Научная статья на тему 'Социал-демократия современной Норвегии'

Социал-демократия современной Норвегии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1008
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социал-демократия современной Норвегии»

Д.В. Фомин-Нилов

Социал-демократия современной Норвегии

Норвежская рабочая партия всегда отражала степень политической зрелости норвежского рабочего класса.

Мартин Транмель. 1923 г.

НРП является и будет гарантом власти народа.

Мартин Колбер. 2005 г.

Российская общественность пока еще слабо информирована о положении дел социал-демократии в современной Норвегии. Россиянин в лучшем случае сможет вспомнить о яркой и энергичной женщине, премьер-министре Норвегии, которая много лет назад вызвала мировую сенсацию. Некоторые смогут назвать ее имя - Гру Харлем Брундтланд - и добавят, что она была первой женщиной, которая стала премьер-министром в Норвегии, а главное - сформировала в 1981 г. кабинет министров, включив в него 8 женщин из 18 человек общего состава правительства. Наиболее эрудированные сограждане, возможно, назовут также имена Айнара Герхардсена (один из лидеров НРП, премьер-министр Норвегии в 1945-1951 гг.) и Трюгве Ли (первый Генеральный секретарь ООН) как исторических личностей, которые внесли определенный вклад в мировую историю ХХ в.

Слабая осведомленность о политической жизни Норвегии вполне объяснима. С одной стороны, Норвегия, хоть и является страной, граничащей с Россией, представляется российской по-

92

литической элите и СМИ малой величиной. С другой стороны, норвежский исторический опыт кажется некоторым слоям российского населения вредным для нашей страны. В самом деле, Норвегия - малонаселенная северная страна, с нелегкими климатическими условиями, бедная и «пьющая» в начале ХХ в., стала к началу XXI в. процветающей страной с благополучными социально-экономическими условиями жизни.

Основными, но не главными, предпосылками для столь осязаемого успеха Норвегии стали государственные монополии: винная и нефтяная. Главными же факторами процветания были наличие сильных демократических традиций и развитого гражданского общества, а также последовательная политика социал-демократов Норвегии, проводившаяся на протяжении всего ХХ в. Бесспорное значение последнего фактора - продуманной и ответственной политики лидеров НРП - не может не вызывать мотивированного исследовательского интереса у российского историка, пытающегося осмыслить причины краха строительства социализма в нашей стране, проанализировать причины затяжного экономического и структурного кризиса в России 1990-х годов.

Лидеры и активисты норвежских социал-демократов внесли существенный вклад в формирование социально ответственного государства и «общества благосостояния», т.е. на практике реализовали те концептуально-идеологические установки, которые потерпели фиаско в России и странах Восточной Европы.

Лидерам норвежского рабочего движения удалось преодолеть последствия расколов начала 1920-х годов. Можно утверждать, что в период с 1935 г. до начала 1960-х годов Норвежская рабочая партия (НРП) являлась правительственной партией норвежских трудящихся и была вне конкуренции на политическом олимпе Норвегии1.

1Об истории НРП до ее правительственного периода см. диссертационную работу автора на соискание степени кандидата исторических наук «Норвежская рабочая партия: Путь к власти (1887-1935)»; материал о правительственном периоде имеется в диссертациях В.В. Похлебкина (1952), Т.Н. Пирогова (1964) иЛ.А. Капитонова (1970).

93

Первый существенный удар по политическому единству норвежского рабочего движения был нанесен в начале 1960-х годов созданием Социалистической народной партии, лидеры которой сразу заняли более радикальную позицию, чем могли себе позволить лидеры НРП, и это стало отражаться на результатах коммунальных и парламентских выборов. В середине 1970-х годов появилась Социалистическая левая партия (СЛП). В то же время Партия центра (ПЦ), являясь первоначально «буржуазной» крестьянской партией (с 1920 по 1959 г. - Аграрная партия), стала уделять все большее внимание социальной защите граждан и борьбе за чистоту окружающей среды.

Таким образом, на современной политической сцене Норвегии можно выделить несколько партий, которые соответствуют общемировым социал-демократическим параметрам. Прежде всего, старейшая социал-демократическая партия Норвегии - Норвежская рабочая партия (1887)2, затем Социалистическая левая партия (1975) и с существенными оговорками можно включить в этот ряд Партию центра.

Несмотря на то что только в уставе и Программе НРП прямо заявлено о принадлежности партии к мировой социал-демократии, две другие партии, вне всякого сомнения, разделяют социал-демократические ценности. Достаточно рассмотреть их девизы:

- Социалистические левые: «Разные люди. Равные возможности»;

- Партия центра: «С сердцем ко всей стране».

В содержательной части своих программ эти партии призывают к справедливому устройству общества, равенству возможностей и защите окружающей среды. Тезис о справедливости, фигурирующий в партийных документах, не имеет четких контуров и определений, но в условиях развитого гражданского общества и демократических традиций норвежские граждане застрахованы от радикально-революционных сценариев.

В результате партия классических социал-демократов была вынуждена конкурировать не только с правыми партиями, но и с

2В скобках указан год основания партии.

94

левыми социально ориентированными партиями за голоса тех людей, которые раньше голосовали за НРП.

К концу ХХ в. времена организационного единства норвежской социал-демократии и безусловного доминирования Норвежской рабочей партии окончательно канули в Лету. Однако вплоть до 2005 г. лидеры НРП старались избегать коалиционных правительственных комбинаций, рассчитывая вновь завоевать массовую поддержку избирателей. Ситуация резко изменилась в канун парламентских выборов 2005 г.

Общность многих положений политических программ вышеуказанных трех партий позволила их лидерам выработать и принять 14 июля 2005 г. 155 пунктов общей политики, с тем чтобы сформировать «красно-зеленую» (по терминологии лидеров НРП и СЛП) или «центристско-левую»3 (в трактовке лидеров ПЦ) альтернативу коалиционному буржуазному правительству и провозгласить новый курс для Норвегии. В результате подобного соглашения был заявлен курс на создание коалиционного социалистического правительства4.

В предвыборной риторике 2005 г. лидеры трех партий старались обратить внимание на то, что подобная альтернатива не будет представлять собой коалиционное правительство или правительство меньшинства, а, напротив, лидеры НРП, СЛП и ПЦ говорили о формировании «правительства большинства». Так, лидер НРП Йенс Столтенберг в своей статье, опубликованной 24 июля 2005 г. в газете «Dagsavisen», заявил: «Норвежская рабочая партия, Социалистическая левая партия и Партия центра идут на выборы, чтобы установить правительство большинства. Мы думаем о новом курсе для Норвегии. Мы думаем об общественном развитии с усилением консолидации и справедливости, а не об антисоциальном налого-

3Дается дословный перевод терминологии лидеров Партии центра. См. на партийном сайте. - Mode of access: http.//www.senterpartiet.no.

4В норвежском парламенте (Стортинге) 2001-2005 гг. созыва было 43 депутата от НРП, 23 - от СЛП и 10 - от ПЦ. Блок трех партий давал 76 из 165 голосов в Стортинге, т.е. чуть более 46%. Выборы 12 сентября 2005 г. дали НРП 61 место, СЛП- 15 и ПЦ - 11, что составило 87 места из 169, или около 51,5%.

95

облoжении и увеличении социально-экономических различий между людьми»5 .

Создание общей программы в условиях предвыборной кампании является достаточно широко используемым политическим ходом, но для норвежских социал-демократов данный шаг стал знаковым и экстраординарным.

Почему подобного рода политический альянс не сложился ранее и что способствовало появлению общей программы? Важнейшим фактором стало сокрушительное поражение Норвежской рабочей партии на выборах в Стортинг в 2001 г. В тот год НРП получила только 43 места в норвежском парламенте вместо 63, имевшихся ранее, что не могло не шокировать партийных лидеров. Они начали искать причины и стали более восприимчивы к идее политического диалога с «близкими» по программным требованиям партиями. Вместе с тем успех СЛП, увеличившей в 2001 г. свое представительство в Стортинге более чем в 2,5 раза (с 9 до 23 мест), свидетельствовал о том, что норвежский электорат не отказывается от идей социальной справедливости, но лишь наказывает за увлечение «правыми» взглядами6.

Немалую роль в создании «красно-зеленой» коалиции сыграли внешнеполитические причины. Дело в том, что самыми драматическими расхождениями между НРП и Социалистической левой партией были вопросы о безопасности, обороне и европейской политике. Как отметил 99-летний политический «тяжеловес» нор-

5«Dagsavisen» от 24 июля 2005 г. Полный текст размещен на страницах Интернет-сайта газеты. - Mode of access: http://www.dagsavisen.no.

6В рамках данной статьи нет необходимости подробно останавливаться на причинах поражения НРП в 2001 г. Вкратце следует отметить, что НРП была на момент тех выборов правящей партией, что традиционно увеличивает количество оппонентов и критиков. В то же время правительство Столтенберга обсуждало вопрос о целесообразности приватизации части акций государственной компании «Статойл», а этот вопрос вызывал широкий общественный резонанс и не способствовал росту популярности как правительства, так и НРП в целом.

Более подробно по этой проблематике см. тезисы доклада автора, имеющие не вполне удачное название: Исторические истоки современного кризиса Норвежской рабочей партии //XV конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. Часть 1. - М., 2004. - C. 80-82.

96

вежских социал-демократов Хокон Лии в своем интервью газете «Dagsavisen» в августе 2005 г., «вопрос о вхождении в ЕС можно закрыть на долгие годы после того, как Франция и Нидерланды сказали «нет» Европейской конституции— Норвежская оборона все больше сводится к занятиям физкультурой, а НАТО представляется уже обеим партиям как некий барьер против американской авантюристской политики»7.

Норвежские журналисты усмотрели в подобных взглядах проявление исторической иронии, ведь именно Х. Лии был главным инициатором политической борьбы с идеями социалистических левых в 1970-е годы, а в начале XXI в. стал ратовать за совместную работу партий в составе коалиционного правительства.

И наконец, окончательно чашу весов в пользу коалиции склонили общественные настроения, распространившиеся среди левых и социально ориентированных слоев населения Норвегии. Секретарь центрального правления НРП Мартин Колберг максимально точно выразил их на предвыборном съезде НРП весной 2005 г.: «НРП является и будет гарантом власти народа. Действующее правительство8 и правые партии гарантируют власть рынка. Сложилась действительно драматическая политическая ситуация. Мы стоим на развилке. Поэтому я также заявляю, что эти выборы являются важнейшими на ближайшее десятилетие»9. Таким образом, лидеры НРП придавали огромное значение парламентским выборам 2005 г. По их мнению, результатом на ближайшие десять лет должен был стать либо курс на справедливое общественное устройство, либо усиление рыночной экономики со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Сходные оценки давали и лидеры СЛП и ПЦ.

Сочетание общности программных установок, политической необходимости и целесообразности в совокупности с удачным опытом европейских «красно-зеленых» коалиций привело к тому,

7Полныи текст статьи от 09.08.2005 см. на сайте газеты. - Mode of ac-cess,.http,.//www.dagsavisen.no/innenriks/articlel691620.ece.

8Имелось в виду «буржуазное» правительство Бундевика.

9Kolberg M. Taler pä landsmeter. См.. URL. - Mode of access. http://www.dna.no.

97

что 14 июля 2005 г. (за два месяца до выборов) лидеры трех партий Ослуг Хага (ПЦ), Йенс Столтенберг (НРП) и Кристина Халворсен (СЛП) объявили о принятии общей на ближайшие годы программы, включившей в себя 155 пунктов.

Программа имеет четкую структуру и разделена на 15 рубрик, в каждой из которых содержится от 3 до 24 пунктов. Минимальное количество пунктов было выделено для международных вопросов, а максимальное - для экономической политики.

Определенный интерес для анализа представляет тематическое распределение рубрик, позволяющее определить перечень вопросов, злободневных для современной социал-демократии Норвегии. В начале программы, как и полагается, имеется общая часть (9 пунктов), раскрывающая основные принципы коалиции. Затем идут следующие вопросы: среднее и высшее образование, научные исследования (17 пунктов), здравоохранение (17 пунктов), условия труда (23 пункта), коммунальная политика (7 пунктов), защита детей (4 пункта), экономическая политика (24 пункта), защита окружающей среды (9 пунктов), правовая политика и борьба с преступностью (8 пунктов), вопросы культуры (4 пункта), проблемы транспортных коммуникаций (13 пунктов), интеграция (4 пункта), международная политика (3 пункта), оборона (5 пунктов) и прочие вопросы (7 пунктов). Даже при простом перечислении названий рубрик программы видно, что первостепенное значение придается вопросам образования и социальной защиты граждан.

Содержание самих пунктов крайне разнородно, от самых общих деклараций до мельчайших конкретных правительственных действий, от противодействия принципам конкуренции и приватизации в таких важнейших социальных областях, как образование, здоровье и опека (пункт 9), до восстановления ежедневного железнодорожного пассажирского сообщения между городами Осло и Стокгольм, прерванного «буржуазным» правительством в январе 2005 г. (п. 134).

Появление программы явилось крупным успехом левых, социально ориентированных сил Норвегии. Сам факт принятия «155 пунктов» стал одним из самых знаковых политических событий в истории современной социал-демократии Норвегии, ознаме-

98

новав готовность к всестороннему взаимодействию с недавними политическими оппонентами.

Некоторую интригу избирательной кампании 2005 г. добавляло введение нового положения о выборах в Стортинг, в соответствии с которым количество депутатов возросло со 165 до 169 человек, при этом число окружных мандатов уменьшалось со 157 до 150, а так называемые «выравнивающие» депутатские места увеличились с 8 до 19. Подобная реформа избирательной системы была призвана способствовать демократизации и большей «справедливости», чтобы за каждым народным избранником стояло приблизительно одинаковое количество избирателей. Данная реформа, как и полагается любому нововведению, вносила определенную непредсказуемость при планировании избирательных кампаний в округах. Все точки над «1» были расставлены норвежскими гражданами 12 сентября 2005 г.

В результате голосования на ближайшие четыре года сложилась совершенно иная расстановка политических сил в Норвегии, чем она была в 2001-2005 гг. Вместе с тем для наиболее конструктивного анализа необходимо рассмотреть также результаты парламентских выборов 1997 г. В нижеприведенную таблицу включены только те партии, которые получили представительство в новом составе Стортинга10.

Таблица

Название партии Количество мест, полученных в год выборов

2005 2001 1997

1 2 3 4

Норвежская рабочая партия 61 43 65

Партия прогресса 38 25 25

Правые 23 38 23

10См.саит норвежского парламента. - Mode of access: http://epos.stortinget.no/ Partifordeling.aspx.

99

Продолжение табл.

1 2 3 4

Социалистическая левая партия 15 23 9

Партия центра 11 10 11

Христианская народная партия 11 22 25

Левые 10 2 6

Цифровые показатели данной сравнительной таблицы показывают, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в норвежском обществе имел место «перепад настроений», а результаты выборов напоминали для большинства партий «американские горки» с их взлетами и падениями.

В рамках рассматриваемой в данной статье темы исследователи могут отметить достаточную стабильность Партии центра, блестящий успех Социалистической левой партии на выборах 2001 г. и их поражение в 2005 г., а также драматические коллизии, которые пережила НРП.

Однако в 2005 г. бесспорным фактом стала победа «красно-зеленой» (или, как некоторым больше нравится, «центристско-левой») коалиции в Норвегии. Общее количество коалиционных депутатов составило 87 из 169, или около 51,5 % от общего числа парламентских мест в Стортинге нового созыва. Подобная расстановка политических сил предопределила создание «красно-зеленого» правительства во главе с лидером НРП Йенсом Столтен-бергом11.

Несмотря на то что одно из звеньев политического альянса ослабло, а лозунг избирательной кампании этой партии «Новое большинство - новая политика» не вполне реализовался на практике, социалистические левые не остались в накладе. СЛП впервые в своей истории приняла участие в новом составе правительства,

11См. биографию Йенса Столтенберга, тексты его выступлении и прочую информацию о ежедневной политике НРП. - Mode of access\http\//www.dna.no. 100

делегировав сразу пять своих представителей (трех женщины и двух мужчин). Норвежские социал-демократы в очередной раз подчеркнули свою приверженность политике равноправия полов, и лидер СЛП Кристина Хальворсен стала первой женщиной-министром финансов в Норвегии12.

Министерские портфели распределились следующим образом: 10 министров - члены НРП, 5 - СЛП и 4 - ПЦ (всего 19 министров). В первые дни формирования кабинета министров была намечена определенная реорганизация и перераспределение властных функций, которые вступят в силу с 1 января 2006 г.

Таким образом, НРП закрепила за собой большинство в правительстве, но не получила доминирующего положения. Пропорциональный принцип*, в соответствии с которым НРП могла бы претендовать на пятикратное преимущество по количеству министров по сравнению, например, с Партией центра, не был использован. При формировании правительства учитывался прежде всего профессиональный принцип. К его работе были привлечены сильные в своих областях деятельности специалисты. Одновременно подобное распределение сил позволяет рассчитывать на длительное существование коалиции. Ведь «младшие» партнеры НРП не имеют никаких оснований для каких-либо политических разочарований и обид. В условиях демократической системы управления они всегда могут рассчитывать на получение поддержки нескольких министров от НРП, чтобы провести то или иное решение через правительство. В то же время следует признать, что будущие перспективы правительства Столтенберга II** полностью зависят от партнеров НРП по коалиции.

17 октября 2005 г. на внеочередном Государственном совете в королевском дворце состоялась официальная процедура смены

12См. архив новостных страниц Интернет-ресурса Партии социалистических левых за сентябрь-октябрь 2005 г. - Mode of access: http://www.sv.no. *

Пропорциональный принцип - распределение министерских портфелей пропорционально количеству мест в Стортинге. **

Первый раз И. Столтенберг сформировал свой кабинет министров 17 марта 2000 г. и руководил им вплоть до отставки правительства 19 октября 2001 г.

101

исполнительной власти и король поручил И. Столтенбергу сменить К.М. Бундевика на посту премьер-министра и возглавить новое правительство. Там же состоялось первое заседание «красно-зеленого» кабинета министров Норвегии13. Практически одновременно произошла смена руководства в Стортинге, где социал-демократы также получили ключевые места.

После периода продолжительного упадка и кризиса очевиден триумф норвежских социал-демократов. Теперь только время покажет, сможет ли коалиция просуществовать долгое время или распадется, реализует ли она поставленные в «155 пунктах» цели и задачи или даже не приступит к этому. Историку остается только наблюдать...

Основная причина успеха коалиции представляется достаточно понятной. Норвежцы на собственном опыте прочувствовали политику «буржуазного» правительства, и такой опыт многим пришелся не по вкусу. Большая часть граждан Норвегии считает, что государство должно быть социально ответственным.

Сложнее объяснить то очевидное предпочтение, которое норвежские избиратели - сторонники «красно-зеленой» коалиции отдали НРП, а не СЛП. Можно выделить целый ряд факторов.

Во-первых, за несколько лет НРП успела реабилитировать себя, отказавшись от идей «либеральных» преобразований в экономике и усилив тезисы о социальной справедливости14.

Во-вторых, НРП продолжает сохранять и поддерживать тесные связи с Центральным объединением профсоюзов Норвегии

13 Pressemelding. N: 178/2005. Dato: 17. oktober 2005. Stoltenbergs regjering overtar et-ter Bondeviks. См. сайт правительства Норвегии. - Mode of access: http://www.odin.no/.

14Следует отметить, что лидеры НРП достаточно быстро нащупали пути выхода из кризисного состояния 2001 г. На коммунальных выборах 2003 г. НРП потеряла определенное количество мест (566) по сравнению с результатами 1999 г., но не столь драматично, как на парламентских выборах. В 2003 г. было избрано 3238 региональных и коммунальных депутатов - членов НРП, что составило 27,5% от общего количества мандатов. В 1999 г. НРП имела 28,6%. Таким образом, потери на коммунальных выборах 2003 г. составили чуть более 1%. Сравнение с потерей голосов на парламентских выборах двумя годами ранее (более 13%) позволяет говорить о преодолении негативной динамики.

102

(ЦОПН)15. Достаточно отметить, что министр экономики и торговли во втором правительстве Столтенберга Одд Эриксен долгие годы был членом правления профсоюза химической промышленности и воспринимается в ЦОПН как свой человек в правительстве16.

В-третьих, Норвежская рабочая партия смогла мобилизовать весь кадровый потенциал. Помимо упомянутого ранее Хокона Лии активное участие в избирательной кампании приняли многие партийные ветераны, в том числе Г.Х. Брундтланд. Отказавшись от политической деятельности в 1997 г, она вновь вернулась к агитации за свою партию в 2005 г. Благодаря активному участию ветеранов партии избиратели ненавязчиво получали напоминание о роли и значении НРП в истории Норвегии.

В-четвертых, на предвыборном съезде НРП в апреле 2005 г. было принято историческое решение о квотировании руководящих мест в партии на основе соотношения 50/50 между мужчинами и женщинами. За введение такой меры проголосовали 176 против 106 делегатов. Противники выступали за 40% обязательного представительства женщин в органах партийного управления. Таким образом, НРП стала «самой равноправной партией» в Норвегии17.

Отдельный интерес для исследователя представляет история взаимоотношений норвежских социал-демократов и ЦОПН, а потому следует уделить внимание и этой теме.

В течение долгих лет с момента основания обеих организаций профсоюзы являлись коллективными членами НРП. Лидеры ЦОПН участвовали в заседаниях Центрального правления НРП с правом решающего голоса. В начале 1920-х годов лидеры НРП категорически не подчинились директивам Коминтерна о необходимости отказаться от коллективного членства, опасаясь потерять

15Автор следует сложившейся в российской историографии традиции названия этой огромной организации, объединяющей на сегодняшний день 850 тыс. трудящихся, состоящих в 25 профсоюзных организациях Норвегии. Название Landsorganisasjonen (LO) дословно можно перевести как «Организация страны».

16См. на сайте ЦОПН. - Mode of access: http.//www.lo.no/portal/page?_ pageid=56,42457&_dad=portal&_schema=PORTAL&p_d_i=-121&p_d_c=&p_d_v=108298.

17См. подробнее. - Mode of access: http://www.dna.no/index.gan?id=32468&subid=0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

103

поддержку ЦОПН, которой весьма дорожили. В 1926-1927 гг. именно под давлением лидеров ЦОПН норвежские социал-демократы смогли воссоединиться и сформировать первое рабочее правительство Норвегии в 1928 г. Тесное сотрудничество не прерывалось на протяжении всей национальной истории рабочего и социал-демократического движения. Однако в середине 1990-х годов было принято решение об отказе от коллективного членства. В результате случилось то, чего опасались Мартин Транмель и его сторонники в 1920-х годах. Количество индивидуальных членов НРП стало неуклонно уменьшаться (72 557 человек в 1995 г.; 66 813 - в 2000 г. и 51 035 - по состоянию на 1 января 2005 г.)18. Проблема заключается не в отказе людей от социал-демократических ценностей или переходе в другую политическую организацию (например, СЛП). Главная причина - в развитом прагматизме норвежцев. Ведь членство в политической партии не дает рядовым членам каких-либо экономических преимуществ или льгот, а налагает определенные обязанности. Поэтому граждане Норвегии, даже продолжая поддерживать НРП на выборах, выходят из партии.

В то же время традиционное взаимодействие НРП и ЦОПН по самому широкому спектру вопросов продолжается и в настоящее время. Де-факто продолжается установившаяся с 1899 г. (дата основания ЦОПН) традиция - НРП отстаивает интересы трудящихся в сфере политики, используя политические инструменты, а ЦОПН защищает трудящихся в области экономики с применением экономических рычагов. Подобного рода «специализация» дает повод некоторым норвежцам несколько саркастично оценивать роль и место норвежских социал-демократов как в рабочем движении Норвегии, так и в обществе.

Достаточно символично были отражены отношения между НРП и ЦОПН в карикатуре Роара Хагена, помещенной на страницах популярной газеты «Verdensgang», где лидер ЦОПН Герд-Лив Вала была изображена в качестве матери, кормящей грудью младенца, роль которого досталась лидеру НРП Йенсу Столтенбергу19.

104

18Отметим для сравнения, что СЛП насчитывает около 10 тыс. членов партии. 19VGs arsrapport. 2004. См. на сайте. - Mode of access: http://www.vg.no/.

Таким своеобразным образом была показана «зависимость» НРП от финансовой и материальной поддержки со стороны профсоюзов Норвегии. На самом деле дружба социал-демократов с профсоюзами является равной и взаимовыгодной. Финансовая поддержка со стороны ЦОПН всегда являлась своего рода инвестицией в политику, которая прекрасно окупалась, когда НРП формировала правительство.

Эпиграфом к этой статье являются фразы двух секретарей НРП, тезисы двух Мартинов, сказанные с интервалом более чем в 80 лет. Образное выражение Мартина Транмеля стало рецептом, благодаря которому был преодолен партийный кризис 1920-х годов. Тогда залогом успеха НРП были не концептуальные умозаключения вождей партии, а их внимательное следование общим настроениям трудящихся. В свою очередь Мартин Колберг обрисовал место НРП в современной Норвегии, объявив свою партию «гарантом власти народа». Анализ содержания обеих цитат позволяет проследить эволюцию норвежской социал-демократии, увидеть весь пройденный ею в течение ХХ в. длинный политический путь. Феномен современной социал-демократии Норвегии сложился через трансформацию НРП из партии классовой в партию трудового народа благодаря созданию «рабочими» правительствами социально ответственного государства и последовательное соблюдение принципов демократии.

Если руководители НРП будут следовать тезисам, процитированным в эпиграфе, то и в дальнейшем их партия сохранит лидирующие позиции в норвежском обществе. Будущее Социалистической левой партии, второй важнейшей составляющей норвежской социал-демократии, не представляется столь же предсказуемым.

Социал-демократия современной Норвегии многолика и разнообразна, что характерно для мировой социал-демократии в целом. Специфические особенности общественного развития этой североевропейской страны, ее политические перипетии на рубеже веков и схожесть с Россией по ряду экономико-географических показателей подогревают российский исследовательский интерес к проблемам изучения норвежского общественно-политического

105

устройства и к норвежской социал-демократии как его важнейшего компонента.

Автор статьи надеется, что в какой-то степени смог удовлетворить интерес российского читателя к норвежской социал-демократии.

Опыт объединения и политического сотрудничества норвежских социалистов в парламентской борьбе за власть для проведения социально ориентированной государственной политики в интересах широких трудящихся масс имеет актуальное значение для дальнейшего развития российского парламентаризма и всей политической жизни современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.