НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
УДК 94 (4) «492/1914»
Антипов В. С.
СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА КОНТРРЕФОРМ В СТРАНАХ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА
Статья посвящена вопросам формирования и состава социальной базы контрреформ — совокупности общественных слоёв, выступавших за прекращение реформ просвещённого абсолютизма, пересмотр их результатов. Рассматриваются причины и формы противодействия преобразованиям аристократии, духовенства, консервативных частей дворянства и бюрократии, разного рода монополистов, терявших свои привилегии. Анализируется феномен отчуждения социальных низов от реформаторов, особенности массовых протестных движений.
Ключевые слова: просвещённый абсолютизм, контрреформы, социальная база, аристократия, духовенство, дворянство, бюрократия, социальные низы.
Большинство стран, осуществлявших политику просвещённого абсолютизма, на определённом её этапе проходили через стадию контрреформ. Понятие «контрреформы» используется в исторической социологии при изучении одного из циклов (волн) общественного развития, когда системно проводятся преобразования, преследующие цель полной или частичной ликвидации результатов предшествующих реформ. Обусловлены контрреформы объективными причинами и являются составной частью процессов модернизации1.
1 Пантин В. И. Волны и циклы социального развития: Цивилизацион-ная динамика и процессы модернизации. М., 2004. С. 192-213.
Первая волна контрреформ в странах просвещённого абсолютизма прошла в 70-е гг. XVIII в. В Дании они осуществлялись в десятилетие после ареста и предания суду И. Ф. Струэнзе (1772 г.). В Неаполитанском королевстве начались после отстранения от рычагов управления Б. Тануччи (1776 г.), во Франции вслед за отставкой А. Р. Тюрго с поста генерального контролёра финансов (1776 г.), в Португалии позже свержения С. Помбала (1777 г.). Вторая, наиболее концентрированная их волна пришлась на последнее десятилетие XVIII в., когда почти одновременно шли контрреформы в России, Австрии, Пруссии, Швеции, Испании, Великом герцогстве Тосканском, ряде небольших государств Германии и Италии (Баварии, Саксонии, Парме и других). В 1795 г. ликвидация государственности Польши положила конец попыткам проведения реформ просвещённого абсолютизма в этой стране.
Активной стадии контрреформ предшествовало формирование их социальной базы — совокупности общественных групп и слоёв, боровшихся за прекращение реформ просвещённого абсолютизма и пересмотр результатов.
Специальная литература, посвящённая вопросам социальной базы контрреформ просвещённого абсолютизма, нам неизвестна. В то же время огромный фактический материал по её формированию и составу содержится в разделах зарубежных и отечественных исследований по истории политики просвещённого абсолютизма, освещающих её завершение2.
2 Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время (развитие культурных и социальных отношений). Т. 3. «Восемнадцатый век» и Французская революция. СПб., 1893; он же. Типологические курсы по истории государственного быта. Западноевропейские абсолютистские монархии XVI, XVII и XVIII веков. СПб., 1908; Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века, опыт целостного анализа. М., 2001; Коган М. А. Просвещённый абсолютизм в Дании: реформы Стру-
Социальный и политический блок сторонников контрреформ располагал значительными экономическими и политическими ресурсами. В него входили, прежде всего, недальновидные, корыстные, узкоэгоистические части «старых» властных элит. Они сопротивлялись даже тем преобразованиям, осуществление которых должно было, по замыслу просвещённых реформаторов, привести к спасению этих элит в целом, предупредить уничтожение их в результате социального взрыва.
Рассмотрим подробнее составные части этого блока.
Аристократия и придворные круги, терявшие в ходе преобразований просвещённого абсолютизма некоторые привилегии, оттесняемые новой бюрократией от руля управления, являлись одними из наиболее влиятельных сторонников начала контрреформ. Их важнейшим оружием становились интриги против реформаторов. Показательна судьба Тюрго. Генерального контролёра финансов обвиняли в стремлении узурпировать власть, его сторонников одного за другим вытесняли из властных структур. Во главе гонителей стояла королева Мария Антуанетта. В конце своего министерства он был буквально опутан тенетами интриг3. Подобное кольцо ненависти сжималось вокруг М. М. Сперанского, незадолго до отправления в ссылку. Добившись устранения реформатора или дождавшись смерти монарха, аристократия приступала к контрреформам.
Консервативное дворянство противодействовало проведению реформ. По мере их интенсификации усиливал-
ензе. Л., 1972; Митрофанов П. П. Политическая деятельность Иосифа II, её сторонники и её враги (1780-1790). СПб., 1907; Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979; Шлоссер Ф. Всемирная история. Т. 6. СПб., 1862; Anderson M. S. L'Europe au XVIII siècle. P., 1968; Bluche F. Le Despotisme éclairé. P., 1968; Gerchoy L. L'Europe de princes éclairis. 1763-1789. P., 1966; Meyer J. Le Despotisme éclairé. P., 1991; Vaucher P. Le Despotisme éclairé. 1740-1789. P., 1954 и др. 3 Фор Э. Опала Тюрго. С. 489-524.
ся раскол в среде дворянства на две группы: сторонников преобразований (меньшинство) и противников реформ (большинство). Подобный процесс проходил, например, в России накануне войны 1812 г., когда большинство дворян сплотилось в своём противодействии проектам Сперанского, и в то же время зарождалось будущее декабристское движение, объединявшее меньшинство сторонников продолжения реформ. Во всех странах большая часть дворянства сопротивлялась попыткам просвещённых реформаторов перераспределить часть сеньориальной ренты в государственную казну, защищать крестьян от чрезмерных изъятий со стороны землевладельцев. Это же относилось к указам, клавшим предел расширению дворянской земельной собственности за счёт крестьянских участков, регулированию барщины, ограничению судебных и иных прав дворян в отношении крестьян. Крайне болезненно воспринималось дворянами распространение сбора налогов на их сословие. Одной из причин краха реформ Иосифа II стал его патент февраля 1789 г., обложивший всю земельную собственность единым налогом, согласно которому не только крестьяне, но и дворяне обязаны были отдавать в казну 12,25 % от своих доходов с земли4.
При борьбе с просвещёнными реформаторами дворянство широко использовало традиционные институты феодального общества, в которых оно сохраняло ключевые позиции. Королевский и провинциальные парламенты во Франции сыграли исключительно важную роль в противодействии попыткам реформаторов (Ж. Б. Машо и других) изменить систему сбора налогов, распространить их на привилегированные сословия. Каждый эдикт Тюрго сопровождался протестами парламентов. 2 марта 1776 г. палаты Королевского парламента приняли развёрнутую ремонстрацию против его реформ. Э. Фор констатирует:
4 Padover K. Joseph II l'empereur révolutionnaire. P., 1936. Р. 88.
273
«Главным движущим фактором (отставки Тюрго. — В. А.) была парламентская оппозиция»5. Польские магнаты, контролировавшие сейм, неоднократно выступали против попыток централизации гибнущего государства, добивались постановлений, подтверждавших «кардинальные права», гарантировавшие шляхетские свободы и привилегии. Дворянские представители в риксдаге использовали этот орган в борьбе с реформами Густава III.
В многонациональных государствах дворянство возглавляло сепаратистские движения региональных и национальных сословных элит, терявших власть и традиционные привилегии. Разветвлённый заговор венгерского дворянства с целью сместить Иосифа II и заменить династию Габсбургов Гогенцоллернами положил конец реформам просвещённого абсолютизма в Венгрии. В Австрийских Нидерландах дело дошло до вооружённого восстания против его реформ. В Дании после начала реформ Струэн-зе сразу же активизировались норвежские сепаратисты.
История политики просвещённого абсолютизма наполнена дворянскими заговорами против реформаторов. В 1756 и 1758 гг. в Португалии Помбал беспощадно, прибегнув к казням, используя даже инквизиционные процессы, подавил сопротивление врагов преобразований среди дворянства. Густаву III при поддержке податных сословий удалось расправиться с офицерами-заговорщиками, но, в конце концов, он погиб от руки одного из них. Наоборот, противники реформ успешно осуществили переворот в Дании, Струэнзе был арестован и публично казнён. Екатерине II всё царствование приходилось считаться с возможностью дворцового переворота. В Польше магнаты, образовав Барскую конфедерацию (1767-1771 гг.), вели военные действия против Станислава Понятовского, пытавшегося начать реформы. Тарговицкая конфедерация (1792-1793 гг.), создан-
5 Фор Э. Указ соч. С. 522.
ная теми же реакционными силами, сорвала введение демократической конституции 1791 г.
Абсолютное большинство духовенства поддерживало контрреформаторов.
Католический клир сопротивлялся политике рега-лизма, возрастанию государственного контроля над церковью гораздо упорнее, чем протестантское духовенство. Он обладал значительными финансовыми и земельными ресурсами, сетью влиятельных монашеских орденов, возглавлялся единым центром — папской курией. Духовенство на всех уровнях от Папы Римского до деревенского клирика саботировало проведение реформ, подстрекало массы верующих к сопротивлению им. Епископы протестовали против нововведений в Австрийских Нидерландах, а после начала восстания поддержали мятежников. «Когда в Лувене появились новые профессора с новыми руководствами, тамошние студенты теологии подняли целый бунт»6. В Великом Герцогстве Тосканском в 1780-е гг. епископат решительно высказался против предложенной Пьетро Леопольдо широкой церковной реформы, от которой в результате пришлось отказаться. Неприятие клиром реформ объяснялось распространением налогов на духовенство, секуляризацией и ограничением церковной земельной собственности. Вмешательство государственных чиновников в дела монастырей, сокращение их численности и регулирование количества монахов встречали постоянное противодействие. Выдворение иезуитов из Испании, Франции, Португалии, Неаполитанского королевства осуществлялись вопреки сопротивлению Святого престола, вынужденного, в конце концов, подчиниться воле просвещённых монархов и упразднить «Общество Иисуса». Оспаривались и становились орудием клерикальной пропаганды даже незначительные светские нов-
6 Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время. С. 384.
275
шества. Так, Тюрго ставилось в вину предложение об исключении из текста присяги слов об истреблении еретиков. Разрешение на продажу мяса в дни поста трактовалось как недопустимое нарушение религиозных норм. Его противники утверждали даже, что движение без остановок, введённых им быстрых экипажей — тюргозин, якобы мешало пассажирам посещать богослужение7.
Протестантские церкви в годы Реформации были подчинены абсолютистской администрации, лишены земельной собственности. Несмотря на это, большинство пасторов поддерживали контрреформы, некоторые из них сыграли в их проведении значительную роль (О. Гульд-берг в Дании, И. Х. Вёльнер в Пруссии). В России православная церковь после введения Петром I синодального управления не могла оказать серьёзного сопротивления просвещённым реформаторам. Из церковных иерархов только Арсений Мацеевич открыто протестовал против секуляризационной реформы Екатерины II. Наоборот, православные и протестантские общины в Австрии поддерживали просвещённый абсолютизм, расширивший их права толерантным патентом 1781 г.
Против реформ просвещённого абсолютизма выступали различные слои бюрократии. Часть старого дореформенного чиновничества открыто противилась их проведению. Например, И. Р. Хотек, канцлер австрийско-богемской канцелярии с самого начала правления Иосифа II решительно боролся против его проектов налоговой и крестьянской реформ, и был вынужден уйти в отставку в 1788 г. Часть старой бюрократии внешне приспосабливалась к требованиям просвещённых монархов и министров, оставалась в структурах власти, исподволь саботируя реформы. Обычно такого рода чиновничество составляло
7 Лучицкий И. В. Тюрго // Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 34. СПб., 1902. С. 338.
большинство государственного аппарата. По мере продолжения реформ, возникавших в ходе их трудностей, тормозящая роль этой социальной силы возрастала. «Новая» бюрократия, рождавшаяся по мере осуществления политики просвещённого абсолютизма, разумеется, была лояльнее, но в критический момент её часть, казалось бы, прочно связанная с преобразованиями, переходила на сторону противников реформ. Так, в Испании изменили свою позицию после смерти Карла III некоторые его соратники, например, Х. Флоридабланка. Наконец, в ходе контрреформ рождался тип бюрократа-реакционера; в этой связи можно вспомнить М. Годоя в Испании, А. А. Аракчеева в России, Вёльнера в Пруссии, Гульдберга в Дании. Многие из них ранее принадлежали к категории бюрократов-приспособленцев, в ходе реформ следовавших официальному курсу или державшихся в тени.
По мере продолжения реформ просвещённого абсолютизма усиливалось сопротивление разного рода монополистов, терявших свои привилегии. К ним, например, относились откупщики, боявшиеся отмены старой системы сбора налогов и таможенных пошлин, хлебные барышники, утрачивавшие доходы при введении свободной торговли хлебом. Врагами реформ оказывались цеховые корпорации, лишавшиеся при введении свободы ремесленного производства монополии на изготовление определённых товаров. Например, эдикты Тюрго, направленные на ликвидацию цеховых организаций, вызвали ожесточённое сопротивление «шести гильдий» Парижа. Цеха меховщиков, торговцев колониальными товарами, галантерейщиков и других энергично протестовали против нововведений. В мемуаре цеха портных, в частности, утверждалось, что его упразднение «нанесёт роковой удар нравам, ибо тогда мужчины станут обшивать женщин, а женщины мужчин»8.
8 Цит. по: Фор Э. Указ. соч. С. 451.
Социальные низы практически никогда активно не поддерживали преобразования просвещённого абсолютизма. Тем более они не выступали в поддержку реформаторов, оказавшихся в трудном положении. Можно привести только один противоположный пример, когда Густав III в 1788-1789 гг. в критический момент противостояния с дворянством обратился к податным сословиям и получил их массовую поддержку. Но это исключение только подтверждает общее правило. Объясняется оно, видимо, давними традициями влияния шведских податных сословий, в том числе и крестьянства, на внутриполитические процессы, их участия в деятельности риксдага.
Назовём некоторые из причин феномена отчуждения народной массы и просвещённых реформаторов.
Реформаторы проводили политику патернализма, исповедуя принцип «всё для народа, ничего посредством народа». Подданные просто должны были повиноваться решениям, принимаемым властями.
Представления большей части социальных низов — носителей традиционной культуры — не совпадали с идеями просветителей, лежавшими в основе доктрины просвещённого абсолютизма. Разрушение привычных норм жизни, нападки на религию вызывали отторжение значительной части городского плебса и крестьянства. Особенно болезненно воспринимались нападки на привычные религиозные ценности. Когда в Тоскане были предприняты первые шаги по осуществлению церковной реформы в янсенистском духе, начались волнения населения, отстаивавшего своё право на почитание мощей. От реформы пришлось отказаться. Крайне непопулярными в Австрии оказались аналогичные меры Иосифа II по регулированию церковных ритуалов.
Реформаторы, проводя реорганизации, не считались с их, зачастую, негативными экономическими последст-
виями для социальных низов. Интенсивно проводимые масштабные реформы требовали увеличения государственных расходов (для поддержки промышленности, проведения активной внешней политики и т. п.). Росло фискальное бремя. Всё это требовало большего напряжения народных сил. Народ убеждался, что реформы, несмотря на все манифесты об «общем благе», продиктованы не заботами о нём, а иными целями, что трудящуюся массу ждёт не облегчение её положения, а эксплуатация новыми людьми в новых формах.
Массы мечтали о гораздо более радикальных реформах, чем проводившиеся. В некоторых случаях начинавшиеся реформы создавали среди общественных низов социально-психологическую атмосферу ожидания того, что преобразования распространятся и на них. Вскоре после восшествия на престол Иосифа II и начала его интенсивных реформ среди чешских крестьян распространялись слухи о «золотом патенте» императора, провозглашающего свободу крепостным крестьянам. Нечто подобное происходило и в России накануне крестьянской войны Пугачёва. Народная молва утверждала, что вслед за манифестом о вольности дворянской будут изданы аналогичные указы о вольности крестьян, подготовленные Петром III. А. Сорель писал: «Неполные, неопределённые, частные реформы не удовлетворяли желания, а возбуждали новые надежды. Они лишь подтверждали ту идею, что старый мир одряхлел и надо его обновить, приучали народ к быстрым переменам, развивали любовь к последним и потребность в них ... распространялось глухое беспокойство, глубокая тревожность»9.
Можно выделить несколько типов реагирования народных масс на реформы просвещённого абсолютизма. Преобладало равнодушие, апатия, убеждённость, что пе-
9 Сорель А. Европа и французская революция. Т. 1. СПб., 1892. С. 105.
279
ремены — дело верхов, дело начальства. По мере ухудшения экономического положения нарастало недовольство. Оно перерастало в пассивное глухое сопротивление, неповиновение местным властям, отказ от выполнения повинностей, бегство на окраины государства (в России и Австрии). В самых крайних ситуациях протест выражался в форме волнений и мятежей. В 1773-1775 гг. Россию потрясла крестьянская война. В 1784 г. численность восставших крепостных трансильванских крестьян в Австрии достигала двадцати — тридцати тысяч10. В 1775 г. мятежные чешские крестьяне дошли до Праги11. «Восстание Страстной недели» населения Мадрида в 1766 г. заставило Карла III полностью сменить состав правительства12. В 1757 г. Помбал жесточайшим образом подавил народные волнения против Генеральной компании виноградников. В 1799 г. в Неаполе массовое «санфедистское движение» («движение за веру») смело сторонников продолжения реформ и их французских покровителей.
Некоторые характерные особенности причин, хода и последствий народных выступлений против реформ просвещённого абсолютизма можно проследить на примере так называемой «Мучной войны». Такое наименование было дано современниками, а затем утвердилось в историографии, волне хлебных беспорядков апреля — мая 1775 г., охвативших ряд районов Франции. Абсолютное большинство их участников составляли социальные низы общества (в сельской местности крестьяне, работники ферм, деревенские ремесленники, в городах безработные,
10 Помпилиу Т. Эпоха Просвещения в румынских землях // История Румынии. М. 2005. С. 391-395.
11 История Чехословакии. Т. 1. М., 1956. С. 282-286.
12 Суховерхов В. В. Преобразования просвещённого абсолютизма в Испании // ВИ. 2010. № 9. С. 39-40.
подёнщики, подмастерья, подсобные рабочие и т. п.)13. Движение носило стихийный характер. «Ни в одном источнике не видно следов организационных центров и связей, политической программы»14. Главной силой народного движения повсеместно выступала протестующая толпа.
Толчком для массовых выступлений стала попытка Тюрго, занявшего в августе 1774 г. ключевой пост генерального контролёра финансов, приступить к проведению реформ просвещённого абсолютизма, начав с либерализации хлебной торговли. Тезис о необходимости введения свободы торговли зерном, мукой и хлебом был одним из основных в программе физиократов — теоретиков экономической политики просвещённого абсолютизма. Тюрго — видный физиократ, ещё в 1761 г. писал: «Убыточно низкие цены и дороговизна могут быть устранены лишь равной ценой, а равная цена может быть установлена лишь при полной свободе обращений и хранения (хлебных продуктов. — В. А.). ...Чем более обширное пространство охватывает торговля зерновыми, ... тем большими и более надёжными становятся выгоды этой торговли»15.
13 сентября 1774 г., через три недели после вступления реформатора в должность, был опубликован подготовленный им королевский указ, реализовавший эти положения. Он гласил: «Его Величество категорически запрещает кому-либо, в первую очередь полицейским судьям и всем должностным лицам, так же как и сеньорам, чинить какие-либо препятствия свободной циркуляции зерна и муки из провинции в провинцию; останавливать транспорт под любым предлогом; чинить помехи продав-
13 См. подробнее: Люблинский В. С. Новые данные о майских волнениях 1775 г. в Париже // ВИ. 1955. № 11. С. 114; Рюде Д. Народные низы в истории. 1730-1848. М., 1984. С. 46.
14 Люблинский В. С. Указ. соч. С. 117.
15 Тюрго А. Р. Торговля зерновыми. Набросок письма генеральному контролёру Бертену о проекте эдикта / / Тюрго А. Р. Избранные экономические произведения. М., 1961. С. 87.
цу, фермеру, земледельцу и другим доставлять зерно или муку на рынок, продавать повсюду, где они пожелают»16.
Эдикт 13 сентября полностью соответствовал принципам доктрины просвещённого абсолютизма. В нём в полной мере выразился «бескомпромиссный либерализм Тюрго»17. Эдикт порывал со старыми представлениями, требовавшими от короля гарантии продовольственной безопасности подданных, и открывал дорогу распространению рыночных капиталистических отношений в экономической сфере. Его восторженно встретили Вольтер и энциклопедисты18. Однако уже через несколько месяцев реализация эдикта привела к обвальному росту цен. Положение усугубилось неурожаем предшествующих двух лет, резким сокращением запасов зерна к весне 1775 г. Началась спекулятивная скупка хлебных продуктов торговцами, намеревавшимися впоследствии прибыльно их перепродать. Значительная часть социальных низов оказалась на грани голода.
Очередной «кризис старого порядка» разразился в условиях нараставшей общей социальной нестабильности, характерной для последних десятилетий французского абсолютизма. Главной целью бунтующих толп был не просто грабёж хлебных лавок, складов и барж с зерном. Как убедительно показал анализ протоколов следственных допросов, участники волнений добивались восстановления дореформенной патерналистской продовольственной политики «короля-хлебопёка», обязанного, согласно традиционным представлениям, обеспечить «справедливую» цену хлеба, доступную для бедноты.
Протестующие повсеместно проводили принудительную таксацию, заставляя владельцев зерна, муки и хлеба продавать их по привычным для них ценам.
16 Turgot A. R. Arrest du conseil d'État du Roi du 13 septembre 1774 // Turgot A. R. Textes choisis. P., 1947. P. 362.
17 Фор Э. Указ. соч. С. 235.
18 См.: Люблинский В. С. Вольтер и «Мучная война» // Из истории общественных движений и международных отношений. Сборник статей в память академика Е. В. Тарле. М., 1957. С. 135-147.
В ходе беспорядков реализовалась стихийная народная альтернатива замыслу просвещённого реформатора, осуществлялись принципы «моральной экономики бедных». Это понятие было введено в научный оборот в 1960-е гг. британским историком Э. П. Томпсоном в исследованиях, посвящённых английским продовольственным бунтам. Учёный подразумевал под «моральной экономикой» неписаные представления социальных низов о справедливых экономических отношениях между различными общественными слоями, их взаимных обязанностях, легитимности или нелегитимности принимаемых властями решений. Он определял «моральную экономику» как свод «моральных правил или естественных прав, среди которых важнейшим является право на существование»19. Поведение протестующих, согласно Томпсону, «было основано на традиционном понимании социальных норм, а так же на представлениях о хозяйственных функциях, долге и особых обязанностях некоторых членов общества»20.
Беспорядки были подавлены с помощью войск. Но одновременно с репрессивными мерами королевская администрация была вынуждена фактически отказаться от проведения в жизнь эдикта 13 сентября. Юридически он был отменён вместе с остальными эдиктами, подготовленными реформатором, в июле 1776 г. сразу же после отставки Тюрго.
Во время «Мучной войны», так же как и в других случаях выступлений социальных низов против преобразований просвещённого абсолютизма, народное сопротивление сужало социальную базу реформ, объективно работало на контрреформаторов.
Противодействие преобразованиям просвещённого абсолютизма «снизу» не оставалось без последствий, вы-
19 Цит. по: Чеканцева З. А. О новом подходе к истории народных движений: Франция ХУТ-ХУШ вв. // ННИ. 1993. № 4. С. 80.
20 Оболенская С. В. Реферат по книге: Томпсон Э. П. Плебейская культура и моральная экономика. Статьи по английской социальной истории XVIII и XIX веков / / История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. С. 182.
нуждало реформаторов корректировать планы реорганизаций, замедлять их темп.
Источники
Тюрго А. Р. Торговля зерновыми. Набросок письма генеральному контролёру Бертену о проекте эдикта / / Тюрго А. Р. Избранные экономические произведения. М., 1961. С. 81-90. Turgot A. R. Arrest du conseil d' État du Roi du 13 septembre
1774 // Turgot A. R. Textes choisis. P., 1947. P. 355-364.
Литература История Чехословакии. Т. 1. М., 1956.
Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время (развитие культурных и социальных отношений). Т. 3. «Восемнадцатый век» и Французская революция. СПб., 1893.
Кареев Н. И. Типологические курсы по истории государственного быта. Западноевропейские абсолютистские монархии XVI, XVII и XVIII веков. СПб., 1908. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России
XVIII века, опыт целостного анализа. М., 2001. Коган М. А. Просвещённый абсолютизм в Дании: реформы
Струензе. Л., 1972. Лучицкий И. В. Тюрго // Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 34. СПб., 1902. С. 334-339. Люблинский В. С. Новые данные о майских волнениях
1775 г. в Париже // ВИ. 1955. № 11. С. 113-117. Люблинский В. С. Вольтер и «Мучная война» // Из истории
общественных движений и международных отношений. Сборник статей в память академика Е. В. Тарле. М., 1957. С. 135-147. Митрофанов П. П. Политическая деятельность Иосифа II,
её сторонники и её враги (1780-1790). СПб., 1907. Оболенская С. В. Реферат по книге: Томпсон Э. П. Плебейская культура и моральная экономика. Статьи по английской социальной истории XVIII и XIX веков // История ментальностей, историческая антропо-
логия. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. С. 180-198.
Пантин В. И. Волны и циклы социального развития: Ци-вилизационная динамика и процессы модернизации. М., 2004.
Помпилиу Т. Эпоха Просвещения в румынских землях / / История Румынии. М., 2005. С. 365-416.
Рюде Д. Народные низы в истории. 1730-1848. М., 1984.
Сорель А. Европа и французская революция. Т. 1. СПб., 1892.
Суховерхов В. В. Преобразования просвещённого абсолютизма в Испании / / ВИ. 2010. № 9. С. 35-51.
Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979.
Чеканцева З. А. О новом подходе к истории народных движений: Франция XVI-XVIII вв. / / ННИ. 1993. № 4. С. 74-86.
Шлоссер Ф. Всемирная история. Т. 6. СПб., 1862.
Anderson M. S. L'Europe au XVIII siècle. P., 1968.
Bluche F. Le Despotisme éclairé. P.. 1968.
Gerchoy L. L'Europe de princes éclairis. 1763-1789. P., 1966.
Meyer J. Le Despotisme éclairé. P., 1991.
Padover K. Joseph II l'empereur révolutionnaire. P., 1936.
Vaucher P. Le Despotisme éclairé. 1740-1789. P., 1954.
Vladimir S. Antipov Counter Reforms' Social Base in Enlightened Absolutism Countries
The article considers the issues of formation and composition of the counter reforms' social base as a combination of social strata who advocated enlightened absolutism reforms termination and reviewing their results. It analyzes the causes and the forms of opposition by the aristocracy, the clergy, the nobility, the conservative parts of the bureaucracy, and various monopolists who lost their privileges. It examines the phenomenon of the lower classes estrangement from the reformers, and reviews mass protest movements' characteristics.
Key words: enlightened absolutism, enlightened despotism, counter reforms, social base, aristocracy, clergy, nobility, bureaucracy, lower classes.