Научная статья на тему 'Социализация в младшем школьном возрасте'

Социализация в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3385
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШКОЛА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митина Ольга Григорьевна

Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению, которое ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Становясь «общественным» субъектом, ребёнок приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация в младшем школьном возрасте»

воссоздает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и усиливает развивающий характер вузовского педагогического образования. Список использованной литературы:

1. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития неподготовленной речи."Иностранные языки в школе", 2004. N7, с.17-24.

2. Вайсбург М.А., Пустосмехова Л. Телепередача как опора для организации игры на уроке иностранного языка. " Иностранные языки в школе", 2002.N6, с.3-7.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: конкретный подход: Методическое пособие М.: "Высшая школа", 1986. 197 с.

4. Галимова Л.М. Язык - игра - творчество. "Русский язык в школе", 2001. N5, с. 8-13.

© Мирзоян К.Т., 2016

УДК 316

Митина Ольга Григорьевна

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2», г. Брянск, РФ E-mail: [email protected]

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению, которое ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Становясь «общественным» субъектом, ребёнок приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ключевые слова

Младший школьный возраст, социализация, школа, общественная оценка, система жизненных отношений ребёнка.

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация младшего школьника происходит в самых различных ситуациях, которые возникают в результате взаимодействия множества обстоятельств.

Л.И. Божович связывает начало школьного возраста с периодом рождения социального «Я» [1, с. 274, 276] . У ребёнка впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений, потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Д.И. Фельдштейн вычленяет два типа реально существующих позиций ребенка - «я в обществе» и «я и общество» [2, c. 57, 62] . Именно позиция «я» по отношению к обществу максимально полно отражает результаты социального развития. Позиция «я в обществе» связана с освоением предметно-практической стороны деятельности — орудий, знаков, социально заданных действий, способов обращения с предметами и т. д. В целом это предстает как процесс социализации ребенка. Позиция «я и общество» связана с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

деятельностью, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений. Этот процесс обеспечивает индивидуализацию личности. Позиция «я в обществе» формируется в периоды раннего детства (1—3 года), младшего школьного (6—9 лет) и старшего школьного (15—17 лет) возрастов. Позиция «я и общество» развертывается наиболее активно в дошкольном (3—6 лет) и подростковом (10—15 лет) возрастах. Отсюда можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу происходит смена позиции ребёнка с «я и общество» на позицию «я в обществе», в чём и состоит, по мнению Д.И.Фельдштейна процесс социализации.

Характеризуя младший школьный возраст, отметим проблему социально-личностной готовности к школе.

Готовность первоклассника к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Однако высокий уровень этой готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь, в социальные отношения.

У детей 6-7 -летнего возраста в связи с продвижением их в общем психическом развитии появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия (что было характерным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это становится возможным потому, что к концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка, у него появляется осознание своего социального "Я". Сознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней Позиции, то есть некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления.

Д.Б. Эльконин, обращаясь к проблемам младшего школьного возраста, выделяет его основные черты, среди которых: осуществление общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; принятие, в связи с этим, новых позиций, прав, обязанностей; умение подчиняться правилам; системное изучение науки; приобретение новых взглядов на мир [3, с. 217].

Р.С. Немов, характеризуя социальную ситуацию развития в младшем школьном возрасте, указывает на кардинальное изменение системы межличностных отношений данного возраста; причем эти взаимоотношения касаются системы семейных отношений, отношений в группе сверстников, системы выбора референтных и значимых лиц [4, с. 305].

Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в признании и познании, но и к развитию чувства личности и социальной зрелости. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений (он - ученик). То есть происходит важнейшая в его жизни смена социальной роли и позиции, требующая от него ответственности и выполнения необходимых функций данной роли. Посредством интериоризации происходит усвоение норм поведения, выработанных обществом, что позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Для этого необходим агент социализации - учитель.

Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Таким образом, процесс социализации младшего школьника - есть принятие и внутреннее осознание социальной роли ученика, которое происходит на основе выполнения новой социально значимой дея-

тельности учения, включения в новую систему межличностных отношений, формирования основных психических новообразований данного возраста как предпосылок дальнейшего развития. Список использованной литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

2. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Пе дагогика, 1989.

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

4. Немов Р.С. Психология, Учебник для высших пед. учеб, завел. В 2 кн. -Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

© Митина О.Г., 2016

УДК 378.1; 371.3

Намикос Наталья Викторовна,

студент,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна,

к. п. н., доцент,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и решения детерминации категориального аппарата здоровьесберегающей педагогики в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре.

Ключевые слова

Самореализация, социализация, педагогическое взаимодействие, культура самостоятельной работы,

педагогическое моделирование.

Теория и практика педагогического моделирования [1-2] в конструктах традиционной и инновационной педагогики определяют возможность детерминации и уточнения категориального аппарата научно-педагогического знания.

В иерархии формируемых ценностей и целей здоровьесбережение и здоровьесберегающая педагогика определяют перспективы всех изменений в системе непрерывного образования, гарантирующего личности учет всех приоритетов и предпочтений в моделях самоорганизации и оптимизации.

Выбрав работы [3-4] в качестве обоснования возможности использования технологии системно-педагогического моделирования и персонифицированного формирования культуры самостоятельной работы личности, определим возможность детерминации и уточнения основ здоровьесбережения в конструктах педагогической методологии и научно-педагогического исследования, определив работы [5-9] в качестве примеров реализуемой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.