Научная статья на тему 'Сотрудничество России и стран АТР в области энергоресурсов'

Сотрудничество России и стран АТР в области энергоресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азиатско-Тихоокеанский регион / АТР / Российская Федерация / экспорт / импорт / экономическое сотрудничество / энергетический сектор / экспорт газа / энергоносители / СПГ / Asia-Pacific region / APR / Russian Federation / export / import / economic cooperation / energy sector / gas export / energy carriers / LNG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басилашвили Татьяна Павловна, Барановская Полина Владимировна

Статья посвящена роли газового сектора в углублении сотрудничества России со странами АТР. Была отмечена тенденция роста спроса на газ (в частности – на сжиженный природный газ) у стран региона. В результате анализа основных стратегических документов Российской Федерации (Энергетические стратегии, Долгосрочная программа развития производства СПГ) была выявлена нацеленность России на расширение экономического сотрудничества со странами АТР посредством экспорта сжиженного природного газа. На современном этапе возникают новые возможности для наращивания сотрудничества «Россия – АТР» в рамках торговли продукцией газового сектора. Однако появляются также и новые риски, вызванные преимущественно геоэкономической нестабильностью и постковидным восстановлением экономик государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy Resources of Russia and APR Countries

The article is devoted to the role of the gas sector in deepening economic cooperation between Russia and the countries in the Asia-Pacific region. The growing demand for gas (in particular, for liquefied natural gas) in the countries of the region is noted. The analysis of the main strategic documents of the Russian Federation (Energy Strategies, Long-term LNG Production Development Program) revealed Russia’s focus on expanding economic cooperation with the Asia-Pacific countries through the export of liquefied natural gas. At present, new opportunities for cooperation between Russia and the Asia-Pacific region in the framework of trade in gas arise. However, new risks are also emerging, caused mainly by geo-economic instability and the post-COVID recovery of the economies.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и стран АТР в области энергоресурсов»

Сотрудничество России и стран АТР в области энергоресурсов

Татьяна Павловна БАСИЛАШВИЛИ,

кандидат технических наук, доцент Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра финансов и валютно-кредитных отношений - доцент, E-mail: bastvavt@yandex.ru; Полина Владимировна БАРАНОВСКАЯ, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), выпускник магистратуры, E-mail: nosochek.da@gmail.com

УДК :339.9:{338.45:620.9}; ББК:65.9(2)8; Б272 DOI: 10.24412/2072-8042-2022-7-52-65

Аннотация

Статья посвящена роли газового сектора в углублении сотрудничества России со странами АТР. Была отмечена тенденция роста спроса на газ (в частности - на сжиженный природный газ) у стран региона. В результате анализа основных стратегических документов Российской Федерации (Энергетические стратегии, Долгосрочная программа развития производства СПГ) была выявлена нацеленность России на расширение экономического сотрудничества со странами АТР посредством экспорта сжиженного природного газа. На современном этапе возникают новые возможности для наращивания сотрудничества «Россия - АТР» в рамках торговли продукцией газового сектора. Однако появляются также и новые риски, вызванные преимущественно геоэкономической нестабильностью и постковидным восстановлением экономик государств.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, Российская Федерация, экспорт, импорт, экономическое сотрудничество, энергетический сектор, экспорт газа, энергоносители, СПГ.

Energy Resources of Russia and APR Countries

Tatiana Pavlovna BASILASHVILI,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy, Department of Finance, Credit and Monetary Relations - Assistant Professor, E-mail: bastvavt@yandex.ru; Polina Vladimirovna BARANOVSKAYA,

Russian Foreign Trade Academy of the Ministry for Economic Development of the Russian Federation, Master's degree, E-mail: nosochek.da@gmail.com

& 52

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2022

Abstract

The article is devoted to the role of the gas sector in deepening economic cooperation between Russia and the countries in the Asia-Pacific region. The growing demand for gas (in particular, for liquefied natural gas) in the countries of the region is noted. The analysis of the main strategic documents of the Russian Federation (Energy Strategies, Long-term LNG Production Development Program) revealed Russia's focus on expanding economic cooperation with the Asia-Pacific countries through the export of liquefied natural gas. At present, new opportunities for cooperation between Russia and the Asia-Pacific region in the framework of trade in gas arise. However, new risks are also emerging, caused mainly by geo-economic instability and the post-COVID recovery of the economies.

Keywords: Asia-Pacific region, APR, Russian Federation, export, import, economic cooperation, energy sector, gas export, energy carriers, LNG.

Развитие топливно-энергетического комплекса сегодня - один из ключевых элементов обеспечения долгосрочной устойчивости экономики и развития Российской Федерации [2]. Энергетический сектор России помогает ускорить социально-экономическое развитие и справиться с глобальными экономическими шоками, возникающими на фоне постковидного восстановления и обострения геоэкономической напряженности.

Россия является одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех ископаемых видов топлива, мировым лидером в атомной энергетике и гидроэнергетике, что указывает на важное место энергетической отрасли для страны [23].

Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в экономике и формирует значительный приток доходов государственного бюджета (см. рисунок 1), способствуя обеспечению макроэкономической стабильности страны.

7 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

14.000 1Г,(ЮО

ю.ск»

2006 2007 2СО& 2009 2010 2011 2012 201Э 2014 201S 2016 2017 2018 2Я1в 2020

Длакцдь>пт Pi прйЧИй Дй*г>Ды

исфпшонп

««ГО(И

Рис. 1 - Динамика доходов от нефтегазового сектора в федеральном бюджете Российской Федерации (2006-2020 гг.), млрд рублей

Fig. 1 - Dynamics of revenues from the oil and gas sector in the federal budget of the Russian Federation (2006-2020), billion rubles Источник: [14].

Экспорт российского газа составлял чуть менее 20% от общей стоимости экспорта энергоносителей в 2019 году [12]. В 2020 г. экспорт газа принес РФ около 25 млрд долл. США, что является минимумом с 2004 года. Эксперты связывают данный спад со снижением цен на газ в Европе (см. рисунок 2).

а .чм —•"Ж'1

1 £ о

Щ <

№0

W W JB0 JSS

3JD

Ь-т

е g1" ё 5 г» iri-l! в йчэд Ё- 1!1 | I»

в 106

14В *......

Й7

■а»-. iti

А

: га

440 .■ 0

'IS Ml щ

И» 343 .....Ш"' A .......*...... t Jli .............. ......■*..... 1SJ о »1 * 23« •

't:.......- ■ s .....- -----*...... ..... t 14» ......4 .....• 9

94 о BJ о Si о M D * 1J5 1ST

1С1Л ji»it ■W" K! да

Рис. 2 - Цены экспортируемого природного газа за 1000 м3 по месяцам (2016-2021 гг.), долл. США

Fig. 2 - Prices of exported natural gas for 1000 m3 (2016-2021) months, USD Источник: [10].

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2022

По состоянию на 2021 г. Россия стала крупнейшим в мире экспортером трубопроводного газа с долей 45% в импорте Европейского Союза [26], объемом экспорта природного газа 203,5 млрд м3 (см. рисунок 3) и выручкой от экспорта природного газа в размере 55 508 млн долл. США (см. рисунок 4). При этом общий объем экспорта продукции ТЭК равнялся в 2021 г. 264 079,5 млн долл. США (см. рисунок 5).

м>

Рис. 3 - Динамика объёма российского экспорта природного газа (2016-2021 гг.), млрд

Fig. 3 - Dynamics of the volume of Russian natural gas export (2016-2021), bln m3 Источник: [10].

Выручка in шпорю iplifKj.uiolo nn

Mens

Рис. 4 - Динамика выручки от экспорта природного газа (2016-2021 гг.), млн долл. США

Fig. 4 - Dynamics of revenues from natural gas exports (2016-2021), mln USA Источник: [10].

7 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

350 ООО.О 300 000,0

< 250 ооао

3

ö 200 ооао

d

| 150 000,0

к

% loo ооао

50000,0 0,0

Рис. 5 - Экспорт России по товарной группе «топливно-энергетические товары» (2018-2021 гг.), млн долл. США

Fig. 5 - Export of Russia by Commodity Group «Fuel and Energy Products» (2018-2021), mln. USA

Источник: составлено автором на основе [19].

Россия стремится использовать возможности производства и экспорта газа, а в частности - сжиженного природного газа (СПГ), для укрепления экономического взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В конце 1970-х годов РФ планировала экспорт советского СПГ в США и Японию. Но в конечном итоге политические события и изменения в законодательстве помешали этому произойти. Затем, на протяжении 90-х и к началу 2000-х, экспорт СПГ стал новой темой российской газовой стратегии в условиях динамичной мировой добычи газа. В контексте «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» (ЭС-2020), утвержденной распоряжением правительства в 2003 г., до 2010-х гг. производство СПГ рассматривалось как вариант для расширения форм и географии экспорта российского газа [3].

Следующая «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (ЭС-2030) определила СПГ в числе необходимых продуктов с высокой стоимостью для диверсификации структуры энергетического экспорта [4]. В качестве факторов усиления позиций России на внешнем рынке, повышения эффективности экспорта и диверсификации рынка сбыта, в частности в Азиатско-Тихоокеанский регион, указывается производство и транспортировка СПГ [4].

С 2012 года вопросы производства и экспорта СПГ вышли на первый план как важнейшие вопросы для всего российского топливно-энергетического комплекса. Ключевым решением и институциональной инновацией стала частичная либера-

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2022

лизация экспорта СПГ в конце 2013 года, поддержанная Государственной думой и лично Президентом РФ.

Вопрос производства СПГ связан с другими крупными задачами, закрепленными в среднесрочных стратегических целях России, такими как развитие Арктической зоны [1] и продвижение Северного морского пути (СМП) как международного торгового пути между Европой и Азией [5].

В 2020 г. была опубликована Энергетическая стратегия России до 2025 года (далее - ЭС-2035), а в 2021 г. - «Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа» (далее - ДПРП СПГ). С целью остаться в числе крупнейших экспортеров газа на глобальном уровне оба документа подчеркивают необходимость для России предвидеть возможности дальнейшего развития мирового газового рынка ввиду активного расширения торговли СПГ на мировом рынке и усилившейся конкуренции [6]. В этом контексте ЭС-2035 предусматривает выход России в число мировых лидеров по производству и экспорту СПГ. В ДПРП СПГ подробно описывается планомерное и быстрое увеличение производства СПГ, представлены основные предпосылки, при которых Россия намерена занять лидирующую позицию на глобальном рынке (см. таблицу 5).

Таблица 1

Сравнение планов по производству СПГ в России (млн т/год)

2020 2024 2030 2035

ЭС-2030 (2009) 33-35 50

ЭС-2035 (2020) 18,9 46-65 80-140

ДПРП СПГ (2021) 63-102.5

Источник: составлено автором на основе [4], [5], [7].

Согласно ДПРП СПГ, открывшееся во второй половине 2020-х годов окно возможностей, вызванное превышением мирового спроса над предложением, оставляет России пространство для наращивания экспорта, в частности в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом спрос на СПГ вырастет до 521 млн т/год и 882 млн т/год соответственно к 2030 и 2050 годам [7]. Отмечается, что получаемые экономические выгоды будут постоянными: экспорт составит до 150 млрд долларов и принесет столько же дополнительных инвестиций в российскую экономику. Кроме того, в документе перечислены основные вызовы для российской экспансии в части СПГ, в том числе усиление международной конкуренции и риски снижения спроса на газ на фоне замедления глобального энергетического перехода [7].

7 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 ^

Согласно последней редакции ЭС-2035, основными задачами газовой отрасли России являются развитие внутреннего рынка газа и обеспечение внутренних потребностей в энергии; гибкая реакция на динамику мирового газового рынка; развитие производства и потребления сжиженного природного газа; разработка и использование газа в качестве моторного топлива [6].

В последнее десятилетие постепенно сформировался глобальный газовый рынок, чему способствовали крупные инвестиции в инфраструктуру для производства, транспортировки, регазификации и потребления СПГ по всему миру. Также произошло увеличение числа экспортеров и импортеров СПГ, при этом наблюдалась структурная перестройка мировой добычи и торговли газом (см. рисунки 6 и

7).

Рис. 6 - Сравнение стран по объему экспортируемого СПГ (2011 и 2020 гг.), млн тонн Fig. 6 - Comparison of countries by volume of exported LNG (2011 and 2020), mln tons Источник: [23].

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2022

Рис. 7 - Сравнение стран по объему импортируемого СПГ (2011 и 2020 гг.), млн тонн Fig. 7 - Comparison of countries by volume of LNG imported (2011 and 2020), mln tons Источник: [23].

В течение 2020 года торговля СПГ продемонстрировала рост, превысив исторический максимум в 356,1 миллионов тонн [27], а рынки Азиатско-Тихоокеанского региона расширили потребление до более 70% мирового импорта СПГ. Как видно из рисунка 7, именно страны АТР являются лидерами по объему импорта сжиженного природного газа.

Кроме того, динамика международной торговли стимулирует механизм ценообразования и конкуренцию между странами-экспортерами газа, в то время как рост гибкости и спотовых поставок СПГ способствует сближению различных рыночных цен. Вследствие этого рынок СПГ становится еще более глобальным и конкурентным. В период с 2005 по 2020 год доля газа по рыночным ценам выросла с 62% до 71,5%, сократив долю регулируемых цен. При этом с 2016 по 2020 г. доля СПГ по цене «газ за газ»1 удвоилась и достигла 44% [23].

Масштабный кризис в энергетической отрасли, возникший из-за пандемии COVID-19, продемонстрировал некоторые из основных неопределенностей, влияющих на перспективы экономического сотрудничества «Россия - АТР» в разрезе газовых контрактов. Колебания со стороны предложения и спроса, вызванные перебоями в поставках и ценовыми шоками, усложнили политику даже крупных импортеров газа [23]. Кроме того, технические проблемы, падение спроса из-за

^ 59

Российский внешнеэкономический вестник 7 - 2022

ограничений, связанных с пандемией, а также коммерческие проблемы из-за изменения цен привели к тому, что несколько производителей СПГ сократили свой экспорт [27].

В данный момент геополитическая нестабильность и санкции в отношении России, введенные по причине обострения российско-украинских отношений, создают риск того, что торговля сырьевыми товарами может быть нарушена. Этот риск проявляется в значительном росте цен на основные сырьевые товары (см. рисунок 8), что может привести к еще большему росту мировой инфляции и замедлению роста экономик в глобальном масштабе.

1Л0

120

201S 2014 2020 2021 2Ш

Рис. 8 - Динамика цены нефти марки Brent (2018-2022 гг.), долл. США Fig. 8 - Price dynamics of Brent (2018-2022), USD Источник: [22].

По мере обострения конфликта некоторые страны Запада выступили с заявлениями об отказе от российских энергоресурсов (см. таблицу 2).

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2022

Таблица 2

Санкции в отношении РФ в разрезе энергоресурсов

Дата Страны Ограничительные меры

08.03.2022 США ► Запрет на импорт российских нефти, нефтепродуктов, газа и угля ► Запрет на инвестиции в российский энергетический сектор

Великобритания Прекращение импорта российской нефти и нефтепродуктов до конца 2022 г.

Латвия, Литва, Эстония Заключение соглашения об отключении от Электрического кольца Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (ЭК БРЭЛЛ) и подключении к Синхронной сети континентальной Европы

11.03.2022 Австралия Запрет на импорт российских нефти, нефтепродуктов, газа и угля

Канада Запрет на импорт российских нефтепродуктов

12.03.2022 Германия Прекращение потребления российского угля к осени 2022 г. и практически полное прекращение потребления нефти - к концу 2022 г.

17.03.2022 Польша Прекращение импорта российского газа после завершения действующего контракта о закупке газа по Ямальскому газопроводу в декабре 2022 г.

19.03.2022 Болгария Прекращение участия в переговорах о новом газовом соглашении с «Газпромом» после истечения срока действующего до конца 2022 г. договора

22.03.2022 Финляндия Невыдача лицензии АЭС «Ханхикиви-1»

Источник: составлено автором на основе [8], [9], [11], [13], [15], [17], [18].

Хотя на данном этапе многие страны АТР придерживаются нейтральной позиции и не вводят жестких ограничительных мер в отношении российского энергетического сектора, прогнозировать динамику развития экономических отношений в области торговли энергоносителями, а в частности - трубопроводным и сжиженным газами, представляется затруднительным.

Примером негативного влияния геополитической нестабильности на экономическое взаимодействие России со странами АТР могут стать российско-японские отношения: 5 мая 2022 г. Япония отказалась присоединяться к запрету на ввоз поставок российской нефти [20], но уже 9 мая 2022 г., по словам премьера Фумио Ки-сида, Япония приняла решение постепенно отказываться от импорта российской

7 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

61 ^

нефти по причине «важности единства 072», однако пока не намерена выходить из проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» [21].

По прогнозам экспертам, однако, в условиях постпандемического восстановления экономик и геоэкономической нестабильности, когда ключевой ролью становится обеспечение доступности и устойчивости энергетического снабжения промышленного сектора, мировой спрос на газ вырастет на 350 млрд кубометров в период с 2020 по 2024 год, при этом ожидается, что объемы торговли СПГ будут на 17-23% выше доковидного уровня к 2024-2025 годам [24], [25].

В среднесрочной перспективе способность обеспечивать потребление и покрывать возникающий спрос (в том числе на рынках стран АТР), особенно в условиях сезонных пиков, геополитической неопределенности и экономических ограничений, будет приобретать еще большую ценность для глобальной газовой системы [23], что открывает выгодные перспективы для развития экономического сотрудничества России со странами АТР.

Таким образом, было показано, что газовый сектор играет важную роль в расширении экономического сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Было подчеркнуто, что в современных условиях нестабильности, а также постковидного восстановления стран большое значение будет приобретать способность покрывать растущий на мировых энергетических рынках спрос, что является выгодной возможностью для России в рамках расширения экономического сотрудничества с АТР, так как Россия является одним из крупнейших отраслевых игроков на мировом рынке энергетических ресурсов.

Расширению сотрудничества «Россия - АТР» при этом могут препятствовать такие проблемы, как усиление конкуренции на мировом рынке газа, а также шоки на энергетических рынках. Основными выявленными рисками на современном этапе являются: геоэкономическая нестабильность, вызванная постковидным восстановлением экономик мира и геополитическим фактором, повышение уровня мировой инфляции, нарушение цепочек поставок сырьевых товаров.

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2022

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 «Газ за газ» (gas-on-gas pricing mechanism, GOG) - это тип механизма формирования цен на СПГ. Цена определяется взаимодействием спроса и предложения - конкуренцией газа к газу - и торгуется в течение различных периодов (ежедневных, месячных, годовых или др.).

2 G7 (Большая семёрка) - неформальный международный клуб, куда входят семь стран (Канада, США, Великобритания, Италия, Германия, Япония и Франция).

ИСТОЧНИКИ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» / Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) @@ Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 26.10.2020 № 645 «О Strategii razvitiya Arkticheskoj zony' Rossijskoj Federacii i obespecheniya naciomFnoj bezopasnosti na period do 2035 goda» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (GSPI) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) @@ Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 «О Strategii national'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (GSPI) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р (ред. от 15.06.2009) «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2020 года» / Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) @@ Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.08.2003 № 1234-r (red. ot 15.06.2009) «Ob utverzhdenii E'nergeticheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (GSPI) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» / Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) @@ Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.11.2009 № 1715-r «Ob utverzhdenii E'nergeticheskoj strategii Rossii na period do 2030 goda» / Oficial'ny'j internetportal pravovoj informacii (GSPI) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 3120-р (ред. от 29.04.2021) «Об утверждении Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» / Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) @@ Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21.12.2019 № 3120-r (red. ot 29.04.2021) «Ob utverzhdenii Plana razvitiya infrastruktury' Severnogo

7 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

63 Q

morskogo puti na period do 2035 goda» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (GSPI) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» / Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) @@ Rasporyazhenie PraviteFstva Rossijskoj Federacii ot 09.06.2020 № 1523-r «Ob utverzhdenii E'nergeticheskoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (GSPI) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.03.2021 г. № 640-р «Об утверждении долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в РФ» / Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) @@ Rasporyazhenie PraviteFstva Rossijskoj Federacii ot 16.03.2021 g. № 640-r «Ob utverzhdenii dolgosrochnoj programmy' razvitiya proizvodstva szhizhennogo prirodnogo gaza v RF» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (GSPI) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

8. Болгария отказалась вести переговоры с «Газпромом» / РБК, 19 марта 2022 @@ Bolgariya otkazalas' vesti peregovory' s «Gazpromom» / RBK, 19 marta 2022. URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 24.04.2022).

9. В МИД Австралии анонсировали скорый запрет импорта нефти и газа из РФ / «Интерфакс», 11 марта 2022 @@ V MID Avstralii anonsirovali skory'j zapret importa nefti i gaza iz RF / «Interfaks», 11 marta 2022. URL: https://www.interfax.ru (дата обращения: 24.04.2022).

10. Газпром @@ Gazprom URL: https://www.gazprom.ru (дата обращения: 24.04.2022).

11. Германия планирует к концу года стать почти независимой от российской нефти / «Коммерсантъ», 12 марта 2022 @@ Germaniya planiruet k konczu goda stat' pochti nezavisimoj ot rossijskoj nefti / «Kommersant''», 12 marta 2022. URL: https://www. kommersant.ru (дата обращения: 24.04.2022).

12. Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019 году / Министерство экономического развития Российской Федерации @@ Itogi vneshnee'konomicheskoj deyatel'nosti Rossijskoj Federacii v 2019 godu / Ministerstvo e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

13. Канада запретила импорт нефтепродуктов из России / РБК, 11 марта 2022 @@ Kanada zapretila import nefteproduktov iz Rossii / RBK, 11 marta 2022. URL: https:// www.rbc.ru (дата обращения: 24.04.2022).

14. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) @@ Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii (Minfin Rossii) URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 24.04.2022).

15. Власти Финляндии сочли невозможным выдать лицензию на строительство АЭС «Ханхикиви» / «Интерфакс», 23 марта 2022 @@ Vlasti Finlyandii sochli nevozmozhny'm vy'dat' licenziyu na stroitel'stvo AE'S «Xanxikivi» / «Interfaks», 23 marta 2022. URL: https://www.interfax.ru (дата обращения: 24.04.2022).

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2022

16. Польша заявила об отказе от новых газовых контрактов с Россией / РБК, 17 марта 2022 @@ Pol'sha zayavila ob otkaze ot novy'x gazovy'x kontraktov s Rossiej / RBK, 17 marta 2022. URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 24.04.2022).

17. Страны Балтии запланировали отключиться от электросети РФ ранее 2025 года / «Интерфакс», 8 марта 2022 @@ Strany' Baltii zaplanirovali otklyuchit'sya ot e'lektroseti RF ranee 2025 goda / «Interfaks», 8 marta 2022. URL: https://www.interfax. ru (дата обращения: 24.04.2022).

18. США отказались от импорта российской нефти / РБК, 8 марта 2022 @@ SShA otkazalis' ot importa rossijskoj nefti / RBK, 8 marta 2022. URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 24.04.2022).

19. Федеральная таможенная служба @@ Federal'nay a tamozhennaya sluzhba URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022).

20. Япония отказалась немедленно ввести эмбарго нефти из России / РБК, 5 мая 2022 @@ Yaponiya otkazalas' nemedlenno vvesti e'mbargo nefti iz Rossii / RBK, 5 maya 2022. URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 24.04.2022).

21. Япония сократит импорт российской нефти, но не выйдет из «Сахалина-2» / РБК, 9 мая 2022 @@ Yaponiya sokratit import rossijskoj nefti, no ne vy'jdet iz «Saxalina-2» / RBK, 9 maya 2022. URL: https://www.rbc.ru (дата обращения: 24.04.2022).

22. Financial Times URL: https://www.ft.com (дата обращения: 27.03.2022).

23. Francesco Sassi, Structural power in Russia's gas sector: The commoditisation of the gas market and the case of Novatek, Energy Strategy Reviews, Volume 41, 2022, 100842, ISSN 2211-467X, https://doi.org/10.1016/j.esr.2022.100842 (дата обращения 24.04.2022).

24. Global LNG Outlook 2021-25 / International Energy Agency URL: https://www. bloomberg.com (дата обращения: 24.04.2022).

25. International Energy Agency Gas 2021: Analysis and Forecast to 2024 // International Energy Agency URL: https://www.iea.org (дата обращения: 24.04.2022).

26. Statistical Review of World Energy // BP URL: https://www.bp.com (дата обращения: 24.04.2022).

27. World LNG Report 2021 / International Gas Union URL: https://www.igu.org (дата обращения: 24.04.2022).

7 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

65 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.