Научная статья на тему 'Социальная активность современной российской молодежи'

Социальная активность современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7897
1435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / SOCIAL ACTIVISM / RUSSIAN YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Екатерина Светославовна

В статье дается характеристика уровней, форм и сфер социальной активности современной российской молодежи, представлены психологические детерминанты социальной активности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соколова Екатерина Светославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the levels, forms and spheres of social activity of contemporary Russian youth. The psychological determinants of social activity of youth are represented.

Текст научной работы на тему «Социальная активность современной российской молодежи»

Социальная активность современной российской молодежи*

Е. С. Соколова (Московский гуманитарный университет)**

В статье дается характеристика уровней, форм и сфер социальной активности современной российской молодежи, представлены психологические детерминанты социальной активности молодежи.

Ключевые слова: социальная активность, российская молодежь.

Social Activity of Contemporary Russian Youth

E. S. Sokolova

(Moscow University for the Humanities)

The article characterizes the levels, forms and spheres of social activity of contemporary Russian youth. The psychological determinants of social activity of youth are represented.

Keywords: social activism, Russian youth.

Проблемы формирования и развития социальной активности молодежи, анализ специфики ее проявления в зависимости от социально-демографических и психологических характеристик являются предметом междисциплинарных исследований на протяжении многих лет. В различные периоды, сформировавшиеся в обществе представления об активной личности, существенно различались, и в разные годы были предприняты попытки как осуществить анализ понятия социальной активности в целом, так и определить ее мотивационно-ценностный и целевой компоненты, необходимые для понимания направленности, форм и способов проявления молодежью активности на разных уровнях и в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время в российском обществе молодежь как социальная группа имеет противоречивый статус. С одной стороны, ее характеризуют как социально незрелую и политически индифферентную, с другой — считают социально-инновационным ресурсом и субъектом общественных преобразований. Как отмечает в своей работе Д. В. Кротов, российская студенческая

молодежь не ассоциативна, не видит в социальной активности смысла, не интересуется тем, что выходит за пределы личной жизни, слабо участвует в экологических движениях, не озабочена в отличие от ее зарубежных сверстников проблемами безопасности и социальной несправедливости; не просматривается позиция молодежи в борьбе с социальными болезнями современного российского общества. Он подчеркивает, что работающей молодежи свойственны узость социально-инновационной деятельности, концентрирование в сферах мелкого бизнеса и услуг (Кротов, 2009: 36).

Однако тенденции развития молодежных движений и сообществ таковы, что в последние годы отмечается рост понимания частью молодых людей значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Самоорганизация и самореализация такой молодежи осуществляется через деятельность молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления, но процент такой молодежи в нашей стране достаточно мал. По данным иссле-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №08-06-00786а).

** Соколова Екатерина Светославовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: sokolovaket@mail.ru

дований, в молодежных объединениях сейчас состоит около 7% молодежи, 5% ранее состояли в них, а 20% хотели бы участвовать в их работе (Кротов, 2009: 49). Именно эта малая часть представляет собой молодежь, являющуюся социальным, политическим, экономическим ресурсом общества и потенциалом развития России для обеспечения ее конкурентоспособности. Выявление специфики и психологических детерминант социальной активности российской молодежи выступало целью исследования, результаты которого представлены в данной статье.

В программе исследования были предусмотрены специальные вопросы для выявления смыслов, которые вкладывают респонденты в понятие социальной активности. Выявлено, что структуру представлений молодежи о социальной активности составляют следующие смысловые категории: «общественная деятельность», «личностная особенность человека», «коммуникация», «защита людей, помощь и польза людям», «мое будущее и карьера», «достижение целей», «реализация личностных потенциалов», «лидерство», «приятный досуг». Это является важным фактором того, как они видят и понимают суть своей деятельности, ее смысл и содержание, какие образы приписывают себе и своему окружению. В исследовании также установлено, что все респонденты идентифицируют себя с социально активной молодежью. На вопрос «Считаете ли Вы себя социально активным человеком?» 75 человек дали однозначные утвердительные ответы, 36 — положительные ответы, дополненные некоторыми комментариями («в какой-то мере» и т. д.).

Критериями выделения уровней социальной активности выступали следующие основания: соотношение собственной инициативы и организаторских способностей респондентов характеризовало инициативный уровень, соотношение ответственности и деятельности как исполнителя-специалиста — исполнительский уровень; активное участие в предлагаемых мероприятиях — допусти-

мый уровень. В большинстве случаев респонденты отмечали, что они принимают активное участие в различных мероприятиях в зависимости от их вида и того, насколько они для них интересны, а респонденты, выступающие координаторами и ответственными исполнителями, в качестве критерия для участия в мероприятиях отмечали степень своих знаний и умений в данной сфере деятельности. В целом установлено, что социально активная молодежь реализует свою активность на всех трех уровнях. Однако интерес к деятельности, ее вид, знания, навыки и умения в этом виде деятельности, наличие организаторских способностей и личной инициативы являются факторами, определяющим уровень социальной активности молодежи.

По самооценке степени социальной активности все респонденты были разделены на две группы. Первую составили респонденты, оценившие степень своей активности от 5,5 до 7,0 (максимально возможных) балла, определенные в данном исследовании как «социально активные в высокой степени», вторую группу — оценившие в интервале от 4,0 до 5,4 балла, определенные как «социально активные в средней степени». Самооценка степени социальной активности менее

4 баллов не представлена.

Соотнесение самооценки респондентами степени социальной активности, форм и сфер ее проявления позволяет сделать интересные выводы. Молодежь, социально активная в высокой степени, чаще всего проявляет себя в качестве организаторов различных мероприятий (64% респондентов), координаторов какой-либо деятельности, специалистов (59%) и ответственных за какой-то объем работы (53%). Причем наиболее распространенными сферами жизнедеятельности, в которых проявляется социальная активность данной группы молодежи, являются образовательная, профессиональная и культурно-досуговая, а экологическая, художественно-эстетическая сферы и семья занимают последние места. Интересным является тот факт, что предпочитаемыми фор-

мами социальной активности для них являются: быть лидером в своей группе, возглавлять организацию (57% респондентов) и быть организатором различных мероприятий (51%). К сожалению, лишь небольшая часть респондентов предпочитают добровольно помогать социально незащищенным группам граждан (15%) и участвовать в социально значимых программах (18%).

Молодежь, социально активная в средней степени, чаще всего проявляет себя в качестве участников, готовых помочь в любом деле (75% респондентов). Наиболее распространенными сферами жизнедеятельности для проявления социальной активности выступают культурно-досуговая, образовательная и спортивная. Экологическая, научноисследовательская, экономическая и политическая сферы, так же как и в первой группе молодежи, представлены незначительно. Предпочитаемыми формами социальной активности для них являются: делать что-то полезное, активно участвовать в жизни своей группы, коллектива, организации, общества (64% респондентов) и участвовать в предлагаемых социально значимых программах (47%), что существенно отличает их от первой группы молодежи. Это свидетельствует о том, что проявление активности в социально значимой сфере имеет место у молодежи, оценивающей себя как активную в средней степени, в то время как молодежь, оценивающая себя высоко активной, ориентирована на статусные позиции и реализацию своего лидерского, организаторского потенциалов.

Молодежь, оценивающая себя социально активной в средней степени, свое отношение к социальной активности демонстрирует через позицию «мне нравится время от времени участвовать в различных мероприятиях». Причем респонденты имеют средние значения самооценки успешности социальной активности и удовлетворенности ею (в среднем 4,4 и 4,0 балла соответственно), однако у них наблюдается высокое стремление повысить уровень своей социальной активности (5,7 балла). Возможно, это связано с тем,

что большинство из них не состоят в молодежных общественных объединениях и проявляют свою активность время от времени. Однако респонденты достаточно высоко оценивают жизненные условия для проявления социальной активности (5 баллов) — большинство из них также являются учащимися и проживают в городе.

Интересными являются результаты исследования уровня притязаний социально активной молодежи. Большинство представителей группы респондентов социально активных в высокой степени в настоящий момент являются лидерами, руководителями молодежных объединений или их активными членами, кураторами программ и т. д., имеют высокий или средний социальный статус в своей организации или учебной группе. При этом они отмечают высокую значимость для них занимаемого статуса (5,7 балла). Однако в будущем все представители этой группы молодежи желают иметь исключительно высокий социальный статус, причем они высоко оценивают шансы в достижении желаемого статуса (5,8 балла) и относительно низко — трудность его достижения (3,8 балла). Таким образом, эта группа респондентов характеризуется достаточно высоким уровнем притязаний. Респонденты, социально активные в средней степени, в настоящий момент имеют относительно низкий социальный статус в своей организации или учебной группе. Но они все же отмечают достаточно высокую значимость для них занимаемого статуса (5,5 балла). В будущем представители этой группы молодежи желают иметь высокий социальный статус, причем они достаточно высоко оценивают шансы в достижении желаемого статуса —

5 баллов, однако и степень трудности его достижения тоже составляет в среднем 4 балла. Это характеризует данную группу как молодежь с высоким уровнем притязаний и мотивацией достижения.

Также вызывает интерес следующий факт. Молодежь, активная в высокой степени, считает современное поколение молодежи более активным по сравнению с предыдущими

поколениями, например по сравнению с их родителями, в то время как молодежь, активная в средней степени, подчеркивает, что социальная активность современного поколения молодежи не изменилась. Подобные высказывания связаны с восприятием социально активной молодежи себя и оценкой своей социальной активности и отражают действие механизма проецирования.

Понимание мотивационно-ценностного компонента социальной активности современной российской молодежи необходимо потому, что, как подчеркивает К. А. Абуль-ханова-Славская, в процессе мотивации актуализируется система способов взаимодействия личности с обстоятельствами ее жизнедеятельности, т. е. реализуется избранный субъектом способ осуществления жизни (Абульханова-Славская, 1991: 74). Таким образом, мотивы активности субъекта связаны с направленностью личности и ценностями, которые определяют способы и средства удовлетворения потребностей.

Типы направленности личности в обеих группах социально активной молодежи представлены в следующей последовательности (по мере убывания средних значений): «на себя», «на сохранение отношений», «на объект», «на самореализацию», «на дело», «на самоутверждение», «на группу», «на позицию», «на другого человека», «на обособление». Таким образом, молодежь с высокой степенью социальной активности в большей степени характеризуют направленность на сферу своих личных интересов, на сохранение гармонии в отношениях с самим собой и другими людьми, на жизненную стабильность и уверенность в своем будущем. Кроме того, она стремится к обретению культуры и творчества, расширению сферы своих знаний и возможностей их правильного приложения к жизни, к жизненному самоопределению и реализации своих потенциалов. Однако настораживает тот факт, что на последних местах оказались такие типы направленности, как «на группу» и «на другого человека», что показывает слабость коллективистских принципов, достаточно низ-

кий уровень помогающего поведения и альтруистических тенденций.

Мотивация социальной активности у данной группы респондентов подтверждает ее узколичностную направленность. Из числа мотивов социальной активности у всей социально активной молодежи наиболее выраженными являются: социальное обучение, самореализация, общение.

Таким образом, молодежь проявляет социальную активность для того, чтобы чему-то полезному научиться, получить новые навыки и знания, совершенствовать свои умения в различных сферах деятельности. Причем в группе респондентов, в высокой степени социально активных, эта мотивация более свойственна юношам до 20 лет, имеющим направленность личности «на сохранение отношений» и «на самореализацию». Однако в группе респондентов в средней степени социально активных она более свойственна девушкам, желающим повысить уровень социальной активности. Это характери-зирует молодежь как стремящуюся к получению социальных навыков взаимодействия, развитию толерантности, уверенности в себе, с целью суметь воплотить себя, свои мечты в жизнь, творить и повышать уровень своего мастерства в каком-либо деле. Кроме того, мотивация социального обучения в обеих группах молодежи имеет отрицательную взаимосвязь с показателем оценки успешности своей социальной активности (г = -0,28 и г = -0,49 соответственно): чем ниже оценка успешности, тем в большей степени мо-лодые люди проявляют социальную активность, стремясь тем самым приобрести необходимые для успешности различные компетенции.

Также установлено, что через разные формы социальной активности молодежь стремится раскрыть свои способности и реализовать свои потенциалы. Причем подобная мотивация в группе молодежи с высокой степенью социальной активности больше свойственна учащимся юношам и девушкам в возрасте до 20 лет, имеющим направленность личности «на сохранение отношений»,

«на объект», «на другого человека» и склонным к помогающему поведению. А в группе молодежи со средней степенью социальной активности мотив самореализации больше распространен у девушек. Молодежи, мотивированной на самореализацию, свойственны жизненная мудрость, широта знаний и общая культура, воспитанность, терпимость к взглядам других людей, умение здраво и логично мыслить — все это необходимо, чтобы суметь эффективно реализовать себя. Важен тот факт, что данный мотив связан с пониманием людей, неравнодушным отношением к ним, помогающим поведением и проявлением альтруизма. Это может свидетельствовать о том, что, стремясь найти себя и самореализоваться, эта молодежь не будет действовать во вред окружающим, «перешагивать через людей», «идти по головам».

Исследуемая социально активная молодежь проявляет социальную активности и ради общения со сверстниками, другими интересными людьми, для того, чтобы иметь широкие социальные связи и круг знакомых. Причем в группе респондентов, социально активных в высокой степени, данная мотивация в большей мере свойственна учащимся юношам в возрасте до 20 лет, имеющим направленности личности «на себя», «на объект», «на другого человека» и склонным к помогающему поведению, а в группе респондентов, социально активных в средней степени, — девушкам. Интересным является факт, что данный мотив социальной активности отрицательно связан с другими ее показателями, а именно: с самооценкой успешности социальной активности (г = -0,31), с оценкой условий для проявления социальной активности (г = -0,27) и с оценкой шансов в достижении высокого социального статуса в будущем (г = -0,47). Из этого следует, что молодежь, более низко оценивающая условия для проявления социальной активности и ее успешность, а также свои шансы в достижении высокого социального статуса в будущем, стремится посредством общения установить необходимые социаль-

ные контакты и связи для положительного решения этих проблем.

Специфика мотивации социальной активности в группах респондентов, различающихся по степени социальной активности, проявляется в следующих мотивах. В группе молодежи с высокой степенью социальной активности мотивом социальной активности является также стремление к самостоятельности. Активность для того, чтобы чувствовать себя более самостоятельными, самим принимать решения, нести ответственность за других людей, в большей степени свойственна высокостатусным респондентам, проживающим в городе и имеющим высокий уровень притязаний. Выявлены взаимосвязи данной мотивации социальной активности с показателями социального статуса и уровня притязаний личности. Данный мотив положительно связан с показателями статуса в настоящий момент (г = 0,41), оценки степени его значимости (г = 0,31), с показателями желаемого статуса (г = 0,36) и оценкой шансов его достижения (г = 0,35), и отрицательно — с оценкой трудности достижения желаемого статуса (г = -0,26). Это свидетельствует о том, что молодые люди, проявляющие социальную активность ради самостоятельности, имеют в настоящий момент достаточно высокий статус в своей организации или учебной группе, высоко его ценят и хотят в будущем иметь еще более высокий статус. При этом они высоко оценивают свои шансы на успех в его достижении и считают, что для них это не составляет больших трудностей.

Мотив получения положительных эмоций и приятного времяпрепровождения присутствует в группе молодежи со средней степенью социальной активности. Он в большей степени свойственен респондентам, включенным в молодежные общественные объединения, и характеризует их стремление проводить свое свободное время в обществе единомышленников. Мотив положительно связан с оценкой значимости социального статуса в настоящий момент (г = 0,44). Это свидетельствует о том, что молодые люди высоко оценивают степень значимости их

нынешнего статуса в организации или учебной группе, потому что он позволяет им интересно и весело проводить свободное время, получать положительные эмоции от совместного времяпрепровождения. Также мотив положительных эмоций отрицательно связан с показателем отношения к социальной активности (г = 0,42) и установкой на процесс (г = 0,43). Таким образом, положительные эмоции и интересный досуг респонденты данной группы получают от самого процесса участия в различных мероприятиях, им нравится это делать, и они стараются находить и использовать для этого свое свободное время.

В исследовании также установлено, что в группе респондентов, высоко оценивающих степень своей социальной активности, в меньшей степени представлена мотивация помощи другим людям, а в группе респондентов, оценивающих степень своей социальной активности как среднюю, — мотивация служения обществу.

Таким образом, значительный процент молодых людей, прежде всего успешных и конкурентоспособных, не считают себя

связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем и никак не связывает эти проблемы с собой. Возможно, основная причина этого кроется в том, что эта молодежь в процессе социализации не была допущена до участия в принятии общественно значимых решений, и у нее не сложилось социального контракта со страной, который бы закреплял обязательства решать проблемы своей страны и ее населения. Понимание психологических особенностей социально активной молодежи является условием для определения направлений психолого-педагогического воздействия с целью развития необходимых для современного общества социально значимых форм и направлений активности, а также включения молодежи в жизнедеятельность различных институтов общества на уровне субъекта социальной активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни. М.

Кротов, Д. В. (2009) Социальный капитал российской молодежи. Ростов-на-Дону.

Авторефераты диссертаций, защищенных аспирантами Московского гуманитарного университета

Конопатченков, А. В. Концентрационные лагеря системы Маутхаузен в нацистской Германии [1938-1945]: история, структура, сопротивление : автореф. дис. ... канд. ист. наук [Текст] / Конопатченков Алексей Вячеславович: 07.00.03 — всеобщая история [новейший период]. — М, 2010. — 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.