Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маслова Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Scientist

Scientist, 2023, 4(26), 179-182._

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Маслова Э. В.

Научный руководитель: к. ист. н., доцент Синенко Е. А. Кафедра истории

Введение

С каждым годом во всем мире увеличивается количество детей с проявлением расстройства аутистического спектра (РАС). Обращаясь к статистике, можно заметить тенденции к интенсивному росту заболеваемости. В 2000 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность этого расстройства составляла от 5 до 26 случаев на 10 тысяч рожденных детей, в 2005 году уже на 250-300 новорожденных детей приходился один случай аутизма, а в 2008 году -один случай на 150 новорожденных. Причины и методы борьбы с этой «эпидемией» пока остаются открытыми. И пока ученые усиленно пытаются разобраться со всеми всплывающими вопросами, как помочь таким особенным детям, малыши подрастают и сталкиваются с не меньшим рядом вопросов и сложностей, связанных, в первую очередь, с социализацией. Всё это заставляет задуматься над вопросами наиболее безопасной и эффективной интеграции детей в общество. Вопросы социализации детей с РАС были затронуты в научных работах Агарковой И.И. [1], Никитской Е. А. [2]. В представленных трудах авторы выстраивают тактики работы с особенными детьми, акцентируя внимание на развитии коммуникативных навыков посредством игровой и учебной деятельности детей. Однако, наряду с этим немаловажным представляется выстраивание более комфортной среды для таких детей посредством развития их основных когнитивных навыков, таких как внимание, абстрактное

мышление и т. д., что поможет ребенку проще взаимодействовать с обществом.

Цель исследования: выявить возможные пути для реализации процессов интеграции в общество детей с РАС.

Материалы и методы

Данное исследование является теоретическим. Основным методом изучения стал метод сравнительного анализа.

Результаты и обсуждение

т г « «

У детей, имеющих расстройство аутистического спектра, отмечается дефицит общения, проявляются особенности в поведении и, как следствие, затруднена социализация, что является преградой для интеграции особенных детей в социальную среду, необходимую для целостного развития психики ребенка и его последующей адаптации в обществе. Трудности в налаживании контактов и в понимании окружающих возникают в связи с тем, что дети, имеющие аутистический спектр, избегают социальных контактов, становятся более тревожными и возбужденными, попадая в социальные ситуации. У таких детей слабо развиты коммуникативные компетенции. Из-за особенностей психики такие дети не способны контролировать свои эмоции и отдавать отчет о своем поведении: они часто могут впадать в ярость, если что-то выходит из-под контроля [3]. Сложности общения возникают на фоне того, что аутические дети испытывают затруднения при выстраивании зрительного контакта с собеседником, что, в свою очередь, является важным невербальным инструментом выстраивания доверительных отношений. Люди с РАС не способны понимать мысли и чувства других людей. Несмотря на ряд проблем, связанных с налаживанием коммуникативных связей, таким детям необходимы социальные контакты. На основе анализа существующих данных и методик, направленных на помощь таким детям, мы выделили некоторые пути комфортной интеграции данных детей в общество. Условно мы выдели в этом вопросе два направления: развитие когнитивных навыков и развитие коммуникативных навыков. Прежде

181

Социализация детей с расстройством аутистического спектра

всего, следует научить детей произвольному вниманию [4], которое у них развито слабо в связи с имеющимся заболеванием; немаловажным для последующего взаимодействиями с другими детьми и взрослыми является навык абстрактного мышления и выстраивания причинно-следственных связей в речи, умение понимать смысловую нагрузку сказанного и сделанного [5], а также, способность сопоставления себя с другими. Не стоит забывать, что все это не должно быть навязчивым и переутомлять ребенка. Как и любое обучение детей раннего возраста (даже если подопечный несколько старше указанных границ) занятия необходимо проводить в спокойной, адаптированной под это среде, в виде игры и дружелюбного взаимодействия. Ребенку должно быть интересно то, что он делает, тогда и результаты будут отличаться большей эффективностью. Исследования показывают, что дети с РАС лучше взаимодействуют с детьми, особенно со сверстниками. Это значит, что групповые занятия с ровесниками могут стать одним из наиболее эффективных способов обучения детей, страдающих аутизмом. Взаимодействия со своими сверстниками будут помогать ребенку с РАС овладевать навыками социального контакта и тем самым, наряду с когнитивными навыками, будет происходить развитие коммуникативных способностей ребенка. Наблюдая за своими товарищами, которые легко и быстро могут построить коммуникативные отношения, дети учатся различным социальным навыкам.

Выводы

Чтобы помочь ребенку с РАС научиться жить в обществе, наряду с общим лечением необходимо включать в программу реабилитации прочный и динамичный социальный компонент. Это имеет важное значение для полного раскрытия личностного потенциала человека, а также развития соответствующих социальных и коммуникативных навыков, которые помогут ребенку в последующем вести независимую и счастливую жизнь.

Список литературы:

1. Агаркова И.И. Особенности социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Инновации. Наука. Образование. 2021; 27: 13561362.

2. Никитская Е.А., Булхова Д.П. Социализация детей с синдромом раннего детского аутизма посредством игровой терапии. Евразийский союз ученых. 2020; 1-5(70): 31-34. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.70.555.

3. Socialization With Peers Is Critical for Children with Autism. ParentBlog.org URL: https://parentblog.org/uncategorized/socialization-with-peers-is-critical-for- children-with-autism/ (дата обращения: 19.05.2023).

4. Милованова Н.Ю. Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра с использованием перчаточной куклы. 2022; 8: 836-842. https://doi.org/10.30853/ped20220123.

5. Гриспен С., Уидер С. На «ты» с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. Москва: Теревинф, 2016. 520 с.

Как цитировать:

Маслова Э. В. Социализация детей с расстройством аутистического спектра. Материалы IX итоговой конференции НОМУИС. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 179-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.