УДК 37
Исаева Софья Сергеевна Никулина Елена Юрьевна Радченко Татьяна Евстафьевна
кандидат философских наук, доцент Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
ksoc@mail.ustu.ru
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Авторы рассматривают социальную активность молодежи в контексте протестных настроений и социальной нестабильности, отмечая обеспечение молодежью трансмиссию общественных отношений. Ключевые слова: социальная активность, молодежная инициатива, мотивация.
В период мирового финансового кризиса особенно остро встает вопрос о контроле «враждебных настроений» общества. Это объясняется тем, что именно в такие периоды многие социальные группы винят и перекладывают всю ответственность за сложившуюся ситуацию на государственные органы управления. Поскольку именно молодежь является будущим и качественной основой гражданского общества, возникла необходимость в контроле социальной активности данной социальной группы.
Социальная активность - это важнейшее условие интенсификации производства, развертывания научно-технического прогресса, совершенствования общественных отношений и самого человека. Она связана с превращением интереса в фактор действия и обусловлена деятельностной природой человека.
Рассматривая социальную активность молодежи, хотелось бы представить две взаимодополняющие точки зрения. С одной стороны, социальная активность рассматривается в контексте протестных настроений и социальной нестабильности, когда излишняя активность должна быть купирована и взята под особый контроль. С другой стороны, нельзя забывать о том, что именно молодежь обеспечивает трансмиссию общественных отношений и выступает как носитель социальных инноваций [2].
Первые попытки теоретического анализа молодежного активизма были сделаны с позиций психоаналитического, а точнее - психодинамического подхода. Данный подход апеллирует к отдельной личности и ее проблемам, пытаясь через изучение отдельных активистов проанализировать сущность социальных процессов. Сторонники этой точки зрения исходят из того, что социальная активность является следствием невозмож-
ности разрешения внутреннего конфликта личности в рамках традиционных социальных институтов, прежде всего семьи, образования и церкви.
Е.С. Соколова считает, что именно молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности [3].
Чтобы осуществить контроль над социальной активностью молодежи необходимо определить основные мотивации российской молодежи.
В структуре мотивов социальной активности выделяются три подструктуры: потребности, внутренний контроль и цели. Они состоят из различных мотивационных компонентов, обусловливающих социальную активность личности [1]. В процессе формирования мотивов социальной активности происходит актуализация тех или иных компонентов по стимулированию молодежи. Данные компоненты, составляющие структуру мотивов социальной активности, представлены психологическими образованиями, формирующими различные мотивы, а также психологическими и социальными факторами, оказывающими влияние на сам процесс мотивации.
По мнению исследователей молодежных движений в 90-е гг. ХХ века, основу мотивации социальной активности составляло стремление личности к удовлетворению потребностей в самореализации, в социальных связях, в общении, стремление к проявлению индивидуальности и самостоятельности. С их точки зрения, социальная активность является сферой приложения личностных сил и способностей человека, обогащает содержание жизни, наполняя ее новым смыслом. По результатам исследований, проводившихся
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Исаева С.С., Никулина Е.Ю., Радченко Т.Е., 2012
в 2007-2010 годах, мотивами участия молодежи в волонтерской деятельности были названы: быть социально полезным - 89%, способствовать изменениям в обществе - 50%, самореализация -36%, из чувства долга - 19%, интересно провести досуг - 15%, решить собственные проблемы -10%. В Санкт-Петербурге, где проводилось это исследование, было установлено, что для значительной части респондентов, занятие благотворительной деятельностью было связано со стремлением решить свои собственные проблемы различного свойства. Одна из основных мотиваций -преодоление социальной маргинальности, удовлетворение потребности быть нужным. Кроме того, большую группу составили прагматические мотивы - карьерного роста, перспективы, интересного досуга [3].
Протестные выступления молодежи как форма социальной активности требуют проведения специальных исследований и немедленного осмысления. В 2009 году ЦСТ «Оптима» (Екатеринбург) по заказу Фонда общественного мнения была проведена фокус-группа по проблемам молодежи. На вопрос о том, готовы ли вы принять участие в акциях протеста, респонденты ответили отрицательно. Причиной такого отношения являлась отнюдь не высокая удовлетворенность состоянием общественной жизни, а неверие в эффективность таких акций.
По нашему мнению основным показателем молодежной социальной активности является участие в различных олимпиадах, тренингах, студенческих форумах, конференциях и волонтерской деятельности, а не в акциях протеста. Очень важно создавать такое творческое пространство, в котором молодежь сможет само выражаться и выражать свое неравнодушие к социальным проблемам общества.
Библиографический список
1. Андреева ГМ. Проблема личности в социальной психологии // Русский гуманитарный интернет-университет. Электр. текст. данн. 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/ biblio/archive/andreeva_social_psihology/16.aspx
2. Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Теоретический журнал «Credo new». Электр. текст. данн. 2009 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.intelros.ru/readroom/credo_new/-3-2009/4386-problemy-issledovaniya-socialnoj-aktivnosti-molodezhi.html
3. Соколова Е. С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Электр. текст. данн. 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Sokolova/
УДК 329.78
Карпова Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
elenakarpovva@yandex.ru
К ВОПРОСУ О ПОТЕНЦИАЛЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РАБОТЕ С ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ
В статье рассмотрен потенциал молодежных субкультур для успешной социализации подрастающего поколение.
Ключевые слова: молодежные субкультуры, социализация, социальное воспитание.
Российская молодежь - наиболее динамичный субъект российского социума, сочетающий традиционные и инновационные социальные практики. Очевидно, что в условиях социально-экономической и политической модернизации Российской нации как общества, интегрирующего многообразие этнических, конфессиональных, регионально-культурных укладов, проблема гражданской толерантности,
взаимоуважения и солидарности становится приоритетом национального развития. Молодое поколение в данном ракурсе выступает как наиболее подвижный социально-психологический слой (в том числе, подверженный влиянию различных интолерантных субкультур и установок). Недостаточное внимание к молодому поколению может превратить его в мощный фактор дестабилизации общества. События, произошедшие в Рос-
© Карпова Е.М., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
213