Научная статья на тему 'Социализация личности студента в процессе изучения социологии'

Социализация личности студента в процессе изучения социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
934
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горохов В.Ф.

В статье рассматриваются вопросы социализации личности студента. Исследуются сущность, признаки и этапы социализации. Показаны особенности социализации в условиях высшего учебного заведения. Констатируется, что вузовская пора - это период освоения высоких стандартов жизни, норм, идеалов и социальных ценностей. Основательно изучая социологическую науку, студенты получают хорошую возможность познать самого себя и «доработать» себя. Делается вывод о том, что социологические знания наполняют жизнь будущих специалистов глубоким смыслом и позитивной энергией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности студента в процессе изучения социологии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Герчиков, В.И. Роль социологических служб предприятия в управлении социальными факторами производства, формированием и социальным развитием коллектива [Текст] /В.И. Герчиков. - Препринт. -Новосибирск, 1986. - 125 с.

2. Грушин, Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы [Текст] /Б.А. Грушин. - М., 1967. - 174 с.

3. Единый архив социологических данных [Электронный ресурс] // http://sophist.hse.ru/

4. Зайцев, А.К. Социолог на предприятии: пособие практику [Текст] / А.К. Зайцев. - Калуга, 1993. - 167 с.

© А.В. Вайсбург, 2015

УДК 378

В.Ф. Горохов

Канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и гуманитарной культуры Национальный исследовательский ядерный университет « МИФИ»

г. Москва, Российская Федерация

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы социализации личности студента. Исследуются сущность, признаки и этапы социализации. Показаны особенности социализации в условиях высшего учебного заведения. Констатируется, что вузовская пора - это период освоения высоких стандартов жизни, норм, идеалов и социальных ценностей. Основательно изучая социологическую науку, студенты получают хорошую возможность познать самого себя и «доработать» себя. Делается вывод о том, что социологические знания наполняют жизнь будущих специалистов глубоким смыслом и позитивной энергией.

Ключевые слова

Социология, социализация, студент, преподаватель.

Тема личности и её социализации является сверхважной научной и житейской проблемой. Как известно, каждый человек рождается только индивидом, кандидатом в личность, потенциальной личностью. Чтобы реально стать ею, он должен пройти долгий и многоступенчатый путь социального созревания. Этот путь социологи и психологи называют социализацией, а культурологи - инкультурацией или культурализацией.

Итак, что же такое социализация? При многообразии определений, практически все исследователи акцентируют внимание на том, что социализация - есть непрерывный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (норм, ценностей, образцов поведения, статусов, ролей, установок, обычаев, верований), необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Социализация - это не только усвоение и воспроизводство старого, устоявшегося, но и формирование творческих способностей личности, развитие её навыков и умений, способностей двигаться вперёд, к новому, неизведанному.

Теоретические проблемы социализации актуализировали такие известные учёные как Ф. Гиддингс, Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, Г. Тард, З. Фрейд, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Эриксон и многие другие исследователи [1]. Не каждый из них называл это явление социализацией. Некоторые исследователи рассуждали о развитии личности, другие писали о становлении, восхождении, формировании, созревании и т.д. Но в смысловом контексте речь шла об одном и том же явлении - о формировании развитого человеческого потенциала. Разумеется, имелись существенные различия во взглядах и подходах к данному вопросу.

243

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Важно иметь в виду, что социализация - это не эпизоды и не фрагменты человеческого созревания, а процесс постоянного и активнейшего взаимодействия между людьми. Это фундаментальное и системное явление, мощный поток жизни. Правда, не всегда равномерно и не всегда последовательно протекающий в пространстве и времени.

Социализация, как представляется автору, предполагает наличие следующих составляющих:

- объекта социализирующего воздействия (отдельных индивидов и групп людей);

- субъектов (агентов) социализирующего воздействия (родителей, учителей, тренеров, преподавателей и других акторов);

- регулярного и планомерного воздействия субъектов социализации на её объекты. Хотя, конечно, имеет место и стихийное влияние со стороны окружающих;

- институтов, целенаправленно ориентированных на социализирующую деятельность (государства, семьи, дошкольных и школьных учреждений, вузов, армии, церкви и др.);

- ресурсов, с помощью которых агенты оказывают влияние на социализируемых (уроков, спортивных занятий, бесед, литературы, СМИ, кино, финансовых средств, техники и т.п.);

- определённых этапов (стадий), на которых решаются конкретные специфические задачи созревания личности и механизмов, при помощи которых осуществляется этот процесс (имитации, адаптации, аккомодации и др.);

- общественных, групповых стандартов, норм, идеалов и ценностей, на которые должны ориентироваться социализируемые индивиды и сами агенты социализации;

- тотального контроля над процессом социализации со стороны общества, государства, административных органов, семьи, ближайшего окружения [2, с. 128-129].

Разумеется, составной частью процесса социализации является повседневная работа личности над собой. Иногда это явление называют самовоспитанием, самообразованием и пр. Нам кажется, что мы вправе вести речь о самосоциализации. Хотя термин звучит непривычно. Но ясно одно - без собственного усердия, личностного напряжения, самоконтроля, без активного проникновения человека в общественную жизнь, результаты социализации будут половинчатыми, недостаточными.

Нет необходимости доказывать, что социализации выступает в качестве важнейшего феномена общественной жизни, наряду с производством материальных благ. Социализация производит членов общества, без которых его существование невозможно. Благодаря социализации воспроизводится, сохраняется и развивается культура; индивиды становятся полноценными и полноправными членами общества. Они живут и действуют соответственно принятым нормам и правилам, культивируют действующую систему ценностей, поддерживает общественное согласие, ощущают себя частицами единого целого, называемого социумом.

Социализация - процесс универсальный и непрерывный. Он длится от рождения индивида и до последних дней его жизни. Учёные выделяют различное количество этапов (стадий) социализации (от 2 до 9 и более).

Несомненно, то, что в каждом обществе социализация - есть уникальный практический процесс, имеющий свои особенности и этапы. Она определяется типом общества, характером социальных связей, системой ценностей и стандартов жизни, свойственных, прежде всего, ему. Вместе с тем, имеются универсальные этапы, проявляющиеся почти всегда и всюду. Каждый этап можно подразделить еще на ступени социального восхождения индивида. По этим ступеням индивида ведут родители, воспитатели детского сада, учителя школы, ПТУ, колледжа, преподаватели вуза. Конечно, он и сам стремится идти самостоятельно, часто спотыкается, падает, снова поднимается. При огромном многообразии социализирующих процессов в главном, они схожи и соответствуют так называемым жизненным циклам. Применительно к российскому обществу, процесс социализации можно представить следующим образом:

1. Первичная, начальная, элементарная социализация, когда ребенок осваивает необходимый минимум социальных требований. Учится говорить, общаться с людьми, овладевает элементарными нормами поведения (до 3-х лет).

244

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

2. Дошкольный этап, когда ребенок входит во внешний мир, осваивает нормы общения с чужими людьми, как детьми, так и взрослыми, вовлекается в более широкий круг социального общения (3-7 лет).

3. Школьный этап - целенаправленный и ответственный процесс усвоения общих знаний, культуры в более широком контексте. Личность социализируемого получает оценку со стороны общества, учителей, сверстников, школьников, знакомых (7 - 17 лет).

4. Предпрофессиональный этап (ПТУ, училище, техникум, колледж, ВУЗ) - это время углублённой социализации, получения профессиональных знаний, изучение высших достижений культуры (17 - 23).

5. Профессионально-трудовой этап - четко и узко ориентированная социализация, умение основательно владеть «делом», выполнять профессиональные обязанности, работать с людьми, общаться с широким кругом сограждан (23 - 60).

6. Семейно-брачный этап - это новый виток социализации, где личность приобретает статус супруга, родителя воспроизводит себя в лице детей, создает особую социальную атмосферу (время строго не ограничено).

7. Пенсионный, связанный с завершением активной профессионально-трудовой деятельности личности, её выходом на пенсию и выполнением неких новых функций, которые обществом строго не регламентируются, а скорее определяются самим человеком и случайными обстоятельствами (после55 - 60 лет жизни).

Некоторые этапы следуют параллельно, одновременно по отношению друг к другу, но на них решаются свои специфические задачи.

Каждый из выделенных здесь этапов можно рассматривать как ступеньку (шаг) с одной стороны, к осознанной личностной свободе, а с другой - движение к социальному закабалению, к более высокой мере личной ответственности. Поскольку индивиду надо вести себя определённым образом, необходимо владеть неким минимумом информации, следует учиться отвечать за себя и за других людей, зарабатывать на жизнь, выполнять супружеские обязанности. Требования к личности по мере углубления социализации возрастают. То есть, с одной стороны активно расширяется социальный горизонт, а с другой - последующие шаги должны быть все более ответственны и осторожны, ибо существенно возрастает социальная ответственность.

В данном случае нас интересует этап вузовской социализации. Не каждый человек его проходит. Но те личности, которые являются студентами, станут в будущем ключевой категорией населения. Именно они в скором времени образуют ядро социальных отношений, будут определять характер экономики, политики, духовной жизни. По большому счёту студенты - это будущее общества. А хорошо социализированные студенты - это хорошее будущее общества. Во всяком случае, смеем так предполагать.

На вузовском этапе осуществляются исключительно важные задачи социализации. Здесь происходит переход личности от одного статусного состояния к другому. Существенно меняется круг ролевых обязательств. Появляется достаточно высокая степень индивидуальной свободы и самодеятельности. Меняются стандарты жизни по сравнению со школьными условиями. Студенты, особенно проживающие в общежитиях, обязаны сами заботиться о режиме дня, питании, одежде, самодисциплине. Вузовские требования более жёсткие, по сравнению с требованиями школы. Необходимо изучить дисциплину, получить зачёт или экзаменационную оценку. Если не сдал осваиваемый предмет, то предстоит пересдача. Не пересдал - сдаёшь комиссии. Не сдал на комиссии, то, как правило, отчисляют из учебного заведения. Такие условия требует серьёзного отношения к учёбе и к жизни в целом. Иначе говоря, вузовское пространство требует от молодого человека быстро становиться взрослым, самодостаточным, ответственным, а то последствия могут быть плачевными.

Но и это только полдела. Вузовская пора - это время освоения высоких идеалов, стандартов и ценностей жизни, время глубокого познания социальной реальности. Разумеется, студент не только и не столько сам приобщается к ним. Тут социализирующую мощь оказывает вся вузовская система, и, в первую очередь гуманитарные науки. История, социология, культурология, философия, политология и другие дисциплины как раз и направлены на формирования системы высоких знаний, умений, стандартов жизни и значимых ценностей. Скажем, социология даёт студенту фундаментальные знания об обществе, его признаках, строении, функционировании, типах, особенностях социального контроля. Она раскрывает

245

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

характер социальных связей, действий и взаимодействий людей. Студент узнаёт о многообразии социальных институтов, своеобразии каждого из них, механизмах их функционирования и смены. Особое внимание уделяется институту семьи, как фундаментальной ценности человеческой жизни. Ведь в недалёком будущем почти каждый студент - это муж или жена, отец или мать. Молодые люди должны понимать значимость нормальной, традиционной семьи, а не той, что навязывается системой западных ценностей. Большое внимание уделяется такому институту как наука. Автор, например, проводит семинар по данной теме, на котором студенты детально рассматривают понятие и признаки науки, её функции в обществе и жизни отдельной личности. Речь ведётся также о структуре науки, классификации наук, этапах становления научных знаний. Студент должен понять, что мир далеко ещё не познан и что каждому найдётся достойное место на научном олимпе. Но для этого необходимо основательно и повседневно работать, усердствовать во всех направлениях познавательного процесса. Тема науки, научного познания звучит на каждом занятии по социологии. Для утверждения ценностей научного познания, студентами проводятся социологические исследования. Они объединяются в микрогруппы по 2-3 человека, сами выбирают актуальную для них тему, под руководством преподавателя разрабатывают программу и анкету. А затем проводят опрос респондентов, и составляю отчёт о проведённой работе. На занятии учащиеся информируют преподавателя и одногруппников о полученных результатах. Делают выводы, формулируют рекомендации. Казалось бы, на первый взгляд, не столь существенное событие студенческое социологическое исследование. Но оно оказывает большое социализирующее воздействие. Студенты становятся более самостоятельными, смелыми, уверенными в собственных силах, критически мыслящими, состязательными. Они сами открывают для себя неизученные стороны общественной жизни. Расширяется горизонт их жизненных и научных интересов. Социологическое исследование ускоряет адаптацию парней и девушек к вузовской жизни. А чего стоит студенческая научная конференция, которую автор проводит на каждом потоке после завершения курса социологии. Тема конференции: «Современное общество и ядерная энергетика». Тема связана с интересами профессиональной подготовки в НИЯУ МИФИ. За месяц до конференции студентам поручается конкретная тема. Сами они добываю актуальный материал. Советуются с преподавателем, готовят наглядные средства. На конференцию приглашаются руководители факультета, представители кафедр, старшекурсники. Докладчики страстно пытаются убедить присутствующих в значимости затронутой проблемы. Искренне отстаивают собственную точку зрения, отвечают на заданные вопросы и т.д. Социализирующий эффект очевиден. Это понимают и сами студенты.

Работая на лекциях и семинарах, проводя индивидуальные и групповые консультации, просто общаясь со студентами, социолог показывает, что общество явление статусное и побуждает студента стремиться занять высокое положение в нём. Значимый социальный статус всегда был универсальной ценностью для любого общества и творческой личности. А чтобы приобрести его, нужны основательные знания, воля, настойчивость, любознательность, трудолюбие. Социализирующее воздействие оказывает тема «Социальная стратификация». Видя картину классового расслоения, студент начинает понимать, что необходимо карабкаться вверх по социальной шкале. А не то окажешься в низшем классе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очень важное социализирующее значение имеет тема «Социальный конфликт». Ведь кто из студентов не конфликтовал. Эта тема даёт представление об истоках социальных конфликтов, их причинах, типах, этапах становления и развития, методах разрешения, возможных последствиях. Изучая социологию, студенты должны убедиться в том, что худой мир всегда лучше доброй ссоры. Особое внимание в курсе социологии уделяется межнациональным и религиозным конфликтам. Студент начинает понимать, что он живёт в сложном многонациональном и многоконфессиональном, поликультурном мире, что этот мир надо принять и не просто принять, но и уважать его, содействовать процессу социальной стабильности. Каждый учащийся должен усвоить, что от его личной позиции в обществе и ближайшем окружении зависит не так уж мало.

Наконец, ключевую социализирующую роль в курсе социологии играют темы: «Личность» и «Социализация». Тут происходит то, что называется самопознанием личности. Молодые люди уясняют

246

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

различия между такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность». Студентам очень нравится суждение В. Соловьёва о соотношении личности и общества. «Общество, - утверждал он, -есть дополненная, или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество» [3, с. 65]. Иначе говоря, личность есть зеркальное отражение общества в миниатюре. И в то же время, какова личность, таково и общество, в котором ты живёшь. Существующее общество - это ты, но в крупных масштабах. Общественные блага и ценности зависят от каждого человека. И чем больше достойных людей в обществе, тем достойнее наша жизнь. Далее детализируются основные черты и признаки личности. Обстоятельно рассматривается вопрос о типах личности. Перед студентами ставится задача идентифицировать себя или своего коллегу с тем или иным типом. Ставится вопрос о том, не может ли студент предложить собственную типологию. Тема «Социализация» усиливает процесс самопознания. Студенты основательно разбираются в том, что такое социализация, каковы её признаки. Каковы основные институты и агенты социализации, каковы главные этапы длительного процесса социального восхождения. Иногда они с интересом рассказывают о собственной социализации, говорят о её сложностях, упоминают тех, кто оказал самое сильное влияние на становление их личности. Горячий интерес, особенно у девушек, вызывает рассмотрение фундаментальной концепции социализации Э. Эриксона [4]. Для них большой новость оказывается то, что многие негативные стороны личностной жизни в будущем могут быть заложены на первом или втором годах жизни ребёнка, если он был лишён достойного внимания со стороны близких ему людей. Некоторые студенты не соглашаются с подобной точкой зрения и предлагают собственную версию. Нередко разворачивается дискуссия по данному вопросу

Другие темы курса социологии тоже играют важную социализирующую роль и способствуют не только гуманитарному просвещению, но и формированию жизненно важных идеалов, норм и ценностей.

В представленной статье мы затронули только отдельные аспекты формирования студенческой личности в процессе освоения социологической науки. Разумеется, в реальной практике не всё обстоит так гладко, как сказано выше. Порой студенты с прохладцей относятся к курсу социологии, как впрочем, и ко всей гуманитаристике в целом. Видимо, это обусловлено некачественной работой преподавателей, сугубо формальным отношением к своей работе. Имеет место перегруженность учебного процесса дисциплинами других циклов. Незначителен объём времени, выделяемый на освоение социальных знаний. Социология, к сожалению, пока ещё не заняла того высокого статуса в вузовском образовании, который, в соответствии с общественными интересами, должен был бы ей принадлежать. Будем надеяться, что в ближайшие годы подобное осуществится.

Тем не менее, можно сделать следующий вывод. Личный опыт автора и наших коллег показывает, что социологи, несмотря на сложные условия преподавания, оказывают существенное влияние на становление личностных черт молодого человека. Социология открывает им глаза на общество, в котором они живут, обнажает его многие проблемы и трудности развития. Прямо или косвенно, социолог побуждает молодых людей занимать активную жизненную позицию, преодолевать социальный инфантилизм, стремиться к высоким идеалам. Социологическая наука даёт студенту хорошую возможность познать самого себя. И это едва ли не самое важное. Она наполняет жизнь молодого человека глубоким смыслом и позитивной энергией. Социологические знания, безусловно, необходимы для активного социального созревания студента.

Список использованной литературы

1. Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль: Тексты - М.: Издание международного Университета Бизнеса и Управления, 1996; Мид Дж. Азия. Там же; Фрейд З. «Я» и «Оно» // Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990; Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

2. Горохов В.Ф. Социология: Учебное пособие в 2-х частях. Ч.2. М.: 2008.

3. Соловьёв. В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1990.

© В.Ф. Горохов, 2015

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.