УДК 316 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-225-228
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Манукян аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной
Артур службы при Президенте РФ
Вазгенович (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82, стр.1].
Е-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается понятие «социальная безопасность» как особый предмет научного исследования, анализируется специфика предмета социальной безопасности, выделяются его основные признаки. В отечественной науке социальная безопасность имеет множественную разнонаправленную трактовку.
Так как социальная сфера функционирует по принципу поддержания определенного качественного и количественного набора социальных параметров, то в ней в отличие от других сфер большее значение придается сохранению устойчивости. В таком контексте социальная безопасность рассматривается как многообразная система использования имеющихся возможностей, ценностей и традиций для выживания социума.
Ключевые слова: органы государственной власти, общество, социальная безопасность, социум, угрозы.
В «Концепции безопасности человека», принятой ООН в качестве основополагающего документа в сфере общественной безопасности, указан перечень из 8 основных видов безопасности. В частности, такие как: экономическая, продовольственная, экологическая, личная, общественная, политическая, безопасности здоровья, а также социальная. Данный перечень свидетельствует, что ООН придает особое каждому из перечисленных видов безопасности, в том числе социальной. Данное понятие в современном его значении имеет небольшую историю своего применения. Оно не совпадает по смыслу и наполнению с такими видами безопасности, как, например, кооперативная безопасность, корпоративная безопасность, безопасность народов, национальной безопасности.
Из определений, данных отечественными и зарубежными исследователями, следует, что предметом социальной безопасности является состояние, обеспечение и защита системы социальных факторов, обеспечивающих устойчивое функционирование, воспроизводство и развитие социума.
В рамках социологической науки социальная безопасность - особый объект исследования. С позиции социологической науки, предметом социальной безопасности являются функционирование и развитие общества, социальных общностей, динамика социальных процессов, отношения, социальные механизмы регулирования социального взаимодействия. Предметом социальной безопасности с полной уверенностью можно назвать закономерности развития, функционирования социальных общностей и отношений между ними.
Специфика предмета социальной безопасности со всей очевидностью вытекает из теорий основателей социологии как науки. Так, если исходить из теории О. Конта, то предметом социальной безопасности является общество как социальная система, элементы которой выполняют набор специфических функций, отвечающих требованиям данной системы.
В свою очередь, согласно учению Г. Спенсера, предметом социальной безопасности выступают массовые типичные явления, а также социальные институты как механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
С позиции Э. Дюркгейма, предметом социальной безопасности являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему социально-принудительной силой, в том числе, ценностно-нормативные системы общества, социальная солидарность и другие [6]. С точки зрения М. Вебера, предметом социальной безопасности является мотивация социального действия [8].
Некоторые исследователи отмечают, что социальная безопасность может рассматриваться в узком и широком смыслах. Так, согласно их точке зрения, в узком понимании этого слова социальная безопасность может ассоциироваться с понятием «социальное обеспечение» (одна
из функций государства по материальному обеспечению нуждающихся], в широком же смысле оно отождествляемо с термином «национальная безопасность» [5, с. 24]. В данном случае очевидна подмена предмета социальной безопасности.
Согласно теории А. Маслоу, «безопасность» является одной из жизненно важных потребностей человека [7]. В этом случае социальную безопасность следует рассматривать как одну из важнейших потребностей социума. Социальная безопасность может быть охарактеризована как способность к воспроизводству, многовариантное развитие социума, его готовность ответить на вызовы изменяющегося мира.
В данной трактовке в обеспечении социальной безопасности значительную роль играет эффективность деятельности как органов государственной власти и местного самоуправления, в перечень функциональных обязанностей которых входит данная задача, так и институтов гражданского общества, у которых данный вид деятельности относится к естественному праву.
Как и другим видам безопасности, социальной безопасности присущи свои вызовы, угрозы и риски, которым должен быть противопоставлен надежный заслон. В качестве таковых, наряду с концепцией социетальной безопасности, выделяющей: давление на комфортность социальной среды; неэффективное управление социальными процессами; проникновение из сопредельных бедных государств в страну организованной преступности; рост национально-этнических конфликтов; распространение международного терроризма, следует выделить еще целый ряд.
Так, социальной безопасности угрожают процессы, несущие отрицательные изменения в жизни социума, социальных институтов, социальных групп и индивидов, деградация социальной структуры, связанная с маргинализацией и люмпенизацией социума; растущее число традиционных и новых внутренних гражданские конфликтов; массовые нарушения прав наций, этносов и человека; рост протестных настроений; насильственных преступлений, распространение наркотиков и др.
Угрозой социальной безопасности выступает возникновение, углубление и чрезвычайный рост социальной напряженности в обществе, расширение протестной базы с одновременной мобилизацией другой части общества вокруг власти, проблемы социальной мобильности, отбора лучших, передачи новым поколениям традиций и навыков культуры, разрушение системы ценностных ориентаций, хаос в системе ролевых ожиданий, несогласующееся разнонаправленное поведение, межнациональные и межэтнические конфликты.
Оценкой эффективности обеспечения социальной безопасности социальными институтами является способность социальной системы к саморегулированию, развитию и совершенствованию. Среди органов государственной власти, в чьи функциональные обязанности входит обеспечение социальной безопасности, исключительно важное значение имеет деятельность правоохранительных и правозащитных органов (МВД, прокуратуры, судебной системы], органов здравоохранения, образования и социальной защиты.
В последние десятилетия состояние социальной безопасности в России трудно назвать удовлетворительным. Так, согласно данным МВД, в период 1991 - 1999 годов в результате различных преступлений погибло более 740 тыс. человек. Опросы ВЦИОМ в период с 1993 по1998 год показывали, что порядка 65-70% не чувствовали себя в безопасности на улицах. Аналогичная ситуация продолжает и в настоящее время.
Социологические исследования, экспертные опросы показывают низкий уровень защиты общества. Так, ответы экспертов относительно наличия в обществе тревоги распределяются следующем образом: очень высокий (критический] уровень тревоги (очень низкая безопасность] - 3%; высокий уровень тревоги (низкая безопасность] - 24%; повышенный уровень тревоги - 34%; средний уровень тревоги - 31%; пониженный уровень тревоги 8%; низкий уровень тревоги (высокая безопасность] - 0% [2, с. 12].
Как уже отмечалось ранее, социальную безопасность характеризует доверие к институтам государства и местного самоуправления, а также институтам гражданского общества. Согласно данным социологических исследований («Левада-центр», ВЦИОМ] испытывают доверие к правительству 26% населения, к прокуратуре - 24%, суду - 22%.
В рейтинге доверия к основным политическим и государственным институтам (всего 14 позиций], согласно данным ВЦИОМ, судебная система занимает 9-10 место. Отмечается низкий уровень доверия и к полиции. Ей доверяет, по оценкам ВЦИОМ, порядка 24% граждан. Лишь каждый четвертый уверен, что полиция защищает каждого гражданина в равной степени.
В то же время из социологических опросов ВНИИ МВД России в 2016 году следует, что доверие к полиции выражали 47% россиян (2015 г. - 46%], столько же (47%) относится к ней с недоверием.
Анализ динамики оценок ситуации в стране показывает, что за период с 1994 года по настоящее время ситуацию как нормальную оценивали в интервале от 2% (1998 г.] [1, 2] до 33% (2014 г.], как проблемную, кризисную в интервале от 45% (1998 г.] до 73% (2010 г.], как катастрофическую в интервале 51% (1998 г.] до 6% (2015 г.]. Согласно данным социологических опросов, сегодня 76% граждан не чувствуют себя в безопасности, 45% испытывают страх, 82% опасаются новых терактов. Удовлетворены медицинской помощью менее 42% населения [4, с. 54].
Среди институтов гражданского общества в обеспечении социальной безопасности большое значение имеет деятельность Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации. Оценка эффективности реализации социальных функций данными общественными институтами неудовлетворительна. Так, 44% респондентов считают, что институты гражданского общества никак не влияют на обеспечение социальной безопасности.
В настоящее время, как правило, уровень социальной безопасности оценивается по способности государства и общества: 1] не допустить ситуацию возникновения социального взрыва, деградации социальной структуры (как ее нивелирования, так и развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации]; 2] обеспечить устойчивость социальной структуры, сбалансированность вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; 3] поддержать адекватность системы ценностных ориентаций и культуры, общественного поведения необходимых социуму.
В современных условиях основными недостатками системы обеспечения социальной безопасности в России являются: 1] несоответствие вызовам и угрозам эффективности деятельности органов государственной власти в чьи функциональные обязанности входит решение данного круга задач; 2] недостаточная активность институтов гражданского общества (федеральной и региональных общественных палат] в деле выявления вызовов и угроз социальной безопасности, внесения в органы государственной власти предложений по их недопущению, устранению, нейтрализации; 3] отсутствие должного взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти в обеспечении социальной безопасности.
Повышение уровня вызовов, рисков и угроз социальной безопасности требует разработки качественно новой стратегии в области обеспечения социальной безопасности. При этом, основными принципами новой стратегии должны стать следующие:
Социальная безопасность достигается на основе согласия, а не навязывания силой, принимаемые меры воспринимаются обществом как легитимные. Политика обеспечения социальной безопасности тесно интегрирована в стратегию поддержки прав национальных и этнических сообществ, человека, укрепления и развития демократии.
Повышение эффективности системы социальной безопасности требует обеспечить высокий уровень социального партнерства, координации институтов гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления. Социальная безопасность нуждается в сохранении стабильности и устойчивости системы защиты интересов и ценностей социума.
Литература
1. Аналитический доклад Института социологии РАН «Национальная безопасность России в оценках экспертов» М., 2012.
2. Давлетшина П. Аналитический доклад Института социологии РАН «Национальная безопас-
ность России в оценках экспертов». М., 2012.
3. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М., 2011.
4. Карпикова И.С. Качество и доступность медицинских услуг: мнение населения и специалистов
сферы здравоохранения // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 53-57.
5. Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность. Томск, 2007.
6. Dürkheim E. Pragmatism and Sociology. Cambridge, 1955.
7. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York, 1970.
8. Weber М. Theory of social and economic organization. New York, 1964.
Manukyan Artur Vazgenovich, graduate student; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (82, pr. Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]
SOCIAL SECURITY AS A SUBJECT SOCIOLOGICAL RESEARCH
Abstract
The article deals with the concept of "social security" as a special subject of scientific research, analyzes the specifics of the subject of social security, and outlines its main features. In domestic science, social security has a multidirectional interpretation. Since the social sphere functions on the principle of maintaining a certain qualitative and quantitative set of social parameters, in it, in contrast to other spheres, greater importance is attached to maintaining stability. In this context, social security is seen as a diverse system of using the available opportunities, values and traditions for the survival of society. Keywords: public authorities, society, social security, society, threats.
УДК 32 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-228-233
СУЩНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА «ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО» В НОВЕЙШИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Пинчук аспирант кафедры политологии и политического управления Института
Ирина общественных наук, Российская академия народного хозяйства
Викторовна и государственной службы при Президенте РФ
(119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82, стр.1]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена исследованию статуса деятельности добровольческих/волонтерских организаций в России в современной политико-правовой системе. На основании анализа эволюции правовой модели определения данных и смежных терминов в российском праве, а также концептов «волонтер» и «доброволец» в историческом контексте, а также современном политико-правовом дискусе были определены ключевые черты, характеризующие данные категории. В частности, автором предлагается разделить данные категории в зависимости от предметной области деятельности: «волонтер» - по отношению к социальным явлениям и процессам, «доброволец» - по отношению к военной и околовоенной сфере. Также в работе показано, что такое разделение позволит избежать коллизий при правоприменении и более объективно использовать данные категории при разработке программных документов, связанных с социально-политическим развитием российского общества.
Ключевые слова: доброволец, волонтер, добровольческое движение, волонтерское движение, благотворительная деятельность, социальный активизм, российское общество, история добровольческого движения России, политический процесс.
Очень часто социальная активность населения выражается в деятельности волонтерских/добровольческих организаций. Сегодня рост этих организаций и расширение сфер их деятельности требуют четкого определения, которое отразило бы сущность и специфику деятельности таких объединений граждан. Отсутствие такового порождает разброс в толковании и понимании того, что же такое «волонтерство» и «добровольчество».
В настоящее время правовой статус волонтера определен в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», раскрывающем термин «доброволец» [15]. Так же существуют законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности добровольцев.
Наличие нормативной базы не делает нас ближе к четкому пониманию дефиниций, отражающих суть этого социального явления. Напротив, можно говорить о различном наполнении категорий «доброволец» и «волонтер». Например, вот каким смыслом наполняет законодатель понятие «доброволец»: «Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности] (ст. 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») [15].