Научная статья на тему 'Социальная абилитация детей с особыми возможностями здоровья в современных образовательных условиях'

Социальная абилитация детей с особыми возможностями здоровья в современных образовательных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
абилитация / социальная абилитация / ограниченные возможности здоровья / инклюзивное образование / rehabilitation / social rehabilitation / limited opportunities of health / inclusive education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. С. Логунова

В статье представлены законы, регулирующие инклюзивное образование в России. Описано содержание по социальной абилитации детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH SPECIAL HEALTH NEEDS IN MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS

The article presents the laws regulating inclusive education in Russia. The content of social rehabilitation of children with special health opportunities in preschool institutions is described.

Текст научной работы на тему «Социальная абилитация детей с особыми возможностями здоровья в современных образовательных условиях»

2 Яговкина Л. С. Формирование словообразовательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / Л. С. Яговкина // Научные достижения и открытия современной молодежи : сб. статей II междунар. науч.-практ. конф. (12 ноября 2017 г.). - Пенза, 2017. - С. 278-281.

References

1 Mustayeva E. R. Proyavleniya verbalnykh i neverbalnykh narusheniy u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi /

E. R. Mustayeva //Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2009. -№ 1. - S. 342-351.

2 Yagovkina L. S. Formirovaniye slovoobrazovatelnykh kompetentsiy u detey starshego doshkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi tretyego urovnya /

L. S. Yagovkina //Nauchnyye dostizheniya i otkrytiya sovremennoy molodezhi : sb. statey II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (12 noyabrya 2017 g.). - Penza, 2017. - S. 278-281.

УДК 364.42.44 К.С. Логунова

Детский сад комбинированного вида № 137 «Алиса», Курган

СОЦИАЛЬНАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье представлены законы, регулирующие инклюзивное образование в России. Описано содержание по социальной аби-литации детей с особыми возможностями здоровья в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: абилитация, социальная абилитация, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование.

K.S. Logunova

Kindergarten of the combined type No. 137 "Alice", Kurgan

SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH SPECIAL HEALTH NEEDS IN MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS

Abstract. The article presents the laws regulating inclusive education in Russia. The content of social rehabilitation of children with special health opportunities in preschool institutions is described.

Key words: rehabilitation, social rehabilitation, limited opportunities of health, inclusive education.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

В России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность

учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование.

Согласно закону об образовании, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3, 2]. Оно предусматривает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное образование предполагает:

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;

- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования без дискриминации создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной абилитации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [1].

Понятие «социальная абилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, кото-

105

рые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [1].

В связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, работа по социализации таких детей ведется и в обычных детских садах с самого раннего возраста.

Работа по социальной абилитации ведется не только в группах компенсирующей направленности, но и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, официальный диагноз и статус «ребенок-инвалид».

Для таких детей составляют индивидуальные образовательные маршруты, где представлен ряд мероприятий, необходимых для улучшения развития ребенка.

Мероприятия по социальной абилитации для детей-инвалидов:

1 Реализация общеобразовательной программы (воспитатели, музыкальные руководители, педагог-психолог).

2 Психолого-педагогическая помощь:

- психолого-педагогическое консультирование инвалида и его семьи;

- педагогическая коррекция;

- психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.

3 Психологическая и социальная абилитация:

- консультирование по вопросам психологической и социальной абилитации;

-психологическая диагностика;

- психологическая коррекция.

Для каждого воспитанника в группе комбинированной направленности, учителем-логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка. Обязательно разрабатывается комплексное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерную лексику 106

по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• индивидуальная работа;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Работу по социальной абилитации ведут не только учителя-логопеды, но и все специалисты учреждения: педагог-психолог, музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре [5].

С 2018 года на базах детских садов начинается работа консультационных центров и тодлер -групп по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семьям в вопросах воспитания детей, не посещающих детский сад, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, так же талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку - как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.

Переживая незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в его повседневной жизни.

Список литературы

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Мин-ва образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№ 1155. - Текст : электронный //Российская Газета : официальный сайт. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 18.04.2018).

2 Алехина С. В. Инклюзивное образование в России. -Текст : электронный // school30.org.ru: [сайт]. - URL: http:// school30.org.ru/docs/Ped_soveti/ped_sovet_7_30_12_15/inkluz_ obr_istoriya.pdf (дата обращения: 18.04.2018).

3 Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева. - Волгоград : Учитель, 2011.

4 Панова А. И. Российская энциклопедия социальной работы /А. И. Панова, Е. И. Холостова. - Москва : Институт социальной работы, 2011. - 364 с.

5 Чепурышкин И. П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями : автореф. дис. ... к. пед. наук/

И. П. Чепурышкин. - Ижевск, 2006. - 28 с.

References

1 Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya : Prikaz Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g.

№ 1155. - Tekst: elektronnyy // Rossiyskaya Gazeta : ofitsialnyy sayt. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya: 18.04.2018).

2 Alekhina S. V. Inklyuzivnoye obrazovaniye v Rossii. - Tekst: elektronnyy //school30.org.ru: [sayt]. - URL: http://school30.org. ru/docs/Ped_soveti/ped_sovet_7_30_12_15/inkluz_obr_istoriya. pdf (data obrashcheniya: 18.04.2018).

3 Inklyuzivnoye obrazovaniye: idei, perspektivy, opyt/sost. L. V. Golubeva. - Volgograd: Uchitel, 2011.

4 Panova A. I. Rossiyskaya entsiklopediya sotsialnoy raboty /

A. I. Panova, E. I. Kholostova. - Moskva : Institut sotsialnoy raboty, 2011. - 364 s.

5 Chepuryshkin I. P. Modelirovaniye vospitatelnogo prostranstva shkol-internatov dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami: avtoref. dis. ... k. ped. nauk/ I. P. Chepuryshkin. - Izhevsk, 2006. - 28 s.

УДК 371.927

Т.А. Пирвели, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет,

Курган

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматривается тесная взаимосвязь нравственно-эстетического развития и речи; его влияния на владение речью, и ее развитие. Описаны механизмы общего недоразвития речи, дана психолого-педагогическая характеристика детей с данным речевым нарушением.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое развитие, общее недоразвитие речи.

T.A. Pirveli, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan

MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract. The article deals with the close relationship of moral and aesthetic development and speech; its influence on mastering speech and its development. The mechanisms ofgGeneral underdevelopment of speech are described, psychological and pedagogical characteristics of children with this speech disorder are given.

Key words: moral and aesthetic development, general underdevelopment of speech.

Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого.

На каждой возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой ос-

нове. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка и процесса развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Так, при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста [2].

В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение. В дошкольном возрасте к семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к успехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и другое [4].

В дошкольном возрасте ребенок учится общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складываются умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде, и общении.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления [4].

В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и в мотивационно-нрав-ственном плане. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персо-

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.