Научная статья на тему 'Социализация молодых людей с проблемами интеллектуального развития через клубную работу'

Социализация молодых людей с проблемами интеллектуального развития через клубную работу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / молодые люди с проблемами интеллектуального развития / подростково-молодежный клуб / реабилитационный туризм / rehabilitation tourism. / socialization / young mentally challenged people / adolescent-and-youth club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромова З. В.

В статье отражен опыт подростково-молодежного клуба, одним из главных направлений деятельности которого стала работа с детьми, подростками и молодежью с ограниченными возможностями. Речь идет о социальной адаптации молодых людей с интеллектуальными проблемами и помощи их семьям в системе досуговой деятельности, которая при определенных условиях становится источником информального образования для всех ее участников. Автор раскрывает специфику контингента воспитанников клуба, молодых людей с проблемами умственного развития, характеризует основные трудности, которые возникают при взаимодействии с ними у взрослых, определяет круг основных задач, которые необходимо решать для их социализации и улучшения эмоционального состояния. Варианты решения этих задач показаны на примере реабилитационного туризма как формы социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями. Среди задач реабилитационного туризма выделены: интеграция в общество, создание дополнительных импульсов к формированию навыков самостоятельного поведения и самообслуживания вне семьи приобщение семьи к реабилитационному процессу общефизическое оздоровление развитие в среде сверстников уважительного и терпимого отношения к молодым инвалидам. Статья содержит много конкретных примеров из опыта работы с молодыми инвалидами, имеющими проблемы интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE WITH PROBLEMS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT THROUGH CLUB WORK

the article reflects the experience of the adolescent-and-youth club, one of the main directions of which is working with children, adolescents, and young people with disabilities. The matter concerns social adaptation of mentally challenged people and help to their families with the system of leisure activity, which, under certain conditions, becomes a source of nonformal education for all of its members. The author exposes the specificity of the contingent of club pupils (mentally challenged young people), defines the main difficulties which adults face while cooperating with them, and determines the scope of main tasks to be solved for their socialization and improve-ment of their emotional state. Variants of solving these tasks are shown through the example of rehabilitation tourism as a form of socialization of mentally challenged people. Among the tasks of rehabilitation tourism, there are: integration into society, creation of additional impulses to form independent behavior and self-service beyond families introducing families to rehabilitation process, general health improvement and development of respectful and tolerant attitude to young disabled people among their peers. The article contains a lot of specific examples from working experience with young mentally challenged people.

Текст научной работы на тему «Социализация молодых людей с проблемами интеллектуального развития через клубную работу»

«Элементы и устройства автоматики и телемеханики» и «Схемы и системы автоматики и телемеханики», двух новых специализаций — «Автоматизированные системы управления технологическими процессами» и «Автоматизированные системы научных исследований и испытаний», а в 1982 году по предложению В. Б. Яковлева и В. Д. Ефремова — специализация «Системы управления гибких автоматизированных производств». По предложению В. Б. Яковлева, в 1984 году было принято решение о новом наименовании специальности — «Автоматика и управление в технических системах».

В дальнейшем по инициативе В. Б. Яковлева была образована новая группа 21.00 «Автоматизация и управление» с девятью специальностями («Автоматика и управление в технических системах», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Автоматические системы управления энергетическими установками», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Электропривод и автоматизация промышленного оборудования», «Робототехнические системы», «Системы автоматического управления летательными аппаратами», «Корабельные системы управления», «Автоматические навигационные приборы и устройства»), основой которых является автоматическое и автоматизированное управление.

В 1992 году в ряде вузов страны началась подготовка бакалавров и магистров техники и технологии. По направлению 550200 «Автоматизация и управление» в составе учебно-методического объединения по специальностям в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники был сформирован координационный научно-методический совет, председателем которого стал В. Б. Яковлев, а ученым секретарем — доцент ЛЭТИ Н. Н. Кузьмин.

В 1993 году по распоряжению Госкомитета РФ по высшему образованию в учебно-методическом объединении по автоматике, электронике, микроэлектронике и радиотехнике под руководством В. Б. Яковлева началась разработка первого поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавров и магистров по направлению «Автоматизация и управление» и инжене-

ров по специальности «Управление и информатика в технических системах». Эти стандарты по бакалаврам, инженерам и магистрам были утверждены в 1993, 1995 и 1996 годах соответственно. При этом учебный план подготовки магистров включал 20 различных программ.

С 1982 по 2002 год В. Б. Яковлев был председателем специализированного совета по защитам докторских диссертаций в области теории управления и автоматизированных систем обработки информации и управления, а с 1983 по 1997 год — членом экспертного совета ВАК по управлению, информатике и вычислительной технике. По поручению ВАК кафедра автоматики и процессов управления ЛЭТИ приняла участие в разработке паспортов и программ кандидатских экзаменов для специальностей научных работников «Управление в технических системах», «Автоматизированные системы управления технологическими процессами и производствами» и «Автоматизированные системы управления».

В 1986 году в связи со 100-летием ЛЭТИ за заслуги в области развития науки и образования В. Б. Яковлев был награжден орденом Дружбы народов.

В 1994 году в связи с 60-летием за успехи в области науки и образования В. Б. Яковлеву было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».

В 2003 году решением ученого совета ЛЭТИ В. Б. Яковлеву присвоено почетное звание «Заслуженный профессор ЛЭТИ». В 2005 году он написал и опубликовал книгу «Мои воспоминания» (http://is.ifmo.ru/books/_2007_09_26_jakovlev. pdf), которая по существу является изложением истории кафедры и развития специальности от автоматики и телемеханики к управлению и информатике.

Выпускник кафедры автоматики и телемеханики (1971 г.), заведующий кафедрой технологии программирования Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, доктор техн. наук, профессор

А. А. Шалыто

ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮШИЕ СИСТЕМЫ 77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.