Социализация детей в современных педагогических исследованиях
А. Л. Леутина
Статья поступила в редакцию в марте 2014 г.
Леутина Антонина Леонидовна
кандидат педагогических наук, докторант Московского государственного университета культуры и искусств. Адрес: Московская область, г. Химки, 141406, ул. Библиотечная, 7. E-mail: [email protected]
Аннотация. На основании анализа результатов контент-анализа публикаций в научно-педагогических периодических изданиях и сборниках за 2006-2013 г. автор делает вывод о преобладании в современной тео-
рии педагогики адаптационной парадигмы социализации. Ее широкое распространение в теоретической педагогике, призванной предвидеть социально-экономические изменения, не соответствует потребностям общества в воспитании больших групп людей с высоким уровнем креативности.
Ключевые слова: теория педагогики, социализация, адаптационная парадигма, контент-анализ, креативность, дети с высоким креативным потенциалом.
Адаптационный и деятельностный подходы к социализации
Одна из задач научно-педагогической мысли состоит в прогнозировании общественных изменений и моделировании педагогических процессов на основе анализа тенденций социально-экономического и культурного развития. Успешность реализации педагогических идей зависит от наличия и интенсивности связей между педагогической теорией, инженерией и практикой, а также от содержания каждого элемента этой триады.
В современном мире происходит переход от индустриального типа экономики и социального устройства к обществу интеллектуальных, креативных технологий. С начала 2000-х годов в обиходе ученых-социологов и экономистов появился новый термин — «креативное общество», основной движущей силой которого, по мнению Р. Флориды, является креативный класс.
Социально-экономическая потребность в развитии креативного класса как массового явления принципиально меняет подход к организации системы образования. Творческие способности личности в условиях становления креативной экономики становятся основными производственными ресурсами и, как
152
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
следствие, оказываются высоко востребованными. Развитие творческих способностей в современном обществе является одним из важнейших условий социализации личности, а социальные навыки необходимы человеку для успешной реализации своего творческого потенциала. Происходящие социально-культурные изменения уже сейчас требуют переосмысления основных принципов и технологий социализации детей.
В педагогической науке сформировались два основных и принципиально различающихся подхода к проблеме социализации детей: адаптационный и деятельностный. Полярность этих подходов обусловлена заложенным в самом процессе социализации внутренним конфликтом между необходимостью для человека адаптации в обществе и его потребностью обособления, автономизации (потребностью иметь собственные взгляды, интересы, самостоятельно принимать решения, конструировать социальную среду вокруг себя).
В рамках адаптационного подхода, традиционного для педагогической теории и практики, социализация индивида рассматривается как «процесс вхождения его в мир конкретных социальных связей и интеграции личности в различные типы социальных общностей через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социально значимые черты личности» [Николаева, 2006. С. 1-2].
Основным регулятором и связующим механизмом социализации в рамках адаптационного подхода является социальное нормирование. Соблюдение социальных норм общество регулирует, применяя к отдельным лицам или группам социальные санкции. Вознаграждение за выполнение социальных норм и наказание за отклонение от них оказывает влияние на формирование личности и процесс ее социализации.
Социализация детей с высоким уровнем креативности значительно усложняется в обществах со слабо дифференцированной системой социального нормирования, поскольку в них адаптационные механизмы преобладают над механизмами автономизации и обособления личности, способствующими реализации творческих способностей человека.
Принципиально другие методологические возможности для решения проблемы социализации предоставляет деятельностный подход, активно развивающийся в педагогике в последние десятилетия, в частности в работах таких исследователей, как Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, А. П. Зинченко.
Процесс социализации может быть рассмотрен в рамках базового процесса деятельностного образования, описанного М. А. Мкртчян.
Субъект процесса деятельностного образования обладает неким набором качеств — социальных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и др. Погруженный в определенную педагогиче-
http://vo.hse.ru
153
ЩОІ
ПРАКТИКА
скую ситуацию, субъект разворачивает деятельность, в процессе которой его качества проявляются. После чего он сам или с помощью субъекта, занимающего педагогическую позицию, инициирует рефлексию этой деятельности, в которой формирует представления о ситуации и о самом себе. Успешность и неуспешность деятельности субъект сопоставляет со своими актуальными качествами. В результате такой рефлексии у субъекта оформляются образовательные потребности [Мкртчян, 2003. С. 99-110].
Эту схему легко перенести с процессов обучения на процессы социального взаимодействия, и в таком случае в результате проведенной субъектом рефлексии формируются его социальные потребности. Воспроизведение серии подобных педагогических ситуаций (по Г. П. Щедровицкому — создание «педагогического инкубатора») закладывает те или иные социальные способности личности.
Деятельностный подход к социализации, основывающийся на рефлексивных механизмах, формирует инструментальное отношение личности к процессу социального взаимодействия, способствует автономизации и сохранению личностной идентичности человека за счет возможности конструирования этого взаимодействия.
Исследование
научно-
педагогических
публикаций
Для выявления преобладающей в современных педагогических исследованиях парадигмы в рассмотрении проблемы социализации детей с высоким креативным потенциалом был проведен контент-анализ текстов статей в научно-педагогических журналах за 2006-2013 гг.
В исследовании выдвинуты следующие рабочие гипотезы.
1. В современных отечественных социально-гуманитарных исследованиях проблема социализации детей рассматривается вне рамок социального прогнозирования.
2. Для преобладающей части современных исследований характерно видение процесса социализации как естественного, спонтанного, зависящего от большого разнообразия факторов социализации, которые не представляется возможным проектировать и которыми нельзя управлять.
3. В современных исследованиях доминирует представление о социализации как об адаптационном процессе.
4. Главные аспекты проблемы социализации в современных исследованиях — отклонения от общественных норм, социальные девиации.
5. Успешная социализация связывается прежде всего с овладением ребенком знаниями, умениями и навыками, универсальными способностями, компетентностями, а также профессионализацией личности.
154
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
6. Проблема социализации детей с высоким креативным потенциалом в современных исследованиях не рассматривается как центральная.
7. В анализируемых текстах отсутствуют исследования, посвященные массовым технологиям и методикам социализации детей с высоким уровнем креативности.
Контент-анализ текстовых материалов с выделением частот и корреляционных зависимостей был проведен с помощью специализированного компьютерного программного обеспечения.
В качестве источников были выбраны статьи, посвященные теории и практике воспитания, в научных педагогических журналах и сборниках за период с 2006 по 2013 г. (см. приложение 1). Общее количество статей — 100 единиц. Выборочная совокупность случайная.
В качестве единицы анализа и единицы кодирования было выбрано слово, единицей выборки и контекстуальной единицей стала статья, за единицу счета была принята лексема.
На основе выдвинутых в исследовании гипотез были выделены 18 категорий: «будущее», «традиции, стабильность», «технологичность», «естественность», «социализация», «девиация», «адаптация», «автономизация», «компетентности», «знания, умения, навыки», «профессионализация», «универсальные способности», «креативность», «массовое образование», «элитарное образование», «мировоззрение», «вариативность», «научный подход».
• Общее количество знаков — 1 812 817.
• Общее количество слов — 165 124.
• Количество различных лексем — 7121.
• Количество категорий — 18.
• Общее количество слов во всех категориях — 113 040.
• Общее количество слов, не вошедших в категории, — 52 084.
• Доля слов, не вошедших в категории, в общем количестве слов — 31,54%.
В табл. 1 приведены основные показатели категорий: общее количество единиц анализа и частотность категории. Полная информация о категориях и единицах анализа приведена в приложении 2.
Первые две строчки в таблице частот с показателями 2,94 и 1% соответственно занимают категории «девиация» и «социализация» (рис. 1). Поскольку для анализа отбирались статьи, посвященные вопросам воспитания, такое распределение частот свидетельствует о том, что в качестве основной цели воспитания авторы статей рассматривают процесс социализации,
http://vo.hse.ru
155
1ЦОІ
l»ol
ПРАКТИКА
Таблица 1. Категории контент-анализа
№ Категория Всего лексем Частота категории (%)
1 Девиация 154 2,94
2 Социализация 42 1.00
3 Знания, умения, навыки 13 0,57
4 Массовое образование 4 0,23
5 Профессионализация 17 0,18
6 Мировоззрение 13 0,18
7 Будущее 25 0,16
8 Научный подход 3 0,16
9 Традиции, стабильность 33 0,07
10 Адаптация 95 0,07
11 Автономизация 47 0,07
12 Вариативность 20 0,07
13 Естественность 11 0,05
14 Компетентности 5 0,03
15 Креативность 23 0,03
16 Элитарное образование 8 0,03
17 Технологичность 26 0,20
18 Универсальные способности 19 0,02
Рис. 1. Частота категорий «социализация» и «девиация»
Социализация
Девиация
] 1,00
I 2,94
и центральным вопросом при этом являются социальные девиации и отклонения в процессе социализации.
На основе этих данных можно сделать вывод о том, что имплицитно процесс социализации воспринимается исследователями как не требующий специального педагогического вмешательства, что подтверждает гипотезу о распространенности представлений о нетехнологичности и непроектируемости процесса социализации.
Категория «знания, умения, навыки» занимает третье место в таблице частот с показателем 0,57%. Данный показатель может рассматриваться как подтверждение преобладания в современ-
156
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
Таблица 2. Значимые корреляции
№ п/п Категория 1 Категория 2 Коэффициент корреляции Значимость
1 Мировоззрение Вариативность 0,45 Значим
2 Компетентности Технологичность 0,39
3 Адаптация Традиции, стабильность 0,37
4 Адаптация Автономизация 0,33 -»-
5 Автономизация Мировоззрение 0,28 -»-
6 Автономизация Вариативность 0,28 -»-
7 Социализация Адаптация 0,14 -»-
8 Социализация Традиции, стабильность 0,12 -»-
9 Социализация Знания, умения, навыки - 0,1 -»-
10 Компетентности Социализация - 0,13 -»-
11 Социализация Технологичность - 0,16 -»-
12 Социализация Профессионализация 0,03 В пределах погрешности
13 Социализация Девиация 0,02 -»-»-
14 Социализация Автономизация 0,01 -»-»-
15 Социализация Креативность -0,01 -»-»-
16 Социализация Будущее -0,03 -»-»-
17 Креативность Мировоззрение -0,04 -»-»-
18 Социализация Естественность -0,05 -»-»-
19 Массовое образование Креативность -0,05 -»-»-
20 Социализация Универсальные способности -0,09 -»-»-
ной теоретической педагогике знаниевого подхода—даже в той ее области, которая не касается непосредственно теории обучения. Об этом свидетельствует также невысокая частотность категории «компетентности» — всего 0,3%. Компетентностный подход, активно внедряемый в современную систему образования, в том числе посредством ФГОС, пока недостаточно широко распространен в теоретических исследованиях.
В результате корреляционного анализа категорий была получена 181 уникальная корреляция. Были выделены значимые корреляции, незначимые корреляции, а также корреляции, коэффициенты которых находятся в пределах допустимой погреш-
http://vo.hse.ru
157
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
Рис. 2. Кривые корреляций категорий «социализация», «адаптация», «автономизация»
ности. Затем были выбраны корреляции с наибольшими положительными и наименьшими отрицательными коэффициентами, а также зависимости, представляющие значимость для выдвинутых гипотез. Данные о наиболее важных корреляциях приведены в табл.2.
Интерпретация данных корреляционных зависимостей позволила сделать следующие выводы.
Авторы проанализированных статей рассматривают социализацию прежде всего как процесс адаптации. Об этом свидетельствует значимая положительная связь между этими категориями с коэффициентом корреляции 0,14, который превышает коэффициент корреляции между категориями «социализация» и «автономизация» — 0,01 (рис. 2).
Категории «адаптация» и «автономизация» воспринимаются как взаимосвязанные (коэффициент корреляции 0,33), что может свидетельствовать о том, что эти явления рассматриваются как составляющие одного процесса.
Категория «адаптация» как одна из составляющих социализации имеет значимую положительную связь с категорией «традиции, стабильность» (коэффициент корреляции 0,37). Положительно связаны и категории «социализация» и «традиции, стабильность» (коэффициент корреляции 0,14). В то же время связь между категориями «социализация» и «будущее» отрицательная (коэффициент корреляции -0,03) (рис. 3).
На основании полученных корреляций можно сделать вывод, что социализация по типу адаптации воспринимается авторами
158
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
Рис. 3. Кривые корреляций категорий «социализация», «адаптация», «будущее», «традиции»
3.0
2.5
2.0
1.5 1,0
---- Социализация
---- Адаптация
---- Будущее
.... Традиции
Рис. 4. Кривые корреляций категорий ««социализация» и «технологичность»
3.0
2.5
2.0
1.5 1,0 0,5
----- Социализация
----- Технологичность
проанализированных статей как механизм, обращенный в прошлое, ориентированный на принятые нормы и модели поведения, а также рассматривается вне рамок социального прогнозирования и перспектив развития.
Категории «социализация» и «технологичность» находятся в значимой отрицательной связи с коэффициентом корреляции
http://vo.hse.ru
159
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
Рис. 5. Кривые корреляций категорий «социализация» и «креативность»
Источник № 15 20 30 40 50 60 70 80 90 100
-0,16. На этом основании можно говорить об отсутствии в анализируемых текстах проективного технологичного подхода к процессу социализации, что подтверждают и приведенные в статье данные частотного анализа (рис. 4).
Категория «социализация» положительно связана с категорией «профессионализация» (коэффициент корреляции 0,03) и отрицательно — с категориями «знания, умения, навыки» (коэффициент корреляции -0,1), «универсальные способности» (коэффициент корреляции -0,09) и «компетентности» (коэффициент -0,13).
Эти данные согласуются с результатами ранее проведенного автором исследования представлений детей о структуре успешной социализации. Материалом для исследования стали «деревья возможностей», полученные в ходе реализации авторской методики постановки целей на базе ГБОУ ЦДОД «Лаборатория путешествий». Результаты анализа текстов «деревьев возможностей» показали, что в 86% случаев дети и подростки — учащиеся общеобразовательных учреждений Москвы связывают успех в жизни с приобретением профессии [Леутина, 2013], что может свидетельствовать о ранней профессионализации детей как одной из характерных черт современной системы образования.
Данные контент-анализа статей подтверждают гипотезу о том, что авторы исследований рассматривают профессионализацию как важнейший элемент социализации, но не подтверждают предположения о наличии прямой связи социализации
160
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
Рис. 6. Кривые корреляций категорий «массовое образование», «креативность»
Коэффициент корреляции — 3,0
2.5 2,0
1.5 1,0
---- Массовое
образование ---- Креативность
с овладением знаниями, умениями и навыками, а также различными компетентностями.
Категория «креативность» занимает лишь 15-е место в таблице частот с процентной долей 0,03. Категории «социализация» и «креативность» находятся в отрицательной связи с коэффициентом корреляции -0,01 (рис. 5).
Эти данные свидетельствуют о том, что проблема социализации детей с высоким креативным потенциалом не находится в фокусе внимания современных исследователей. В анализируемых текстах практически отсутствуют исследования, посвященные массовым технологиям и методикам социализации детей с высоким уровнем креативности (коэффициент корреляции между категориями «массовое образование» и «креативность» -0,05) (рис. 6).
В анализируемых статьях не рассматриваются вместе проблемы развития креативности и формирования мировоззрения (категории находятся в отрицательной корреляции с коэффициентом -0,05).
Таким образом, в результате контент-анализа текстов статей в научно-педагогических журналах за 2006-2013 гг. подтвердилась большая часть выдвинутых гипотез, за исключением наличия в современных педагогических исследованиях представлений о взаимосвязи процесса социализации с овладением знаниями, умениями и навыками, универсальными способностями и развитием компетентностей.
http://vo.hse.ru
161
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
Литература
На основании полученных результатов можно судить о том, что современная парадигма социализации:
• ориентирована на прошлое, на традиции, обычаи и стабильность;
• предполагает естественность протекания процесса социализации, который невозможно проектировать и которым невозможно управлять;
• видит ключевую проблему социализации в отклонении от социальных норм и правил;
• связывает социализацию прежде всего с процессом адаптации и адаптационными механизмами становления личности и не принимает во внимание ее взаимосвязь с процессами автономизации и обособления;
• анализирует социализацию в связи с процессом профессионализации;
• не уделяет внимания проблеме социализации детей с высоким уровнем креативности.
Перечисленные характеристики процесса социализации присущи индустриальному типу общества и в той или иной мере приемлемы для современной отечественной педагогической практики. Однако результаты данного исследования характеризуют прежде всего состояние теоретической педагогики, которая должна служить ориентиром для педагогической деятельности, и на основании этих результатов можно прийти к выводу, что современная отечественная педагогическая теория игнорирует социально-экономические процессы, характерные для постиндустриального общества, а именно: повышение роли интеллектуальной и творческой деятельности, формирование креативного класса и необходимость воспитания больших групп людей с высокими креативными способностями. При этом адаптационная парадигма социализации вступает в противоречие с возрастанием роли процесса автономизации личности, способствующего сохранению ее креативного потенциала.
1. Громыко Ю. В. Педагогические диалоги: История разработки деятельностного содержания образования. М.: Пушкинский институт, 2001.
2. Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. М.: Научный мир, 2005.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Академия, 2004.
4. Зинченко А. П. Игровая педагогика: Система педагогических работ школы Г. П. Щедровицкого. Тольятти, 2000.
5. Леутина А. Л. Стратегии жизненной успешности современных детей // Науковедение. 2013. № 6 (19). http://naukovedenie.ru/PDF/172PVN613.pdf
162
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
6. Мкртчян М. А. Методологические вопросы педагогических исследований и практических построений // Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования. Красноярск, 2003. С. 99-110.
7. Николаева Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: автореф. дис. ... докт. филос. наук: 09.00.11. Казань, 2006.
1. Абасов З. А. Ценность знаний как фундаментальная характеристика общества будущего // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 4-9.
2. Абраменко Н. Ю. Моделирование психолого-педагогической поддержки развития социальной компетентности детей группы риска // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 149-152.
3. Аганисьян В. М. Формирование у обучающихся способности к педагогической рефлексии в процессе применения инновационных педагогических технологий// Науковедение. 2013. Вып. 2. http://naukovedenie. ru/PDF/39pvn213.pdf
4. Адаева Н. В. Патриотическое воспитание средствами народной педагогики // Человек и образование. 2013. № 1 (35). С. 38-43.
5. Алипханова Ф. Н., Маллаева З. А. Соблюдение и реализация прав ребенка в педагогической теории и практике // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 128-129.
6. Афонина Н. И. Развитие идеи педагогического сопровождения личности в современных исследованиях // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 135-138.
7. Баркова Е. В. Образование в контексте формирования эстетической культуры общества и личности // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С. 37-40.
8. Богатырева М. Х. О некоторых психолого-педагогических основах развития творческих способностей подростков // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 107-108.
9. Болденко О. А., Палаткина Г. В. Особенности развития творческой активности старших подростков // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 61-66.
10. Болеев Т. К. Диагностический анализ поведения современных подростков «группы риска» //Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 132-137.
11. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 4-11.
12. Бохан А. Е. Междисциплинарные концепции социокультурной самоидентификации молодежи //Науковедение. 2012. Вып. 3. http:// naukovedenie.ru/sbornik12/12-75.pdf
13. Бохан А. Е. Особенности социализации современной молодежи в российском обществе // Науковедение. 2012. Вып 2. http://naukovedenie. ru/sbornik11/11-16.pdf
14. Букчина Н. А. Предметная и личностная направленность образовательных технологий как условие развития положительной мотивации учения // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 129-134.
15. Вакалюк А. С. Профилактика делинквентности подростков в условиях лечебно-оздоровительного учреждения // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 65-68.
Приложение 1
Список
источников
http://vo.hse.ru
163
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
16. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Науковедение. 2013. Вып. 6. http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf
17. Верховых И. А. Историко-патриотическое воспитание учащихся в условиях самодеятельного туристского клуба // Человек и образование.
2011. № 4 (29). С. 95-99.
18. Веселова Е. А. Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением //Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 101-104.
19. Гендина Н. И. Формирование информационной и медиаграмотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования // Научный диалог. 2012. Вып. 1. Педагогика. С. 140-161.
20. Германова Е. А. Актуализация потребности в духовном саморазвитии как значимый компонент духовно-нравственного воспитания // Науковедение. 2013. Вып. 5. http://naukovedenie.ru/PDF/44pvn513.pdf
21. Головичева Ю. В. Нравственное воспитание школьников / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 184-187.
22. Горшкова В. В. Феномен духовности в контексте современного образования и воспитания // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 4-8.
23. Дергачева Е. С. Сущность духовно-нравственного воспитания / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 182-184.
24. Джангазиева А. С. Педагогические ресурсы школы в организации первичной профилактики делинквентного поведения подростков-мигран-тов // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 50-54.
25. Дюмина И. А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 49-52.
26. Еремкин Ю. Л. Изучение, профилактика и коррекционная работа с учащимися с агрессивным поведением / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 48-53.
27. Ефимова Т. В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 4-9.
28. Журавлева О. В. Сопровождение социально-профессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 255-257.
29. Заграй Л. Р. Мотивация противоправных действий подростков // Научный диалог. 2012. Вып. 1. Педагогика. С. 21-31.
30. Ильин А. Г. Народная мудрость как средство воспитания толерантности в современном российском обществе // Науковедение. 2013. Вып. 6. http://naukovedenie.ru/PDF/99PVN613.pdf
31. Каменский А. А. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности школьников //Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 139-141.
32. Кергина Н. К. Инновационные технологии обучения как средство развития мотивации учения школьников // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 147-152.
164
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
33. Кириллова Е. И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности// Науковедение. 2013. Вып. 6. http://naukovedenie.ru/PDF/95PVN613.pdf
34. Кирсанов К. А., Авраменко А. А., Круглинский И. К. Расширение понятийного аппарата педагогики в условиях смены парадигмы образования // Науковедение. 2012. Вып. 3. http://naukovedenie.ru/sbomik12/ 12-25.pdf
35. Киселева Т. В. Пути решения проблем духовно-нравственного воспитания младших школьников в коррекционной школе /Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 265-268.
36. Коваль В. В., Радионова И. Ю. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 209-211.
37. Козубцов И. Н. Актуальные пути создания системы неформального обучения современной молодежи / Современное образование: социально-экономические, географические и психологические установки: материалы междунар. науч.-практ. (заочной) конф., Москва — Черно-горск, 29-30 ноября 2012 г. М.: Букстрим, 2012.
38. Колесников А. С. Педагогическое образование с позиций компаративной педагогики и интеркультурной философии // Человек и образование. 2013. № 3 (36). С. 22-28.
39. Колесова С. В. Позитивная педагогика: постановка проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 233-237.
40. Колодяжная Т. П. Развитие идей свободного воспитания в современных концепциях личностно-ориентированного образования // Науковедение. 2012. Вып. 4. http://naukovedenie.ru/PDF/82pvn412.pdf
41. Королева М. Б. Развитие нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе музыкально-творческой деятельности // Науковедение. 2013. Вып. 5. http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn513.pdf
42. Коуров А. В. История исследования проблемы «саморазвитие» // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 81-83.
43. Кочетова А. П. Социальное воспитание детей с особыми потребностями // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 72-75.
44. Кривошлыков И. А. Распознавание невербальной экспрессии как условие субъективного благополучия в интимно-личностных отношениях в подростковом и юношеском возрастах // Науковедение. 2013. Вып. 4. http://naukovedenie.ru/PDF/16pvn413.pdf
45. Кривых С. В., Касиманова Л. А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 179-181.
46. Кузнецова Н. А. Развитие социального взаимодействия старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения // Науковедение. 2012. Вып. 4. http:// naukovedenie.ru/PDF/25pvn412.pdf
47. Кутькина О. П. Развитие критического мышления средствами технологии проблемного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 288-291.
48. Куштавкина И. А., Еременко Е. А. Мониторинг «Социально-психологический портрет старшеклассника» / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 72-78.
http://vo.hse.ru
165
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
49. Куштавкина И. А. Мониторинг социализации старшеклассников «Уровень социальной зрелости» / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 78-81.
50. Ли Т. Т. К проблеме формирования нравственности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 136-137.
51. Литовкина И. В. Использование метода учебных проектов в работе с одаренными детьми в начальной школе / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 211-213.
52. Лобанова А. А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 218-221.
53. Манурова Г. А. Духовное воспитание в условиях модернизации образования // Психология, социология и педагогика. 2013. № 5. http:// psychology.snauka.ru/2013/05/2236
54. Манурова Г. А. Духовное обучение и воспитание в условиях образовательной среды // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5. http://psychology.snauka.ru/2012/05/573
55. Мартишина Н. В., Бобылева О. А. Ценности воспитания как основа формирования духовно-нравственной личности / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 179-182.
56. Морозова И. С. Российское образование: некоторые тенденции в эпоху информационного общества // Науковедение. 2013. Вып. 6. http:// naukovedenie.ru/PDF/78PVN613.pdf
57. Мосунова Т. Г. Образовательная политика России: от технологического этапа к системе поликультурного образования // Научный диалог. 2012. Вып. 5. Педагогика. С. 8-28.
58. Назарова С. И. Гуманитарное воспитание и развитие личности на основе организации интегрированной художественной деятельности // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С. 32-36.
59. Никишина Г. В., Чупринина Л. И. Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2006. http://www.omsk.edu/article/ vestnik-omgpu-73.pdf
60. Олефир С. В. Личное информационно-образовательное пространство школьника и роль библиотек в его развитии // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 162-164.
61. Осипенко Л. Е. Проблемное обучение младших школьников с использованием образовательных решений ЛЕГО // Научный диалог. 2012. Вып. 10. Педагогика. С. 104-115.
62. Перова Н. А. К вопросу о социальной активности молодежи / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 127-130.
63. Пескова Е. П., Коваль В. В. Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных способностей в юношеском возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 219-221.
64. Петрусевич А. А. Педагогический смысл профессиональной ориентации в современной школе // Вестник Омского государственного педа-
166
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
топического университета. 2006. http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-74.pdf
65. Подзорова С. В. Понятие «личность» в образовательной среде православной школы // Научный диалог. 2012. Вып. 5. Педагогика. С. 190-198.
66. Подковко Е. Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5. http:// psychology.snauka.ru/2012/05/540
67. Потапова И. А. Образование как пространство освоения опыта мультикультурного поведения личности //Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 9-12.
68. Прядеин В. П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог.
2012. Вып. 1. Педагогика. С. 32-45.
69. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2006. http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf
70. Романова Е. Н. Семейный фактор риска делинквенции несовершеннолетних в зарубежных исследованиях // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 92-94.
71. Сандлер Т. С., Шибаева Л. В. Задачный подход в исследовании развития экономического и нравственно-этического самоопределения юношества // Научный диалог. 2012. Вып. 1. Педагогика. С. 46-62.
72. Семаго М. М., Семаго Н. Я., Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // Вестник Московского городского педагогического университета. Педагогика и психология. 2010. № 4 (14). С. 81-91.
73. Семченко Е. Е., Алимова Н. К. Современная система образования и картины миропонимания: некоторые креативно-рискологические аспекты //Науковедение. 2011. № 1. http://naukovedenie.ru/sbornik6/ 1.pdf
74. Семченко Е. Е. Кризис современных подходов к технологиям образования //Науковедение. 2012. Вып. 4. http://naukovedenie.ru/PDF/ 138pvn412.pdf
75. Сикорская Г. П. Ноосферный вектор в образовательной парадигме XXI века // Научный диалог. 2012. Вып. 5. Педагогика. С. 71-90.
76. Синенко И. В. Основы гармоничного воспитания // Психология, социология и педагогика. 2013. № 4. http://psychology.snauka.ru/2013/04/2110
77. Синицына Г. П. Феномен воспитания в контексте современного понимания // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2006. http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-78.pdf
78. Склифос Л. Системный подход в улучшении качества раннего воспитания // Вестник Московского городского педагогического университета. Педагогика и психология. 2010. № 4 (14). С. 92-100.
79. Слепнева Л. Я. Воспитание у дошкольников патриотических чувств // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1. http://psychology. snauka.ru/2013/01/1569
80. Слепнева Л. Я. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста и его задачи // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2. http:// psychology.snauka.ru/2013/02/1773
81. Соболева О. Е. Педагогические условия формирования демократического уклада в кадетском корпусе // Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 162-165.
http://vo.hse.ru
167
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
82. Станкевич П. В., Богданов А. А., Авдеева Н. В. Теоретические основы профилактики наркомании в молодежной среде // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6. (43). С. 46-49.
83. Сулейманов М. С. Поликультурное образовательное пространство развития социальной компетентности старших школьников // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С. 66-68.
84. Тончева А. В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью // Науковедение. 2013. Вып. 6. http:// naukovedenie.ru/PDF/128PVN613.pdf
85. Трубина Л. А. Педагогическое образование: направления перемен // Человек и образование. 2013. № 3 (36). С. 29-32.
86. Уварова С. Я. Умение старшеклассников решать жизненно важные проблемы как фактор сохранения их психического здоровья / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 92-95.
87. Уколова Л. И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Мир науки, культуры, образования.
2013. № 6 (43). С. 274-276.
88. Федяев Д. М. Идеология компетентности и ее ценностные основания // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2007. http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-202.pdf
89. Фирсова Н. П. Активизация рефлексивной деятельности субъекта в процессе реализации гуманитарных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 164-166.
90. Харченко К. В. Современные проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в современных условиях // Науковедение. 2013. Вып. 3. http://naukovedenie.ru/PDF/14pvn313.pdf
91. Хотинец В. Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Образование и наука: Известия уральского отделения Российской академии образования. 2009. № 10 (67). С. 59-69.
92. Чевтаева Т. Р Профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 526-528.
93. Шабалина Е. П., Паникоровская Е. В., Колягина С. А. Различные подходы к проблеме эстетического воспитания / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 174-179.
94. Шахшанатова У. Ш. О проблеме духовно-нравственного воспитания / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 187-190.
95. Швецова И. В. Воздействие «среды» и «средства» на развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 145-147.
96. Юдина А. И. Технологическая карта как интерактивный инструмент предупреждения социального сиротства // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 305-307.
97. Юсупова А. С. Образование как механизм развития духовности в современном обществе // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9. http://psychology.snauka.ru/2012/09/992
168
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
98. Якушева Ю. П. Семья как основа реализации индивидуальных потребностей человека /Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., РГУ им. С. А. Есенина, 7-9 октября 2010 г. Рязань, 2010. С. 149-151.
99. Якушкина М. С. Самостоятельная деятельность субъектов воспитательного пространства как условие развития личности // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 39-43.
100. Ямских Т. Н. Анализ социокультурного содержания языковой социализации мигрантской молодежи / Современное образование: социально-экономические, географические и психологические установки: материалы междунар. науч.-практ. (заочной) конф., Москва — Черно-горск, 29-30 ноября 2012 г. М.: Букстрим, 2012. С. 71-75.
Таблица категорий и единиц анализа Приложение 2
№ Категория Список слов
1 Будущее антиципация, будущие, будущий, будущность, дальнейший, дальновидный, завтра, завтрашний, новатор, новаторский, новация, новейший, новые, новый, перспектива, перспективный, прогноз, прогнозирование, прогностика, прогностический, прогресс, прогрессивность, прогрессивный, стратегический, стратегия
2 Традиции, стабильность давний, давность, закостенелость, инертность, инерция, историзм, исторический, историчный, история, канон, консервативность, консервация, ностальгический, обычай, пережиток, пережиточный, предыдущий, преемственность, прежде, привычка, стабильность, стабильный, стагнация, традиционность, традиционный, традиция, уклад, устаревший, устойчивый, устояться, хранение, хранилище, хранить
3 Технологичность воздействие, воздействовать, инженерный, кибернетик, конструирование, конструкт, метод, методика, методичный, методологический, методология, планирование, продуманность, продуманный, продумать, проект, проективный, проектирование, проектировочный, проектный, проекция, способ, технолог, технологический, технологичный, технология
4 Спонтанность естественно, естественный, произвольность, произвольный, случай, случайно, случайность, случайный, случаться, спонтанный, судьба
5 Социализация благополучие, благополучный, богатейший, богатеть, богатство, богатый, взаимоотношение, воспитание, воспитанность, воспитанный, воспитать, востребовать, достаток, дружба, дружелюбие, дружеский, дружественный, забота, заботиться, заботливый, здоровый, здоровье, зрелость, зрелый, нравственность, нравственный, обеспеченный, образцовый, отзывчивость, поддержка, помогать, помощь, регламентация, регламентный, репутация, социализация, социализироваться, стандарт, стандартный, успех, успешность, успешный
http://vo.hse.ru
169
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
№ | Категория
Список слов
6 ! Десоциализация і агрессивность, агрессивный, агрессия, алкоголизм,
і і алкоголь, алкогольный, аморальный, апатия, асоциальный,
і і аффективный, бедность, бедный, безнадзорность,
; ; безнравственный, безобразность, безобразный, безответ-
! ! ственный, безработица, безразличие, безразличный,
і і беспомощность, беспринципность, бесстыдство, болезный,
і і болезнь, болеть, боязливость, бродяжничество, вандализм,
і I великовозрастный, внушаемость, воровство, враждебность,
і ; враждебный, вызов, вызывающий, вымогательство, гибель,
грубость, грубый, девиация, деградация, дезорганизация, депрессия, дефект, дефективный, дефектология, деформационный, дисгармоничный, драка, жестокий, жестокость, зависеть, зависимость, зависимый, запугивание, запущенность, зло, злой, злость, злоупотребление, иждивение, изгой, изнасилование, изуродовать, инвалид, инфантилизм, исправительный, калека, конфликтный, кощунственный, кража, криминальный, лживость, ложь, мятеж, наказание, і і наказать, наказуемый, нападение, наркомания, наркотиза-
ция, наркотик, наркотический, нарушение, нарушить, насилие, насильственный, неблагополучие, негатив, негативизм, негативный, недееспособный, недовольство, недоразвитие, недружелюбный, незаконный, непристойный, неспособность, неуважительный, неуверенность, неудача,
; і неудачный, неуспех, нигилистический, нищие, обман,
обманный, обмануть, ограбление, опасно, опасность, опасный, оскорбительный, оскорбление, отклонение, отклоняться, оторванность, отрицательный, отставание, отсталость, отсталый, пагубный, патологический, погибать, порнография, правонарушение, правопорядок, превентивный, превенция, предотвратить, предотвращение, преступление, преступность, преступный, противодействие, профилактика, профилактический, рецидив, садистический, самоубийство, сирота, сиротство, трагедия, трагический, убийство, уголовный, угрожать, угроза, усугубление, ущербный, фетишизация, хулиганство, антиобщественный
7 і Адаптация і адаптационный, адаптация, адаптивный, адаптированный,
адекватность, адекватный, ассимиляция, безропотный, бесконфликтный, включаться, включение, включиться, вовлекаться, вовлечение, вовлечь, воспитываться, вписаться, вписываться, впитать, впитываться, коллектив, коллективистский, коллективность, коллективный, команда, командный, конформизм, конформный, культурный, мораль, і і моральный, нормализация, нормальный, норматив,
нормативный, общаться, общение, общность, объединить, объединяться, одинаково, одинаковый, одобрение, одобрить, осваиваться, освоение, податливость, подчинение, подчиненный, подчинить, подчиняться, подшефный, подыгрывать, покорность, послушание, приверженность, привитие, привлечение, прилежание, приличие, принадлежность, принятие, принятый, принять, приобщение, приобщиться, прислушиваться, присоединяться, приспособление,
170
Вопросы образования. 2014. № 3
А. Л. Леутина
Социализация детей в современных педагогических исследованиях
№ Категория Список слов
приспособляемость, слияние, смирение, смиренный, соблюдение, соблюсти, сообща, сообщество, соответствие, соответствовать, соотноситься, сострадание, сосуществование, сосуществовать, сотрудничать, сотрудничество, соучаствовать, сочувствие, сочувствовать, усвоить, усердие, штамп, этика, этический, этичный, вовлеченный
8 Обособление автономность, аскетизм, аскетический, выделиться, выделяться, единение, избежание, избежать, изолированность, изолированный, изоляция, индивид, индивидуализация, индивидуализироваться, индивидуалист, индивидуалистический, иной, личный, личностный, независимость, независимый, непохожесть, нестандартный, обособить, обособиться, обособление, одинокие, одиночество, одиночка, одиночный, особенный, отличие, отличительность, отличительный, отличить, отстраниться, отчуждение, персона, персональный, различаться, различение, самобытность, самобытный, самосознание, самость, своеобразие, своеобразный
9 Компетентности компетентность, компетентный, компетенция, некомпетентность, некомпетентный
10 Знания, умения, навыки знание, знать, изучение, изучить, навык, неумелость, неумение, репродуктивный, репродукция, умение, учебник, учебный, ученический
11 Профессионализация переподготовка, профессиональный, профессия, работник, рабочий, сотрудник, специализация, специалист, специальность, специальный, труд, трудиться, трудовой, трудолюбие, трудоспособность, трудоустроенный, труженик
12 Универсальные способности беспредметный, всесторонний, задатки, интеллект, интеллектуальный, коммуникабельность, лидер, лидерский, лидерство, мысленный, мыслительный, мыслить, наклонность, остроумный, рефлексивный, рефлексия, рефлектировать, ум, умственный
13 Креативность вдохновение, воображаемый, воображение, гениальность, гений, дар, дарование, миротворческий, одаренность, одаренный, озарение, оригинальность, оригинальный, самородок, смекалка, сотворчество, талант, талантливый, творение, творец, творить, творческий, творчество
14 Массовое образование государственный, масса, массовый, учреждение
15 Элитарное образование аристократ, аристократический, избранный, избрать, превосходство, привилегированный, привилегия, элита
16 Мировоззрение взгляд, воззрение, идеолог, идеологический, идеология, идея, мировоззрение, мировоззренческий, мироощущение, миропонимание, убеждение, ценностный, ценность
http://vo.hse.ru
171
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
№ Категория Список слов
17 Вариативность альтернатива, альтернативный, вариант, вариация, варьирование, варьироваться, гибкий, гибкость, избирательность, избирательный, инвариантный, многозначность, многообразие, многообразный, многоплановый, многосложный, многосторонний, разнообразие, разнообразность, разнообразный
18 Научный подход парадигма, парадигматический, подход
172
Вопросы образования. 2014. № 3
PRACTICE
En
Children Socialization in Contemporary Pedagogical Research
Antonina Leutina Author
Candidate of Science, Doctor of Science Student at Moscow State University of Culture and Arts. Address: 7, Bibliotechnaya str., Khimki, 141406, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The paper is based on a content analysis of one hundred randomly sampled Abstract articles on theory and practice of upbringing published in science education journals and collections from 2006 to 2013. In the analysis, frequencies and correlation dependences were singled out. The results obtained allow to say that the modern paradigm of socialization is centered around the past, the traditions, customs, and stability. The process of socialization is supposed to be natural, non-technological and non-projectable. The key problem of socialization is deviation from social norms. Socialization is primarily associated with adaptation mechanisms of personality development and is not connected to processes of autonomation or individualization. The analyzed texts do not touch upon socialization of children with high levels of creativity. Thus, the contemporary theory of pedagogy is dominated by the adaptation paradigm of socialization. This paradigm is widespread in theoretical pedagogy destined to foresee social and economic changes, which fails to meet the requirements of society in terms of bringing up large groups of people with high levels of creativity.
theory of pedagogy, socialization, adaptation paradigm, content analysis, creativity, children with high creativity potential.
Davydov V. (2005) Deyatelnostnaya teoriya myshleniya [Activity-Based Theory of References Thinking]. Moscow: Nauchny mir.
Davydov V. (2004) Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoretich-eskikh i eksperimentalnykh psikhologicheskikh issledovaniy [Developmental Teaching Issues: Theoretical and Experimental Psychological Investigations]. Moscow: Akademiya.
Gromyko Y. (2001) Pedagogicheskiye dialogi: istoriya razrabotki deyatelnostnogo soderzhaniya obrazovaniya: Posobiye dlya uchitelya [Pedagogical Dialogues:
How Activity Content of Education was Developed: Teacher's Guide]. Moscow: Pushkin Institute.
Leutina A. (2013) Strategii zhiznennoy uspeshnosti sovremennykh detey [Life Success Strategies of Contemporary Children]. Naukovedeniye, no 6 (19).
Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/172PVN613.pdf (accessed 10 August 2014).
Mkrtchyan M. (2003) Metodologicheskiye voprosy pedagogicheskikh issledovaniy i prakticheskikh postroyeniy [Methodological Issues of Pedagogical Research and Practical Constructs]. Metodologicheskiye i teoreticheskiye podkhody k resheniyu problem praktiki obrazovaniya [Methodological and Theoretical Approaches to the Problem Solving in Pedagogical Practice],
Krasnoyarsk, pp. 99-110.
Nikolayeva Y. (2006) Sotsializatsiya lichnosti kak problema sotsialnoy sinergeti-ki [Personality Socialization as a Problem of Social Synergetics] (PhD Thesis), Kazan: KSU.
Zinchenko A. (2000) Igrovaya pedagogika: Sistema pedagogicheskikh rabot shkoly G. P. Shchedrovitskogo [Teaching through Play: Georgy Shchedro-vitsky's System of Pedagogical Works]. Tolyatti.
http://vo.hse.ru
173