АНАЛИТИКА
УДК 339 Е. ШАВИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, старший научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ SPIN-код: 7310-5921 e-mail: evgeniyashavina@gmail.com
М. ЕРМАКОВА,
эксперт финансового факультета РЭУ
им. Г. В. Плеханова
e-mail: ermarinka1303@gmail.com
Ключевые слова:
Азиатско-Тихоокеанский регион, нефтегазовая сфера, экспорт, импорт, экономическое сотрудничество, Сибирь, Дальний Восток, инвестиции, территории опережающего развития
E. SHAVINA,
candidate of economic sciences, associate professor of the department of political economy and history of economic science Russian Plekhanov University of Economics, Senior Researcher of the Economic Resech Department of the Institute of CIS Countries
M. ERMAKOVA,
expert of the financial department of the Russian Plekhanov University of Economics
Keywords:
Asia-Pacific region, oil and gas sector, export, import, economic cooperation, Siberia, the Far East, investments, territories of advanced development
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТРАНАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА В НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЕ
Нефтегазовый сектор составляет значительную долю в структуре ВВП страны (26,6% в 2016 г.) и экспорте (56,9% в 2016 г.) и, как следствие, является основным источником доходов государственного бюджета (38% в 2016 г.)1. В связи
1 База данных UNCTAD // URL: http://unctadstat.unctad.org/EN 3/2018 Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск
с напряжённой геополитической обстановкой, а также введёнными в отношении России санкциями со стороны США и Евросоюза в 2014 г. европейский рынок оказался если не закрыт для России, то весьма ограничен. Это привело к сокращению экспорта нефти и газа в европейские страны, а также приостановку большей части перспективных проектов, таких как «Турецкий поток» и «Северный поток — 2».
Именно эти события послужили драйвером смены направления развития нефтегазового сектора с западного на восточный вектор, который предполагает полномасштабный упор на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)2. Рынок АТР имеет достаточно слабую инфраструктуру, развитие которой в рамках совместных проектов представляется одним из перспективных направлений сотрудничества. Кроме того, стоит отметить, что риски импорта углеводородов из России ниже, чем из стран Ближнего Востока.
Согласно разработанной до 2035 г. стратегии развития энергетики одной из главных задач России на предстоящее десятилетие является выход на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона3. Уже сегодня реализуется ряд проектов по разработке инфраструктуры Дальнего Востока для дальнейшего экспорта нефти и газа в страны АТР4. По данным Министерства энергетики Российской Федерации, спрос на быстрорастущем рынке АТР создает возможность увеличить к 2035 г. экспорт нефти из России в этом направлении в 1,8—2,2 раза, а природного газа — в 8—9 раз.
АТР как перспективное направление сбыта российских углеводородов
Значение АТР возросло не только для России, но и для мира в целом. Именно здесь расположены наиболее стабильные и мощные экономики мира, в связи с чем политический и экономический центры сдвигаются в сторону этого региона. Страны АТР вносят существенный вклад в развитие мировой экономики (около 10% мирового ВВП составляет только ВВП Китая5). За последнее
2 Новак А. В. Об основных вопросах развития топливно-энергетического комплекса на современном этапе. Особенности региональной энергетической политики. // URL: http://bar.parliament. gov.ru/common/upload/verstka/common/mozilla_pdf/web/viewer.html?file=http://bar.parlament.gov.ru/ common/web_services/secure_download/Resource-128101/9.pdf
3 Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. (основные положения) // URL: http://ac.gov.ru/ files/content/1578/11-02—14-energostrategy-2035-pdf.pdf
4 Приоритеты России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // URL: http://www.vneshmarket.ru/ contenVdocument_r_8DF19017-6B31-40D9-9F8A-E48EF5FEE896.html
5 Перспективы энергетического сотрудничества Россия — АТР (в экспертных оценках) // URL: http://isem.irk.ru/symp2010/papers/RUS/S1-16r.pdf
десятилетие АТР является самым быстрорастущим и инвестиционно привлекательным регионом.
Однако с ростом населения и развитием промышленного производства в это же десятилетие наблюдается увеличение потребления энергии в 1,5 раза, а также снижение обеспеченности собственными энергоресурсами, что влечёт за собой рост потребности в импорте нефти и газа6. Недостаточность ресурсной базы и увеличение темпов прироста населения заставляет страны увеличивать импорт энергоресурсов.
В 2015 г. наибольшая доля импорта АТР пришлась на Саудовскую Аравию и Объединённые Арабские Эмираты, но сегодня Россия заметно укрепляет свои позиции и составляет около 9% от общего объёма импорта АТР. Это объясняется тем, что Россия является выгодным поставщиком углеводородов для ряда стран АТР. Преимущество обусловлено такими факторами, как близость к рынкам сбыта, возможность поставок в больших объёмах, возможность трубопроводных поставок, а также высокое качество нефти и газа.
В 2000—2015 гг. в России произошёл более чем 12-кратный рост экспорта первичных энергоресурсов в восточном направлении, в том числе поставки угля увеличились с 12,8 до 51,7 млн т, нефти — с 1,5 до 65,5 млн т, природного газа — с 0 до 9,5 млн т7. При этом доля восточного направления в экспорте российских энергоресурсов в 2015 г. составила: по углю — 34%, нефти — 27%, природному газу — 10%. В дальнейшем предполагается увеличение поставок на азиатские рынки.
Можно выделить несколько наиболее перспективных направлений сотрудничества российских энергетических компаний с партнёрами из АТР (см. табл.).
На сегодняшний день все представленные формы сотрудничества осуществляются в различной степени. Максимальное развитие получили долгосрочные контракты на поставку энергоресурсов. Стабильно высокий спрос на энергоресурсы в странах АТР и возможности по диверсификации направлений их экспортных поставок обусловливают рост интереса российских энергетических компаний к рынкам данных стран. Наличие значительных запасов энергоресурсов, близость к рынкам сбыта и диверсификация поставщиков обусловливают встречный интерес партнёров из АТР к российским энергоресурсам8.
Россия укрепляет отношения с АТР. За 2017 г. Россия с Японией создали Консультационный энергетический совет, в котором обсуждаются вопросы
6 Сечин И. И. Энергетические рынки АТР и возможности компании «Роснефть» // URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/175467/news_today_04092015_2.pdf
7 UN Comtrade Database // URL: https://comtrade.un.org/data/
8Дёмина О. В. Сотрудничество России и стран АТР в энергетической сфере // Пространственная экономика. 2012. № 2. С. 136-138.
Таблица
Наиболее перспективные направления сотрудничества российских энергетических компаний со странами АТР9
Направление сотрудничества Примеры совместных проектов/программ/соглашений
Долгосрочные контракты на поставку энергоресурсов Контракты на поставку сахалинского СПГ в Японию (130 млн т за 20 лет) и Республику Корея (30 млн т за 20 лет). Долгосрочные контракты на поставку российских энергоресурсов в Китай: 25-летний контракт на поставку 365 млн т нефти, 25-летний контракт на поставку 100 млрд кВтч электроэнергии, 30-летний контракт на поставку 1140 млрд куб. м природного газа
Проектное финансирование 20%-ное участие китайской компании CNPC в проекте ОАО «Новатэк» Ямал СПГ. 20%-ное участие индийской нефтегазовой корпорации ONGC Videsh Ltd. в акционерном капитале проекта «Сахалин - 1», подготовку к строительству которого ведёт ОАО «НК «Роснефть» в рамках проекта «Сахалин - 1». Совместные российско-вьетнамские предприятия с участием КНГ PetroVietnam
Поставки оборудования и сервисное обслуживание Поставки компанией «Росатом» ключевого оборудования ядерного острова для блоков № 7 и № 8 китайской АЭС «Тяньвань» и для блоков № 3 и № 4 китайской АЭС «Сюйдапу». Пуск блока № 7 АЭС «Тяньвань» запланирован на 2026 год, блока № 8 — на 2027 г. Пуск обоих блоков АЭС «Сюйдапу» запланирован на 2028 г.
Совместное строительство инфраструктурных объектов Строительство ОАО «НК «Роснефть» и китайской компанией CNPC Тяньцзиньского НПЗ
Участие в разведке и добыче углеводородов Разработка ОАО «НК «Роснефть» и китайской компании CNPC Среднеботуобинского месторождения (проект Таас-Юрях)
Совместные научно-технические разработки в области энергетики Сотрудничество России и Китая по сооружению китайского демонстрационного реактора на быстрых нейтронах (CFR600). Подписано межправительственное соглашение и рамочный контракт. Российская сторона, имеющая большой практический опыт в создании и эксплуатации быстрых реакторов, будет задействована в части поставок элементов данного демонстрационного реактора, оказании услуг и поставок топлива
9 Минакир П. А., Дёмина О. В. Россия в АТР: развитие и сотрудничество в энергетике // Регионалистика. 2017. Т. 4. № 2. С. 54-62
экспорта и импорта энергоресурсов; совместно с Индией Россия обеспечивает реализацию программы по расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере.
В 2017 г. Россия поставила в Японию 7,74 млн т газа, что составило около 10% от всего импорта Японии. Наиболее лояльным поставщиком энергоресурсов для Японии является Россия. Именно ориентация на Россию, как на главного поставщика позволяет сократить транспортные издержки Японии. Перспективным проектом этого направления является газопровод, проложенный с острова Сахалин на остров Хоккайдо. Япония заинтересована в этом проекте из-за низкой стоимости трубопроводного газа и отсутствия необходимости строительства отдельной инфраструктуры для газификации. Страна гарантирует, что данный проект не попадёт под санкции и не потребует значительных затрат с российской стороны.
Особенно продуктивно развивается российско-китайское сотрудничество в нефтегазовой отрасли. Несмотря на то что Китай и сам располагает значительными запасами нефти и газа, но растёт численность населения, а следовательно, и потребление.
Энергетическая политика Китая направлена на поддержание энергетической безопасности страны, т. е. обеспеченности страны ресурсами и доступными ценами на них. Китайское правительство стремится максимально диверсифицировать источники поставок топлива. На сегодняшний день Китай активно импортирует нефть и газ не только из России, но и из Саудовской Аравии и даже сланцевые энергоресурсы из США. Кроме наращивания объёмов импортируемого топлива Китай инвестирует в разработку новых проектов по добыче и переработке энергоресурсов, а также в разведку новых месторождений на территории других государств. В связи с этим Китай и Россия укрепляют взаимовыгодное энергетическое сотрудничество, и, по словам экспертов, эти отношения носят долгосрочный характер во многом потому, что сходятся интересы России и КНР в энергетической сфере.
За период с 2015 по 2017 г. был заключён ряд ключевых соглашений, направленных на организацию поставок природного газа из России в КНР:
• Восточный маршрут. В декабре 2015 г. подписано соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири», включая подводный переход через реку Амур. В сентябре 2016 г. подписан ЕРС-контракт на строительство подводного перехода трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через реку Амур.
• Западный маршрут. В мае 2015 г. подписано Соглашение между ПАО «Газпром» и СЛРС об основных условиях поставок газа в Китай по «западному» маршруту. В сентябре 2015 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок в Китай природного газа с Дальнего Востока России между ПАО «Газпром» и СЛРС.
Рынок Китая представляет безусловный интерес для отечественных нефтегазовых компаний ввиду его быстрого развития. Другим немаловажным фактором является заинтересованность России в обмене технологиями и оборудованием для обслуживания месторождений и переработки нефти и газа. Китай же обеспечивает себя запасами энергоресурсов, а также расширяет свои сферы влияния.
За 2016—2017 гг. Китай и Россия реализовали ряд соглашений о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью. Помимо соглашений страны приступили к реализации и продвижению таких нефтегазовых проектов, как Ямал СПГ, магистральный газопровод «Сила Сибири», ВНХК — Высокотехнологичный нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс, Тяньцзинь-ский нефтеперерабатывающий завод.
Российские энергетические проекты Сибири и Дальнего Востока и их роль в укреплении сотрудничества со странами АТР
Ямал СПГ — проект по добыче и поставке природного газа на остров Ямал, а также на экспорт в страны АТР. Первая очередь проекта была запущена в конце 2017 г., вторая и третья очереди будут запущены в 2018 и 2019 г. соответственно. Объёмы производства Ямал СПГ после полного запуска мощностей будут способны обеспечивать энергоресурсами не только полуостров Ямал, но также позволят России увеличить экспорт сжиженного природного газа на рынок АТР в 2,5 раза.
По словам главы компании «Новатэк» Л. Михельсона, 90% производимого ресурса будет направлено в страны АТР. По оценкам специалистов, Ямал СПГ будет иметь неоспоримое конкурентное преимущество — низкую себестоимость добычи, что скажется на цене поставляемого топлива она будет ниже, чем у конкурентов, даже учитывая сложность доставки через арктические льды. С экономической точки зрения, проект имеет большие перспективы. Согласно анализу компании Test firm, уже на данном этапе Ямал СПГ имеет положительный коэффициент покрытия инвестиций и коэффициент абсолютной ликвидности10. Кроме того, показатели рентабельности продаж и рентабельности активов в два раза превышают отраслевые и общероссийские нормы. Предполагается, что вторая и третья очереди проекта укрепят лидерские позиции этого проекта и зададут тренд развития аналогичных проектов в стране11.
10 Финансовое состояние ОАО «Ямал СПГ» (сравнительный анализ по данным Росстата) // URL: https://www.testfirm.ru/result/7709602713_oao-yamal-spg.
11 Новак А. В. Окно возможностей для России // URL: https://minenergo.gov.ru/node/10283
Реализация всего потенциала СПГ будет способствовать увеличению доли России на мировом рынке газа с текущих 4-5% до 15—20%, и это включено в одну из задач стратегии развития российской энергетики до 2035 г.
Многие иностранные финансовые и энергетические компании уже выразили свою готовность инвестировать в СПГ-проекты, потому что Ямал СПГ и «Сахалин — 2» уже доказали свою рентабельность. Развитие СПГ проектов даст мультипликативный эффект для экономики России: увеличатся инвестиции в экономику, налоговые доходы, экспорт в страны АТР, что положительно отразится на ВВП страны, который может дополнительно увеличиться на 1,5%. В связи с перспективностью и наличием огромного потенциала СПГ-проектов требуются меры для ускорения развития сегмента СПГ.
Кроме развития газового сегмента энергетического рынка будет развиваться и нефтяной сегмент. И главной задачей на этом рынке является диверсификация экспортируемой продукции. Для реализации этой задачи разрабатывается проект Высокотехнологичного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса (ВНХК) на Дальнем Востоке. ВНХК — совместный проект ОАО «Роснефть» и китайской корпорации ChemChina, которая инвестировала 40% от всего уставного капитала проекта.
Но для реализации такого масштабного проекта иностранных инвестиций недостаточно и требуется дополнительная поддержка государства. В 2018 г. должна быть представлена окончательная программа реализации данного проекта. По предварительным оценкам, ВНХК должен не только решить главную проблему дефицита и высокой стоимости топлива в Дальневосточном регионе, но и позволить эффективно использовать конъюнктуру рынка АТР для экспорта нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Как один из наиболее масштабных нефтяных проектов на Дальнем Востоке ВНХК станет основой кластерного развития региона.
Механизмы привлечения российских и зарубежных инвесторов в развитие нефтегазовой инфраструктуры Дальнего Востока
Нефтегазовая отрасль — одна из самых капиталоемких отраслей производства. Для поддержания существующих и разведки новых месторождений, внедрения инновационных технологий в сфере добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов требуются значительные вложения не только со стороны компаний, но и со стороны государства, так как энергетический сектор занимает ведущие позиции в структуре ВВП и доходов бюджета. Запасы нефти и газа сокращаются, поэтому на данный момент преобладает интенсивное развитие месторождений, потому что для экстенсивного роста база исчерпана. В последнее время государство активно поддерживает энергетическую отрасль и создаёт благоприятные условия для её развития, а также для привлечения инвестиций.
Основными политическими инструментами являются создание новых институтов, территорий опережающего развития (ТОР), продвижение порто-франко* во Владивостоке, а также вовлечение ключевых акционеров: Китая, Японии, Республики Корея, Австралии и Сингапура.
29 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», а 30 марта 2015 г. он вступил в силу12. Закон был направлен на привлечение крупных иностранных инвесторов, а также переориентацию крупного российского бизнеса на внутренние офшоры. Основное отличие ТОР от других экономических зон, создаваемых ранее в России, заключается в создании специальных условий для конкретного инвестора. Территории опережающего развития — это не просто площадки с налоговыми преференциями, а целая концепция социально-экономического развития, поддержанная инфраструктурными проектами13.
Для потенциального инвестора становится крайне выгодно вкладывать свои капиталы в Дальний Восток. Проанализируем несколько ключевых показателей, характеризующий инвестиционный климат на Дальнем Востоке (на первые 10—15 лет работы новых предприятий) и ряде других инвестиционно привлекательных стран (Южная Корея, Китай, Сингапур, Канада, США и Япония).
Так, налог на прибыль на территориях опережающего развития становится беспрецедентно низким для развитых и развивающихся стран. Его значение в 10% соответствует показателю Республики Кореи. Это в полтора раза меньше налога на прибыль в Китае или Сингапуре и более чем в два раза меньше соответствующего налога в Канаде, Японии или США. При этом размер страховых взносов (8%) на территориях Дальнего Востока равен процентной ставке США. В Китае этот показатель зафиксирован на уровне 27%. Таможенное оформление в КНР также является длительным процессом и достигает 20 дней. На 9 дней меньше оно происходит в Японии. Минимальное количество дней на таможенное оформление снова приходится на Дальний Восток, а также на Сингапур и США (6 дней)14.
12 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего соци-аль-но-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172962/
13 Osipov V. S., Skryl T. V., Nevskaya N. A., Shavina E. V. The territories ofthe priority development: genesis of the institutes // International Business Management. 2016. Т. 10. № 9. С. 1649-1657.
* Порто-франко (итал. porto franco — свободный порт) — порт (или его определённая часть), пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства. Часто создаётся при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота.
14 Шавина Е. В., Надырова Е. М. Территории опережающего развития как ключевой инструмент поддержки экономики в условиях санкций // Экономика образования. 2015. № 4. С. 79—87.
В марте 2017 г. Правительство России приняло решение о создании территории опережающего развития «Нефтехимический» (Приморский край)»15. В неё включены проекты, направленные на создание добавленной стоимости энергоресурсов путём их диверсификации. Резидентами ТОР в будущем могут стать не только российские, но и зарубежные компании.
Согласно действующему законодательству резиденты ТОР будут получать следующие преференции: общий размер страховых взносов на 10 лет составит 7,6%, в то время как для нерезидентов — 30%; в течение первых лет освобождение от налогов на прибыль, землю и имущество (вместо 20% для нерезидентов). Сотрудничество России с китайской корпорацией ChemChina, наличие преференций для резидентов ТОР, а также высокий спрос на энергоресурсы являются залогом успеха для этого проекта.
По мнению экспертов, это был первый шаг к созданию нефтехимического кластера в Приморском крае. Создание кластера будет иметь положительный эффект как для России, так и для стран—импортёров. Прежде всего сократятся издержки производства для российских компаний и будут созданы тысячи рабочих мест для местных жителей, за счёт чего снизится цена для импортёров, что сегодня очень важно в связи с выходом США на рынок энергоресурсов.16
Заключение
Близость к рынкам сбыта и налоговые льготы, предоставляемые нефтегазовым компаниям и позволяющие сократить издержки и развивать технологии, является залогом конкурентоспособности России на энергетическом рынке АТР Основная задача России на рынке АТР — использовать преимущество перед Соединёнными Штатами, потенциал Сибири и Дальнего Востока и накопленный опыт международных отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона для увеличения объёмов экспорта, укрепления международных позиций на рынке и возможности международного посредничества для усиления влияния.
М. В Ломоносов говорил: «Российское могущество будет прирастать Сибирью». Сегодня России выпала возможность развивать северо-восточные территории за счёт возрастающего ресурсного потенциала. Активное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона создаёт благоприятные
15 Постановление от 7 марта 2017 г. № 272 «О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" (Приморский край) » // URL: http://government.ru/ docs/26730
16 Приоритеты России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // URL: http://www.vneshmarket.ru/ contenVdocument_r_8DF19017-6B31-40D9-9F8A-E48EF5FEE896.html
условия для развития Дальнего Востока, в первую очередь за счёт использования сырьевых и географических преимуществ. Рационально используя свой энергетический потенциал, Россия, несомненно, сможет занять лидирующие позиции в вопросах экспорта энергоресурсов и обеспечения энергетической безопасности стран АТР.
Список литературы
База данных UNCTAD // URL: http://unctadstat.unctad.org/EN [Baza dannyh UNCTAD // URL: http://unctadstat.unctad.org/EN] Дёмина О. В. Сотрудничество России и стран АТР в энергетической сфере // Пространственная экономика 2012. № 2. С. 523.
[Dyomina O. V. Sotrudnichestvo Rossii i stran ATR v ehnergeticheskoj sfere // Prostranstvennaya ehkonomika 2012. № 2. S. 524]
Минакир П. А., Дёмина О. В. Россия в АТР: развитие и сотрудничество в энергетике // Регионалистика. 2017. Т. 4. № 2. С. 488.
[Minakir P. A., Dyomina O. V. Rossiya v ATR: razvitie i sotrudnichestvo v ehnergetike // Regionalistika. 2017. T. 4. № 2. S. 488]
Новак А. В. Об основных вопросах развития топливно-энергетического комплекса на современном этапе. Особенности региональной энергетической политики // URL: http://bar.parliament.gov.ru/common/upload/verstka/common/mozilla_pdf/web/ viewer.html?file=http://bar.parlament.gov.ru/common/web_services/secure_download/ Resource-128101/9.pdf
[Novak A. V. Ob osnovnyh voprosah razvitiya toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa na sovremennom ehtape. Osobennosti regional'noj ehnergeticheskoj politiki // URL: http://bar.parliament.gov.ru/common/upload/verstka/common/mozilla_pdf/web/ viewer.html?file=http://bar.parlament.gov.ru/common/web_services/secure_download/ Resource-128101/9.pdf]
Новак А. В. Окно возможностей для России // URL: https://minenergo.gov.ru/ node/10283
[NovakA. V. Okno vozmozhnostej dlya Rossii // URL: https://minenergo.gov.ru/ node/10283]
Перспективы энергетического сотрудничества Россия — АТР (в экспертных оценках) // URL: http://isem.irk.ru/symp2010/papers/RUS/S1-16r.pdf
[Perspektivy ehnergeticheskogo sotrudnichestva Rossiya — ATR (v ehkspertnyh ocenkah) // URL: http://isem.irk.ru/symp2010/papers/RUS/S1-16r.pdf]
Постановление от 7 марта 2017 г. № 272 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Нефтехимический» (Приморский край) » // URL: http://government.ru/docs/26730/
[Postanovlenie ot 7 marta 2017 g. № 272 «О sozdanii territorii operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya «Neftekhimicheskij» (Primorskij kraj) » // URL: http://government.ru/docs/26730/]
Приоритеты России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // URL: http://www. vneshmarket.ru/content/document_r_8DF19017-6B31—40D9—9F8A-E48EF5FEE896. html
[Prioritety Rossii v Aziatsko-Tihookeanskom regione // URL: http://www.vneshmarket. ru/content/document_r_8DF19017-6B31—40D9—9F8A-E48EF5FEE896.html]
Сечин И. И. Энергетические рынки АТР и возможности компании «Роснефть» // URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/175467/news_today_04092015_2. pdf
[Sechin I.I. EHnergeticheskie rynki ATR i vozmozhnosti kompanii «Rosneft'» // URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/175467/news_today_04092015_2.pdf] Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего соци-ально-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/
[Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2014 g. № 473-FZ «О territoriyah operezhayushchego soci-al'no-ehkonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federacii» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/
Финансовое состояние ОАО Ямал СПГ (сравнительный анализ по данным Рос-стата) // URL: https://www.testfirm.ru/result/7709602713_oao-yamal-spg
[Finansovoe sostoyanie OAO «YAmal SPG» (sravnitel'nyj analiz po dannym Rosstata) // URL: https://www.testfirm.ru/result/7709602713_oao-yamal-spg]
Шавина E. В., Надырова E. М. Территории опережающего развития как ключевой инструмент поддержки экономики в условиях санкций // Экономика образования. 2015. № 4. С. 79-87.
[SHavina E. V., Nadyrova E. M. Territorii operezhayushchego razvitiya kak klyuchevoj instrument podderzhki ehkonomiki v usloviyah sankcij // EHkonomika obrazovaniya. 2015. № 4. S. 79-87]
Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. (основные положения) // URL: http://ac.gov.ru/files/content/1578/11-02-14-energostrategy-2035-pdf.pdf
[EHnergeticheskaya strategiya Rossii na period do 2035 g. (osnovnye polozheniya) // URL: http://ac.gov.ru/files/content/1578/11-02-14-energostrategy-2035-pdf.pdf]
Osipov V. S, Skryl T. V., Nevskaya N. A., Shavina E. V. The territories of the priority development: genesis of the institutes // International Business Management. 2016. Т. 10. № 9. С. 1649-1657.
UN Comtrade Database // URL: https://comtrade.un.org/data/