Научная статья на тему 'Социализация подростка: формирование социальных компетенций учащихся в условиях профильного обучения'

Социализация подростка: формирование социальных компетенций учащихся в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / SOCIALIZATION / ADAPTATION / STUDENT-ORIENTED APPROACH / COMPETENCE / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздикова Л. Н., Волков И. В.

Рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией школьника к условиям профильной школы. Определены основные психолого-педагогические условия эффективности социальной адаптации подростков в процессе профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues related to adaptation to the conditions of student profile school. The main psychological and pedagogical conditions of effective social adaptation of adolescents in school education.

Текст научной работы на тему «Социализация подростка: формирование социальных компетенций учащихся в условиях профильного обучения»

Л. Н. Дроздикова, И. В. Волков

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: Социализация, адаптация, личностно ориентированный подход, компетентность, технология.

Рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией школьника к условиям профильной школы. Определены основные психолого-педагогические условия эффективности социальной адаптации подростков в процессе профильного обучения.

Keywords: Socialization, adaptation, student-oriented approach, competence, technology.

The issues related to adaptation to the conditions of student profile school. The main psychological and pedagogical conditions of effective social adaptation of adolescents in school education.

Глубокие изменения, происходящие в личности школьника, свидетельствуют о широких

возможностях развития ребенка в подростковом возрасте. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире [4]. Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала профильного обучения,

интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями подростков.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям профильной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики обучения и воспитания, социологии и др. [1,2]. У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития.

Успешная социальная адаптация подростков к условиям профильной школы помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации. Результаты комплексных обследований учеников девятых классов средней школы показывают, что у детей при переходе в среднюю школу возникают эмоциональные депрессии и невротические состояния, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений в системах: " личность-общество", "ученик-учитель", "класс-ученик", проявляются

вегетативные расстройства, чувство тревожности, наблюдается снижение работоспособности.

Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы

экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета был уроком, способствующим интеллектуальному развитию ребенка,

повышению познавательной активности, формированию ключевых социальных

компетенций учащихся.

Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной

учебной деятельности, причем ведущая для подростков в условиях перехода на профильное обучение, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса подростка. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. В современных программах и методических пособиях по учебным предметам указывается на необходимость реализации следующих принципов обучения:

- непрерывности процесса обучения,

который обеспечивается механизмом

преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы; содержанием образовательно-развивающей практики на каждом из этапов, технологиями формирования учебных действий в системе общего образования учащихся;

- целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде;

- принципа личностно ориентированного

обучения, реализуемого посредством

индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств в достижении цели обучения, перевода процесса развития учащихся в режим самоорганизации и саморазвитии.

В рамках проведения курсов по выбору и элективных курсов педагоги имеют возможность самостоятельно определять содержание учебного материала, в котором они могут изменять

последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них.

С целью осуществления процесса социализации личности на уроках необходимо использовать рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно ориентированного учебно-воспитательного процессов. Технология педагогической поддержки социальной адаптации подростков в процессе занятий включает личностно ориентированную концептуальную основу и процессуальную характеристику,

предусматривающую опосредованную ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуальноличностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение современной

гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально-психологического, интеллектуального воспитания [3, 6]. При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе), так как личность школьника представляет собой целостность и многомерность. Единство

воспитательных воздействий должно осуществляться в процесс как учебной, так и внеучебной деятельности.

Мы выделяем основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности школьника, формированию его культуры в процессе профильной подготовки. К основным психолого-педагогическим условиям эффективности социальной адаптации подростков в процессе профильного обучения можно отнести:

- преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса;

- достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности подростка;

- ориентацию воспитательного воздействия педагога на создание ситуации успеха ребенка;

- формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе обучения и воспитания.

- положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников;

- формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников;

- наличие психолого-педагогической

компетентности в деятельности педагога.

Адаптация при таком подходе предполагает, что подросток имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, при этом общение с подростком строится на основе субъект - субъектных отношений. Существенно расширяется в рамках этой

концепции и представление о развивающемся пространстве школьной среды. Цели адаптивной школы состоят: в создании благоприятных

условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям; создание модели

саморазвивающейся социально -педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие "социальная адаптация" (Н.П. Капустин).

Основная идея личностно ориентированного процесса социальной адаптации подростков в процессе профильного обучения и воспитания -создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками средней школы по различным предметам. Существенной особенностью формирования самооценки

подростка является возможность компенсации одних ее компонентов другими. Ребенок будет искать ту деятельность, то место, где он получит возможность самоутвердиться, обрести

положительное эмоциональное самочувствие.

Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и должна быть нацелена прежде всего на решение общей задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.

Нами определены и реализуются основные направления психолого - педагогического сопровождения социальной адаптации, формирования ключевых социальных

компетенций подростка в процессе профильного обучения:

- диагностика, прогнозирование и реализация путей индивидуального подхода и дифференциации процесса обучения; обеспечение возможности выбора субъектом (учащимися и учителями) форм, средств и методов развития личности,;

- создание условий для саморазвития и самореализации учащихся и учителей в процессе учебного и внеучебного взаимодействия;

- развитие личности ребенка на деятельностной основе,

- обеспечение базового уровня образования при индивидуальном темпе продвижения учащихся.

Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации подростков в системе обучения и воспитания предусматривает дифференцированность программного материала: характера и объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса. К основным показателям, определяющим

уровень личностного развития ребенка в условиях социальной адаптации, мы отнесли:

- социально-позиционный статус ученика в классе; характер мотивации и ее положительную направленность;

- адекватность самооценки;

- наличие продуктивных коммуникативных взаимодействий в формальной и неформальной сферах;

- соответствие уровня развития основных

психических процессов (памяти, мышления,

восприятия, внимания) возрастным особенностям школьника, психологической совместимости с

учителями.

Наиболее успешно технология педагогической поддержки детей в процессе социальной адаптации будет осуществляться за счет использования активных методов и средств организации психологопедагогического воздействия и стимулирования: игр, соревнований, проблемных педагогических ситуаций, опоры на личное мнение ребенка, активного включения каждого ученика во все виды деятельности на уроке, создания проблемных ситуаций в процессе познавательной деятельности.

Такой подход к осуществлению педагогической поддержки подростков, на наш взгляд, согласуется с

целями современного образования, задачами, которые решает внедрение профильного обучения, способствует формированию ключевых социальных компетенций у школьников, и, следовательно, обеспечению социализации личности подростка.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968..

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

3. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и

актуального в развитии личности/ /Психология

формирования и развития личности.- М.:Наука, 1981.-.

4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология DOC. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /.-М.:Наука, 1992.

5. Монахов В.М.,Орлов В.А.,Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе// Советская педагогика// N 8.1990.

6. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социалогический аспект):Дис. канд. филос.наук.- Киев,1990.-170с.

© Л. Н. Дроздикова - канд. пед. наук, дир. школы №135 Казань, S135.kzn@edu.tatar.ru; И. В. Волков - канд. техн. наук доц. каф. химии и технологии переработки эластомеров КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.