Научная статья на тему 'Социализация подростков группы социального риска средствами туризма'

Социализация подростков группы социального риска средствами туризма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ТУРИЗМ / TOURISM / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельников Д.А., Сунцов Д.А.

Общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами, проводится работа с подростками девиантного поведения. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельников Д.А., Сунцов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF TENAGERS OF THE GROUP OF SOCIAL RISK BY MEANS OF TOURISM

With teenager of the deviatinging behaviour to lead work by institutions of culturalleisure centre, as well as social rehabilitation centre. This work to is not lead up to the and not always gives the positive result. There is need for improvement of educational process in modern condition expects searching for of the ways of increasing of efficiency of the pedagogical influence on personality of the teenager, capable to provide is resozialisation. One of the conditions of increasing efficiency of educational work is activity, in problems which enters shaping positive individual interest to personalities of teenager. Such activity expects the special arsenal of the facilities and methods of the pedagogical influence on teenager with strange behaviour. As follows, such facility possesses cultural-leisure activity.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков группы социального риска средствами туризма»

ПЕДАГОГИКСЬПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры. спорта и туризма

Per.JV» Эл ,№ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК 376+796.5

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА

Д.А. Мельников Д.А. Сунцов

Чайковский государственный институт физической культуры

Чайковский

SOCIALIZATION OF TENAGERS OF THE GROUP OF SOCIAL RISK BY

MEANS OF TOURISM

D.A. Melnikov D.A. Suncov

Tchaikovsky State Institute Physical Culture Tchaikovsky

chifk_rektorat@mail. ru

Ключевые слова: социализация, туризм, воспитательная работа.

Аннотация. С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат.

Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

Key words: socialization, tourism, educational work.

1721076479000

Abstract. With teenager of the deviatinging behaviour to lead work by institutions of cultural-leisure centre, as well as social rehabilitation centre. This work to is not lead up to the and not always gives the positive result.

There is need for improvement of educational process in modern condition expects searching for of the ways of increasing of efficiency of the pedagogical influence on personality of the teenager, capable to provide is resozialisation. One of the conditions of increasing efficiency of educational work is activity, in problems which enters shaping positive individual interest to personalities of teenager. Such activity expects the special arsenal of the facilities and methods of the pedagogical influence on teenager with strange behaviour. As follows, such facility possesses cultural-leisure activity.

Реформы, начавшиеся на территории Российской Федерации в 90-х годах, тяжким бременем легли на плечи малообеспеченного населения страны. Трудности, возникающие в процессе реформирования социального строя страны, привели к снижению жизненного уровня граждан и породили нарастание социальной напряженности. Многие, потеряв работу, лишились и веры в себя, найдя утешение в алкоголе, наркотиках. Другие, опускают руки, не имея возможности обеспечить нормальный уровень жизни семьи.

Естественно, дети из таких семей оказываются вне сферы воспитания, обучения и образования. Не решаемость проблем, связанных с удовлетворением потребностей, прежде всего социальных, цепной реакцией вскрывает беды детей и подростков из группы социального риска - той категории детей, которые в силу определенных обстоятельств, больше других в своей жизни подверженных негативным влияниям общества. А они всем достаточно известны: бродяжничество, детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, малолетняя преступность, подростковый суицид, детская проституция, высокий уровень венерических заболеваний среди подростков.

Актуальность. В городе Сарапуле, Удмуртской Республики, по данным Сарапульского межрайонного отдела государственной статистики проживает 23 628 несовершеннолетних, в том числе от 0 до 6 лет - 6 520 человек, с 7 до 17 лет - 17 108 человек. А также по данным отдела по делам семьи в городе проживают 400 многодетных семей, в большинстве своем малообеспеченных, так называемая маргинальная группа, дающая самый большой процент брошенных, социально и педагогически запущенных, занимающихся бродяжничеством, хулиганством и мелкими кражами, детей и подростков.

В 2007 году на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних г. Сарапула состояли 421 подростка. За 2007 г. на комиссии по делам несовершеннолетних было обсуждено 140 семей и 301 подросток.

В подростковом наркологическом кабинете состоят на учете на сентябрь 2008 год 154 человек, из которых за употребление наркотиков - 6 человек, токсических веществ- 65 человек, алкоголя - 83 человека.

На фоне общего снижения подростковой преступности остается достаточно высоким удельный вес из числа зарегистрированных преступлений, так, в настоящее время в г. Сарапуле удельный вес составляет 15,7 %, по Удмуртской Республике удельный вес составляет 12,0 %.

Любая реабилитационная деятельность должна начинаться с установления доверительного отношения с ребенком, а это возможно только тогда, когда он сам готов вступить в контакт, придти на занятия или тренировку. Нельзя забывать, что для подростков группы социального риска «улица» является нормальной и законной жизненной средой, которую они воспринимают привлекательной.

Проблема исследования. В настоящее время в г. Сарапуле сложилась обстановка когда подростку некуда идти в свободное от учебы время, и он проводит это время на улице совершая мелкие правонарушения. Нехватка специальных ведомств, служб, учреждений обеспечивающих единый, непрерывный процесс социальной реабилитации несовершеннолетнего до его всестороннего восстановления. Развитие туризма в системе дополнительного образования и его использование - эффективный способ защитить детей и создать условия для решения их различных социальных проблем.

Теоретическая значимость. Выявлена проблема правонарушений, совершаемых подростками, и обосновано использование различных форм занятий туризмом, как одно из способов решения проблемы.

Цель - социализация подростков группы социального риска средствами туризма.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему социально трудных подростков

2. Разработать программу дополнительного образования по туризму для подростков группы риска

3. Апробировать и определить эффективность разработанной программы.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование психического и физического развития, физической подготовленности подростков, анкетирование, методы математико-статистической обработки результатов.

Экспериментальная группа, состоящая из подростков группы «социального риска» занималась в Детско-юношеской спортивной школе г. Сарапула, в отделении туризма, по специально разработанной программе и проходила наблюдение в Комиссии по делам несовершеннолетних, также 2 часа в неделю с подростками работал психолог. В течение учебного года подростки участвовали в походах выходного дня, три раза выезжали на Республиканские соревнования по туризму, были помощниками и организаторами

внутришкольных и городских соревнований по спортивному туризму, организаторами летнего палаточного лагеря «Экстрим».

Выводы. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что систематическое участие подростков «группы риска» в туристско-спортивной деятельности, ведет к существенным позитивным изменениям в их личности.

Изучен уровень знаний по вопросам организации и проведения походов. Уровень знаний в экспериментальной группе повысился с 23 % до 85 %.

Уровень физической подготовленности занимающихся значительно повысился в экспериментальной группе в среднем с 49 до 68 баллов (по тестам «Президентские состязания» Вавилова Ю.Н.).

Анализ результатов методики Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек» показал, что подростки экспериментальной группы стали испытывать меньше трудностей в общении, стали более открыты, находят общий язык со сверстниками, не чувствуют себя отверженными. На 50 % снизилась незащищенность и тревожность. Подростки стали менее враждебны, снизилась склонность к депрессиям.

Результаты диагностики межличностных отношений по методике Т. Лири выявили, что в экспериментальной группе существенно выше выражены проявления сотрудничества с группой, ответственности в стиле их межличностного общения и отношений к людям по сравнению с контрольной: соответственно по сотрудничающему стилю - 8.8 б., уровень легкой акцентуации, против 7,6 б. и 7,0 б., «гармоничный» уровень по Л.Н. Собчик; по ответственно-великодушному стилю - 9,8 б., уровень легкой акцентуации, против 7,6 б. и 6,3 б., «гармоничный» уровень.

В экспериментальной группе наблюдается более высокая выраженность сотрудничающего и ответственно-великодушного стилей общения и отношений с людьми по сравнению с таковыми у контрольной группы.

Сравнительный анализ анкет для классных руководителей выявил, что подростки стали проявлять интерес к жизни класса, в которую раньше не включались. Дети ищут компромиссы в конфликтных ситуациях с учителями предметниками.

Тем самым определена эффективность учебной экспериментальной программы занятий с подростками группы «социального риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.