УДК 316.334:352(470.631)
ББК 60.5
Т-30
Текеева Лейла Дагировна, ассистент кафедры государственного и муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т.:89283961331
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ КЧР)
(по материалам социологического исследования)
(рецензирована)
В данной статье проведен социологический анализ состояния института местного самоуправления в Карачаево-Черкесской республике, определены специфика понимания данного вопроса населением, формы и интенсивность участия населения в решении вопросов местного значения, рассмотрены факторы, влияющие на социальную активность местных сообществ.
Ключевые слова: местное самоуправление, социальная активность, муниципальное образование, органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление
Tekeeva Leila Dagirovna, assistant lecturer of the Department of Public and Municipal Administration and Political Science of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, tel.: 89283961331.
SOCIAL ACTIVITY OF LOCAL COMMUNITIES AS A FACTOR OF LOCAL SELFGOVERNMENT DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF KCR)
(based on the sociological survey)
(reviewed)
In this article a sociological analysis of the local government institution in the Karachay-Cherkessia has been made, defined specificity of understanding of this issue by the population, forms and intensity of public participation in addressing issues of local importance have been defined, factors influencing social activities of local communities have been considered.
Keywords: local self-government, social activity, municipality, local authorities, territorial self-government.
Сегодня перспективы развития гражданского общества в России связывают с эффективностью проведения реформы местного самоуправления. Целесообразность данного подхода обуславливается тем, что местное самоуправление, выступая не только как уровень публичной власти, но и как форма самоорганизации местных сообществ, способствует повышению гражданской активности населения. Так, например, по мнению Л.А. Велихова, одного из первых теоретиков в данной области в России, местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию, предприимчивость, способствует развитию общественных сил. Люди учатся полагаться на себя и не ждать всех благ от правительства. Общественная жизнь при наличии местного самоуправления равномерно распределяется по всему государству, а не стягивается искусственно к центру [1].
Таким образом, участие граждан в местном самоуправлении выступает как один важнейших принципов гражданского общества, построенного на началах конституционной
демократии [2].
В связи с этим сегодня представляется актуальным изучение общественного мнения о местном самоуправления и степени участия местных сообществ в осуществлении своих прав как субъектов управления в своих муниципальных образованиях.
Участвуете ли Вы в местном самоуправлении?
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Участвую активно Иногда участвую Практически не Не вижу в этом Затрудняюсь
участвую необходимости ответить.
Рисунок 1 - Участие населения в местном самоуправлении
Как показали результаты социологического исследования «Оценка института местного самоуправления жителями КЧР», проведенного автором в октябре-ноябре 2013 года, не смотря на огромную работу органов власти по проведению реформы местного самоуправления за последние годы, у населения до сих не сформировалось до конца правильного понимания сущности местного самоуправления. Так на вопрос «По Вашему мнению, местное самоуправление - это ...?» 29% ответили, что это «органы государства на местах, и его главная задача - выполнять волю государственной власти», а еще 17% затруднились ответить.
Можно предположить, что подобная ситуация связана с тем, что период институционализации современной системы местного самоуправления в России, основанного на принципе независимости и отделения от государственной власти, сравнительно не долог.
Тем не менее, радует тот факт, что 50% респондентов воспринимают местное самоуправления как форму самоорганизации населения. Казалось бы, это должно означать и соответствующую степень участия населения в решении вопросов местного значения. Однако лишь 11% респондентов отметили, что активно участвуют в местном самоуправлении, в то время как 35% практически не участвуют и 23% не видят в этом необходимости.
Зачастую восприятие населением органов самоуправления и оценка их деятельности во многом зависят от опыта непосредственного взаимодействия граждан с работниками различных муниципальных органов власти [3]. Однако, как показало исследование, интенсивность обращений в органы местного самоуправления населением не так велик. За последний год лишь 30% респондентов обращались в местные органы власти. При этом оценка жителями результатов обращения неоднозначна: 57% респондентов отметили, что их проблема была полностью решена, а 35% и 27%, что проблема была решена частично и не
была решена соответственно.
Необходимо отметить, что данные обращения, как правило, носят индивидуальный характер и направлены на решение частных вопрос, в большей степени оформление каких-либо документов (34%). В то время как такая форма проявления гражданской активности в решение вопросов местного значения как коллективное обращение в местные органы власти не является популярным среди населения. Так лишь 3,9% респондентов отметили, что за последний год принимали участие в подобных обращениях.
Исследование показало, что чаще всего население пользуется таким правом жителей муниципальных образований как участие в муниципальных выборах (42%), а наиболее популярной формой совместной общественной деятельности граждан являются субботники (29,7%). Следующей по степени распространенности среди жителей формой самоорганизации граждан является собрания, как правило, жильцов одного дома (16%).
При этом вовлеченность населения в какие-либо формы территориального общественного самоуправления очень низкая, хотя большинство респондентов отметили, что слышали о существовании подобных объединений, будь то уличные комитеты (26 %), квартальные комитеты (12%), станичные комитеты (15,6%) либо товарищества собственников жилья (22, 5%).
Как видно из диаграммы, подавляющее большинство жителей Республики (60%) не хотят участвовать в каких-либо формах территориального общественного самоуправления. При этом необходимо отметить, вопреки существующему мнению, что в России наиболее социально активными являются люди пенсионного возраста, данные исследования показали, что большую готовность к участию в местном самоуправлении проявляют люди среднего возраст (31-54 года), как правила работающие и имеющие высшее образование.
Хотели бы Вы принимать участие в работе подобных объединений
жителей?
■ Уже участвую
■ Хочу участвовать
■ Нет желания
Рисунок 2 - Готовность к участию населения в ТОС
Возможно, не желание подавляющего большинства из опрошенных принимать активное участие в жизни своего муниципального образования связано с низким уровнем доверия к местным органам власти. Так на вопрос «Доверяете ли Вы органам местного самоуправления Вашего города (села)?» лишь 19,8% респондентов ответили, что полностью доверяют.
Так же причиной низкого уровня готовности участвовать в различных формах
территориального общественного самоуправления может быть неверие в возможность отдельных граждан или их объединений влиять на решения органов власти. Так мнение, что простые граждане могут иметь влияние на местные органы власти, выразили лишь 12% опрошенных. При этом 31% респондентов полагают, что у них отчасти есть такая возможность, а 39%, что нет такой возможности.
Несомненно, укрепление доверия населения к местным органам власти является одним факторов повышения социальной активности местных сообществ. При этом возникновение, формирование и повышение доверия населения может происходить по нескольким направлениям, одним из которых является обеспечение открытости деятельности местных органов власти. Кроме того, развитие гражданского общества в целом требует повышения статуса местного самоуправления [4].
Результаты исследования показали, что лишь 16% респондентов считают, что достаточно информированы о деятельности органов местного самоуправления. При этом наиболее распространенным источником информации являются беседа с родственниками, соседями, случайные источники, слухи (39,8%). Данное обстоятельство говорит о том, что муниципальные органы власти ведут недостаточную информационную работу с населением, что так же является причиной отчуждения населения от управления.
Формирование доверия к органам местного самоуправления также требует укрепления уверенности у граждан в способности местной власти эффективно решать насущные проблемы муниципальных образований. Исследование показала, что население в целом видит позитивные результаты в решении вопросов местного значения, таких как организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжение топливом (18%), организация благоустройства, освещения улиц, сбора и вывоза мусора (15%), распоряжение муниципальным имуществом (15%) и так далее. Лишь 14% респондентов отметили, что за последние пять лет местные органы власти не добились никаких существенных результатов.
Однако большинством респондентов органы местного самоуправления все еще не воспринимаются как самодостаточный уровень власти, способный эффективно решать проблемы населения. Об этом свидетельствует распределение ответов на вопрос «Способны ли, на Ваш взгляд, органы местного самоуправления Вашего города (села) эффективно решать проблемы населения?», на который только 32% опрошенных ответили положительно.
При этом исследование показало, что надежды на улучшение жизни в их муниципальных образованиях большинство опрошенных связывают не с местными органами власти, а с региональными органами государственной власти в лице Главы Карачаево-Черкесской республики (27%). Необходимо отметить также, что если с деятельностью главы администрации муниципального образования надежды связывают 17% респондентов, то представительные органы муниципалитетов пользуются гораздо меньшей популярности, а значит, на наш взгляд, и доверием, о чем свидетельствует, что лишь 2% считают, что их деятельность может принести существенную пользу муниципальным образованиям.
Таким образом, можно сделать вывод, что местное самоуправление в Карачаево-Черкесии как форма самоорганизации граждан находится пока в неразвитом состоянии. При этом имеют некоторые позитивные моменты, к которым можно отнести то, что половина респондентов все-таки правильно понимают сущность местного самоуправления, однако пока готовность участвовать в нем проявляют единицы, вследствие чего малоразвиты различные формы самоорганизации населения.
Перспективы дальнейшего развития местного самоуправления в Республике, на наш взгляд, зависят от способности местных органов власти реализовать меры по повышению социальной активности населения и вовлечению граждан в процессы управления муниципальными образованиями, для чего необходимо открытость деятельности органов
местного самоуправления и повышение уровня доверия населения к ним.
Литература:
1. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996. 480 с.
2. Гоголева Е.Н. Местное самоуправление как фактор развития гражданского общества в России: дис. ... канд. соц. наук. Тула, 2005. 257 с.
3. Лежебоков А.А. Развитие местного самоуправления в Ставропольском крае в современных условиях: дис. ... док. соц. наук. Пятигорск, 2009. 283 с.
4. Лежебоков А.А. Социокультурный статус местного самоуправления в структуре гражданского общества // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь: изд-во СКФУ, 2013. №4. С. 110.
References:
1. Velikhov L.A. Fundamentals of urban development. M.: Nauka, 1996. 480 p.
2. Gogoleva E.N. Local government as a factor of the development of civil society in Russia: dis. ... Cand. of Sociology. Tula, 2005. 257p.
3. Lezhebokov A.A. Development of local self -government in the Stavropol region in modern conditions: dis. ... Doc. of Sociology. Pyatigorsk, 2009. 283 p.
4. Lezhebokov A.A. Sociocultural status of local self -government in the structure of civil society // Bulletin of the North Caucasus Federal University. Stavropol: NCFU Press, 2013. №4. P. 110.