лестнице формируется новое мышление и как результат - информационная компетентность будущего педагога.
Формирование информационной компетенции будущего педагога определяет совокупность взаимосвязанных компонентов для создания целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Информационная компетентность педагога является важной составляющей его профессионализма, которая обеспечивает навыки деятельности будущего педагога по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [9].
Информационно-педагогическая компетентность преподавателя - это компонент общей педагогической культуры преподавателя, важнейший показатель профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования.
Таким образом, становится очевидным, что для успешной реализации в профессиональном плане педагогу необходимо иметь сформированную информационную компетентность, которая поможет избежать психологических проблем информатизации. Содержание современного этапа информатизации составляют активное освоение и фрагментарное внедрение средств информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, и на основе освоения педагогами новых методов и организационных форм учебной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Астанин, С. В Компьютерные образовательные технологии: учеб. пособие / С. В. Астанин. - Таганрог: Изд.центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. - 192 с.
2. Ващекин, Н. П. Ориентиры опережающего образования // Социологические исследования. - 2000. - № 5.
3. Зайцева, О. Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «Технология» // Педагогика. - 2004. - № 7.
4. Зимняя, И. А. Компетентность человека как новое качество результата образования // Проблемы качества образования: мат-лы 13 Всерос.совещания. - М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн. 2. Компетентность человека - новое качество.
5. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 2.
6. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.
7. Старков, С. А. Информационная компетентность студентов вуза: понятие и пути формирования // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 6.
8. Струков, Е. Н. Информационная компетентность как условие повышения качества высшего образования // Образовательные технологии и общество. - 2008. - Т. 11. - № 2.
9. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО. Центр «Эйдос». 23.04.02 г.
УДК 376 ББК 60.524.125
И. П. Терновая, Л. А. Лепшова, Л. В. Савельева СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, особенностям воспитательного процесса с ними и опыту организации в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида № 19 г. Таганрога.
Ключевые слова: социальная адаптация, отклонения в развитии, дети с отклонениями в развитии, воспитательный процесс, организация воспитательного процесса.
I. P. Ternovaia, L. A. Lepshova, L. V. Saveleva
SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT
Abstract. Paper is devoted to the problem of social adaptation of children with developmental
disabilities and features educational work with them and experience of its organization in special remedial
schools VIII type number 19 Taganrog.
Key words: social adaptation, developmental disabilities, children with developmental disabili-
ties, the educational process, the organization of educational process.
В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательный процесс проходит в осложненных условиях, поскольку помимо решения его общепринятых задач учитываются ограниченные возможности детей, удовлетворение их особых потребностей, формирование отсутствующих умений и навыков. К особенностям воспитательного процесса коррекционной школы относятся: динамичность, изменчивость, вариативность; многофакторный характер; единство целей, задач, содержания, форм и методов; одновременное наличие нескольких видов связей.
Все это послужило поводом для разработки в условиях Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) школы VIII вида № 19 г. Таганрога концепции воспитательной работы «Социальная адаптация детей с нарушениями интеллектуального развития».
В ее основу положены исследования ведущих российских психологов и педагогов-дефектологов, посвященные развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями, а также прогрессивные гуманистические идеи личностно ориентированного образования и воспитания.
Предмет концепции: процесс социальной адаптации ребенка, имеющего нарушения в развитии в условиях казенной специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цель концепции: создание вариативной, социально открытой, личностно ориентированной системы воспитательной работы, обеспечивающей интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, путем развития, коррекции и компенсации их недостатков и предполагающей выявление, защиту и педагогическую поддержку каждой детской индивидуальности.
Объект концепции: процесс информационного, организационно-педагогического и методического обеспечения социального развития личности ребенка в условиях казенной специальной (коррекционной) школы VIII вида с целью выявления, защиты и поддержки детской индивидуальности в различных формах жизнедеятельности.
Ведущие ориентиры воспитательной деятельности:
• гуманизация и гуманитаризация воспитательного процесса;
• личностная ориентация, дифференциация и индивидуализация;
• распространение гуманистических технологий;
• внедрение компьютеризации и информационных технологий;
• стремление к технологизации с одновременным предоставлением свободы педагогу и родителям выбора методов и форм воспитания;
• поиски способов организации жизнедеятельности, ориентированных на сохранение и развитие здоровья детей.
Задачи коллектива специальной (коррекционной) школы:
• совершенствование системы коррекционного образовательного процесса на основе гуманно-личностного подхода;
• воспитание и практическая подготовка социально способного гражданина;
создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и нравственно-волевых качеств личности;
• стимулирование познавательной активности и интереса к самостоятельной творческой деятельности;
• сокращение и профилактика девиантности и делинквентности;
• социально-правовая защита учащихся;
• организация социально-педагогического взаимодействия с позиций диалога, сотрудничества и партнерства;
• поиск, разработка и применение гуманистических личностно ориентированных педагогических технологий, форм и методов деятельности;
• методическая, информационная и профессионально-личностная поддержка всех участников процесса социального становления личности, повышение их психо лого-педагогической компетентности;
• развитие и совершенствование системы индивидуального школьного и постшкольного социально-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• совершенствование системы управления специальным образованием в условиях школы;
• формирование системы мониторинга эффективности воспитательного и коррекционно-разви-вающего процесса.
Функции коллектива специального (коррекционного) образовательного учреждения: ин-тегративная, диагностическая, предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная, информационно-коммуникативная, прогностическая, образовательно-воспитательная.
Концепция рассчитана на социальную адаптацию и самоопределение, личности ребенка, имеющего недостатки в развитии, их выявление, компенсацию и коррекция. Схема обеспечения воспитательного процесса представлена на рисунке 1.
цели воспитания воспитательные задачи
педагогические и организационные принципы воспитательной работы
личностно ориентированные гуманистические воспитательные технологии
коррекционно-развивающая среда
V
А.
диагностика профилактика реабилитация коррекция
ценностно-
ориентировочная
деятельность
спортивно-
оздоровительная
деятельность
\
коммуникативная деятельность
познавательная деятельность
I
досуговая деятельность
трудовая деятельность
художественно- творческая деятельность общественная деятельность
формы воспитательной работы
индивидуальные формы
групповые формы
социокультурные потребности детей и их семей, социальный заказ общества
Рис. 1. Схема обеспечения воспитательного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы
Как видно из рисунка 1, воспитательный процесс реализуется в условиях коррекционно-развивающей среды, которая призвана стимулировать деятельность детей к освоению социокультурных ценностей и социальной реабилитации. В школе реализуются комплексные целевые программы «Здоровье», «Общение», «Образ жизни», «Досуг».
Коллектив считает необходимым поиск и использование таких моделей и технологий работы, при которых можно было бы достигнуть разумного паритета коллективных и индивидуальных форм и методов воспитания. В связи с этим за основу деятельности взята модель индивидуальной педагогической поддержки Е. В. Бондаревской. Основными педагогическими условиями ее реализации являются:
1. Моделирование процесса воспитания.
2. Преодоление упрощающего подхода.
3. Эффективное включение личностных структур сознания.
4. Задействование интуитивного начала личности.
В условиях специальной (коррекционной) школы применяются и индивидуальные и групповые формы работы. Индивидуальные используются в следующих случаях:
• воспитанник имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и не способен к участию в групповой и коллективной работе;
• нуждается в индивидуальной коррекционной помощи;
• обучается в домашних условиях;
• обладает какими-либо творческими способностями, которые требуют индивидуального подхода.
Помимо этого к каждому воспитаннику применяется индивидуальное сопровождение в течение всего периода обучения и после него.
Групповые формы воспитания: уроки творчества, деловые и ролевые игры, дидактические сказки, КВН, справедливые сообщества, конкурсы, праздники, беседы, предметные недели, викторины, экскурсии, пришкольный летний лагерь, система дополнительного образования, мастерские, КТД, творческие группы.
На наш взгляд, наиболее перспективным для реализации концепции является вариативно -программный подход, предполагающий наличие пакета разнообразных программ, предусматривающих создание гибких, социально открытых форм, способствующих полноценному развитию ребенка, имеющего нарушения в развитии. Педагогам дается право разрабатывать индивидуальные авторские программы.
Воспитательная деятельность осуществляется через целостный социально-педагогический комплекс воздействий на ребенка см. схему организации воспитания личности в условиях специализированной (коррекционной) школы (рис. 2).
Рис. 2. Схема организации воспитания личности в условиях специальной (коррекционной) школы
Концепцией предусмотрено проведение совместных мероприятий, разнообразные контакты между микрогруппами, праздники, формы дополнительного образования.
Важным условием реализации целостного воспитательного процесса является создание коррекционно-развивающей среды (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема организации коррекционно-развивающей среды
Koppeкционно-развивающая среда включает в себя:
• создание системы позитивно действующих факторов;
• разработку многовариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и т.д. и создание методического банка данных их применения;
создание психолого-педагогического обоснования воспитателей с учетом их индивидуальных особенностей;
• систему взаимодействия педагогов, родителей и детей, направленных на компенсацию, коррекцию и социально-личностное развитие ребенка;
• организацию досуговой деятельности;
• организацию комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
В процессе коррекции используются такие методы и приемы, как: постепенное нарастание трудности заданий; включение заданий, предполагающих включение различных анализаторов; частая смена видов деятельности, постепенное увеличение самостоятельности; дозированная поэтапная помощь педагога; перенос способов деятельности на свое индивидуальное поле; связь с реальным опытом детей; проблемные задания; познавательные вопросы, система методов поощрения; моделирование с опорой на наглядность.
Рис. 4. Схема организации социально-педагогической поддержки учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы
Формы воспитательного процесса: комплексные коррекционно-развивающие занятия, игровые занятия, занятия - общения, занятия тренинги, занятия-походы и т.д.
Важной составляющей процесса воспитания ребенка с отклонениями в развитии является социально-педагогическая поддержка, имеющая целью обеспечение реализации законных прав и интересов, социальных гарантий учащихся в соответствии со спецификой их индивидуально-личностной ситуации (см. рис. 4, с. 96).
Основные условия реализации концепции:
• стимулирование творческой инновационной деятельности педагогов;
• развитие и совершенствование системы методической поддержки педагогов и иных субъектов деятельности;
• организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности; открытость окружающему социуму, интеграция усилий разнообразных субъектов воспитательной работы;
• совершенствование системы управления;
• материально-техническое обеспечение.
Осуществление всех направлений деятельности невозможно без тесного и постоянного сотрудничества с семьями детей, поскольку семья является интимной средой обитания личности, основным фактором и условием ее успешной социализации. Поэтому усилия педагогического коллектива направлены на повышение реабилитационной активности семьи, под которой понимаются все усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие и социализацию ребенка.
Результатом реализации концепции является личность выпускника школы, которая способна реализовать свой целевой выбор в области определенной деятельности или знания, уровне освоения, мотивах, ценностных ориентациях. Он должен уметь участвовать в диалоге, высказываться устно, включаться в коллективное дело, усваивать социальную информацию; участвовать в творческой деятельности, иметь положительные поведенческие установки, владеть социальной терминологией, владеть различными приемами и способами практической деятельности, организовывать собственную деятельность.
Основными показателями эффективности воспитательной деятельности коллектива школы мы определили следующие:
• увеличение спроса со стороны учащихся и их семей на услуги педагогов, кружков и объединений;
• повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных форм и видов жизнедеятельности в школе;
• развитость креативных способностей учащихся;
• повышение уровня допрофессиональной подготовки детей;
• повышение уровня социальной готовности детей к осознанному функционированию в социуме;
• сокращение девиантности, делинквентности и дезадаптированности учащихся;
• упорядоченность жизнедеятельности школы в соответствии с разработанной концепцией;
• наличие коллектива единомышленников;
• создание психо лого-педагогических условий для становления и развития системы;
• степень приближенности системы к поставленным целям;
• благоприятный психолого-педагогический климат школы, гуманистические отношения, демократический стиль общения, социальная защищенность педагога и ученика;
• профессионализм и педагогическая культура педагогов, ценностные ориентации и высокий уровень воспитанности учащихся.
УДК 373 ББК 74.2
Н. В. Фоменко
ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ МИГРАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. Рассматривается проблема поликультурного общества РФ, этнический состав страны, области, города. Описывается педагогический опыт работы с учащимися-мигрантами.
Ключевые слова: миграционная педагогика, поликультурное общество, этнос, концепция межкультурного образования, учащийся-мигрант.