Научная статья на тему 'Социализация в младшем школьном возрасте'

Социализация в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1176
121
Поделиться
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШКОЛА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Митина Ольга Григорьевна

Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению, которое ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Становясь «общественным» субъектом, ребёнок приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Митина Ольга Григорьевна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социализация в младшем школьном возрасте»

воссоздает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и усиливает развивающий характер вузовского педагогического образования. Список использованной литературы:

1. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития неподготовленной речи."Иностранные языки в школе", 2004. N7, с.17-24.

2. Вайсбург М.А., Пустосмехова Л. Телепередача как опора для организации игры на уроке иностранного языка. " Иностранные языки в школе", 2002.N6, с.3-7.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: конкретный подход: Методическое пособие М.: "Высшая школа", 1986. 197 с.

4. Галимова Л.М. Язык - игра - творчество. "Русский язык в школе", 2001. N5, с. 8-13.

© Мирзоян К.Т., 2016

УДК 316

Митина Ольга Григорьевна

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2», г. Брянск, РФ E-mail: olgamit11@yandex.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению, которое ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Становясь «общественным» субъектом, ребёнок приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ключевые слова

Младший школьный возраст, социализация, школа, общественная оценка, система жизненных отношений ребёнка.

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация младшего школьника происходит в самых различных ситуациях, которые возникают в результате взаимодействия множества обстоятельств.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Л.И. Божович связывает начало школьного возраста с периодом рождения социального «Я» [1, с. 274, 276] . У ребёнка впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений, потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Д.И. Фельдштейн вычленяет два типа реально существующих позиций ребенка - «я в обществе» и «я и общество» [2, c. 57, 62] . Именно позиция «я» по отношению к обществу максимально полно отражает результаты социального развития. Позиция «я в обществе» связана с освоением предметно-практической стороны деятельности — орудий, знаков, социально заданных действий, способов обращения с предметами и т. д. В целом это предстает как процесс социализации ребенка. Позиция «я и общество» связана с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

деятельностью, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений. Этот процесс обеспечивает индивидуализацию личности. Позиция «я в обществе» формируется в периоды раннего детства (1—3 года), младшего школьного (6—9 лет) и старшего школьного (15—17 лет) возрастов. Позиция «я и общество» развертывается наиболее активно в дошкольном (3—6 лет) и подростковом (10—15 лет) возрастах. Отсюда можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу происходит смена позиции ребёнка с «я и общество» на позицию «я в обществе», в чём и состоит, по мнению Д.И.Фельдштейна процесс социализации.

Характеризуя младший школьный возраст, отметим проблему социально-личностной готовности к школе.

Готовность первоклассника к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.

Однако высокий уровень этой готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь, в социальные отношения.

У детей 6-7 -летнего возраста в связи с продвижением их в общем психическом развитии появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия (что было характерным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это становится возможным потому, что к концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка, у него появляется осознание своего социального "Я". Сознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней Позиции, то есть некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления.

Д.Б. Эльконин, обращаясь к проблемам младшего школьного возраста, выделяет его основные черты, среди которых: осуществление общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; принятие, в связи с этим, новых позиций, прав, обязанностей; умение подчиняться правилам; системное изучение науки; приобретение новых взглядов на мир [3, с. 217].

Р.С. Немов, характеризуя социальную ситуацию развития в младшем школьном возрасте, указывает на кардинальное изменение системы межличностных отношений данного возраста; причем эти взаимоотношения касаются системы семейных отношений, отношений в группе сверстников, системы выбора референтных и значимых лиц [4, с. 305].

Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в признании и познании, но и к развитию чувства личности и социальной зрелости. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений (он - ученик). То есть происходит важнейшая в его жизни смена социальной роли и позиции, требующая от него ответственности и выполнения необходимых функций данной роли. Посредством интериоризации происходит усвоение норм поведения, выработанных обществом, что позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Для этого необходим агент социализации - учитель.

Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Таким образом, процесс социализации младшего школьника - есть принятие и внутреннее осознание социальной роли ученика, которое происходит на основе выполнения новой социально значимой дея-

тельности учения, включения в новую систему межличностных отношений, формирования основных психических новообразований данного возраста как предпосылок дальнейшего развития. Список использованной литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Пе дагогика, 1989.

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

4. Немов Р.С. Психология, Учебник для высших пед. учеб, завел. В 2 кн. -Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

© Митина О.Г., 2016

УДК 378.1; 371.3

Намикос Наталья Викторовна,

студент,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна,

к. п. н., доцент,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и решения детерминации категориального аппарата здоровьесберегающей педагогики в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Самореализация, социализация, педагогическое взаимодействие, культура самостоятельной работы,

педагогическое моделирование.

Теория и практика педагогического моделирования [1-2] в конструктах традиционной и инновационной педагогики определяют возможность детерминации и уточнения категориального аппарата научно-педагогического знания.

В иерархии формируемых ценностей и целей здоровьесбережение и здоровьесберегающая педагогика определяют перспективы всех изменений в системе непрерывного образования, гарантирующего личности учет всех приоритетов и предпочтений в моделях самоорганизации и оптимизации.

Выбрав работы [3-4] в качестве обоснования возможности использования технологии системно-педагогического моделирования и персонифицированного формирования культуры самостоятельной работы личности, определим возможность детерминации и уточнения основ здоровьесбережения в конструктах педагогической методологии и научно-педагогического исследования, определив работы [5-9] в качестве примеров реализуемой практики.