Научная статья на тему 'Социальная адаптированность как фактор социального здоровья студентов вуза'

Социальная адаптированность как фактор социального здоровья студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптированность как фактор социального здоровья студентов вуза»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ

КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Башкирева А.В.

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кафедра психологии, г. Рязань

Социально-психологическая адаптированность предполагает способность человека адаптироваться к различным условиям жизни, основана на взаимном изменении личности и ее социального окружения. В литературных источниках описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление изменяющихся условий жизни посредством успешного принятия решений, проявление инициативы, принятия ответственности и способности антиципировать результаты предполагаемых действий. Уровень социально-психологической адаптации тесно связан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения.

Диагностировано 226 студентов (из них 39 юношей и 187 девушек) 1 курса естественно-географического, физикоматематического, технологического факультетов, иностранного языка и русской филологии по методике социальнопсихологической адаптированности (шкала СПА), разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптированная Т.В. Снегиревой.

Результаты исследования показали, что 63,3% студентов имеют высокий уровень адаптированности, 24,7% студентов - адаптированы, и 12% социально - не адаптированы к обучению в вузе. Первокурсники имеют следующие проблемы по шкале адаптированности: испытывают дискомфорт при ухудшении отношений с кем-либо; склонны быть на стороже, даже с теми, кто обходится с ними приятельски; не отличаются реалистичностью; боятся того, что подумают о них другие. Адаптационные тренинги выявили проблемы общения в семье, так как со стороны родителей доминирует директивный стиль, не умение или не желание слушать, отмечены случаи физического наказания со стороны родителей. Многие в школьный период имели трудности в отношениях учитель-ученик, учителя использовали авторитарный стиль обучения и общения, проявляли грубость и неуважение к ученикам. Выявлены проблемы гендерных и социальных отношений, дефицит знаний психологических и физиологических особенностей противоположного пола.

По результатам исследования нами рекомендуются следующие коррекционные мероприятия в вузе с целью профилактически социального здоровья:

1. Пересмотреть стиль преподавания, стремиться к педагогическому сотрудничеству, уважении личности студента.

2. Продумать систему контроля знаний студентов (студенту должны быть понятны требования, предъявляемые к ним со стороны преподавателя).

3. Продумать руководителям по воспитательной работе совместные мероприятия (праздники, конференции, культурные походы и т.д.) с целью решения гендерных проблем.

4. Через конкретные предметы активизировать внимание, формировать и развивать ценностные ориентации, проводить профилактику дурных привычек.

5. На общественно-гуманитарных предметах развивать личностно-социальную позицию к социальным, политическим, экономическим, этническим и др. проблемам государства, как будущей интеллигенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [147]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.