Научная статья на тему 'Социализационная функция детского творчества в российском обществе: к определению базового понятия'

Социализационная функция детского творчества в российском обществе: к определению базового понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
361
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CHILDREN'S CREATIVITY / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF CREATION / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / SOCIAL AND CULTURAL CHANGES / СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА / STRUCTURE OF CREATIVITY / ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА / THE FORMS OF CREATIVITY / ФАЗЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / PHASES OF CREATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Евгения Юрьевна

Статья посвящена определению базового понятия социализационной функции детского творчества в современном российском обществе. Рассмотрены два основных подхода к обоснованию понятия «творчество», выявлены различия определений творчества научно-технического и художественного. Особое внимание уделено механизмам творческой деятельности, социализирующему значению детского творчества, этапам творческой деятельности и фазам творчества. В статье также отражены условия творческой деятельности детей, обоснована роль детского творчества в процессе социально-культурного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socializing function of the children’s creativity in Russian society: the definition of the basic concept

The article presents socializing function of the children's creativity in the modern Russian society. Two principal approaches are considered to substantiate the concept of “creativity”, and differences in the definition of scientific, technical and artistic creativity are revealed. Particular attention is paid to the mechanisms of creativity, socializing value of children’s creativity, stages and phases of the creation process. The article also reflects conditions of the children creativity, it justifies the role of children’s creativity in the process of social and cultural development of the individual.

Текст научной работы на тему «Социализационная функция детского творчества в российском обществе: к определению базового понятия»

Е.Ю. Евдокимова

СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ БАЗОВОГО ПОНЯТИЯ

Статья посвящена определению базового понятия социализационной функции детского творчества в современном российском обществе. Рассмотрены два основных подхода к обоснованию понятия «творчество», выявлены различия определений творчества научно-технического и художественного. Особое внимание уделено механизмам творческой деятельности, социализирующему значению детского творчества, этапам творческой деятельности и фазам творчества. В статье также отражены условия творческой деятельности детей, обоснована роль детского творчества в процессе социально-культурного развития личности.

Ключевые слова: творчество, социализация, детское творчество, инновационные технологии в творчестве, социокультурные изменения, структура творчества, формы творчества, фазы творческого процесса.

Работы современных российских исследователей в поле гуманитарных и социологических наук посвящены различным аспектам творчества как процесса и результата деятельности людей. Рассмотрение позиций ряда диссертаций по философским наукам позволяет выделить два основных подхода к обоснованию категории «творчество». В первом происходит отождествление творчества с природными процессами развития и саморазвития креативности, во втором осуществляется интерпретация творчества как разновидности продуктивной деятельности человека (так называемый предметно-деятельностный подход).

Представитель первого подхода Т.В. Лазутина определяет творчество как то, что совершенствует человека, помогает ему реализовать свои продуктивно-творческие силы. Социальное творчество возможно только при формировании духовной доминанты в

© Евдокимова Е.Ю., 2014

человеке. Если такая духовная детерминация отсутствует, то творчество становится незавершенным. Духовная доминанта формирует необходимое аксиологическое поле культуры, в рамках которого социальное творчество становится подлинным одухотворением самой жизни. Социальное творчество является созиданием человеком таких форм общения и общественных отношений, а также их критериев и показателей, которые в совокупности способствуют обеспечению оптимального простора для того, чтобы раскрылись универсальная человеческая природа, продуктивно-творческие силы личности. Социальное творчество предполагает формирование у личности определенных субъектных способностей, имеющих подлинно верное, объективно правильное и духовно-нравственное содержание1. Е.Г. Наумова полагает, что творчество приобщено к так называемой трансцендентной, «высшей» реальности и порождает идеалы и ценности культуры2.

Ко второму направлению относятся, например, работы Д.С. Загутина, О.С. Гагариной, Е.Н. Родиной и других. Именно этот подход, по нашему мнению, может быть близок к социологическому. О.С. Гагарина рассматривает творчество как специфическую форму активности человека, играющую важнейшую роль в процессе социально-исторического развития3. Е.Н. Родина полагает, что творчество является важнейшим фактором социокультурных изменений. Социальный смысл творчества заключается в том, что оно направлено на изменение и институциональное конструирование производства и воспроизводства артефактов жизни общества. Творчество является процессом объективации спонтанных проявлений субъекта в креативной деятельности. Инновация представляет собой основной ее продукт, способствующий актуализации значительных социальных изменений. При этом в творчестве могут синтезироваться конструктивность и деструктивность (создание новых идей и разрушение старых стереотипов). Этот синтез и вызывает процессы социального и культурного развития4.

Есть различия в обозначении творчества научно-технического и художественного. Конец XX в. принес новые трактовки сущности художественного творчества, которое выражается в функции поиска забытых смыслов, подходов и методов их гармоничного вплетения в реальность5. Д.С. Загутин отмечает, что творчество является инструментом, с помощью которого происходит рождение культуры в материальных и духовных ценностях. Понятие «творчество» он предлагает рассматривать в контексте формирования культуры технической творческой деятельности личности как безусловного абсолюта, объединяющего в себе знания/творчество. Материаль-

ные ресурсы и знание представляют собой компоненты системы, принадлежащие одновременно к двум пространствам деятельности личности - научной и инновационной, в то время как компоненты «инновации» и «творчество», хотя и взаимодействуют, принадлежат каждый к своему деятельностному пространству: инновации - в пространстве инновационной деятельности, творчество - в деятельности научной. Научная деятельность предполагает трансформацию материальных ресурсов посредством творческой деятельности в знания6. Е.Г. Наумова отмечает наличие сходных фаз процесса творчества в научной сфере и в искусстве (постановка научной проблемы и формирование замысла художника; поиск эмпирического материала ученым и накопление жизненных впечатлений художником; открытие, «инсайт», «вспышка», «озарение»; анализ и обоснование, доказательство научной гипотезы / композиционная разработка найденного сюжета, мелодии, изобразительного пластического мотива; апробация и реализация научного знания / демонстрация произведения искусства). Но если произведение искусства является непосредственным результатом творческих поисков, воздействующим на действительность, то воздействие результата научного познания носит опосредованный и фрагментарный характер7.

Т.В. Кузнецова вводит концепт «человекомирные отношения», благодаря чему ей удается достичь баланса между этими подходами, провести исследование специфики творчества человека как единства универсальных и индивидуальных смыслов бытия. В категории «творчество» происходит фиксация нового, принципиально отличного способа реализации универсальной креативной активности. Если взять за основу данную позицию, то мы увидим, что творчество представляет собой осознанную и смыслополагаю-щую деятельность, и оно не может быть деструктивным. Творчество - это способ актуализации духовной состоятельности личности и гармонизации отношений человека с миром8.

Социологи обращают внимание на внешние условия развития творческого потенциала. В частности, речь идет о социальной среде, ее макро- и микровлиянии. Значимость социальной среды очень велика, поскольку она может как подавить, так и стимулировать процесс развития творческого начала. Кроме того, социологи обращают внимание на креативность как составляющий элемент творческого процесса. Современные реалии таковы, что рыночные отношения оказывают сильнейшее влияние на творчество.

Опираясь на опыт исследований структур творческой деятельности, мы предлагаем определить структуру творчества исходя из

того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества - от осознания проблемной ситуации (противоречия) до ее разрешения.

Самая простая структура состоит из двух этапов - постановки проблемы (задачи) и ее решения. Однако при этом самое важное - структура решения в творчестве - никак полностью не определяется. Исследования показали, что существенным моментом творчества является нахождение идеи (принципа) решения проблемы, разработка ее и проверка, которая может быть и логической, и практической.

Таким образом, можно согласиться с выделением четырех основных этапов творчества. Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы. Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи (решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения). Третий этап - обоснование и развитие найденного принципа, его теоретическая, конструкторская и технологическая разработка, конкретизация и доказательство гипотезы (научное творчество) / конструкторская разработка идеи изобретения (техническое творчество) / развитие и разработка замысла (художественное творчество). Четвертый этап - практическая проверка гипотезы, практическая реализация изобретения, объективизация (выполнение) художественного произведения. Согласно нашему мнению, предложенная структура является универсальной. Она присуща и творчеству детей.

Исследователями выделяются следующие формы творчества: низшие, промежуточные и высшие. Низшая форма представлена творческой деятельностью, носящей трудовой, научный, технический характер. Средний уровень составляют инициаторы, результаты деятельности которых способствуют прогрессу отдельных отраслей. Верхний уровень содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т. е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или практической деятельности. Согласно этому подходу детское творчество находится на низшем уровне творчества, но при этом обладает большой субъективной ценностью.

Нам представляются важными попытки современных исследователей выделить социализирующее значение творчества.

Н.А. Ленская определяет творчество как важнейший элемент, сопутствующий интеграции личности в общество. Вместе с тем как социализационный фактор она рассматривает художественное творчество - составную часть целого воспитательно-образовательного комплекса, который связан с приобщением к художественной культуре9.

Исследователи выделяют следующие условия творческой деятельности.

К примеру, М.А. Кузнецова полагает, что реализация истинного творчества возможна, если оно является сотворчеством, объективацией духовной состоятельности личности. А личность должна обладать определенными характеристиками, чтобы заниматься истинной творческой деятельностью. К таким характеристикам относятся:

1) бытийно-ориентированное сознание, «укорененность в бытии»;

2) целостность человеческого бытия, мировоззрения;

3) уважение к тайне бытия;

4) актуализация в творческой деятельности важнейших экзис-тенциалов личностного бытия - воли, любви, ответственности;

5) открытость и обращенность к будущему;

6) ориентация на гармонизацию человекомирных отношений10.

Т.В. Лазутина в качестве основного условия творчества выделяет духовность как регулятор истинной социальной и творческой деятельности человека, особую форму человеческого самосознания и освоения социального опыта. Без духовности человек теряет возможность выбора правильного вектора развития. Духовная культура, ее высшие (абсолютные) ценности позволяют раскрыть специфику и динамику всей социальной жизни личности на разных этапах ее развития11.

Если говорить о творчестве в раннем возрасте, то основными в обучении творчеству Т.В. Лазутина, М.А. Кузнецова, В.Д. Зимин, В. Кавера и многие другие исследователи считают следующие условия:

- физические (наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту работать с ними);

- социально-экономические (создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых);

- психологические (у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний)12.

Таким образом, для формирования творческого процесса важны поддержка родителей, внимание педагогов.

По итогам проведенного теоретического анализа нам представляются наиболее удачными следующие идеи.

• Истинное творчество всегда является сотворчеством, объективация духовной состоятельности личности осуществляется в твор-

ческой деятельности личности, а затем начинает представлять собой часть культуры всего человечества.

• Духовная культура является важнейшим регулятором истинной социальной и творческой деятельности человека, особой формой человеческого самосознания и освоения социального опыта.

• Внутренним источником социального творчества личности является несоответствие между ограниченными возможностями телесности, социальности и бесконечностью духа. Это обстоятельство побуждает личность вырабатывать в себе объективно значимые способности к созерцанию, внутреннему духовному сосредоточению.

• Сущность творческой личности раскрывается в обретении и реализации смысла жизни.

• Художественное творчество сейчас находится в процессе техно-логизации, художественно-публичное пространство постоянно расширяется, изменяются внутренняя структура художественного пространства и его внешние границы.

• Сохранение и развитие творческого потенциала как основы самовыражения личности позволит человеку достигать новых, более высоких уровней жизнедеятельности.

• Необходимо расширять диапазон инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого начала личности ребенка; активно использовать методики эстетического и нравственного воспитания, продукты изобразительного творчества детей, являющиеся объективным индикатором настроения, мыслей ребенка, чтобы затем давать оценку его эмоционального состояния.

Анализ работ за последние десять лет показал, что именно детское творчество изучается в основном представителями педагогической и психологической науки. Прежде всего, детское творчество рассматривается в качестве педагогического целенаправленного явления. Но не все продукты деятельности детей, по мнению педагогов, могут быть названы творчеством. Здесь существуют определенные показатели. В первую очередь это показатели, характеризующие отношение самих детей к творчеству, а именно, увлеченность, способность быть в воображаемых обстоятельствах, условных ситуациях. В-вторых, показатели, являющиеся характеристикой качества способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий. В-третьих, показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт

жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Т.А. Бороздина отмечает, что детское творчество играет большую роль в процессе самореализации личности и социокультурной реабилитации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без создания вокруг него пространства, оказывающего воздействие как на сферу чувств, так и сферу разума. Детское творчество дает ребенку возможности для самосовершенствования и самореализации. Если к созданному продукту творчества проявляется интерес, то это способствует повышению самооценки и самопринятия у детей. Таким образом, детское творчество выступает в качестве средства адаптации и гармоничной деятельности в макросоциальной среде13.

Творчество и элементы арт-терапии выступают в качестве средства формирования саморегуляции у младших школьников в том случае, если соблюдаются определенные психолого-педагогические условия14. В.Д. Зимин, который занимался исследованием творчества детей-актеров, отмечает, что театр детей по закону синергетики может быть рассмотрен в качестве саморазвивающейся системы в историческом пространстве15.

Л.С. Андрусенко делает акцент на том, что детское творчество представляет собой особую художественно-мировоззренческую систему, отражающую специфику детского мировосприятия и закономерности его становления16.

Все исследователи сходятся во мнении, что феномен детского творчества не только может носить профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности. Творчество может оказывать огромное положительное влияние на полноценное развитие личности ребенка.

Исследователи отмечают, что существует отличие детского творчества от взрослого. В первую очередь, ребенок не стремится к результату, он способен получать удовольствие от самого процесса. Детское творчество носит игровой характер, отсутствует заинтересованность в признании результата другими, оно происходит на эмоциональном уровне.

В основном исследователи занимаются изучением форм детского художественного творчества, хореографического и театрального, с использованием следующих методов: сравнительно-сопоставительный, моделирование, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент.

Специалисты делают вывод о том, что детское творчество является достаточно распространенным явлением, кроме того, его возможно рассматривать в качестве: самоценной активности ребенка, оптимального способа организации эффективной составляющей личности ребенка; важнейшего условия его эмоционального благополучия и позитивного личностного развития, которое не только характеризует склонность к той или иной деятельности, но и представляет собой способ формирования личности ребенка; одного из универсальных компонентов познания мира, определяющих смысл бытия, непосредственное ощущение жизни (ее эмоциональной стороны), переживание, тренинг позитивных эмоций, помогающих гармоничному становлению человека в отношении «Я - Мир».

Таким образом, детское творчество чрезвычайно важно как для самих детей, так и для общества, поскольку оно способствует воспитанию гармоничных личностей, которые затем сделают общество лучше, духовнее.

На основе проведенного анализа считаем возможным дать авторское определение детского творчества в социологической интерпретации.

Детское творчество представляет собой одну из форм самостоятельной деятельности ребенка, связанной с экспериментами, созданием чего-то нового, с креативным началом. Одновременно оно является важнейшим социокультурным феноменом общества, способствующим социальному развитию личности ребенка и взаимодействию между поколениями.

Творчество детей является сотворчеством, объективация духовной состоятельности семейной и образовательной сфер осуществляется в творческой деятельности ребенка, а затем становится частью культуры всего человечества. Сохранение и развитие творческого потенциала как основы самовыражения детей позволят социуму достигать новых, более высоких уровней жизнедеятельности.

Примечания

1 Лазутина Т.В. Духовная основа социального творчества личности: Авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2010.

2 Наумова Е.Г. Творчество и творческая личность в репрезентативной культуре современного общества: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2012.

3 Гагарина О.С. Творчество как сущностная характеристика личности: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2008.

4 Родина Е.Н. Творчество как субъективный фактор социокультурных изменений: Дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2007.

5 Беспалая О.П. Художественное творчество как социальное явление: история и современное состояние проблемы: Дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2005.

6 Загутин Д.С. Культура технической творческой деятельности личности: стратегические направления, социальные технологии, модель формирования: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Краснодар, 2012.

7 Наумова Е.Г. Указ. соч.

8 Кузнецова М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Волгоград, 2012.

9 Ленская Н.А. Художественное творчество как фактор социализации в культурной политике Франции 90-х годов: Дис. ... канд. культурол. наук. М., 2007.

10 Кузнецова М.А. Указ. соч.

11 Лазутина Т.В. Указ. соч.

12 Там же; Кавера В.А. Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005; Кузнецова М.А. Указ. соч.; Зимин В.Д. Тенденция развития театра детей как явления искусства: Дис. . канд. искусствовед. М., 2005.

13 Бороздина Т.А. Художественное творчество в социуме ребенка: Дис. ... канд. культурол. Краснодар, 2007.

14 Чернова С.А. Художественное творчество как средство формирования саморегуляции у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2010.

15 Зимин В.Д. Указ. соч.

16 Андрусенко Л.С. Детское хореографическое творчество в художественной культуре России XX - начала XXI в.: Дис. ... канд. искусствовед. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.