УДК: 341.1/8
СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРОВИНЦИЯМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В данной статье рассматриваются нормативная база, благодаря которой Республика Башкортостан осуществляет сотрудничество с провинциями Китайской Народной Республики. Представлены соглашения, заключенные между Республикой Башкортостан и отдельными провинциями Китая; направления сотрудничества в сфере экономики, бизнеса и предпринимательства; официальные визиты делегаций как в Республику Башкортостан, так и в провинции Китая; ряд проектов китайских компаний, осуществляемых в различных отраслях экономики Республики Башкортостан. Проанализированы перспективы развития сотрудничества между республикой и провинциями Китая.
© Р.Р. Юмагузин
аспирант,
Башкирский государственный университет, ул. Заки Валиди, 32
450076, г. Уфа, Российская Федерация, эл. почта: [email protected]
Ключевые слова: международное сотрудничество, Российская Федерация, Китайская Народная Республика,, Республика Башкортостан, провинция, Хэйнлунцзян, Ляонин, соглашение, проект, заседание
© R.R. Yumaguzin
COOPERATION BETWEEN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (RUSSIAN FEDERATION) AND SOME PROVINCES OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Bashkir Sttate University, 32, ulitsa Zaki Validi, 450076, Ufa, Russian Federation, е-mail: [email protected]
The objective of this article is to highlight the regulatory framework that serves as a basis for fruitful cooperation between the Republic of Bashkortostan and the People's Republic of China. It considers the agreements concluded between the Republic of Bashkortostan and individual provinces of China, fields of their cooperation in economy, business and entrepreneurship, mutual official visits, and a number of Chinese projects implemented in various economic sectors in the Republic of Bashkortostan. It also analyses the prospects for the development of cooperation between Bashkortostan and the provinces of China.
Key words: international cooperation, Russian Federation, People's Republic of China, Republic of Bashkortostan, province, Heilongjiang, Liaoning, agreement, project, meeting
Внешнеэкономическая деятельность — одно из важнейших направлений деятельности государств независимо от их политического режима и государственного строя. Увеличение экономической самостоятельности регионов, характерное для современного периода развития Российской Федерации, способствует расширению их внешних связей в первую очередь в такой их традицион-
ной форме, как внешняя торговля. Названная проблема привлекает внимание исследователей, получила отражение и в 7-томной «Башкирской энциклопедии» (Уфа: Башк. энцикл., 2005-2011).
Для реализации вышеизложенного необходима широкая, раскрывающая все тонкости внешнеэкономической деятельности, нормативная база. К настоящему времени как
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2
2015, том 20, № 3
на федеральном уровне, так и на республиканском, создано большое количество нормативных правовых актов, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность. Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации. Она разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами.
Статьей 72 Конституции РФ определены полномочия, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции, РФ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Для реализации п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ 2 декабря 1998 г. Государственной Думой принят Федеральный закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Данный Закон устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов РФ при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей. Федеральный закон также установил регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 названного Федерального закона субъекты РФ, в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных
федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств [1].
Статья 96 Конституции Республики Башкортостан закрепила за Правительством РБ полномочие осуществлять деятельность в сфере внешнеэкономических связей республики [2], т.о., основополагающий документ определил стратегию развития внешнеэкономической деятельности в постсоветский период.
Указом Президента РБ от 4 марта 1996 г. была утверждена Концепции внешнеэкономической деятельности республики. В ней определены приоритеты структурной, инвестиционной и региональной политики, а также место республики в современном общероссийском механизме регулирования внешнеэкономической деятельности, намечены направления и принципы формирования правовой основы деятельности рв этой сфере [3].
В целях исполнения Закона РБ от 8 мая
1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Республике Башкортостан» [4], а в дальнейшем и Закона РБ от 6 марта 2001 г. «О развитии внешнеторговой деятельности в Республике Башкортостан» [5] высшим исполнительным органом РБ утверждались Программы развития внешнеторговой деятельности республики. Первая Программа развития внешнеторговой деятельности РБ была принята постановлением Кабинета Министров РБ от 11 июня 1999 г. «О Программе развития внешнеторговой деятельности Республики Башкортостан на
1999 год» [6]. В дальнейшем аналогичные постановления принимались в 2001, 2005, 2007, 2009 гг. В этих Программах указывались: цели и задачи; сроки реализации; источники фи-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2015, том 20, № 3 (79) 11111111111111111111111111111111111111111111111111111^3
Р.Р. Юмагузин ОЯН¥/Ш/////////////////Ж
нансирования; ожидаемые конечные результаты реализации Программ, устанавливался контроль за ходом их выполнения. Реализация Программ создала благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений со странами СНГ и Балтии, Европейского Союза, Центральной и Восточной Европы, со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Значимым событием в развитии внешнеэкономической деятельности субъектов федерации стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., принятая 17 ноября 2008 г. Правительством РФ [7]. Согласно Концепции, при разработке долгосрочных целевых программ в будущем необходимо определять цели для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.
В соответствии с названной Концепцией в Республике Башкортостан принята Стратегия социально-экономического развития РБ до 2020 г., которая предусматривает проведение ряда работ, направленных на обеспечение устойчивого функционирования и развития хозяйственного комплекса Республики Башкортостан, обеспечивающего повышение качества жизни населения до уровня наиболее развитых стран; позиционирование Башкортостана как опорного региона России [8].
Сформировавшаяся база нормативных правовых актов способствует повышению уровня взаимодействия Республики Башкортостан с регионами зарубежных стран. Республикой накоплен значительный опыт международного сотрудничества, который выражается в расширении внешнеторговых отношений, привлечении иностранного капитала в реальный сектор экономики [9, с. 209].
Связи Республики Башкортостан с Китаем осуществляются в рамках отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписаны соглашения: между Правительством Хэйлунцзянской провинции КНР и Правительством РБ РФ об укреплении связи и сотрудничества (г. Харбин, 26 ноября 1993 г.); между Правительством РБ РФ и Народным Правительством провинции Ляонин КНР о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве (г. Москва, 25 февраля 1999 г.); о принципах сотрудничества между Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ и Управлением сельского хозяйства Народного Правительства провинции Ляонин (23 сентября 1999 г.); о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Администрацией г. Уфы и Народным Правительством г. Шэньян провинции Ляонин (30 ноября 1999 г.). В рамках выполнения соглашения между Правител-ством РБ и Народным Правительством провинции Ляонин создана Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РБ и провинцией Ляонин. В ноябре 1999 г. во время визита в г. Уфу делегации Народного Правительства провинции Ляонин состоялись первое заседание этой Международной комиссии, бизнес-встреча, в которой участвовали свыше 300 представителей деловых кругов республики и провинции. Второе заседание комиссии было проведено в январе 2001 г. во время визита делегации РБ в г. Шэньян -столицу провинции Ляонин. В октябре 2008 г. официальная делегация г. Уфы приняла участие в работе II Форума по развитию СевероВосточной Азии-2008 (г. Шэньян). Тогда же был подписан протокол о намерениях между городами Шэньян и Уфа [10]. Этими документами, а также договоренностями в ходе обмена официальными делегациями заложены основы для взаимодействия РБ с провинция-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2015, том 20, № 3 (79) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
ми, корпорациями и инвестиционными компаниями Китая.
В июле 2008 г. с деловым визитом в республике находилась китайская делегация во главе с генеральным директором компании «Шеньянг Сейлинг Интернэшнл Трэйд К° Лтд». Делегация провела встречи с руководством ОАО «Синтез-Каучук» (г. Стер-литамак) и ОФО «Нижнекамскнефтехим». В июне 2010 г. делегация ОАО «Туймазыстек-ло» приняла участие в международной выставке «China Glass-2010» в Китае. на которой более 700 фирм предлагали свои разработки в области производства стекла, оборудование для стекловарения, переработки стеклобоя. В июне 2012 г. в РБ находилась делегация компании «Trinagle Group» с целью изучения возможностей строительства на территории республики завода по производству автомобильных шин. В конце ноября—начале декабря 2012 г. в ходе визита в РБ делегация Дацинской корпорации «Цзинь Мао» провинции Хэйлунцзян изучала возможности инвестирования в экономику РБ, в т.ч. в сферу кожевенного производства, тепличного хозяйства, деревообработки [10].
В июне 2012 г. официальная делегация Республики Башкортостан приняла участие в работе 23-й Харбинской торгово-экономической ярмарки, в церемонии открытия «Дня России»; в заседании Постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Также состоялись встречи и переговоры в Правительстве провинции Хэйлунцзян. По приглашению руководства выше названной компании «Triangle Group» члены делегации посетили г. Вэйхай провинции Шаньдун [11]. 14 января 2013 г. подписан протокол о намерениях по сотрудничеству между Правительством РБ и российско-китайской компанией «Хунхуа СНГ», по которому до конца 2015 г. в г. Ишимбай планируется запуск предприятия по выпуску тяжелых буровых установок для разведки и разработки месторождений нефти и газа [10]. В августе 2013 г. в Уфе подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством РБ, предприятием ООО «Ротофлай» (РБ) и Инвестиционной компанией «УТУН»
Встреча Главы Республики Башкортостан Р.З. Хамитова с губернатором провинции Цзянси Лу Синьше. Китай, май 2014 г.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2015, том 20, № 3 (79) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII 1111111111111^9
Р.Р. юмагузин ШШШШВШНШЖШШНШ
(КНР) об организации в Башкирии производства сверхлегких вертолетов гражданского назначения с применением технологии, подготовленной в ООО «Ротофлай» [11].
В мае 2014 г. Глава РБ Р.З. Хамитов в составе официальной делегации России во главе с Президентом РФ В.В. Путиным посетил КНР. В рамках этого визита был подписан пакет важных межправительственных, межведомственных и коммерческих документов между РФ и КНР. Среди них и соглашение о сотрудничестве между Правительством РБ и Народным Правительством провинции Цзянси, скрепленное подписями Главой РБ Р.З, Хамитовым и губернатором провинции Цзянси Лу Синьше. В документе прописано, что стороны будут развивать прямые взаимовыгодные контакты между хозяйствующими субъектами, организациями и объединениями, зарегистрированными в РБ и провинции Цзянси; Цукреплять сотрудничество в сферах комплексного использования отходов горнорудной промышленности, глубокой переработки меди, цветных металлов, автомобиле-
строения и автомобильных комплектующих, переработки сельскохозяйственной продукции и строительных материалов [12].
В настоящее время на территории Республики Башкортостан действует 26 предприятий различных отраслей промышленности и торговли, созданных при участии компаний из Китая [10]. Растут объемы внешнеторгового оборота РБ и Китая. В 2005 г. он составил 239,8 млн долл. США; экспорт РБ в Китай — 186,6 млн долл., в его товарной структуре преобладали продукция машиностроения, нефтехимической промышленности; импорт из Китая в РБ телекоммуникационного оборудования, чая и другой продукции составлял 53,2 млн долл. [13, с. 417]. К концу 2012 г. внешнеторговый оборот Башкирии с Китаем вырос до 609,8 млн долл. США, в т.ч. экспорт — до 483,0 млн долл., импорт — 126,8 млн долл. В общем объеме внешнеторгового оборота республики КНР находился на шестом месте, в 2014 г. — на пятом месте. Среди продукции, которая экспортируется Башкортостаном в КНР — нефть и нефтепродукты, вер-
После заседания Совета глав государств-членов ШОС в расширенном составе с участием делегаций. Уфа, 10 июля 2015 г.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2015, том 20, № 3 (79) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
сотрудничество республики башкортостан российской федерации.
толеты и турбореактивные двигатели, сера и продукция химической промышленности, мед и другие товары. Из импортируемых из Китая товаров основную долю занимают электрооборудование и запорные арматуры, литейные машины и погрузчики, металлоизделия и химическая продукция, обувь, текстиль, консервированные овощи и фрукты
[14].
26 марта 2015 г. в Доме Республики состоялась встреча Главы РБ Р.З. Хамитова с Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Российской Федерации Ли Хуэем, в ходе которой стороны обсудили перспективы промышленного, торгово-экономического, инвестиционного и научного сотрудничества, а также вопросы укрепления взаимодействия регионов России и Китая [15].
Проведенные 8-10 июля 2015 г. в столице Республики Башкортостан г. Уфе саммиты стран ШОС и БРИКС укрепили сотрудничество Российской Федерации с 15 государствами-членами ШОС и БРИКС, в т.ч. с Китайской Народной Республикой.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность Республики Башкортостан, направленная на привлечение в республику инвестиций и передовых технологий из Китай, продвижение продукции республиканских товаропроизводителей на внешние рынок, создание и поддержание позитивного имиджа республики на международной арене, выходит на новый уровень. Республика Башкортостан ведет сотрудничество с рядом провинций, со многими корпорациями и инвестиционными компаниями Китая. На территории республики реализуется ряд совместных с Китаем проектов в различных отраслях экономики.
Состоявшиеся в Уфе 8-10 июля 2015 г. саммиты ШОС и БРИКС дали возможность открыть Башкортостан для бизнес-сообществ стран-членов ШОС и БРИКС. Итоговым документом саммита группы БРИКС стала Уфимская декларация, подтвердившая единство взглядов БРИКС на мировые проблемы и готовность в большей мере принимать совместное участие в их решении.
ИСТОЧНИКИ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 4.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 2, 11.01.1999, ст. 231. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 г. № ВС-22/15 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2003. № 1(157); ст. 3 в редакции от 4 марта 2014 г. № 57-з. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Указ Президента Республики Башкортостан от 4 марта 1996 г. № УП-130 «О Концепции внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания,
Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1996. № 10 (52), ст. 703. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Закон Республики Башкортостан от 8 мая 1998 г. № 158-з «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Баш-кортостан.1998. № 14 (80), ст. 835. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Закон Республики Башкортостан от 6 марта 2001 г. № 185-з «О развитии внешнеторговой деятельности в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. № 8(192), ст. 1053. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 июня 1999 г. № 169 // Ве-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2015, том 20, № 3 (79) 1111111111111111111111111111111111111111 ННПННшЕц
сотрудничество республики башкортостан российской федерации.