Научная статья на тему 'Социализация учащихся в профильных гуманитарных классах общеобразовательных учреждений'

Социализация учащихся в профильных гуманитарных классах общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / SOCIALIZATION / INDIVIDUALIZATION / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хораськина Резида Ильгизовна

статье рассматриваются проблемы социализации старшеклассников в профильных гуманитарных классах. Представлена модель социализации старшеклассников в рамках освоения профильных программ исторического цикла.The paper's author offered the model of socialization of school students and maintains that only systematic humanitarian socialization through the differentiated optional courses in history and social studies can help to improve the contemporary system of school education. As a result of his research the author comes to conclusion, that humanitarian socialization should be based on multicultural approaches, and on the using of combination of ethnic and interethnic cultural values for the development of mutual understanding and toleration in multicultural classrooms. The using of author's approaches is supposed to help students to conform to the demands of social life in modern globalized world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация учащихся в профильных гуманитарных классах общеобразовательных учреждений»

лорофксюлльш юлююш

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Р.И. Хораськина

В статье рассматриваются проблемы социализации старшеклассников в профильных гуманитарных классах. Представлена модель социализации старшеклассников в рамках освоения профильных программ исторического цикла.

Ключевые слова: социализация, индивидуализация, элективные курсы.

The paper's author offered the model of socialization of school students and maintains that only systematic humanitarian socialization through the differentiated optional courses in history and social studies can help to improve the contemporary system of school education. As a result of his research the author comes to conclusion, that humanitarian socialization should be based on multicultural approaches, and on the using of combination of ethnic and interethnic cultural values for the development of mutual understanding and toleration in multicultural classrooms. The using of author's approaches is supposed to help students to conform to the demands of social life in modern globalized world.

Key words: socialization, individualization, elective courses.

В современных условиях процесс социализации определяет новые ценности в духовном состоянии, миропонимании и действиях людей. Во-первых, социально-экономические, политические и духовные изменения могут быть осуществлены людьми высокообразованными, высококвалифицированными и сознательно участвующими в их реализации. Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. В-третьих, социализа-

ция личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей.

Организация профильного обучения стоит в ряду приоритетных и долгосрочных задач российской школы. Одним из важнейших элементов обучения и воспитания является предоставление возможности каждому индивиду развиваться наиболее оптимально с точки зрения его внутренних

задатков [3]. Специализированную подготовку в старших классах общеобразовательной школы необходимо ориентировать на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом. Широко распространилась система подготовительных отделений довузовской подготовки, репетиторство, платные курсы и прочие. Это наглядно подтверждает то, что уровень знаний выпускников средних общеобразовательных школ не всегда соответствует требованиям, которые предъявляют им профессиональные учебные заведения. Это понимают учителя и учащиеся, справедливо считая, что современное общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. Именно поэтому профили-зация обучения в старших классах школы призвана внести свой вклад в разрешение подобных проблем.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

— способствовать установлению

равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Введение профильного обучения требует проведения подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и прочее). Особого внимания требует работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучение на основе соответствующих региональных программ.

В современных профильных и элективных курсах уже идет процесс изменения содержания и обновления учебного материала, включение новых разделов и тем, необходимых для подготовки к жизни обучаемого в современном обществе [5]. Тем не менее необходимо отметить, что в большей степени эти изменения ориентированы на изложение и запоминание материала. Интегрированные предметы, которые создали бы условия для обобщения всех полученных знаний о природе, обществе, человеке,

обеспечили бы целостное восприятие мира и положительную социализацию, а также могли бы помочь «разгрузить ученика». Но такие курсы пока еще редкость в учебных планах. Исключение составляет курс «Обществоз-нание». Неэффективно используются часы учебного плана на проектную, исследовательскую и другие виды самостоятельной творческой деятельности ученика.

Научно доказано, что личностно ориентированное обучение признает ученика главным действующим лицом образовательного процесса, субъектом личностно ориентированной педагогики. Поэтому при реализации личност-но ориентированного процесса обучения доминирующим началом должен выступать приоритет индивидуальности, самобытности обучаемого, как активного носителя субъективного опыта, сложившегося вне специально организованного обучения. При осуществлении личностно ориентированного образовательного процесса преподавателю необходимо не только изучить такой опыт обучающегося, но и постоянно осуществлять контроль за выполняющимися способами учебной работы, организацией коллективно-распределенной деятельности между его участниками. Именно здесь происходит «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и субъективного опыта обучающегося. Тогда взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) пойдет не по линии вытеснения индивидуального и «наполнения» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что нако-

плено обучающимся как субъектом познания его собственной жизнедеятельности. Развитие личности идет не только путем овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития.

Опираясь на представленные тенденции, в ходе проведенных исследований нами была осуществлена разработка модели гуманитарной социализации старшеклассников в рамках освоения профильных программ исторического цикла [2].

Модель является открытой и подвержена влиянию как внешних, так и внутренних преобразований. Так, например, на содержание отдельных ее блоков и компонентов оказывает влияние меняющийся уровень развития науки, техники, экономики в стране. Личностно ориентированный подход выступает теоретико-методологической стратегией гуманитарной социализации обучаемых, которая, во-первых, интегрирует мотивационно-целевой и содержательно-процессуальный блоки модели; во-вторых, опирается на имеющийся субъективный опыт обучаемых; в-третьих, предоставляет учащимся возможность увидеть изменения в уровне своей социализации.

Структура модели выражается в четырех блоках: диагностико-аналитический, мотивационно-целе-вой, содержательно-процессуальный, критериально-результативный.

Диагностико-аналитический блок отражает изучение социально-демографических характеристик обучаемых и их семей, начальную диагно-

стику мотивов выбора профессии, возможности и условия обучения, сбор первичных данных мониторинга личностного развития, выявление интересов и склонностей учащихся.

Кроме этого, здесь предполагается анализ полученных в ходе диагностики данных, начало мониторинга критериев гуманитарной социализации учащихся профильных классов. Анализ социально-демографических характеристик позволяет оценить социальный статус семьи, уровень образования, возраст родителей, бытовые условия и дает возможность составить обобщенный портрет родительского коллектива, оценить риски социализации и воспитания, уровень образовательных притязаний учащихся.

На основе полученных данных осуществляется целенаправленное, личностно ориентированное содействие гуманитарной социализации учащихся.

Мотивационно-целевой блок включает в себя постановку основных целей гуманитарной социализации старшеклассников во время обучения в профильном классе и формирование у них позитивной жизненной мотивации как составной части социализации. Заданная цель определяющим образом влияет на мотивацию, содержание, выбор методов и форм и, как следствие, на процесс и результат гуманитарной социализации.

Содержательно-процессуальный блок содержит набор практических действий по осуществлению процесса гуманитарной социализации учащихся. Во временном отношении этот блок самый продолжительный.

Он опирается на конкретное содержание основных курсов и элективов (например: «Этногенез татарского народа», «Основы библиотечно-библиографической грамотности», «История региона в лицах и образах», «Экономика семьи РТ»; «Конституции РФ и РТ»; «Человек и общество» и др.), направленных на гуманитарную социализацию обучаемых и реализуется по трем направлениям:

— практические действия в соответствии со специально разработанной программой гуманитарной социализации учащихся;

— вовлечение старшеклассников в различные виды общественно значимой деятельности;

— организация взаимодействия старшеклассников с социумом в рамках исторического образования.

Программа гуманитарной социализации старшеклассников выражается в целях, задачах и структурированном содержании гуманитарной социализации обучаемых, реализуемом в комплексе мероприятий.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах: «Жизненный план и профессиональное самоопределение человека», «Мышление как основной способ познания», «Политика в мире и Я», «Я — Гражданин»». В каждом разделе представлена иерархия ценностей, определены виды деятельности (познавательная, учебная, коммуникативная, общественная, политическая) и основные положения содержания социализации старшеклассников.

Данные виды деятельности включены в учебный процесс, школьное

самоуправление, внеучебную (досу-говую), исследовательскую и проектную деятельность и носят творческий, деятельностный характер.

Гуманитарная социализация старшеклассников осуществляется через:

— участие в работе органов школьного самоуправления, общественных движений, политических партий;

— участие в планировании собственной профессиональной деятельности, карьеры, семейной жизни;

— разработку и реализацию различных социальных проектов (например, по сохранению исторического наследия региона);

— развитие творческих способностей (участие в конкурсах различного уровня, в работе кружков и объединений гуманитарной направленности по интересам);

— участие в выборных школьных кампаниях;

— участие в мероприятиях профессионально ориентированной и патриотической направленности.

В процессуальном компоненте данного блока модели нами выделено два направления: создание гуманитарной социализирующей среды и реализация его содержания в профильных классах.

Гуманитарная социализирующая среда школы — это специально созданная сообразно с целями обучения и воспитания совокупность макро- и микроусловий организации жизнедеятельности старшеклассников, направленная на успешную гуманитарную социализацию личности.

Критериально-результативный блок состоит из критериального ком-

понента и ожидаемых результатов деятельности педагогов. Критериальный компонент предполагает наличие индикаторов гуманитарной социализации обучаемых на момент окончания школы, их готовности к профессиональному самоопределению гуманитарной направленности.

Установленные индикаторы являются интегрированными и классифицируются по группам: профессиональные, общественные, коммуникативные и личностные, включают в себя несколько количественных показателей.

Совокупность разработанных индикаторов позволяет оценить уровень гуманитарной социализации учащихся на любом этапе обучения в профильной школе и по ее окончании.

Таким образом, гуманитарная социализирующая среда — это среда, обеспечивающая устойчивое чувство комфорта и удовлетворенности от результатов профильного обучения и взаимодействия в его рамках старшеклассников с ближайшим окружением и артефактами в процессе обучения в школе.

В понятие гуманитарной социализирующей среды включается непосредственное окружение личности (одноклассники, педагоги, администрация, друзья и т.д.), атмосфера образовательного учреждения, межличностные отношения и контакты с другими людьми, т.е. реальная действительность, в условиях которой происходит развитие и становление молодого человека. К социализирующей среде относятся все существующие артефакты.

Литература:

1. Кондаков А. В основу стандарта положена российская система ценностей. // Инновационная образовательная сеть от 29 ноября 2008 с сайта: Эврика — еигека_ net.htm.

2. Королева Н.Е. Гуманизация как основа социального воспитания молодежи. // Раздел — Экономика и гуманитарные науки. http://www.kampi.ru/ 8сйеЛ/ЬаБе/потег15/

3. О Концепции модернизации россий-

ского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. №393.

4. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года / Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета // Время новостей №20. 11.02.08.

5. Региональный опыт организации профильного обучения /обсуждение на видеоконференции 19.10.2007 //http://www. tatarinform.ru.

допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений

Л.С. Амирова

Статья посвящена актуальной проблеме допрофессиональной подготовки старшеклассников в рамках профильного обучения педагогической направленности. Рассмотрены основополагающие понятия допрофессиональной педагогической подготовки: педагогическая грамотность, педагогические знания, педагогическая культура и педагогическая идеология.

Ключевые слова: допрофессиональная подготовка, профильное обучение педагогической направленности, педагогическая грамотность, педагогические знания, педагогическая культура, педагогическая идеология.

This article is devoted to the actual problem - the problem of the preprofes-sional preparing high school students in the educational profile of training pedagogical orientation. We consider basic notions previous to professional pedagogical training: pedagogical literature and culture, pedagogical knowledge and ideology.

Key words: preprofessional education, professional preparing high school students, pedagogical knowledge, pedagogical culture, pedagogical ideology.

Модернизация российского обра- закрепляемости педагогических ка-зования предполагает обращение к дров, качества подготовки специали-личности учителя, к его общей и про- стов, повышения профессионального фессиональной культуре. Не вызыва- роста важно объединить усилия всех ет сомнения необходимость формиро- образовательных учреждений, зани-вания активной личности будущего мающихся профессиональным педа-специалиста-педагога, его профессио- гогическим образованием. Следует не нального самоопределения и разви- только усилить подготовку будущих тия. Поэтому для решения проблемы специалистов, но и изменить подход

1Ö3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.