, общественного и природного характера, определяемых временем и определенными пространственными границами.

Р. Г. Яновский рассматривает социальные опасности и угрозы как действия одних классов, слоев или индивидуумов, направленные (преднамеренно или бессознательно) на лишение большинства граждан жизненно важных условий жизни, причинение ущерба, ведущего к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства и выделяет группы опасностей, угрожающих социальной сфере и исходящих из других сфер общественной жизни - политики, экономики, духовной сферы, оборонного комплекса.

Первая группа опасностей связана с утверждением антагонистической социальной структуры. Возникновение агрессивных экспансионистских, экстремистских групп и слоев, разделение общества на бедных и богатых путем ограбления одних другими.

Во второй группе особенно разрушительными являются опасности, связанные с политикой и экономикой. Удары «шоковой терапии» по национальному промышленному комплексу (было утрачено около 50 % экономической мощи), системам: здравоохранения, образования, соцкультбыта.

Мы согласны с В. Б. Пугиным, что социальная безопасность характеризуется состоянием защищенности социальных субъектов макро- и микроуровней (личности, общностей и общества в целом), их жизненно важных целей, идеалов, ценностей, систем их социализации и жизнеобеспечения от угроз любых видов, а также обеспечением их устойчивого развития.

Объектами безопасности являются личность, социальные общности, общество. При этом социальная безопасность может быть достигнута путём объединения социума для решения задач духовного и материального порядка, государственные институты, и прежде всего система образования призваны обеспечить защиту интересов личности, формировать у населения готовность защищать свои интересы, гарантировать стабильное и эффективное развитие общества, опережающее духовное, культурное и научно-техническое развитие нации и государства.

Таким образом, социальная безопасность представляет собой наиболее благоприятное состояние общественных отношений, которым обеспечивается защита законных политических, экономических, духовных интересов личности и социальных групп, исключается применение незаконного насилия со стороны других социальных субъектов для достижения своих целей. Законное (созидающее или сохраняющее) насилие оправдано лишь как мера защиты важнейших общественных и персональных ценностей, жизни и здоровья людей.

Проблема обеспечения социальной безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с мерами безопасности. Знание основ социальной безопасности позволяет нам полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в быту, в социуме, в том числе в образовательном пространстве.

Каждый человек должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения опасной, экстремальной ситуации социального происхождения, а также владеть навыками реализации здорового образа жизни, конструктивными способами разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения жизни и укрепления здоровья. Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов образования осуществить требования, заложенные в Концепции национальной безопасности, законах РФ «О безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. нормативных актах, предусматривающих подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в социуме.

В рамках исследования, выполняемого нами по государственному контракту (№П1028 от 20.08.2009г.) по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы нами разработана авторская программа курса «Социальная безопасность образовательной среды». Программа направлена на подготовку специалистов образования к обеспечению социальной безопасности по следующим разделам:

1) подготовка к обеспечению безопасности в социальной среде - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми;

2) подготовка к обеспечению личной безопасности в условиях опасной, экстремальной ситуации социального характера (теракт, насилие, ограбление, массовые беспорядки и т.д.) - правила поведения человека, при которых незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества;

3) подготовка к обеспечению информационно-психологической безопасности - осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий (социальные конфликты, политический и религиозный экстремизм) и умения информационно-психологической самозащиты, соблюдение правил психогигиены;

4) подготовка к обеспечению социально-криминальной безопасности - защищенность от физического насилия, защищенность личного имущества;

4) формирование безопасного и здорового образа жизни - соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены;

6) обеспечение социальной безопасности образовательного учреждения - сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера.

Библиографический список

1. Кисляков П. А. Методологические подходы к обеспечению социальной безопасности общества // Социальная безопасность учащейся молодежи: проблемы и технологии обеспечения: Материалы международной научно-практической конференции. - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. - С. 31-35.

2. Кисляков П. А. Социально-безопасная среда вуза глазами студентов // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 1. - С. 102-110.

3. Кузнецов В. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. - М., 2002.

4. Пугин В. Б. Социальная безопасность личности: Региональный аспект : автореф. дисс ... канд. ф. наук. - Архангельск, 2003. - 20 с.

5. Рахлеев А. В. Обеспечение социальной безопасности российского общества на современном этапе модернизации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Волгоград, 2008. - 12 с.

Kislyakov P.A.

SOCIAL SAFETY OF PERSON AND THE COMPANY AND ITS PLACE IN THE STRUCTURE OF TEACHER TRAINING

The article presents an analysis of approaches to the definition of the category of «social safety» and its performance. A description of the social safety of the individual in the context of preserving and strengthening the health and safety in extreme situations. Presents the directions of training education to ensure social safety in educational institutions.

Key words: social safety, danger of a social nature, training of teachers to ensure social safety

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.