Научная статья на тему 'Социализация личности иностранных обучающихся в условиях музыкально-педагогического образования: к вопросу постановки проблемы'

Социализация личности иностранных обучающихся в условиях музыкально-педагогического образования: к вопросу постановки проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / личность / иностранные обучающиеся / социальные роли / среда / вуз / socialization / personality / foreign students / social roles / environment / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Сяосяо

Актуальность заявленной проблемы связана с вопросом построения взаимодействия личности с организацией, обществом, его культурными и социальными ценностями. Научная новизна исследования заключается в том, что обозначенная проблема социализации личности иностранных обучающихся решается в условиях социокультурной среды музыкально-педагогического вуза. В статье исследуются такие понятия, как «личность», «социализация». На основе теоретических идей и концепций, представленных в работах различных ученых, рассмотрены этапы развития личности в процессе социализации, обозначена значимость проживания личностью различных социальных ролей, в том числе на этапе вхождения в образовательную среду иностранного вуза. Автором на основе проведенного анализа даются некоторые рекомендации, касающиеся интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс вуза, рассматриваются условия, способствующие ее активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF IDENTITY OF FOREIGN STUDENTS IN CONDITIONS OF A MUSICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY: THE STATEMENT OF THE PROBLEM

The relevance of the stated problem is related to the issue of building the interaction of the individual with society, organization, and its culture. The materials are aimed at studying not only such concepts as “personality”, “socialization”, but also the features of the development of the personality of foreign students in the process of socialization in the socio-cultural environment of a music and pedagogical university. Using theoretical ideas and concepts, the stages of personal development in the process of socialization are considered and the significance of various social roles in this process of living by a person is indicated.

Текст научной работы на тему «Социализация личности иностранных обучающихся в условиях музыкально-педагогического образования: к вопросу постановки проблемы»

специалистами, они не в состоянии проводить коррекционно-развивающую работу дома, которая является необходимым условием эффективности психолого-педагогического сопровождения.

12. Возрастной аспект определяется антиномией интеграции и дифференциации образовательного процесса. Как считает А.А. Остапенко, «для обеспечения возрастной непрерывности образования необходимо учитывать чередование процессов интеграции и дифференциации и их соответствие возрастам в онтогенезе» [5, с. 358]. В рамках моделирования муниципальной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ и их семей важно предусмотреть ориентацию на социальную и образовательную интеграцию ребенка и семьи.

Библиографический список

Таким образом, моделирование муниципальной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ и их семей на основе теории многомерной педагогической реальности, сочетающей в педагогическом моделировании методологические идеи многомерности и антиномизма, является залогом научной продуктивности данного процесса [7]. Разработка и реализация модели на основе уточненного содержания ее аспектов будет способствовать повышению эффективности услуг ранней помощи в области психолого-педагогического сопровождения, систематизации деятельности при межведомственном подходе, консолидации усилий государства, общества и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка раннего возраста с ОВЗ.

1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results

2. Поддержка семей, имеющих детей. Паспорт федерального проекта: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г № 3. Available at: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/5ec/Podderzhka_semey_imeyushchikh_detey.pdf

3. Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/

4. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования. Преподаватель XXI век. 2013; № 3: 35 - 43. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1

5. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. Москва: Народное образование, 2007.

6. Смирнова С.В. Многомерное образование: к постановке проблемы. Человек. Культура. Образование. 2019; № 2 (32): 224 - 237. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/mnogomernoe-obrazovanie-k-postanovke-problemy

7. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности. Автореферат ... доктора педагогических наук. Краснодар, 2005. Available at: https://www. dissercat.com/content/modelirovanie-mnogomernoi-pedagogicheskoi-realnosti

8. Горнова ГВ. Антиномичность культуры. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014; № 3 (4). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/antinomichnost-kultury

9. Гончарова Е.Л. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья: информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016: 5-11 Available at: https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/rannyaya-psikhologo_pedagogicheskaya-pomoshch.pdf

10. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. Москва: Национальный книжный центр, 2014.

11. Марцинковская Т.Д., Балашова Е.Ю. Категория хронотопа в психологии. Вопросы психологии. 2017; № 6: 1 - 12. Available at: https://istina.msu.ru/publications/ article/89610583/

12. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Москва: ООО «Деловые и юридические услуги "ЛексПраксис"», 2015. Available at: http://detiirbita.ru/uploadedFiles/files/o_centre/rannyaa_pomosh/Prikhodko_Sistema_ranney_pomoschi_2015_early_ help.pdf

References

1. Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Razvitie rannej pomoschi v obrazovanii detyam s OVZ i gruppy riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemye rezul'taty. Al'manah Institute korrekcionnoj pedagogiki. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results

2. Podderzhka semej, imeyuschih detej. Pasport federal'nogo proekta: prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu "Obrazovanie" ot 07 dekabrya 2018 g. № 3. Available at: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/5ec/Podderzhka_semey_imeyushchikh_detey.pdf

3. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya rannej pomoschi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2016 N 1839-r. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_204218/

4. Zemlyanskaya E.N. Modelirovanie kak metod pedagogicheskogo issledovaniya. Prepodavatel' XXI vek. 2013; № 3: 35 - 43. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1

5. Ostapenko A.A. Modelirovanie mnogomernojpedagogicheskojreal'nosti: teoriya i tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2007.

6. Smirnova S.V. Mnogomernoe obrazovanie: k postanovke problemy. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. 2019; № 2 (32): 224 - 237. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ mnogomernoe-obrazovanie-k-postanovke-problemy

7. Ostapenko A.A. Modelirovanie mnogomernoj pedagogicheskoj real'nosti. Avtoreferat ... doktora pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2005. Available at: https://www.dissercat.com/ content/modelirovanie-mnogomernoi-pedagogicheskoi-realnosti

8. Gornova G.V. Antinomichnost' kul'tury. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 3 (4). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/antinomichnost-kultury

9. Goncharova E.L. Soprovozhdenie problemnogo rebenka i ego sem'i v sisteme rannej pomoschi. Rannyaya psihologo-pedagogicheskaya pomosch' sem'yam i detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: informacionno-metodicheskie materialy po rannej pomoschi sem'yam detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Moskva: FGBNU «IKP RAO», 2016: 5-11 Available at: https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/rannyaya-psikhologo_pedagogicheskaya-pomoshch.pdf

10. Tkacheva V.V. Sem'ya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: diagnostika i konsul'tirovanie. Moskva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2014.

11. Marcinkovskaya T.D., Balashova E.Yu. Kategoriya hronotopa v psihologii. Voprosy psihologii. 2017; № 6: 1 - 12. Available at: https://istina.msu.ru/publications/ article/89610583/

12. Prihod'ko O.G., Yugova O.V. Sistema rannej pomoschi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ih roditelyam. Moskva: OOO «Delovye i yuridicheskie uslugi "LeksPraksis"», 2015. Available at: http://detiirbita.ru/uploadedFiles/files/o_centre/rannyaa_pomosh/Prikhodko_Sistema_ranney_pomoschi_2015_early_help.pdf

Статья поступила в редакцию 12.05.20

УДК 378

Li Xiaoxiao, postgraduate, Department of Pop and Jazz Art, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: 98341893@qq.com

SOCIALIZATION OF IDENTITY OF FOREIGN STUDENTS IN CONDITIONS OF A MUSICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY: THE STATEMENT OF THE PROBLEM. The relevance of the stated problem is related to the issue of building the interaction of the individual with society, organization, and its culture. The materials are aimed at studying not only such concepts as "personality", "socialization", but also the features of the development of the personality of foreign students in the process of socialization in the socio-cultural environment of a music and pedagogical university. Using theoretical ideas and concepts, the stages of personal development in the process of socialization are considered and the significance of various social roles in this process of living by a person is indicated.

Key word: socialization, personality, foreign students, social roles, environment, university.

Ли Сяосяо, аспирант, Институт изящных искусств Московского педагогического государственного университета, г. Москва,

E-mail: 98341893@qq.com

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ВОПРОСУ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ

Актуальность заявленной проблемы связана с вопросом построения взаимодействия личности с организацией, обществом, его культурными и социальными ценностями. Научная новизна исследования заключается в том, что обозначенная проблема социализации личности иностранных обучающихся решается в условиях социокультурной среды музыкально-педагогического вуза. В статье исследуются такие понятия, как «личность», «социализация». На основе теоретических идей и концепций, представленных в работах различных ученых, рассмотрены этапы развития личности в процессе социализации, обозначена значимость проживания личностью различных социальных ролей, в том числе на этапе вхождения в образовательную среду иностранного вуза. Автором на основе проведенного анализа даются некоторые рекомендации, касающиеся интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс вуза, рассматриваются условия, способствующие ее активизации.

Ключевые слова: социализация, личность, иностранные обучающиеся, социальные роли, среда, вуз.

Процесс социализации иностранных обучающихся вызывает трудности в вузах всех стран. Обучение в другой стране, в новом учебном заведении - это всегда стресс: новая социальная среда, более сложные учебные задачи, принципиально иной стиль педагогического взаимодействия, повышенные требования к результатам подготовки [1]. Все это важно учитывать в процессе социализации иностранных студентов, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям и направлениям подготовки.

Статус студента музыкально-педагогического вуза обусловливает необходимость освоения разнообразных видов профессиональной деятельности, обеспечивающих создание, освоение и трансляцию произведений музыкального искусства [2]. Особое значение в решении поставленной проблемы приобретает организация в вузе социокультурной среды, обеспечивающей подготовку данной категории студентов к социально ориентированной деятельности в сфере культуры, искусства и музыкального образования. В данном контексте для эффективной организации процесса социализации иностранных студентов в социокультурной среде музыкально-педагогического вуза необходимо изначально рассмотреть структуру и содержание таких понятий, как социализация, её виды и формы; личность, этапы её становления, виды и формы социализации.

Важно понимать, что педагогически организованный процесс социализации опирается на положение о том, что личность является взаимосвязью двух миров - внешнего (деятельности) и внутреннего (сознания) - и обусловливается структурной целостностью биологического, психологического и социального компонентов. При этом одна и та же личностная составляющая каждого из компонентов включает в себя такие определенные социальные показатели, как навыки, привычки, ценностные ориентации, самосознание.

В современном мире нет обобщенного определения понятия «личность». Есть понятие «индивид», и, по сути, это всего лишь набор отдельных характеристик, не отражающих полную суть личности. Понятие «индивид» используется для характеристики биологических качеств, например, такого как определение вида на генном уровне, тогда как личность - понятие, отражающее психологические и моральные качества, сформировавшиеся у человека по мере его социализации в обществе; совокупность качеств; полученных с рождения генетических особенностей и приобретенных в процессе взросления под воздействием окружающих факторов, общества, среды [3, с. 47].

Первым, кто из ученых определил структуру личности, отрицая аморфность, был советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн. Он писал, что в общем облике личности нельзя выделить только одну сферу или область индивидуальных черт. Нельзя смотреть на понятие «личность» как на аморфную целостность с ограниченным набором характеристик, т.е., по сути, любая личность - это не набор качеств в одной сфере, а многогранность различных черт [4, с. 6].

Своим утверждением психолог опроверг определения личности, ранее принятые в гештальтпсихологии и в функциональной психологии, которые не говорили о личности как цельной структуре, где каждая подструктура связана с другой. Младенец, пришедший в этот мир, еще не личность, он станет ею только в дальнейшем. В этом отношении теория схожа с теорией З. Фрейда, по которой личность формируется не с фактом рождения, а в первые годы жизни, в зависимости от совокупности факторов социализации и окружающей среды.

Становление личности - это долгий путь социализации, получения культурного опыта и усвоения исторических ценностей. Факторы, влияющие на этот путь, разнообразны и зависят не только от семейной наследственности. Изначальная среда обитания и сложившийся в дальнейшем образ жизни оказывают наибольшее влияние на то, какой личностью в итоге станет человек [5, с. 3].

В современной психологии популярно определение этапов становления личности, выделенных немецким психологом Э. Эриксоном. Согласно его принципу, количество этапов равно восьми - по количеству выделенных им актуальных психологических возрастных кризисов человека. Согласно его же теории, основное становление человека как личности происходит уже в подростковом возрасте. И если первый этап связан с психологией годовалого ребенка, который еще только определяет для себя, что такое хорошо, что такое плохо, кому можно доверять, а кому нет, с прямой зависимостью от того, насколько он окружен заботой и любовью в среде, в которой растет, то последний этап уже шестиде-

сятилетнего, казалось бы, уже состоявшегося человека связан, скорее, с самотерзаниями, зависящими от степени удовлетворенности прошедшей жизнью. Вся концепция теории Эриксона построена на представлении развития личности, как лестницы, где каждая ступень ведет к изменениям социальных отношений и преобразованию духовного мира.

Развитие личности, как и само ее понятие, нельзя рассматривать однобоко. Развитие невозможно без социализации. А социализация невозможна без принятия общественного опыта, моральных правил и штампов поведения. Как правило, и убеждения человека напрямую зависят от окружающих его людей.

Для ребенка формирование личности изначально происходит, основываясь на поведении окружающих его взрослых. Он не просто копирует поведение, он перенимает и принимает опыт как основу своей дальнейшей адаптации в обществе, за пределами семьи. Именно эту стадию можно назвать первичной адаптационной социализацией. Но если в раннем возрасте дети спокойно принимают установленные взрослыми правила поведения, то с подростками не так все просто.

На этой стадии становления личности уже есть частично сформированное мировоззрение, окружающие его нормы общества не кажутся подростку само собой разумеющимися, и принимает он их очень выборочно, по большей части отрицая [6, с. 5]. Характер и идеология сформированы еще не окончательно, поэтому эту стадию развития мы можем назвать промежуточной между первичной социализацией и интеграцией в общество.

Окончательное формирование характера и структура личности, по мнению Э. Эриксона, происходит уже в «юношеском возрасте». Именно на этом этапе человек вступает в новую стадию. Желание «стать своим» и занять определенные позиции в новой окружающей среде, будь то учеба или работа, приводит к стадии интеграции. И если человека не приняли «таким, какой есть», он либо приспосабливается, внешне меняя свою индивидуальность, либо сохраняет уже сформировавшееся видение личности, удостаиваясь при этом даже враждебного отношения к себе.

Личность уже сформирована, и все ее трансформации в дальнейшем - это или частичное изменение для угождения окружающему миру, или совершенствование наперекор чему-либо.

Во взрослом возрасте уже появляется следующая важная ступень - трудовая социализация, когда личность не только принимает социальный опыт, но и напрямую влияет на его пополнение и развитие. Труд облагораживает человека, а человек, в свою очередь, имеет возможность видоизменить окружающую среду через свой труд. Не менее важно, что на этой стадии продолжают формироваться и межличностные отношения в коллективе, пусть и косвенно влияющие на развитие личности [7, с. 20].

Социализация продолжается и после трудовой стадии, в пожилом возрасте это проявляется в виде воспитания следующих поколений, возможности поделиться опытом и транслировать свои жизненные ценности.

Говоря о развитии личности, нельзя не сказать и о влиянии необходимости «примерять на себя» различные социальные роли. С самого рождения человек находится в обществе. А общество с данной точки зрения, это, прежде всего, многообразие групп: как больших, включающих в себя государства, нации, народности, партии и т.п., так и малых, охватывающих семью, дружеские компании, учебную среду, рабочий коллектив, кружки по интересам и т.п.

Необходимость занимать определенное положение в каждой из групп и соответствовать принятым нормам заставляет примерять разные роли, специфичные для каждой среды. Можно назвать эти необходимости и потребностями. Так, создатель социально-психологической теории коллектива А.В. Петровский считает, что движущими факторами развития личности являются, прежде всего, потребности. А потребности не просто требуют удовлетворения - как правило, они еще и растут, что заставляет человека искать наиболее продуктивные способы их удовлетворения. Так, не примерив роль родителя, нельзя удовлетворить генетически заложенную в нас потребность оставить наследника.

Роли - это не просто вид поведения, каждая общественная роль - это совокупность определенных взглядов, методов поведения и моральных принципов [8].

Согласно теории Т. Парсонса, все общественные роли можно разделить на пять групп: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация. Последняя, по нашему мнению, является синонимом «потребностей», как в теории Петровского.

К группе эмоциональности можно отнести общественные роли, требующие сдержанности в эмоциональном плане. В плане профессии, это, прежде всего, врачи, подавляющие любое проявление чувств при выполнении профессиональных обязанностей.

Роли, полученные по социальному или возрастному статусу, Т. Парсонс относит к группе «способ получения», т.е. возраст ребенка обязывает к роли ребенка, а гендерная принадлежность предполагает рано или поздно примерку роли отца либо матери.

Разделение ролей по масштабу определено величиной аспектов взаимодействия людей. Например, отношения отца и ребенка намного обширнее, чем отношения воспитателя и ребенка, где они ограничены рамками вопроса образования.

Четвертая группа - «формализация» - включает в себя общественные роли, ограниченные нормами и правилами. В качестве примера можно привести бухгалтера, который обязан вовремя выдать заработную плату.

И пятая группа - мотивация, когда примеряемая роль зависит исключительно от мотивов. Надо отметить, что мотивационная сфера человека до сих пор мало изучена, даже в психологии. Мотив - это, скорее, не какое-то определенное понятие, а совокупность потребностей, ценностей, установок, формирующихся в течение жизни.

При этом разделении Т. Парсонс все же не исключает некоторое совмещение свойств перечисленных групп.

Развитие личности, как и процесс общественной социализации, не прекращается в течение всей жизни человека, проявляясь яркой напряженностью в детстве, подростковом и юношеском возрасте и значительно совершенствуясь в старшем возрасте.

Один из основоположников теории о том, что социализация продолжается в течение всей жизни, Орвиль Г Брим, писал, что есть существенные различия в социализации взрослых и детей. В частности, это касается вопроса восприятия норм. Ребенок еще не способен оценить норму, он может ее только усвоить. Взрослый человек не просто ее оценивает, но и в итоге может и не принять навязываемую норму.

Библиографический список

Психолог Роджер Гоулд, близкий соратник Г Брима, неоднократно подчеркивал, что понятия социализации ребенка и социализации взрослого раздельные, т.е. второе не является продолжением первого. И социализация взрослого проходит уже с более реалистичными убеждениями и мировоззрением.

Процесс создания и развития личности базируется на её взаимодействии с внешней средой: человек с раннего возраста погружается в окружающий мир с его правилами, моделями, нормами, этикетом. Личность учится «применять» те или иные социальные роли, классифицирует и контролирует их [8, с. 45].

Иностранные студенты музыкально-педагогических направлений, как, впрочем, и все обучающиеся в другой стране, «примеряют на себя» одну из социальных ролей - студента иностранного вуза. Процесс вхождения в совершенно другую общественную и социальную среду на этом жизненном этапе связан с рядом объективных и субъективных трудностей, к которым можно отнести отдалённость (зачастую) культур, разную степень владения языком, бытовые и досуговые условия, отношения, сложившие внутри студенческого коллектива, а также предлагаемую образовательную систему, нередко отличающуюся от существующей в родной стране обучающегося. Важным фактором на пути успешного прохождения процесса социализации и интеграции иностранных студентов в образовательный процесс является, на наш взгляд, создание руководством вуза оптимальных условий проживания таких обучающихся и приведение образовательной системы в соответствие с международными образовательными стандартами.

Подводя итоги, можно сказать, что уровень развития личности иностранных обучающихся - это также существенный фактор, влияющий на эффективность результатов образовательной деятельности любого вуза. Успешность организации процесса социализации обучающихся из других стран в условиях социокультурной среды музыкально-педагогического вуза во многом будет зависеть от учета вышеизложенных теоретических положений.

Впоследствии в рамках начатого исследования будут рассмотрены аспекты разработки структурно-функциональной модели по социализации иностранных обучающихся, организационно-педагогические условия реализации данной модели, технологические этапы погружения иностранных студентов в социокультурную среду российского музыкально-педагогического вуза, а также психологические аспекты межличностных отношений в профессиональной образовательной среде.

1. Ли С. Социализация обучающихся из Китайской Народной Республики в условиях музыкального образования. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Москва: МГИК, 2019.

2. Голошумова ГС. Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности. Педагогическое образование в России. 2012; № 2: 211 - 214.

3. Максимцев И.А., Горелов Н.Н. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров. Москва: Издательство Юрайт, 2014.

4. Красноплахтова Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. Краснодар: КубГАУ, 2015.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

6. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирование личности): учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1979.

7. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Перевод С. Меленевской, Д. Викторовой. Санкт-Петербург, 1997.

8. Юнг К.Г Психологические типы. Под редакцией В. Зеленского. Перевод с немецкого С. Лорие. Санкт-Петербург: Азбука, 2001.

References

1. Li S. Socializaciya obuchayuschihsya iz Kitajskoj Narodnoj Respubliki v usloviyah muzykal'nogo obrazovaniya. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nomprostranstve: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIK, 2019.

2. Goloshumova G.S. Muzykal'noe iskusstvo v sisteme 'etnokul'turnogo obrazovaniya lichnosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012; № 2: 211 - 214.

3. Maksimcev I.A., Gorelov N.N. Upravlenie chelovecheskimiresursami: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2014.

4. Krasnoplahtova L.I. Lichnost' i mezhlichnostnye otnosheniya v gruppah i kollektivah: uchebnoe posobie. Krasnodar: KubGAu, 2015.

5. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

6. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta: (Problemy formirovanie lichnosti): uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1979.

7. H'el L., Zigler D. Teoriilichnosti. Perevod S. Melenevskoj, D. Viktorovoj. Sankt-Peterburg, 1997.

8. Yung K.G. Psihologicheskie tipy. Pod redakciej V. Zelenskogo. Perevod s nemeckogo S. Lorie. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2001.

Статья поступила в редакцию 03.05.20

УДК 378

Cherdakli U.S., postgraduate, Odintsovo branch of MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of Russia (Zvenigorod, Russia),

E-mail: ulyalla2011@yandex.ru

THE SPECIFICS OF WORK OF PEDAGOGICAL WORKERS IN THE REMOTE TRAINING SYSTEM DURING THE COVID-19 PANDEMIC. The article is dedicated to the current problem, hereinafter, the particularities of the efforts of pedagogical training of labor, when using receptions, went to distance learning, are possible. The main content of the study is an analysis of the role of the quality teacher procedure in the education information work of the environment, the success of the new teaching methodology. The work tells about difference between the components of the pedagogical attention, in addition to the activity of mastering as methods of feedback. The article reveals the content of the concept - generation Z (I-generation). As a research task, the author evaluates the multitude of presentation of the difficulties the annotation between which the learning system of working education faced, convenient when the field is moving to distance progress, the mode of learning work. The work is interdisciplinary, written at the junction of pedagogical and legal disciplines. This direction is also supplemented by consideration of the possibility of concluding an additional agreement between the teacher and the educational organization on changing the terms of the employment contract for the period of the remote nature of work.

Key words: pedagogical activity, COVID-19, distance learning, information and educational environment, self-education, feedback.

У.С. Чердакли, аспирант, Одинцовский филиал МГИМО МИД РОССИИ, г. Звенигород, E-mail: ulyalla2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.