Научная статья на тему 'Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической культуры'

Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация молодежи / адаптация студентов / физическая культура / модель социализации студентов / уровень социализированности личности / socialisation of youth / adaptation of students / physical culture / model of socialisation of students / level of socialisation of personality

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Костромина Ольга Владимировна, Авдеева Дарья Алексеевна

В статье рассматриваются понятие, этапы и роль процесса социализации студентов высших учебных заведений. Рассмотрены ряд теорий, которые образуют основу понимания социализации: теория социального научения, теория статусных ролей, теория идентичности, теория социального конструкционизма. Определено, что социализация студентов вуза является следствием взаимодействия с различными средами и аспектами жизни высшего учебного заведения, такими как учеба, социальная среда, культурные события, коллективы. Подчеркивается, что результатом социализации являются изменения в поведении и мышлении человека. Результаты социализации студента вуза могут быть индивидуальными и зависят от множества факторов, таких как личные особенности студента, его участие в различных мероприятиях, в том числе физкультурного характера. Авторы описывают такое эффективное средство социализации как совокупность форм и методов физической культуры и спорта. Роль физической культуры в социализации студентов доказана во первых средствами педагогического эксперимента, анкетирования, тестирования экспериментальной группы студентов, во вторых – организацией комплекса мероприятий физкультурного характера. Доказывается, что физическая культура способствует успешной социализации студента, влияет на приобретение им социальных навыков, знаний, ценностей, идентичностей, необходимых молодым людям. Материалы статьи будут интересны студентам, их родителям, преподавателям, психологам высших учебных заведений, а также социальным работникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Костромина Ольга Владимировна, Авдеева Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of students of higher educational institutions by means of physical Cultures

The article deals with the concept, stages and role of the socialisation process of higher education students. A number of theories that form the basis for understanding socialisation are considered: the theory of social learning, the theory of status roles, the theory of identity, the theory of social constructionism. It is defined that socialisation of university students is a consequence of interaction with different environments and aspects of life of higher education institution, such as studies, social environment, cultural events, and teams. It is emphasised that the results of socialisation are changes in human behaviour and thinking. The results of socialisation of a university student can be individual and depend on many factors, such as personal characteristics of the student, his/her participation in various activities, including physical education. The authors describe such an effective means of socialisation as a set of forms and methods of physical culture and sport. The role of physical culture in socialisation of students is proved firstly by means of pedagogical experiment, questionnaires, testing of the experimental group of students, secondly by organisation of a complex of events of physical culture character. It is proved that physical culture contributes to the successful socialisation of students, influences their acquisition of social skills, knowledge, values, identities necessary for young people. The materials of the article will be of interest to students, their parents, teachers, psychologists of higher education institutions, as well as social workers.

Текст научной работы на тему «Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической культуры»

УДК 37.0152

https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_144 EDN: FYMFNA

Научная статья

О.В. Костромина Э , Д.А. Авдеева

Самарский государственный технический университет г. Самара, Россия И kostroma8181@mail.ru

Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической

культуры

Аннотация. В статье рассматриваются понятие, этапы и роль процесса социализации студентов высших учебных заведений. Рассмотрены ряд теорий, которые образуют основу понимания социализации: теория социального научения, теория статусных ролей, теория идентичности, теория социального конструкционизма. Определено, что социализация студентов вуза является следствием взаимодействия с различными средами и аспектами жизни высшего учебного заведения, такими как учеба, социальная среда, культурные события, коллективы. Подчеркивается, что результатом социализации являются изменения в поведении и мышлении человека. Результаты социализации студента вуза могут быть индивидуальными и зависят от множества факторов, таких как личные особенности студента, его участие в различных мероприятиях, в том числе физкультурного характера. Авторы описывают такое эффективное средство социализации как совокупность форм и методов физической культуры и спорта. Роль физической культуры в социализации студентов доказана во первых средствами педагогического эксперимента, анкетирования, тестирования экспериментальной группы студентов, во вторых - организацией комплекса мероприятий физкультурного характера. Доказывается, что физическая культура способствует успешной социализации студента, влияет на приобретение им социальных навыков, знаний, ценностей, идентичностей, необходимых молодым людям. Материалы статьи будут интересны студентам, их родителям, преподавателям, психологам высших учебных заведений, а также социальным работникам.

Ключевые слова: социализация молодежи, адаптация студентов, физическая культура, модель социализации студентов, уровень социализированности личности

Для цитирования: Костромина О.В., Авдеева Д.А. Социализация студентов высших учебных заведений средствами физической культуры // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 4. С. 144-150. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_144 ЕРЫ: FYMFNA

Original article

O.V. Kostromina ED, D.A. Avdeeva, Samara State Technical University, Samara, Russia И kostroma8181@mail.ru

Socialisation оf students of higher education institutions by means of physical

culture

Abstract. The article deals with the concept, stages and role of the socialisation process of higher education students. A number of theories that form the basis for understanding socialisation are considered: the theory of social learning, the theory of status roles, the theory of identity, the theory of social constructionism. It is

© Костромина О.В., Авдеева Д.А., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. №4 Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(4)

I

144

defined that socialisation of university students is a consequence of interaction with different environments and aspects of life of higher education institution, such as studies, social environment, cultural events, and teams. It is emphasised that the results of socialisation are changes in human behaviour and thinking. The results of socialisation of a university student can be individual and depend on many factors, such as personal characteristics of the student, his/her participation in various activities, including physical education. The authors describe such an effective means of socialisation as a set of forms and methods of physical culture and sport. The role of physical culture in socialisation of students is proved firstly by means of pedagogical experiment, questionnaires, testing of the experimental group of students, secondly - by organisation of a complex of events of physical culture character. It is proved that physical culture contributes to the successful socialisation of students, influences their acquisition of social skills, knowledge, values, identities necessary for young people. The materials of the article will be of interest to students, their parents, teachers, psychologists of higher education institutions, as well as social workers.

Keywords: socialisation of youth, adaptation of students, physical culture, model of socialisation of students, level of socialisation of personality

For citation: Kostromina OV, Avdeeva DA. Socialisation of students of higher education institutions by means of physical culture. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(4):144-150. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_4_144 EDN: FYMFNA

Введение

Социализация в высшей школе является наиболее значимым звеном в системе образования. «Социализация студенческой молодежи в период обучения в высшем учебном заведении - это процесс познания, освоения и усвоения студентом специфических социально-профессиональных ролей, норм и ценностей, выработанных и принятых в обществе, в конкретном высшем учебном заведении, необходимых для выполнения будущих социальных и профессиональных функций специалиста и формирование на этой основе определённого социального типа личности как системы её социально и профессионально-важных качеств» [1, с. 114]. Под социализацией принято понимать процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Данный опыт существенно необходим в общении с различными социальными группами, в учебной и профессиональной деятельности. Социализация может происходить как в условиях неуправляемого воздействия на личность различных событий его жизни, имеющих характер разнонаправленных факторов, так и может быть управляемым процессом и иметь конкретные цели и задачи. Это происходит в условиях целенаправленного, дидактически организованного, планомерного процесса, осуществляемого в интересах общества, к которому принадлежит индивид. Именно такой управляемый процесс необходимо сделать доминантой в процессе социализации.

Система вузовского образования является не только центром науки и подготовки высококвалифицированных специалистов, но и пространством, в котором созданы условия для удовлетворения потребности личности в профессиональном, культурном и нравственном саморазвитии, в свободной реализации творческих возможностей.

Задача вуза - создать условия для целенаправленного комплексного профессионального и социально-психологического становления, т.е. обеспечить социализацию личности студента для успешной профессиональной и научной деятельности.

Если проблемы профессионального становления специалиста в достаточной мере успешно решаются в рамках учебно-воспитательного и научного процесса и являются традиционными для высшей школы, то вопросы социально-психологического развития личности и, особенно ее социализации, требуют особого внимания. Социализация студентов в вузе принципиально отличается от соответствующего процесса в общеобразовательной школе. Это связано с возрастными особенностями объекта социализации: наличие сформированных моральных и социальных принципов, устойчивость психики, наличие имеющегося опыта. Кроме того, у студента более высок объём багажа социального опыта, который является отправной точкой в социализации студентов. Результатом социализации считают изменения и адаптации, происходящие в их поведении, мышлении и отношениях в результате взаимодействия с социальной средой, в которой они находятся, в данном случае - учебной средой высшего учебного заведения.

Несмотря на большое количество исследований социализации студентов, одной из ведущих проблем начала обучения в вузе является вхождение в новый социум, знакомство с его правилами, принципами. Многие студенты, особенно в период первого курса, нуждаются в психологическом консультировании, работе с социальными педагогами и психологами. В данной работе мы рассмотрим роль физической культуры в социализации студенческой молодежи.

Обзор литературы

Изучение социализации молодежи включает в себя различные теоретические концепции, которые помогают объяснить и понять процесс социализации и его влияние на развитие молодых людей. Рассмотрим некоторые из них:

• Теория социального научения, которая утверждает, что социализация происходит через наблюдение, моделирование и подражание другим людям. Эта теория подчеркивает роль обучения и опыта в формировании поведения и ценностей молодежи [2, с. 220].

• Теория статусных ролей. Ее основоположник Р. Мертон утверждал, что социализация молодежи связана с принятием и осуществлением социальных ролей, которые общество ожидает от них. Молодежь стремится соответствовать ожиданиям и нормам, связанным с их статусом в обществе. А.Н. Леонтьев проводил исследования, в которых исследовал роль статусных ролей в психологическом развитии личности и социализации. Он разрабатывал идеи о том, как социальные роли влияют на формирование личности и взаимодействие человека с окружающим миром [3].

• Теория идентичности предполагает, что социализация молодежи связана с развитием идентичности и самосознания. Молодые люди проходят через различные этапы развития личности, где они определяют свои ценности, убеждения и роли в социальной среде [4].

• Также социализация рассматривается также в рамках социального конструкционизма, согласно ему реальность не предопределяется объективными факторами, такими как биология или физическая среда, а вместо этого развивается посредством постоянного взаимодействия между людьми. Эти взаимодействия включают язык, рассказывание историй, общее понимание символов и представлений и ряд других коммуникативных практик, которые формируют то, как мы воспринимаем наш мир [5].

Социализация студенческой молодежи - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, «процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [6, с. 24].

Социализация в вузе осуществляется в два этапа.

• Первый этап. 1-2 курс. Адаптация к специфике образовательной деятельности в высшей школе, его нормам и правилам.

• Второй этап. 3-5 курс. Доминанта профессиональной специализации, благодаря практическим занятиям, началу профессиональной деятельности, общению со специалистами выбран-

ного профиля и погружению в профессиональную среду.

Деление на данные этапы индивидуальны и зависят от совокупности различных причин (подбор студентов, преподавательский состав, географическое расположение вуза, традиции данного учебного заведения).

Материалы и методы

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирического уровня: педагогический эксперимент.

Процедура начального этапа исследования

Для стимулирования социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде следует использовать модель, основанную на личностно-ориентированном подходе. Модель успешной социализации студентов вуза должна предоставлять систематическую и целенаправленную поддержку, которая помогает студентам успешно интегрироваться в учебную и социальную среду, достигать своих академических и личностных целей и развиваться в полной мере.

Данная модель состоит из нескольких составляющих:

• социокультурная среда образовательного учреждения (нравственно-психологической атмосфера, воспитательно-образовательная деятельность, поведение педагогов и студентов);

• содержание образования, актуализирующее принципы ответственного поведения студентов и расширяющее спектр осваиваемых социальных ролей;

• активные формы и методов обучения, где проявляется субъектная позиция студентов.

Таким образом, формы физической культуры также выступают средством социализации. Для эффективного процесса социализации с использования форм физической культуры необходимо:

• формировать положительный имидж здорового образа жизни;

• освещать спортивные мероприятия в социальных сетях и СМИ вуза;

• создавать в вузе пространство для занятия физической культурой не только в рамках учебных занятий, но и индивидуальных занятий (секции, спортивные сообщества);

• организовывать физические упражнения в ходе учебного дня;

• проводить просветительскую работу со студентами о влиянии физической активности на здоровье и работоспособность. Результаты исследования и их обсуждение Исследование проходило в Самарском государственном техническом университете в октябре

2022 года. Участники - студенты первого курса, 108 респондентов.

Для выявления уровня социализированности была использована анкета М.И. Рожкова, предназначенная для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом данного исследования является тестирование. В соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования проводится интерпретация результатов.

Обработка полученных данных тестирования свидетельствует о том, что лишь 19% респондентов имеют высокую степень социализированно-сти, 54% - среднюю степень, 27% - низкую степень.

Среди студентов первого курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарский государственный технический университет была выбрана экспериментальная группа в количестве 28 человек. Результаты тестирования данной группы были среднестатистические по курсу. С данной группой в период с октября 2022 года по апрель 2023 г. была реализована дополнительная программа физической культуры, которую мы назвали: «Мой друг - физкультура!». Авторами и организаторами данной программы стали студенты - волонтёры 3 курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарского государственного технического университета. Программа включает в себя следующие направления работы:

1. Трекинги по Самарскому региону (гора Стрельная, Молодецкий курган, с. Ширяево, Лысая гора и др.).

2. Сплав по реке Сок.

3. Ежедневный студенческий танцевальный флешмоб, проводимый волонтёрами.

4. Участие в секциях, проводимых непосредственно в ВУЗе (теннис, волейбол, футбол, баскетбол, хоккей).

5. Совместные и индивидуальные прогулки не менее 30 минут в день.

6. Коллективные формы работы на уроках физической культуры.

Авторы статьи сопровождали экспериментальную группу студентов, организовывали с ними системные встречи, на которых в общих и индивидуальных беседах определяли ход и эффективность предложенной программы.

Кроме того, преподаватели физической культуры использовали в ходе занятий в экспериментальной группе коллективные формы физических упражнений, в которых необходимо взаимодействие и взаимопомощь.

По завершению данной программы в апреле

2023 года было проведено повторное тестирова-

ние всех первокурсников.

Результаты анкеты экспериментальной группы показывают эффективность физической культуры и здорового образа жизни в процессе социализации.

В экспериментальной группе 25% респондентов показали высокую степень социализированно-сти, 71% - среднюю степень, и лишь 4% - низкую степень. В целом по курсу эти показатели составили: 20% респондентов показали высокую степень социализированности, 57% - среднюю степень, и лишь 23% - низкую степень.

Исходя из этого, необходимо сделать выводы о эффективном влиянии физической культуры на процесс социализации студентов высшего учебного заведения. В процессе физкультурной деятельности молодой человек вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям окружающей среды. Физкультурная деятельность вовлекает студентов в целый спектр социальных отношений, формирует адекватные поведенческие нормы поведения.

В личной беседе студенты экспериментальной группы указывают на то, что программа «Мой друг - физкультура!» положительно отразилась на уровень их социализации не только в рамках вуза, но и в их личном социальном пространстве (семья, друзья, знакомые). Они меньше испытывают затруднений в установлении контактов с другими индивидами, проявляют толерантность, отмечают появление эмпатии в своём поведении, заинтересованность в участии в социальных проектах, многие изъявили желание заняться волонтерской деятельностью. Все это положительным образом сказывается и на качестве образовательного процесса.

К условиям эффективности социализации в процессе физических занятий относят:

• соответствие особенностей педагогического воздействия и внутренних особенностей личности учащегося;

• формирование мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания;

• положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека;

• создание адекватного самоанализа и самооценки студентов [7, с. 31].

Заключение

Социализация студентов - сложный многоуровневый процесс, связанный с изменениям в потребностях, интересах личности, в социальном опыте. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе выделены факторы, определяющие эффективность процесса социализации студентов, включенных в физкуль-

турную деятельность. Соответственно формы физкультурной деятельности носят направленный социализирующий характер. Предложена совокупность направлений физкультурной деятельности, механизмы и организационно-педагогические условия необходимые для успешной социализа-

ции студентов в соответствии с современными требованиями и на перспективу. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области профессионального образования.

Список литературы

1. Эррера Л.М. Стимулирование социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде (личностно-ориентированный подход) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 8. № 4. С.55-60. EDN: OOUHXB

2. Власенко Е.А. Диспозиционный подход к доверию в социальной психологии // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 219-228. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-219-228 EDN: PYRFOH

3. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл. 2012. 950 с.

4. Hakola R., Erik H. Erikson's identity theory and the formation of early Christianity // Journal of Beliefs & Values. 2009. Vol. 30. Issue 2. Р 5-15. https://doi.org/10.1080/13617670902784501

5. Burningham К., Cooper G. Being Constructive: Social constructionism and the environment // Sociology. 1999. Vol. 33. Issue 2. Р. 297-316. https://doi.org/10.1017/S0038038599000188

6. Сокова М.С. Теоретические основы исследования социализации студенческой молодежи в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Вестник Военного университета. 2011. № 2 (26). С. 21-25. EDN: OODIPP

7. Турбина Е.Г, Маркин А.В. Физические упражнения как средство адаптации студентов первого курса высших учебных заведений // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 1. С. 28-32. EDN: FQLWVS

References

1. Ehrrera LM. Stimulirovanie sotsializatsii studencheskoi molodezhi v sotsiokul'turnoi obrazovatel'noi srede (lichnostno-orientirovannyi podkhod) = Stimulating socialisation of student youth in a socio-cultural educational environment (person-centred approach). Russian Journal of Education and Psychology. 2011;8(4):55-60. (In Russ.). EDN: OOUHXB

2. Vlasenko EA. Dispositional approach to trust in social psychology. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2022;(205):219-228. (In Russ.). https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-219-228 EDN: PYRFOH

3. Leontev AA. Evolyutsiya, dvizhenie, deyatel'nost' = Evolution, movement, activity. Moscow: Cmysl Publ.; 2012. 950 p. (In Russ.).

4. Hakola R, Erik H. Erikson's identity theory and the formation of early Christianity. Journal of Beliefs & Values. 2009;30(2);5-15. https://doi.org/10.1080/13617670902784501

5. Burningham K, Cooper G. Being constructive: Social constructionism and the environment. Sociology. 1999;33(2):297-316. https://doi.org/10.1017/S0038038599000188

6. Sokova MS. Teoreticheskie osnovy issledovaniya sotsializatsii studencheskoi molodezhi v protsesse podgotovki k professional'noi deyatel'nosti = Theoretical bases for the study of socialisation of student youth in the process of preparation for professional activity. Vestnik Voennogo universiteta. 2011;(2):21-25. (In Russ.). EDN: OODIPP

7. Turbina EG, Markin AV. Physical exercises as a means of adaptation of first-year students of higher educational institutions. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(1):28-32. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_1_28 EDN: FQLWVS

Информация об авторах:

Костромина Ольга Владимировна, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», Самарский государственный технический университет (443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244, Россия)^^ ID: https://orcid.org/0000-0001-9567-9973, еmail: kostroma8181@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авдеева Дарья Алексеевна, студент 4 курса факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарский государственный технический университет (443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244, Россия), еmail: eakolcoba@yandex.ru

Вклад авторов: Авторы внесли равный вклад в исследовательскую работу.

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию: 30.07.2023 Одобрена после рецензирования: 12.09.2023 Принята к публикации: 17.09.2023

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Information about the authors:

Olga V. Kostromina, Associate Professor, Samara State Technical University (224 Molodogvardeiskaya Str., Samara 443100, Russia), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9567-9973, еmail: kostroma8181@mail.ru

Daria A. Avdeeva, student, Samara State Technical University (224 Molodogvardeiskaya Str., Samara 443100, Russia), е^^П: eakolcoba@yandex.ru

Conflict of interests: The authors declare that there is no conflict of interest.

Received: 30.07.2023

Approved after reviewing: 12.09.2023

Accepted for publication: 17.09.2023

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.