Научная статья на тему 'Сотрудник органов внутренних дел – государственный служащий'

Сотрудник органов внутренних дел – государственный служащий Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
316
60
Поделиться

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — К.С. Миклошевич

Анализируется кадровая проблема службы в полиции, уровень доверия граждан к полиции, рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — К.С. Миклошевич,

The employee of bodies of internal affairs-civil servants

The personnel problem of service in polices, level of trust of citizens to police is analyzed, questions of vocational training of employees are considered.

Текст научной работы на тему «Сотрудник органов внутренних дел – государственный служащий»

СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ -ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

К.С. Миклошевич,

преподаватель кафедры общеюридических дисциплин

ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России

Анализируется кадровая проблема службы в полиции, уровень доверия граждан к полиции, рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников.

The personnel problem ofservice in polices, level of trust of citizens to police is analyzed, questions of vocational training of employees are considered1.

Государственная служба всегда была и будет в дальнейшем одним из главных институтов государства. В настоящее время мировая теория и практика выделяют, в основном, две концепции государственной службы. Первая концепция заключается в том, что государственная служба сама по себе не является профессией. В этом случае те, кто работают в системе государственной службы, являются специалистами в различных сферах деятельности и нанимаются для того, чтобы работать на государство каждый в своей собственной области. Вторая концепция рассматривает государственную службу как профессию, которая предполагает определённый социальный статус и привилегии государственных служащих [1]. Российская Федерация пошла по второму пути и сложно сказать правильный это путь или нет. В настоящее время правовой основой государственной службы является Федеральный закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе, принятие которого все время откладывается).

i

Mikloshevich K. The employee of bodies of internal affairs-civil servants.

Однако, в законе «О системе государственной службы в Российской Федерации» не раскрывается система федеральных государственных органов, в которых учреждаются должности правоохранительной службы.

В юридической литературе нет единства мнений о том, какие именно федеральные государственные органы осуществляют в настоящее время правоохранительные функции и, следовательно, в штатном расписании должны иметь должности правоохранительной службы. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения что служба в полиции является правоохранительным видом службы и соответственно сотрудники полиции государственными служащими правоохранительной службы.

Организация такого типа как полиция предполагает господство общеобязательных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Такова концепция рациональной бюрократии М.Вебера:

1. компетенция каждого бюрократического уровня четко регламентирована, т.е. зафиксирована нормативно;

2. иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации;

3. вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие решений, отдание приказов и директив и т.п.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;

4. все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, т.е. быть компетентны не только в сфере профессиональных должностных обязанностей (например, юриста, экономиста, инженера, военного и т.п.), но ив области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом) [2].

Во многом деятельность организации зависит от людей. В нашем случае пойдет речь о сотрудниках полиции.

Кадровая проблема в полиции, как и ранее в милиции, всегда стояла остро. Не очень высокая заработная плата, строго нормированный по законодательству и фактически ненормированный служебный день, отсутствие приемлемых условий труда не очень привлекали граждан Российской Федерации на службу. Некоторая категория людей, воспринимали службу как бизнес, приносящую высокий стабильный доход. Снижение уровня образования в целом, снижение моральных устоев в обществе не могут не сказаться на уровне квалификации сотрудников органов внутренних дел; условия службы не способствуют привлечению высококачественных специалистов.

Не проходит и дня без упоминания происшествий без участия сотрудников. Язык цифр более точен. Газета «Аргументы и факты в Восточной Сибири» приводит данные социологического опроса: на вопрос доверяете ли вы полиции в нашем регионе получены следующие ответы: да, я уверен(а) в защищенности своих личных и имущественных интересов - 0%, нет, ожидать помощи от полиции сегодня не приходится - 27%, скорее отношусь с опасением - 33%, нет, иногда сам(а) боюсь пострадать от рук полиции - 40% [3]. Результаты опроса впечатляют и заставляют задуматься, в тоже время общероссийский опрос общественного мнения дает несколько иную картину: по результатам социологического исследования,

проведенного ВЦИОМ, положительно относятся к полиции 61% россиян, негативно - 24%, остальные затрудняются ответить. Доверяют полиции 52% граждан. Почему такой низкий процент доверия к сотрудникам? По данным той же газеты («АиФ в ВС») в Германии стражам порядка доверяют 79% граждан, в Финляндии 96% [3]. Сложно проанализировать почему данные двух опросов так разительно отличаются. Здесь возможно несколько вариантов. Во-первых, разное качество проводимых исследований, во-вторых, разный смысл вопросов, в-третьих, жители Сибири относятся к полиции хуже, чем в среднем по стране.

Нашу службу часто сравнивают с военной. Но даже в соответствии с федеральным законом «О системе государственной службы» это два совершенно разных вида службы. Службу в органах внутренних дел нельзя сравнивать с военной службой, хотя военная служба в последние годы стала более профессиональной. Сюда можно отнести и положенный по законодательству дневной послеобеденный отдых солдат-срочников, аутсорсинг питания военнослужащих (в настоящее время уже идет речь о привлечении военными клиринговых фирм). Все это делается для того, чтобы бойцы не отвлекались от выполнения своих служебных обязанностей.

Другая ситуация в органах внутренних дел. На сотрудников возложено множество не свойственных им функций и обязанностей. Если рассмотреть приказ №490, утверждающий Наставление по организации служебной подготовки и обзор СМИ, то обращает на себя внимание что везде идет речь о «профессиональном сотруднике органов внутренних дел» и никто и нигде не ведет речь о профессиональном выполнении должностных обязанностей, о профессиональном следователе, профессионале - оперуполномоченном; забывается о том что в сутках 24 часа (сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, в чьи должностные обязанности входит непосредственная работа с осужденными, обмолвились что их основное время отнимает служба и им некогда заниматься осужденными).

Никто до сих пор не опроверг тезис Эмиля Дюркгейма о том, что развитие общества, его цивилизация дали разделение труда, отделение сельского хозяйства от ремесла. Во всем мире в цене узкие специалисты. Только гений может себе позволить преуспеть в различных, пусть даже параллельных сферах человеческой деятельности. Но гениев всегда было немного. Поэтому сегодня во все большей цене узкие специалисты, освоившие только свой участок работы или знания, но освоившие его так, что секретов для них в избранной сфере деятельности не существует [4].

В качестве доказательства хочется привести выдержку из книги всем известной писательницы Александры Марининой (ее настоящее имя Марина Анатольевна Алексеева и она прошла путь от лейтенанта до подполковника милиции): «...Несколько дней назад она (имеется в виду героиня Марининой Каменская) приезжала в городскую прокуратуру к следователю Ольшанскому и столкнулась у него в кабинете с человеком, которого сама же разоблачила несколько месяцев назад и который ныне сидел в следственном изоляторе.

— Не повезло мне, — криво усмехнулся тот. — Протянул бы до мая, а там вы меня уже не поймали бы.

— Это почему же? — заинтересовалась Настя. — Куда б вы делись?

пояснил

— Я бы никуда не делся, а только вы вышли бы замуж, — кандидат на высшую меру.

— Ну и что?

— И ничего. Вам не до меня стало бы. Это только у старых дев хватка бульдожья, потому что они вообще всех мужиков ненавидят. А у замужних женщин голова другим занята, они уже не работники, а так, отсиживают и зарплату получают. Так что я, считайте, неудачник.

Вернувшись на Петровку, Настя рассказала об этом своему начальнику, полковнику Гордееву.

— Вот! — торжествующе воскликнул он. — А я тебе что говорил?

— А что вы мне говорили? — растерялась она, не понимая, что так воодушевило Виктора Алексеевича.

— А я тебе говорил, что самое грозное оружие сыщика — это его репутация. Не умение стрелять из «пушки», не быстрые ноги, не черный пояс карате, а именно репутация. Ты у меня - маленькая тихая девочка, никто тебя не видит и не знает, сидишь в своем кабинетике и аналитические справочки для меня сочиняешь. Верно? А видишь, уголовнички наши тебя обсуждают. Значит, ты им интересна. Значит, ты для них опасна. Если уж они сами это признают, то это самая верная оценка. Запомни, Стасенька, плох тот сыщик, о котором уголовный мир ничего не знает. Потому что раз не знает, значит, не интересуется. А раз не интересуется, значит, не боится. Значит, прошел преступник через руки такого сыщика и не заметил его, не запомнил. Уяснила?

— Да бросьте вы, Виктор Алексеевич, — вяло отмахнулась она. — Какой я сыщик? Смех один. Я аналитик, а не сыщик [5].

Профессионализм, а репутация является проявлением и составной частью профессионализма, является основополагающим. Только каждый вкладывает в это понятие свое: кто-то умение прыгать, бегать, владеть оружием, кто-то думать, а кто-то и то и другое.

Институт региональных проблем совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) провел пресс-конференцию "Социальный лифт в современной России". Собственно, на мероприятии выяснилось, что и лифта-то никакого у нас толком нет. Один из выступающих посетовал на то, что к нему часто подходят молоденькие девочки и просят устроить их на госслужбу. Зачем? Там же мало платят. Зато там можно встретить министра и удачно выйти замуж, отвечают девочки. Вот именно таким образом и представляют они себе социальный лифт. Потому что другого лифта для них в нашей стране попросту нет [6].

На самом деле этот лифт есть, а после обещанного с 1 января 2012 года повышения заработной платы этот лифт станет особо привлекательным. Кроме этого, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, одним из принципов службы является продвижение по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации, что неукоснительно соблюдается.

Хочется надеяться, что в органах внутренних дел после проведенной реформы будут служить только профессионалы высокого класса. У нас существует годами отработанная система подготовки кадров, введен институт поручительства, в отношении кандидатов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости. Качественное

образование, высокий уровень правовой культуры должны стать неотъемлемыми качествами сотрудника органов внутренних дел

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гутов В.И. Государственная служба в органах внутренних дел: Учебное пособие /ИВ. Гутов, АН Миронов. М: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

2. Государственная служба: комплексный подход: учебник / отв. Ред А.В. Оболонский. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. С14.

3. АиФ в Восточной Сибири № 44, 2011.

4. Гусейнов Э. Земля специалистов / Э.Гусейнов// Эхо планеты. - 2010. -№ 36. С. 1.

5. Маринина А.Б. Смерть и немного любви: роман / Александра Маринина. - М.: Эксмо, 2009. С.7-8.

6. http://www.utro.ru/articles/2011/09/28/1001200.shtml.