Научная статья на тему 'Социалистический реализм как тип культуры'

Социалистический реализм как тип культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социалистический реализм / модернизация в СССР / образы СССР / советская культура / культурная революция / масскульт / искусство / идеология / Новый человек / светлое будущее / формы труда / трудовой энтузиазм / развитие и воспитание человека / образование / литераторы / советские писатели / интеллигенция / критика соцреализма / тоталитаризм / А.В. Луначарский / А.М. Горький / И.В. Сталин / socialist realism / modernization in the USSR / images of the USSR / Soviet culture / cultural revolution / mass culture / art / ideology / New man / bright future / forms of labor / labor enthusiasm / human development and upbringing / education / writers / Soviet writers / intelligentsia / criticism of socialist realism / totalitarianism / A.V. Lunacharsky / A.M. Gorky / I.V. Stalin

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шульц Эдуард Эдуардович

Статья посвящена восприятию социалистического реализма в общественной мысли. Определяется сущность закладываемых смыслов в понятие «социалистический реализм» в 1930-1950-х гг., принципиальная разница с последующими этапами и восприятие соцреализма как феномена и как единой парадигмы советской культуры в современной общественной мысли. Автор считает, что из художественного метода возник тип культуры в 1930–1950-х гг., потому что он наиболее отвечал требованиям эпохи, имел самую серьезную социальную базу. С изменениями социальной структуры в СССР произошло и изменение запросов в культурной сфере. Социальная база культуры соцреализма 1930–1950-х гг. была размыта. Более высокий уровень образования и культуры советских граждан, который был достигнут во многом благодаря «культуре соцреализма» указанного периода, требовали новых подходов и идей. Покритиковав соцреализм сталинской эпохи, власть и часть советской интеллигенции попытались вдохнуть в существовавший остов новое содержание и часто противоречивые принципы, которые точно не могли работать в прежней парадигме. В результате соцреализм стали смешивать с реализмом. Часто реализм переходил в натурализм, рисуя серость жизни, ее черные провалы, проявления безысходности. Эти идеи и образы стали сверх востребованы в период Перестройки, став символами необходимости перемен. Культура нового соцреализма потеряла свой второй главный принцип – формирование нового человека, образа счастливого и недалекого будущего. Не случайно именно в этот период начинается спад роста советской экономики, который приведет за два десятилетия к серьезным проблемам всю советскую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialist Realism as a Type of Culture

The article is devoted to the perception of socialist realism in public thought. The article defines the essence of the meanings laid down in the concept of socialist realism in the 1930-50s, the fundamental difference with subsequent stages and the perception of socialist realism as a phenomenon and as a single paradigm of Soviet culture in modern social thought. The author believes that the type of culture arose from the artistic method in the 1930-50s, because it most met the requirements of the era, had the most serious social base. With changes in the social structure in the USSR, there was a change in requests in the cultural sphere. The social base of the culture of socialist realism of the 1930s. was eroded. The higher level of education and culture of Soviet citizens, which was achieved largely due to the "culture of socialist realism" of this period, required new approaches and ideas. Having criticized the social realism of the Stalin era, the authorities and part of the Soviet intelligentsia tried to breathe new content and often contradictory principles into the existing framework, which definitely could not work in the previous paradigm. As a result, social realism began to be mixed with realism. Often realism turned into naturalism, painting the gray of life, its black failures, manifestations of hopelessness. These ideas and images became in excess demand during the Perestroika period, becoming symbols of the need for change. The culture of the new socialist realism has lost its second main principle the formation of a new person, the image of a happy and near future. It is no coincidence that it is during this period that the decline in the growth of the Soviet economy begins, which will lead in two decades to serious problems for the entire Soviet system.

Текст научной работы на тему «Социалистический реализм как тип культуры»

Шульц Э.Э. Социалистический реализм как тип культуры

21 апреля 2024 15:00 // 2024-2(39)

Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 2. С. 15-15.

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 2. P. 15-15.

УДК: 94(47)

DOI: 10.24412/2311-1763-2024-2-15-15

Поступила в редакцию: 08.04.2024 г. Опубликована: 22.04.2024 г. Submitted: April 8, 2024 Published online: April 22, 2024

Для цитирования: Шульц Э.Э. Социалистический реализм как тип культуры // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №2(39). С. 15-15.

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-2-15-15.

For citation: Shults E.E. Socialist Realism as a Type of Culture. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(2):15-15. (In Russ.).

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-2-15-15.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)

ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Обзорная статья

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Шульц Эдуард Эдуардович 11 2

1 Московский государственный лингвистический университет, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9067-6228, e-mail: nuap1@yandex.ru

2 Государственный университет просвещения, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9067-6228, e-mail: nuap1@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена восприятию социалистического реализма в общественной мысли. Определяется сущность закладываемых смыслов в понятие «социалистический реализм» в 1930-1950-х гг., принципиальная разница с последующими этапами и восприятие соцреализма как феномена и как единой парадигмы советской культуры в современной общественной мысли. Автор считает, что из художественного метода возник тип культуры в 1930-1950-х гг., потому что он наиболее отвечал требованиям эпохи, имел самую серьезную социальную базу. С изменениями социальной структуры в СССР произошло и изменение запросов в культурной сфере. Социальная база культуры соцреализма 1930-1950-х гг. была размыта. Более высокий уровень образования и культуры советских граждан, который был достигнут во многом благодаря «культуре соцреализма» указанного периода, требовали новых подходов и идей. Покритиковав соцреализм сталинской эпохи, власть и часть советской интеллигенции попытались вдохнуть в существовавший остов новое содержание и часто противоречивые принципы, которые точно не могли работать в прежней парадигме. В результате соцреализм стали смешивать с реализмом. Часто реализм переходил в натурализм, рисуя серость жизни, ее черные провалы, проявления безысходности. Эти идеи и образы стали сверх востребованы в период Перестройки, став символами необходимости перемен. Культура нового соцреализма потеряла свой второй главный принцип - формирование нового человека, образа счастливого и недалекого будущего. Не случайно именно в этот период начинается спад роста советской экономики, который приведет за два десятилетия к серьезным проблемам всю советскую систему.

Ключевые слова: социалистический реализм, модернизация в СССР, образы СССР, советская культура, культурная революция, масскульт, искусство, идеология, Новый человек, светлое будущее, формы труда, трудовой энтузиазм, развитие и воспитание человека, образование, литераторы, советские писатели, интеллигенция, критика соцреализма, тоталитаризм, А.В. Луначарский, А.М. Горький, И.В. Сталин

ВВЕДЕНИЕ. ПОДХОДЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Понятие «соцреализм» часто распространяется на всю советскую культуру и даже - на социалистическую культуру. В массовом сознании, в общественной мысли и даже часто в научно-исследовательской мысли весь период советской культуры относится к социалистическому реализму, при этом нивелируется и игнорируется разница между соцреализмом 1930-1950-х гг. и соцреализмом 1960-х - 1980-х годов.

Критика соцреализма строилась и строится на нескольких постулатах. Во-первых, соцреализм - это сталинский миф, как и «обострение классовой борьбы», «борьбы с уклонистами, врагами народа» [8, с. 234]. Во-вторых, соцреализм обслуживал политические интересы власти и был ориентирован на темные массы народа, «не вышедшие из состояния первобытного мышления», что и дает основание считать соцреализм «опиумом для народа» [23, с. 66, 75]. В-третьих, соцреализм оторван от реальности и искажает реализм [11].

Трактовка соцреализма как отчужденного явления реальности 1930-1950-х гг. строится на приравнивании соцреализма к реализму и требованию соответствовать исключительно принципам реализма. Понадобились десятилетия, чтобы в исследовательской мысли прийти к тому, что соцреализм и реализм - это понятия разных категорий, несмотря на схожесть в названии [17, с. 43].

Если государственная идеология в СССР подавляла культуру (а такой подход до сих пор является популярным), то как и почему соцреализм, как модус культуры, как метод «оказался столь адекватным господствовавшей в СССР идеологии»? [5, с. 24].

Интересно, что даже отрицательное и уничижительное восприятие соцреализма не мешает обратить внимание на характерные черты: соцреализм был ориентирован на народные массы и отвечал определенным доминирующим требованиям (социальным запросам). Примечательно и то, что критики соцреализма утверждают, что к 1960-м гг. этот метод (к чему обычно низводится соцреализм) исчерпал себя [21, с. 26]. И очевидно, что это наблюдение верно, только представляется, что причины этого лежат несколько в другой плоскости.

Существуют разные точки зрения на время появления термина «социалистический реализм». Считается, что впервые словосочетание «социалистический реализм» появилось в передовой статье «Литературной газеты» от 23 мая 1932 г. (автор - И.М. Гронский). И.В. Сталин повторил его на встрече с писателями у А.М. Горького 26 октября того же года, и с этого момента термин, получив широкое распространение, бытовал на протяжении почти 60 лет [20, с. 285]. Существует и другая точка зрения, что «отечественная теория социалистического реализма старше появления самого термина; она

берет начало, по-видимому, с "Основ позитивной эстетики" А.В. Луначарского (брошюра вышла в 1903 г. и без изменений была переиздана в 1923 г.)» [20, с. 286].

Критика соцреализма массово появилась во второй половине 1980-х годов. Но база ее появилась в 1960-х гг. и, в общем-то уже тогда было высказано все, что дальше полилось потоком, полагая себя новым и свежим. Вместе с этой критикой 1960-х появился упор в определении, что соц. реализм - это метод и стиль. В 1980-х появился еще больший крен. Одной из самых знаковых и влиятельных работ критики считается статья А. Синявского «Что такое социалистический реализм» в «Литературной обозрении» 1989 года.

Отсюда «пошла традиция моральной критики соцреализма, восходящая к этической критике тоталитаризма вообще. Простая логика таких рассуждений приводит к своеобразному историческому нигилизму - это "плохое", "нехудожественное", "дурное" "псевдоискусство" (по формуле Синявского, "полуклассицистическое полуискусство не слишком социалистического совсем не реализма")» [1, с. 60]. Соцреализм стал считаться методом и стилем культуры эпохи т.н. тоталитаризма.

ОСОБЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Уже в 1990-е годы появляются иные подходы. «Соцреализм - это не просто эстетическая доктрина тоталитарной культуры, но пространство встречи языка и власти, а в пределе превращений - метафора власти... Это языковой организм, живущий своей жизнью. Этой жизнью он обязан прежде всего массе, которой рожден и на которую направлен» [9, с. 37].

В начале 2000-х выходит ряд исследовательских работ, в которых социалистический реализм рассматривается как феномен, как особый тип культуры [12]. Соцреализм представляется как естественно-исторический феномен, репрезентирующий жизненный мир новой советской общности [10, с. 15]. При этом признается, что «социалистический реализм состоялся и как метод и как тип культуры» [12, с. 8].

«Любой тип культуры есть некая совокупность характерных черт и приемов, распространяемых в той или иной степени на все области культуры: от просвещения (школьных и вузовских программ) до моды, не говоря об архитектуре, театре, изобразительном искусстве, литературе. Любой тип культуры направлен на формирование соответствующих идеалов и символов, предназначенных воздействовать на главный объект культуры - человека» [12, с. 9].

Мы должны признать, что социалистический реализм - это феномен. Это особый тип культуры. С одной стороны эту культуру породила среда, с другой - эта культура породила уникальный пространственно-временной континуум. Соцреализм в историко-культурном аспекте отличает особая картина мира, создаваемая его произведениями.

Указанные подходы демонстрируют, кроме всего прочего, что культурное различие 1930-1950-х и последующей советской эпохи осознается и ощущается. Эта разница в восприятии отражается в подходах к определению социалистического реализма.

В понимании социалистического реализма обратимся ко взглядам и определениям основателей и идейных вдохновителей направления.

А.В. Луначарский писал, что новое искусство должно ориентироваться «не на сущее, а на должное». Здесь нет места людям, не умеющим жить в будущем [16, с. 54; см. также: 20, с. 286]. Примечательны рассуждения А.В. Луначарского об основных задачах Советской власти в области искусства на VII Всесоюзном съезде работников искусств. В докладе 13 мая 1929 г. он отмечает, что «искусство ради искусства неприемлемо» [14, с. 19]. «Создавать новую жизнь - это значит создавать новые формы труда и новые формы быта» [14, с. 13]. «Задача произвести нового работника - это задача экономическая, но в полном смысле новый работник может получиться только там, где уже имеются значительные зачатки для создания нового человека, а эта задача - глубочайшим образом специфически культурная задача, и здесь искусство выступает своей другой стороной как идеологическая сила...» [14, с. 19].

А.М. Горький в докладе о Советской литературе на Первом Всесоюзном съезде Советских писателей в 1934 году высказал следующие мысли. Во-первых, Горький рассуждает о мифе и его отношении к действительности. «Миф - это вымысел. Вымыслить - значит извлечь из суммы реально данного основной его смысл и воплотить в образ - так мы получили реализм. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить - домыслить, по логике гипотезы -желаемое, возможное и этим еще дополнить образ, - получим тот романтизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен тем, что способствует возбуждению революционного отношения к действительности, отношения, практически изменяющего мир» [18, c. 12].

Кто является героем книг этого нового реализма? Труд - отвечает Горький, в центре надо поставить «человека, организуемого процессами труда, который у нас вооружен всей мощью современной техники, человека, в свою очередь делающего труд более легким, продуктивным, возводя его на степень искусства» [18, с. 12]. «Социалистический реализм, - считает Горький, - утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека, ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» [18, с. 17]. «Это намерение, практически осуществимое, возлагает на нас, литераторов, необходимость строгой ответственности за нашу работу и за наше социальное поведение. Это ставит нас не только в традиционную для реалистической литературы позицию "судей мира и людей", "критиков жизни", но предоставляет нам право непосредственного участия в строительстве новой жизни, и процессе "изменения мира"»[18, с. 18].

А вот развитие тех же мыслей у Ильи Эренбурга: «Границы нашей страны проходят не только в пространстве, они проходят также во времени. Наши иностранные гости сейчас совершают поездку в машине времени. Они видят страну будущего. Наряду с остатками прошлого, с нашей глубокой отсталостью, с нашим провинциализмом они видят фундамент нового мира. Говоря это, я думаю не столько о наших технических гигантах, о нашем метро, сколько о наших людях. Мы не машинами удивляем сейчас мир - мы удивляем мир теми людьми, которые делают эти машины» [18, с. 182].

А вот определение из доклада Карла Радека: «Социалистический реализм - это значит не только знать действительность, как она есть, но знать, куда она движется» [18, с. 317].

Ограничения в выборе форм советские критики обозначили тогда же, в 1934 г., после Первого съезда писателей: «У наших читателей вполне определенные вкусы - они хотят реализма в искусстве, реализма социалистического... без натуралистического копания... и без зауми, без формалистских фокусов» [13, с. 209, 218 и др.].

Приведем взгляды И.В. Сталина по этому вопросу. Так, 11 января 1935 г., выступая перед работниками советской кинематографии, Сталин заявил: «Советская власть ждет от вас новых успехов - новых фильмов, прославляющих подобно "Чапаеву" величие исторических дел борьбы за власть рабочих и крестьян Советского Союза, мобилизующих на выполнение новых задач и напоминающих как о достижениях, так и о трудностях социалистической стройки» [6, с. 128]. А вот из выступления Сталина на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о журналах «Звезда» и «Ленинград» 9 августа 1946 г.: «Мы, ленинцы, исходим из того, что журналы, являются ли они научными или художественными, все равно они не могут быть аполитичными... У нас интересы одни - воспитывать молодежь, отвечать на ее запросы, воспитывать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть любые препятствия» [6, с. 213-219].

Соцреализму, по сути, придавалось значение той задачи, которую Маркс поставил перед философией: изменение мира, через изменение людей [19, с. 9, 11].

Как меняется это понимание в 1960-х годах!

Вот определение из учебного пособия для ВГИКА: «В уставе Союза советских писателей социалистический реализм определяется как творческий метод, требующий от писателя изображения правды жизни в ее революционном развитии, правды жизни, необходимой для коммунистического воспитания людей» [7, с. 17]. Слова вроде похожи, но смысл меняется. И это изменение отражается в сдвиге в сторону «реализма»: «Само название "социалистический реализм" говорит о том, что этот творческий метод ориентируется на реалистические традиции. Реализм мы считаем наиболее плодотворным творческим методом, традиции которого обогащают новое искусство» [7, с. 19].

А вот идеи Георга Лукача, венгерского философа-неомарксиста и литературного критика (1885-1971) о требованиях к современному ему социалистическому реализму. Красочное изображение действительности эпохи сталинизма он называет грубой подделкой действительности. Социалистический реализм должен, с его точки зрения, «найти путь к реалистическому изображению человека сегодняшнего дня» [15, с. 70-92]. Этот уклон в реализм в противовес изначальным смыслам «социалистического реализма» становится характерным для следующих десятилетий.

Вот так формулировал «Устав Союза советских писателей» требования, предъявляемые художнику социалистическим реализмом: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма» [19, с. 8]. С 1960-х фразы про революционность, «революционное развитие», «переделку и воспитание» стали относить к несущественным в данных определениях, использованных по заказу, «ради политкоректности времени 1930-1950-х. Но без этих ключевых фраз суть определения соцреализма, как его понимали в 1930-1950-е гг., теряется и нивелируется.

Акцент на «реализме» и соцреализме как методе, а не целостной системе, становится главным посылом всех работ по соцреализму [22].

В отличие от предыдущих эпох, культура соцреализма предназначалась для массового читателя и зрителя. «Культура развивалась вширь» [12, с. 9]. Задачи этой культуры - образование и повышение культурного уровня малообразованной крестьянской страны; сильная мотивация строительства в себе персонально Нового человека, строительства в стране новой жизни. Первостепенная задача - сделать понятными произведения литературы и искусства широким народным массам. Однако вторая часть задачи - демонстрация светлого, прогнозируемого будущего, реального, построенного руками трудового человека.

Современные исследователи справедливо отмечают, что в тот момент массовый читатель к такому воспитанию был и субъективно готов [20, с. 288]. Именно определенная социальная база и социальная востребованность определяли облик социалистического реализма.

Социалистический реализм 1930-1950 гг. - это целостная система. Соцреализм 1930-х вырос на осязаемых достижениях: электрификация и радиофикация страны, переход с немого кино на звуковое, ликвидация безграмотности. Фактически, соцреализм 1930-х гг. стал культурной революцией.

Культура соцреализма 1930-х гг. несла позитив. Это сильные, красивые, здоровые улыбающиеся люди, у которых все хорошо в настоящем и для которых существует абсолютно оптимистическое и светлое будущее. Конечно, в жизни советских людей большое количество проблем, но 1) люди уверены, что все проблемы решаемы, 2) что путь, которым они идут, ведет в правильном направлении. Это дает уверенность, формирует удовлетворенность жизнью и такие понятия как счастье и благополучие. В сравнении с предыдущей эпохой советский человек видел рост уровня благосостояния (с точки зрения представителей большинства общества), рост систем здравоохранения и образования, развитие спорта, возможности выбора для детей в профессиональном плане.

Слова песни: мы рождены, чтоб сказку сделать былью, - это не образ советского сверхчеловека, как предполагается рядом исследователей [12, с. 121], это образ обычного человека, которого встретишь на каждой улице и в каждом доме. В этом принципиальное значение.

Демонстрации, физкультурные и военные парады, чествования героев, спортивные рекорды, всевозможные празднества и гуляния воспринимаются более поздними поколениями, как нечто наигранное и театральное. Советские люди 1930-1950-х воспринимали их как образ жизни.

Исследователи верно отмечают героизацию образов для молодежи в лицах Павла Корчагина, челюскинцев, полярных летчиков, героях Великой Отечественной войны [12, с. 124]. Однако здесь принципиально необходимо отметить и другое направление. Целый пласт, который, пожалуй, был важнее. Достаточно несложно мотивировать людей (особенно молодежь) на подвиги. Значительно сложнее мотивировать на ежедневный труд. Именно здесь советская культура 1930-х - 1950-х сделала то, что, пожалуй, больше ни у кого и никогда в такой мере не получилось: подвигнуть население на трудовой энтузиазм на большой промежуток времени. Успех первых 3-х пятилеток - это результат культуры соцреализма 1930-х годов.

В отличие от предыдущих эпох культура соцреализма 1930-х - 1950-х гг. предназначалась для массового читателя и зрителя.

Задачи этой культуры - образование и повышение культурного уровня малообразованной крестьянской страны; сильная мотивация строительства в себе персонально Нового человека, строительства в стране новой жизни.

Первостепенная задача - сделать понятными произведения литературы и искусства широким народным массам. Дворцы - людям - главный принцип эпохи. Эти дворцы реализовываются в жилищном строительстве, в зданиях общественного назначения, в музеях, где сконцентрировались шедевры искусства, бывшего до сего времени в России элитарным.

Субъект и главное действующее лицо новой культуры - рабочий человек. Рабочим человеком является каждый работающий на благо общества. В первую очередь, рабочие и крестьяне. «Рабочими» может быть и интеллигенция, которая является классовой прослойкой.

Этот заложенный принцип изменил подходы в новой культуре и заложил отношение интеллигенции к этой культуре.

Революционная культура сменила собой декаданс начала XX века. Безысходность, обреченность, истеричность, бесцельность и бессмысленность. Как выразился Луначарский - «люди заката» «в изящном и меланхолическом воспевании смерти» [14, с. 222]. Эта новая культура действия и позитива привлекла к себе большую часть российской имперской интеллигенции. Эти идеи накладывались и на идеи Передвижничества - нести культуру и знания массам.

Однако интеллигенция в массе своей всегда была недовольна таким условно второстепенным положением, когда она рассматривалась как обслуживающий персонал. Эта работа приносила хороший доход и статус, но по прошествии периодов кризиса советская интеллигенция, выросшая уже из рабочих и колхозников, начала искать и создавать свою отдельную культуру. Таким образом в создаваемой этой же интеллигенцией культуре для масс начала ощущаться фальшь. Это и породило «двойное дно» и противопоставление реальной жизни и жизни соцреализма. То, что было органично в 1930-1950-е гг. стало приобретать искусственность с 1960-х годов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Именно с шестидесятников пошло отношение к советской культуре как культуре двойной, двухуровневой: «в жизни -репрессии, в песне - "вольно дышит человек"; в жизни - голод, в кино - изобилие, в жизни страх, в пьесе - веселье, в жизни - нравственное одичание, в романе - моральный подъем и т.д.). Отсюда - взгляд на соцреалистическое искусство как на искусство "лживое", "неподлинное" в противовес искусству правдивому, настоящему, подлинному» [9, с. 31].

Это смешение эпох соцреализма ведет и к выводам: «Для массового эстетического вкуса советской эпохи была характерна жажда колоссального, необычайного, способного потрясти и привести в восторг, что отчасти объяснялось серостью, тяжестью повседневной жизни, бегством от нее в своеобразный сказочный мир» [12, с. 18].

Негативное отношение советской интеллигенции объясняется обычным пренебрежением интеллигенции к массовой культуре, а именно ее и представлял соцреализм. Среди растущей образованной прослойки советского общества, которая отрывалась от корней отцов и дедов, крестьян и рабочих, это пренебрежительное отношение стало признаком хорошего вкуса, начитанности и культурной образованности.

Этот процесс в общем-то наблюдается и сегодня, когда массовое стремление к временам СССР (а это в первую очередь вопрос культуры, идеологии, самоидентификации и т.д.) [2; 3; 4], частью интеллигенции традиционно считается презрительным масскультом.

Что произошло принципиально? С 1960-х гг. соцреализм перестает быть феноменом - явлением. Его воспринимают исключительно как стиль и метод, понимание которых серьезно разнится, и в конце концов это приводит к сохранению идеологической шапки с очень разношерстным наполнением и, как результат, отторжению и разрушению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из художественного метода возник тип культуры в 1930-1950-х гг., потому что он наиболее отвечал требованиям эпохи, имел самую серьезную социальную базу. С изменениями социальной структуры в СССР произошло и изменение запросов в культурной сфере.

Что такое четырехлетка как удачное образование - уже отошло в историю. Новые поколения советских граждан массово имели среднее образование. Серьезно возросла доля людей с высшим образованием.

Социальная база культуры соцреализма 1930-1950-х гг. была размыта. Более высокий уровень образования и культуры советских граждан, который был достигнут во многом благодаря «культуре соцреализма» указанного периода, требовали новых подходов и идей. Однако власть не смогла справиться с этим вызовом. Покритиковав соцреализм сталинской эпохи, власть и часть советской интеллигенции попытались вдохнуть в существовавший остов новое содержание и часто противоречивые принципы, которые точно не могли работать в прежней парадигме. В результате соцреализм стали смешивать с реализмом. (Отсюда часть произведений 1960-х гг., ставших резко популярными в интеллигентской среде и ставшие символами времени Перестройки). Часто реализм переходил в натурализм, рисуя серость жизни, ее черные провалы, проявления безысходности. Производственные плакаты и лозунги сохранялись, но выглядели оторванными от жизни, перенос их в литературу и кино перестал срабатывать, не находя массового читателя и зрителя.

Несмотря на объявление конкретной даты достижения коммунистического общества в 1980 г., культура нового соцреализма потеряла свой второй главный принцип - формирование образа счастливого и недалекого будущего. В связи с освоением космоса идеи советских достижений и мирового первенства еще находили отклик, но уже со второй половины 1960-х острота общественного запроса на формирование этого будущего смещает свои акценты. Не случайно именно с этого времени становится популярным направление научной фантастики в литературе, которая заместила собой освобождающуюся нишу. Не случайно именно в этот период начинается спад роста советской экономики, который приведет за два десятилетия к серьезным проблемам всю советскую систему.

Список литературы

1. Абрам Терц (Синявский А.). Что такое социалистический реализм. Париж: SYNTAXIS, 1988. 64 с.

2. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Восприятие советского прошлого в контексте формирования новых идентичностей, войн памяти и образов будущего на постсоветском пространстве. М.: Проспект, 2022. 304 с.

3. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Взгляд молодежи на советскую эпоху: между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 1. С. 85-97.

4. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Шульц Э.Э. Отношение российского общества к СССР: результаты социологического опроса 2022 г. // Образ СССР в социальной памяти поколений современной России и бывших советских республик [Электронный ресурс]: Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых; Москва, 18 октября 2022 г. / Отв. ред. В.В. Журавлев. [Электронное издание]. СПб.: Наукоемкие технологии, 2022. C. 115-130.

5. Булавка Л.А. Социалистический реализм: превратности метода. Философский дискурс. М.: Культурная революция, 2007. 260 с.

6. Вождь и культура. Переписка И. Сталина с деятелями литературы и искусства. 1924-1952. 1953-1956 / Сост. В.Т. Кабанов. М.: Человек, 2008. 310 с.

7. Григорьев М. Социалистический реализм в борьбе с модернизмом. Учебное пособие. Часть I. М.: ВГИК, 1965. 122 с.

8. Гулыга А. Жизнь обгоняет формулировки // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М., 1990. С. 233-238.

9. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении. München: Verlag Otto Sagner, 1993. 405 с.

10. Круглова Т.А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль. Автореф. дисс. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2005. 59 с.

11. Круглова Т.А. Культурно-антропологический подход к анализу советского искусства // Известия Уральского гос. ун-та. 2004. № 29. Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 15. Лаборатория ученого. [Электронный ресурс] http://proceedings.usu.ru/proceedings/7base = mag/oo29(o3_i5-2oo4)&xsln=showArtide. xslt&id=ao9&doc=../content.jsp

12. Куренная Н.М. Социалистический реализм. Историко-культурный аспект (Из опыта восточноевропейских литератур. 1930-1970-е годы). М.: Институт славяноведения РАН, 2004. 186 с.

13. Ленобль Г. Советский читатель и художественная литература // Новый мир. 1950. № 6. С. 204-227.

14. Литературное наследство. Т. 82: А.В. Луначарский. Неизданные материалы. М.: Наука, 1970. 672 с.

15. Лукач Г. Социалистический реализм сегодня // Вопросы литературы. 1991. № 4. С. 70-92.

16. Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики. М.-Л.: Гос. изд-во, 1923. 133 с.

17. Морозов А. Сверим часы. Советское время в истории русского искусства // Собрание. 2006. № 2. С. 42-51.

18. Первый Всесоюзный съезд Советских писателей. 1934. Стенографический отчет. М.: Гос. изд-во «Художественная литература», 1934. 318 с.

19. Проблемы социалистического реализма. М.: Советский писатель, 1941. 130 с.

20. Ревякина А.А. К истории понятия «социалистический реализм» // Наука о литературе в XX веке: (История, методология, I литературный процесс): Сб. ст. / Под ред. Ревякиной А.А. М., 2001. С. 285-300.

21. Сергеев Е. Несколько застарелых вопросов // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М., 1990. С. 6-27.

22. Социалистический реализм и проблемы эстетики. Ежегодник. Вып. 1. М.: Искусство, 1967. 190 с.

23. Чегодаева М. «История пастью гроба...». Соцреализм как «опиум для народа» // Собрание. № 2. 2006. С. 66-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Шульц Эдуард Эдуардович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета; доцент кафедры истории России Государственного университета просвещения, г. Москва, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Шульц Эдуард Эдуардович, e-mail: nuap1@yandex.ru

ART: HISTORY AND MODERNITY

Review

Socialist Realism as a Type of Culture

Eduard E. Shults 1 2

1 Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9067-6228, e-mail: nuap1@yandex.ru

2 State University of Education, Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9067-6228, e-mail: nuap1@yandex.ru

Abstract:

The article is devoted to the perception of socialist realism in public thought. The article defines the essence of the meanings laid down in the concept of socialist realism in the 1930-50s, the fundamental difference with subsequent stages and the perception of socialist realism as a phenomenon and as a single paradigm of Soviet culture in modern social thought. The author believes that the type of culture arose from the artistic method in the 1930-50s, because it most met the requirements of the era, had the most serious social base. With changes in the social structure in the USSR, there was a change in requests in the cultural sphere. The social base of the culture of socialist realism of the 1930s. was eroded. The higher level of education and culture of Soviet citizens, which was achieved largely due to the "culture of socialist realism" of this period, required new approaches and ideas. Having criticized the social realism of the Stalin era, the authorities and part of the Soviet intelligentsia tried to breathe new content and often contradictory principles into the existing framework, which definitely could not work in the previous paradigm. As a result, social realism began to be mixed with realism. Often realism turned into naturalism, painting the gray of life, its black failures, manifestations of hopelessness. These ideas and images became in excess demand during the Perestroika period, becoming symbols of the need for change. The culture of the new socialist realism has lost its second main principle - the formation of a new person, the image of a happy and near future. It is no coincidence that it is during this period that the decline in the growth of the Soviet economy begins, which will lead in two decades to serious problems for the entire Soviet system.

Keywords: socialist realism, modernization in the USSR, images of the USSR, Soviet culture, cultural revolution, mass culture, art, ideology, New man, bright future, forms of labor, labor enthusiasm, human development and upbringing, education, writers, Soviet writers, intelligentsia, criticism of socialist realism, totalitarianism, A.V. Lunacharsky, A.M. Gorky, I.V. Stalin

References

1. Abram Terts (Sinyavsky A.). 1998. Chto takoe sotsialisticheskii realizm [What is socialist realism]. Paris: SYNTAXIS. (In Russian)

2. Bagdasaryan V.E., Zhuravlev V.V., Larionov A.E., Fedorchenko S.N., Shults E.E. 2022. Vospriiatie sovetskogo proshlogo v kontekste formirovaniia novykh identichnostei, voin pamiati i obrazov budushchego na postsovetskom prostranstve [Perception of the Soviet past in the context of the formation of new identities, wars of memory and images of the future in the post-Soviet space]. M.: Prospekt.

3. Baghdasaryan V.E., Zhuravlev V.V., Larionov A.E., Fedorchenko S.N., Shults E.E. 2022. Vzgliad molodezhi na sovetskuiu epokhu: mezhdu perspektivami novykh identichnostei i vyzovami voin pamiati [Youth's view on the Soviet era: between the prospects of new identities and the challenges of memory wars]. In: Zhurnal politicheskikh issledovanii [Journal of Political Research]. T. 6. №1: 85-97. (In Russ.).

4. Bagdasaryan V.E., Zhuravlev V.V., Larionov A.E., Shults E.E. Otnoshenie rossiiskogo obshchestva k SSSR: rezul'taty sotsiologicheskogo oprosa 2022 g. [Attitude of Russian society to the USSR: results of a sociological survey of 2022]. In: Obraz SSSR v sotsial'noi pamiati pokolenii sovremennoi Rossii i byvshikh sovetskikh respublik [Elektronnyi resurs]: Materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh; Moskva, 18 oktiabria 2022 g. / Otv. red. V.V. Zhuravlev. [Elektronnoe izdanie] [Image of the USSR in the social memory of generations of modern Russia and the former Soviet republics [Electronic resource]: Materials of the All-Russian scientific conference of young scientists; Moscow, October 18, 2022/0tv. ed. V.V. Zhuravlev. [Electronic edition]. SPb.: Naukoemkie tekhnologii. P. 115-130.

5. Bulavka L.A. 2007. Sotsialisticheskii realizm: prevratnosti metoda. Filosofskii diskurs [Socialist realism: the vicissitudes of the method. Philosophical discourse]. M.: Cultural Revolution. (In Russian)

6. Vozhd' i kul'tura. Perepiska I. Stalina s deiateliami literatury i iskusstva. 1924-1952. 1953-1956 / Sost. V. T. Kabanov [Leader and culture. Correspondence of I. Stalin with figures of literature and art. 1924-1952. 1953-1956 / Comp. by V.T. Kabanov]. M.: Chelovek, 2008. (In Russian)

7. Grigoriev M. 1965. Sotsialisticheskii realizm v bor'be s modernizmom. Uchebnoe posobie. Chast' I [Socialist realism in the fight against modernism. Tutorial. Part I]. M.: VGIK. (In Russian)

8. Gulyga A. 1990. Zhizn' obgoniaet formulirovki [Life overtakes the wording]. In: Izbavlenie ot mirazhei. Sotsrealizm segodnia [Deliverance from mirages. Social realism today]. Moscow. P. 233-238. (In Russian)

9. Dobrenko E. 1993. Metafora vlasti. Literatura stalinskoi epokhi v istoricheckom osveshchenii [Metaphor of power. Literature of the Stalin era in historical coverage]. München: Verlag Otto Sagner. (In Russian)

10. Kruglova T.A. 2005. Iskusstvo sotsrealizma kak kul'turno-antropologicheskaia i khudozhestvenno-kommunikativnaia sistema: istoricheskie osnovaniia, spetsifika diskursa i sotsiokul'turnaia rol'. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora filosofskikh nauk [The art of social realism as a cultural-anthropological and artistic-communicative system: historical foundations, specifics of discourse and sociocultural role. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philosophy]. Ekaterinburg. (In Russian)

11. Kruglova T.A. 2004. Kul'turno-antropologicheskii podkhod k analizu sovetskogo iskusstva [Cultural and anthropological approach to the analysis of Soviet art]. In: Izvestiia Ural'skogo gos. un-ta. № 29. Problemy obrazovaniia, nauki i kul'tury. Vyp. 15. Laboratoriia uchenogo [Izvestia of the Ural State University. 2004, № 29. Problems of education, science and culture. Vyp. 15. Scientist's lab]. URL: http://proceedings.usu.ru/proceedings/7base = mag/oo29(o3_i5-2oo4)&xsln=showArticle. xslt&id=ao9&doc=../content.jsp (In Russian)

12. Kurennaia N.M. 2004. Sotsialisticheskii realizm. Istoriko-kul'turnyi aspekt (Iz opyta vostochnoevropeiskikh literatur. 19301970-e gody) [Socialist realism. Historical and cultural aspect (From the experience of Eastern European literature. 1930-1970s)]. M.: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences. (In Russian)

13. Lenoble G. 1950. Sovetskii chitatel' i khudozhestvennaia literatura [Soviet reader and fiction]. In: Novyi Mir [New World]. № 6. S.204-227. (In Russian)

14. Literaturnoe nasledstvo. T. 82: A.V. Lunacharskii. Neizdannye materialy [Literaturnoie nasledstvo. V. 82: A.V. Lunacharsky. Unreleased materials]. M.: Science, 1970. (In Russian)

15. Lukach G. 1991. Sotsialisticheskii realizm segodnia [Socialist realism today]. In: Voprosy literatury [Questions of literature]. 1991. № 4. P. 70-92. (In Russian)

16. Lunacharsky A.V. 1923. Osnovy pozitivnoi estetiki [Fundamentals of positive aesthetics]. M.-L.: Gos. Publishing House. (In Russian)

17. Morozov A. 2006. Sverim chasy. Sovetskoe vremia v istorii russkogo iskusstva [Let's synchronize watches. Soviet time in the history of Russian art]. In: Sobranie. № 2. P. 42-51. (In Russian)

18. Pervyi Vsesoiuznyi s"ezd Sovetskikh pisatelei. 1934. Stenograficheskii otchet [The first All-Union Congress of Soviet Writers. 1934. Verbatim report]. M.: Gos. publishing house "Fiction," 1934. (In Russian)

19. Problemy sotsialisticheskogo realizma [The problems of socialist realism]. M.: Soviet writer, 1941. (In Russian)

20. Revyakina A.A. 2001. K istorii poniatiia «sotsialisticheskii realizm» [To the history of the concept of "socialist realism "]. In: Reviakina A.A. Nauka o literature vXX veke: (Istoriia, metodologiia, I literaturnyiprotsess): Sb. st. / Pod red. Reviakinoi A.A. [Science of literature in the 20th century: (History, methodology, I literary process) /Ed. Revyakina A.A.] Moscow. P. 285300. (In Russ.)

21. Sergeev E. 1990. Neskol'ko zastarelykh voprosov [Several old questions]. In: Izbavlenie ot mirazhei. Sotsrealizm segodnia [Getting rid of mirages. Social realism today]. Moscow. P. 6-27. (In Russ.)

22. Sotsialisticheskii realizm i problemy estetiki. Ezhegodnik. Vypusk 1 [Socialist realism and esthetics]. Yearbook. Issue 1. M.: "Art", 1967. (In Russ.)

23. Chegodaeva M. 2006. «Istoriia past'iu groba...». Sotsrealizm kak «opium dlia naroda» ["History with the mouth of the coffin...." Social realism as "opium for the people"]. In: Sobranie. № 2. 2006. P. 66-75. (In Russ.)

Information about the author

Eduard E. Shults, Cand. Sci. (History), Head of the Department of Communication Technologies, Moscow State Linguistic

University; Assoc. Prof. State University of Education, Moscow, Russian Federation.

Corresponding author

Eduard E. Shults, e-mail: nuap1@yandex.ru

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 2. P. 15-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.