Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОСТКОНФЛИКТНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ХАТЛОНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОСТКОНФЛИКТНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ХАТЛОНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / ЭКОНОМИКА / ХАТЛОНСКОЙ ОБЛАСТИ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ / ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифзода Рамазони Алимурод

В данной статье автор на основе анализа научной литературы рассматривает, экономик Хатлонской области 90-х годов в результате разрыва экономических связей с бывшими союзными республиками, а также переход на рыночные отношения и гражданскую войн. Возможности развития экономки за счёт увеличения производства товаров и услуг не использовались, а потому объёмы промышленного и сельскохозяйственного производства существенно уменьшились. В республике Таджикистан вследствие распада СССР, разрыва традиционных хозяйственных связей с другими республиками, а также гражданской войны и продолжительной общественно-политической нестабильности объемы целевых инвестиций в соответствии отраслевых необходимостей из всех источников финансирования сократились до критически низкого уровня. Следует отметить, что инвестиционный коэффициент отраслей в Республики Таджикистан как не был определён при СССР, так и до сих пор эта величина остаётся неизвестной переменной в том числе и по отдельным регионам республики. На мировых ринках капитала Республики Таджикистан все еще остаётся заемщиком и при недостаточном уровне сбережений внутри страны экономика нуждается в существенном увеличении притока прямых иностранных инвестиций и капиталовложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN SOLVING THE PROBLEMS OF POST-CONFLICT RECONSTRUCTION AND FURTHER DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF KHATLON REGION

Based on an analysis of the scientific literature, the author considers in this article that the economy of the Khatlon region of the 90s as a result of the breakdown in economic ties with the former Soviet republics, as well as the transition to market relations and civil war, did not use the possibility of developing the economy by increasing the production of goods and services , but because the volume of industrial and agricultural production has decreased significantly. In the Republic of Tajikistan, due to the collapse of the USSR, the rupture of traditional economic ties with other republics, as well as the civil war and prolonged socio-political instability, the volume of targeted investments from all sources of financing reduced to critically low levels in accordance with industry needs. It should be noted that the investment coefficient of industries in the Republic of Tajikistan was not determined during the USSR, and so far this value remains an unknown variable, including for certain regions of the republic. At the world capital markets of the Republic of Tajikistan, it still remains a borrower, and with insufficient savings within the country, the economy needs to significantly increase the inflow of foreign direct investment and investment. It should be noted that attracting investment in the Tajik economy is one of the necessary conditions for the country to overcome the economic crisis. This requires significant regulatory and organizational efforts by both local authorities and individual enterprises, and financial institutions. In general, these efforts should be aimed at creating favorable conditions for attracting foreign investment.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОСТКОНФЛИКТНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ХАТЛОНСКОЙ ОБЛАСТИ»

всего он был купцом и путешественником, так как посвятил большую часть своей жизни этим ремеслам. Автор приступает к освещению той эпохи с целью описания жизни Мирзо Сироджидина Хакима. Достоверными фактами доказано, что после перехода на новыш капиталистические отношения, купцыг Бухарского эмирата столкнулись с большими трудностями.

В статья основное внимание уделяется коммерческой деятельности Мирзо Сиродджидина Хакима, дела которого продвигаются хорошо благодаря новыми финансовыми достижениями, то есть банкам его путешествиях в азиатские и европейские страныг быто не только ознакомления с жизнью людей, но и занятие коммерческой деятельностью, об услугах, которых оказал своему обществу великий купец.

Ключевые слова: купец, коммерческий, путешественник, Бухара, таджик, меняльщик, Азия, Европа, семена, кокон, посредник, царь.

FAMOUS TAJIK MERCHANT AND TRAVELER

This article describes the activities of the famous Tajik merchant and traveler Mirzo Sirojiddin Hakim, who lived in the middle of the XIX century - the beginning of the XX century. At the beginning of the article, the author emphasizes that although he is known as a writer and a doctor, but above all he was a merchant and traveler, as he devoted most of his life to these crafts. Then the author proceeds to cover that era in order to describe the life of Mirzo Sirojiddin Hakim. Reliable facts have proved that after the transition to new capitalist relations, the merchants of the Bukhara Emiratefaced great difficulties.

The middle partfocuses on the commercial activities ofMirzo Sirojiddin Hakim, whose business is progressing well thanks to new financial achievements, that is, banks.

In the next section of the article, the author talks about his travels. It is noteworthy that the purpose of this trip to Asian and European countries was not only to familiarize with the life ofpeople, but also to engage in commercial activities. In the end it tells about the services that a great merchant rendered to his society.

Keywords: merchant, commercial, traveler, Bukhara, tajik, money changer, Asia, Europe, Puffin, mediator,

king.

Сведение об автор:

Ёров А.Ш. - докторант кафедрыг зарубежного регионоведения, факултета международных отношений Таджикского национального университета проспект Рудаки 17 Тел. (+992) 918656041

About the autor:

Yorov А.БИ. - Doctoral candidate of Department of Foreignarea studies of Faculty of International Relations, Tajik National University, Rudaki avenue, 17, Tel: (+992) 918656041.

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПОСТКОНФЛИКТНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ХАТЛОНСКОЙ ОБЛАСТИ

Шарифзода Р.

Таджикский национальный университет

После распада СССР и разрушение единого экономического пространства привели к тому, что большинство предприятий как Нурекская ГЭС, Яванский электрохимический завод, Таджикский алюминиевый завод, Вахшский азотнотуковый завод, железная дорога Термез-Курган-Тюбе-Яван перестало функционировать, а потому экономика южных районов страны очень сильно пострадала. Следует отметить, что суверенная Республика Таджикистан с первых дней столкнулась с весьма сложными проблемами. Разрыв экономических связей с бывшими союзными республиками, гражданская война, охватившая в начале 90-х годов ХХ в. почти все районы Центрального и Южного Таджикистана, последствия этот войны, нехватка средств, для восстановления народного хозяйства и другие факторы отрицательно повлияли на состояние экономики республики. Поэтому экономика Хатлонской области 90-х годов в результате вышеуказанных причин, а также перехода на рыночные отношения и гражданской войны возможности развития экономки за счет увеличения производства товаров и услуг не использовались, а потому объемы промышленного и сельскохозяйственного производства существенно уменьшились. Так, промышленная продукция в целом сократилась на 59,2%, производство электроэнергии - на 12,8%, силовых трансформаторов -на 98%, минеральных удобрений - на 86,8%, хлопка- волокна на 61,8%, масла растительного на 97,5%, консервов на 97,7%.[9Л08.с.] На протяжение практического всего периода независимости Республики Таджикистан пребывает в состоянии глубоко экономического кризиса. Переход к рыночной экономике ознаменовался весьма ощутимыми социально - экономическими издержками.

Правительство Таджикистан, несмотря на сложные условия, продолжает последовательно осуществлять программу экономических преобразований, нацеленных на созидание эффективной

рыночной экономики. Шаг за шагом создается соответствующая правовая база, обеспечивающая, в частности, развитие малого и среднего бизнеса, благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, поддержку рыночных структур, включая финансово-банковскую сферу[2, C.42.]. В целях сокращения спада и стабилизации экономики, Правительство Таджикистана начало реализацию Программы экономических реформ на 1995-2000гг., которую впоследствии сменила экономическая программа по борьбе с бедностью и обеспечению экономического роста на период 1998-2004гг[1, с.489].

Перспективы развития производительных сил Хатлонской области связаны с функционирования на полную мощность существующих предприятий химической промышленности, электротехнических предприятий на базе освоения природных богатств области, по переработке продукции сельского хозяйства - хлопководства, садоводства и виноградарства.

Особого внимания заслуживает освоение природных ресурсов как в части рационального использования гидроэнергетических ресурсов, месторождений минерального сырья, газа и нефти, так и земельно- водных и биоклиматических возможностей области. Как отмечает председатель Хатлонская область А.М. Миралиев «используя свои природные богатства, может превратиться в высокоразвитый регион республики, так здесь сосредоточены крупные месторождения газа, нефти, золота, соли и строительных материалов. В использовании этих богатств и эффективном функционировании всей экономики области исключительно важное значение имеют железная дорога Курган-Тюбе-Куляб и автомобильная дорога Куляб-Калайхумб-Хорог»[4, с. 59.]. Ввод в действие железной дороги Курган-Тюбе-Куляб имеет исключительно важное экономическое значения для освоения капитальных вложений, в том числе инвестиций международных организаций, предусмотренных в развитии экономики южных районов республики и для ввода в действие Сангтудинской ГЭС, автомобильная дорога Куляб-Калайхумб-Хорог, развития производительных сил Кулябской группы районов.

Вместе с тем определяющим фактором развития производительных сил Хатлонской области является энергетика, на базе которой возможно определение реальных перспектив ускоренного роста главной отрасли экономики сельского хозяйства и вовлечения в хозяйственный оборот богатейших полезных ископаемых (типа месторождения соли Ходжамумин, с запасами 31 млрд. т, газа и нефти «Бештентак» с запасами более 2,7 млн.т) и земельных ресурсов[4, с.60].

Повышение экономической эффективности развития производительных сил области во многом будет определяться качеством территориальной организации производства внутри области. Региональной экономике научно обосновано, а народнохозяйственной практикой реально доказано, что организация производства на основе формирования территориальных производственных единиц является важной предпосылкой для существенного повышения социально-экономической эффективности роста производства[7, с. 61].

Развития промышленности и энергетики позволит превратить Хатлонскую область в один из развитых регионов республики. В этом плане важнейшем фактором, наряду с транспортными, энергетическими и ресурсными составляющими, является значительное расширение практики создания совместных предприятий с иностранными инвестициями.

Таким образом, перспективы более ускоренного экономического развития Хатлонской области связаны с решением ряда принципиального важных проблем, среди которых ключевыми являются эффективное функционирование железной дороги Курган-Тюбе-Куляб, строительство железной дороги до предполагаемой зоны строительства Даштиджумской ГЭС, а затем до новых гидроэлектростанций на реке Пяндж, ввод в действие Сангтудинской ГЭС, эффективное использование автомобильной дороги Куляб-Калайхумб- Хорог, вовлечение в народнохозяйственный оборот разнообразных природных ресурсов, обеспечение полной занятности трудового потенциала, создание совместных предприятий с иностранными инвестициями.

В результате экономических реформ в масштабе республики был достигнут существенный прогресс в области контролирования темпов инфляции и завершения приватизации малых предприятий. В последние несколько лет заметно ускорились темпы экономического роста, в частности валовым внутренним продукт (ВВП) возрос с 5,3 % в 1998 г. до 10,2% в 2003г. Однако уровень экономического развития в сравнении дореформенным периодам остается все ещё невысоким[10, л.7].

В 2002 году новый импульс обрели отношения Таджикистана с международными организациями, которые являются не только трибунами, для обсуждения и решения важных глобальных проблем, но и эффективном сотрудничества в интересах развития нашей страны. Как отмечает Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон «Значение сотрудничества с международными организациями в сегодняшнем мире заключается в том, что мы можем, используя их возможности, привлечь необходимые ресурсы для развития страны»[6, с.18]. В 2002 г. Правительство Республики

Таджикистан продолжая свою работу в рамках программы экономических реформ и внедрения рыночных отношений, добилось постепенного роста экономического показателей. Рост экономических показателей в 2002 году свидетельствует о том, что избранный путь развития экономики закладывает основу для постепенного, год от года улучшения жизненного уровня населения и снижения уровня бедности в стране.

В декабре 2002 года Правительством Таджикистан с целью поддержки программы экономических реформ в рамках механизма снижения уровня бедности и содействия устойчивому экономическому развитию была утверждена конкретная программа. В рамках этой программы, которую Правительство будет реализовывать в течение ближайших трех лет, предусмотрены серьезные меры в области налогово-бюджетной и денежной-кредитной политики, управления внешними займами и структурных реформ.

Основной задачей нынешней год — это выполнения Документа стратегии снижения уровня бедности- является полная и своевременная реализация следующих целей и показателей.

Во- первых для повышения эффективности макроэкономической политики и достижения финансовой стабильности необходимо обеспечить экономический рост на уровне не менее шесть процентов.

Во - вторых для обеспечения необходимого финансирования приоритетных и целевых проектов, которые в ближайшем будущем смогут способствовать устойчивому экономическую развитию, следует усовершенствовать государственную инвестиционную политику.

В 2003 году в стране намечено проведение ряда важных числу которых относится совещание инвесторов-доноров. Главной его целью является привлечение инвесторов в экономику Таджикистана для реализации инвестиционных проектов. Правительство Таджикистана наряду с привлечением внешних инвестиций должно обсудить вопрос о предоставлении равных льгот отечественным предпринимателям, которые ввозят в страну новое производственное оборудование и передовые технологии и тем самым содействуют созданию новых рабочих мест и производству конкурентно способной продукции.

Как отмечает Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон «Сегодня общие резервы действующих зарубежных инвестиций, осваиваемых в Таджикистане, составляют 463 миллиона американских долларов. В том числе в различных отраслях экономики за счет кредитов международных финансовых организаций реализуются 27 совместных инвестиционных проектов на сумму 422 миллиона долларов. Кроме этого, благодаря усилиям Правительства со стороны доноров, выделен грант в объеме 41 миллиона для реализации совместных и самостоятельных инвестиционных проектов в области социальной защиты, реконструкции сети водоснабжения города Душанбе, реформы здравоохранения и отрасли образования. Посредством инвестиционных проектов за этот период восстановлены и сданы в эксплуатацию 196 объектов социального назначения, в том числе 99 в Хатлонской области и 96 в Согдийской области»[8, с.11]. Экономическое сотрудничество республики с зарубежными странами и международными финансовыми организациями способствует упрочению отношений Таджикистана с другими государствами мира и включению нашей страны в мировую экономику[8, с. 14].

На современном этапе вопросы привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, знаний, инновационных идей приобретают большое значение для переходных экономик. Мировой опыт свидетельствует о том, что быстрый выход таких экономик из трансформационного спада представляется возможным при условии крупномасштабного и долгосрочного притока иностранных инвестиций. В республике Таджикистан вследствие распада СССР, разрыва традиционных хозяйственных связей с другими республиками, а также гражданской войны и продолжительной общественно-политической нестабильности объемы целевых инвестиций в соответствии отраслевых необходимостей из всех источников финансирования сократились до критически низкого уровня. Инвестиционный коэффициент отраслей в Республики Таджикистана как не был определён при СССР, так и до сих пор эта величина остаётся неизвестной переменной в том числе и по отдельным регионам республики. На мировых ринках капитала Республики Таджикистан все еще остаётся заемщиком и при недостаточном уровне сбережений внутри страны экономика нуждается в существенном увеличении притока прямых иностранных инвестиций и капиталовложений^, с.286].

Исследование показала, что привлечение инвестиции в таджикскую экономику является одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса. Для этого требуется значительные нормативные и организационные усилие как местной власти, так и отдельных предприятий, и финансовых институтов. В целом, эти усилия должны быть направлены на создание благоприятных условий для привлечение иностранных инвестиций. Для нормального обеспечения инвестиционного роста государству необходимо усилить:

- улучшение общего инвестиционного климата Таджикистана;

- стабилизация экономической и законодательной ситуации;

- создание эффективного экономического законодательства;

- организации внутри таджикского рынка ценных бумаг с реальным сектором экономики;

- создание свободной экономической зоны.

Республика Таджикистан, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, также достиг определенной макроэкономической стабильности, которого возникает необходимо сохранить и на его основе обеспечить дальнейшего экономического роста. Для этого нужны соответствующий уровень развития и рост банковской системы, рынка ценных бумаг и рынка капиталов. Кредитная политика этих субъектов должна быть направлено на подъем инвестиционной активности предприятий, особенно использование кредита в реальном секторе экономики. Производственный сектор остро нуждается в трансформации сбережений в инвестиции через банковскую систему, а роль государства заключается в то, что сделать экономику управляемой.

Сегодня основная проблема заключается стимулирование экономического роста, путём обеспечения о потребности экономики республики инвестициях. Такими источниками могут стать кредитные ресурсы банков второго уровня. Однако некоторые банки республики и их практика кредитования предприятий не способствуют устойчивому росту производства и прогрессивному рыночному хозяйствованию. Много из них не располагали денежными средствами для предоставления кредита под приемлемые проценты, которое составляют от 18% до 24%, а в некоторых случаях и 36% годовых. Многие банки забывают, что улучшение их хозяйственной деятельности и повышение рентабельности зависит от предоставления кредитов под взаимовыгодные проценты. Важнейшим направлением развития экономки республики является эффективная кредитная банков государство.

За 2008-2009гг. банками страны для поддержки малого и среднего бизнеса предоставлено кредит на 7 миллиардов сомони, за из них свыше 2,8 млрд. сомони составляют краткосрочные кредиты, выданные предпринимателям. За этот период краткосрочные кредиты направлялись в основном производственную сферу, в том числе 33% в сельском хозяйстве и 24% в промышленности[3, с.291].

Таким образом, для решение проблемы развития экономики Республики Таджикистан, в том числе Хатлонской области необходимо:

- создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д;

- обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки (коррупция, взятничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны вцелом;

- обеспечение деятельности тех отраслей, которые будучи малорентабельными, не представляют интереса для частного капитала, но развитие, которых определяет общие условия воспроизводственного процесса (прежде всего отраслей инфраструктуры);

- оздоровление отраслей, переживающих кризисы, которое осуществляется различными способами, включая концентрацию производства, его кооперацию, диверсификацию, субсидирование госпредприятий вплоть до их национализации;

- индустриализация отсталых районов через проведение соответствующие региональной политики- строительство промышленных предприятий, создание дополнительных рабочих мест, переподготовки кадров в целях сглаживания социально-экономических противоречий;

-финансирование, организацию в управление государственными заказами на товары и услуги для нужд государственного потребления;

- охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, устранение предпосылок возникновения техногенных катастроф и проведения других мероприятий экологической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Масова Р.М. История таджикского народа. Т.У1. Новейшая история (1941-2010) // Под общей редакцией академика Академии наук Республики Таджикистан. Монография / Р.М.Масова.-Душанбе,2011.- 687 с.

2. Собирова К.Д. Вклад фонд Ага Хана в восстановление экономики и решение социально- культурных проблем ГБАО республики Таджикистан. /К.Д Собирова//Дис. канд ист. наук.- Душанбе, 2003.-157 с.

3. Алиёрова М. Проблемы инвестирования реального сектора экономики Таджикистан/МАпиёрова// Материалы международной конференции на тему «Экономический рост в условиях глобализации» (11-12 июня 2010 года.-ДушанбеД)10.-С289-293.

4. Миралиев А.М.Экономические преобразования и развитие производительных сил Хатлонской области/А.М Миралиев//Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2001.-№3.-С.59.

5. Назархудоева Г. Факторы, влияющие на инвестиционный процесс Таджикистана/Г.Назархудоева// Материалы международной конференции на тему «Экономический рост в условиях глобализации» (11-12 июня 2010 годаДушанбе,2010.-С286-289.

6. Рахмонов. Э.Ш. Ответственность за будущее нации/ Э. Ш. Рахмонов// Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 2003.-№2.-С.5-31.

7. Рахимов Р.К Экономический рост: региональный аспект исследования/ Р.К. Рахимов// Экономика Таджикистана: стратегия развития.-Душанбе,2003.-№2.-С.50- 70.

8. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова Маджлиси Оли Республики Таджикистан// Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе,2004.-№2.-С5-33 .

9. Статистика регионы Таджикистана. -Душанбе,2000.- С.108.

10. Текущий архив Центра стратегических исследований при Президента Республики Таджикистан. Отчёты «Анализ и оценка основных индикаторов макроэкономических показателей развития экономики Республики Таджикистан».- 2004.-Л.7

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОСТКОНФЛИКТНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ХАТЛОНСКОЙ ОБЛАСТИ

В данной статье автор на основе анализа научной литературы рассматривает, экономик Хатлонской области 90-х годов в результате разрыва экономических связей с бывшими союзными республиками, а также переход на рыночные отношения и гражданскую войн. Возможности развития экономки за счёт увеличения производства товаров и услуг не использовались, а потому объёмы промышленного и сельскохозяйственного производства существенно уменьшились. В республике Таджикистан вследствие распада СССР, разрыва традиционных хозяйственных связей с другими республиками, а также гражданской войны и продолжительной общественно-политической нестабильности объемы целевых инвестиций в соответствии отраслевых необходимостей из всех источников финансирования сократились до критически низкого уровня. Следует отметить, что инвестиционный коэффициент отраслей в Республики Таджикистан как не был определён при СССР, так и до сих пор эта величина остаётся неизвестной переменной в том числе и по отдельным регионам республики. На мировых ринках капитала Республики Таджикистан все еще остаётся заемщиком и при недостаточном уровне сбережений внутри страны экономика нуждается в существенном увеличении притока прямых иностранных инвестиций и капиталовложений.

Ключевые слова: иностранных инвестиций, привлечение, капиталовложений, экономика, Хатлонской области, Республика Таджикистан, гражданской войны, экономических реформ, финансовых институтов.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN SOLVING THE PROBLEMS OF POST-CONFLICT RECONSTRUCTION AND FURTHER DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF KHATLON REGION

Based on an analysis of the scientific literature, the author considers in this article that the economy of the Khatlon region of the 90s as a result of the breakdown in economic ties with the former Soviet republics, as well as the transition to market relations and civil war, did not use the possibility of developing the economy by increasing the production of goods and services, but because the volume of industrial and agricultural production has decreased significantly. In the Republic of Tajikistan, due to the collapse of the USSR, the rupture of traditional economic ties with other republics, as well as the civil war and prolonged socio-political instability, the volume of targeted investments from all sources of financing reduced to critically low levels in accordance with industry needs. It should be noted that the investment coefficient of industries in the Republic of Tajikistan was not determined during the USSR, and so far this value remains an unknown variable, including for certain regions of the republic. At the world capital markets of the Republic of Tajikistan, it still remains a borrower, and with insufficient savings within the country, the economy needs to significantly increase the inflow of foreign direct investment and investment. It should be noted that attracting investment in the Tajik economy is one of the necessary conditions for the country to overcome the economic crisis. This requires significant regulatory and organizational efforts by both local authorities and individual enterprises, andfinancial institutions. In general, these efforts should be aimed at creating favorable conditions for attracting foreign investment.

Keywords: foreign investment, attraction, capital investment, economy, Khatlon region, Republic of Tajikistan, civil war, economic reforms, financial institutions.

Сведения об авторе:

Шарифзода Рамазана Алимурод - Таджикски национальны Универстет, аспирант кафедрыг история таджикский народа. Тел.: (+992) 908811158. E-mail:ramazonsharizoda@mail.ru Адрес: Республика Таджикистан, гДушанбе, ул.Б. Гафуров, 44/2.

About the author:

Sharifzoda Ramazoni Alimurod - Tajikski national University, the competitor of the department of history tajik, Tel.: (+992) 908811158. E-mail:ramazonsharizoda@mail.ru 44/2, street B Gafurov, Dushnbe city, Republic of Tajikistan.

ИНЪИКОСИ ИХТИЛОФИ ШИАВУ СУННЙ ВА ОКИБАТХ,ОИ ОН ДАР «ИЩИЛОБИ ФИКРИ ДАР БУХОРО»-И САДРИДДИН АЙНИ

Хрмидова М.М.

Донишгози давлатии ууцуц, бизнес ва сиёсати Тоцикистон

Кабл аз он ки, дар бораи инъикоси ихтилофи шиаву суннй ва окибатдои он дар «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро» - и Садриддин Айнй маълумот дидем, тасмим гирифтем, андаке бошад хам, оид ба таърихи пайдоиши равиядои мазкур маълумот дода бошем: дар нимаи асри VII дар дини Ислом ду равия ба вучуд меояд, ки номдои суннию шиаро ба худ мегиранд. Пайдоиши ондо ба масъалаи докимият алокаманд буда баъди вафоти дазрати Мудаммад сари масъалаи кй бояд халифа (чонишин) - и дазрати Мудаммад мусулмонон бошад, тафрика ба вучуд омад.

Як гуруд акида доштанд, ки халифа метавонад, дар мусулмон, дар айни замон аз ёрону дамсафони пайтамбар, интихоб шавад, ки минбаъд дар таърихи дини Ислом бо унвони маздаби суннй маълум мешаванд. Маздаби суннй — як равияи асосии динии ислом буда, пайравони он гайр аз Куръон боз Суннаро, ки дадиси мукаддас дисоб мешавад ва дар он фикру акида, гуфтордои Мудаммад ва пайравони у, халифдо: Абубакр, Умар, Усмон ва Хайдар (Алй) баён карда шудаанд, эътироф менамоянд. Суннидо баробари халифдоро докимони олии аз тарафи Худо таъиншуда шуморидан, боз бо парастишу маросимдои мусулмонй аз шиадо фарк мекунанд..

Гуруди дигар, ки бо номи шиамаздабон ёд мешаванд, талаб мекарданд, ки чунин шахс (халифа - ХМ) тандо аз авлоди пайтамбар, яъне Алй бояд бошад. Тарафдорони акидаи аввал аксарият буданд ва фикри ондо дар амал татбик гардид. Халифаи аввал дазрати Абубакри Сиддик интихоб шуд ва баъди вафоти у дазрати Умар, баъд дазрати Усмон ва сипас дазрати Алй. Бо вучуди ин дар байни тарафдорони дар ду акида мубориза катъ нашуд. Дар ин мубориза дазрати Усмон ва дазрати Алй кушта шуданд. Тарафдорони дазрати Алй ва асли ворисият (адли байт)-ро шиа (шиату Алй-дизби дазрати Алй) мегуфтанд.

Дар дарозои рушди дини Ислом - дамчун дини чадонй, муборизаи равиядои мазкур то замони муосир идома дошта, дар миёнаи асри XIX ва аввали асри ХХ низ дар аморати Бухоро ин долат мушодида мешавад, ки онро мо дангоми омузиши манбаъдои таърихй, аз он чумла дар асари тозапайдои устод Айнй «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро» мушодида менамоем. Чунончи, дангоми тадлили асари мазкур аён шуд, ихтилофи равиядои шиа ва суннй дар Бухоро ин ихтилофи маздабй набуда, балки ракобати сиёсй ва чодталошй мадсуб меёфт.

Моди январи соли 1910 дар шадри Бухорои Кудна — маркази аморати Бухоро, дар байни суннимаздабон ва шиамаздабони панч шабонаруз, яъне аз 21 то 26 январ хунрезии дадшатноке идома ёфтааст, ки он вокеа дар таърихи бисёрдазорсолаи ин маркази тамаццуни Машрикзамин садифаи фочиавитарин ба дисоб меравад. Устод Айнй дар асари худ 'Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро" низоъи суннй ва шиаро дар бобдои «Фитнаи шиаву суннй» ва «Асари мунозиаи мактаб ва мучодилаи шииву суннй» батафсил тасвир намуда, дар бораи сабаби ин ихтилоф чунин менависад: «Чун фитнаи шиаву суннй дар паси мунозиаи мактаб вокеъ шуд ва дамон одамоне, ки дар мактаб эчоди фитна карданд, дар ин фочиа низ сабаби дакикй эшон буданд, чи кадаре аз асбоби вокеоти ин фочиа низ баён намудан муносиб афтод. Харчанд дар солдои пеш, як-ду бор дар миёни ин ду фирка дар Бухоро ихтилоф афтода бошад хам, ба тадбири кордорони дукумат кудурат рафъ шуда, бародарвор зиндагонй мекарданд. Дар миёни раия ва адолй аслан кудурат ва ранчиш аз якдигар набуд. Аммо дар миёни маъмурони дукумат дамеша нифок ва кудурат буд. Дар дакикат, сабаби ин ихтилоф ихтилофи маздаб набуд, балки ракобати сиёсй ва чодталошй буд. Азбаски кори вазорат ва закот дамеша ба дасти тоифаи эронй буд, хазоин ва дафоини дукумат аз дасти эшон мегузашт, сиподиёни элдор ва навкарони бухориюласл аз ин вачд ба дил кинаи сахт доштанд. Чун Бурдониддини раис бинобар асбобе, ки дар сафдадои боло баён ёфт, хамеша дар садади афтондани Остонакули кушбегй буд, як сол боз барои фитна фурсат мекофт. Дар ин фитна низ вакили аввали Бурдониддини раис, мулло Камар буд; тафсил он ки: дар авоили соли 1327 дичрй рузе дар хонаи Fиёс Махдуми Аълам, домулло Абдураззоки муфтй, мулло Холи Тошкандй, мулло Файзии муфтии Тошкандй ва мулло Камари тотор хузур доштанд. Факир низ дар он мачлис дозир будам.>>[1, с.75]

Аз асари мазкур дангоми тадлилу баррасй маълум мешавад, ки аксарияти мардуми аморати Бухоро (точикдо, узбекдо, туркмандо ва гайра) пайравони маздаби суннй буданд. Эътикодмандони равияи шиа, асосан эрониёне ки дар шадри Бухорои Кудна ва дедадои атрофи он мезистанд, ташкил мекарданд. Мадз, дамин фаркияти маздабй халкдои асосии ориёй ва форсизабон — точикон ва эрониёнро аз дамдигар чудо намудааст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.