Научная статья на тему 'Сотрудник уголовно-исполнительной системы как субъект коррупционного преступления'

Сотрудник уголовно-исполнительной системы как субъект коррупционного преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SUBJECT OF CORRUPTION-RELATED CRIME / OFFICIAL CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симоненко А. Н.

в статье рассматриваются виды коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказания, а также меры их профилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENAL OFFICER AS THE SUBJECT OF CORRUPTION-RELATED CRIME

the article is devoted to the types of corruption-related crimes committed by penal officers. The author considers the issues of these crimes prevention

Текст научной работы на тему «Сотрудник уголовно-исполнительной системы как субъект коррупционного преступления»

A N. SIMONENKO

PENAL OFFICER AS THE SUBJECT OF CORRUPTION-RELATED CRIME

Annotation', the article is devoted to the types of corruption-related crimes committed by penal officers. The

author considers the issues of these crimes prevention.

Key words: subject of corruption-related crime, official crimes.

А.Н. СИМОНЕНКО (Академия ФСИН России)

E-mail: avm135@vandex.ru

СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются виды коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказания, а также меры их профилактики.

Ключевые слова: субъект коррупционного преступления, должностные преступления.

Криминальная ситуация, связанная с коррупционными проявлениями, сложившаяся в нашей стране, предполагает решение ряда проблем, в том числе в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Речь идет о проблемах, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками и работниками данных органов и учреждений.

Для исполнения уголовных наказаний и максимальной реализации их целей государство создает специализированные органы и учреждения, деятельность которых связана с ограничением прав и свобод граждан, осужденных за совершение преступлений. Это, в свою очередь, вызывает стремление последних сохранить как можно больше прав, имеющихся у обычных граждан, и обладать возможностью их реализовать. Закон предоставляет много таких возможностей как во время отбывания наказания (изменение вида исправительного учреждения - ч. 1 ст. 78 УИК РФ, улучшение условий отбывания наказания в виде лишения свободы - ст. 87; расходование без ограничения средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости -ч. 2 ст. 88; разрешение передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения - ч. 1 ст. 96; вы-

езды за пределы исправительных учреждений - ст. 97; разрешение на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней - ч. 2 ст. 113 УИК РФ), так и после освобождения от его дальнейшего отбывания (условно-досрочное освобождение, помилование, амнистия).

Законодатель определяет категории должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказания, управомоченных решать указанные вопросы. Большую роль в обеспеченности законности при исполнении наказаний играют сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС). Как показывает практика, требования закона и других нормативных правовых актов по вопросам соблюдения законности не всегда выполняются. Сотрудники, призванные исправлять осужденных и готовить их к правопослушной жизни, иногда сами совершают правонарушения, в том числе преступления коррупционного характера.

Несмотря на небольшое количество последних, проблема их предупреждения не становится менее актуальной. Эти преступления имеют повышенную общественную опасность, поскольку подрывают основу существования органов, исполняющих наказания. Уголовно наказуемые деяния, совершаемые сотрудниками УИС, формируют негативное отношение населения не только к этим органам, но и к наказанию в целом, способ-

ствуют развитию правового нигилизма среди осужденных.

Особую опасность представляют деяния сотрудников исправительных учреждений (ИУ), направленные против нормального функционирования этих учреждений, связанные со способствованием или совершением преступлений осужденными: передача осужденным наркотиков, запрещенных веществ и предметов; деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; побеги.

Долгие годы проблема преступности среди сотрудников УИС замалчивалась. Статистические данные по этому вопросу не только не печатались в открытых источниках, но и крайне скудно были представлены в специализированной закрытой литературе. В последние годы они стали доступны широкому обсуждению и научному анализу, что повлекло за собой проведение ряда исследований, связанных с характеристикой преступлений и иных нарушений законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Среди вопросов, относящихся к теме статьи, вопрос определения субъекта преступления коррупционного характера в УИС имеет основополагающее значение. Его выяснение позволит конкретизировать работу по профилактике данных преступлений в отношении определенных категорий должностных лиц.

В теории уголовного права институт субъекта преступления в целом достаточно разработан. Согласно ст. 19 УК РФ субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста.

Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими

вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики (ч. 1 ст. 20 УК РФ).

Преступления, совершаемые сотрудниками ИУ и следственных изоляторов (СИЗО), включают в себя: 1) общеуголовные преступления, то есть те, применительно к которым уголовным законом не предусмотрен специальный субъект - сотрудник ИУ, СИЗО или должностное лицо; 2) должностные преступления: специальный субъект - должностное лицо, которым является лицо начальствующего состава ИУ, СИЗО; 3) преступления, совершаемые собственно сотрудниками ИУ, СИЗО. Таким образом, сотрудник ИУ, СИЗО как специальный субъект преступления может быть в двух последних из названных выше категорий преступлений.

При этом к должностным лицам относятся лица, перечисленные в примечаниях 1-4 к ст. 285 и примечании 1 к ст. 201 УК РФ. Общие положения данных статей УК РФ применительно к УИС конкретизируются судебной практикой. Так, Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. № 4 «О квалификации преступлений по службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов»1 уточняет категории сотрудников указанных учреждений, относящихся к должностным лицам. Ими являются и контролеры ИУ и СИЗО. Анализ Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»2 показывает, что к должностным лицам указанных учреждений следует относить и их стажеров, так как они в определенных ситуациях исполняют организационно-распорядительные функции.

Кроме общих положений, распространяющихся на сотрудников ИУ и СИЗО как должностных лиц, в ряде случаев их преступная деятельность имеет свои специфические проявления. Так, действия должностных лиц, выразившиеся в незаконной передаче осужденным запрещенных предметов, могут рассматриваться в зависимости от обстоятельств дела как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)3. При

этом принятие должностными лицами вознаграждения за передачу осужденным денег и продуктов питания, спиртных напитков, других предметов должно дополнительно квалифицироваться как получение взятки. Указанный состав преступления содержат действия сотрудников ИУ, наделенных правом производства дознания; в случае неправомерного вовлечения в сферу уголовного судопроизводства отдельных граждан (свидетелей, потерпевших, подозреваемых), в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы этих граждан и организаций (конечно, если подобные действия охватываются конкретными составами преступлений против правосудия)4.

В случае передачи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, порнографических предметов действия виновных квалифицируются как сбыт. Вариантами злоупотребления должностными полномочиями может быть неизъя-тие контролером запрещенных предметов, обнаруженных в посылках или передачах, недоведение начальнику ИУ информации об отсутствии осужденного, о побеге, случаях неповиновения осужденных.

К третьей группе преступлений относятся преступления, совершаемые собственно сотрудниками ИУ, СИЗО, заведомо незаконное содержание под стражей (ч. 2, 3 ст. 301 УК РФ). Незаконное содержание под стражей с объективной стороны характеризуется содержанием лица под стражей в специально предназначенном для этого учреждении, как правило, в СИЗО, в нарушение предусмотренного законом срока, а также при отсутствии оснований и условий, указанных в законе. Одним из основных условий законного содержания под стражей является установление в законе предельных сроков содержания обвиняемого и подозреваемого под стражей и порядок их продления. Недопустимость избыточного или неограниченного по продолжительности содержания под стражей вытекает и из п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право на рассмотрение любого предъявленного ему обвинения без неоправданной задержки. Указанное требование в первую очередь каса-

ется лиц, лишенных свободы на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 109 УПК РФ законным является содержание обвиняемого не более двух месяцев. Этот срок может быть продлен в установленном законом порядке в соответствии с указанной нормой. Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается только в исключительных случаях и лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Такое продление правомочен осуществить заместитель Генерального прокурора РФ - до одного года и Генеральный прокурор РФ - до полутора лет. При этом следует иметь в виду, что согласно разъяснению Генеральной прокуратуры РФ от 25 февраля 1997 г. № 15-9-97 «Об исчислении сроков содержания обвиняемых под стражей» время ознакомления последнего и его защитника с материалами уголовного дела входит в срок содержания под стражей.

Продлить срок содержания под стражей может также судья в случае невозможности закончить предварительное следствие в течение предельного срока содержания под стражей, но не более чем на шесть месяцев, а также в случаях необходимости удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия. Данное продление должно обосновываться фактическими данными, подтверждающими возможность отмены этой меры пресечения и наличие предусмотренных законом оснований для дальнейшего ее применения.

Систематический анализ уголовного и уголовно-процессуального законодательства, критический анализ научных точек зрения5 позволяет определить следующие основные формы незаконного содержания под стражей: сверх установленного законом срока содержания лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; когда истек срок содержания, санкционированный прокурором; когда отпала необходимость в содержании лица под стражей и вынесено соответствующее постановление об изменении (отмене) меры пресечения; незаконное продление срока содержания.

Интервьюирование сотрудников правоохранительных органов свидетельствуют о том,

что наиболее распространенными формами содержания под стражей являются: незаконное продление срока - 23 %; неосвобожде-ние лица, когда отпала необходимость в его содержании, и компетентным лицом вынесено постановление об изменении (отмене) меры пресечения - 17,1 %; содержание под стражей сверх установленного санкционированного срока - 11,3 %6.

Субъектом преступления «незаконное содержание под стражей» из числа сотрудников ИУ и СИЗО может быть начальник СИЗО, который по тем или иным мотивам не выполняет возложенную на него ч. 3 и 4 ст. 11 УПК РФ и ст. 50 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обязанность не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомлять об этом орган или лицо, в производстве которого находится дело, а также прокурора и, если соответствующее решение об освобождении из-под стражи либо продлении сроков содержания под стражей или сооб-

щения об этом не поступило, своим постановлением освобождать их из-под стражи. Субъектом указанного преступления могут быть и другие сотрудники ИУ и СИЗО в случае совершения данного преступления в соучастии. Иные сотрудники ИУ, СИЗО в таком случае могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей, пособников.

1 См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 250.

2 См.: Российская газета. 2000. 23 февр.

3 См.: О судебной практике по делам о преступлениях, совершаемых в исправительно-трудовых учреждениях: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 2 марта 1989 г. № 1.

4 См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана, С.В. Максимова М., 1999. Т. 2. С. 165.

5 См.: Рашковская Ш.С. Преступления против правосудия. М., 1975. С. 35-55; Иванов В.Д. Преступления против правосудия Ростов н/Д, 1997. С. 17; Фасхутди-нова Н.Р. Уголовно-правовая охрана личной неприкосновенности от заведомо незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей: Дис. ... канд. юрид. наук Ростов н/Д, 1999. С. 125-126.

6 См.: Фасхутдинова Н.Р. Указ. соч. С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.