Научная статья на тему 'Сотрудничество Российской Федерации с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии на современном этапе'

Сотрудничество Российской Федерации с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
499
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / АСЕАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Российской Федерации с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии на современном этапе»

Сотрудничество Российской Федерации с Ассоциацией стран ЮгоВосточной Азии на современном этапе

ИА. Щукин

(Всероссийская академия внешней торговли)

В современных условиях, в силу своего географического, политического, экономического положения, России, которая имеет статус евразийского государства, целесообразно отстаивать идеологию и практику региональной интеграции как противовес глобальной интеграции. Руководствуясь данной предпосылкой, России следует активно сотрудничать с такими региональными и субрегиональными организациями как СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, Евросоюз, АТЭС, АСЕАН и другие. Необходимо быть готовыми к изменениям, происходящим в региональных организациях, выработать продуманную, взвешенную политику взаимодействия с этими организациями с тем, чтобы максимально использовать благоприятные внешние условия для внутреннего экономического, политического и социального развития. Также взвешенная политика взаимодействия с указанными субрегиональными и региональными организациями позволит достичь успехов в преодолении кризисов, в освоении новых технологий, иностранных инвестиций, в экспорте эффективных видов продукции.

Россия объективно заинтересована в развитии и укреплении сотрудничества в самых разных направлениях, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который занимает все более серьезные позиции в мировой экономике и политике. К тому же, в АТР происходит активизация многосторонних государственных объединений, служащих укреплению безопасности и сотрудничества на осно-

ве многополярности и равноправия. Россия при этом выступает не как пассивный наблюдатель, а как участник происходящих там политических и экономических процессов. Именно такое поведение характерно для России во взаимоотношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 к организации присоединился Бруней, в 1995 - Вьетнам, в 1997 - Лаос и Мьянма (Бирма), в 1999 - Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея. Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП 737 млрд долларов США, объем торговли - около 720 млрд долларов США.

В самом начале деятельности Ассоциации ее роль была больше политической, чем экономической. Как определено в Бангокской декларации о создании Ассоциации, уставными целями АСЕАН являются: содействие развитию социально -экономического и культурного развития стран - членов, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

С начала существования Ассоциации наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности,

включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета. Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержания мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом ООН. Декларация АСЕАНовского соглашения, с другой стороны, содержит принципы сотрудничества внутри АСЕАН в политической, экономической и функциональной областях.

Подписание в августе 1967 года Бангкокской декларации о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии положило начало сотрудничества также в области науки и технологии, окружающей среды, культуры и информации, социального развития и в иных областях. Подписание указанной декларации послужило ускорению экономического роста, социального прогресса и развития в регионе.

Две первые встречи глав государств АСЕАН на о. Бали (1976 год) и в Куала-Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а именно:

□ дружеские взаимоотношения и сотрудничество с другими нациями на основе взаимного уважения и выгоды;

□ защита интересов региона на международной арене;

□ усиление деятельности государственных и негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности.

Участники указанных встреч призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в устранении бедности, болезней и неграмотности, обеспечение рабочих мест для групп людей с низкими доходами, особенно в сельской местности, а также в борьбе с распространением и употреблением наркотических средств.

Именно страны АСЕАН делают упор на развитии человеческих ресурсов в качестве приоритетной задачи.

В экономической области страны АСЕАН ведут политику, направленную на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии.

В 1977 г. были сделаны попытки сформировать район свободной торговли, и появилось соглашение по льготной торговле АСЕАН (Preferential Trade Agreement), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли и по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности, включая обеспечение таможенных тарифных преференций. В рамках данного соглашения проводятся мероприятия по усилению согласования товарной номенклатуры, таможенной оценки товаров, системы упрощенных таможенных процедур, согласованию политики стандартизации. Работа по стандартизации продукции направлена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем гармонизации стандартов стран-членов АСЕАН с иными международными стандартами, а также путем взаимного признания требования, предъявляемых к качеству и безопасности продукции.

Базой для сотрудничества в экономической сфере также является соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН, зоны инвестиций АСЕАН и схемы промышленного сотрудничества в рамках АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств членов АСЕАН, которые проводятся каждые три года. Руководящим и координирующим органом АСЕАН являются ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство Ассоциации осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - учредительницы очередного СМИД. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем, который назначается каждые 5 лет. В настоящее время этот пост занимает Рудольфо Севе-рино.

В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках Ассоциации ежегодно проводится 400 мероприятий.

Для поддержки международных отношений АСЕАН учредила комитет, состоящий из глав дипломатических миссий, расположенных в следующих городах: Брюссель, Лондон, Оттава, Вашингтон, Токио, Канберра, Женева, Сеул, Нью-Дели, Нью-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад.

Укрепление сотрудничества с АСЕАН относится к числу приоритетов «азиатской политики» России, находящихся под личным контролем Президента Российской Федерации В.В.Путина. Эта организация является "ядром” региональных интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства. Развитие взаимодействия с "десяткой” в АСЕАН имеет для нас существенное значение в плане формирования в регионе новой системы политических и экономических отношений, укрепления российской позиции и продвижения российских инициатив, в первую очередь, в сфере безопасности.

Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание оформить отношения с АСЕАН. В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая степень сотрудничества организации с внерегиональ-ными странами.

Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении совещания министров иностранных дел АСЕАН в рамках "Постминис-терских конференций” (ПМК), на пленарных заседаниях АСЕАН+10 и на индивидуальных диалогах с каждым партнером в формате АСЕАН+1.

В настоящее время действуют эффективные механизмы диалога Россия-АСЕАН, к числу которых относится:

□ Совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва), в июне 2000 г. (Джакарта) и в сентябре 2002 г. (Москва).

□ Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК), созданный в соответствии с решением, принятым в Ханое в 2001 г. Первое заседание СПРК состоялось в ноябре 2001 г. в Бангкоке, второе - в сентябре 2002 г. в Москве.

□ Рабочая группа СКС по торговоэкономическому сотрудничеству, первое заседание которой прошло в сентябре 2002 г. в Москве.

□ Рабочая группа СКС по научнотехническому сотрудничеству, рабочие сессии которой прошли в июне 1997 г. и в сентябре 2002 г. в Москве.

□ Институт регулярных совещаний старших должностных лиц (СДЛ) на уровне заместителей министров иностранных дел по политическим вопросам. Первое совещание СДЛ состоялось в июне 1998 г. в Москве, второе - в октябре 1 999 г. в Хошимине, третье в апреле 2002 г. в Москве.

□ Регулярные встречи руководства МИД России с членами Московского комитета АСЕАН (МКА), объединяющего послов государств-участников АСЕАН в Российской Федерации.

р Фонд сотрудничества Россия -

АСЕАН для финансирования совместных проектов.

На встрече руководства ТПП РФ и Конфедерации ТПП АСЕАН в апреле 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее, в частности, создание Делового совета под председательством президентов обоих органов и с участием представителей предпринимательских кругов России и стран-членов АСЕАН. Сформирован постоянный комитет Российской части Делового совета.

На рассмотрении АСЕАН находятся российские предложения о создании рабочих групп по сотрудничеству в области транспорта и в предотвращении последствий стихийных бедствий, а также ликвидации их последствий. С учетов возрастающего интереса стран - членов АСЕАН в российских достижениях в сфере науки и техники, укрепляется научно - технологическое и военно-техническое сотрудничество.

С подписанием 19 июня 2003 г. в Пномпене (Камбоджа) совместной декларации министров иностранных дел РФ и АСЕАН о партнерстве в сфере мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе положено начало формирования нормативно-правовой базы диалогового сотрудничества. С января 2003 г. на рассмотрении стран АСЕАН находится российский проект соглашения между Россией и АСЕАН о развитии сотрудничества в экономической области.

В настоящее время также прорабатываются возможности присоединения России к договору о дружбе и сотрудничестве в Юговосточной Азии (Балийский договор 1976 г.). В июле 2003 г. министр иностранных дел России направил в адрес председателя Постоянного комитета АСЕАН письмо с выражением нашей готовности стать участником Договора.

В июне 2004 г. министры иностранных дел стран АСЕАН рекомендовали главам государств и правительств десятки принять на 10-м саммите АСЕАН в городе Вьентян (Лаос) решения о выведении партнерских связей с Россией на высший уровень и направлении приглашений Президенту Российской Федерации с предложением принять участие в первой встрече в верхах Россия - АСЕАН в Куала-Лумпуре в 2005 г. В настоящее время АСЕАН ведет диалог на высшем уровне с таким странами, как Китай, Япония, Южная Корея и Индия.

Важной составляющей отношений Россия - АСЕАН являются межпарламентские контакты. Делегации российского парламента регулярно присутствуют в качестве наблюдателей на заседаниях Генеральной ассамблеи Межпарламентской организации АСЕАН (АИПО). На 23-й сессии ГА АИПО (Ханой, Сентябрь 2002 г.) состоялась отдельная встреча Россия -АИПО, где стороны высказались за активизацию торгово-экономических связей, причем с Российской стороны была выдвинута инициатива налаживания взаимодействия в части законотворчества в природоохранной сфере.

Россия активно участвует в деятель-

ности общерегиональных механизмов диалога по вопросам безопасности, ведущее место среди которых принадлежит Региональному форуму АСЕАН (АРФ), созданному в 1994 г. Это единственная межправительственная структура в АТР, в рамках которой ведется обсуждение проблематики, связанной с поддержанием безопасности и стабильности в этом регионе мира. В настоящий момент АРФ объединяет Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Канаду, Китай, Лаос, Малайзию, Новою Зеландию, Папуа - Новую Гвинею, Южную Корею, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Японию, Индию, Мьянму, Монголию, КНДР, а также Евросоюз.

Основной целью АРФ было провозглашено содействие упрочению мира и безопасности в АТР. АРФ будет идти к поставленной цели в три этапа. Форум будет содействовать становлению мер доверия в АТР на первом этапе, на втором этапе - развитию механизмов превентивной дипломатии и на третьем этапе содействовать налаживанию механизмов урегулирования конфликтов в регионе. В рамках АРФ создается реальная основа многостороннего механизма взаимодействия в деле обеспечения мира и безопасности. Отличительная черта АРФ состоит в том, что в его рамках происходит обсуждение самых различных проблем, поэтому этот форум не является местом, где принимаются какие-либо конкретные решения. Таким образом, никто не несет каких-либо конкретных обязательств, тем не менее, сам процесс обсуждения широкого круга проблем является достаточно полезным и эффективным. Как уже указывалось, повестка АРФ содержит широкий круг вопросов: от форм и методов

борьбы с конкретными угрозами - терроризмом, наркобизнесом, оргпреступностью и т.д. - до проблем общей стабильности и развития.

На 10-й сессии АРФ (2003) были определены основные направления деятельности государств АСЕАН по созданию системы национальной безопасности. К таким направлениям были отнесены:

□ Продолжение работы над расширением мер доверия в ЮВА как основы всего процесса создания системы региональной безопасности.

□ Практическая реализация "Концепции и принципов превентивной дипломатии”, принятой на 9-й сессии АРФ.

□ Соблюдение всеми государствами - участниками принципов мирного урегулирования конфликтов между ними через диалог и переговоры.

□ Возведение в ранг приоритетных задач Ассоциации решения проблем создания единого фронта борьбы с международным терроризмом и международной преступностью в регионе.

□ Всемерное содействие режиму нераспространения ядерного оружия в регионе и контроля за вооружениями.

□ Развитие сотрудничества АРФ с другими региональными и международными организациями.

□ Поощрение более широкого участия в мероприятиях АРФ экспертов, особенно военных должностных лиц.

Учитывая всеобъемлющий и универсальный характер АРФ, очевидно, что Форум также должен составить организационную основу для сотрудничества государств ЮВА в противодействии международному терроризму, став органической частью глобальной контртеррористической системы.

Уже в настоящее время можно сказать, что Россия вносит весомый вклад в укрепление АРФ. Она принимала самое активное участие в разработке Концепции и принципов превентивной дипломатии и других документов, принятых на 6-й сессии Форума.

Россия активно содействует усилиям стран АСЕАН по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. На 10-й сессии АРФ было заявлено, что Россия поддерживает создание зон свободных от ядерного оружия в различных районах мира, в том числе и в Юго-Восточной Азии. Москва справедливо рассматривается АСЕАН как один из влиятельных центров современного мира. Именно поэтому Россия заинтересована в сильной и устойчиво развивающейся АСЕАН. АСЕАН - крупный партнер России не только в АТР, но и на международной арене в целом. Российская политика в отношении стран АСЕАН строится на принципах

развития и всемерного укрепления двустороннего сотрудничества и активного участия России в многосторонних политических и экономических структурах АСЕАН.

Наиболее значимые области участия России в региональных проектах - энергетика, транспорт, а также наука и технологии. Тем не менее, интерес России в этом регионе не сводится исключительно к транспорту и экспорту природных ресурсов. Существенно значение для России имеет сотрудничество в области новейших российских технологических и научных разработок, машиностроительной и нефтехимической продукции. Россия также обладает значительными возможностями в области мирного использования космического пространства.

Свою заинтересованность в области развития экономического сотрудничества с Россией высказывают и официальные представители АСЕАН. В июле 2002 г. секретарь АСЕАН Рудольфо Северино отметил, что у России имеется значительный опыт в такой сфере, как строительство железных дорог, и такой опыт пригодится для того, чтобы соединить индокитайские страны с последующим выходом в Китай и далее через Россию по транссибирской магистрали в Европу. Страны АСЕАН, по словам Рудольфо Северино, готовы были бы воспользоваться передовыми российскими технологиями при претворении в жизнь различных проектов развития, связанных с главной в Юго-Восточной Азии рекой Меконг, протекающей сразу на территории нескольких индокитайских государств. К сожалению, у АСЕАН и России недостаточно информации друг о друге, не хватает коммерческих контактов, и поэтому необходимо проявлять больше инициатив, активно участвовать в программах развития региона Юго-Восточной Азии.

Как и весь мир в настоящее время, регион переживает эпоху глобализации, которая в будущем станет основой новой системы международных взаимоотношений. Происходит усиление политической и экономической взаимозависимости государств, расширение возможностей их самореализации. Все это придает особую актуальность задачи интеграции России в систему хозяйственных связей региона. Пол-

номасштабное решение этих задач отвечает целям реализации экономического потенциала восточных районов нашей страны, стимулирования и поддержания отечественного промышленного сектора, оздоровления кредитно-финансовой системы, создание инвестиционного климата, способствующего притоку иностранных капиталов.

Тем не менее, на сегодня существует ряд объективных факторов, способствующих сдерживанию развития торгово-экономических связей со странами АСЕАН. К таким факторам относятся:

□ Высокие транспортные издержки, включая транспортировку товаров по территории России.

□ Отсутствие эффективной системы государственной поддержки российского экспорта, главным образов в области гарантирования и страхования экспортных кредитов в целях обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков.

□ Недостаточная взаимная информированность потенциальных партнеров об их экспортных возможностях, о конъюнктуре товарных рынков, о регулировании внешнеэкономической деятельности, включая инвестиционное законодательство, таможенный режим, налоги и т.д.

□ Осуществление значительного объема взаимных поставок через Западноевропейских и Сингапурских посредников.

Развитие торгово-экономических связей со странами АСЕАН имеет важное значение для России по следующим направлениям:

1. Улучшение структуры российского экспорта. Структурная перестройка промышленного сектора в странах АСЕАН, модернизация сельского хозяйства и транспорта, осуществление крупных инвестиционных проектов - все это предполагает увеличение спроса на машинотехническую продукцию.

2. Возможность диверсификации структуры товарооборота путем повышения доли промышленной продукции. Качество многих товаров из АСЕАН уже соот-

ветствует мировым стандартам при более низких ценах по сравнению с Европейскими товарами.

3. Российские компании могли бы в определенной степени компенсировать вызванное кризисом падение объема поставок в страны АСЕАН экспортом новых видов промышленных изделий и технологий. Большую роль в расширении российского экспорта могли бы сыграть прямые инвестиции в создание в АТР производственных баз, ориентированных на местные рынки и экспорт в третьи страны.

4. Российские компании может заинтересовать Программа промышленного сотрудничества в рамках АСЕАН. Данная схема предусматривает предоставление компаниям с иностранным участием тарифных и прочих льгот в рамках зоны свободной торговли АСЕАН, при условии, что доля национального капитала в них составляет не менее 30%. Перспективными могли бы стать следующие совместные инвестиционные проекты:

□ Участие в создании трансконтинентальной железнодорожной магистрали Азия - Европа.

□ Оказание научно-технической и практической помощи в развитии единой энергосети стран АСЕАН.

□ Использование опыта Российских организаций в развитии и разработке нефтяных месторождений и других полезных ископаемых.

□ Расширение сотрудничества в области освоения космоса.

5. Актуальной представляется задача развития контактов между отдельными регионами России и стран АСЕАН. Многие компании стран АСЕАН обладают значительными финансовыми возможностями и опытом участия в различных инвестиционных проектах за рубежом. Сохраняются возможности привлечения инвестиций из этих стран в российскую экономику, в частности, в нефтегазовую, горнодобывающую, лесную, легкую и пищевую промышленность Сибири и Дальнего Востока.

Продолжение статьи см. в одном из следующих номеров журнала

В. П. Шалашов, Н.В. Шалашова

Валютные расчеты в Российской Федерации при экспортноимпортных операциях

- М.: Библиотека журнала «Горячая линия бухгалтера», 2005. - 96 с. (12 п.л.)

Вышла в свет книга “Валютные расчеты в Российской Федерации при экспортно-импортных операциях”, подготовленная преподавателями Всероссийской академии внешней торговли: профессором В.П. Шалашовым и доцентом Н.В. Шалашовой.

В книге семь глав: 1. Основы валютного законодательства Российской Федерации; 2. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации; 3. Организация международных расчетов Российской Федерации с зарубежными странами; 4. Валюты и валютные курсы; 5. Валютный рынок и осуществляемые на нем операции; 6. Валютно-финансовые и платежные условия контрактов во внешнеэкономических связях Российской Федерации; 7. Система противодействия легализации преступных доходов в РФ.

Книга имеет приложения: законы и нормативные акты, регулирующие валютные операции в РФ (по состоянию на 01.01.05.). Приложения даются на дискете.

Книга продолжает обширный предыдущий перечень публикаций авторов, отличается четким языком, стремлением довести до читателя определения сложных понятий, без уяснения которых сегодня невозможно представить себе профессионального внешторговца.

Данное издание имеет широкое предназначение: оно необходимо и для предпринимателей, работающих на внешнем рынке, и для студентов экономических вузов, постигающих непростые проблемы валютных отношений разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.