Научная статья на тему 'Социализация красоты: воспитание вкуса в эпоху Просвещения'

Социализация красоты: воспитание вкуса в эпоху Просвещения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1005
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ / THE AESTHETIC CONCEPTIONS / AESTHETIC EDUCATION / THE SOCIAL MISSION OF THE ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Девдараидзе Е. А.

Благодаря влиянию науки просветителями дается высокая оценка красоте и эстетическому вкусу способности распознавать ее. Эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Эстетическое начало, способное смягчить эгоизм и страдания людей, превратить человека в , воспитать в нем новые черты характера, новую мораль, новые эстетические вкусы в эпоху Просвещения приобретало большое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of beauty: development of taste in the Age of Enlightenment

This article presents an analysis of beauty and art, which authority reached an unprecedented level in the Enlightenment. Aesthetic principle is the main means of harmonizing people and changing social relations, it can soften the selfishness of people who turn a man into a citizen. This is related to the search for harmonic public relations, overcoming the contradictions of modern civilization.

Текст научной работы на тему «Социализация красоты: воспитание вкуса в эпоху Просвещения»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 68-70.

УДК 7.01

Е.А. Девдараидзе

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КРАСОТЫ:

ВОСПИТАНИЕ ВКУСА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Благодаря влиянию науки просветителями дается высокая оценка красоте и эстетическому вкусу - способности распознавать ее. Эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Эстетическое начало, способное смягчить эгоизм и страдания людей, превратить человека в <гражданина>, воспитать в нем новые черты характера, новую мораль, новые эстетические вкусы в эпоху Просвещения - приобретало большое значение.

Ключевые слова: эстетические концепции, эстетическое воспитание, социальная миссия просветителей.

Философия эпохи Просвещения представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы рационализма и сенсуализма, столкновения рационального и эмоционального в осмыслении самой сущности человека, его взаимоотношений с миром. Эстетика вычленяется в самостоятельную дисциплину - как философию красоты («наука о прекрасном»). А. Баумгартен, давший наименование науки - «эстетика», определял ее как науку о совершенстве в мире явлений, совершенстве чувственного познания и усовершенствования вкуса. Содержание эстетики составляют принципы и истины чувственности, а «целью эстетики является совершенство чувственного познания. Это совершенство - красота» [1]. Однако последователи А. Баумгартена признали, в противоположность главному его положению, целью искусства не только красоту, но и добро. Так, И. Зульцер считал, что прекрасным может быть признано только то, что вызывает и воспитывает чувство добра. А цель всей жизни человечества есть благо общественной жизни, достигаемое воспитанием нравственного чувства. Этой цели должно быть подчинено и искусство [2].

В Англии, Франции, Италии, Голландии в это же время, независимо от мыслителей Германии зарождались свои эстетические теории, столь же противоречивые, кладущие в основу своих соображений понятие красоты, как более или менее сливающееся с добром или имеющее с ним один и тот же корень.

С точки зрения воспитания нового человека - «гражданина», просветители раскрывают основные эстетические понятия: прекрасное, возвышенное, гармония, грация, вкус; в том же духе рассматриваются проблемы сущности и общественной функции искусства. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли. Именно в этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений.

Хороший эстетический вкус выражается в способности получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребности воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, поведении, быту, искусстве.

© Е.А. Девдараидзе, 2011

Социализация красоты: воспитание вкуса в эпоху Просвещения

69

Эстетические концепции французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Дидро, Руссо) характеризуются полемической заостренностью и стремлением поставить искусство и литературу на службу политической борьбе. Вольтер подвел итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе в ст. «Вкус» (1764): вкус (речь везде идет только о художественном вкусе, то есть о вкусе к прекрасному в искусстве) мгновенно определяет красоту и отступления от нее, «видит и понимает» ее и наслаждается ею. Своеобразие этого чувства в том, что оно позволяет распознать красоту мгновенно, а значит быстрее, чем это делает человеческий ум с его логическими обоснованиями и доказательными построениями. Вкус, по определению Вольтера, воспитывается в нации, так как «она воспринимает дух своих лучших художников. Она привыкает смотреть картины глазами Лебрена, Пуссена...; читать книги лучших своих писателей, постигая их умом» [3]. Вкус исторически и географически мобилен.

Строительство нового мира, разумеется, не мыслилось просветителям без борьбы за нового человека. Все они утверждали, что люди в своем поведении должны руководствоваться разумом и стремиться ко всеобщему благу. Появились художники, выполняющие социальную миссию -вызвать интерес к национальной истории и нравственному чувству зрителя, а не только стремящиеся просто доставить удовольствие. «Истинная трагедия, - писал Вольтер, - есть школа добродетели»

[4]. Он придавал большое значение эстетическому началу, способному смягчить эгоизм людей, превратить человека в «гражданина», воспитать в нем новые черты характера, новую мораль, новые эстетические вкусы.

Эстафету французской гуманистической мысли приняли в Германии Гердер, Шиллер, Гегель, Кант. И.Г. Гердер рассматривал искусство всех веков и народов как богатство, как великое наследие человечества. Он призывал «сознательно формировать эстетический вкус для того, чтобы пользоваться искусством и наукой о прекрасном. с радостной серьезностью для воспитания человечества» [5, с. 426-451].

У Канта мы находим последовательный, стройный анализ понятия красоты (а потому и искусства), как нечто обособленного и от логического познания, и от нравственного чувства. В истолковании идеала Кант приходит к просветитель-

скому сближению эстетики и этики. Идеал красоты, судя по заключительным выводам Канта, состоит в выражении нравственного и гласит: прекрасное есть символ нравственно доброго. Таким образом, идеал красоты И. Кант связывает с «идеей нормы». Человек применяет к прекрасным предметам природы или искусства названия, в основе которых лежит нравственная оценка. Вкус как бы делает возможным без резкого скачка переход от чувственного очарования к обычному моральному интересу» [6, с. 228-229]. Вкус определяется Кантом кратко и лаконично: «это способность удовольствия/неудовольствия» [6, с. 231]. Кант считал, что своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Вкус -это воплощение нравственных идей, потому он значим для человечества в целом, а не только для личного чувства каждого.

И. Кант, разделяя сферу эстетического удовольствия на две области (прекрасное в искусстве, созидаемое гением, и возвышенное, встречающееся и в мире людей, и в первозданной природе), определяет чувство возвышенного - мерилом нравственности, преломленной в призме красоты.

Эстетические концепции находят свое развитие в трудах последователей И. Канта: Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля.

Таким образом, в данный период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, так как связывается с поисками гармонических общественных связей, преодолевающих противоречия современной цивилизации. Эстетика конституируется как самостоятельная философская дисциплина. В связи с этим просветители раскрывают основные эстетические понятия: прекрасное, возвышенное, изящное, гармония, грация, вкус; в том же духе рассматриваются проблемы сущности и общественной функции искусства. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли.

Эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Эстетическое начало, способное смягчить эгоизм людей, превратить человека в «гражданина», воспитать в нем новые черты характера, новую мораль, новые эстетические вкусы, приобретало большое значение.

Благодаря влиянию науки, просветителями дается высокая оценка красоте и

70

Е.А. Девдараидзе

эстетическому вкусу - способности распознавать ее. Эпоха Просвещения высвободила не только разум, но и то, что ему противостояло - она способствовала новому всплеску эмоциональности в искусстве, который, достигнув расцвета, просуществовал почти полстолетия под названием «романтизм». Рационалисты считали Природу бесконечным источником разума, а романтики воспевали ее как нечто непокорное, первозданное и вечно меняющееся.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ваитда|1еп «АевШейк». Бонн, 1907 (цит. по: Маркузе Г. Эстетическое измерение // Маркузе Г. Эрос и цивилизация / пер. с англ. Киев : Гос. библ. для юношества, 1995. С. 188.

[2] Зульцер И. Г. // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. М. : Искусство, 1969. Т. 2. С. 491.

[3] Вольтер. Эстетика. Ст., письма, предисловия и рассуждения. М. : Искусство, 1974. С. 269.

[4] Вольтер // Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Т. 2. М., 1955. С. 297.

[5] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер; пер. и прим. А. В. Михайлова. М. : Наука, 1977. 703 с.

[6] Кант И. Критика способности суждения / Пер. с нем. Н. О. Лосского. М. : Искусство, 1994. 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.