ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_Сер. 6. 2007. Вып. 3
С. С. Минин
СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН РЕГИОНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ И РОССИИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
В данной статье рассматриваются вопросы сотрудничества стран региона Балтийского моря в сфере электроэнергетики. Помимо России, особое внимание уделено странам электроэнергетического объединения НОРДЕЛ (NORDEL), а именно, Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции. Исландия в данном контексте не рассматривалась, поскольку ее энергосистема является изолированной. Кроме практических аспектов функционирования трансграничного рынка электроэнергии, в статье проанализирован опыт сотрудничества стран Балтийского региона в сфере электроэнергетики и перспективы его расширения.
Россия позиционирует себя в современном мире как энергетическая сверхдержава. Она экспортирует значительные объемы нефти и газа, наращивая экспорт и расширяя его географию. Крупнейшим импортером этих ресурсов остаются страны Европы, в том числе и страны региона Балтийского моря. Электроэнергия занимает сравнительно скромное место в российском экспорте, особенно на фоне таких энергоносителей, как нефть и газ. Согласно статистике ЗАО «Интер РАО ЕЭС» экспорт электроэнергии по контрактам этой компании в Финляндию в 2004 г. составил 3,26 млрд. кВт/ч., а в 2005 г. вырос до 9,72 млрд. кВт/ч.1 В последние годы объем экспорта увеличивается, однако, имеет место целый ряд факторов, которые существенно осложняют перспективы дальнейшего масштабного роста экспорта электроэнергии в страны Балтии и Северной Европы.
Наибольшую остроту имеет проблема нехватки генерирующих мощностей в России в целом и на Северо-Западе в частности. Эта проблема встает особенно остро в период сезонных пиков энергопотребления. Так, зимой 2005-2006 гг. в период пикового энергопотребления РАО «ЕЭС России» было вынуждено ограничить экспорт электроэнергии в Финляндию, поскольку действующие мощности не удовлетворяли собственных потребностей. К сожалению, даже в условиях, когда подобные действия были согласованы с финляндской стороной, сам факт необходимости в них подрывает имидж России как надежного поставщика электроэнергии, а значит, может привести к потере экспортных рынков. Более того, в докладе, подготовленном в рамках работы секретариата Договора к Энергетической Хартии в 2003 г., приводится прогноз, согласно которому, к 2005 г. Россия столкнется с дефицитом электроэнергии вследствие исчерпания избыточных энергомощностей. Авторы делают неутешительный вывод - начиная с 2006-2007 гг. Россия будет вынуждена импортировать электроэнергию2 в случае, если РАО «ЕЭС России» или концерн «Росэнергоатом» не смогут в срочном порядке ввести в строй новые генерирующие мощности. Сегодня можно сказать, что прогноз оказался пессимистичным и в настоящее время России удалось сохранить экспортные возможности на Северо-Западе и даже несколько расширить их3. Однако подобные прогнозы, представленные на достаточно авторитетном для стран Европы уровне, также не могут не ухудшать имидж России как экспортера электроэнергии.
© С.С. Минин, 2007
Г
Возникает вопрос, велика ли значимость российского экспорта электроэнергии в страны Балтийского региона при достаточно скромных его объемах? Чтобы обосновать положительный ответ, следует охарактеризовать современное состояние и перспективы развития рынка электроэнергии Балтийского региона, а также место на нем России.
Электроэнергетические рынки стран Балтийского региона и позиции России на них. В нынешних условиях Балтийский регион представляет собой зону соприкосновения различных электроэнергетических систем. Здесь сталкиваются три системы, не синхронизированные между собой, - это система стран Западной Европы (Union for the Coordination of Transmission of Electricity, UCTE), система стран Северной Европы (NORDEL) и система бывшего СССР и стран Восточной Европы (Unified Power System / Interconnected Power System, UPS/IPS)4. Переговоры о синхронизации электрических систем UCTE и UPS/IPS, продолжаются, но значимых результатов пока достигнуто не было.
Сетевые операторы стран Северной Европы, среди которых Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия и восточная часть Дании, составляют электроэнергетическую систему НОРДЕЛ5. В рамках стран региона (на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании) действует единая торговая система - НордПул. Предшественница данной системы появилась в 1996 г. и стала объединенной торговой площадкой Норвегии и Швеции. Дания и Финляндия присоединились к ней в 2000 г. Интересно, что техническую поддержку этого проекта обеспечивала другая региональная компания - «О-Эм-Икс» (ОMX)6. Данная компания является владельцем и оператором фондовых бирж стран Балтии и Северной Европы. Выбор пал на нее не случайно - «О-Эм-Икс» имеет обширный опыт разработки международных торговых площадок и управления ими, в том числе и с технической точки зрения.
Торговая система НордПул позволяет покупать и продавать электроэнергию, а также сопутствующие финансовые инструменты. Электроэнергия, которая экспортируется из России в Финляндию, также проходит через механизм этой торговый системы. Для обеспечения данного процесса была создана компания «РАО Нордик» со штаб-квартирой в Хельсинки. Эта компания - дочернее предприятие ЗАО «Интер РАО ЕЭС», которое остается основным экспортером электроэнергии из России и принадлежит на 60 % РАО «ЕЭС России», а на 40 % - ФГУП «Концерн «Росэнергоатом». Таким образом, «РАО ЕЭС России» не просто экспортирует электроэнергию в Финляндию, но использует для этого среди прочего и механизм торговой площадки НордПул, что означает наличие прямого доступа к единственному на сегодняшний день свободному рынку электроэнергии регионального уровня в Европе7. Страны-участницы НордПул накопили неоценимый опыт по либерализации электроэнергетической отрасли и созданию единого регионального рынка. Поэтому возможность перенять этот опыт, которая открывается для российской компании, присутствующей на торговой площадке, имеет особую ценность в период, когда российская электроэнергетика претерпевает огромные преобразования, связанные с либерализацией торговли электроэнергией внутри страны.
Таким образом, страны Северной Европы представляют собой не только удобную, с точки зрения территориальной близости, территорию для экспорта российской электроэнергии, но и регион с высокоразвитым конкурентным рынком, что делает его еще более привлекательным. Кроме того, эти страны имеют ценнейший опыт реформирования электроэнергетики, ее либерализации и выстраивания трансграничного рынка, действующего на основе принципа свободной конкуренции.
Программа сотрудничества стран региона Балтийского моря в области энергетики. Примером для всех стран региона Балтийского моря может служить уровень
сотрудничества в сфере электроэнергетики, достигнутый странами Северной Европы. Однако Балтийский регион в целом длительное время оставался достаточно разобщенным8 в этой сфере. Вместе с тем, именно в электроэнергетике сотрудничество на региональном уровне является наиболее рациональным с технической точки зрения, в силу сложностей, сопряженных с передачей электроэнергии на большие расстояния, т. е. за пределы региона.
Не смотря на наличие очевидных предпосылок к сотрудничеству в области электроэнергетики на региональном уровне, до недавнего времени существенных шагов в этом направлении предпринято не было. Лишь в декабре 1998 г. на первой конференции министров энергетики стран-членов Совета государств Балтийского моря были обозначены приоритеты энергетического сотрудничества в Балтийском регионе:
• обеспечение открытого экономического взаимодействия стран региона;
• обеспечение доступа к энергоресурсам как одной из основ экономического роста;
• гарантирование устойчивых, эффективных, надежных и экологически безопасных поставок энергоресурсов;
• достижение большей интегрированности энергетической системы региона;
• обеспечение конкуренции между различными видами энергоресурсов;
• обеспечение высокого уровня безопасности атомных станций9.
В октябре 1999 г. министрами энергетики стран региона Балтийского моря было принято решение об институционализации сотрудничества по вопросам энергетики. С этой целью была основана Программа сотрудничества стран Балтийского региона в области энергетики - БАСРЕК10. Участниками программы являются правительства Дании, Германии, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. Европейская комиссия представлена в рамках программы Генеральным директоратом по вопросам транспорта и энергетики. Кроме того, в работе программы принимают участие Совет Министров Северных стран.
Программа обеспечила странам-членам Совета государств Балтийского моря переговорную площадку для обсуждения вопросов, лежащих в плоскости энергетической политики. Благодаря этому политические и деловые круги стран-участниц получили возможность обсуждения и анализа перспектив развития энергетического рынка и путей решения сопутствующих проблем. Кроме того, в рамках программы было проведено несколько исследований, подготовлен анализ возможностей для развития энергетических стратегий в регионе. Был опубликован целый ряд материалов по актуальным вопросам энергетики региона. Все эти усилия привели к лучшему пониманию того, какие действия должны быть предприняты для стимулирования развития энергетических рынков и снижения негативного воздействия энергетического сектора на окружающую среду.
На заседаниях Европейского совета в Фейра в 2000 г. и в Брюсселе в 2003 г. было принято решение о реализации плана действий Северного измерения. В число организаций, принимающих участие в работе по этому направлению, была внесена и БАСРЕК. На сегодняшний день можно говорить об успешном завершении первого этапа работ, длившегося с ноября 2002 г. (встреча в Вильнюсе) по октябрь 2005 г. (встреча в Рейкьявике).
В период с 2003 по 2005 гг. сотрудничество в рамках организации было сфокусировано на следующих вопросах: изменение климата, электроэнергия, энергетическая эффективность, природный газ, возобновляемые источники энергии (с акцентом на биоэнергетику). В соответствии с ними были созданы пять рабочих групп".
Заседания рабочей группы по электроэнергии были посвящены вопросам эффективного управления и регулирования энергетического сектора, дабы стимулировать
инвестиции в генерирующие и передающие мощности в рамках региона. Инвестиции требуются для того, чтобы привести генерирующие мощности в соответствие с прогнозируемым уровнем потребления электроэнергии. Можно выделить ряд вопросов, которые обсуждались в рамках рабочей группы:
• развитие регионального рынка, в том числе развитие юридической базы, связанной с обеспечением гарантированных поставок электроэнергии;
• анализ проблем обеспечения поставок электроэнергии в треугольнике Литва-Калининград-Польша;
• воздействие регионального энергетического сектора на окружающую среду в условиях глобального потепления12.
Анализ перечисленных приоритетов работы программы, а также участия российских представителей в тех или иных рабочих группах, позволяет заключить, что БАСРЕК является инструментом, который в большей степени применим к решению задач западных партнеров России, нежели ее самой, по крайней мере, в части электроэнергетического сотрудничества. Так, на VI саммите государств Балтийского моря, прошедшем в июне 2006 г. в Рейкьявике, наибольшее внимание в области электроэнергетики было уделено обсуждению вопроса изменения топливного баланса стран-участниц, с целью сокращения долей угля, нефти и газа. Приоритетным является расширение использования возобновляемых источников энергии.
Страны Балтии, которые также принимают участие в сотрудничестве по линии БАСРЕК, не скрывают своего стремления снизить зависимость от энергоносителей, поставляемых из России. В политическом дискурсе в этих странах не утихают обсуждения вопроса их зависимости от поставок энергоресурсов из России. Представители стран Балтии нередко проявляют свою озабоченность этой зависимостью, утверждая, что Россия использует данный рычаг для оказания на них политического давления.
Ситуация на рынке электроэнергии несколько иная, столь сильной зависимости Балтийских стран от России в данном случае не наблюдается. Эстония обладает значительными запасами горючих сланцев, что позволяет ей обеспечить 90 % своих потребностей в энергоресурсах для производства электричества и тепла. Однако после вступления в ЕС Эстония столкнулась с необходимостью сократить объем генерации данного типа, поскольку применяемая сейчас технология серьезно загрязняет окружающую среду. До завершения переходного периода, т. е. до 2012 г., данный сектор должен быть реструктуризирован. Электроэнергетический сектор Литвы базируется на мощностях атомной станции, расположенной в Игналине. Однако, в соответствии с обязательствами Литвы перед ЕС, эта станция должна быть закрыта в 2009 г. На сегодняшний день Игналинская АЭС производит 75 % электроэнергии в Литве. Латвия импортирует электроэнергию, поскольку ее собственные генерирующие мощности сосредоточены на реке Даугава и могут быть использованы только несколько месяцев в году. Сложившаяся ситуация вызывает озабоченность у политического истэблишмента стран Балтии и заставляет их объединяться перед лицом общей проблемы. Так, 27 февраля 2006 г. премьер-министры трех стран Балтии Альгирдас Бразаускас (Литва), Аигарс Кальвитис (Латвия) и Анрус Ансип (Эстония) встретились в литовском городе Тракай для обсуждения общей энергетической стратегии. Данная встреча была проведена за несколько дней до выхода в свет «Зеленой Книги» Европейской Комиссии по вопросам энергетической политики13.
Наиболее важным итогом встречи стало одобрение плана строительства новой атомной станции в Игналине. Итоги встречи в целом подтвердили ряд важных проблем энергетической стратегии Балтийских стран. Премьер-министры подчеркнули необходимость
развития общеевропейской энергетической политики, в особенности с учетом того факта, что страны Балтии не импортируют ни газ, ни электричество из других стран ЕС. Участники встречи выразили надежду, что Общая энергетическая политика позволит им снизить зависимости от России - основного поставщика энергоресурсов. Подчеркивалась необходимость в сохранении национального суверенитета при определении структуры используемых энергоресурсов14.
Взаимовыгодное партнерство или энергетическая независимость? Главной проблемой в области электроэнергетики для всех стран Балтийского региона остается прогнозируемый рост потребления электроэнергии при снижении объема генерации вследствие выбытия действующих мощностей. Проблема оптимизации топливного баланса также сохраняет свою актуальность. Таким образом, одна из важнейших задач энергетической политики стран региона - гарантировать для себя такой объем предложения на рынке электроэнергии, с учетом сохранения приемлемых цен и обеспечения должного уровня защиты окружающей среды, который позволит удовлетворить возрастающий спрос.
Опасения европейцев оправданы. Согласно прогнозам ЕС, рост потребления энергоресурсов приведет к дальнейшему увеличению цен на нефть и газ, а также обострению конкуренции за доступ к ним. Кроме того, следует ожидать, что в ближайшие 20 лет производство нефти и газа в Европе снизится, поскольку ресурсы Северного моря будут истощены15. Следовательно, при планировании строительства новых энергетических мощностей необходимо учитывать будущую конъюнктуру топливного рынка. Именно этим вызван повышенный интерес стран БАСРЕК к обмену опытом в области развития возобновляемых источников энергии, причем целому ряду стран Балтийского региона уже удалось достичь определенных успехов в данной области. Сейчас наиболее успешно используется ресурс гидроэнергетики, однако, он уже практически полностью исчерпан. Расширяется использование энергии ветра и геотермальной энергии. Применение энергии ветра наиболее эффективно в прибрежных районах, успехов в этой области достигли Германия и Дания, отдельные проекты уже реализованы в Литве и Эстонии.
Вместе с тем, расширение использования возобновляемых источников энергии несет в себе серьезные проблемы, связанные с обеспечением ее стабильного производства. Кроме того, возникает потребность в применении дорогостоящих технологий, а применительно к ветроэнергетике - наличия резервных мощностей на случай неблагоприятных погодных условий. Эти вопросы могут и должны решаться с использованием имеющихся инструментов регионального сотрудничества и не в интересах России занимать пассивную позицию в данном вопросе.
Региональное сотрудничество, нацеленное на решение конкретных проблем, позволит улучшать имидж России, как поставщика электроэнергии. Оно может стать тем инструментом, который даст возможность обуздать европейскую политическую риторику последнего времени, нацеленную на ограничение зависимости от внешних источников энергии любой ценой. Логика автаркии не может быть эффективна в современном мире, и рациональность бизнеса это доказывает. Она может иметь пагубные последствия,, и мириться с этим недопустимо. Необходимо не только содействовать укреплению имиджа России как эффективного и надежного поставщика электроэнергии, используя весь арсенал средств регионального сотрудничества, но и аккумулировать опыт, накопленный странами Балтийского региона.
Внимательное отношение к вопросу применения инструментов регионального сотрудничества, а также к опыту стран Балтийского региона в области либерализации
электроэнергетики, позволит, во-первых, повысить эффективность внешних связей российской энергосистемы, во-вторых, продемонстрировать приверженность рыночным механизмам, что в условиях принципа обоюдности, который все шире применяется в Европе, будет иметь положительное воздействие на конкурентные позиции России как поставщика электрической энергии.
' Динамика поставок электроэнергии на экспорт по контрактам ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» за период 2002-2005 гг. // Официальная статистика ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» / http://www.interrao.ru/activity/?lang=rus&s_id=5.
2 Regional electricity markets in the ECT area: October 2003 / Energy Charter Secretariat. Brussels, 2003. P. 67.
3 Динамика поставок электроэнергии на экспорт по контрактам ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» за период 2002-2005 гг. // Официальная статистика ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»: http://www.interrao.ru/activity/?lang=rus&sjd=5.
4 Regional electricity markets in the ECT area: October 2003 / Energy Charter Secretariat. Brussels, 2003. P. 9.
5 Ibid.
6 OMX Nord Pool Case study. Stockholm, 2005. P. 2.
' Klee I., Noren L. Nordel Annual report 2005: Secretariat Report. Vallingby, 2005. P. 6.
8 Regional electricity markets in the ECT area: October 2003/ Energy Charter Secretariat. Brussels, 2003. P. 9.
' BASREC GSEO Final Report: Official report/ October 28Л. Stockholm, 2005. P. 11.
10 ibid. P. 6.
"Ibid. P. 11.
12 Ibid. P. 12.
13 Kohler S. New energies for the Baltic Sea region // Baltic sea magazine. 2006. May. P. 12.
14 Ibid.
15 Ibid. P. 11.
Статья принята к печати 14 ноября 2006 г.